В целях реализации постановления Правительства Республики Калмыкия от 28 апреля 2007 г. N 159 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ", приказываю:
Утвердить, согласованные с Министерством финансов Республики Калмыкия, методические рекомендации по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ и Регламент подготовки и утверждения целевой программы ведомства согласно Приложению.
Министр экономического развития |
И. Павлов |
Методические рекомендации
по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ
(утв. приказом Министерства экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия от 15 января 2008 г. N 11-с)
Нумерация разделов настоящих Методических рекомендаций приводится в соответствии с источником
Настоящие Методические рекомендации по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 апреля 2007 г. N 159 (далее - Положением), определяют основные подходы и механизмы разработки, утверждения, реализации и мониторинга реализации ведомственных целевых программ (далее - ВЦП) органами исполнительной власти Республики Калмыкия (далее - ОИВ).
Для целей настоящих Методических рекомендаций применяются понятия, термины и сокращения в значениях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Калмыкия, муниципальными правовыми актами, регламентирующими бюджетные правоотношения, Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 апреля 2007 г. N 159, Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 22 декабря 2006 г. N 497.
ВЦП представляет собой увязанный по ресурсам и срокам комплекс мероприятий, финансирующихся за счет средств местного бюджета, направленный на решение одной из тактических задач администратора ВЦП.
Включению в ВЦП не подлежат мероприятия, реализуемые в рамках ФЦП, РЦП.
ВЦП принципиально отличается от республиканской целевой программы по следующим основным признакам:
1) республиканская целевая программа носит межведомственный характер, то есть решение задач и реализация мероприятий целевой программы не может быть достигнуто усилиями одного органа исполнительной власти. ВЦП является ведомственным инструментом реализации функций и задач конкретного органа исполнительной власти и может быть реализована только силами этого органа исполнительной власти и подведомственными ему организациями;
2) республиканская целевая программа утверждается законом Республики Калмыкия или постановлением Правительства Республики Калмыкия и может являться основанием для возникновения нового расходного обязательства Республики Калмыкия. ВЦП утверждается руководителем органа исполнительной власти в форме приказа и не может являться основанием для возникновения нового расходного обязательства Республики Калмыкия. Новое расходное обязательство для реализации ВЦП может возникнуть только после принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Калмыкия;
3) мероприятия ВЦП не должны дублировать мероприятия республиканских целевых программ. Расходы республиканских целевых программ не должны включаться в ВЦП.
1.3. Разрабатываемая ВЦП должна быть направлена на решение одной из задач органа исполнительной власти, указанной в первом разделе доклада о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия (далее - Доклад). Одной задаче органа исполнительной власти могут соответствовать несколько ВЦП, но одна и та же ВЦП не может быть направлена на решение нескольких задач органа исполнительной власти, обозначенных в Докладе. Совокупность ВЦП, направленных на решение одной задачи органа исполнительной власти, должна быть достаточной для того, чтобы было достигнуто значение целевого индикатора задачи органа исполнительной власти.
1.4. Связь между целью ВЦП и задачей органа исполнительной власти должна быть прямой, а не опосредованной. В случае, если при реализации ВЦП предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких задач, ВЦП следует относить к задаче, на решение которой непосредственно она направлена. Если ВЦП не удается отнести к одной задаче, следует рассмотреть вопрос целесообразности группировки мероприятий в одной ВЦП и, по возможности, разделить предусмотренные в ВЦП мероприятия на две или более ВЦП так, чтобы каждая из них относилась к одной задаче органа исполнительной власти.
1.5. ВЦП, реализуемая органом исполнительной власти в каждом конкретном году, не должна дублировать другие ВЦП органа исполнительной власти по целям, задачам, мероприятиям и направлениям финансирования.
1.6. ВЦП не подлежит разделению на подпрограммы.
1.7. ВЦП реализуется органом исполнительной власти самостоятельно и может включать только мероприятия, реализуемые органом исполнительной власти и подведомственными ему организациями, а также мероприятия, реализуемые путем привлечения физических и юридических лиц в рамках осуществления закупок для государственных нужд за счет средств бюджета органа исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.
1.8. Орган исполнительной власти формирует перечень и содержание ВЦП исходя из предельного объема бюджета органа исполнительной власти, доведенного Министерством финансов Республики Калмыкия в процессе разработки перспективного финансового плана Республики Калмыкия.
При расчете расходов на реализацию ВЦП следует учитывать, что:
- вся совокупность разрабатываемых ВЦП, в реализации которых участвует орган исполнительной власти, должна в первую очередь быть направлена на исполнение всех действующих расходных обязательств;
- орган исполнительной власти также вправе предлагать ВЦП, финансируемые за счет бюджета принимаемых обязательств.
1.9. ВЦП, намеченная к финансированию из бюджета действующих обязательств, должна быть согласована с Министерством финансов Республики Калмыкия и Министерством экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия. ВЦП, предлагаемая к финансированию (полностью или частично) из бюджета принимаемых обязательств, должна быть согласована с Министерством финансов Республики Калмыкия и Министерством экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия.
1.10. Утвержденная ВЦП должна быть размещена в открытом доступе в сети Интернет на официальном сайте Правительства Республики Калмыкия.
2. Содержание ВЦП
2.1. В соответствии с Положением, ВЦП состоит из следующих разделов:
1) характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне;
2) цель и основные задачи ВЦП;
3) описание ожидаемых результатов реализации ВЦП и целевые индикаторы;
4) перечень и описание программных мероприятий, информация о необходимых ресурсах и сроках реализации каждого мероприятия;
5) описание социальных, экономических и иных последствий реализации программы, оценка рисков ее реализации;
6) срок реализации ВЦП;
7) оценка результативности и эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации;
8) методика мониторинга реализации программы и оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
9) общий объем финансирования программы (с разбивкой по источникам финансирования) и обоснование потребностей в необходимых ресурсах;
10) описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию, а также ответственных за реализацию программы (администраторов программы);
11) код бюджетной классификации (для предлагаемой к утверждению программы - предложения по уточнению бюджетной классификации);
12) функция органа исполнительной власти и вид государственных (бюджетных) услуг.
2.2. Характеристика проблемы.
Проблема, на решение которой направлена ВЦП, должна быть четко сформулирована. Краткую формулировку проблемы необходимо дополнить ее более подробным описанием и анализом причин. В данном разделе орган исполнительной власти должен описать текущее состояние той сферы, на совершенствование которой направлена реализация ВЦП. В разделе должна быть описана история проблемы, мероприятия, которые уже реализуются (реализованы) в данной сфере, результаты, которые были достигнуты. Данная информация должна впоследствии учитываться при формулировке цели, задач и показателей ВЦП.
Объем данного раздела не должен превышать одной страницы.
2.3. Описание цели и основных задач ВЦП.
Формулировка цели должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать полномочиям органа исполнительной власти Республики Калмыкия;
- соответствовать программе социально-экономического развития Республики Калмыкия на среднесрочную перспективу;
- соответствовать полномочиям Республики Калмыкия как субъекта Российской Федерации (с учетом вопросов местного значения, осуществление которых планируется стимулировать в рамках межбюджетных отношений);
- быть направленной на решение заявленных в ВЦП проблем;
- не должна содержать указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели;
- должна быть четкой и измеримой. Изложение цели должно быть кратким, ясным, обеспечивающим простоту, понятность и доступность содержания.
Цель ВЦП может совпадать по формулировке с задачей органа исполнительной власти, указанной в первом разделе Доклада, на решение которой направлена данная ВЦП.
Задача ВЦП - одно из направлений или способов деятельности, обеспечивающее во взаимосвязи с другими задачами ВЦП достижение цели ВЦП.
Для цели ВЦП должны быть сформулированы от одной до трех задач. Формулировка задачи должна отвечать на вопрос о том, как обеспечить достижение цели ВЦП. Задачи ВЦП должны быть достаточными для выполнения цели ВЦП (но не избыточными) и соответствовать полномочиям Республики Калмыкия как субъекта Российской Федерации (с учетом вопросов местного значения, осуществление которых планируется стимулировать в рамках межбюджетных отношений) и компетенции органа исполнительной власти.
Для формирования перечня задач следует использовать одно общее основание (например, по отраслям, сферам деятельности, по содержанию работ и т.п.).
Формулировка задач ВЦП должна быть краткой и ясной, соответствовать планируемому результату реализации ВЦП, и не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной задачи;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование.
