Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 15 сентября 2008 г. N 274-р
В целях реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан и обеспечения комплексного подхода к решению вопросов совершенствования оказания медицинской помощи больным с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, организации и качества оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и развития службы крови:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Основные направления развития здравоохранения Республики Калмыкия на 2009-2013 годы".
2. Определить Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (Мучеряев А.Н.) государственным заказчиком республиканской целевой программы "Основные направления развития здравоохранения Республики Калмыкия на 2009-2013 годы" (далее - Программа).
3. Установить предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета в сумме 87526000 (восемьдесят семь миллионов пятьсот двадцать шесть тысяч) рублей.
4. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия (Мучеряев А.Н.) разработать проект Программы и в установленном порядке представить в Правительство Республики Калмыкия.
Председатель Правительства |
В. Сенглеев |
Концепция
Республиканской целевой программы "Основные направления развития здравоохранения Республики Калмыкия на 2009-2013 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 15 сентября 2008 г. N 274-р)
I. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия
В Республике Калмыкия, как и в Российской Федерации, в целом, отмечаются отрицательные динамические показатели здоровья населения, а также смертности населения. Показатель смертности в Республике Калмыкия в 2007 году составил - 0,7 на 1000 населения (РФ - 1,2). В структуре общей смертности населения за последние три года стабильно лидируют смертность от сосудистых заболеваний и в результате дорожно-транспортных происшествий.
Высокий уровень заболеваемости и смертности от сосудистых заболеваний и вследствие дорожно-транспортных происшествий является одной из самых актуальных проблем не только в медицине, но приобретает важное государственное значение, учитывая, что значительная часть умерших и инвалидизированных состоит из людей трудоспособного возраста.
Опыт решения важнейших задач отрасли здравоохранения Республики Калмыкия в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" свидетельствует о необходимости сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем в совершенствовании специализированных видов медицинской помощи.
Широкое распространение, высокая смертность и инвалидизация населения вследствие заболеваний сердечно-сосудистой системы и наиболее тяжелых их проявлений - инфарктов и инсультов, ставят профилактику и лечение этих болезней одними из самых актуальных медико-социальных проблем.
В течение последних двух лет заболеваемость цереброваскулярными болезнями в Республике Калмыкия остается высокой: в 2007 году - 2,2 на 1000 населения (РФ - 2,7), в 2006 году - 2,6 на 1000 населения (РФ - 2,8).
Показатели госпитализации больных в республике с инсультом из года в год увеличиваются. Соотношение ишемических и геморрагических инсультов составляет - 3:1 (РФ - 4:1). В 2006-2007 годах процент повторных инсультов составил соответственно 13,4 и 15,6.
Динамика летальности при церебральных инсультах по республике составила: в 2005 году - 30,3%; в 2006 году - 24,9%; в 2007 году - 31,9% (РФ - 25-30%).
Инвалидизация после перенесенного инсульта составляет по Республике Калмыкия - 4,4 на 10 тыс. населения (РФ - 3,2), занимая первое место среди причин первичной инвалидности. При этом третью часть больных с перенесенным инсультом составляют лица трудоспособного возраста, к труду возвращается только каждый пятый больной.
Количество больных, страдающих ишемической болезнью сердца в Республике Калмыкия, за последние два года увеличилось и составило в 2006 году - 5997 человек, в 2007 году - 6897 человек.
Уровень заболеваемости ишемической болезнью сердца на 1000 взрослого населения составил в 2006 году - 4,5, в 2007 году - 5,1.
Распространенность ишемической болезни сердца в Республике Калмыкия составила в 2006 году - 31, в 2007 году - 33,5.
В республике для оказания специализированной кардиологической и неврологической медицинской помощи взрослому населению в ГУ "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" функционируют кардиологические, неврологические, реанимационные и нейрохирургические койки, в лечебно-профилактических учреждениях республики ведется амбулаторный прием врачей кардиологов, неврологов, работающие больные проходят санаторное долечивание в ФГУ "Центр реабилитации "Волгоград".
Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями позволит улучшить качество оказания медицинской помощи, уменьшить уровень инвалидизации, увеличить продолжительность жизни больных, снизить смертность.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин их высокой смертности. Общая смертность указанных лиц в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалидами они становятся в 6 раз чаще, а нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще.
За последние пять лет в республике зарегистрировано 1756 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых получили ранения 2169 человек, погибло 466 человек. Таким образом, практически каждый пятый пострадавший в дорожно-транспортном происшествии погибает. По данным ГУ "Республиканский центр медицины катастроф" экономический ущерб от общих людских потерь в дорожно-транспортных происшествиях составил: в 2006 году - 703,2 млн. рублей, в 2007 году - 1054,4 млн. рублей.
На территории девяти районных муниципальных образований и г. Элисты проходят три автомобильные дороги общего пользования федерального значения: М-6 "Каспий" Москва - Астрахань, А-153 Астрахань - Махачкала, А-154 Невиномысск# - Астрахань, общей протяженностью 627,7 км.
Повышение качества оказания специализированной нейрохирургической помощи при нейротравме, экстренной травматологической медицинской помощи, развитие службы медицины катастроф позволит создать в республике современную систему быстрой транспортировки пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях и оказания медицинской помощи в полном объеме, сокращения числа погибших.
Отделением экстренной и плановой медицинской помощи ГУ "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" осуществляются выездные консультации по 30 медицинским специальностям. За 2007 год в лечебно-профилактических учреждениях республики проведено 675 консультаций, произведено 150 экстренных оперативных вмешательств.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации мероприятий по эффективному и своевременному оказанию медицинской помощи во время дорожно-транспортных происшествий.
Для улучшения качества оказания экстренной медицинской помощи необходимо дооснащение лечебно-профилактических учреждений республики современным медицинским оборудованием и санитарным автотранспортом.
В последние годы участились случаи, для которых характерно одновременное поступление большого количества пострадавших, преимущественно с множественными сочетанными и комбинированными поражениями, сопровождающимися острой массивной кровопотерей, шоком, синдромом длительного сдавления. Для оперативного и качественного оказания медицинской помощи пострадавшим в очагах массовых санитарных потерь необходимо наличие в лечебно-профилактических учреждениях республики неснижаемого запаса гемотрансфузионных средств, прошедших полное лабораторное обследование.
Вместе с тем, за последние три года число безвозмездных доноров в республике уменьшилось на 3,8%, безвозмездных кроводач - на 11%. Если в 2006 году в республике было заготовлено 4650,5 л. цельной крови, то в 2007 году - 4293,8 л. Также на 20% уменьшилось количество кадровых доноров, на 21,2% снизилась карантинизация плазмы (РФ - 70-80%).
Имеющееся в настоящее время в ГУ "Центр крови Республики Калмыкия" оборудование, износ которого составляет более 70%, не позволяет существенно наращивать объемы заготовки крови и ее компонентов. В этой связи необходима модернизация материально-технической базы учреждений службы крови и оснащение их современными низкотемпературными холодильниками, рефрижераторными установками и формирование банка крови для вирусной безопасности переливаемых клеточных компонентов крови.
Также особого внимания требует решение проблемы инфекционно-вирусной безопасности гемотрансфузии. Наряду с общепринятым тестированием донорской крови на ВИЧ-инфекцию, вирусные гепатиты необходимо внедрение новых методов ДНК- и РНК-генодиагностики возбудителей гемотрансмиссивных заболеваний, эффективных методов инактивации инфекционных агентов в консервированной крови и ее компонентах, компьютерной программы автоматизированной обработки и анализа комплекса результатов многочисленных лабораторных исследований крови доноров.
Таким образом, наряду с совершенствованием специализированных видов медицинской помощи необходимо обеспечить развитие службы крови, относящейся к числу разделов медицины, без которых невозможно существование и успешная деятельность таких видов специализированной медицинской помощи, как хирургия, реанимация, родовспоможение, нейрохирургия, травматология. В силу указанных причин проблема развития донорства и службы крови в целом является важнейшей социальной задачей, решение которой способствует профилактике и лечению многих заболеваний.
