Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 октября 2007 г. N 380
"О республиканской целевой программе "О государственной поддержке развития муниципальных образований и создании условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы"
21 октября 2008 г., 17 августа 2009 г.
В целях реализации Концепции республиканской целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Республике Калмыкия на 2006-2008 годы, одобренной распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 1 апреля 2006 года N 100-р, Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "О государственной поддержке развития муниципальных образований и создании условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы" (далее - Программа).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 октября 2008 г. N 361 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство территориального развития Республики Калмыкия.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 21 октября 2008 г. N 361 в пункт 3 настоящего постановления внесены изменения
3. Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия, Министерству территориального развития Республики Калмыкия при формировании проектов законов Республики Калмыкия о республиканском бюджете на 2008 год и последующие годы включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
4. Рекомендовать Главам районных муниципальных образований, Мэру г. Элиста принять участие в реализации Программы.
5. Утратил силу.
См. текст пункта 5
Председатель Правительства |
А. Козачко |
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 августа 2009 г. N 289 в настоящую Программу внесены изменения
Республиканская целевая программа
"О государственной поддержке развития муниципальных образований и создании условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30 октября 2007 г. N 380)
21 октября 2008 г., 17 августа 2009 г.
г. Элиста
Паспорт программы
1. Содержание проблемы, на решение которой направлена программа
В Республике Калмыкия насчитывается 128 муниципальных образований, из которых 112 имеют статус сельского поселения, 2 - городского поселения, 13 - муниципального района и 1 наделен статусом городского округа.
Характеристика муниципальных образований республики представлена в таблице:
Численность постоянного населения на 01.01.2007 г. тыс. чел. |
Территория, тыс. км2 на 01.01.2005 г. |
Тип муници- пального образования |
Сельские населен- ные пункты |
||
сельские админис- трации |
горо- да |
||||
Республика Калмыкия | 287,2 | 76,1* | 112 | 3 | 262 |
Городовиковский | 18,0 | 1,1 | 6 | 1 | 18 |
Ики-Бурульский | 11,3 | 6,4 | 13 | - | 28 |
Кетченеровский | 10,4 | 6,5 | 9 | - | 22 |
Лаганский | 20,0 | 4,7 | 4 | 1 | 5 |
Малодербетовский | 10,3 | 3,7 | 6 | - | 10 |
Октябрьский | 9,1 | 3,7 | 7 | - | 12 |
Приютненский | 11,9 | 3,1 | 8 | - | 22 |
Сарпинский | 13,9 | 3,7 | 9 | - | 17 |
Целинный | 19,7 | 5,2 | 11 | - | 25 |
Черноземельский | 12,9 | 14,2 | 8 | - | 34 |
Юстинский | 10,5 | 8,0 | 7 | - | 14 |
Яшалтинский | 17,4 | 2,4 | 11 | - | 24 |
Яшкульский | 15,1 | 11,8 | 13 | - | 27 |
Элистинский городской округ | 106,7 | 0,2 | - | 1 | 4 |
* в том числе 1,4 тыс. км2 площади прибрежной зоны Каспийского моря, не вошедшие# в территорию отдельных районов
В республике действует двухуровневая территориальная модель местного самоуправления. В полном составе сформированы представительные и исполнительные органы муниципальных образований.
Для осуществления деятельности органов местного самоуправления в подготовительный период была создана необходимая нормативная правовая база, осуществлено установление границ муниципальных образований, наделение их соответствующим статусом, разграничение государственного и муниципального имущества, то есть, были созданы необходимые организационные основы для реализации на территории республики Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С 1 января 2006 года муниципальные образования республики строят свою работу на основе требований указанного федерального закона, который для каждого из видов муниципальных образований определяет присущий только ему круг полномочий, обязательный для исполнения с целью удовлетворения бытовых, медицинских, образовательных и иных жизненных потребностей населения, проживающего на территории муниципальных образований. Однако, реальное положение дел таково, что органы местного самоуправления республики не могут обеспечить исполнение полномочий в полном объеме, прежде всего, в силу недостаточности финансовых средств в местных бюджетах.
По состоянию на 1 января 2007 года общий объем доходов местных бюджетов республики составил 1952,3 млн. рублей или 94,5% от запланированной на 2006 год суммы. При этом объем собственных доходов составил 470,250 млн. рублей (96,9% от плана на 2006 год и 24,1% от общего объема поступлений с учетом финансовой помощи из бюджетов других уровней).
"Структура консолидированных местных бюджетов в 2006 году"
На 1 июля 2007 года субвенции и субсидии, поступившие из фонда финансовой поддержки вышестоящих бюджетов, в общей сумме доходов муниципальных образований также занимают значительную часть - 72% или 1128 млн. рублей.