Целью ВЦП и задачами, направленными на достижение такой цели, не может быть обеспечение деятельности самого органа исполнительной власти. Это означает, что в качестве целей и задач ВЦП не могут быть указаны: содержание персонала, автоматизация работы подразделений органа исполнительной власти, материально-техническое обеспечение каких-либо подразделений органа исполнительной власти и т.п.
В качестве цели и задач ВЦП не может быть определена постоянная реализация органом исполнительной власти установленных функций. Цель и задачи должны быть направлены на улучшение текущей ситуации, при формулировке цели и задач могут использоваться слова типа "повышение/снижение, улучшение, усиление/ослабление и т.д.". Задачи ВЦП не могут дублировать содержание цели ВЦП.
2.4. Целевые индикаторы и описание ожидаемых результатов реализации ВЦП.
Для каждой цели и задачи ВЦП должны быть определены целевые индикаторы и их значения на очередной и два плановых года. Рекомендуемое количество целевых индикаторов - не более трех. В случае использования нескольких индикаторов для характеристики достижения цели/задачи необходимо выбрать один индикатор - основной, который содержит наиболее значимую характеристику достижения цели/задачи.
При описании индикаторов цели и задач ВЦП следует указывать:
- единицу измерения;
- фактическое значение на момент составления ВЦП;
- прогнозируемые значения по каждому году реализации ВЦП;
- способ (методика расчета) значений индикатора.
Методика расчета каждого индикатора должна содержать:
- порядок (формулу) расчета индикатора;
- источники данных для расчета индикатора;
- периодичность расчета индикатора (не реже ежегодной).
Целевые индикаторы ВЦП должны иметь однозначное толкование. Используемые индикаторы должны соответствовать следующим требованиям:
- точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности;
- объективность: не допускается использование индикаторов, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые индикаторы должны в наименьшей степени создавать стимулы к искажению результатов их деятельности;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки ВЦП;
- однозначность: определение индикатора должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и потребителями услуг, для чего следует избегать излишне сложных индикаторов;
- своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования.
При разработке системы индикаторов следует руководствоваться принципом минимизации количества индикаторов при сохранении полноты информации о достижении целей и задач и своевременности ее предоставления.
При выборе индикатора следует:
- устанавливать значения, достижимые за счет предусмотренных в ВЦП объемов финансирования;
- учитывать наличие необходимых для наблюдения за состоянием индикатора статистических данных либо предусматривать возможность применения иных способов сбора информации для получения достоверных фактических значений достижения поставленных результатов.
Целевые индикаторы ВЦП должны быть сформулированы так, чтобы с их помощью можно было ответить на вопрос о том, какое улучшение будет достигнуто в случае выполнения ВЦП, или какое возможное ухудшение будет предотвращено.
В данном разделе ВЦП орган исполнительной власти может представить краткое (не более одной страницы) описание основных ожидаемых результатов реализации ВЦП, содержащее разъяснение целевых индикаторов, их соответствия цели и задачам ВЦП, обоснование выбора тех или иных индикаторов.
2.5. Описание программных мероприятий.
Мероприятие - действие или несколько взаимосвязанных действий, носящих конкретный характер и направленных на достижение цели и задач ВЦП и дающие четкое представление о содержании производимых работ.
Мероприятия должны быть достаточными (но не избыточными) для решения задачи ВЦП, соответствовать полномочиям и компетенции органа исполнительной власти. Для каждого мероприятия задачи должны быть определены целевые индикаторы, характеризующие его результативность.
Формулировки мероприятий не должны представлять собой названия полномочий субъекта РФ, названия подразделов, целевых статей или видов расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, названия функций, задач или полномочий из положения о соответствующем органе исполнительной власти.
Некорректные формулировки мероприятий |
Правильный вариант |
Предоставление образовательных услуг системы повышения квалификации; |
1. Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников образовательных учреждений по направлениям |
завершение проведения всеобуча по информационным технологиям |
2. Обучение педагогических работников образовательных учреждений компьютерной грамотности |
При описании мероприятий ВЦП необходимо указать:
- краткое наименование мероприятия;
- содержание мероприятия, с расшифровкой составляющих элементов мероприятия (например, работы, выполняемые в рамках реализации мероприятия, перечень приобретаемого оборудования, необходимого для реализации мероприятия и т.д.);
- сроки реализации мероприятия;
- ответственного за реализацию мероприятия исполнителя (конкретное должностное лицо органа исполнительной власти, реализующего ВЦП);
- перечень организаций, участвующих в реализации мероприятия (помимо ответственной организации) или порядок их отбора;
- расходы на реализацию мероприятия;
- целевые индикаторы реализации мероприятия.
Разрешается разделение мероприятий на группы: основные и вспомогательные мероприятия. Для каждого основного мероприятия должны быть приведены целевые индикаторы (не более трех) и их значения за весь период реализации ВЦП. Требования к индикаторам мероприятий аналогичны требованиям к индикаторам цели и задач ВЦП, изложенным в пункте 2.4 настоящих Методических рекомендаций.
Вспомогательные мероприятия могут характеризоваться бинарным индикатором реализации (выполнено/не выполнено).
Основные мероприятия ВЦП должны иметь контрольные показатели их реализации. Контрольные показатели реализации мероприятия являются необходимым элементом, который используется для организации системы внутреннего контроля хода реализации ВЦП.
2.6. Описание социальных, экономических и иных последствий реализации программы, оценка рисков ее реализации.
Социальные, экономические и иные последствия реализации программы оцениваются с точки зрения заявленных целей, задач и мероприятий ВЦП.
При оценке всех последствий принимаются во внимание возможные риски, которые могут помешать выполнению программы.
Следует выделять внешние и внутренние риски реализации ВЦП. Внешние риски зависят от внешних факторов (например, изменения федерального законодательства, предвыборный период, стихийные бедствия и т.д.) и не могут быть предотвращены усилиями органа исполнительной власти. Внутренние риски (недостаточная квалификация, недостаточная координация работ и т.д.) напрямую зависят от деятельности органа исполнительной власти и могут быть им предотвращены (например, регламентация деятельности, мероприятия по повышению квалификации, формализация графика работ и т.д.).
При подготовке проекта ВЦП следует максимально учесть внутренние риски и привести характеристику мер, направленных на их снижение.
При описании внешних рисков следует привести их оценку. Оценкой рисков реализации ВЦП и ее мероприятий является оценка отклонения значения индикаторов цели и задач ВЦП (или ее мероприятий) в случае наступления определенного события. Желательно по возможности также провести оценку дополнительных расходов для достижения целевых индикаторов цели, задач или мероприятия в случае наступления определенного события.
В качестве риска реализации ВЦП не может быть указан факт недостаточного финансирования. Вопросы недофинансирования могут быть отражены в ВЦП в соответствии с п. 2.8 настоящих Методических рекомендаций.
2.7. Срок реализации ВЦП не должен превышать трех лет.
2.8. Оценка результативности и эффективности расходования бюджетных средств.
При оценке результативности и эффективности расходования бюджетных средств следует руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия (протокол N 1 от 18 июля 2007 г.).
Значения показателей анализируются в динамике за определенный период. Оценка показателя производится путем сравнения его значения:
- со среднероссийским уровнем;
- с нормативным значением показателя, установленным или рекомендованным в соответствии с нормативными правовыми и иными актами;
- со значением предыдущего периода.
При этом возможно сравнение со значением соответствующего показателя, установленного экспертным путем. При проведении анализа учитывается степень зависимости значения показателя от решения и действия (бездействия) органа исполнительной власти.
Результаты оценки позволят определить цели и задачи, требующие приоритетного внимания республиканских и муниципальных властей, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности органа исполнительной власти, в том числе по оптимизации неэффективных расходов, а также выявить внутренние ресурсы (финансовые, материально-технические, кадровые и так далее) для повышения качества исполнения функций и объема предоставляемых услуг.
2.8.1. Оценка экономической и общественной эффективности реализации ВЦП проводится с целью сравнительного анализа деятельности СБП по мероприятиям, реализуемым в рамках программы с аналогичной деятельностью в другие периоды времени, на других территориях, в смежных отраслях и секторах и является основанием для выбора варианта реализации ВЦП с учетом сравнительной эффективности сценариев ее реализации.
Оценка эффективности дополняет оценку полученных результатов реализации ВЦП (т.е. оценку результативности ВЦП) и имеет целью сравнить полученные результаты с расходами на их достижение, а также сравнить такие соотношения с оценками эффективности, полученными по сравнению с другими периодами, другими регионами или другими (близкими по содержанию) видами деятельности.
2.8.2. Для оценки эффективности реализации ВЦП может использоваться два типа показателей эффективности: показатели экономической эффективности и показатели общественной эффективности.
