2. Представители Президента Республики Калмыкия в районах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия (Озаев В.Б.), Республиканский центр по реформированию агропромышленного комплекса Республики Калмыкия (Бакаев Э.Н.) несут персональную ответственность за исполнение Программы.
В целях контроля Государственному Комитету Республики Калмыкия по статистике ввести регулярную государственную отчетность о ходе реформирования агропромышленного комплекса Республики Калмыкия.
3. Государственному Комитету Республики Калмыкия по земельным ресурсам и землеустройству совместно с заинтересованными организациями в 1998-1999 годах, провести экономическую аттестацию землепользователей в целях перераспределения земель сельскохозяйственного назначения в интересах эффективных собственников.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Советника Президента Республики Калмыкия Павлова С.П.
Президент
Республики Калмыкия |
К.Илюмжинов |
г.Элиста
27 апреля 1998 года
N 82
Республиканская целевая программа
реформирования агропромышленного комплекса
Республики Калмыкия и структурной перестройки на селе
(утв. Указом Президента Республики Калмыкия
от 27 апреля 1998 г. N 82)
Паспорт программы
Наименование программы Республиканская целевая программа
реформирования агропромышленного
комплекса Республики Калмыкия и
структурной перестройки на селе
Государственный заказчик Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Республики Калмыкия
Исполнители и соисполнители Республиканский центр по реформиро-
программы ванию агропромышленного комплекса
Республики Калмыкия, Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Калмыкия, Госкомитет по
земельным ресурсам и землеустройству
Республики Калмыкия, Представители
Президента Республики Калмыкия в рай-
онах, районные группы реформирования
агропромышленного комплекса, руково-
дители сельхозпредприятий, научно-
исследовательские учреждения РК
(КНИИСХ, КГУ и др.).
Разработчики программы Республиканская рабочая группа рефор-
мирования АПК, Республиканский центр
по реформированию АПК Республики
Калмыкия, Министерство экономики
Республики Калмыкия, Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Калмыкия, Госкомитет по
земельным ресурсам и землеустройству
Республики Калмыкия, Министерство
финансов РК, научно-исследовательские
учреждения РК (КНИИСХ, КГУ и другие)
Сроки реализации программы 1998-2001 годы
Основные программные Осуществление организационных, право-
мероприятия вых и финансово-экономических меро-
приятий по выводу агропромышленного
производства из кризиса и устойчивое
его развитие. Формирование эффективно-
го многоукладного аграрного сектора
экономики. Активизация инвестицион-
ной деятельности, восстановление и
развитие производственного потенциала,
улучшение социального положения сель-
ских жителей.
Контроль за реализацией про- Республиканский центр по реформиро-
граммы. ванию АПК Республики Калмыкия,
Представители Президента Республики
Калмыкии в районах, Госкомитет по
земельным ресурсам и землеустройству
Республики Калмыкия представляют
ежеквартально доклады-отчеты о ходе
реформирования АПК и Минсельхозпрод
Республики Калмыкия, в Республикан-
скую комиссию по реформированию
сельскохозяйственных предприятий, для
обобщения и последующего направления
Президенту Республики Калмыкия
Важнейшие целевые показатели Прекращение спада производства и дос-
тижение уровня производства к 2001
году во всех категориях хозяйств:
- Зерна (в весе после доработки) -
591,7 тыс.тонн,
- овощей - 23,6 тыс.тонн,
- картофеля - 9,6 тыс.тонн,
- скота и птицы (в живом весе) -
42,9 тыс.тонн,
- молока - 67,4 тыс.тонн,
- яиц - 61,9 млн.штук,
- шерсти (в физическом весе) - 4441
тонн.
Ожидаемые конечные результаты Повышение эффективности сельскохо-
зяйственного производства; рост произ-
водства продукции сельского хозяйства;
увеличение среднедушевого потребления
продуктов питания за счет собственного
производства; повышение уровня жизни
сельского населения.
Введение
Основанием для разработки Республиканской целевой программы реформирования агропромышленного комплекса Республики Калмыкия (далее именуется - Программа) является распоряжение Президента Республики Калмыкия от 10 марта 1998 года N 32-рп.
Программа разработана в соответствии с порядком разработки и реализации целевых программ Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 апреля 1996 года N 64 "О порядке разработки, утверждения и реализации целевых программ Республики Калмыкия".
Разработка Программы основана на программно-целевом подходе, анализе состояния агропромышленного комплекса и результатах осуществления аграрной и земельной реформы.
Достижение основной цели реализуется посредством программных мероприятий, составленных по уровням, срокам исполнения и с расчетами потребности в финансировании.
Важным критерием для включения мероприятий в состав программы является значимость той или иной проблемы и при условиях дефицита бюджетных средств мероприятия осуществимы за счет организационных мер и представляющие совокупность взаимоувязанных приоритетов республиканского и районного значения.
В программе акцепт сделан на мероприятия по реформированию АПК, обеспечивающие принципиальную структурную перестройку в этой сфере, способную привести к серьезным позитивным качественным изменениям, которые позволят в последующем осуществить долговременное поступательное его развитие. В связи с этим, в программе отсутствуют многие специальные производственные вопросы, которые должны решаться за ее пределами, благодаря условиям, создаваемым в результате реализации программных мероприятий.
Организационные формы и методы управления программой, механизм ее реализации и координации позволяют вносить коррективы в перечень программных мероприятий и сроков их выполнения. Это делает программу гибкой, хорошо адаптируемой к быстро меняющейся экономической ситуации.
Программа подготовлена Республиканской комиссией по реформированию сельскохозяйственных предприятий, утвержденной распоряжением Президента Республики Калмыкия от 10 марта 1998 года N 32-рп с участием заинтересованных министерств и ведомств.