В связи с остротой указанных проблем необходима разработка основных неотложных мероприятий, направленных на сохранение безвозмездных донорских кадров, совершенствование службы крови в Республике Калмыкия, обеспечение ее устойчивой работы, оказание медицинской, в том числе трансфузионной, помощи больным на современном уровне.
В настоящее время в связи с реформой здравоохранения, изменениями законодательства Российской Федерации в плане расширения прав пациентов, а также актуальностью совершенствования оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях возросла и роль патологоанатомической службы.
Значение патологоанатомической службы возрастает параллельно с развитием научно-технического прогресса в медицине и реформированием системы здравоохранения.
В случае летального исхода только результаты патологоанатомической экспертизы и патологоанатомической диагностики позволяют объективно оценить качество оказанной медицинской помощи пациенту.
Для выявления при жизни больного и посмертно анализа патологических процессов на тканевом, клеточном и молекулярном уровнях необходимо внедрять современные методы диагностики путем приобретения новейших реактивов, лабораторного оборудования, оргтехники, автомобильного транспорта и внедрения системы организационных мероприятий. Материально-техническая база патологоанатомической службы требует кардинального переоснащения медицинским оборудованием.
Следует отметить, что в последние годы в республике недостаточное внимание уделялось вопросам финансирования специализированных видов медицинской помощи населению.
Этим определяется необходимость внедрения имеющихся и разработка новых эффективных, современных комплексных медицинских технологий, направленных на лечение и реабилитацию жителей республики.
Для реализации названных мероприятий необходим комплексный интегральный подход, объединяющий возможности и ресурсы всех структур, имеющих отношение к формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья. В данный процесс вовлекаются не только службы здравоохранения со своими преимущественно лечебными функциями, но также и другие социальные секторы (образование, культура, социальная защита, физическая культура и спорт), общественные и профсоюзные организации, средства массовой информации. Именно такое партнерство может способствовать выбору людьми здорового образа жизни.
II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
В Республике Калмыкия специализированная медицинская помощь больным с сосудистыми заболеваниями оказывается в кардиологических отделениях ГУ "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" и ГУ "Республиканская детская больница", в кабинетах МУ "Городская поликлиника" и МУ "Детская поликлиника".
В настоящее время в системе здравоохранения Республики Калмыкия функционирует 80 кардиологических коек и 1 специализированная кардиологическая бригада скорой медицинской помощи, численность врачей-кардиологов составляет всего 16 специалистов.
Несмотря на принимаемые меры, в организации кардиологической помощи населению остается много нерешенных проблем.
Из-за недостаточного объема финансирования кардиологическая служба республики плохо оснащена современным диагностическим оборудованием, в том числе ультразвуковой аппаратурой, испытывает острую нужду в современных гипотензивных и других сердечно-сосудистых препаратах. Также серьезную тревогу вызывает снижение ассортимента таких препаратов.
Отсутствует системный подход в организации и проведении профилактических мероприятий, не определен порядок взаимодействия учреждений здравоохранения, не разработаны критерии оценки эффективности проводимых ими мероприятий.
Сокращение объема профилактической работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях, отсутствие постоянно действующей информационно-пропагандистской системы, целью которой были бы формирование у населения стремления к здоровому образу жизни и профилактика заболеваний, приводят к тому, что более 60% больных артериальной гипертонией не выявляются.
Мировой опыт показывает, что проблема людских и материальных потерь разрешима, и основную роль в этом играет профилактическая деятельность.
Факторы риска возникновения сосудистых заболеваний среди населения республики распространены очень широко, и соответствующая профилактическая работа может существенно снизить заболеваемость, нетрудоспособность и смертность населения.
Квалификация участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, педиатров, неврологов и врачей-кардиологов не всегда соответствует современным требованиям, что связано с нехваткой специальной литературы, отсутствием программы непрерывного последипломного образования. Также не разработаны эффективные программы по профилактике сосудистых заболеваний среди взрослого населения, детей и подростков для медицинских работников и педагогов школ. В республике нет базового центра для получения профессионального образования и повышения квалификации медицинских работников в области кардиологии.