Экономическая эффективность представляет собой в общем случае соотношение непосредственного результата с затратами на его достижение. Она определяется, преимущественно, для оценки эффективности реализации мероприятий ВЦП.
Эффективность расходования бюджетных средств по мероприятию ВЦП (экономическая эффективность) |
= |
показатель непосредственного результата мероприятия |
затраты на реализацию мероприятия (тыс. руб.) |
Общественная эффективность в общем случае рассчитывается как соотношение конечного результата с совокупными затратами на его достижение и используется, в основном, для оценки эффективности достижения цели и задач ВЦП.
Эффективность расходования бюджетных средств по ВЦП (общественная эффективность) |
= |
показатель конечного результата реализации ВЦП |
затраты на реализацию цели ВЦП (тыс. руб.) |
Например:
- показатель общественной эффективности "Повышение общественной оценки доступности и качества услуг в расчете на 1 тыс. руб. затрат по программе";
- показатель экономической эффективности мероприятия "Улучшение соотношения фонда материального обеспечения к фонду оплаты труда в расчете на 1 тыс. руб. затрат на финансирование процесса оказания услуги".
2.8.3. Показатели эффективности необходимы для оценки стоимости единицы улучшения качественного показателя реализации ВЦП или, напротив, оценки величины приращения качественного показателя на единицу стоимости (1 рубль, 1 тысячу рублей и т.п.). Планирование значения показателей эффективности и отслеживание их фактического уровня создает базу для оценки того, насколько оптимальным является управление находящимися в распоряжении органа исполнительной власти ресурсами, как изменяется данная характеристика с течением времени, насколько отличаются показатели эффективности деятельности органа исполнительной власти от аналогичных показателей в других регионах, на федеральном уровне, в коммерческом секторе.
2.8.4. При описании порядка расчета показателей эффективности необходимо с учетом смысла получаемых в результате расчета показателей приводить одну из следующих формул:
- либо деления прироста показателя, характеризующего состояние результата, на объемы расходов, необходимых для подобного прироста (в таком случае оценивается величина приращения качественного показателя за единицу стоимости);
- либо деления объема расходов на прирост показателя результата, полученный за счет таких расходов (в данном случае оценивается стоимость единицы улучшения качественного показателя).
Определенные таким образом показатели общественной эффективности в том случае, если получаемые результаты не имеют смысла, могут в ВЦП не устанавливаться.
2.8.5. Помимо описанных в п. 2.8.2 индикаторов оценки эффективности на разных стадиях разработки и реализации ВЦП могут быть использованы иные механизмы оценки эффективности.
На стадии разработки ВЦП может применяться методика сравнительной оценки эффективности вариантов решения проблемы - для выбора варианта реализации ВЦП.
На стадии реализации ВЦП для выбора наилучшего варианта реализации мероприятий ВЦП в рамках заложенных на ВЦП бюджетных ресурсов могут быть использованы различные методики оценки эффективности.
По итогам реализации ВЦП может быть проведена оценка эффективности реализации ВЦП в целом, которая может заключаться в сравнении результатов реализации ВЦП с результатами аналогичной деятельности (в иные периоды или на других территориях).
Следует иметь в виду, что фактическое достижение результатов реализации ВЦП или ее мероприятий, которое характеризуется достижением показателя цели и задач ВЦП (мероприятий ВЦП) не является оценкой эффективности реализации ВЦП (мероприятия), а является мерой результативности произведенных расходов.
Оценка эффективности на любой стадии ее использования предполагает:
- соотношение фактических (плановых) затрат (в том числе не указанных в источниках финансирования ВЦП) и достигнутых результатов;
- сравнение полученных оценок с результатами аналогичной деятельности в прошлом (на других территориях, в иных условиях и т.п.).
2.9. Методика мониторинга реализации программы и оценки эффективности программы.
Для проведения оценки эффективности реализации программных мероприятий конкретного ведомства могут быть использованы методики оценки эффективности, разработанные с учетом специфики соответствующей отрасли.
Методика оценки эффективности программы основывается на данных о динамике плановых и фактически достигнутых показателей деятельности, а также затрат в разрезе мероприятий программы. При этом осуществляется факторный анализ причин отклонений фактически достигнутых показателей от плановых.
Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически произведенные затраты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений.
Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений.
По капитальным затратам оцениваются объемы ввода в действие основных фондов на "вложенный рубль" и сокращение объемов незавершенного строительства.
Для выявления показателей экономической эффективности осуществляется сопоставление показателей экономической эффективности на плановый период с показателями прошлых лет.
По показателям общественно-экономической эффективности производится сравнительный анализ конечных показателей деятельности с другими странами по аналогичным сферам компетенции.
По каждому направлению в случае существенных различий (как положительных, так и отрицательных) данных между плановыми и фактическими значениями показателей а также показателями разных лет, проводится анализ факторов, повлиявший на данное расхождение. Для каждой группы факторов, внутренних и внешних, оценивается их влияние на отклонение показателя от плановых (прогнозируемых) значений.
По результатам факторного анализа обосновывается изменение целей, тактических задач, целевых индикаторов и показателей (относительно индикаторов и показателей прошлых лет, либо намеченных в прошлых бюджетных циклах), состава индикаторов и показателей, а также изменение расходов по сравнению с предыдущими периодами.
При описании методик оценки эффективности программы необходимо отразить:
- наименование показателей оценки эффективности;
- единицу измерения показателей;
- алгоритм формирования показателей (при описании формулы или алгоритма использовать буквенные обозначения базовых показателей);
- наименование, определение и значения базовых показателей;
- источники данных для расчета показателей;
- указание органа (подразделения органа или организации), ответственного за сбор данных для оценки эффективности программы;
- периодичность расчета показателей;
- сроки и порядок представления показателей ответственному за реализацию программы.
Методики оценки эффективности программы могут быть отражены в тексте раздела программы или вынесены в дополнительные приложения.
2.10. Общий объем финансирования программы.
Источником финансирования ВЦП является республиканский бюджет, в том числе доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (если таковые имеются).
Средства, передаваемые целевым образом в местные бюджеты в порядке межбюджетных отношений, следует рассматривать при составлении ВЦП как расходы республиканского бюджета.
Объем расходов должен быть указан для каждого мероприятия ВЦП с приведением соответствующих расчетов.
Объем расходов по ВЦП указывается в разрезе кодов разделов и подразделов функциональной классификации расходов республиканского бюджета на каждый год реализации ВЦП, а также отдельной строкой выделяется объем капитальных расходов по ВЦП.
На ВЦП не следует относить уже понесенные ранее расходы (например, расходы на разработку проекта ВЦП, расходы на создание существующей инфраструктуры и т.п.).
В данном разделе орган исполнительной власти может указать, что в случае недостаточного финансирования ВЦП, значения тех или иных целевых индикаторов достигнуты не будут, либо будут достигнуты не в полном объеме. Орган исполнительной власти вправе указать, какие именно мероприятия не будут реализованы в случае неполного финансирования и каким образом это скажется на достижении целевых индикаторов. При этом орган исполнительной власти вправе указать приоритетность мероприятий ВЦП, в соответствии с которой будет осуществляться их реализация в условиях недофинансирования.
2.11. Описание системы управления реализацией ВЦП.
Данный раздел составляется органом исполнительной власти в произвольной форме и содержит подробное описание процедур внутренней организации деятельности органа исполнительной власти и его взаимодействия с подведомственными организациями по достижению запланированных целей, реализации задач, выполнению установленных мероприятий.
Система управления ВЦП должна быть построена таким образом, чтобы минимизировать внутренние риски, угрожающие реализации программы.
В описании каждого мероприятия обязательно должно быть определено должностное лицо, ответственное за реализацию данного мероприятия.
2.12. Паспорт программы заполняется по форме согласно приложению N 1 к Положению.
3. Процедура подготовки, реализации и мониторинга ВЦП
3.1. Формирование и утверждение ВЦП.
Решение о разработке проекта ВЦП принимается органом исполнительной власти:
- исходя из целей и задач органа исполнительной власти, утвержденных в первом разделе Доклада органа исполнительной власти;
- исходя из доведенного предельного объема бюджета органа исполнительной власти;
- с учетом набора целевых программ Республики Калмыкия, в реализации которых участвует орган исполнительной власти;
- по результатам анализа ВЦП, утвержденных и реализованных в прошлом периоде (начиная со второго года реализации ВЦП).