"Структура консолидированных местных бюджетов в 1 полугодии 2007 года"
Земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые являются местными налогами, в общей структуре доходов местных бюджетов составляют пока незначительную часть - 22,4%. Налог на доходы физических лиц в бюджетах поселений составляет 17 млн. рублей или 16% от общей суммы доходов и 65,4% от общей суммы налоговых поступлений, в бюджетах районных муниципальных образований этот налог в общей структуре доходов занимает 10,2% и 75,4% - в сумме налоговых поступлений. Всего же доля собственных средств поселений в общей сумме доходов составляет 49%. Этот же показатель по муниципальным районам составляет - 17,2%, по г. Элиста - 42,3%.
"Структура доходов консолидированных местных бюджетов в 1 полугодии 2007 года"
Удельный вес неналоговых поступлений в структуре собственных доходов г. Элисты составляет - 11,2%, районов - 21,4%, поселений - 47% за счет поступлений от аренды и продажи имущества, земельных участков. Схематично структура доходов местных бюджетов представлена на схемах 1, 2.
Расходная часть консолидированных местных бюджетов Республики Калмыкия за 2006 год составила 207517,8 тыс. рублей. Совокупный дефицит консолидированных местных бюджетов республики составил 19634,1 тыс. рублей. Расходы местных бюджетов имеют следующую структуру: на образование приходится 49,9%, здравоохранение - 11,4%, культуру - 4,5%. По 9-10% приходится на жилищно-коммунальное хозяйство и управленческие расходы, остальные расходные полномочия практически не финансируются.
"Структура расходов местных бюджетов"
Как следствие - несовершенство муниципальных нормативных правовых актов, которые приняты лишь по 13-ти полномочиям в районных муниципальных образованиях и по 6-7-ми полномочиям в сельских муниципальных образованиях. В то время как, по оценке специалистов, только по наиболее важным вопросам муниципального управления должно быть принято более 20-ти различных Положений. Отсутствует также учет, экспертиза муниципальных актов, как с точки зрения юридической техники, так и по содержанию, объему и качеству регулируемых вопросов.
Одной из причин сложившейся ситуации является дефицит квалифицированных специалистов в муниципальных образованиях. Проведенный анализ свидетельствует, что произошло значительное обновление состава председателей Собраний депутатов муниципальных образований, из прежнего состава избрано 25 человек (19,5%), из прежних глав администраций остались на посту 70 человек, то есть большинство - 55%. По уровню образования муниципальных служащих высшее образование имеют 46,5%, остальные - среднее специальное образование. Дефицит квалифицированных управленцев препятствует рациональному использованию ресурсов, снижает качество предоставляемых населению услуг, снижает общую эффективность местного уровня власти, особенно в сельской местности. При этом острота проблемы кадровой обеспеченности органов местного самоуправления осложнена дефицитом финансовых средств в местных бюджетах, неразработанностью планирования кадровой работы, малопродуктивностью профессионального образования. При достаточном количестве учреждений, имеющих лицензию на подготовку, переподготовку и повышение квалификации по специальности "государственное и муниципальное управление", во многих из них преподавание оторвано от практики муниципальной службы и не отвечает предъявляемым к муниципальным служащим квалификационным требованиям.
Ситуация осложняется и низким уровнем информационного обеспечения органов местного самоуправления. Сегодня целостная система информационной поддержки органов местного самоуправления отсутствует. Информатизация муниципального управления осуществлялась стихийно без поддержки и влияния со стороны государства. В результате в г. Элисте, отдельных районных муниципальных образованиях созданы локальные сети и используются отдельные информационные технологии. В сельских поселениях информационное обеспечение отсутствует полностью.
Таким образом, основная проблема органов местного самоуправления муниципальных образований республики в том, что они в силу указанных выше причин самостоятельно не могут обеспечить эффективное и качественное управление по вопросам местного значения, а ведь от того насколько качественно они будут выполнять поставленные перед ними задачи, будет зависеть успех муниципальной реформы, осуществляемой на государственном уровне, но самое главное достойный для каждого человека уровень жизни.
В сложившейся ситуации необходима поддержка органов государственной власти Республики Калмыкия, направленная на укрепление института местного самоуправления, создание условий для повышения качества муниципального управления. Конституция Российской Федерации рассматривает местное самоуправление как неотъемлемую часть конституционного государства, как важнейшую предпосылку становления и развития в нашей стране гражданского общества. Содействие развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является одним из важнейших принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Осуществление мер государственной поддержки муниципальной службы, финансового, методического, организационного характера, оказание содействия в создании и финансировании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления обусловлены Законом Республики Калмыкия от 14 мая 2001 года N 112-II-З "О муниципальной службе в Республике Калмыкия", Концепцией республиканской целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Республике Калмыкия на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 1 апреля 2006 года N 100-р.
Меры государственного воздействия предлагается осуществить посредством реализации республиканской целевой программы "О государственной поддержке развития муниципальных образований и создании условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы" (далее - Программа).
Необходимость применения программного метода обусловлена общностью проблемы для всех муниципалитетов республики. Программный метод позволит обеспечить согласованность действий органов государственной власти республики и органов местного самоуправления, так как он предусматривает наличие единого координирующего центра, а также комплексность решения проблемы для всех муниципальных образований республики. Результаты реализации мероприятий Программы для муниципальных образований будут носить долговременный характер.