Сложившаяся за последние годы в Республике Калмыкия эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом сосудистых заболеваний, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.
Данная проблема требует комплексного подхода, решить ее можно лишь путем целенаправленных скоординированных действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в рамках республиканской целевой программы.
Для достижения эффективных результатов необходимо прежде всего сформировать у людей приоритетное отношение к проблеме своего здоровья. Важную роль в этом играют пропаганда медицинских, гигиенических знаний о здоровом образе жизни и рекомендации по искоренению вредных привычек. В этих целях Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, другим заинтересованным органам исполнительной власти республики необходимо осуществлять совместную деятельность по созданию постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с целью профилактики сосудистых заболеваний и снижения факторов риска их развития, привлечения населения к ведению здорового образа жизни. При этом основным проводником этих знаний выступают средства массовой информации.
Принятие Программы будет способствовать реализации государственной политики в сфере борьбы с сосудистыми заболеваниями, позволит внедрить в практику эффективные методы профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации больных, сократить число осложнений и неблагоприятных исходов, вызванных этими заболеваниями. Программа призвана стать ориентиром при решении конкретных задач в деле повышения качества кардиологической помощи населению.
Мероприятия Программы создадут реальные предпосылки для дальнейшего успешного решения всех проблем, связанных с сосудистыми заболеваниями.
В целях оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях в республике функционируют 14 станций (отделений) скорой медицинской помощи, из них одна в г. Элисте и 13 - при центральных районных больницах. МУ "Городская станция скорой медицинской помощи" оказывает медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в г. Элисте и радиусе 25 км от города, ее мощность составляет 8 врачебных бригад в смену. Районные отделения скорой медицинской помощи оказывают медицинскую помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях согласно административно-территориальному делению, однако, границы зон обслуживания являются условными.
В этой связи возникает необходимость в совершенствовании системы организации прибытия на место дорожно-транспортных происшествий и оказания помощи пострадавшим. Доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет около 10% от общего количества лиц, погибших вследствие дорожно-транспортных происшествий.
С целью снижения осложнений, инвалидизации и летальности при дорожно-транспортных происшествиях необходимо:
- организовать современную автоматизированную информационно-управляющую систему, интегрированную с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- обеспечить лечебно-профилактические учреждения республики современной диагностической аппаратурой, медицинским оборудованием для оказания квалифицированной (специализированной) медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Служба крови Республики Калмыкия является одной из важных составных частей республиканского здравоохранения и обеспечивает оказание трансфузиологической помощи в мирное время и при чрезвычайных ситуациях. Решение проблемы донорства было и остается одной из важнейших медико-социальных задач. Оно тесно связано с профилактикой и лечением ряда тяжелых заболеваний, снижением материнской и детской смертности.
В настоящее время, учитывая значительный износ имеющегося оборудования, решение этой проблемы для ГУ "Центр крови Республики Калмыкия" весьма затруднительно. Одним из важных профилактических мероприятий, обеспечивающим вирусобезопасность на первом этапе заготовки донорской крови, является тщательный отбор доноров для кроводачи. Между тем, в последние годы учреждения службы крови Республики Калмыкия отмечают значительное снижение мотивации у штатных (находящихся под постоянным наблюдением) доноров к регулярной кроводаче в связи с существующей незначительной оплатой донорской крови. В сложившейся ситуации попытки увеличить число кроводач за счет первичных случайных доноров только способствуют возрастанию риска заготовки инфицированной крови. Таким образом, в службе крови Республики Калмыкия сложилась неблагоприятная ситуация, ставящая под угрозу эпидемиологическое благополучие территории, а также ее донорскую базу, являющуюся стратегическим ресурсом. В целях решения указанной проблемы требуется совершенствование структуры и функционирования службы крови республики.
Решение проблемы защиты населения от риска заражения через донорскую кровь вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией должно быть отнесено к приоритетным задачам социально-экономического развития республики. В связи со значительными финансовыми затратами, особенно на первом этапе, решение проблемы развития службы крови необходимо осуществить программно-целевым методом.
Стратегической целью Программы является создание эффективной системы оказания медицинской помощи, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения.
