Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 14 февраля 2007 г. N 54
Методические рекомендации по разработке программы
социально-экономического развития муниципального образования
Программа социально-экономического развития муниципального образования (далее - муниципальная программа) - директивный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс заданий и мероприятий, направленных на решение приоритетных для муниципального образования проблем.
Муниципальная Программа является инструментом формирования модели экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечить последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного и аграрного потенциала.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальная программа принимается и реализуется органами местного самоуправления муниципального образования.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца настоящего приложения допущена опечатка, имеется в виду подпункт 6 пункта 1 статьи 17 названного Федерального закона
Органы местного самоуправления разрабатывают муниципальные программы в соответствии с рекомендациями Типового макета программы социально-экономического развития муниципального образования, утвержденного Правительством Республики Калмыкия, определяют цели и задачи муниципальных программ, механизм их реализации.
Утверждение муниципальных программ осуществляется представительным органом местного самоуправления муниципального образования.
Разработка муниципальной программы может быть инициирована представительным органом местного самоуправления, главой муниципального образования или инициативной группой населения.
Решение о разработке муниципальной программы принимается на совещании у главы муниципального образования с приглашением руководителей подразделений местной администрации и депутатов представительного органа местного самоуправления и оформляется постановлением главы администрации муниципального образования.
В постановлении указывается наименование муниципальной программы, заказчик муниципальной программы, определяется ответственный разработчик муниципальной программы, устанавливается срок составления муниципальной программы, при необходимости определяется предельная стоимость ее разработки.
Функции заказчика муниципальной программы возлагаются, как правило, на местную администрацию. Если муниципальная программа затрагивает интересы нескольких муниципальных образований (межмуниципальных объединений), заказчиком могут выступать органы исполнительной власти или уполномоченные ими структуры. В отдельных случаях в зависимости от характера и масштабов решаемых задач функции заказчика могут быть возложены на специально создаваемый орган управления муниципальной программой - Дирекцию муниципальной программы.
Для разработки муниципальной программы создается профессиональная рабочая группа, в состав которой входят депутаты представительного органа местного самоуправления, работники местной администрации. В качестве экспертов в рабочую группу приглашаются представители предпринимательского сектора, некоммерческих, общественных и учебных, научных организаций и консалтинговых фирм. Важно обеспечить проработку основных стратегических установок муниципальной программы с наиболее активными слоями местного сообщества: молодежью, предпринимателями и т.п.
Завершающим итогом организационного этапа является утверждение плана-графика разработки муниципальной программы, отражающего все стадии ее формирования, сроки выполнения конкретных работ и круг ответственных лиц.
На подготовительном этапе местной администрацией проводятся мероприятия по:
- инвентаризации объектов, незавершенных строительством, и формированию реестра объектов с определением приоритетности и сроков их ввода в действие, объемов и источников необходимого финансирования;
- оценке эффективности реализации на территории муниципального образования мероприятий федеральных и республиканских целевых программ;
- оценке степени финансового обеспечения и реализации вопросов местного значения в соответствии с действующим законодательством;
- анкетированию населения муниципального образования для определения потребностей населения, учета их мнения о направлениях развития муниципального образования и формах их участия в нем.#
Основным источником информации для анализа социально-экономической ситуации в муниципальном образовании являются данные текущих статистических наблюдений. Частично информация может быть доступна в отраслевых отделах местных администраций, в отраслевых органах исполнительной власти Республики Калмыкия. Для получения многоплановой и объективной информации о муниципальном образовании могут быть использованы материалы опросов населения, руководителей предприятий и организаций, предпринимателей, фермеров и др.
Дополнительно информационно-аналитическая база данных должна содержать нормативно-правовые документы, распорядительные акты органов государственной власти и местного самоуправления, содержащие характеристики, оценки, выводы, предложения, рекомендации по отдельным направлениям и проблемам социального и экономического развития муниципального образования.
В ходе обработки и анализа информационной базы необходимо обеспечить выяснение традиционных видов хозяйственной деятельности, исследование основных отраслей экономики муниципального образования, выявление причинно-следственных связей, обусловивших текущее состояние экономики и социальной сферы муниципального образования.
Имеющийся информационно-аналитический материал целесообразно представлять в виде таблиц и графиков, сопровождая их обязательными комментариями и соответствующими выводами, что поможет наглядно охарактеризовать наметившиеся структурные сдвиги и тенденции. Сложившуюся к началу разработки муниципальной программы ситуацию в муниципальном образовании необходимо сравнить с ситуацией по республике.
Методика разработки муниципальной программы базируется на следующих принципах:
Во-первых, в основу стратегии развития муниципального образования закладывается ориентация на собственные ресурсы, опираясь на которые органы местного самоуправления разрабатывают мероприятия по развитию социальной инфраструктуры и инфраструктуры муниципального образования и инициируют разработку инвестиционных проектов, обеспечивающих приток на территорию муниципального образования финансовых ресурсов, достаточных для выполнения социальных обязательств;
Во-вторых, ориентация на непрерывное отслеживание качества жизни населения и принятие соответствующих политических и экономических решений;
В-третьих, непрерывное выявление и формирование конкурентных преимуществ территории, создание условий для повышения инвестиционной привлекательности экономики, анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей развития муниципального образования, выявление стратегических направлений его развития;
В-четвертых, повышение качества и эффективности управления муниципальным образованием.
Разработке муниципальной программы может предшествовать этап разработки концепции (стратегии) социально-экономического развития муниципального образования.
Концепция социально-экономического развития муниципального образования (далее - Концепция) - это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации целей.
На основе анализа социально-экономического положения, прогноза основных показателей развития, сопоставления конкурентных преимуществ и недостатков муниципального образования, оценки внешних и внутренних условий развития, разрабатываются сценарии социально-экономического развития муниципального образования, и выбирается наиболее вероятный из них.
В Концепции необходимо сформировать перспективное "видение" муниципального образования. Видение - это своего рода образ муниципального образования на долговременную перспективу, такой, каким его видит местное сообщество в условиях, определенных ранее разработанным сценарием, с изложением его специфических функций, приблизительного размера, облика жителей, качества их жизни, места муниципального образования в системе других муниципальных образований и т.д.
В соответствии со сформированным видением определяются стратегические цели и задачи развития. Цели могут быть различными в зависимости от состояния и уровня развития муниципальных образований. Однако стратегия должна быть "обо всех проблемах сразу". Этот документ предполагает концентрацию на нескольких ключевых идеях, лозунгах развития. Стратегические цели разворачиваются в задачи, предполагающие конкретные решения в долго- и среднесрочной перспективе.
Цели и задачи можно распределить по типам:
- формирование нормативно-правовых, методологических, организационных, ресурсных, в т.ч. финансовых условий для развития муниципальных образований;
- оптимизация муниципального бюджета и межбюджетных отношений;
- содействие развитию социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура и спорт, социальная защита населения) и инфраструктуры развития муниципального образования (ЖКХ, дороги, транспорт, связь, телекоммуникации);
- содействие привлечению инвестиций, развитию малого бизнеса и предпринимательства.
Концепцию следует разрабатывать в том случае, если у органов местного самоуправления нет четкого мнения о целях, стратегии и возможных ресурсах развития территории. Если общие целевые ориентиры, основные направления и способы для их достижения уже выработаны, то можно сразу начинать с разработки муниципальной программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 февраля 2007 г. N 54 "О Типовом макете программы социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.