В качестве альтернативного способа решения проблемы можно рассматривать привлечение негосударственных консалтинговых компаний. Однако такой вариант представляется нецелесообразным, так как потребует значительных средств на оплату услуг, превышающих объемы, предусмотренные Программой, дополнительного нормативного регулирования на муниципальном уровне, что также сопряжено с затратами в силу отсутствия в большинстве муниципалитетов соответствующих специалистов и, кроме того, может привести к сокращению занятости населения в сельской местности. Также существует риск снижения роли и значимости органов местного самоуправления в управлении муниципальными образованиями.
К рискам, связанным с реализацией Программы, можно отнести рост цен на оборудование, услуги по разработке и внедрению программы проекта, по подготовке специалистов исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, затягивание сроков поставки, отказ от поставки товаров, услуг, умышленная или неумышленная порча программы со стороны пользователей, увольнение подготовленных специалистов. Указанные риски могут привести к затягиванию сроков реализации мероприятий Программы, увеличению финансовых затрат, но не к их потере. Основными направлениями минимизации рисков являются заключение договоров с поставщиками товаров, услуг, со служащими на определенных условиях, использование современных систем защиты информации, обеспечение доступа к использованию программы подготовленных специалистов.
В этой связи государственная поддержка муниципального управления представляется необходимой и обусловленной мерой. Реализация Программы осуществит значимый вклад в повышение качества муниципального управления, даже в случае принятия решения об увеличении налогового потенциала муниципальных образований Республики Калмыкия или перечислении значительного объема трансфертов из республиканского бюджета.
В ходе реализации Программы поставленные цели могут быть не достигнуты в результате отсутствия финансирования программных мероприятий из республиканского бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников, невыполнения или некачественного выполнения отдельных программных мероприятий.
Риски реализации Программы
Возможные риски |
Механизмы снижения рисков |
Несвоевременность подготовки и несовершенство нормативного правового регулирования |
Проведение экспертизы и привлечение квалифицированных кадров |
Отсутствие финансирования или недостаточное финансирование мероприятий программы |
Своевременное и качественное составление бюджетной заявки и подача ее в Министерство финансов Республики Калмыкия |
Организационные риски |
Разъяснительная, консультационная работа среди муниципальных служащих, информационное обеспечение |
2. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Главной целью Программы является содействие в создании условий для повышения качества деятельности органов местного самоуправления в Республике Калмыкия. Содержание цели отвечает требованиям действующего законодательства, входит в компетенцию органов государственной власти Республики Калмыкия и приобретает особую актуальность в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
За основу при определении цели, задач Программы были взяты показатели о хозяйственной деятельности муниципальных образований за 2006 год, 1 полугодие 2007 года, сведения о принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актах, анкетные данные муниципальных служащих, а также данные проведенного в 2006 году социологического исследования мнения населения г. Элисты, Лаганского, Целинного, Юстинского и Яшалтинского районов о муниципальной реформе, о Федеральном законе от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Исследование показало, что большинство опрошенных респондентов - 4,7% - считают, что местная власть не готова к исполнению федерального закона. Для успешного выполнения закона по мнению 46,9% опрошенных, руководящим работникам необходимо повышать свой профессиональный уровень, подавляющее большинство респондентов - более 65% - считают необходимым пополнение доходов местных бюджетов. Также абсолютное большинство опрошенных - 83% - видят залог успешной реализации муниципальной реформы в совершенствовании нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Но все же около половины опрошенных полагает, что реформа местного самоуправления даст положительный результат в развитии муниципальных образований.
Для достижения поставленной цели в период реализации Программы - 2008-2010 годы - необходимо решение следующих задач.
1. Создание условий для повышения доходности и сбалансированности местных бюджетов
Принцип сбалансированности бюджетов, в соответствии с которым объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита является одним из основных принципов бюджетной системы Российской Федерации. Сбалансированность местных бюджетов является важным условием осуществления полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Как показывает вышеприведенный анализ доходной и расходной частей местных бюджетов, наиболее результативными с точки зрения ожидаемого эффекта являются следующие направления по повышению доходности и сбалансированности местных бюджетов:
- повышение собираемости местных налогов;
- увеличение объема неналоговых поступлений;
- оптимизация расходов муниципальных образований;
- оптимизация расходов в рамках муниципального заказа.
Реализация задачи путем внедрения современных информационных технологий позволит органам местного самоуправления повысить качество управления бюджетным процессом, активизировать механизмы оздоровления муниципальных финансов, создать условия для обеспечения устойчивого исполнения местных бюджетов, повысить эффективность и результативность работы органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса, выявить резервы экономии расходов и увеличения доходов местных бюджетов.