1. Цели, задачи, сроки и периоды реализации Программы
Основная цель Программы определяется как формирование эффективного агропромышленного производства для создания достаточной продовольственной обеспеченности населения при комплексном социально-экономическом развитии сельской местности. Реализация данной программы позволит:
- гражданам реализовать свои имущественные права и права на самоопределение организационных форм хозяйствования основанных на частной собственности;
- стимулировать рациональное использование земли, достичь эффективности земледельческого труда, путем формирования частной собственности на землю и на средства производства.
Главными задачами Программы являются:
- отработать и создать рациональные модели реформирования, способствующие эффективному и устойчивому развитию предприятий всех сфер АПК;
- восстановить, обеспечить воспроизводство, модернизацию производственного потенциала АПК;
- обеспечить структурную перестройку на селе и комплексное развитие сельской местности, соответствующих рыночным отношениям.
Реализация Программы запланирована на 1998-2001 годы. Действие ее мероприятий будет распространяться на срок до 2010 года. При этом выделяются три периода:
- 1998-1999 годы - реорганизационный;
- 2000-2001 годы - стабилизационный, после кризисного развития;
- 2002-2010 годы - постпрограммного развития.
Решение вышеназванных задач требует ускорения земельных и аграрных реформ, оказания информационной, организационно-правовой и финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей со стороны министерств и ведомств республики, федеральных органов и позволит вывести аграрный сектор республики на уровень производства соответствующий требованиям технологичности, эффективности и конкурентоспособности.
2. Концепция и методология реформирования экономики
АПК республики
В целях реализации задач, определенных Программой, а также выполнения решений федеральных и региональных органов власти по вопросам функционирования АПК, необходимо наряду с преобразованием структуры сельскохозяйственного производства, внедрением прогрессивных форм организации и оплаты труда, улучшением качества производимой продукции - все меры направить на экономические преобразования в аграрном секторе.
При этом приоритетными, в условиях дефицита бюджетных средств, будут следующие мероприятия:
- инвентаризация всех долгов-обязательств, по возможности проведение их реструктуризации;
- инвентаризация земель и всех основных фондов, а также проведение списания, консервации и переоценки пришедших в негодность или незадействованных активов;
- инвентаризация объектов социально-культурной сферы и передача их на баланс муниципальных образований;
- введение особого порядка контроля за финансово-хозяйственной деятельностью хронически неплатежеспособных хозяйств, установление лимитов финансирования, в том числе на управленческий аппарат;
- регистрация и оценка эффективности всех бартерных сделок, осуществляемых сельхозпредприятиями;
- совершенствование внутрихозяйственных отношений;
- снижение материальных затрат, экономия энергоносителей, наведение порядка в учете, в том числе для предотвращения фактов краж и хищений, упорядочение вывоза сельхозпродукции за пределы республики;
- строгий учет материальных затрат, связанных с содержанием личного скота работников сельхозпредприятий, малообеспеченных семей и пенсионеров с последующей компенсацией или взаимозачетами;
- отслеживание соблюдения нормативных расчетов производства сельскохозяйственной продукции на гектар сельхозугодий и на рубль материальных затрат;
- совершенствование кадровой политики и кадрового потенциала в агропромышленном комплексе Республики Калмыкия.
Рынок производства сельскохозяйственной продукции в Республике Калмыкия является многоукладным и представлен на современном этапе следующими категориями хозяйств:
- сельскохозяйственные предприятия (колхозы, совхозы, КСП, товарищества, АО и т.д.);
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- личные подсобные хозяйства граждан.
Совершенствование форм собственности и хозяйствования будет осуществляться исходя из принципов, что каждая категория хозяйств имеет определенные экономические направления в сельскохозяйственном производстве, а их объединение по отдельным технологическим стадиям производственного процесса или же в самой системе разделения труда обеспечивает наивысший эффект в производстве продуктов питания.
Особое внимание должно быть уделено экономическому положению неплатежеспособных хозяйств и эффективности ведения отраслей сельского хозяйства.
Следует разобраться с имущественными паями м земельными долями. Вместе с трудоспособным населением определиться по организационно-правовым формам хозяйствования и провести перерегистрацию предприятий до 1 января 1999 года (кроме табунного коневодства и верблюдоводства, в качестве исключения, поскольку десятилетиями продолжающийся спад поголовья лошадей и верблюдов является трагедией национальном значимости).
Необходим дифференцированный подход к реорганизации хозяйств:
- 1 группа хозяйств - это рентабельные предприятия;
- 2 группа - хозяйства экономически неустойчивые, с убытком до 10%, с низкими производственными показателями;
- 3 группа - хронически убыточные хозяйств. Их убыток от производственно-финансовой деятельности выше 10%, а кредиторская задолженность превышает стоимость ликвидных основных средств.
Необходимо продолжить работу по реализации Договора о сотрудничестве с Российским фондом поддержки аграрном реформы и сельского развития (г. Москва) от 25.06.97 года и проведению эксперимента реформирования пилотных хозяйств в соответствии с действующим законодательством, и постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 ноября 1997 года N 311 "О реформировании агропромышленного комплекса Республики Калмыкия", предусмотрев реализацию всех прав собственников земельных долей.
Для первой группы хозяйств должно быть предусмотрено:
- выдача свидетельств на земельные доли и имущественные паи; приведение в соответствие с требованиями законодательства их организационно-правовых форм; углубление принципов внутрихозяйственного расчета; совершенствование структуры управления н внутрихозяйственных связей основанных на принципах кооперации; использование конкретной системы заключения договоров аренды земельных долей и имущественных паев с пенсионерами; работниками социальной сферы; установление численности работников в соответствии с объемами производства; развитие широкой интеграции с промышленными предприятиями; развитие вертикальной кооперации по вопросам переработки и сбыта сельхозпродукции. Все эти преобразования базируются на интенсификации отрасли, внедрении новых технологий, обеспечивающих более высокое развитие сельскохозяйственного производства.