Решение о начале разработки проекта ВЦП или корректировке ВЦП, реализуемой в прошлом периоде, принимается по результатам отчетов о реализации ВЦП, в рамках составления и согласования первой части Докладов не позднее 1 мая года, предшествующего планируемому.
Все ВЦП органа исполнительной власти должны быть сформированы в полном объеме и представлены на согласование в Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия в соответствии с установленным порядком не позднее 15 июня года, предшествующего планируемому.
Все согласованные в установленном порядке ВЦП должны быть утверждены руководителем органа исполнительной власти не позднее 1 августа года, предшествующего планируемому.
После доведения Министерством финансов Республики Калмыкия предельных (уточненных) бюджетов органов исполнительной власти на очередной финансовый год в процессе формирования бюджетных заявок в ВЦП могут вноситься необходимые изменения.
По результатам утверждения закона Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовой# год в течение 20-ти дней органом исполнительной власти проводится окончательная корректировка всех ВЦП.
После утверждения ВЦП орган исполнительной власти организует размещение в сети Интернет текстов утвержденных ВЦП.
3.2. Реализация ВЦП и мониторинг реализации ВЦП.
ВЦП реализуются органом исполнительной власти самостоятельно, в соответствии с установленным целевой программой механизмом реализации.
После утверждения ВЦП рекомендуется разработка приказа органа исполнительной власти, определяющего план работ по реализации ВЦП. Приказ о реализации ВЦП должен содержать:
- уточненный план работ по реализации ВЦП, выполняемых органом исполнительной власти;
- сроки, порядок и наименование лица, ответственного за составление ежегодной отчетности о реализации ВЦП, представляемой органом исполнительной власти в Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия.
Для целей мониторинга реализации ВЦП орган исполнительной власти ежегодно формирует отчет о реализации ВЦП, который содержит информацию о результатах реализации ВЦП и предложения органа исполнительной власти по совершенствованию ВЦП, если такие имеются. Отчет о реализации ВЦП представляется в составе первой части Доклада органа исполнительной власти.
В процессе ежегодного мониторинга реализации ВЦП органом исполнительной власти осуществляется оценка:
- достижения запланированных целевых индикаторов реализации ВЦП;
- возможностей достижения по результатам реализации ВЦП индикаторов целей и задач органа исполнительной власти.
По результатам мониторинга может быть вынесено одно из следующих решений:
- о продолжении реализации ВЦП - в случае, если в результате ежегодного мониторинга установлена возможность достижения конечных результатов ВЦП;
- о необходимости внесения изменений в утвержденную ВЦП;
- о необходимости прекращения действия ВЦП.
Орган исполнительной власти может подготовить предложения о разработке нормативных правовых актов Республики Калмыкия, в том числе республиканских целевых программ Республики Калмыкия, связанных с необходимостью межведомственного взаимодействия для решения выявленных органом исполнительной власти проблем, а также иные предложения по формированию основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Калмыкия.
Решение о продолжении, изменении или прекращении действия ВЦП по результатам ежегодного мониторинга согласовывается Комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу в процессе рассмотрения первой части Доклада.
Решение о досрочном прекращении ВЦП обязательно в случаях:
- исключения всех полномочий, в рамках которых реализуется ВЦП, из состава полномочий, отнесенных к компетенции Республики Калмыкия как субъекта Российской Федерации;
- ликвидации органа исполнительной власти Республики Калмыкия;
- исключения из компетенции органа исполнительной власти полномочий, в пределах которых реализуется ВЦП;
- установления в ходе ежегодного мониторинга невозможности достижения конечных результатов ВЦП за счет предусмотренных в ВЦП объемов финансирования по причинам внутреннего характера либо по причинам внешнего характера, риски наступления которых в ВЦП не описаны;
- включения мероприятий ВЦП в мероприятия республиканских целевых программ Республики Калмыкия без внесения соответствующих изменений в ВЦП.
В случае досрочного прекращения ВЦП должны быть приняты решения относительно порядка завершения выполнения либо расторжения всех заключенных в рамках реализации данной ВЦП договоров, в том числе относительно всех незавершенных объектов строительства (реконструкции).
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по разработке, утверждению
и реализации ведомственных
целевых программ
Рекомендации по формулировке целей, задач и показателей ВЦП
1. Цель ВЦП - направление деятельности ОИВ, соответствующее среднесрочным приоритетам развития Республики Калмыкия и предполагающее улучшение состояния дел в отнесенной к компетенции данного ОИВ сфере деятельности.
Рекомендуется не указывать в ВЦП более одной цели.
Рекомендуется формулировать цель так, чтобы из ее формулировки следовала направленность на улучшение состояния дел в определенной сфере. Цель не должна формулироваться как функция исполнительного органа государственной власти из положения о нем либо как полномочие субъекта РФ, установленное Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации".
По-видимому, в пункте 1 настоящего приложения допущена опечатка, название указанного Федерального закона следует читать как "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Рекомендуется, чтобы формулировка цели отвечала на вопрос о том, "зачем" исполнительный орган государственной власти Республики Калмыкия действует в рамках своего полномочия.
Например, целью ВЦП Управления начального профессионального образования Республики Калмыкия "Предоставление начального профессионального образования на территории Республики Калмыкия" может быть "Обеспечение процесса предоставления начального профессионального образования на территории Республики Калмыкия", целью ВЦП "Совершенствование контроля за качеством работы учебных заведений и учреждений начального профессионального образования" внедрение формализованной методики оценки с включением составляющей оценки по результатам деятельности, а целью ВЦП "Регулирование развития системы начального и среднего профессионального образования Республики Калмыкия" может быть приведение структуры и продолжительности подготовки кадров на разных уровнях образования в соответствие с требованиями рынка труда на территории Республики Калмыкия.
2. Формулировка цели должна отвечать следующим требованиям:
- соответствовать программе социально-экономического развития Республики Калмыкия на среднесрочную перспективу;
- соответствовать приоритетам, сформулированным в основных направлениях бюджетной политики;
- соответствовать полномочиям области как субъекта РФ (с учетом вопросов местного значения, осуществление которых планируется стимулировать в рамках межбюджетных отношений), а также полномочиям ОИВ;
- быть направленными на решение заявленных в ВЦП проблем;
- не должна содержать указаний на иные цели, задачи, эффекты или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Формулировка цели ВЦП во всех формах должны# совпадать.
3. При формировании цели ВЦП ОИВ может принимать во внимание Примерный перечень стратегических целей страны для разработки Докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти, приведенный в Приложении 1 к Методическим рекомендациям по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти на 2006-2008 годы, утвержденным на федеральном уровне и размещенным на сайте Минфина России.
2.4.4. Для цели ВЦП должны быть установлены показатели конечных результатов ее достижения (не более 3) и их значения на очередной и два последующих года.
При этом рекомендуется указывать значения показателей целей за отчетный год (и, при необходимости, ранее, в динамике) в количественной характеристике состояния развития сферы.
В случае использования нескольких показателей для характеристики достижения цели необходимо выбрать один показатель - основной, который содержит наиболее значимую характеристику достижения цели, для использования его при расчете показателей общественной эффективности достижения данной цели. Количество показателей цели рекомендуется минимизировать.
Нумерация пунктов настоящего приложения приводится в соответствии с источником
5. Показатель цели ВЦП может совпадать с показателем задачи ОИВ, содержащимся в I разделе Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ОИВ только в том случае, если данная ВЦП является единственной, направленной на реализацию задачи ОИВ.
6. Задача ВЦП - одно из направлений или способов деятельности, обеспечивающее во взаимосвязи с другими задачами ВЦП достижение цели ВЦП.
Для цели ВЦП должны быть сформулированы от 1 до 3 задач.
Формулировка задачи должна отвечать на вопрос о том, "как" обеспечить достижение цели ВЦП.
Необходимо использовать одно общее основание для выделения задач. Например, выделение задач по сферам деятельности:
- в сфере образования: дошкольное образование, начальное образование, среднее общее образование, дополнительное образование;
- в сфере культуры: музеи, библиотеки и т.п. И далее детализировать мероприятия по содержанию работ в каждой из сфер.
Либо, наоборот, выделять задачи по содержанию работ (способам воздействия):
- улучшение материально-технического обеспечения,
- подготовка и переподготовка кадров и т.п.
А далее выделять конкретные сферы, в которых подобные работы должны проводиться.
Рекомендуется отдавать приоритет выделению задач по сферам деятельности, а мероприятия внутри задач выделять исходя из содержания работ.
