Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 26 января 2009 г. N 11-р
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы" (далее - Программа) Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия.
3. Установить предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета в сумме 1030050000 (один миллиард тридцать миллионов пятьдесят тысяч) рублей.
4. Министерству сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Калмыкия.
Председатель Правительства |
В. Сенглеев |
Концепция
республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы"
(одобрена распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 26 января 2009 г. N 11-р)
1. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Мясное скотоводство является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса Республики Калмыкия по своему значению для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом. Вместе с тем, в сфере агропромышленного комплекса республики накопилось большое количество нерешенных проблем. На протяжении всего периода реформирования АПК численность поголовья крупного рогатого скота (КРС), объемы производства мяса снижались, и лишь в последние годы наблюдается рост производства и потребления мяса.
С 2001 года по 2007 год в Республике Калмыкия в рамках федеральной целевой программы "Юг России" была реализована Президентская целевая программа "Возрождение традиционного пастбищного животноводства". За период реализации названной программы наметилась тенденция роста производства продукции животноводства за счет увеличения численности сельскохозяйственных животных и улучшения показателей воспроизводства и сохранности скота. Благодаря этой программе приостановлено сокращение поголовья и наметились сдвиги в лучшую сторону по всем категориям хозяйств.
Главными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства республики являются:
- недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка; неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий;
- слабая кормовая база откорма;
- невысокий потенциал продуктивности скота и низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве говядины.
Решение данных проблем определено в качестве приоритетов в Программе социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 августа 2005 г. N 263 "О Программе социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 годы". Одними из отраслевых приоритетов указанной Программы являются:
- развитие традиционных для Калмыкии сфер и отраслей сельского хозяйства (овцеводство, разведение КРС мясного направления, зернопроизводство), его модернизацию на современной технико-технологической основе, повышение устойчивости животноводства и земледелия к сложным природно-климатическим условиям;
- создание кластера пищевой и перерабатывающей промышленности.
Также в рамках "Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2008-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 ноября 2007 г. N 395 определено приоритетное направление отрасли скотоводства - это разведение калмыцкой породы крупного рогатого скота мясного направления продуктивности - единственной отечественной и самой распространенной в России мясной породы.
Важнейшей целью настоящей Концепции является создание благоприятных условий функционирования агропромышленного комплекса республики при наиболее полном использовании природно-экономического потенциала, что будет способствовать повышению продуктивности сельскохозяйственного производства и экологизации для обеспечения населения страны мясом и реализации стратегии устойчивого развития отрасли - производства говядины.
Необходимость решения проблемы программно-целевым методом обусловлено# тем, что ускоренное развитие мясного скотоводства не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит научно обоснованно, комплексно и в интересах всего населения в перспективе удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.
2. Возможные пути (способы) решения проблемы на вариантной основе, оценка соответствующих вариантов, преимуществ и рисков
Исходя из социально-экономической политики страны на ближайший период, для преодоления негативных явлений необходимо проведение упреждающих мероприятий, исходя из минимальных, более реалистических и оптимистических возможностей страны.
Анализ мирового опыта показывает, что удовлетворение платежеспособного спроса на говядину в полном объеме невозможно без ускоренного развития специализированного мясного скотоводства.
Расчеты показали, что развитие специализированного мясного скотоводства по инерционному сценарию обеспечит лишь частичное решение задачи по увеличению племенной базы (на 10-12%) и маточного поголовья в товарных хозяйствах. Практически останутся без государственной поддержки и не будут решены важнейшие задачи по повышению генетического потенциала продуктивности. Не будут освоены современные эффективные технологии откорма молодняка крупного рогатого скота до высоких весовых кондиций, и средняя живая масса реализованного на мясо молодняка составит всего 250-300 кг вместо запланированных 450 кг. Не будет решена вторая задача Программы - производство высококачественного мяса увеличится всего на 11% вместо увеличения в 1,6 раз по Программе. Согласно расчетам, реализация запланированных мероприятий Программы позволит вывести отрасль мясного скотоводства из многолетней стагнации, обеспечить высокие темпы конкурентоспособного производства высококачественной говядины при рентабельности в 2012 году не менее 55%.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем залужения деградированной пашни и культурно-технических мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий.
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) Внешние риски:
- недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села (на энергоносители, удобрения), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией.
б) Внутренние риски:
- организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
- производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
3. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение четырех лет (2009-2012 гг.).
4. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: создать условия для ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства в период реализации и после действий Программы путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и, в конечном счете, повышения конкурентности отрасли.
Реализация Программы окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов стратегической цели, на достижение которой направлена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2008-2012 гг. - индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий.
Целью Программы является устойчивое развитие специализированного мясного скотоводства и увеличение производства высококачественной говядины. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование племенной базы мясного скотоводства;
- улучшение естественных пастбищных угодий и создание полноценной кормовой базы;
- увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса) в рамках Программы развития мясного скотоводства.