Со второй группой работа по углублению аграрных преобразований должна проводиться в основном в том же направлении, что и с первой группой, однако большее внимание должно быть уделено оптимизации структуры производства, сочетанию отраслей, развитию личного подворья, возможной интеграции с промышленными перерабатывающими предприятиями.
С третьей группой хозяйств необходимо провести незамедлительное и глубокое реформирование, включающее следующие направления:
- анализ производственной экономической ситуации сельскохозяйственного предприятия;
- установление особого режима управления предприятием, создание Совета управляющих;
- выбор вариантов развития - сохранение предприятия или поэтапное выделение из него жизнеспособных фермерских хозяйств и кооперативов;
- выбор оптимальной организации юридической формы и переход к ней или предварительное распределение имущества и земельных паев между пайщиками;
- выявление неиспользуемых основных и оборотных средств, определение возможностей их использования, сдача в аренду, применение мер по ресурсосбережению или разработка плана последовательности выхода в фермерские хозяйства и кооперативы;
- разработка оптимального варианта структуры хозяйства и внедрение внутрихозяйственного расчета или осуществление поэтапного выхода в фермерские хозяйства и их кооперативы;
- разработка программы развития производства и сбыта продукции с учетом рыночной конъюнктуры или ликвидация прежнего убыточного хозяйства;
- контроль за выполнением мероприятий по выходу из экономического кризиса и кооперация фермерских образований на новой основе.
Сохранение специализированных хозяйств. В республике утвержден перечень 39-и специализированных хозяйств. В них предстоит провести инвентаризацию элитного поголовья, пересмотреть перечень дотируемых животноводческих племенных хозяйств. Главная особенность их реформирования - это сохранение целостного производственного комплекса без права выделения из его состава основных средств и имущества, необходимого для специализации производства. Племенная и селекционная работа должны стать приоритетными с учетом их экономической целесообразности и практической значимости.
Рациональное использование ресурсов производства и рост производительности труда в предприятиях всех сфер АПК достигается за счет внедрения эффективных систем внутрихозяйственных экономических отношений; реализация программы реформирования, осуществление структурной перестройки введение производственного бизнес-планирования. На сельскохозяйственных предприятиях необходимо осуществить освоение ресурсосберегающих систем земледелия и животноводства. Получение средств государственной поддержки предприятий АПК поставить в прямую зависимость от степени реализации вышеперечисленных мероприятий.
Структурная перестройка в перерабатывающих предприятиях, агросервисе должна осуществляться в направлении создания конкурентной среды (организация новых коллективных или частных предприятий, кооперативов, ассоциаций, компаний, мелкооптовых фирменных магазинов запчастей и частных структур с использованием передвижных средств обслуживания). В целях решения задач повышения технической оснащенности предприятий в условиях дефицита инвестиционных ресурсов развивать систему лизинга, проката техники и других форм.
Для решения проблем модернизации и технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий привлекать научно-технический и промышленный потенциал АПК республики, принимать меры по реализация проектов и мероприятий региональной программы "Обеспечение стабилизации и комплексного развития АПК Республики Калмыкия на 1996-2000 годы".
Взаимоотношения между предприятиями и АПК предполагается строить на основе более полного использования возможностей интеграции и кооперации.
Для устранения создавшегося положения в отрасли необходимо активизировать в этом направлении работу всех управленческих структур АПК по опыту других регионов, создать интегрированные структуры различных форм, направленные на консолидацию интересов участников агропромышленного производства. При этом инициаторами должны выступать не только сельхозтоваропроизводители, но и перерабатывающие предприятия.
Необходимо продолжить работу формирования законодательной и нормативной базы развития интеграции сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и обслуживающей сферы (горизонтальной и вертикальной).
С вопросами кооперации и интеграции тесно связаны проблемы развития рыночной инфраструктуры. Нужны адекватные условия рынка, технический сервис, система реализации сельскохозяйственной продукции, обеспечивающее выход сельхозтоваропроизводителя на рынок, доведение продукции до потребителя. В этих целях необходимо создание оптового продовольственного рынка, внедрение аукционной торговли шерстью, племенным скотом.
Необходимы конкретные меры государственного регулирования агропромышленного производства, регулирования отношений между всеми участниками продовольствия от первичного производства сырья до ее реализации и торговли, которые определены Федеральным Законов "О государственном регулировании агропромышленного производства" и находят отражение в ежегодных постановлениях Правительства Российской Федерации "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации".
В этих целях следует:
- выработать четкую правовую позицию в выделении и возврате бюджетных средств, в том числе кредитов;
- изменить систему финансирования АПК с переходом преимущественно на программно-целевой метод выделения средств для создания специализированных фондов льготного кредитования по формированию продовольственных фондов и осуществления текущих сезонных затрат, а также инвестирования на основе целевых программ и конкурсных торгов.
Формирование и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в целях вовлечения дополнительных ресурсов, в том числе резервов труда и личных сбережений населения на сферу производства и обеспечение на этой основе увеличения продовольственных товаров, создание конкурентной среды и формирование класса собственников. Осуществление перехода от стихийности в становлении и развитии крестьянских (фермерских) хозяйств к ежегодному квотированию их численности, получающей финансовую, кредитную и другую поддержку.
Необходимо разработать механизм финансово-кредитного и инвестиционного обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов, направленных на создание условий для развития и укрепления производства, повышения эффективности и доходности.
Приоритетное право государственной поддержки имеют хозяйства, гарантирующие возвратность кредитов и ссуд и эффективно использующие землю, как основное средство производства и принципы интенсификации.