Для решения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
- совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями;
- совершенствование организации и качества оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- развитие службы крови.
Достижение целей и задач Программы будет осуществляться в рамках реализации трех подпрограмм:
1. Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями".
В рамках указанной подпрограммы предусматривается:
- создание Республиканского регистра артериальной гипертонии, инфаркта миокарда, реестра лиц трудоспособного возраста с диагнозом ишемическая болезнь сердца, а также реестра больных, которым была проведена коронарография, находящихся на медикаментозной терапии с последующим наблюдением;
- обеспечение кардиологических, неврологических отделений лечебно-профилактических учреждений современными тромболитическими препаратами;
- оснащение специализированных отделений ГУ "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева", в том числе для лечения больных с острым нарушением мозгового кровообращения (инсульт), инфарктом миокарда, реанимационного, нейрохирургического, диагностического отделений необходимым медицинским оборудованием;
- организация санитарно-просветительной работы среди населения о заболеваниях сердечно-сосудистой системы, о группах риска и здоровом образе жизни;
- проведение организационных и методических мероприятий по совершенствованию экстренной медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения;
- организация обучения медицинского персонала, участвующего в оказании помощи больным с острым инфарктом миокарда и острым нарушением мозгового кровообращения, на базе ГУ "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева";
- повышение уровня квалификации кадрового состава отделений ГУ "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева", оказывающих медицинскую помощь больным с сосудистыми заболеваниями.
2. Подпрограмма "Совершенствование организации и качества оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях".
Мероприятия данной подпрограммы направлены на развитие в республике специализированной медицинской помощи, посредством совершенствования нейрохирургической, рентгенологической, ортопедотравматологической, эндоскопической помощи больным, а также развития службы медицины катастроф, патологоанатомической службы и повышения квалификации медицинских кадров, оказывающих медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
3. Подпрограмма "Развитие службы крови Республики Калмыкия".
В рамках данной продпрограммы планируется оснащение ГУ "Центр крови Республики Калмыкия" медицинским оборудованием, гарантирующим вирусобезопасность и эффективность донорских компонентов, повышение уровня профессиональной квалификации медицинских кадров службы крови.
В сложившихся условиях достижение результатов в данных областях возможно только посредством программно-целевого метода.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода
Повышение качества лечения больных, страдающих сосудистыми заболеваниями, получивших травмы в результате дорожно-транспортных происшествий, развитие службы крови требуют привлечения дополнительных средств и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения. Значительная часть находящегося в эксплуатации медицинского оборудования выработала свой ресурс (износ составляет 90%) и не может гарантировать качественное обследование и лечение больных этой категории. Кроме того, необходимо повышение квалификации медицинских работников в области кардиологии, неврологии, нейрохирургии и трансфузиологии.
Решение проблем, связанных с сосудистыми заболеваниями, травматизмом при дорожно-транспортных происшествиях и развитием службы крови без использования программно-целевого метода приведет к росту заболеваемости, инвалидности, смертности, ухудшению демографической ситуации и росту экономического ущерба.
В рамках реализации мероприятий Программы планируется:
1. Развитие медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, в том числе:
- подготовка кадров в области кардиологии, неврологии, анестезиологии, трансфузиологии, нейрохирургии, реабилитологии;
- организация школы здоровья для больных ишемической болезнью сердца и хронической сердечной недостаточностью во всех лечебно-профилактических учреждениях республики;
- проведение санитарно-просветительной работы среди населения через средства массовой информации об ишемической болезни сердца, группах риска, здоровом образе жизни.
2. Укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений включает:
- оснащение современным медицинским оборудованием и реактивами:
- кардиологического, терапевтического, травматологического, неврологического и нейрохирургического отделений лечебно-профилактических учреждений республики;
- диагностических отделений ГУ "Республиканская больница им. П.П. Жемчуева" и ГУ "Республиканская детская больница";
- клинико-диагностических лабораторий лечебно-профилактических учреждений республики;
- достаточное обеспечение современными лекарственными средствами всех медицинских учреждений республики;
- предоставление санаторно-реабилитационной помощи больным с инфарктом миокарда, инсультом и травмами.