2. Систематизация, учет нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия, обеспечение их доступности населению
Разграничение полномочий между различными уровнями публичной власти и источников их финансирования требует от органов местного самоуправления принятия нормативных правовых актов по вопросам, находящимся в их исключительной компетенции. В настоящее время наблюдается большой разброс, как по количеству, так и по качеству принятых актов, что не может отрицательно не сказаться на качестве муниципального управления. Для разрешения сложившейся ситуации требуется осуществить систематизацию, учет муниципальных нормативных правовых актов, что позволит оказать органам местного самоуправления своевременную квалифицированную помощь в повседневной юридической практике, усилить контроль за соответствием муниципальных актов федеральному и республиканскому законодательству.
Систематизация, учет муниципальных нормативных правовых актов позволит также обеспечить доступ к ним населения, что отвечает положениям Конституции Российской Федерации об осуществлении подлинного народовластия в решении вопросов местного значения. Кроме того, реализация задачи позволит повысить ответственность органов местного самоуправления, должностных лиц в исполнении принятых нормативных правовых актов, что, в конечном итоге, также будет способствовать достижению цели Программы. Актуальность решения задачи повышается также в связи с внесением на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о возложении функций по ведению реестра муниципальных нормативных правовых актов на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
3. Оказание содействия органам местного самоуправления Республики Калмыкия в осуществлении подготовки, переподготовки, повышении квалификации кадров
Всерьез рассчитывать на успешную реализацию государственной поддержки в интересах развития местного самоуправления можно только при налаженном кадровом, научно-информационном обеспечении, масштабном и качественном профессиональном образовании муниципальных служащих.
Постоянно изменяющееся законодательство в сфере местного самоуправления, налогового и бюджетного законодательства, новизна решаемых задач местного значения требует от муниципальных служащих специальных знаний и навыков. Необходимо отметить, что, по своей сути, муниципальная кадровая политика является составной частью государственной кадровой политики. Отличительная ее особенность состоит в том, что приоритеты муниципальной кадровой политики имеют более конкретный применительно к местным условиям характер. Муниципальный служащий максимально приближен к населению, а следовательно, задачи формирования кадрового потенциала местного самоуправления более конкретны и осязаемы. В этой связи предлагаемая к решению задача Программы приобретает особо актуальное значение. В результате ее решения, прежде всего, будет выработана система профессиональной переподготовки муниципальных служащих, которая должна включать в себя методологические разработки, приближенные к реальной деятельности органов местного самоуправления, продуманную организацию обучения, различные формы обучения (образовательные программы, семинары-тренинги, научно-практические конференции, стажировки, изучение полезного профессионального опыта и другие), обширное информационное и аналитическое обеспечение, широкий круг образовательных учреждений, квалифицированных специалистов. Основа для успешной реализации задачи в виде большого диапазона предоставляемых образовательных, профессиональных услуг в республике имеется. Образовательные учреждения оснащены специальными программами, готовы использовать различные формы обучения, в том числе без отрыва от производства (дистанционное обучение). В рамках реализации системы подготовки кадров, поддержки и сопровождения органов местного самоуправления группа преподавателей Калмыцкого государственного университета прошла подготовку на базе Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации по специальностям "Муниципальное управление", "Муниципальные финансы", "Организация и обслуживание программных систем учебно-методического комплекса".
Реализация задачи была бы неполной без привлечения к работе в органах местного самоуправления дипломированных выпускников высших учебных заведений, тем более, что она предусмотрена Указом Главы Республики Калмыкия от 13 февраля 2006 года N 27 "О мерах по развитию государственной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих". Это поможет в полной мере сформировать кадровый потенциал муниципальной службы и повысить ее престиж.
4. Осуществление мониторинга качества муниципального управления в Республике Калмыкия
Новые подходы к народнохозяйственному развитию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, поднимающие значение и роль муниципальных образований в указанном процессе, требуют оценки качества деятельности органов местного самоуправления, ведь именно на территории конкретных муниципальных образований расположены все объекты народнохозяйственной деятельности региона и здесь протекают основные процессы развития народного хозяйства и его составных частей. Актуальность задачи возрастает также и в связи с необходимостью оценки достижения результативности цели и задач Программы.
Реализация задачи позволит определить и оценить не только текущее состояние муниципального управления, его проблемы, преимущества, но и стратегию, перспективы развития местного самоуправления в республике.
Система показателей эффективности (целевых индикаторов Программы) приведена в Приложении N 2 к Программе.
3. Система программных мероприятий
Комплекс программных мероприятий направлен на реализацию цели, задач Программы и достижение показателей их результативности.
В качестве инструмента для решения задачи по повышению доходности и сбалансированности местных бюджетов предлагается внедрить и использовать комплекс "Управление муниципальным образованием", который будет состоять из следующих программно-методических решений:
территориальный и похозяйственный учет;
управление муниципальным имуществом;
управление расходами муниципального образования;
управление муниципальными закупками.