7. При формулировании задач ВЦП необходимо обеспечивать соблюдение следующих требований:
- соответствие задач целям ВЦП (достаточность, но не избыточность для достижения поставленной цели);
- соответствие задач полномочиям Республики Калмыкия как субъекта РФ (с учетом вопросов местного значения, осуществление которых планируется стимулировать в рамках межбюджетных отношений) и компетенции ОИВ;
- направленность на решение проблем ВЦП или реализацию указанных в ней функций.
8. Для каждой задачи должны быть определены показатели конечных либо непосредственных результатов реализации и их значения на очередной и два последующих года для ВЦП всех типов.
При этом рекомендуется указывать значения показателей задач за отчетный год (и, при необходимости, ранее, в динамике) в количественной характеристике состояния развития сферы.
В случае использования нескольких показателей для характеристики решения задачи необходимо выбрать один показатель - основной, который содержит наиболее значимую характеристику решения задачи и может быть использован при расчете показателей эффективности решения данной задачи. При этом количество показателей задач рекомендуется минимизировать.
9. Формулировка задач ВЦП должна быть краткой и ясной, отражать решение проблемы в установленные ВЦП сроки, т.е. конечный результат реализации ВЦП, и не должна содержать:
- специальных терминов, затрудняющих ее понимание лицами, не обладающими профессиональными знаниями в сфере деятельности, связанной с реализацией данной цели;
- терминов, понятий и выражений, которые допускают произвольное или неоднозначное толкование.
10. Целью реализации ВЦП и задачами, направленными на достижение цели, не может быть обеспечение деятельности самого ОИВ. Т.е. в качестве целей и задач ВЦП не могут быть указаны: содержание персонала, содержание объектов и помещений в определенном состоянии, автоматизация работы подразделений ОИВ, материально-техническое обеспечение каких-либо подразделений и т.п. В программно-целевом методе планирования содержание персонала, НИОКР, автоматизация работы и т.п. могут рассматриваться только как мероприятия программ, проводимые для оказания влияния на бюджетную сферу или регулируемые органами исполнительной власти объекты. А содержание объектов и помещений в определенном состоянии должно осуществляться с целью их использования для достижения целей и задач ОИВ. Целями и задачами ВЦП также не может быть просто постоянная реализация установленных функций ОИВ. В случае если цель и задача осуществления возложенной на ОИВ функции не может быть установлена, ее реализация не может быть целью или задачей ВЦП. Более того, может быть поставлен вопрос о целесообразности наделения ОИВ соответствующей функцией.
11. Показатели цели и задач ВЦП описываются:
- фактическим значением на момент составления ВЦП;
- набором прогнозируемых значений к моменту окончания ВЦП (и, по возможности, по годам реализации ВЦП);
- способом (методикой расчета) значений.
Методика расчета каждого показателя должна содержать:
- порядок (формулу) расчета показателя;
- источники данных для расчета показателя;
- периодичность расчета показателя (не реже ежегодной).
Показатели целей и задач ВЦП должны иметь однозначное толкование.
Признаками показателя являются:
- наименование, которое выражает его основной смысл;
- описание того, что измеряет показатель - его содержание. По экономическому содержанию показатели могут быть натуральные и стоимостные (например: основные фонды или денежные средства);
- состояние или процесс, в котором находится измеряемый объект: наличие/отсутствие, мощность, выпуск, затраты, потери (например: показатель реализации по мероприятию по изданию правового акта измеряется показателем наличие/отсутствие правового акта);
- способ расчета показателя: объемный (не имеющий временной размерности - запас продукции, стоимость основных фондов на конкретную дату), средний (средний арифметический взвешенный, средний арифметический невзвешенный, средний геометрический, средний квадратический), предельный или приростной (характеризующий процесс, изменение) или индексный (отношение показателей одинаковой размерности для сопоставления значений для различных периодов времени).
Могут быть использованы дополнительные признаки показателя:
- время, к которому относится показатель (момент, период);
- единица измерения;
- кто производит действие над измеряемым объектом, где находится объект;
- признак функции управления показателя: плановый, фактический или нормативный.
Используемые показатели должны в максимально возможной степени соответствовать следующим требованиям:
- адекватность: показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели и задач ВЦП;
- точность: погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах деятельности;
- объективность: не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел, используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы к искажению результатов их деятельности;
- достоверность: способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки ВЦП;
- однозначность: определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики, как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей;
- экономичность: получение отчетных данных должно производиться с минимально возможными затратами, применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих ВЦП;
- сопоставимость: выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды и с показателями, используемыми для оценки прогресса в решении сходных (смежных) задач, а также с показателями, используемыми в международной практике;
- своевременность и регулярность: отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год и, как правило, не более чем через 2-3 месяца после окончания отчетного периода).
При разработке системы показателей целей и задач следует руководствоваться принципом минимизации количества планируемых (отчетных) показателей при сохранении полноты информации о достижении целей и задач и своевременности ее предоставления.
При выборе показателя следует:
- обеспечивать достаточность, но неизбыточность показателей для характеристики решения поставленной задачи;
- устанавливать значения, достижимые за счет предусмотренных в ВЦП объемов финансирования;
- учитывать наличие необходимых для наблюдения за состоянием показателя статистических данных либо предусматривать возможность применения иных способов сбора информации для получения достоверных фактических значений достижения поставленных результатов.
Показатели цели и задач ВЦП должны являться показателями конечного результата деятельности. Под показателем конечного результата понимается показатель, характеризующий воздействие ВЦП на внешнюю (по отношению к ВЦП) среду.
Показатели ВЦП должны быть сформулированы так, чтобы с их помощью можно было ответить не только на вопрос о том, выполнена или не выполнена ВЦП, но и на вопрос о том, зачем ВЦП должна быть выполнена, какое улучшение будет достигнуто в случае выполнения ВЦП, или какое возможное ухудшение будет предотвращено.
Следует также по возможности анализировать плановую динамику показателей ВЦП после ее завершения. Если по окончании реализации ВЦП может произойти существенное сокращение значения показателей (при прекращении бюджетного финансирования) необходимо пересмотреть выбранный вариант реализации ВЦП.
Значения показателей ВЦП рекомендуется рассчитывать по годам реализации ВЦП для двух вариантов финансирования - за счет БДО и с учетом БПО (в случае, если финансирование ВЦП предполагается за счет средств БПО).