Ожидаемые результаты:
- устойчивое развитие и увеличение объемов продукции сельского хозяйства на основе интенсификации производства, сохранения, умножения и рационального использования имеющегося потенциала;
- удовлетворение потребностей населения республики высококачественной говядиной и пищевой промышленности сырьем за счет собственного производства;
- повышение уровня и качества жизни сельского населения, сокращение безработицы и преодоление бедности;
- переход к инновационной модели сельскохозяйственного производства, обеспечение привлекательности работы в аграрной сфере за счет повышения уровня механизации и сокращения ручного труда, внедрения современных высоких агротехнологий, адекватных результатов оценки и оплаты труда;
- превращение сельского хозяйства в важный сегмент налоговой базы бюджетов всех уровней, увеличение налоговых поступлений от производителей сельскохозяйственной продукции.
5. Предложения по основным направлениям, объемам, источникам и срокам финансирования реализации Программы
Расчетный объем финансирования Программы за счет всех источников составит 13115,61 млн. рублей, в том числе:
- средства федерального бюджета (субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемые на конкурсной основе) - 4124,44 млн. рублей;
- средства республиканского бюджета - 1030,05 млн. рублей
- в т.ч. на субсидии - 866,13 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 7961,12 млн. рублей.
Потребность в финансовых ресурсах федерального бюджета обоснована масштабностью поставленной цели и задач для ее достижения.
Объем и источники финансирования Программы
млн. руб. | |||||
Источники финансирования |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2009-2012 гг. |
Всего |
2132,41 |
3375,60 |
3853,60 |
3754,00 |
13115,61 |
в т.ч. федеральный бюджет |
517,18 |
900,73 |
1232,20 |
1474,33 |
4124,44 |
республиканский бюджет |
164,45 |
224,07 |
295,90 |
345,63 |
1030,05 |
внебюджетные источники |
1450,78 |
2250,80 |
2325,50 |
1934,04 |
7961,12 |
6. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы
Реализация запланированных мероприятий Программы позволит отрасли мясного скотоводства обеспечить высокие темпы конкурентоспособного производства высококачественной говядины.
К 2012 году рост численности специализированного мясного скота в сельхозпредприятиях республики увеличится до 103,2 тыс. голов с 73,6 тыс. голов в 2007 г., в том числе племенных коров до 34,6 тыс. голов с 18,5 тыс. голов, производство говядины от мясного скота до 53,5 тыс. тонн с 26,1 тыс. тонн соответственно.
Целевые индикаторы Программы
Наименование |
2007 г. отчет |
2008 г. план |
Плановый период - значение показателей |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|||
Поголовье специализированного мясного скота в с\х предприятиях, тыс. голов |
73,6 |
78,0 |
81,9 |
87,6 |
94,6 |
103,2 |
в т.ч. племенных коров |
18,5 |
19,6 |
21,8 |
25,5 |
29,0 |
34,6 |
Покупка племенного молодняка мясных пород голов |
- |
- |
100 |
500 |
800 |
1000 |
Увеличение реализации на племя молодняка мясных пород к предыдущему году, тыс. голов |
4,32 |
4,96 |
5,91 |
7,03 |
8,43 |
10,2 |
Увеличение реализации на племя молодняка мясных пород к предыдущему году, % |
37,5 |
15,0 |
19,0 |
19,0 |
20,0 |
21,0 |
Производство высококачественной говядины от мясного скота в живом весе, тыс. тонн |
26,1 |
33,2 |
43,67 |
46,74 |
50,05 |
53,5 |
Средняя живая масса 1 головы скота при реализации, кг |
214 |
365 |
400 |
430 |
438 |
447 |
Площадь улучшения с/х угодий, тыс. га |
0,6 |
0,7 |
2,5 |
5 |
7,5 |
10 |
Фитомелиорация деградированных пастбищ и закрепление песков, тыс. га |
3,2 |
8,9 |
2,5 |
5 |
10 |
12,5 |
Ввод орошаемых земель, тыс. га |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,2 |
11 |
20 |
7. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Решение основных задач Программы будет обеспечено выполнением комплекса программных мероприятий. Механизм формирования мероприятий Программы включает организационные и финансовые схемы:
- предоставление дифференцированных субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова-теленок", на закупку племенного скота специализированных и наиболее перспективных интенсивных мясных пород, покупку и содержание быков-производителей организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
- отбор на конкурсной основе сельхозтоваропроизводителей по развитию мясного скотоводства и оказание поддержки их.
8. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы
Комплексное управление Программой осуществляет государственный заказчик Программы.
Система управления реализацией Программы:
- ответственность за реализацию Программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе;
- координация деятельности исполнителей участвующих в реализации Программы и их согласованные действия по реализации программных мероприятий;
- реализация каждого мероприятия Программы и соответственно реализацию Программы в целом;
- финансирование программных мероприятий;
- мониторинг реализации Программы;
- ответственность за формирование отчетности о ходе реализации Программы.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий Программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и Правительством Республики Калмыкия о включении последних в число участников отраслевой программы.
9. Предложения по государственным заказчикам, государственным заказчикам-координаторам и разработчикам целевой программы, ответственным за формирование и реализацию Программы
Государственным заказчиком, разработчиком и ответственным за формирование и реализацию Программы предлагается определить Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 26 января 2009 г. N 11-р
Текст распоряжения официально опубликован не был