В целях реализации государственной политики в области развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Республике Калмыкия, Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Создание и развитие региональной системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия.
3. Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объем финансовых средств, выделяемых на ее реализацию.
4. Рекомендовать главам районных муниципальных образований Республики Калмыкия и Мэру г. Элисты принять необходимые меры по реализации программных задач.
Председатель Правительства |
В. Сенглеев |
Республиканская целевая программа
"Создание и развитие региональной системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2009 г. N 40)
Паспорт
республиканской целевой программы
Наименование программы |
Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 16 февраля 2009 года N 29-р |
Государственный заказчик программы |
Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия |
Основные разработчики программы |
Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия, Союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов Республики Калмыкия |
Участники Программы |
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы: снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, обслуживающие, в том числе кредитные, различных уровней, Калмыцкий региональный филиал ОАО "Россельхозбанк" |
Цель и задачи программы |
Цель: Создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных видов, что повлечет за собой увеличение объемов производства и реализации продукции, повышение уровня занятости и доходов сельского населения путем обеспечения доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, кредитным ресурсам, переработке продукции и услугам. Задачи: - развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней, обеспечивающих деятельность малых форм хозяйствования на селе, повышающих ее эффективность; - развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и создание необходимой инфраструктуры; - увеличение численности реально работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов; - подготовка и обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, их информационно-методическое обслуживание; - повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест. |
Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы 3 года (2009-2011 годы) в один этап |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
Увеличение удельного веса работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов с 60% в 2008 году до 77,4% в 2011 году от числа зарегистрированных. Увеличение среднегодовой численности работников в сельскохозяйственных потребительских кооперативах с 287 человек в 2008 году до 466 человек в 2011 году. Увеличение удельного веса сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединенных в региональные системы (кооперативы 2-го и последующего уровня) с 15% в 2008 году до 68,6% в 2011 году от числа зарегистрированных. Увеличение выручки от реализации продукции с 84,2 млн. рублей в 2008 году до 203,4 млн. рублей в 2011 году. |
Создание рабочих мест |
179 |
Объемы и источники финансирования по направлениям и годам |
Общий объем финансирования Программы в 2009-2011 годах составляет 466,0 млн. рублей, в том числе: из республиканского бюджета - 16 млн. рублей: 2009 год - 4 млн. рублей; 2010 год - 6 млн. рублей; 2011 год - 6 млн. рублей. из внебюджетных источников - 450 млн. рублей: 2009 год - 120,0 млн. рублей, 2010 год - 150,0 млн. рублей; 2011 год - 180,0 млн. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
К 2011 году в ходе реализации программы число сельскохозяйственных потребительских кооперативов возрастет с 100 в 2008 году до 137 в 2011 году, что даст возможность создать не менее 179 рабочих мест с 287 в 2008 году до 466 в 2011 году, объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных потребительских кооперативах 1 уровня возрастет с 84,2 млн. рублей в 2008 году до 203,4 млн. рублей в 2011 году и 2 уровня с 1,9 млн. рублей в 2008 году до 5,2 млн. рублей в 2011 году. |
1. Проблемы, на решение которых направлена Программа
Необходимость разработки и реализации Программы обусловлена тем, что в настоящее время процесс развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, включая создание сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в большинстве своем происходит бессистемно, не имеет четкой направленности и социально-экономического обоснования, нередко отсутствуют конкретные цели и задачи. По существу такая работа сводится к осуществлению отдельных разрозненных мероприятий и не дает достигнуть желаемых результатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, создания кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение.
Отсутствие Программы в Республике Калмыкия не позволяет в полном объеме задействовать механизм государственной поддержки сельскохозяйственной кредитной кооперации, для которой, в силу специфики ее деятельности, промедление с государственной поддержкой является крайне болезненным.
Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики Республики Калмыкия. На долю агропромышленного комплекса приходится около 30 процентов валового внутреннего продукта республики. По состоянию на 1 января 2009 года на сельской территории проживает 159,0 тыс. человек или 55,7 процентов от общей численности всего населения. В сельскохозяйственном производстве Республики Калмыкия занято более 29,5 тыс. человек или более 25% от численности занятых в экономике.
