Распоряжение Правительства Республики Калмыкия
от 18 февраля 2008 г. N 40-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы".
2. Определить Министерство территориального развития Республики Калмыкия (Хоняев С.Н.) государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы" (далее - Программа).
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета составит 44700000 (сорок четыре миллиона семьсот тысяч) рублей и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год.
4. Министерству территориального развития Республики Калмыкия (Хоняев С.Н.) обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия.
Первый заместитель Председателя
Правительства Республики Калмыкия |
А. Циркунов |
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие ипотечного жилищного
кредитования в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Калмыкия
от 18 февраля 2008 г. N 40-р)
1. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам
социально-экономического развития Республики Калмыкия
В связи с переходом к рыночной экономике в Республике Калмыкия, как и в целом по Российской Федерации, на фоне общего сокращения объемов жилищного строительства резко уменьшилась и доля жилья, строящегося за счет государственных средств. По отношению к уровню конца 80-х годов ввод жилья уменьшился более чем в 2 раза, и в 2007 году составил 77,8 тысяч квадратных метров.
При сокращении бюджетных расходов в жилищном секторе внимание государства было сосредоточено в основном на проблемах отдельных категорий и групп населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Основная же часть населения, имеющая относительно стабильные доходы и желающая приобрести жилье в собственность, оказалась не в состоянии это сделать из-за отсутствия достаточных накоплений и возможности получения долгосрочных кредитных ресурсов.
В новых экономических условиях государственная жилищная политика должна наряду с прежней ориентацией на нужды социально незащищенных групп населения сделать новый акцент на решении жилищных проблем основной части работающего населения, располагающего средними доходами, накоплениями и имеющими жилье в собственности в результате бесплатной приватизации. Основным способом решения жилищной проблемы для этой части населения является долгосрочное ипотечное жилищное кредитование.
Факторами, способствующими успешному развитию ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия, являются:
- сформированная нормативно-правовая база по развитию системы ипотечного жилищного кредитования на федеральном уровне;
- наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников системы ипотечного жилищного кредитования;
- положительная практика ипотечного жилищного кредитования в ряде регионов России;
- наличие платежеспособного спроса на ипотечные кредиты со стороны населения;
- стабилизация ценовой политики на рынке жилья и рост доходов жителей Республики Калмыкия.
На сегодняшний день более 70 процентов семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Решают эту проблему не более 1,5-2 процента# семей. Потенциально рынок продаж жилья может быть на порядок больше. Этого не происходит из-за дороговизны жилья, т.е. несоответствия реальным доходам населения. При существующем недостаточном объеме вводимого нового жилья, доступного по цене для граждан, и активизации развития системы ипотечного жилищного кредитования, направленной только на вторичный рынок жилья, развитие ипотечного кредитования приведет к росту цен на существующие жилые помещения.
Имеющуюся проблему необходимо решать в трех направлениях, действующих параллельно. Первое направление - это создание системы ипотечного жилищного кредитования, механизма рефинансирования выданных ипотечных кредитов. Второе направление - кредитование строительства доступного по цене жилья. Третье - государственная бюджетная поддержка приобретения жилья населением в форме предоставления субсидий гражданам с низким уровнем доходов.
2. Обоснование целесообразности и необходимости решения
проблемы программно-целевым методом
Решение задач в области развития ипотечного жилищного кредитования требует их комплексного решения с учетом привлечения к его реализации источников финансового обеспечения разных уровней. В сложившихся условиях достижение результатов деятельности в данной области возможно только программно-целевым методом.
Причины и обстоятельства, предопределившие применение программно-целевого подхода в качестве средства комплексного решения проблем развития ипотечного жилищного кредитования в предшествующие периоды, сохраняются и в настоящее время.
Республиканская целевая программа "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Республике Калмыкия на 2008-2010 годы" (далее - Программа) будет способствовать реализации единой государственной политики в области развития ипотечного жилищного кредитования, явится средством реализации приоритетных направлений социально-экономической политики республики, будет способствовать достижению стратегических целей в части усиления реального сектора экономики и решения проблемы обеспечения населения жильем.
3. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации
в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Задача государства в новых условиях заключается в поддержании платежеспособного спроса различных слоев населения на рынке жилья за счет создания условий для развития рыночных механизмов мобилизации внебюджетных ресурсов общества и направления их в кредитно-финансовую сферу посредством развития системы долгосрочного жилищного ипотечного кредитования, перехода от практики строительства жилья за счет бюджетных средств и его последующего бесплатного распределения к приобретению населением готового жилья на свободном рынке за счет собственных и кредитных средств.
Необходимо отметить, что за государством, безусловно, остается функция обеспечения жильем на условиях социального найма тех граждан, которые по уровню дохода не в состоянии приобрести жилье в собственность даже с помощью долгосрочного кредита и безвозмездных субсидий, покрывающих часть стоимости жилья.
Эффективность и результативность мероприятий Программы заключается в позитивных изменениях в сфере обеспечения населения республики жильем, снижении социальной напряженности. Это проявится в увеличении количественных показателей ипотечного жилищного кредитования, таких как количество выданных кредитов (займов), объем финансовых средств, привлеченных в ипотечное жилищное кредитование, объем вводимого нового жилья.
Бюджетные средства, направленные на выполнение мероприятий Программы по созданию инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования, позволят выработать механизмы изменения жилищной проблемы в целом.
К концу 2010 года планируется создать благоприятные условия для развития ипотечного жилищного кредитования, значительно увеличить ввод нового жилья в республике. Будет усовершенствована законодательная и нормативно-правовая база, направленная на поддержку системы ипотечного жилищного кредитования.
4. Возможные пути (способы) решения проблемы на вариантной основе,
оценка соответствующих вариантов, преимуществ и рисков
Вариантом решения проблем в области развития ипотечного жилищного кредитования является их решение самостоятельно заинтересованными участниками, однако такой путь представляется нецелесообразным, так как не позволит:
- в полном объеме осуществлять координацию деятельности заинтересованных участников;
- проводить совместные мероприятия по решению задач в области развития ипотечного жилищного кредитования;
- осуществлять комплексный контроль за развитием ипотечного жилищного кредитования.
Наличие Программы будет способствовать активизации населения республики в части решения жилищной проблемы.
Следовательно, вариантов комплексного решения взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, технического и организационного характера, направленных на реализацию государственной политики в области развития ипотечного жилищного кредитования, кроме как программно-целевым методом, не имеется.
5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем
программно-целевым методом
Реализация Программы предусматривается в течение 2008-2010 годов в два этапа.
Первый этап (2008 год) включает в себя:
- формирование необходимой нормативной правовой базы;
- реализацию финансово-кредитного механизма Программы по предоставлению ипотечных кредитов;
- организацию демонстрационной зоны пилотного жилищного строительства с использованием системы ипотечного кредитования с максимальным привлечением личных сбережений граждан.
На зонах пилотного жилищного строительства будет реализован финансово-кредитный механизм привлечения и использования денежных средств в систему ипотечного кредитования и строительства доступного жилья, проектные и архитектурно-конструктивные решения.
На данном этапе будут также изучаться возможности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Калмыкия по объемам и возможностям их участия в системе ипотечного жилищного кредитования и финансирования строительства доступного жилья в соответствии с настоящей Программой.
По-видимому, в предыдущем абзаце раздела 5 настоящей Концепции и далее по тексту допущены опечатки, вместо "настоящей Программой" следует читать "Программой" в соответствующих падежах
В рамках первого этапа предусматривается развитие инфраструктуры ипотечного жилищного кредитования, то есть привлечение к сотрудничеству с региональным оператором жителей Республики Калмыкия, кредитных и инвестиционных организаций, страховых, проектных, оценочных, риэлтерских компаний, строительных и иных организаций.
