Решение Верховного Суда Республики Калмыкия
от 28 февраля 2008 г. N 3-03/08
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 апреля 2008 г. N 42-Г08-5 настоящее решение в части признания недействующим пункта 5 статьи 25 Закона Республики Калмыкия от 8 июля 2003 г. N 34-II-З "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" отменено, в остальной части решение оставлено без изменения
Именем Российской Федерации
И.о. прокурора Республики Калмыкия обратился в суд с заявлением, мотивируя следующим. В пункте 3 статьи 10 Закона Республики Калмыкия от 8 июля 2003 г. N 334-II-З "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" (в редакции Закона РК от 20 декабря 2007 г. N 388-III-З) установлено, что днем голосования на выборах в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия является второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок полномочий депутатов. По пункту 5 статьи 25 названного закона в случае принятия судом решения о расформировании Избирательной комиссии РК в период избирательной кампании Центральная избирательная комиссия РФ формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" временную избирательную комиссию РК в новом составе. Пунктом 2 статьи 26 данного закона на Избирательную комиссию РК возложена обязанность по запросу списка избирательных объединений, имеющих право принимать участие в выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) РК, в органе, осуществляющем их регистрацию. Указанный список направляется в комиссию в десятидневный срок со дня получения запроса. Комиссия направляет этот список в средства массовой информации для опубликования в пятидневный срок со дня его получения. Названный закон опубликован в газете "Хальмг Унн" от 11 июля 2003 N 137-138.
Оспариваемые положения республиканского закона, определяющие дату назначения выборов депутатов законодательного органа противоречат пункту 3 статьи 10 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ"; предусматривающие возможность расформирования Избирательной комиссии РК в период избирательной кампании противоречат пункту 5 статьи 31 Федерального Закона; возлагающие на данную комиссию дополнительные обязанности, противоречат статье 35 Федерального Закона, а потому подлежат признанию недействующими в указанной части со дня их принятия.
В судебном заседании прокурор Баранова С.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель Народного Хурала (Парламента) Франзуцова Н.Б. пояснила суду, что пунктом 1 статьи 81.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает порядок применения статьи 10 федерального закона, а именно в пункте 1 статьи 81.1 определено, что если срок, на который были избраны на выборах, назначенных до 15 августа 2005 года, - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или депутаты указанного органа, истекает в период с 1 ноября по 31 декабря после 15 августа 2005 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает указанный срок. Также пункт 6 статьи 81.1 указанного федерального закона устанавливает, что сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации пунктов 1-5 настоящей статьи федерального закона перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются. Поскольку оспариваемый республиканский закон имеет прямое действие и должен точно устанавливать дату выборов в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, то нормы пункта 3 статьи 10 Закона Республики Калмыкия "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" основываются на положениях пункте 1 статьи 81.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Следовательно, в настоящее время до проведения досрочных выборов, назначенных на 2 марта 2008 года, пункт 3 статьи 10 Закона Республики Калмыкия "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" соответствует действующему федеральному законодательству. Пункт 5 статьи 25 оспариваемого республиканского закона полностью соответствует пункту 8 статьи 31 Федерального закона, согласно которому в случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в период избирательной кампании, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формирует временную избирательную комиссию субъекта Российской Федерации в новом составе. Положения же пункта 5 статьи 31 федерального закона о запрете на расформирование организующей выборы комиссии в период избирательной кампании отражены в аналогичных положениях пункта 4 статьи 25 Закона Республики Калмыкия "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия".#
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения и далее по тексту допущены опечатки, вместо "настоящей" следует читать "указанной" в соответствующих падежах
Выслушав доводы сторон, проанализировав оспариваемые нормы Закона Республики Калмыкия от 8 июля 2003 г. N 334-II-З "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" (далее - Закон о выборах депутатов), положения Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (далее - Федеральный закон), суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона указанным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Названный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ, законы субъектов РФ не должны противоречить данному закону.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона о выборах депутатов днем голосования на выборах в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия является второе воскресенье марта года, следующего за годом, в котором истекает срок полномочий депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4, 5 настоящей статьи.
Между тем, согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных настоящим законом, второе воскресенье октября года, в котором истекают сроки полномочий депутатов указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4-6 настоящей статьи и пункте 8 статьи 81.1# настоящего Федерального закона. Пункты 4-6 статьи 10 данного закона регламентируют проведение выборов в случае досрочного прекращения полномочий депутатов, а также в случае если второе воскресенье марта, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем. При этом ни названные нормы, ни пункт 8 статьи 81.1 указанного закона не предусматривают возможность назначения выборов на день года, следующего за годом, в котором истекает срок полномочий органа или депутатов.
В соответствии со статьей 33 Степного Уложения (Парламента) РК и статьей 4 Закона РК от 27 сентября 2001 г. "О Народном Хурале (Парламенте) РК" депутаты законодательного органа республики избираются на максимально возможный по федеральному законодательству (ст. 8 ФЗ) срок - 5 лет.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "Степного Уложения (Парламента)" следует читать "Степного Уложения (Конституции)"
Поскольку выборы депутатов Народного Хурала (Парламента) проводятся в марте, проведение следующих выборов в марте года, следующего за годом, в котором истекает срок полномочий депутатов, приведет к продлению их полномочий на год, что противоречит федеральному законодательству.
Таким образом, проведение выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) РК в определенный пунктом 3 статьи 10 Закона о выборах депутатов день в нарушение требований статьи 8 Федерального закона повлечет незаконное продление их полномочий.