Оценка разницы значений показателей для каждого из вариантов финансирования является основанием для рассмотрения вопроса о выделении на ВЦП средств БПО.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по разработке, утверждению
и реализации ведомственных
целевых программ
Примерный перечень
показателей результативности деятельности органов исполнительной власти
N |
Направления |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
1. |
Здравоохранение |
Уровень обеспеченности населения высокотехнологичными медицинскими услугами |
в процентах от потребности |
Обследование новорожденных на наследственные заболевания |
в процентах |
||
Средняя длительность лечения в стационаре по социально значимым видам помощи |
в днях |
||
Укомплектованность врачами |
в процентах |
||
Укомплектованность медицинскими сестрами |
в процентах |
||
Число посещений на 1 человека в год по социально значимым видам помощи |
в количестве посещений |
||
2. |
Социальная защита населения |
Удельный вес льгот, предоставляемых в денежной форме (монетизация), в общем объеме мер социальной поддержки |
в процентах |
Удельный вес граждан фактически пользующихся льготами от общего количества граждан, имеющих право на льготы |
в процентах |
||
Удельный вес граждан пожилого возраста и инвалидов, получающих услуги учреждений социального обслуживания, от общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов |
в процентах |
||
Доля расходов, выделенных на основе нормативов затрат на предоставление социальных услуг в общих расходах на отрасль |
в процентах |
||
Доля внебюджетных средств на материально-техническое обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения |
в процентах |
||
Отношение обслуженных стационарными учреждениями к обслуженным отделениями социального обслуживания на дому |
в процентах |
||
Доля бюджетных услуг, предоставляемых негосударственными учреждениями |
в процентах |
||
Охват граждан пожилого возраста всеми видами социального обслуживания на дому в расчете на 1000 пенсионеров |
в количестве человек |
||
Удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях, от общего количества семей |
в процентах |
||
Удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания, к общему числу семей с детьми |
в процентах |
||
Удельный вес семей с детьми, снятых с учета, находившихся в социально опасном положении, к общему количеству состоящих на учете |
в процентах |
||
3. |
Образование |
Количество школ, реализующих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на право получения дополнительных средств (по отношению к предыдущему периоду) |
в единицах |
Количество педагогических работников, участвующих в конкурсе на право получения премии (по отношению к предыдущему периоду) |
в единицах |
||
Доля школ, имеющих скоростной доступ в Интернет |
в процентах |
||
Рост средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений |
в процентах |
||
Доля фактических расходов на материальное обеспечение образовательного процесса на одного учащегося |
в процентах от норматива |
||
Доля образовательных учреждений обеспеченных учебно-наглядными пособиями, техническими средствами обучения, учебным и технологическим оборудованием |
в процентах |
||
Доля средних и основных общеобразовательных школ, в которых действуют школьные управляющие советы |
в процентах |
||
Доля детей старшего дошкольного возраста вовлеченных в программы дошкольного образования |
в процентах |
||
Доля школ, реализующих модели профильного обучения в старшей школе на основе индивидуальных учебных планов |
в процентах |
||
Доля школ, в которых введен национально-региональный компонент государственных стандартов общего образования |
в процентах |
||
Доля детей в возрасте 7-15 лет, необучающихся в образовательных учреждениях |
в процентах |
||
Повышение процента выпуска по программам полного среднего образования от поступивших в 10 классы |
в процентах |
||
Доля обеспеченности бесплатными учебниками всех учащихся с 1 по 11 классы |
в процентах |
||
Доля обеспеченности бесплатными учебниками льготных категорий учащихся |
в процентах |
||
Доля детей, страдающих нарушениями зрения |
в процентах |
||
Доля детей, страдающих болезнями костно-мышечной системы |
в процентах |
||
Доля школьников, занятых в сфере дополнительного образования |
в процентах |
||
Доля детей, принявших участие в летних оздоровительных и образовательных программах: детей-сирот, одаренных детей |
в процентах |
||
Доля учителей с высшим профессиональным (педагогическим) образованием |
в процентах |
||
Количество приемных семей как семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (по отношению к предыдущему периоду) |
в процентах |
||
Количество воспитанников краевых государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по отношению к предыдущему периоду |
в количестве человек |
||
Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих среднее (полное) общее образование (по отношению к предыдущему периоду) |
в процентах |
||
Доля учителей, имеющих сертификат, подтверждающий ИКТ-компетентность |
в процентах |
||
Доля выпускников педагогических колледжей, владеющих компьютерными технологиями |
в процентах |
||
4. |
Образование (НПО и СПО) |
Количество учащихся среднего профессионального образования и начального профессионального образования (далее СПО И НПО) на 10 тыс. населения (среднероссийский показатель - 108 чел.) |
в количестве человек |
Профессии для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |
в процентах от общего количества реализуемых профессий |
||
Количество обучающихся по смежным профессиям |
в процентах от общего количества учащихся учреждений НПО и СПО |
||
Выпуск учащихся с повышенным уровнем квалификации |
в процентах от общего количества выпускников учреждений НПО и СПО |
||
Увеличение трудоустройства выпускников учреждений НПО и СПО по полученной специальности |
в процентах от общего количества трудоустроившихся выпускников |
||
Количество детей, охваченных временной занятостью в летний период, в том числе детей-сирот |
в процентах от переходящего контингента |
||
Количество детей, охваченных дополнительным образованием, участвующих в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, в том числе детей-сирот |
в процентах от общего количества учащихся |
||
Уровень образования инженерно-педагогических работников (высшее образование) |
в процентах от общего количества |
||
Переход на нормативное финансирование образовательных учреждений профессионального образования |
в процентах от общего числа учреждений |
||
Количество молодых специалистов до 30 лет |
в процентах от общего количества |
||
5. |
Культура |
Число посетителей музеев |
в процентах к предыдущему году |
Число посетителей библиотек |
в процентах к предыдущему году |
||
Количество отреставрированных предметов и коллекций музейных фондов |
в единицах |
||
Книгообеспеченность на 1 пользователя библиотеками |
в экземплярах |
||
Количество единиц хранения, получивших экспертную оценку или страховую стоимость |
в единицах в год |
||
Количество передвижных музейных выставок |
в единицах |
||
Количество посетителей передвижных музейных выставок |
в процентах к предыдущему году |
||
Количество оздоровленных одаренных детей, участников творческих коллективов, учащихся детских школ искусств (ДШИ) |
в количестве человек |
||
Число зрителей театрально-зрелищных учреждений (ТЗУ) |
в процентах к предыдущему году |
||
Число работников учреждений культуры, повысивших квалификацию и прошедших переподготовку |
в количестве человек |
||
Уровень удовлетворенности населения услугами культуры |
в процентах |
||
6. |
Спорт |
Удельный вес населения систематически занимающегося физической культурой и спортом |
в процентах |
Количество детских клубов по месту жительства физкультурно-спортивной направленности |
в единицах |
||
Удельный вес инвалидов в общей численности населения систематически занимающегося физической культурой и спортом |
в процентах |
||
Количество спортивных сооружений |
в единицах |
||
Единовременная пропускная способность спортсооружений |
в количестве человек |
||
Обеспеченность населения спортивными сооружениями на 10 тыс. населения |
в процентах |
||
Процент отсева детей из групп начальной подготовки при переходе на учебно-тренировочный этап подготовки |
в процентах |
||
Количество учреждений дополнительного образования спортивной направленности и среднего профессионального образования |
в единицах |
||
Процент числа занимающихся согласно социальному нормативу (20%) в возрасте 6-15 лет за счет оптимизации отделений по видам спорта в учреждениях дополнительного образования и перевода ДЮСШ в детско-юношеских клубах физической подготовки (ДЮКФП) |
в процентах |
||
Количество спортсменов в сборной Республики Калмыкия по видам спорта |
в количестве видов спорта на количество человек |
||
Количество спортсменов в сборных командах России (в том числе, молодежных по видам спорта) |
в количестве видов спорта на количество человек |
||
Количество завоеванных медалей на Российских и международных соревнованиях |
в единицах |
||
Количество спортсменов в национальной олимпийской сборной |
в количестве видов спорта на количество человек |
||
Количество команд, участвующих в чемпионатах и первенствах России |
в единицах |
||
Обеспеченность кадрами тренерско-преподавательского состава |
в процентах от норматива |
||
7. |
Промышленность, энергетика, транспорт, связь и дорожное хозяйство |
Ввод автомобильных дорог |
в километрах |
Доля протяженности автомобильных дорог, требующих ремонта |
в процентах |
||
Доля протяженности искусственных сооружений (мостов), требующих ремонта |
в процентах |
||
Ликвидация очагов аварийности автомобильных дорог |
в единицах |
||
Удельный вес дорожно-транспортных происшествий с сопутствующими дорожными условиями |
в процентах |
||
Количество закрытий автобусных маршрутов по дорожным условиям сверх нормативного срока для ликвидации аварийной обстановки |
в единицах |
||
Количество маршрутов на автомобильном транспорте |
в единицах |
||
Количество маршрутов на внутреннем водном транспорте |
в единицах |
||
Количество маршрутов на железнодорожном транспорте |
в единицах |
||
Количество маршрутов на воздушном транспорте |
в единицах |
||
8. |
Сельское хозяйство |
Темп прироста производства продукции сельского хозяйства |
в процентах (в сопоставимых ценах) |
Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства |
в процентах |
||
Уровень обеспеченности сельскохозяйственного производства основными видами техники: тракторы; зерноуборочные комбайны; |
в процентах |
||
Урожайность зерновых культур |
в центнерах на гектар |
||
Повышение продуктивности |
в процентах |
||
Уровень обеспеченности предприятий АПК кадрами от потребности: специалистами с высшим образованием; специалистами со средним профессиональным образованием; руководителями с высшим образованием; квалифицированными кадрами рабочих специальностей |
в процентах |
||
Увеличение объема заготовительного оборота организаций потребительской кооперации |
в млн. рублей |
||
Количество вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов |
в единицах |
||