Сотрудничество между участниками долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья предполагается осуществлять на основании двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений.
Второй этап (2009-2010 годы) включает в себя:
- увеличение объемов выдаваемых ипотечных кредитов, совершенствование правового и финансово-кредитного механизмов, и как следствие, строительство и ввод в эксплуатацию максимально возможного количества доступного жилья на всей территории Республики Калмыкия.
В процессе реализации Программы в Республике Калмыкия будут создаваться правовые и экономические основы для широкого развития системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования и строительства доступного жилья.
6. Предварительная оценка ожидаемой эффективности
и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация предусматриваемых Программой мероприятий позволит:
- увеличить платежеспособный спрос граждан и сделать приобретение жилья доступным для основной части населения;
- активизировать рынок жилья;
- вовлечь в реальный экономический оборот приватизированное жилье;
- привлечь в жилищную сферу сбережения населения и другие внебюджетные финансовые ресурсы;
- обеспечить развитие строительного комплекса;
- оживить экономику республики в целом.
Особое внимание при разработке Программы будет уделено минимизации затрат на проведение каждого мероприятия и, как следствие, уменьшение суммы затрат по Программе в целом при одновременном сохранении эффекта решения совокупности поставленных задач и полноты достижения исходной цели.
Ожидаемые результаты реализации Программы - количество выданных ипотечных жилищных кредитов (займов) должно превысить 410 кредитов (займов) в год, объем финансовых средств, привлеченных в ипотечное жилищное кредитование превысит 325 млн. рублей в год, должно быть создано более 300 новых рабочих мест в строительном комплексе, к 2010 году в рамках Программы будет введено в эксплуатацию не менее 70,0 тыс. кв. метров жилищного фонда.
7. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики
Калмыкия, ответственных за формирование и реализацию целевой программы
Ответственность за формирование и реализацию программных мероприятий, целевое и эффективное использование бюджетных средств несет государственный заказчик Программы.
В число разработчиков мероприятий Программы предполагается включить органы исполнительной власти Республики Калмыкия, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия", кредитные организации.
8. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам
целевой программы
В качестве государственного заказчика и разработчика Программы предлагается определить Министерство территориального развития Республики Калмыкия.
9. Предложения по объемам и источникам финансирования
целевой программы
Финансово-кредитный механизм реализации Программы сформирован с целью повышения доступности приобретения жилья для многих категорий граждан, и в первую очередь для лиц, которые способны частично использовать собственные средства и привлекать кредитные ресурсы, в том числе на строительство или иные формы приобретения в собственность доступного жилья.
Финансово-кредитный механизм Программы предусматривает комплексное использование для этих целей различных финансовых источников:
- собственные средства граждан;
- средства республиканского бюджета;
- кредитные ресурсы коммерческих банков.
В целом объем финансирования мероприятий Программы составляет 981,7 млн. руб. Доля бюджетных средств составляет - 4,5%.
Объем финансирования мероприятий Программы | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Всего |
Всего, млн. руб. в том числе: |
274,7 | 314 | 393,0 | 981,7 |
Средства республиканского бюджета, млн. руб. | 17,7 | 12,0 | 15,0 | 44,7 |
Средства внебюджетных источников, млн. руб. | 257,0 | 302,0 | 378,0 | 937,0 |
из них: |
77,0 |
92,0 |
118,0 |
287,0 |
средства населения |
Финансирование мероприятий настоящей Программы обеспечивается за счет средств республиканского бюджета, финансовых средств банковских и небанковских кредитных организаций и денежных сбережений населения.
Объем финансирования указанных мероприятий за счет средств республиканского бюджета носит прогнозный характер и подлежит уточнению при формировании республиканского бюджета на очередной финансовый год.
В случае положительной конъюнктуры на рынке долгосрочных ипотечных кредитов привлечение инвестиционных средств на развитие ипотеки в Республике Калмыкия может осуществляться за счет выпуска ипотечных ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Калмыкия.