Похозяйственный учет ведется в сельских поселениях достаточно давно и представляет собой на сегодняшний день единственный учетно-статистический инструмент, имеющийся в распоряжении органов местного самоуправления и позволяющий муниципальным образованиям постоянно обновлять сведения по налогоплательщикам и более точно прогнозировать объемы земельного налога, налога на имущество при формировании муниципального бюджета, более эффективно взаимодействовать с налоговыми органами. Кроме того, учет не позволяет потерять контроль над налоговой базой, так как полный учет личных хозяйств на территории муниципального образования позволяет определить перечень заброшенных и неиспользуемых земельных участков и объектов недвижимости, собственников земельных участков и объектов недвижимости, использующих их без оформления соответствующих прав собственности и, следовательно, не являющихся налогоплательщиками. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия по состоянию на 1 сентября 2007 года электронная версия похозяйственного учета приобретена 89-ю муниципальными образованиями. Внедрение комплекса требует автоматизации похозяйственного учета во всех муниципалитетах.
Информационная подсистема управления земельно-имущественным комплексом позволит обеспечить сбор, регистрацию и обобщение информации о земельных участках, других объектах недвижимости, движимом имуществе, системах жизнеобеспечения, муниципальных имущественно-технологических комплексах, а также финансовый учет отношений аренды, передачи прав, продажи собственности на основании соответствующих договоров, оценки объемов возможного неналогового дохода.
В условиях недостаточной сбалансированности местных бюджетов, дефицита доходов большое значение приобретает управление расходами муниципального бюджета, связанными с решением вопросов местного значения. Проблема эффективного управления расходами бюджета стала более актуальной в связи с обретением самостоятельности местными бюджетами поселений. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием оптимального объема средств. Предлагаемый программный модуль позволит внедрить в деятельность органов местного самоуправления методы программно-целевого планирования и оценки результатов их деятельности. При этом данные подсистем по управлению муниципальным имуществом об объектах собственности и похозяйственного учета о населении будут использоваться по категориям, которые являются основополагающими при формировании реестра расходных обязательств.
Неотъемлемой частью управления расходами местных бюджетов является организация четкой схемы формирования и исполнения муниципального заказа. Однако практика показывает отсутствие в большинстве муниципальных образований республики понимания, как организовывать закупки, и, тем более, отсутствие механизма контроля исполнения. По оценкам специалистов потери из-за неэффективной организации контроля за расходованием средств при закупках составляют 15-27%. Программно-методическое решение "Управление муниципальными закупками" позволяет осуществить сбор заявок муниципальных учреждений и предприятий на закупку материально-технических средств и услуг, формирование согласованного с бюджетом плана закупок, регистрацию контрактов с победителями конкурса, учет исполнения условий контрактов с поставщиками и контроль оплаты. По оценке экспертов эффект от внедрения программно-методического решения проявляется при больших объемах закупок, что является существенным основанием для централизации закупок на уровне муниципальных районов.
Внедрение комплекса предполагает организацию автоматизированного рабочего места специалиста местной администрации в поселении. В районном муниципальном образовании организуется два рабочих места - специалиста по работе с комплексом и специалиста по сбору данных с поселений и формированию отчетов. В уполномоченном органе исполнительной власти по поддержке местного самоуправления организуется одно рабочее место специалиста для осуществления сбора, консолидации данных и формирования аналитических отчетов. Поскольку внедряемый комплекс может быть интегрирован с другими информационными ресурсами в первый год реализации Программы потребуется разработка методических указаний по ведению территориального и похозяйственного учета, что обеспечит единообразие ведения учета во всех муниципальных образованиях, а также регламентов информационного взаимодействия между различными службами администрации муниципального образования и государственными органами, определяющими легитимность взаимодействия информационных ресурсов между собой и основные принципы раскрытия административной информации. Учитывая также человеческий фактор и возможности местных бюджетов, в первый год предполагается внедрение подсистемы территориального и похозяйственного учета в 39-ти муниципалитетах, не имеющих в настоящее время электронной версии похозяйственного учета, комплекса по управлению имуществом и расходами - в 30-ти поселениях и в 3-х районных муниципальных образованиях, комплекса по управлению муниципальными закупками - в 7-ми районных муниципальных образованиях, во второй год - довести до 100% охвата.
Решение задачи по систематизации, учету нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия предполагается решить путем разработки и внедрения системы "Регистр", которая включает в себя следующие программно-методические решения:
- формирование и ведение единого банка данных муниципальных нормативных правовых актов путем сбора информации в уполномоченном республиканском органе;
- обеспечение юридической экспертизы путем использования имеющихся информационно-справочных систем федерального, республиканского законодательства;
- обеспечение доступности населению, другим заинтересованным пользователям в качестве информационно-справочной системы.
Для функционирования системы Регистра потребуется приобретение программно-технологического комплекса, состоящего из оборудования рабочих станций, включая операционные системы рабочих станций (ОС), серверной ОС, системы редактирования документов, системы управления базами данных (СУБД), сканеров, копировально-множительной техники. Для ведения архивного фонда регистра потребуется приобретение канцелярских товаров, офисной мебели.
Кроме программной составляющей в первый год реализации мероприятия потребуется разработка методических рекомендаций и регламентов по подготовке, оформлению, принятию нормативных правовых актов, работе с базой данных, взаимодействию пользователей системы. Также в первый год потребуется осуществить инвентаризацию имеющихся информационно-коммуникационных технологий в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления с целью выявления необходимого для внедрения Регистра оборудования. Пилотное внедрение системы предполагается осуществить в течение первого года реализации Программы в 30-ти муниципалитетах, и во второй год Программы реализовать мероприятие во всех муниципальных образованиях.
