2. Мэрии г.Элиста:
- при формировании бюджета на очередной финансовый и последующие годы предусматривать средства на финансирование Программы;
- внести соответствующие изменения в Программу социально-экономического развития г.Элисты на 2001-2005 годы, утвержденную Решением Элистинского городского Собрания от 14.06.2001 г. N 1.
3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на заместителя мэра г.Элисты по экономике и финансам С.В.Рарова, заместителя мэра г.Элисты по вопросам жилищно-коммунального хозяйства А.Ф.Ермошенко.
Председатель Элистинского
городского Собрания |
Р.Бурулов |
Городская программа
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
города Элиста на 2004-2010 годы"
(утв. Решением Элистинского городского Собрания
от 23 октября 2003 г. N 10)
Паспорт
городской программы "Реформирование и модернизация
жилищно-коммунального комплекса города Элиста на 2004-2010 годы"
Наименование Городская программа "Реформирование и модернизация жи-
Программы: лищно-коммунального комплекса города Элиста на
2004-2010 годы"
Основание Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищ-
для разработки но-коммунального комплекса Российской Федерации" феде-
Программы: ральной программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утверж-
денная Постановлением Правительства Российской Федера-
ции от 17.11.2001 года N 797 "О реализации подпрограм-
мы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунально-
го комплекса Российской Федерации" федеральной целевой
программы "Жилище" на 2002-2010 годы", республиканская
программа "Реформирование и модернизация жилищно-ком-
мунального комплекса Республики Калмыкия на 2003-2010
годы", утвержденная Постановлением Правительства Рес-
публики Калмыкия от 31.12.2002 года N 374
Заказчик Мэрия города Элиста
Программы:
Разработчик Мэрия г.Элисты, муниципальное учреждение "Дирекция
Программы: единого заказчика"
Цели и задачи Повышение эффективности, устойчивости и надежности
Программы: функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения
населения, улучшения# качества жилищно-коммунальных
услуг с одновременным снижением нерациональных затрат;
адресная социальная защита населения при оплате жилья
и коммунальных услуг
Сроки реализации 2004-2010 годы:
Программы: I-й этап - 2004 год
II-й этап - 2005 год
III-й этап - 2006-2010 годы
Исполнители Службы и подразделения мэрии города Элиста, финансо-
Программы: вый отдел г.Элиста, муниципальные предприятия, орга-
низации и учреждения ЖКХ
Объем и Согласно таблиц NN 1, 2#
источники
финансирования
Программы:
Ожидаемые конеч- Повышение эффективности, качества жилищно-коммунальных
ные результаты услуг, надежности функционирования инженерных систем
реализации Прог- жизнеобеспечения с одновременным снижением нерацио-
раммы: нальных затрат; адресная социальная защита населения
при оплате жилья и коммунальных услуг
I. Введение
Настоящая Программа разработана в целях повышения эффективности, устойчивости и надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшения качества предоставляемых услуг предприятиями и организациями жилищно-коммунальной сферы города с одновременным снижением нерациональных затрат; привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс; адресной социальной защиты населения при оплате за жилье и коммунальные услуги.
Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку, широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий и организаций, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.
В результате решения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, тепло-, газо-, водоснабжения и канализации.
Источником финансирования Программы являются средства бюджета города Элиста, собственные средства предприятий жилищно-коммунального хозяйства города.
II. Характеристика жилищно-коммунального комплекса города Элиста
На сегодня жилищно-коммунальное хозяйство в Российской Федерации, Республике Калмыкия, г.Элисте - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы. Их деятельность прямо или косвенно связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах. Ведущими отраслями являются:
- жилищное хозяйство;
- водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод;
- теплоснабжение;
- газоснабжение;
- электроснабжение;
- транспортное обслуживание населения;
- озеленение населенных пунктов;
- ремонт мостов, дорог;
- летняя и зимняя уборка улиц;
- сбор, вывоз и утилизация бытовых и радиоактивных отходов;
- ритуальные услуги.
В муниципальном жилищном фонде города Элиста по состоянию на 01.01.2003 г. проживает 54921 человек, что составляет 20095 лицевых счета. Средне эксплуатируемая# площадь - 1071,2 тыс.м2.