В результате проводимых в республике экономических преобразований сформировался многоукладный сектор аграрной экономики, где функционируют более 2,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств со средним размером участка 686,0 га. Их деятельность в значительной степени способствует решению социальных задач на селе, прежде всего, обеспечению занятости сельского населения.
Вклад хозяйств населения в сельскохозяйственное производство республики в 2008 году составил 4,8 млрд. рублей или 45,5 процентов от общего объема сельскохозяйственного производства, крестьянских (фермерских) хозяйств - 2,4 млн. рублей или 24,4 процентов. Личные подсобные хозяйства производят 64,2 процентов молока и 77,2 процентов мяса от общего объема производства сельскохозяйственной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства - 35,7 процентов молока и до 13,2 процентов мяса.
Основной проблемой является обеспечение доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, услугам по переработке продукции, обработке земельных участков, кредитными услугами.
Одним из действенных направлений в решении данной проблемы является всемерное развитие сельскохозяйственной кооперации как инфраструктуры поддержки малого агробизнеса.
На территории многих сельских муниципальных образований Республики Калмыкия отсутствуют селообразующие предприятия, которые решали бы вопросы инфраструктуры этих территорий, способствовали бы повышению уровня жизни, социального статуса сельского жителя.
Поэтому одна из главных задач - это всемерная помощь в создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов на сельских территориях, где отсутствуют коллективные предприятия.
В результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы по состоянию на 1 января 2009 года в республике созданы 100 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в т.ч. 25 перерабатывающих, 33 снабженческо-сбытовых и 42 кредитных.
Начиная с 2006 года в рамках ПНП "Развитие АПК" и в соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий из федерального и республиканского бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с# российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на определенные цели.
В настоящее время можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие кооперации и интеграции сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг:
- несовершенство уже установленных правовых, организационно-экономических и социальных механизмов кооперирования и интегрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в области производства и реализации продукции, материально-технического снабжения и сбыта продукции, оказания транспортных услуг и услуг по проведению полевых и уборочных работ;
- низкий уровень доходов малых форм хозяйствования, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов;
- недоступность банковских кредитов, слабое развитие интегрированных систем оказания финансовых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- отсутствие квалифицированных кадров и механизма их поиска, подготовки и закрепления;
- низкий уровень информированности сельских тружеников о преимуществах кооперации;
- низкий уровень правовой культуры на селе, практическое отсутствие информированности населения о законодательных условиях деятельности;
- высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты.
Способствующими факторами развития малых форм хозяйствования являются благоприятный налоговый климат, а также приоритетные направления государственной политики определенные в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Необходимость решения данных проблем программно-целевым методом обусловлена необходимостью комплексного подхода к развитию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
2. Основные цели и задачи целевой программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Основной целью Программы, является создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных видов, что повлечет за собой увеличение объемов производства и реализации продукции, повышение уровня занятости и доходов сельского населения путем обеспечения доступности малых форм хозяйствования к рынкам снабжения и сбыта, кредитным ресурсам, переработке продукции и услугам.
Данная цель будет достигнута путем реализации следующих задач:
- развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней, обеспечивающих деятельность малых форм хозяйствования на селе, повышающих ее эффективность;
- развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов и создание необходимой инфраструктуры;
- увеличение численности реально работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- подготовка и обучение специалистов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, их информационно-методическое обслуживание;
- повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест.
Срок реализации Программы рассчитан на 3 года (2009-2011 годы) в один этап.
Реализация программных мероприятий осуществляется заказчиком Программы - Министерством сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия.
В ходе реализации Программы заказчик организует оперативное взаимодействие участников Программы, заинтересованных органов исполнительной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления.
Порядок оказания государственной поддержки субъектам потребительской кооперации в рамках программы определяется Правительством Республики Калмыкия, в нем отражаются условия предоставления государственной поддержки (финансовая прозрачность, доступность кредитных ресурсов).
Проведение конкурсов на исполнение отдельных мероприятий Программы осуществляются# в соответствии с действующим законодательством.
Заказчик программы ежегодно уточняет мероприятия, их объемы и финансирование с учетом выполненных работ, представляет заявки на финансирование из республиканского бюджета.