Темп роста среднемесячной заработной платы работников сельскохозяйственных организаций к уровню предыдущего года |
в процентах |
||
9. |
Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство |
Объем ввода жилых домов, тыс. кв. метров Темп роста объемов ввода жилья |
тыс. кв. метров в процентах к предыдущему году |
Место Республики Калмыкия по рейтингу субъектов Российской Федерации Южного федерального округа |
|
||
Доля жилья, построенного за счет кредитных ресурсов, в общем объеме жилищного строительства |
в процентах |
||
Уровень обеспеченности населения жильем на 1 жителя |
в кв. метрах |
||
Коэффициент доступности жилья |
|
||
Объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам |
млн. рублей |
||
Общее количество выданных ипотечных кредитов на 10000 человек |
в единицах |
||
Доля числа семей (включая одиночек), улучшивших жилищные условия за год в общем числе семей, состоящих на учете |
в процентах |
||
Доля безубыточных организаций и предприятий в строительстве |
в процентах |
||
Темп роста производства основных видов неметаллических минеральных продуктов (промышленность строительных материалов), в том числе: конструкции и детали сборные и железобетонные; кирпич строительный |
в процентах |
||
Доля безубыточных предприятий коммунального комплекса |
в процентах |
||
10. |
ЖКХ |
Отношение тарифа на жилищно-коммунальные услуги для населения (без учета газа и электроэнергии) к себестоимости |
в процентах |
Уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг |
в процентах |
||
Количество конкурсов по отбору управляющей организации по управлению многоквартирными домами, проведенных органами местного самоуправления |
в единицах |
||
Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры |
в процентах |
||
Доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных соглашений и других договоров |
в процентах |
||
Доля многоквартирных домов, управляемых профессиональными управляющими организациями |
в процентах |
||
Доля инженерных сетей с износом более 75% |
в процентах |
||
Интегральный показатель аварийности на 100 км сетей |
в единицах на 100 км сетей |
||
Доля вводимых в эксплуатацию объектов по краевой адресной инвестиционной программе от запланированного |
в процентах |
||
Уменьшение доли объектов незавершенного строительства в общем количестве строящихся объектов |
в процентах |
||
11. |
Жилье |
Количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия |
в количестве семей |
Доля семей граждан, относящихся к категориям, установленным федеральным законодательством, улучшивших жилищные условия в общей очередности семей участников подпрограммы отдельно по каждой категории |
в процентах |
||
Количество семей граждан, относящихся к категориям, установленным краевым законодательством, улучшивших жилищные условия отдельно |
в количестве семей |
||
Доля семей граждан, относящихся к категориям, установленным краевым законодательством, улучшивших жилищные условия в общей очередности семей участников программ отдельно по каждой программе |
в процентах |
||
Субсидирование молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) |
в количестве семей |
||
Удельный вес учетных дел, подтвердивших право участника программы на получение субсидии в общем количестве учетных дел, поступивших от муниципальных образований впервые |
в процентах |
||
12. |
Строительство (надзор) |
Количество проведенных проверок государственного жилищного контроля и государственного строительного надзора, в том числе по обращениям |
в единицах |
Количество проверок, проведенных в соответствии с годовой программой плановых проверок |
в единицах |
||
Доля проверок, проведенных в соответствии с годовой программой плановых проверок, в общем количестве проведенных проверок |
в процентах |
||
Количество выданных предписаний об устранении выявленных нарушений государственного жилищного контроля и государственного строительного надзора |
в единицах |
||
Процент устранения нарушений по предписаниям государственного жилищного контроля и государственного строительного надзора |
в процентах |
||
Количество протоколов об адм. нарушениях, всего: в том числе: предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ (в случаях невыполнения в срок предписаний) |
в единицах |
||
Площадь обследованного жилищного фонда |
в кв. метрах |
||
13. |
Строительство (землепользование) |
Доля поселений, на территории которых сформирована система планирования градостроительной деятельности (генеральные планы, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории) |
в процентах |
Доля муниципальных образований, в которых внедрены конкурентные механизмы предоставления сформированных земельных участков для жилищного строительства |
в процентах |
||
Количество земельных участков для жилищного строительства, предоставленных на аукционах |
в единицах |
||
Доля площади земельных участков для жилищного строительства, предоставленных на аукционах в общей площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства |
в процентах |
||
Количество публичных слушаний по проектам: генеральных планов; правил землепользования и застройки; документации по планировке территории |
в единицах |
||
Количество плановых проверок |
в единицах |
||
Количество составленных протоколов об административных нарушениях |
в единицах |
||
Процент устранения нарушений от общего числа составленных протоколов |
в процентах |
||
Средний срок выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию |
в сутках |
||
Средний срок получения разрешения на жилищное строительство (от времени подачи заявки на предоставление земельного участка) |
в сутках |
||
14. |
МЧС |
Временные затраты на выдвижение оперативных групп, оценку обстановки, принятие решений |
в часах |
Охват населения, оповещаемого с помощью АСЦО ГО |
в процентах от общей численности населения |
||
Прикрытие зон оперативной ответственности по спасению населения |
в процентах от площади опасных зон |
||
Прикрытие территории края подразделениями пожарной охраны |
в процентах от общего количества населенных пунктов |
||
Снижение количества гибели людей |
в процентах от показателей предыдущего года |
||
Снижение количества пострадавшего населения |
в процентах от показателей предыдущего года |
||
Снижение экономического ущерба |
в процентах от показателей предыдущего года |
||
Обеспечение населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания |
в процентах от общей численности населения |
||
Обеспеченность материально-техническими ресурсами для ликвидации ЧС |
в процентах от потребности |
||
Переподготовка должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС органов исполнительной власти, местного самоуправления, организаций, в том числе образовательных учреждений |
в процентах от подлежащих переподготовке |
||
Охват населения края мероприятиями по пропаганде знаний в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности |
в процентах от общей численности населения |
||
15. |
Безопасность |
Количество зарегистрированных заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях |
в единицах |
Количество выявленных преступлений превентивной направленности |
в единицах |
||
Количество выявленных преступлений |
в единицах |
||
Количество раскрытых преступлений |
в единицах |
||
Изъято и поставлено на централизованный учет оружия |
в единицах |
||
Количество несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН и совершивших преступления |
в количестве человек |
||
Количество преступлений, совершенных в общественных местах |
в единицах |
||
Количество пресеченных административных правонарушений |
в единицах |
||
Количество ДТП на 10000 состоящих на учете транспортных средств, находящихся в собственности физических и юридических лиц |
в единицах |
||
Количество погибших в ДТП на 100 пострадавших человек |
в количестве человек |
||
Количество граждан, содержавшихся в медицинских вытрезвителях |
в количестве человек |
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по разработке, утверждению
и реализации ведомственных
целевых программ
Экспертная оценка ведомственной целевой программы
Орган исполнительной власти: ________________________________________
Ведомственная целевая программа: ____________________________________
N |
Наименование критериев и показателей |
Вес |
Оценка |
Балл |
1. |
Критерии общей приоритетности реализации программы |
0,30 |
|
|
1.1. |
Приоритетность программы для региона |
0,15 |
высокая средняя низкая |
7 5 1 |
1.2. |
Численность населения региона, для которого данная программа является актуальной |
0,1 |
более 1 млн. чел. от 0,5 до 1 млн. чел. менее 500 000 чел. |
7 5 1 |
1.3. |
Соответствие программы целям, задачам Программы социально-экономического развития региона |
0,05 |
полное совпадение существенное частичное |
7 5 1 |
2. |
Критерии социальной эффективности реализации программы |
0,28 |
|
|
2.1. |
Направленность программы на обеспечение социальных прав граждан |
0,12 |
абсолютная частичная отсутствует |
7 5 1 |
2.2. |
Соответствие целевых показателей (конечных результатов) программы аналогичным показателям по России или соответствующего федерального округа |
0,1 |
полное соответствие в основном соответствуют частичное соответствие |
7 5 1 |
2.3. |
Соответствие целевых показателей программы стандартам предоставления услуг в соответствующей отрасли |
0,06 |
полное соответствие в основном соответствуют частичное соответствие |
7 5 1 |
3. |
Критерии экономической эффективности реализации программы |
0,23 |
|
|
3.1. |
Соотношение эффекта от реализации программы к ее стоимости |
0,09 |
эффект >> стоимость эффект > стоимость эффект < стоимость |
7 5 1 |
3.2. |
Вероятность полного достижения целевых значений программы |
0,07 |
высокая средняя низкая |
7 5 1 |
3.3. |
Срок действия эффекта (результатов) от реализации программы |
0,07 |
более 5 лет 3-5 лет 1-3 года |
7 5 1 |
4. |
Критерии бюджетной эффективности реализации программы |
0,15 |
|
|
4.1. |
Вероятность сокращения в дальнейшем расходов бюджета по целевым статьям, финансируемым сейчас в рамках программы |
0,07 |
высокая средняя низкая |
7 5 1 |
4.2. |
Наличие в программе системы периодической отчетности о реализации программы (мониторинга) и перечня форм отчетности |
0,02 |
присутствует проработанная система есть определенные элементы системы система отсутствует |
7 5 1 |
4.3. |
Вероятность увеличения поступлений в бюджет в результате реализации данной бюджетной программы |
0,06 |
высокая средняя низкая |
7 5 1 |
5. |
Критерии подготовленности программы |
0,04 |
|
|
5.1. |
Качество и проработанность программы, информативность и представительность пакета подготовленных документов |
0,015 |
высокая средняя низкая |
7 5 1 |
5.2. |
Обоснованность расчетов расходов по мероприятиям программы |
0,01 |
высокая средняя низкая |
7 5 1 |
5.3. |
Обоснованность и необходимость реализации всех мероприятий программы |
0,015 |
- ничего нельзя исключить - можно исключить некоторые; - можно исключить до 1/2 мероприятий |
7 5 1 |
Предлагаемая система оценки позволяет: сравнить различные по направленности программы, значительно уменьшить субъективность при оценке программ (формализация оценки), выделить приоритетные программы, которые должны быть профинансированы в первоочередном порядке.