Жилищный фонд оборудован:
- газом - 93%;
- централизованным теплоснабжением - 89%;
- централизованным водоснабжением - 90%;
- электроэнергией - 100%;
- канализацией - 88%;
- горячим водоснабжением - 49%.
В отрасли функционируют в основном муниципальные унитарные предприятия (МУП).
Проблема обеспечения надежного и устойчивого теплоснабжения потребителей, прежде всего населения, при прохождении осенне-зимнего периода имеет ярко выраженную социальную направленность и определяет взаимодействие секторов теплоснабжения теплоэнергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
Теплоэнергетическое хозяйство включает в себя 34 котельные,# с установленными 142 котлами, суммарной тепловой мощностью 318,9 Гкал/час. Общая протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 81 км. За год предприятием производится немногим более 0,3 млн.Гкал. Тепловой баланс представлен на рис.1. Потери составляют в среднем 15%. Более 60% тепловых сетей находятся в ветхом состоянии. В связи с высоким уровнем подземных вод в большинстве микрорайонов, имеющих централизованные источники теплоснабжения, тепловые сети выполнены в наземном варианте и имеют теплоизоляцию невысокого качества (минвата), теплопотери через которую составляют 15-20% от общих потерь.
На 75% котельных отсутствуют# водоподготовка, что влечет за собой увеличение расхода ТЭР до 15% и значительно сокращает срок эксплуатации котлов и тепловых сетей.
В городе образовался сложный комплекс проблем, связанных и с водным фактором. К числу их следует, прежде всего, отнести дефицит качества воды источников водоснабжения, невозможность получить воду питьевого качества из действующих водопроводных систем.
Водопроводная сеть г.Элиста общей протяженностью 146 километров. Трубы в основном стальные и чугунные, год укладки 1963-1994 гг. Техническое состояние водопроводной сети неудовлетворительное, внутренняя поверхность трубопроводов подвержена коррозии и разрушению из-за высокой жесткости воды. Вследствие чего повреждаемость сети очень высокая и достигает более 1000 повреждений в год. Ветхие сети составляют 85% от общей протяженности водопроводных сетей города. Для обеспечения стабильного водоснабжения необходимо наладить учет расходуемой воды, что уменьшит объем скрытых утечек. Необходимо установить приборы учета воды в каждой квартире, доме, предприятии.
На балансе муниципального унитарного предприятия "Управление водопроводно-канализационного хозяйства" находится 51 артезианская скважина производительностью 25 тыс.м3/сутки. Общая протяженность водопроводных сетей 229,2 км. В Элисте имеется система централизованного водоснабжения.
Реализация воды осуществляется потребителям и абонентам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, индивидуальных застройках, жилищно-строительных кооперативах и товариществах собственников жилья, промышленным и непромышленным потребителям, организациям бюджетной сферы, коммерческим организациям и частным предпринимателям.
Для учета количества потребляемой воды абонентами устанавливаются водомеры как внутри квартир, так и на границах раздела жилых домов. В 2003 году в городском бюджете были предусмотрены расходы на приобретение водомеров на сумму 1,0 млн.рублей.
Вода подается со значительными перебоями, групповые водоводы и водопроводы, построенные 20-40 лет назад, работают нестабильно.
Водопотребление на 1 человека в сутки в среднем по г.Элиста составляет 165 литров.
Наиболее остро стоит проблема водоснабжения в городе в летний период. Население, проживающее в г.Элиста, составляет 1/3 населения республики. Дефицит водопотребления достигает до 35 тыс.м3/сутки.
Запроектированные 25-30 лет назад очистные сооружения не в состоянии обеспечить необходимую очистку подаваемой воды. Характер и объем загрязнений поверхностных источников сильно изменились в худшую сторону. В населенных пунктах и на водозаборах, в частности, отсутствует оборудование и какие-либо сооружения по подготовке воды питьевого качества. Действующая система водоснабжения находится в чрезвычайно плохом состоянии, не соответствует современному техническому уровню. Изношенность водопроводных сооружений и сетей составляет 60-90%, из-за чего они работают на 30-50% от проектной мощности при значительных потерях воды.
Требуются значительные капитальные вложения, чтобы провести реконструкцию и техническое перевооружение действующих систем водоснабжения, обустройство новых водоисточников и строительство объектов водоподготовки и очистки воды по специальным технологиям с доведением ее до требований ГОСТ "Вода питьевая".