Формирование крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо проводить на основе выбора рациональной структуры производства для данного хозяйства с учетом агроклиматических, экономических и социальных условий, а также профессионального уровня фермера.
Развитие коллективного садоводства и огородничества осуществляется в основном за счет расширения площадей под садами и огородами, посредством наделения земельными участками всех желающих заниматься этими видами деятельности.
К материально-техническому обеспечению и сбыту излишков продукции коллективных садов и огородов, также как и приусадебных хозяйств максимально привлекать потребительскую кооперацию.
Личные подсобные хозяйства населения после сельскохозяйственных предприятий являются второй по значимости категорией производителей сельскохозяйственной продукции, способствующей стабилизации продовольственного рынка в период кризисной ситуации и являющейся реальной базой создания крестьянских (фермерских) хозяйств.
Исходя из этого необходимо принять меры по увеличению количества приусадебных участков, расширению услуг личным подсобным хозяйствам через систему государственного племенного, ветеринарного, агрозоотехнического обслуживания, обеспечению граждан сортовыми семенами сельскохозяйственных культур, племенным молодняком скота и птицы, удобрениями, комбикормами, всеми видами обслуживания по доступным ценам и тарифам. Создать экономически выгодные условия для приусадебных хозяйств при реализации сельхозпродукции путем ее контрактация и авансирования, переработки на давальческих началах. На данную категорию хозяйств распространить льготы по финансовой поддержке и кредитованию сельхозпроизводства. Стимулирование их кооперирования для решения проблем материально-технического обеспечения, сбыта и переработки сельхозпродукции.
В условиях финансового кризиса большинство сельхозпредприятий, не имея денежных средств, перешло на натуральную форму оплаты труда. В результате личные подсобные хозяйства селян превратились из подсобных - в основной источник жизни.
Использование полевых наделов, находящихся за пределами населенного пункта, каждому в отдельности личному подсобному хозяйству - дело малоэффективное и трудоемкое. Более разумным и целесообразным является совместное использование технологической и экономической кооперации владельцев. Для сохранения молочного и мясного скотоводства рекомендуется, как один из возможных и апробированных вариантов, создавать товарищества на вере (ТНВ) с кооперированием общественного производства с личным подсобным хозяйством работников и пенсионеров-вкладчиков ТНВ, предусмотрев при этом передачу в аренду ТНВ коров личных подсобных хозяйств граждан. Результатом должны стать для арендодателя - ликвидация убытков от невыгодности производства, сохранение поголовья, повышение продуктивности для вкладчиков личных подсобных хозяйств - обеспечение круглогодичной занятости членов семей, ежемесячный заработок.
Успех реализации данной программы во многом будет зависеть от системы научного обеспечения АПК республики, наиболее слабым звеном которого является стадия освоения научно-технической продукции и передового опыта в конкретном производстве. Решение проблемы возможно посредством создания Республиканского Центра реформирования АПК и его сотрудничество с Российским Фондом поддержки аграрной реформы и сельского развития и другими научными, консалтинговыми фирмами Российской Федерации.
3. Основные мероприятия программы
Совокупность представленных мероприятий обеспечивает решение задач и достижение поставленных целей концептуальных направлений Программы. Несмотря на свою важную роль в реализации основной цели, каждое из мероприятий имеет при этом разную значимость. Некоторые мероприятия обеспечивают решение не одной, а нескольких задач, а иные, не требуя при этом осуществления финансовых издержек, могут быть реализованы за счет организационных мер. На такие мероприятия делается основная ставка. Часть мероприятий является весьма ресурсоемкой, но они необходимы, так как обеспечивают стабилизацию и дальнейшее развитие АПК. В связи с этим следует правильно расставить приоритеты их ресурсного обеспечения.
Основные программные мероприятия реформирования АПК Республики
Калмыкия и структурной перестройки на селе
Содержание мероприя- тий (предложения Программы) |
Что необходимо сделать или какой нормативный документ подготовить |
Сроки испол- нения |
Ответственные исполнители |
I. Мероприятия по ре- формированию земель- ных отношений в Рес- публике Калмыкия. 1.1 Разработать нор- мативно-правовые акты по реформированию земельных отношений. 1.2. Провести инвен- таризацию земель сельскохозяйственного назначения в реорга- низуемых сельхохозяй- ственных предприятиях 1.3. Рассчитать сред- нюю районную норму передачи земли в соб- ственность гражданам 1.4. Рассчитать зе- мельные доли в реор- ганизуемых сельхоз- предприятиях. 1.5. Составить проек- ты перераспределения земель реорганизуемых сельхозпредприятий. 1.6. Произвести выда- ча правоустанавли- вающих документов. 1.7. Установить нор- мативную цену земли. 1.8. Регистрация сде- лок с земельными участками. II. Мероприятия по обеспечению рацио- нального реформирова- ния и устойчивого развития предприятий АПК. 2.1. Продолжить экс- перимент по реоргани- зации 4-х пилотных хозяйств в соответ- ствии с договором со- трудничества и поста- новлением Прави- тельства РК от 21 ноября 1997 года N 311. 2.2. Произвести пере- регистрацию всех дол- говых обязательств,по возможности - рестру- ктуризация. 2.3. Провести инвен- таризацию основных средств реоргани- зуемых хозяйств, ана- лиз финансового сос- тояния, кадрового по- тенциала АПК. 2.4. Представить на утверждение Республи- канской комиссии: - типовые Уставы и учредительные документы для пред- приятий, образуемых в процессе реорганиза- ции; - списки хозяйств, подавших заявление на реорганизацию; - правила проведения распределительных собраний (аукционов). 