Главной составляющей мероприятия является создание Интернет-портала для обеспечения доступа к Регистру через пункты коллективного доступа с использованием оборудования, установленного ЗАО "ВЭБ Медиа Сервисез" в рамках договора, подписанного по результатам конкурса, проведенного Федеральным агентством связи на предоставление универсальных услуг связи по передаче данных и доступу к сети Интернет.
Государственную поддержку органам местного самоуправления Республики Калмыкия в осуществлении подготовки, переподготовки, повышении# квалификации кадров предлагается осуществить посредством организации и проведения в учебных заведениях республики семинаров, курсов и других обучающих мероприятий по программам, максимально приближенным к местным условиям деятельности. В течение всего периода реализации Программы предполагается осуществить переподготовку 45-ти глав поселений, имеющих высшее образование, не старше 45-ти лет, по специальности "государственное и муниципальное управление". В рамках данного мероприятия будут проведены курсы по обучению муниципальных служащих внедряемым информационным технологиям. Повышение квалификации муниципальных служащих планируется осуществлять в течение всего периода реализации Программы, по 400 служащих в среднем за год, что позволит охватить обучением весь кадровый состав органов местного самоуправления и исполнить требования действующего законодательства о муниципальной службе об обязательности повышения профессиональной квалификации.
Мероприятие по осуществлению государственной поддержки дипломированных выпускников высших учебных заведений, выразивших желание работать на селе, предусматривает оказание материальной помощи на приобретение жилья, обзаведение личным подворьем выпускникам высших учебных заведений 2008-2010 годов, работающим в администрациях сельских муниципальных образований.
Мониторинг качества муниципального управления предполагается осуществить путем проведения социологических исследований, научно-практических конференций, совещаний с участием представителей заинтересованных министерств, ведомств, органов местного самоуправления, коммерческих структур. В частности, в рамках Программы планируется разработать параметры качества муниципального управления, которые будут затрагивать все сферы деятельности органов местного самоуправления и использовать результаты рейтинговых, конкурсных мероприятий, проводимых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, коммерческими структурами. На основании полученных параметров ежегодно будут проводиться социологические исследования по оценке качества муниципального управления, которые по возможности охватят все муниципальные образования республики. Также в ходе исследований можно будет отслеживать мнение населения, экспертов о состоянии показателей, характеризующих деятельность республиканских органов исполнительной власти.
Перечень программных мероприятий приведен в Приложении N 1 к Программе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы предполагается осуществлять не только за счет средств республиканского бюджета, но и за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников, привлекаемых к реализации Программы (средства и инвестиции коммерческих организаций).
Суммарный объем ассигнований на реализацию Программы в 2009-2010 годах за счет всех источников финансирования составит 25139 тыс. рублей, в том числе:
средства республиканского бюджета 15577 тыс. рублей;
средства местных бюджетов 7762 тыс. рублей;
внебюджетные источники (кредиты банков) - 1800 тыс. рублей:
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и его источники по годам
тыс. рублей | ||||
Источники финансирования |
Предусмотрено по программе за весь период реализации |
в том числе по годам |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
||
Всего |
25139 |
- |
18836 |
6303 |
Федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
Республиканский бюджет |
15577 |
- |
11824 |
3753 |
Местные бюджеты |
7762 |
- |
5812 |
1950 |
Внебюджетные источники |
1800 |
- |
1200 |
600 |
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом сумм, утвержденных законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Внедрение комплекса "Управление муниципальным образованием", системы "Регистр" предполагается осуществить за счет средств республиканского бюджета, которые будут направлены на разработку и внедрение программного продукта, необходимых нормативных и методических документов, текущее сопровождение - консультирование пользователей системы, обучение персонала работе с программами, создание автоматизированного рабочего места в уполномоченном республиканском органе исполнительной власти по поддержке муниципальной реформы. Средства местных бюджетов в сумме 1912 тыс. рублей предлагается направить на поставку программных модулей непосредственно в муниципальные образования. Необходимый объем финансирования на реализацию мероприятий определен, исходя из коммерческих предложений "Корпорации Парус", предоставляющей большой комплекс услуг по внедрению управленческих технологий по поддержке местного самоуправления и имеющей большой опыт сотрудничества по данной тематике с регионами Российской Федерации. Распределение средств по годам Программы осуществлено исходя из этапов реализации мероприятия.
Наибольшую долю - 65% - в общем объеме финансирования занимают средства на осуществление мероприятий по подготовке, переподготовке муниципальных служащих. Сумма затрат на профессиональную переподготовку муниципальных служащих сложилась из расчета количества служащих, нуждающихся в переподготовке по специальности "государственное и муниципальное управление" на базе имеющегося высшего образования - 45 человек и средней стоимости переподготовки одного слушателя в год - 25 тыс. рублей (по данным образовательных учреждений республики).