В г.Элиста имеется централизованная система водоотведения (канализации) с очистными сооружениями. Общая протяженность канализационных сетей города составляет 69,5 км.
Эффективность очистки стоков составляет 20-45% от проектного из-за несовершенства и износа основного технологического оборудования. Из-за отсутствия финансирования их строительство и реконструкция практически приостановлена#.
Количество сточных вод, проходящих через очистные сооружения# составляет 7,5 тыс.м3 при расчетной потребности до 2010 года по общему водопотреблению (без поливочных расходов) до 25 тыс.м3/сутки.
Коммунальные предприятия не имеют финансовых возможностей по замене и перевооружению основных фондов. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам. Вместо ежегодной замены 3-5% сетей,# перекладываются 0,5-1% их общей протяженности, что ведет к авариям и повреждениям на сетях и дополнительным потерям ресурсов.
Содержание жилищно-коммунального комплекса города в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы.
По состоянию на 01.01.2003 года кредиторская задолженность предприятий жилищно-коммунального комплекса города составила 266,14 млн.рублей. Структура кредиторской задолженности представлена на рис.2.
Главными кредиторами являются:
- регулируемые предприятия-монополисты энергетического комплекса (ОАО "Калмэнерго", ОАО "Калмгаз");
- предприятия-поставщики товаров и услуг в рыночном секторе;
- бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней.
Причиной кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунальной сферы является как дебиторская задолженность потребителей услуг, так и убыточность самих предприятий. Должниками, как правило, являются бюджетные учреждения и организации всех уровней бюджетного финансирования, население и коммерческие потребители (рис.3). По состоянию на 01.01.2003 года дебиторская задолженность предприятий ЖКХ составила 211,2 млн.рублей. В ее структуре наибольший удельный вес 40% занимает задолженность организаций, финансируемых из местного бюджета.
Нумерация разделов настоящей Программы приводится в соответствии с источником
II. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальной
сфере города Элиста
В начале экономических реформ предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход.
В частности, из статьи 15 Закона Российской Федерации от 06.05.2002 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" изъяты понятия переходного периода на полную (100-процентную) оплату населением жилищно-коммунальных услуг. Вместо этого введена норма постепенного перевода дотаций предприятиям - поставщикам услуг в адресные субсидии гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящей Программы допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "6 мая 2003 г."
Предприятия жилищно-коммунального хозяйства поставляют свои услуги (ремонтно-эксплуатационные, водо-, тепло-, электро-, газоснабжения и вывоза твердых бытовых отходов) трем обособленным группам потребителей: населению (50%), бюджето-зависимым# (30%) и промышленным, непромышленным потребителям (20%).
Цена услуг для каждой группы установлена своя: для населения - ниже себестоимости, для бюджетно-зависимых потребителей - по себестоимости, для промышленных и непромышленных потребителей - в несколько раз выше себестоимости.
Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства города. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные и непромышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что влияет на удорожание себестоимости их продукции и снижает ее конкурентоспособность. Перекрестное субсидирование практикуют предприятия г.Элисты:
- МУП "Управление водопроводно-канализационного хозяйства";
- МУП "Тепловые и электрические сети".
Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2002 году из 20,3 млн.рублей бюджетных средств, направленных на дотирование предприятий жилищно-коммунального хозяйства, компенсации адресных жилищных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами, составили 2,5 млн.рублей# или 12% (рисунки 4, 5, 6).
В 2002 году льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг были предоставлены 33,8 тыс. человек на сумму 26932,0 тыс.рублей, что составило 62% от общего количества граждан, проживающих в муниципальном жилищном фонде города Элисты (рисунок 7).
III. Основные цели и задачи Программы
Основные цели Программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилья и коммунальных услуг.
Основными задачами Программы являются:
- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации и ликвидации их задолженности и доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения и других потребителей до экономически обоснованного уровня, жесткого соблюдения установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования жилищно-коммунальных предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;
- снижение издержек и повышение качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, формирование инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса путем развития конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, создания взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса.
IV. Мероприятия Программы. Сроки и этапы реализации Программы
Программа будет выполняться поэтапно в течение 2004-2010 годов.