Согласно пункту 5 статьи 25 Закона о выборах депутатов в случае принятия судом решения о расформировании Избирательной комиссии Республики Калмыкия в период избирательной кампании Центральная избирательная комиссия Российской Федерации формирует с соблюдением требований пункта 1 статьи 29 Федерального Закона временную избирательную комиссию Республики Калмыкия в новом составе.
Положения пункта 5 статьи 25 Закона о выборах депутатов о расформировании Избирательной комиссии Республики Калмыкия в период избирательной кампании противоречат пункту 5 статьи 31 Федерального закона, которым установлен запрет на расформирование организующей выборы комиссии в период избирательной кампании.
Как следует из данной нормы Федерального закона, заявление в суд с# расформировании комиссии, организующей выборы, может быть подано только в период после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании.
Поскольку Закон о выборах депутатов регламентирует только порядок проведения выборов депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, в которой Избирательная комиссия является комиссией организующей выборы, то возможность расформирования Избирательной комиссии организующей выборы прямо противоречит положениям пункта 5 статьи 31 Федерального Закона.#
Согласно пункту 4 статьи 25 Закона о выборах депутатов, заявление в суд о расформировании Избирательной комиссии Республики Калмыкия может быть подано в период после окончания избирательной кампании, но не позднее, чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании.
Таким образом, пункт 5 статьи 25 Закона о выборах депутатов противоречит пункту 5 статьи 31 Федерального Закона и пункту 4 статьи 25 Закона о выборах депутатов, устанавливающих# запрет на расформирование организующей выборы избирательной комиссии в период избирательной кампании.
Возложение пунктом 2 статьи 26 Закона о выборах депутатов на Избирательную комиссию РК обязанности по запросу списка избирательных объединений, имеющих право принимать участие в выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) РК, в органе, осуществляющем их регистрацию, и направлению его в средства массовой информации для опубликования также не соответствует положениям федерального закона.
Так, согласно пункту 9 статьи 35 Федерального закона территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, составляет указанный список по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов публикует его в государственных периодических печатных изданиях и размещает в сети "Интернет", а также в этот же срок направляет данный список в избирательную комиссию, организующую выборы.
При таких обстоятельствах, пункт 3 статьи 10, пункт 5 статьи 25, пункт 2 статьи 26 Закона Республики Калмыкия от 8 июля 2003 г. N 334-II-З "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" противоречат пункту 3 статьи 10, пункту статьи 31, пункту 9 статье 35# Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и подлежат признанию недействующими.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, вместо "пункту статьи 31" следует читать "пункту 5 статьи 31"
Доводы возражений Народного Хурала (Парламента) не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям. Положения пункта 1 статьи 81.1 Федерального Закона носят специальный характер, распространяется только на отдельные случаи (истечение срока полномочий с 1 ноября по 31 декабря после 15 августа 2005 г.) и подлежат применению при решении вопроса о дате проведения выборов в указанных в пункте 1 статьи 81.1 Федерального закона случаях. В Законе о выборах депутатов эта норма прописана как общее правило и распространяется на все созывы Народного Хурала (Парламента). Таким образом, все последующие выборы Народного Хурала (Парламента) будут назначаться на второе воскресенье марта года, следующего за годом в котором истекает срок полномочий. Доводы о том, что в указанный пункт распространяется только на депутатов третьего созыва, и следующим созывом Народного Хурала (Парламента) в указанную норму будут внесены изменения, правового значения по делу не имеют.#
Возражения Народного Парламента (Хурала), что пункт 5 статьи 25 Закона о выборах депутатов полностью соответствует пункту 8 статьи 31 Федерального Закона, также не могут быть приняты во внимание. Федеральный Закон устанавливает основные гарантии проведения выборов и его нормы распространяется на выборы всех уровней, а Закон о выборах депутатов регламентирует только порядок проведения выборов регионального уровня в Республике Калмыкия, в которой Избирательная комиссия Республики Калмыкия является комиссией организующей выборы. Следовательно, указанная оспариваемая норма допускает возможность расформирования Избирательной комиссии организующей выборы в период избирательной кампании, что прямо противоречит положениям пункту 5 статьи 31 Федерального Закона.#
В связи с тем, что решение суда по делу вступает в силу по правилам ст. 209 ГПК РФ, то есть по истечении срока на кассационное обжалование, оспариваемые положения подлежат признанию недействующим# со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 35 ФЗ "О средствах массовой информации" обязать официальное печатное издание республики газету "Хальмг Унн" опубликовать сообщение о принятом решении суда.
Руководствуясь ст.ст. 191-198, 253 ГПК РФ, Верховный суд Республики Калмыкия, решил:
Заявление и.о. прокурора Республики Калмыкия удовлетворить.
Признать недействующими пункт 3 статьи 10, пункт 5 статьи 25, пункт 2 статьи 26 Закона Республики Калмыкия от 8 июля 2003 г. N 334-II-З "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" со дня вступления решения в законную силу.
Сведения о принятом решении подлежит# опубликованию в газете "Хальмг Унн".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти со дня его принятия через Верховный суд Республики Калмыкия.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения пропущена часть текста
Председательствующий |
Лиджеева Л.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 28 февраля 2008 г. N 3-03/08
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 апреля 2008 г. N 42-Г08-5 настоящее решение в части признания недействующим пункта 5 статьи 25 Закона Республики Калмыкия от 8 июля 2003 г. N 34-II-З "О выборах депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия" отменено, в остальной части решение оставлено без изменения