Объем средств на повышение квалификации муниципальных служащих в учреждениях высшего и среднего образования республики запланирован исходя из количества муниципальных служащих, нуждающихся в повышении квалификации на каждый год и средней стоимости обучения 1 слушателя - 8 тыс. рублей (по данным образовательных учреждений республики по стоимости обучения 1 слушателя по 360-часовой программе).
Затраты на осуществление государственной поддержки дипломированных выпускников высших учебных заведений, выразивших желание работать на селе, определены из расчета трудоустройства 10 выпускников в год - за основу взяты данные опроса - и 100 тыс. рублей материальной помощи на 1 человека, сложившейся из фактической стоимости жилья на селе.
Все вышеуказанные расходы из республиканского бюджета предлагается осуществить по принципу долевого финансирования, то есть при условии выделения средств из местных бюджетов.
В полном объеме из республиканского бюджета предлагается профинансировать мероприятие по проведению ежегодных социологических исследований о качестве муниципального управления, данные которых могут быть использованы для измерения достижения результативности реализации республиканской Программы и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти по реализации реформы местного самоуправления.
Объем финансирования мероприятий за счет средств республиканского бюджета может уточняться в соответствии с Законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
5. Механизм реализации и управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Реализация мероприятий Программы осуществляется государственным заказчиком - Министерством территориального развития Республики Калмыкия путем проведения конкурсов, распределения ежегодно выделяемых средств республиканского бюджета и осуществления контроля за их целевым использованием и ходом работы по выполнению договоров исполнителями программных мероприятий.
К участию в Программе привлекаются организации, предприятия, учреждения, выполняющие государственный заказ.
Для реализации программных мероприятий государственный заказчик привлекает также средства местных бюджетов и внебюджетных источников.
Государственный заказчик - Министерство территориального развития Республики Калмыкия - осуществляет управление реализацией Программы и несет ответственность за ее выполнение.
Государственный заказчик ежегодно формирует бюджетную заявку по Программе и направляет ее в Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия.
Государственный заказчик Программы направляет в Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия:
справочную и аналитическую информацию о подготовке и реализации целевой программы;
ежегодно до 1 февраля доклад о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств, содержащий:
сведения о результатах реализации программы за отчетный год;
данные о целевом использовании и объемах привлеченных средств республиканского, местных бюджетов и внебюджетных источников;
сведения о соответствии результатов фактическим затратам на реализацию целевых программ;
сведения о соответствии фактических показателей реализации целевых программ показателям, установленным при утверждении программы;
информацию о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
оценку эффективности реализации программы.
6. Результаты реализации Программы
В качестве общего показателя результативности задач и мероприятий Программы предлагается показатель уровня качества муниципального управления в Республике Калмыкия, рассчитываемый как средневзвешенный показатель по доле каждого муниципального образования в общереспубликанской численности населения:
, где
- уровень качества муниципального управления в Республике Калмыкия, измеряемый по 10-балльной шкале;
- уровень качества муниципального управления в i-ом муниципальном образовании, измеряемый по 10-балльной шкале по специально разработанным параметрам методом анкетирования;
- доля населения в i-ом муниципальном образовании в общей численности населения Республики Калмыкия;
- находится в интервале от 1 до 128.
Реализация Программы позволит:
создать предпосылки для повышения качества деятельности органов местного самоуправления, что повысит уровень удовлетворения потребностей граждан;
создать условия для увеличения доходной базы бюджетов муниципальных образований, оптимизации бюджетных расходов;
создать единое правовое пространство в республике;
вовлечь население в процесс управления муниципальным образованием, повысить его общественную и гражданскую активность;
создать систему подготовки, переподготовки, повышения квалификации муниципальных служащих;
повысить престижность и профессиональный уровень муниципальных служащих.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 августа 2009 г. N 289 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"О государственной поддержке
развития муниципальных образований
и создании условий для реализации
конституционных полномочий местного
самоуправления в Республике Калмыкия
на 2008-2010 годы", утвержденной
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 30 октября 2007 г. N 380
Перечень программных мероприятий
17 августа 2009 г.