На первом этапе (2004 год) предполагается реализовать следующие первоочередные мероприятия, рассчитанные на немедленное получение следующих результатов:
- инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности бюджета, бюджетных организаций и других потребителей (перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса#;
- переход на реальные договорные отношения в жилищно-коммунальном комплексе;
- совершенствование механизмов социальной защиты населения при оплате жилья и коммунальных услуг путем предоставления адресных субсидий.
Планируется также в основном завершить формирование необходимой нормативной правовой базы, провести углубленный анализ технического состояния объектов жилищно-коммунального комплекса, комплексную экспертизу издержек и независимый аудит жилищно-эксплуатационных предприятий.
МУП "Энергосервис" запланированы следующие мероприятия по капитальному ремонту, модернизации котельных и тепловых и электрических сетей на сумму 50,85 млн.рублей, в том числе за счет средств бюджета г.Элисты - на сумму 6,0 млн.рублей:
- реконструкция котельных "Школа N 2", "Веткалова", "Г.Молоканова", "I-я очередь IV-го микрорайона", "II-я очередь IV-го микрорайона";
- усиление конструкций дымовой трубы газоходов котельной "Северная":
- реконструкция узлов учета газа на котельных;
- установка на котельных пластинчатых теплообменников;
- внедрение пластмассовых теплопроводов или стальных в пенополиуретане;
- реконструкция сетей Восточного жилого района;
- газоснабжение котельной "Школа N 24";
- реконструкция уличных сетей теплоснабжения;
- реконструкция старых и ветхих электролиний ВЛ-10 кВт, ВЛ-04# кВт, КЛ-10 кВт, КЛ-0,4 кВт;
- реконструкция старых и ветхих трансформаторных подстанций;
- реконструкция линий уличного освещения;
- и др.
Мероприятия по обеспечению бесперебойного водоснабжения г.Элисты рассчитаны на сумму 23,4 млн.рублей, в том числе за счет средств бюджета г.Элисты - на сумму 6,7 млн.рублей:
- реконструкция водопроводной сети по ул.8 Марта;
- строительство водопроводных сетей в Южном районе;
- строительство водопроводных сетей в Северо-Западном районе г.Элисты;
- строительство ЦТП на VIII-ом микрорайоне;
- расширение водозабора Баярта;
- реконструкция канализационного коллектора по ул.28 Армии;
- и др.
На втором этапе (2005 год) предполагается обеспечить:
- переход на полную оплату населением содержания и ремонта жилья, коммунальных услуг;
- прекращение перекрестного субсидирования;
- развитие конкурентных отношений в жилищном хозяйстве;
- повсеместный полномасштабный переход к системе персонифицированных социальных счетов граждан;
- выполнение мероприятий по реформированию# модернизации жилищно-коммунального комплекса г.Элисты.
На третьем этапе (2006-2010 годы) предполагается реализовать стратегические мероприятия, направленные на обеспечение устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса на основе привлечения частных инвестиций, апробировать механизмы привлечения инвестиций в форме банковских кредитов и облигационных займов, реализовать комплекс мер по снижению рисков кредитования путем предоставления государственных и муниципальных гарантий.
V. Механизм реализации Программы
В целях реализации Программы необходимо выполнение следующих задач:
развитие нормативной базы по реформированию жилищно-коммунального комплекса во исполнение федеральных, республиканских нормативно-правовых актов;
введение персонифицированных социальных счетов граждан;
предоставление средств бюджетов на модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
финансирование за счет республиканского бюджета, бюджета г.Элиста (при частичном софинансировании за счет федерального бюджета) программы адресной социальной защиты населения по оплате жилья и коммунальных услуг;
апробирование и развитие рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов для модернизации жилищно-коммунального комплекса.
VI. Контроль за реализацией Программы
Мэрия г.Элиста осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Калмыкия.
Оценка реализации Программы производится ежеквартально, а также по итогам года.
Муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика" ежеквартально, а также по итогам года, представляет в мэрию г.Элиста сводную информацию, полученную от коммунальных и жилищно-эксплуатационных предприятий города, о результатах выполнения мероприятий Программы. Мэрия г.Элиста анализирует и корректирует ход выполнения Программы, ежегодно докладывает об этом в Элистинское городское Собрание и вносит предложения по совершенствованию реализации Программы.