2.5. Провести инвен- таризацию объектов социально-культурной сферы и передача на баланс муниципальных образований. 2.6. Ввести особый порядок контроля за финансово-хозяйствен- ной деятельностью не- платежеспособных хо- зяйств, установить лимиты финансирова- ния. 2.7. Провести выдачу правоустанавливающих документов. 2.8. Провести перере- гистрацию организа- ционно-правовых форм предприятий в соот- ветствии с Граждан- ским Кодексом и их специфичискими осо- бенностями (включая предприятия перера- ботки и агросервиса). 2.9. Использовать процедуру банкротства на отдельных пред- приятиях, как один из активных инструментов реструктуризации и финансового оздоров- ления. 2.10. Иметь в каждом предприятии программу реформирования, производственной и инвестиционный биз- нес-планы на бли- жайшие 3-5 лет. 2.11. Освоить в каж- дом предприятии вну- трихозяйственную си- стему экономических отношений адекватных местным условиям и требованиям рынка. 2.12. Ввести в пред- приятиях всех типов более эффективные формы и системы опла- ты труда, в том числе и создание механизма мотивации труда руко- водителей. 2.13. Создать условия по эффективному и устойчивому развитию личных подсобных хо- зяйств граждан: а) внедрить систему кооперации приусадеб- ных хозяйств друг с другом, с сельскохо- зяйственными, перера- батывающими и торго- выми предприятиями; б) решить вопросы по более эффективному использованию полевых наделов, находящихся за пределами населе- ных пунктов; в) предусмотреть пе- редачу сельхозпред- приятиями в аренду личным подворьям ско- та и птицы; 2.14. Отработать ме- ханизм по эффективно- му и устойчивому раз- витию крестьянских (фермерских) хо- зяйств: а) формирование крестьянских (фермер- ских) хозяйств прово- дить на основе выбора рациональной структу- ры производства для данного хозяйства с учетом агроклиматиче- ских, экономических и социальных условий; б) консультативная и практическая помощь по основным направле- ниям деятельности крестьянских (ферме- рских) хозяйств в об- ласти правовой защиты их интересов, в воп- росах прогнозирования производства, агро- техники, агрохимии, учета, отчетности, зооветеринарии; в) ежегодное квотиро- вание бюджетной под- держки крестьянских (фермерских) хо- зяйств; г) составление в каж- дом крестьянском хо- зяйстве бизнес-плана на ближайшие 3-5 лет; д) поддержка и разви- тие кооперации крестьянских (фер- мерских) хозяйств 2.15. Организовать системы дилерских и прокатных пунктов. 2.16. Совершенство- вать систему лизинго- вых операций. III. Мероприятия по восстановлению, обес- печению воспроизвод- ства и модернизации производственного по- тенциала АПК. 3.1. Принять меры по реализации программы "Плодородие" (в рам- ках региональной це- левой программы ста- билизации и развития агропромышленного комплекса РК на 1996- 2000 годы). 3.2. Восстановить и усовершенствовать в направлении ресурсо- сбережения индустри- альные технологии в сельхозпредприятия. 3.3. Обеспечить пере- ход несостоятельных сельхозпредприятий к малозатратным техно- логиям. 3.4. Провести инвен- таризацию, временную консервацию и опреде- лить перспективы ис- пользования каждого пустующего помещения производственного и непроизводственного назначения. 3.5. Создать систему, обеспечивающую обнов- ление сельскохозяйст- венной техники и обо- рудования в условиях дефицита инвестицион- ных ресурсов пред- приятий. 3.6.Освоить эффектив- ную для условий ры- ночных отношений сис- тему племенного жи- вотноводства 3.7. Осуществить за- мену малопродуктивно- го скота на племенной молодняк. 3.8. Создать эффекти- вную для условий ры- ночных отношений сис- тему селекции и семе- новодства 3.9. Перейти к использованию в рас- теневодстве высоко- урожайных райониро- ванных и перспектив- ных сортов. 3.10. Совершенство- вать кадровую полити- ку и кадровый потен- циал агропромышленно- го комплекса Респуб- лики Калмыкия. IV.Мероприятия по со- зданию условий для рационального рефор- мирования, эффектив- ного и устойчивого развития АПК. 4.1. Обеспечить меры государственной под- держки организациям АПК и создать необхо- димые экономические условия для их функ- ционирования: а) разработать систе- му дотаций и компен- саций с учетом эффек- тивности производства и почвенно-климати- ческих условий; б) разработать и ввести систему учета и отчетности, позво- ляющую объективно анализировать произ- водственную и финан- совую деятельнсть, устанавливать причины положительного и от- рицательного финансо- вого состояния субъектов сельхоз- производства; в) ввести обязатель- ный контроль за целе- вым расходованием средств, получаемых из госбюджета, кре- дитов и т.п. г) пересмотреть поря- док дотирования жи- вотноводческой про- дукции; оказания гос- поддержки племенного животноводства и семеноводства; д) создать фонд фи- нансовой поддержки сельхозтоваропроизво- дителей в соответст- вии с постановлением Правительства РК от 21 ноября 1997 года N 311 "О реформиро- вании агропромышлен- ного комплекса Рес- публики Калмыкия" с использованием всех источников финансиро- вания. Разработать положение и методику распределения средств; е) создать оборотный бюджетный фонд для закупки сельскохо- зяйственной продукции в региональный фонд и использование его в качестве авансовой проплаты законтракто- ванной продукции; ж) разработать поря- док обязательного страхования 39-и специализированных сельхозпредприятий; з) создать фонд фи- нансирования научного и кадрового обеспече- ния АПК; и) создать совершен- ную систему предо- ставления бюджетной ссуды сельхозтоваро- производителям, предприятиям по пере- работке сельхозпро- дукции и агросервис- ному обслуживанию для формирования продо- вольственнго фонда РК. 4.4. Улучшить инфор- мированность пред- приятий АПК о положе- нии на рынке продо- вольствия (цены, спрос, предложение, объемы продаж и т.