На основе экспертизы, исходя из параметров доходной части среднесрочного финансового плана, принимается решение о включении приоритетных ВЦП в состав расходов среднесрочного финансового плана и бюджета очередного финансового года.
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по разработке, утверждению
и реализации ведомственных
целевых программ
Перечень
органов исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющих разработку, утверждение, реализацию и мониторинг ведомственных целевых программ
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия
Министерство природных ресурсов, охраны окружающей среды и развития энергетики Республики Калмыкия
Министерство территориального развития Республики Калмыкия
Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия
Министерство финансов Республики Калмыкия
Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия
Министерство внутренних дел Республики Калмыкия
Агентство государственной поддержки обрабатывающих производств и развития торговли Республики Калмыкия
Агентство по делам молодежи и спорта Республики Калмыкия
Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия
Агентство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия
Агентство по управлению имуществом Республики Калмыкия
Управление записи актов гражданского состояния Республики Калмыкия
Региональная служба по тарифам Республики Калмыкия
Служба по вопросам мировой юстиции Республики Калмыкия
Государственная жилищная инспекция Республики Калмыкия
Регламент
подготовки и утверждения целевой программы ведомства
(утв. приказом Министерства экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия от 15 января 2008 г. N 11-с)
Общие положения
1. Настоящий Регламент устанавливает порядок подготовки и утверждения целевой программы ведомства.
2. Целевая программа ведомства разрабатывается органом исполнительной власти и направляется в Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия на экспертизу и после получения положительного заключения утверждается руководителем органа исполнительной власти.
3. Утвержденная целевая программа ведомства включается в перечень целевых программ ведомств и отражается отдельной строкой в республиканском законе о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Целевая программа ведомства финансируется из бюджета действующих обязательств, а также может финансироваться полностью или частично из бюджета принимаемых обязательств.
4. Понятия, используемые в настоящем Регламенте, применяются в значениях, определенных в Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденном Постановлением Правительства Республики Калмыкия.
Порядок принятия решения о разработке программы
5. Решение о разработке целевой программы ведомства принимается руководителем органа исполнительной власти.
6. Предложение о разработке целевой программы ведомства:
- базируется на системе целей, задач и показателей деятельности органа исполнительной власти;
- формируется в соответствии с полномочиями и сферой деятельности органа исполнительной власти;
- основывается на результатах деятельности орана# исполнительной власти в отчетный период;
- обосновывается материалами программных и иных разработок прошлых лет, иной документированной информацией.
7. Предложение о разработке целевой программы ведомства включает:
письмо руководителя органа исполнительной власти о целесообразности и обоснованности разработки целевой программы ведомства;
проект решения о разработке целевой программы ведомства;
приложения (макет или паспорт программы, другие материалы, показывающие актуальность программной проблемы, неотложность и эффективность ее решения программным методом).
8. Предложение о разработке целевой программы ведомства рассматривается структурным подразделением и независимыми экспертами, определенными органом исполнительной власти.
9. Заключение о результатах анализа и экспертной оценки целевой программы ведомства принимает Бюджетный комитет. Заключение Бюджетного комитета является основанием для принятия руководителем субъекта бюджетного планирования решения о разработке целевой программы ведомства.
10. Решение руководителя органа исполнительной власти о разработке целевой программы ведомства содержит следующие положения:
- наименование программы и срок ее действия;
- ответственность за разработку программы;
- график подготовки программы;
- условия разработки программы.
11. Условия разработки целевой программы ведомства предусматривают меры, необходимые для качественной и своевременной разработки и реализации программы, включая подготовку нормативных правовых актов, планирование бюджетных расходов, методическое сопровождение.
12. Решение руководителя органа исполнительной власти о разработке программы направляется в Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия для включения в проект перечня таких программ и осуществления в установленном порядке методического руководства и координации работ.
Порядок разработки целевой программы ведомства
13. Орган исполнительной власти:
подготавливает исходное задание и организует разработку проекта целевой программы ведомства;
представляет в установленном порядке проект целевой программы ведомства на экспертизу и при необходимости дорабатывает проект;
представляет программу на утверждение в руководителю субъекта бюджетного планирования.
14. Состав и содержание целевой программы ведомства, обосновывающих материалов должны соответствовать требованиям, указанным в Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ.
15. Целевая программа ведомства включает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед органом исполнительной власти.
Если решение тактической задачи программным методом требует участия органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и иных заинтересованных организаций, то орган исполнительной власти, формирующий целевую программу ведомства, представляет вместе с проектом программы соответствующие обосновывающие материалы.
16. Орган исполнительной власти в процессе разработки целевой программы ведомства:
осуществляет контроль за соблюдением графика разработки программы;
взаимодействует с Министерством экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерством финансов Республики Калмыкия по вопросам методического сопровождения, планирования бюджетных расходов на реализацию программы, подготовки нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы;
направляет проект целевой программы ведомства и обосновывающие материалы на экспертизу.
Экспертиза представленных органом исполнительной власти материалов по проекту целевой программы ведомства осуществляется Министерством экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерством финансов Республики Калмыкия в порядке, определенном в Положении о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ.
Утверждение программы и формирование перечня
17. Решение о разработке проекта ВЦП принимается органом исполнительной власти:
- исходя из состава целей и задач ОИВ, утвержденных в составе I раздела Доклада о результатах и основных направлениях деятельности СБП;
- принимая во внимание, что все расходы ОИВ должны быть полностью распределены по ВЦП, РЦП и расходам непрограммной деятельности, в реализации которых участвует ОИВ;
- исходя из доведенного предельного объема финансирования ОИВ;
- по результатам анализа реализации состава ВЦП, утвержденных и реализованных в прошлом периоде (начиная со второго года работы с ВЦП).
ОИВ должен располагать ресурсами и полномочиями, необходимыми для подготовки проекта ВЦП, в том числе:
- иметь источник обеспечения деятельности по разработке проекта ВЦП;
- обладать полномочиями запрашивать необходимые материалы у потенциальных участников реализации ВЦП.
В соответствии с утвержденными Порядком разработки, утверждения, реализации и мониторинга ведомственных целевых программ в срок:
- до 1 июня ОИВ разрабатывают и утверждают перечень ВЦП ОИВ на основании согласованных в установленном порядке целей и задач;
- до 1 июля на основании доведенных предельных объемов финансирования ОИВ представляют на экспертизу в Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерство финансов Республики Калмыкия, разработанные в соответствии с утвержденным ОИВ перечнем проектов ВЦП;
- до 1 августа проводится экспертиза ВЦП;
- после 1 августа ОИВ проводится доработка и утверждение ВЦП. Доработка ВЦП производится на основании заключения экспертизы и в соответствии с уточненными предельными объемами финансирования, доведенными в установленные сроки. Доработка ВЦП осуществляется, в том числе в части:
объемов расходов республиканского бюджета на реализацию ВЦП;
состава мероприятий ВЦП;
плановых показателей достижения непосредственных и конечных результатов ВЦП по годам;
плановых показателей общественной и экономической эффективности реализации ВЦП.
После утверждения закона Республики Калмыкия о республиканском бюджете ВЦП подлежат доработке и утверждению к финансированию в месячный срок со дня вступления в силу указанного закона.
Утверждение ВЦП ОИВ осуществляется только при наличии положительного экспертного заключения.
ОИВ организует размещение в сети Интернет текста Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ОИВ, в том числе ВЦП, входящих во II раздел, на официальном сайте Правительства Республики Калмыкия.
18. Приказ руководителя органа исполнительной власти об утверждении целевой программы ведомства включает следующие положения:
- решение об утверждении целевой программы ведомства и сроках ее действия;
- ответственность за реализацию программы;
- меры по нормативному правовому, методическому и финансовому обеспечению реализации программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия от 15 января 2008 г. N 11-с "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке, утверждению и реализации ведомственных целевых программ"
Текст приказа официально опубликован не был