3. Дальнейшая работа по ведению Республиканского регистра инсульта, инфаркта миокарда.
Вышеперечисленные мероприятия являются основой для разработки комплекса мер в области охраны, укрепления и восстановления здоровья населения, предусматривающих объединение усилий законодательных, исполнительных органов власти республики, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности и самих граждан.
IV. Возможные пути (способы) решения проблем на вариантной основе, оценка соответствующих вариантов преимуществ и рисков
Программой предусмотрены мероприятия, направленные на развитие особо важных направлений здравоохранения.
Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по развитию кардиологической, неврологической, травматологической, нейрохирургической, реабилитационной служб, соответствующей подготовки медицинских кадров, что должно привести к снижению заболеваний и травм, характеризующихся высокой летальностью и длительным сроком реабилитации, улучшению демографической ситуации в целом по Республике Калмыкия.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий год и плановый период. Координация мероприятий Программы способствует эффективности их реализации, достижению целей и задач в области охраны здоровья населения Республики Калмыкия.
Однако, осуществлению мероприятий Программы могут помешать риски, возникшие под воздействием социально-экономических проблем. Снижение объемов и качества оказания медицинской помощи больным может привести к поздней диагностике и хронизации заболеваний. Это снизит эффективность ранее предпринимавшихся действий по улучшению положения больных и приведет, соответственно, к дополнительным бюджетным расходам.
Чем неудовлетворительней качество оказания медицинской помощи больным, тем выше риск ухудшения показателей здоровья, роста социальной напряженности и социальной нестабильности.
Существуют три возможных варианта реализации Программы:
- первый вариант предусматривает финансирование мероприятий Программы в полном объеме, что позволит достичь поставленной цели;
- второй вариант - принятие Программы с объемом финансирования менее 50%. В этом случае финансовые средства будут направлены на наименее затратные первоочередные мероприятия;
- третий вариант предусматривает отсутствие финансирования Программы из республиканского бюджета, что приведет к невозможности реализации мероприятий Программы и достижения ожидаемых результатов.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом
Реализация мероприятий Программы планируется на период с 2009-2013 годы#.
Программа будет реализовываться в два этапа:
I этап (2009-2010 годы) - совершенствование системы организации оказания медицинской помощи больным с сосудистой патологией сердца и мозга, лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, оснащение медицинским оборудованием (реанимационным, лечебно-диагностическим, операционным) стационарных учреждений здравоохранения с целью улучшения качества медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях, сосудистых заболеваниях, при неотложных состояниях, включая реанимационные мероприятия, обеспечения вирусной безопасности переливаемых клеточных компонентов крови;
II этап (2011-2013 годы) - дальнейшее развитие материально-технической базы медицинских учреждений, организация реабилитационной помощи больным.
VI. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация планируемых мероприятий Программы позволит:
- совершенствовать методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при сосудистых заболеваниях и травмах, характеризующихся высокой летальностью;
- внедрить современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации на основе передовых технологий;
- оснастить современным медицинским оборудованием специализированные отделения медицинских учреждений республики.
Данные мероприятия в свою очередь будут способствовать:
- организации лечебно-профилактических мероприятий с учетом потребности населения в оказании специализированной медицинской помощи;
- совершенствованию технологий диагностики и лечения;
- использованию результатов исследований в изучении потребностей населения в специализированной медицинской помощи и профилактике с учетом факторов риска, оказывающих негативное влияние на здоровье населения;
- совершенствованию методов повышения квалификации медицинского и иного персонала специализированных отделений медицинских учреждений;
- развитию системы мониторинга и прогнозирования заболеваемости и инвалидности.
VII. Предложения по участию органов исполнительной власти Республики Калмыкия, ответственных за формирование и реализацию целевой программы
Ответственность за формирование и реализацию программных мероприятий несет Государственный заказчик Программы.
VIII. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам целевой программы
В качестве государственного заказчика и разработчика Программы предлагается определить Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
IX. Предложения по объемам и источникам финансирования целевой программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
Общие затраты на реализацию мероприятий Программы составляют 715099,5 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 627573,5 тыс. рублей, республиканского бюджета - 87526,0 тыс. рублей.