п.) 4.5. Определить ра- циональные организа- ционно-правовые формы объединений сельско- хозяйственных, пере- рабатывающих и агро- сервисных предприя- тий, гарантирующие соблюдение интересов сельских товаропроиз- водителей. 4.6. Создать органи- зационную структуру научного обеспечения АПК республики в наи- большей степени от- вечающую условиям пе- реходного к рынку пе- риода. 4.7. Реализовать сис- тему поддержки част- ных сельско-хозяйст- венных и перерабаты- вающих предприятий по выходу со своей про- дукцией на внешний рынок. V. Мероприятия по структурной пере- стройки на селе и комплексному развитию сельской местности 5.1. Развивать раз- личные виды деятель- ности, связанные с заготовкой, хранением и переработкой сель- хозсырья. 5.2. Разработать сис- тему обслуживания сельского населения с использованием пере- движных и стационар- ных форм. 5.3. Обеспечить диф- ференцированный под- ход при передачи объектов социального назначения в ведение местных администра- ций. 5.4. Обеспечить: - организацию и про- ведение аварийно-спа- сательных и других неотложных работ на подведомственных объ- ектах и на прилегаю- щей к ним территории; - создание резервов финансовых материаль- ных ресурсов для лик- видации чрезвычайных ситуаций. |
Принять: - Закон РК "О земле", предусматривающий вве- дение частной собст- венности на земли сельскохозяйственного назначения. - Закон РК "О статусе региона Черные земли". - Указ Президента РК "О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государ- ственных и муниципа- льных предприятий" - Указ Президента РК "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные уча- стки под объектами не- движимости в сельской местности". - Распоряжение Прези- дента РК "Об утвержде- нии средней районной нормы передачи земли в собственность гражда- нам". Подготовить расчеты. Подготовить расчеты. Провести землеустрои- тельные работы, внести изменения в Государст- венные акты (свидете- льства). Выдавать свидетельства на право собственности на земельные доли, пользования и владения. Подготовить расчеты. Провести регистрацию сделок. Перезаключить договор сотрудничества. Провести собрание с кредиторами. Принять: - Закон РК "О реструк- туризации долговых обя- зательств сельхозтова- ропроизводителей по платежам в бюджеты". - Распоряжение Прези- дента РК "О комиссии Президента Республики Калмыкия по оперативным вопросам платежей, рас- четов и реструктуирова- ния долгов" Подготовить расчеты по переоценке, списанию, консервации и т.д. Принять распоряжение Президента РК "О коор- динации действий орга- нов исполнительной и государственной власти по вопросам обращения взыскания на имущество организации АПК РК". Подготовить рекоменда- ции Принять распоряжения Представителей Прези- дента РК в районах. Разработать положение об учетной политике предприятия. Выдавать свидетельства и другие документы о праве собственности на имущество. Провести семинары и собрания в соответствии с положением о Респуб- ликанском центре рефор- мирования АПК. Принять: - Указ Президента РК "О финансовом оздоровлении и реформировании непла- тежеспособных сельско- хозяйственных пред- приятий". - Распоряжение Прези- дента "Об полномочиях Терагенства Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансову оздоровлению в РК". Разработать и издать рекомендации по внед- рению внутрихозяйствен- ного расчета. Разработать и издать рекомендации "Оплаты труда от валового дохо- да". Разработать и издать рекомендации по данным вопросам. Разработать концепцию и программу развития крестьянских (фермер- ских) хозяйств. Разработать положение о дилерских и прокатных пунктах и план создания этих пунктов. Внести предложения по созданию республикан- ского лизингового фон- да. Провести фитомелиора- тивные работы по вос- становлению кормовых угодий. Подготовить рекоменда- ции по совершенствова- нию технологических процессов. Принять Закон РК "О кадровой политике в аг- ропромышленном комплек- се Республики Калмы- кия". Принять распоряжение Президента РК "Об эко- номических условиях функционирования АПК РК в 1998 году". Принять распоряжение Президента РК "О дота- циях и компенсациях сельхозтоваропроизводи- телям с учетом эффек- тивности хозяйствования и почвенно-климатиче- ских условий". Принять Указ Президента РК "О создании фонда финансовой поддержки АПК". Принять распоряжение Президента РК "О созда- нии оборотного бюджет- ного фонда для закупки сельскохозяйственной продукции для нужд ре- гионального фонда" Разработать положение о фонде научного и кадро- вого обеспечения АПК. Создать маркетинговые службы. Провести марке- тинговые исследования по определению конку- рентоспособности произ- водимой сельхозпродук- ции. Разработать рекоменда- ции по кооперации и интегрированию. Разработать районные программы структурной перестройки на селе |
1998 года 1998 года 1998 года 1998 года В процес- се реор- ганизации I квартал 1998 года В процес- се реор- ганизации В процес- се реор- ганизации Постоянно Постоянно Постоянно 1998 года март - апрель 1998 года II квар- тал 1998 года II квар- тал 1998 года 1998 год I квартал 1998 года 1998 года II кв. 1998 года II кв. 1998 года III квар- тал 1998 года I-е полу- годие 1998 года В процес- се реор- ганизации хозяйств В процес- се реор- ганизации хозяйств I квартал 1998 года II квар- тал 1998 года постоянно 1998 года В течении всего пе- риода В течении всего пе- риода. постоянно постоянно постоянно I полуго- дие 1998 года II квар- тал 1998 года III квар- тал 1998 года 1998 года 1998 года 1998 года 1998 года постоянно 1998 года |