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель |
Финансирование, всего, тыс. руб. |
Финансирование по годам |
Ожидаемый результат |
|||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||||
1. Внедрение информационно-программного комплекса "Управление муниципальным образованием" |
Министерство территориального развития Республики Калмыкия |
6122 |
- |
6122 |
- |
Доля муниципальных образований, в которых внедрен и используется комплекс "Управление муниципальным образованием" - 100%* |
|
республиканский бюджет |
4210 |
- |
4210 |
- |
|||
местные бюджеты |
1912 |
- |
1912 |
|
|||
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|||
2. Создание Регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики |
Министерство территориального развития Республики Калмыкия |
1728 |
- |
1500 |
228 |
Доля муниципальных образований, представивших нормативные правовые акты для включения в Регистр - 100%. Доля муниципальных нормативных правовых актов включенных в Регистр и находящихся в открытом доступе - 100% |
|
республиканский бюджет |
1728 |
- |
1500 |
228 |
|||
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|||
3. Оказание содействия в профессиональной переподготовке муниципальных служащих |
Министерство территориального развития Республики Калмыкия |
1125 |
- |
750 |
375 |
Количество муниципальных служащих, прошедших профессиональную переподготовку в 2009 году - 15 человек, в 2010 году - 15 человек |
|
республиканский бюджет |
675 |
- |
450 |
225 |
|||
местные бюджеты |
450 |
- |
300 |
150 |
|||
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|||
4. Оказание содействия в повышении квалификации муниципальных служащих местного самоуправления |
Министерство территориального развития Республики Калмыкия |
9600 |
- |
6400 |
3200 |
Доля муниципальных служащих, повысивших квалификацию в 2008-2009 годах, от общего числа муниципальных служащих - 66% |
Доля муниципальных служащих, повысивших квалификацию в 2008-2010 годах, от общего числа муниципальных служащих - 100% |
республиканский бюджет |
4800 |
- |
3200 |
1600 |
|||
местные бюджеты |
4800 |
- |
3200 |
1600 |
|||
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|||
5. Обучение персонала работе с системой "Управление муниципальным образованием" |
Министерство территориального развития Республики Калмыкия |
2064 |
- |
2064 |
- |
Количество муниципальных служащих, прошедших обучение - 135 |
|
Республиканский бюджет |
2064 |
- |
2064 |
- |
|||
местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
|||
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|||
6. Осуществление государственной поддержки дипломированных выпускников высших учебных заведений, выразивших желание работать на селе |
Министерство территориального развития Республики Калмыкия |
3000 |
- |
2000 |
1000 |
Количество выпускников высших учебных заведений, работающих на селе и получивших государственную поддержку в 2009 году - 10 человек |
Количество выпускников высших учебных заведений, работающих на селе и получивших государственную поддержку в 2010 году - 10 человек |
республиканский бюджет |
600 |
- |
400 |
200 |
|||
местные бюджеты |
600 |
- |
400 |
200 |
|||
внебюджетные источники |
1800 |
- |
1200 |
600 |
|||
7. Проведение социологических исследований о качестве муниципального управления |
Министерство территориального развития Республики Калмыкия |
1500 |
- |
- |
1500 |
Количество муниципальных образований, охваченных социологическим исследованием 2008-2010 - 128 |
|
республиканский бюджет |
1500 |
- |
- |
1500 |
|||
местные бюджеты |
- |
- |
- |
|
|||
внебюджетные источники |
- |
- |
- |
- |
|||
Всего, |
|
25139 |
- |
18836 |
6303 |
Уровень качества муниципального управления - 4 балла |
Уровень качества муниципального управления - 6 баллов |
республиканский бюджет |
|
15577 |
- |
11824 |
3753 |
||
местные бюджеты |
|
7762 |
- |
5812 |
1950 |
||
внебюджетные источники |
|
1800 |
- |
1200 |
600 |
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 августа 2009 г. N 289 настоящая Программа дополнена приложением N 2
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"О государственной поддержке
развития муниципальных образований
и создании условий для реализации
конституционных полномочий местного
самоуправления в Республике Калмыкия
на 2008-2010 годы", утвержденной
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 30 октября 2007 г. N 380
Система показателей эффективности (целевых индикаторов) Программы
Основные задачи |
Показатели |
Период реализации |
Удельный вес |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|||
Создание условий для повышения доходности и сбалансированности местных бюджетов |
Доля муниципальных образований, в которых используется комплекс "Управление муниципальным образованием" |
- |
100% |
-* |
5% |
Систематизация, учет нормативных правовых актов органов местного самоуправления Республики Калмыкия |
Доля муниципальных образований, представивших нормативные правовые акты для включения в Регистр |
- |
100% |
-* |
15% |
Доля муниципальных нормативных правовых актов включенных в Регистр и находящихся в открытом доступе |
- |
100% |
100% |
15% |
|
Оказание содействия органам местного самоуправления Республики Калмыкия в осуществлении подготовки, переподготовки, повышении квалификации кадров |
Количество муниципальных служащих, прошедших профессиональную переподготовку, человек |
- |
15 |
15 |
15% |
Доля муниципальных служащих, повысивших квалификацию, от общего числа муниципальных служащих |
- |
66% |
100% |
15% |
|
Количество муниципальных служащих, прошедших обучение работе с системой "Управление муниципальным образованием", человек |
- |
135 |
-* |
5% |
|
Количество выпускников высших учебных заведений, работающих на селе и получивших государственную поддержку, человек |
- |
10 |
10 |
15% |
|
Осуществление мониторинга качества муниципального управления в Республике Калмыкия |
Количество муниципальных образований, охваченных социологическим исследованием в 2008-2010 годах |
- |
128 |
128 |
15% |
Примечание: * - Реализация мероприятия завершится в 2009 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 30 октября 2007 г. N 380 "О республиканской целевой программе "О государственной поддержке развития муниципальных образований и создании условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 17 августа 2009 г. N 289
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 21 октября 2008 г. N 361