Предельные (прогнозные) объемы финансирования подпрограмм, включенных в Программу, представлены в Приложении N 1.
X. Предложения по основным направлениям финансирования, срокам и этапам реализации целевой программы
За счет средств республиканского бюджета будет обеспечено:
- совершенствование методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при сосудистых заболеваниях и травмах, характеризующихся высокой летальностью;
- внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации на основе передовых технологий.
За счет средств федерального бюджета будет произведено:
- оснащение современным медицинским оборудованием специализированных отделений медицинских учреждений.
Общий объем финансирования мероприятий Программы (в текущих ценах) - 715099,5 тыс. рублей, из них:
средства федерального бюджета - 627573,5 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 197948,5 тыс. рублей;
2010 год - 135262,4 тыс. рублей;
2011 год - 233214,2 тыс. рублей;
2012 год - 33918,8 тыс. рублей;
2013 год - 27229,6 тыс. рублей.
средства республиканского бюджета 87526,0 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 17082,0 тыс. рублей;
2010 год - 17282,0 тыс. рублей;
2011 год - 17485,0 тыс. рублей;
2012 год - 17564,0 тыс. рублей;
2013 год - 18113,0 тыс. рублей.
XI. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации целевой программы по годам
Специальные формы отчетности и анализ хода реализации Программы по определенным индикаторам позволят оперативно корректировать данный процесс, эффективно и целенаправленно распределять ресурсы. Целевые индикаторы и показатели Программы приведены в Приложении N 2.
XII. Предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы
Государственный заказчик Программы привлекает к разработке мероприятий Программы подведомственные учреждения, общественные и другие заинтересованные организации, учреждения. Подведомственные учреждения представляют предложения в Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия для формирования перечня мероприятий Программы.
XIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой программы
В Республике Калмыкия реализацию Программы предполагается осуществлять за счет комплекса мероприятий, направленных на снижение сосудистых заболеваний и травм, совершенствование методов их профилактики и ранней диагностики, обеспечение качества лечения и реабилитации, повышение вирусобезопасности и эффективности донорских компонентов.
Для управления реализацией мероприятий Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия - Государственный заказчик Программы осуществляет следующие функции:
- ежегодно готовит доклад о ходе реализации мероприятий Программы;
- проводит мониторинг реализации Программы;
- контролирует выполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы;
- подготавливает рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития Республики Калмыкия;
- выявляет технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы;
- при необходимости уточняет механизм реализации Программы, целевые индикаторы и показатели, расходы на реализацию Программы;
- ежеквартально представляет в Министерство финансов Республики Калмыкия и Министерство экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия информацию о ходе реализации Программы.
Учреждения здравоохранения Республики Калмыкия - исполнители Программы:
- осуществляют текущее управление реализацией отдельных подпрограмм;
- составляют ежегодную смету реализации подпрограмм;
- вносят предложения об уточнении целевых индикаторов и показателей, расходов на реализацию мероприятий подпрограмм, а также о совершенствовании механизма их реализации;
- обеспечивают целевое и эффективное использование средств, выделяемых на реализацию подпрограмм;
- организуют ведение ежеквартальной отчетности по реализации мероприятий подпрограмм;
- ежеквартально представляют Государственному заказчику Программы статистическую, финансовую и аналитическую информацию о ходе реализации подпрограмм;
- при необходимости представляют Государственному заказчику Программы предложения о внесении изменений в Программу, продлении срока либо о прекращении реализации подпрограмм.