Госкомзем РК, Минюст РК Госкомзем РК, Минюст РК Госкомзем РК, Минюст РК Госкомзем РК, Минюст РК Госкомзем РК, Минюст РК Госкомзем РК, ЮжНИИгипрозем, райогоркомземы, районные и внутрихозяйственные комиссии Госкомзем РК, ЮжНИИгипрозем ЮжНИИгипрозем, райгоркомземы, Республиканская рабочая груп- па, районные и внутрихозяйст- венные комиссии. ЮжНИИгипрозем, райгоркомземы, Республиканская рабочая груп- па, кадастровые бюро. Представители Президента РК в районах, райгоркомземы. Агентство по оценке земли, Госкомзем РК. Представители Президента РК в районах, райгоркомземы. Республиканский центр рефор- мирования АПК, Росагрофонд. Минсельхозпрод РК, Терагенст- во Федерального Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) РК, Минфин РК, Мингосимущество РК, Минфин РК, МСХ и П РК, Терагенство Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) по РК. Терагенство Федерального управления по делам о несос- тоятельности (банкротстве), Республиканский центр рефор- мирования АПК, КП ЮжНИИгипро- зем, районные и внутрихозяй- ственные комиссии, Минюст РК контрольно-правовой отдел Администрации Президента РК. Республиканский центр рефор- мирования АПК, Минсельхозпрод РК, районные и внутрихозяйст- венные комиссии. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК. Представители Президента РК в районах, районные и внутри- хозяйственные комиссии. Районные и внутрихозяйствен- ные комиссии. Центр реформирования МСХ и П РК. Представители Президента РК в районах, районные и внутрихо- зяйственные комиссии. Представители Президента РК в районах, районные и внутри- хозяйственные комиссии, руко- водители предприятий. Республиканский центр рефор- мирования АПК, Минсельхозпрод РК, Терагенство Федерального управления по делам о несос- тоятельности (банкротстве) по РК, Минюст РК. Терагенство Федерального управления по делам о несо- стоятельности (банкротстве) по РК. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК, районные и внутрихозяйствен- ные комиссии. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК, районные и внутрихозяйствен- ные комиссии, Калмыцкий НИИСХ. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК, районные и внутрихозяйствен- ные комиссии, Калмыцкий НИИСХ. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК, Гокомзем РК, Представители Президента РК в районах, Кал- мыцкий НИИСХ. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК, Ассоциация крестьянских (фер- мерских) хозяйств, Представи- тели Президента РК в районах. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК. МСХи П РК, Дирекция "Агролесомелиострой" Республиканский ценр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК, Представители Президента РК в районах, руководители сельхозпредприятий. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК, Представители Президента РК в районах, руководители сель- хозпредприятий. МСХ и П РК, Представители Президента РК в районах, ру- ководители сельхозпредприя- тий. Минсельхозпрод РК, Калмыцкий институт ППКК АПК. Минфин РК, Минсельхозпрод РК, Минэкономики РК. Минфин РК, Минсельхозпрод РК, Минэкономики РК. Минфин РК, Минсельхозпрод РК, Минэкономики РК. Минфин РК, Минсельхозпрод РК, Минэкономики РК. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК, Минфин РК, Калмыцкий НИИСХ, Калмгосуниверситет. Республиканский центр рефор- мирования АПК, МСХ и П РК, КНИИСХ и другие научно-иссле- довательские учреждения рес- публики. Республиканский центр по ре- формированию АПК, Минсельхоз- прод РК. В соответствии с договором с Росагрофондом, а также КНИИСХ и др. научно-исследо- вательские учреждения респуб- лики. МСХ и П РК, Министерство внешнеэкономических связей РК, Республиканский центр ре- формирования АПК. Представители Президента РК в районах, районные комиссии по реформированию АПК. Представители Президента РК в районах, районные комиссии по реформированию АПК. Представители Президента РК в районах, районные комиссии по реформированию АПК. Представители Президента РК в районах, районные комиссии по реформированию АПК. Представители Президента Рес- публики Калмыкия в районах, начальники отделов ГОЧО районов, руководители сель- хозпредприятий. |
4. Ресурсное обеспечение Программы
При подготовке Программы принималось во внимание, что ее реализация будет осуществляться в условиях дефицита бюджета.
Общая потребность в финансовых ресурсах складывается из тех затрат, которые необходимы для реализации мероприятий Программы. Степень риска долгосрочных и краткосрочных вложений очень высокая, способность государственных структур пойти на риск и дать потенциальным инвесторам необходимые гарантии, низкая. Все это делает агропромышленное производство сферой, по существу, закрытой для внешних инвестиций и плохо проницаемой для отечественных банков и других финансовых структур.
Выход из создавшейся ситуации заключается и решении 3-х основных взаимосвязанных проблем.
Первое - это сохранение объемов бюджетной поддержки агропромышленного комплекса.
Второе - создание привлекательных условий для инвестирования АПК негосударственными отечественными и зарубежными структурами.
Третье - создание адекватной условиям рыночной экономики банковской системы кредитования, ориентированной на удовлетворение интересов сельских товаропроизводителей и обеспечивающей широкий спектр операций и услуг.
Программа предусматривает следующие источники финансирования, входящих в нее проектов и намечаемых мероприятий:
- собственные средства предприятий АПК;
- централизованные средства федерального бюджета;
- федеральный инвестиционный кредит на конкурсной основе;
- республиканский бюджет и средства местных бюджетов;
- внебюджетные источники:
в том числе:
- средства предприятий и организаций;
- прочие внебюджетные источники.