В случае принятия законодательных актов Российской Федерации и законодательных актов Республики Калмыкия, предусматривающих субсидирование граждан с низким уровнем доходов, такие субсидии будут использоваться при реализации настоящей Программы.
10. Предложения по основным направлениям финансирования реализации
целевой программы
Средства, предусмотренные на реализацию Программы, будут направлены на:
- увеличение объемов выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (займов) Республике Калмыкия;
- создание инфраструктуры, обеспечивающей эффективное взаимодействие всех участников системы ипотечного жилищного кредитования;
- развитие строительного комплекса республики;
- государственную поддержку приобретения жилья жителями Республики Калмыкия путем субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам (займам).
Доля бюджетных средств составляет всего 4,5%. В 2008 году средства республиканского бюджета будут направлены на увеличение уставного капитала ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия" - 10,0 млн. рублей и на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами Республики Калмыкия в российских кредитных (и иных) организациях на территории Республики Калмыкия в целях приобретения (строительства) жилья - 7,7 млн. рублей. В 2009 и 2010 годах бюджетные средства будут использованы только на погашение части процентной ставки.
Согласно плана# реализации приоритетного национального проекта к 2010 году ставки по ипотечным кредитам (займам) должны снизиться до 7-8% годовых. В этом случае можно прекратить возмещение за счет средств республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам (займам).
11. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим
оценивать ход реализации целевой программы по годам
Предлагается установить следующие основные плановые показатели результатов выполнения комплекса мероприятий Программы по годам:
Наименование | Показатель | Годы | Итого в 2008 - 2010 годах |
|||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Количество ипотечных кредитов (займов) | ед. | 203 | 260 | 340,0 | 410,0 | 1010 |
Объем финансовых средств, привлеченных в ипотечное жилищное кредитование |
млн. рублей |
150,0 |
200,0 |
250,0 |
325,0 |
775,0 |
Количество созданных рабочих мест | ед. | - | 50 | 100 | 150 | 300 |
Объем вводимого нового жилья | кв. м | - | 10000 | 20000 | 40000 | 70000 |
12. Предложения по механизмам формирования мероприятий
целевой программы
Конкретный перечень программных мероприятий будет сформирован в ходе обсуждения проблем развития ипотечного жилищного кредитования с органами исполнительной власти Республики Калмыкия, ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Калмыкия", кредитными организациями, проведения совместных консультаций путем отбора наиболее актуальных мероприятий, решение которых возможно программным методом.
Условиями отбора проектов для включения в Программу является их направленность на достижение соответствующей целевой установки, социально-экономическая значимость, возможность завершения работ в течении# срока действия Программы.
При формировании мероприятий Программы Министерство территориального развития Республики Калмыкия как предполагаемый государственный заказчик Программы:
получает от заинтересованных участников предложения о конкретных мероприятиях, которые необходимо включить в Программу с указанием источников их финансирования;
осуществляет экспертизу представленных предложений;
проводит согласительные процедуры при наличии разногласий по отдельным мероприятиям;
формирует перечень программных мероприятий на основе представленных предложений.
13. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
реализации целевой программы
Формы и методы организации управления реализацией Программы определяются ее государственным заказчиком. Так же им обеспечиваются текущее управление реализацией Программы и оперативный контроль за ходом ее выполнения.
Государственный заказчик Программы:
- представляет в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий Программы на очередной финансовый год и прогнозный объемы финансирования Программы;
- осуществляет мониторинг результатов реализации мероприятий Программы, формирование аналитической информации об их реализации, подготовку и представление в установленном порядке отчетности о реализации Программы;
- организует комплексные проверки выполнения работ по реализации Программы;
- согласовывает с основными исполнителями Программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;
- обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
- организует внедрение и обеспечения применения информационных технологий в целях управления реализации Программы и контроля за выполнением мероприятий Программы.#
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 18 февраля 2008 г. N 40-р
Текст распоряжения официально опубликован не был