Приложение N 1
к Концепции республиканской целевой программы
"Основные направления развития здравоохранения
Республики Калмыкия на 2009-2013 годы"
Предельные (прогнозные) объемы финансирования подпрограмм, включенных в республиканскую целевую программу "Основные направления развития здравоохранения Республики Калмыкия на 2009-2013 годы"
тыс. рублей (в ценах соответствующих лет) | ||||||
Источники финансирования и направления |
Объем финансирования |
|||||
Всего на 2009-2013 гг. |
в том числе |
|||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
||
I. Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями" | ||||||
Всего по подпрограмме |
533075,4 |
146993,8 |
120044,8 |
220399,6 |
24455,4 |
21181,8 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
472689,4 |
144810,8 |
108038,8 |
208291,6 |
7927,4 |
3620,8 |
республиканский бюджет |
60386,0 |
2183,0 |
12006,0 |
12108,0 |
16528,0 |
17561,0 |
II. Подпрограмма "Совершенствование организации и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях" | ||||||
Всего по подпрограмме |
100544,1 |
38212,7 |
15390,6 |
14667,6 |
12917,6 |
19355,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
86784,1 |
35060,7 |
10598,6 |
9795,6 |
12365,6 |
18963,6 |
республиканский бюджет |
13760,0 |
3152,0 |
4792,0 |
4872,0 |
552,0 |
392,0 |
III. Подпрограмма "Развитие службы крови Республики Калмыкия" | ||||||
Всего по подпрограмме |
81480,0 |
29824,0 |
17109,0 |
15632,0 |
14109,8 |
4805,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
68100,0 |
18077,0 |
16625,0 |
15127,0 |
13625,8 |
4645,2 |
республиканский бюджет |
13380,0 |
11747,0 |
484,0 |
505,0 |
484,0 |
160,0 |
Всего по Программе, в том числе: |
715099,5 |
215030,5 |
152544,4 |
250699,2 |
51482,8 |
45342,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
федеральный бюджет |
627573,5 |
197948,5 |
135262,4 |
233214,2 |
33918,8 |
27229,6 |
республиканский бюджет |
87526,0 |
17082,0 |
17282,0 |
17485,0 |
17564,0 |
18113,0 |
Приложение N 2
к Концепции республиканской целевой программы
"Основные направления развития здравоохранения
Республики Калмыкия на 2009-2013 годы"
Целевые индикаторы и показатели республиканской целевой программы "Основные направления развития здравоохранения Республики Калмыкия на 2009-2013 годы"
|
Единица измерения |
Базовые значения (2007 г.) |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями" | |||||||
Смертность от острого инфаркта миокарда |
на 100 тыс. населения |
17,5 |
17,3 |
17,1 |
16,9 |
16,7 |
16,6 |
Смертность от инсультов |
на 100 тыс. населения |
70 |
68 |
66 |
64 |
62 |
60 |
Летальность при инсультах |
% |
32 |
31 |
30 |
29 |
28 |
27 |
Летальность при инфаркте миокарда |
% |
64,1 |
63 |
62 |
61 |
60 |
59 |
Подпрограмма "Совершенствование организации и качества оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях" | |||||||
Среднее время прибытия бригады скорой медицинской помощи на место дорожно-транспортного происшествия (в среднем по республике) |
минуты |
от 45 |
до 40 |
до 37 |
до 34 |
до 32 |
до 30 |
Среднее время доставки пострадавшего в дорожно-транспортных происшествиях в стационар после получения вызова (в среднем по республике) |
минуты |
от 90 |
до 85 |
до 80 |
до 70 |
до 65 |
до 60 |
Расхождение патологоанатомических вскрытий и клинических диагнозов |
% |
14,6 |
13,0 |
12,0 |
11,0 |
10,0 |
9,0 |
Подпрограмма "Развитие службы крови Республики Калмыкия" | |||||||
Обеспечение карантинизации плазмы, полученной от активных доноров |
% |
43 |
45 |
55 |
70 |
85 |
100 |
Общее количество донаций плазмы |
число случаев |
809 |
850 |
900 |
950 |
1000 |
1100 |
Общее количество донаций крови |
число случаев на 1000 населения |
10,2 |
10,3 |
10,5 |
10,7 |
10,9 |
11,1 |
Число доноров |
человек на 1000 населения |
34 |
34 |
35 |
36 |
36 |
37 |
Удовлетворение потребностей лечебно-профилактических учреждений в гемотрансфузионных средах |
% |
99 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 15 сентября 2008 г. N 274-р
Текст распоряжения официально опубликован не был