Механизм финансирования АПК должен идти по пути образования кооперативных структур по следующим направлениям:
- формирование системы ипотечного кредитования;
- развитие лизинга сельскохозяйственных машин, оборудования, технологий;
- формирование с участием коммерческих банков финансово-промышленных групп, объединяющих производителей сырья, переработчиков, структуры, обеспечивающие хранение и реализацию продукции;
- создание системы сезонного кредитования на основе залога сельскохозяйственной продукции и пр.
Необходимо уйти от распределения кредитов по потребности, а перейти к предоставлению кредитов или иной финансовой помощи на основе жесткой оценки кредитоспособности заемщиков с широким использованием залоговых операций.
Создать фонд финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей в соответствии с постановлением Правительства РК от 21 ноября 1997 года N 311 "О реформировании агропромышленного комплекса Республики Калмыкия."
Предполагается также широкое использование механизма государственного предпринимательства, контрактной системы, инвестиционных конкурсов. При этом важное значение придается необходимости расширения экономической самостоятельности предприятий, наиболее эффективного использования всех видов финансовых, материальных, природных и других внутренних ресурсов, приоритетного решения социальных задач, сохранения и улучшения состояния окружающей среды, преодоление негативных тенденций в развитии и размещении отраслей. Из общей потребности в инвестициях в 3474,21 млн. рублей из федерального бюджета предусматривается выделение 2181,56 млн. рублей или 62,8% из республиканского бюджета соответственно 555,24 млн. рублей (16%). Для прочих внебюджетных источников сумма определена в 737,41 млн. рублей (21,3%). Сводный расчет потребности в финансировании прилагается.
Распределение инвестиций по годам уточняется при разработке краткосрочных прогнозов и составления бюджетной заявки на очередной год.
Республиканский центр реформирования АПК совместно с Минсельхозпродом Республики Калмыкия обеспечивает эффективное использование выделяемых средств.
5. Организация управления Программой и контроль за
ходом ее выполнения
Предлагается в рамках реализации Программы перейти к программно-целевому управлению АПК Республики Калмыкия. В этой связи Республиканский центр реформирования АПК является органом контроля и управления Программой реформирования АПК и структурной перестройки на селе по Республике Калмыкия.
Учитывая повторяемость и прогнозируемость текущих мероприятия, проводимых Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Калмыкия, целесообразно постепенно адаптировать программу к совокупности данных обстоятельств. Республиканская комиссия по реформированию сельскохозяйственных предприятий совместно с Минсельхозпродом Республики Калмыкия - госзаказчиком будет осуществлять координацию работы исполнителей, финансирование Программы, в том числе внебюджетных источников.
Линейно-функциональные связи и все взаимоотношения с федеральными органами, Росагрофондом используются для финансового, материально-технического и информационного обеспечения Программы.
Для осуществления текущей оперативной работы должны быть созданы районные и внутрихозяйственные комиссии реформирования сельскохозяйственных предприятий.
6. Механизм реализации Программы
Реализация программных мероприятий может быть осуществлена только при условии использования комплекса взаимосвязанных организационных и экономических рычагов. При этом представляется необходимым использовать возможности основных направлений экономической политики, кредитно-денежного механизма, системы государственных контрактов (договоров) на закупку и поставку продукции для государственных нужд, лизинга, использования льгот по налогам и тарифам, целевых дотаций и субсидий, товарных кредитов, инвестиционного кредита на конкурсной основе, ассигнований из федерального и республиканского бюджетов.
Обязательным элементом механизма реализации Программы является ежеквартальные и годовые отчеты всех исполнителей районных и республиканской комиссий Президенту Республики Калмыкия.
Неотъемлемой частью механизма реализации Программы являются социально-экономический мониторинг последствий аграрного реформирования и структурной перестройки на селе. Мониторинг обеспечивает обратную связь с объектами и субъектами реформирования. С помощью мониторинга выявляется реакция последних на реализацию мониторинга и производится анализ экономической и социальной ситуаций на селе, отношение селян к проводимым преобразованиям. На основании результатов анализа в Программу вносятся необходимые коррективы.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Совокупность мероприятий, предусмотренных в Программе позволит остановить развитие кризисной ситуации в сельском хозяйстве, в том числе и спад производства продукции, создаст благоприятные условия для его развития и улучшения финансовой деятельности предприятий, возобновит производственный потенциал АПК.
Одним из важнейших результатов реализации программных мероприятий станет существенный социальный эффект, улучшение исполнительской и технологической дисциплины труда, оздоровление общего климата в трудовых коллективах, повышение ответственности специалистов и руководителей хозяйств за результаты своего труда, стремление искать выход из тяжелой экологической и финансовой ситуации, осваивать законы и правила работы в рыночных условиях.
Будут созданы внутрихозяйственные факторы для рентабельного производства всех видов сельскохозяйственной продукции. Возрастет уровень занятости и реальные доходы населения, улучшатся экономические и экологические условия его проживания.
Существенным образом обновится производственный потенциал республики, обогатится и расширится за счет появления новых звеньев структура ее экономики, повысится эффективность хозяйственной деятельности предприятий. Это подтверждается расчетами макроэкономических показателей Программы, в том числе:
- среднегодовой прирост валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств (в сопоставимых ценах 1994 года) составит 4,4%;
- объем валового регионального продукт от АПК в 2000 году в результате реализации Программы - 311,5 млн. руб.
Справочно: объем произведенного валового регионального продукта в 1996 году - 208,7 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Президента Республики Калмыкия от 27 апреля 1998 г. N 82 "О Программе реформирования агропромышленного комплекса Республики Калмыкия и структурной перестройки на селе"
Текст Указа опубликован в газете "Известия Калмыкии" от 28 апреля 1998 г. N 91
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Президента Республики Калмыкия от 8 августа 2003 г. N 233
Указ Президента Республики Калмыкия от 4 января 2001 г. N 3