Целевые индикаторы Программы представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Целевые индикаторы реализации Программы
Показатели |
2008 г. (база) |
Годы реализации программы |
Удельный вес индикатора для интегральной оценки выполнения реализации РЦП |
||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
|||
1. Количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, всего, в том числе в разбивке по видам кооперативов, ед. |
100 |
105 |
112 |
137 |
0,3 |
1.1. перерабатывающие |
25 |
28 |
32 |
49 |
|
1.2. снабженческо-сбытовые |
33 |
35 |
38 |
46 |
|
1.3. кредитные |
42 |
42 |
42 |
42 |
|
2. Удельный вес работающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов, всего, в том числе в разбивке по видам кооперативов, %. |
60,0 |
65,7 |
71,4 |
77,4 |
0,3 |
2.1. перерабатывающие |
52,0 |
57,1 |
65,6 |
71,4 |
|
2.2. снабженческо-сбытовые |
66,7 |
74,3 |
78,9 |
84,8 |
|
2.3. кредитные |
59,5 |
64,3 |
69,0 |
76,2 |
|
3. Доля сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединенных в региональные системы (кооперативы второго и последующего уровня), всего, в том числе в разбивке по видам кооперативов, % |
15,0 |
40,0 |
66,1 |
68,6 |
0,1 |
3.1. перерабатывающие |
0,0 |
35,7 |
71,9 |
63,3 |
|
3.2. снабженческие |
0,0 |
42,9 |
73,7 |
76,1 |
|
3.3. кредитные |
35,7 |
40,5 |
54,8 |
66,7 |
|
4. Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) по кооперативам 1-го уровня, млн. руб. |
84,2 |
107,2 |
145,5 |
203,4 |
0,05 |
5. Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) в расчете на 1 работающий сельскохозяйственный потребительский кооператив 1-го уровня, тыс. руб. |
1403,3 |
1554,1 |
1819,2 |
1919,3 |
0,05 |
6. Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) по кооперативам 2-го уровня, млн. р. |
1,9 |
4,2 |
6,8 |
10,3 |
0,05 |
7. Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам) в расчете на 1 работающий сельскохозяйственный потребительский кооператив 2-го уровня, млн. руб. |
1,9 |
2,1 |
3,4 |
5,2 |
0,05 |
8. Среднегодовая численность работников в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, чел. |
287 |
320 |
376 |
466 |
0,05 |
9. Охват кооперативными отношениями сельского населения (соотношение числа членов кооперативов к числу сельского населения в регионе), % |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,9 |
0,05 |
3. Система программных мероприятий
Основными направлениями программных мероприятий, финансируемых их# республиканского бюджета, являются (Приложение 1):
- совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- развитие финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности кооперативов;
- поддержка при создании и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней, ревизионных союзов;
- совершенствование механизмов предоставления государственного и муниципального имущества, в т.ч. земель, для развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая формирование региональных и муниципальных гарантийных и залоговых фондов;
- укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- мониторинг хода выполнения и достижения результатов выполнения программы.
3.1. Совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
В основе данного направления лежит принцип проведения общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов часто связана с кредитованием. Кредитные потребительские кооперативы при осуществлении своей уставной деятельности оформляют кредиты в виде договоров займа. В связи с этим существует проблема правовой незащищенности займодавца. В соответствии с ч. 1 ст. 329 Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечительными мерами являются неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и другие способы, предусмотренные законом или договором. Применимо к договорам займа обеспечительными мерами являются залог и поручительство. Поручительство как гарантия возврата суммы займа очень неустойчива, потому что при возникновении реальной ситуации взыскать заемные средства с поручителя практически невозможно, даже при наличии судебного решения, так как договором поручительства обычно предусматривается субсидиарная, а не солидарная ответственность.
При обеспечении обязательств заемщика залогом существует проблема ограничения обращения требований на имущество гражданина-должника, принадлежащее ему на праве собственности. В соответствии со ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на следующее имущество: племенной, молочный и рабочий скот, в том числе олени, кролики, птица, пчелы, корма, необходимые для их содержания, хозяйственные строения и сооружения, семена. Таким образом, выдача займов кооперативами своим членам, ведущим личное подсобное хозяйство, несет неоправданный риск.