Таблица 1
Источники и объемы
финансирования мероприятий по реформированию и модернизации
жилищно-коммунального комплекса г.Элисты на 2004-2010 гг.
(тыс.рублей)
Источник финансирования | Всего | 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Федеральный бюджет 468350,0 46800,0 49400,0 124350,0 96000,0 87800,0 32500,0 31500,0
Республиканский бюджет 78835,0 12925,0 8170,0 8690,0 6550,0 15000,0 15000,0 12500,0
Бюджет г.Элисты 1068628,0 119628,0 126000,0 137200,0 152000,0 164000,0 177800,0 192000,0
Средства предприятия 91200,0 11200,0 11250,0 10750,0 10000,0 17500,0 16500,0 14000,0
Всего по Программе 1707013,0 190553,0 194820,0 280990,0 264550,0 284300,0 241800,0 250000,0
Таблица 2
Потребность
расходов бюджета г.Элисты во исполнение городской программы
"Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
г.Элиста на 2004-2010 гг."*
(тыс.рублей)
/--------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| Статьи расходов | 2004 год| 2005 год| 2006 год| 2007 год| 2008 год| 2009 год| 2010 год|
|----------------------------------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------|
\-----------------А---------------------3---------4---------5---------6---------7---------8---------9----/
I. Жилищное хозяйство - всего 47400,0 53000,0 59200,0 66000,0 72000,0 79800,0 88000,0
1.1. Возмещение разницы в тарифах 4500,0 - - - - - -
на содержание и ремонт жи-
лищного фонда
1.2. Возмещение выпадающих дохо- 8000,0 9800,0 11200,0 12800,0 14000,0 15800,0 17000,0
дов в результате применении#
понижающих kk при сроке экс-
плуатации ж/фонда свыше
15-20 лет
1.3. Капитальный ремонт жилищного 13000,0 14000,0 15000,0 16000,0 17000,0 18000,0 19000,0
фонда
1.4. Субсидии семьям с низкими 8000,0 13000,0 14000,0 15000,0 16000,0 17000,0 18000,0
доходами
1.5. Прочие расходы по жилищному 13900,0 16200,0 19000,0 22200,0 25000,0 29000,0 34000,0
хозяйству
II. Коммунальное хозяйство - 68920,0 69000,0 73000,0 80000,0 85000,0 90000,0 95000,0
всего
2.1. МУП "Тепловые и электричес- 15500,0 8000,0 9000,0 10000,0 11000,0 12000,0 13000,0
кие сети" - всего
в том числе:
- покрытие убытков; 9500,0 - - - - - -
- капитальный ремонт, мо- 6000,0 8000,0 9000,0 10000,0 11000,0 12000,0 13000,0
дернизация, реконструк-
ция котельных, тепловых
и электрических сетей
2.2. МУП "Управление водопровод- 8670,0 8000,0 9000,0 10000,0 11000,0 12000,0 13000,0
но-канализационного хозяйс-
тва" - всего
- покрытие убытков; 2000,0 - - - - - -
- капитальный ремонт, модер- 6670,0 8000,0 9000,0 10000,0 11000,0 12000,0 13000,0
низация, реконструкция
уличных сетей водоснабже-
ния
2.3. МУП "Городское зеленое хо- 33065,0 40000,0 35000,0 36000,0 37000,0 38000,0 39000,0
зяйство"
2.4. МУП "Трест по благоустройс- 200,0 200,0 200,0 200,0 200,0 200,0 200,0
тву г.Элисты"
2.5. Прочие расходы 11485,0 12800,0 19800,0 23800,0 25800,0 27800,0 29800,0
IV. Прочие структуры коммуналь- 3308,0 4000,0 5000,0 6000,0 7000,0 8000,0 9000,0
ного хозяйства
Всего по ЖКХ 119628,0 126000,0 137200,0 152000,0 164000,0 177800,0 192000,0
*Средства бюджета г.Элисты, предприятий жилищно-коммунального хозяйства г.Элисты. Конкретные объемы средств устанавливаются в рамках бюджета г.Элисты на соответствующий год.
Нумерация граф настоящей таблицы приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия второго созыва (заседание N 30) от 23 октября 2003 г. N 10 "Об утверждении городской программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса города Элиста на 2004-2010 годы"
Текст решения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия третьего созыва (заседание N 20) от 20 сентября 2007 г. N 8