Для создания эффективной системы совершенствования существующей нормативно-правовой базы требуется организация мониторинга действующего законодательства с целью определения его эффективности с позиций развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и проблем, возникающих при применении действующих норм.
3.2. Развитие финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Одним из главных препятствий на пути создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов является недостаток у членов кооператива стартового капитала при низком уровне доступности кредитных ресурсов банков.
Государственная система поддержки участников программы должна быть направлена на расширение их доступа к рынку кредитных ресурсов и заимствований.
В настоящее время в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы осуществляется предоставление из федерального и республиканского бюджетов субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по целевым кредитам и займам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Также в рамках государственной поддержки малого предпринимательства по направлению "Развитие системы кредитования малого предпринимательства" осуществляется предоставление субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами, для выдачи займов членам кооперативов - субъектам малого предпринимательства.
Дополнительно к существующим мерам предлагаются# ввести в рамках программы следующие направления развития финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов:
содействие внедрению в финансово-кредитных организациях, действующих в Республике Калмыкия, программ кредитования сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
кредитование сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам второго уровня части на поддержку создания гарантийных фондов для обеспечения по кредитам, полученным членами данных кооперативов в кредитных организациях или кредитных кооперативах, а также для поручительства по договорам лизинга;
предоставление субсидий впервые образованным сельскохозяйственным потребительским кооперативам для компенсации затрат на организацию кооперативов (регистрация и т.п.), в том числе на организационное обустройство и инженерную инфраструктуру;
предоставление субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных потребительских по приобретению оборудования; по строительству, реконструкции, модернизации, приобретению производственных помещений (хранилищ, убойных пунктов и т.п.).
По-видимому, в предыдущем абзаце подраздела 3.2 настоящей Программы пропущена часть текста, вместо "сельскохозяйственных потребительских" следует читать "сельскохозяйственных потребительских кооперативов"
3.3. Развитие инфраструктуры (рынки, ярмарки), улучшение информационно-консультационного обслуживания и научного обеспечения деятельности кооперативов
Решение проблем развития сельскохозяйственной потребительской кооперации, как фактора развития инфраструктуры территорий - это принятие соответствующих мер по оказанию практической помощи сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
В первую очередь мероприятия направленные на развитие инфраструктуры.
Актуальное значение имеет вопрос сбыта сельскохозяйственной продукции.
В настоящее время основной системой сбыта сельскохозяйственной продукции для малых форм являются# продажа посредникам и перекупщикам.
Доступ на рынки сельхозтоваропроизводителей, и, особенно, личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств существенно затруднён, в основном из-за большого количества посреднических структур, недостаточное развитие инфраструктуры, завышенная стоимость услуг, оказываемых рынком продавцу сельскохозяйственной продукции.
Необходимо обеспечить прямой доступ малых форм хозяйствования на рынки, через создание сельскохозяйственных потребительских рынков, обеспечивая принципы прямой продажи продукции без посредников и без высоких наценок.
В этих целях планируется предоставление субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам на компенсацию части затрат по организации и обустройству сельскохозяйственных кооперативных рынков. Также планируется проведение ряда сезонных ярмарок с привлечением сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 13-ти районных центрах и городе Элиста Республики Калмыкия.
Для успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов планируется создание учебно-методических центров при сельскохозяйственных потребительских кооперативах второго уровня, на которые будут возложены задачи по методическому и информационно-консультационному обеспечению кооперативов первого уровня, по подготовке бизнес-планов и оказанию помощи в получении кредитов, по содействию в подготовке кадров и повышения квалификации специалистов кооперативов, мониторингу развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации.
Для информационного обеспечения кооперативов и пайщиков предусматривается организация выпуска справочной и методической литературы.
Будут разработаны и изданы рекламные материалы и буклеты о деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. База данных, содержащая нормативно-правовую информацию, позволит сельскохозяйственным потребительским кооперативам осуществлять свою деятельность в полном соответствии с действующим законодательством, своевременно реагировать на его изменения.
3.4. Поддержка при создании и организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных уровней, ревизионных союзов
Одним из условий успешного развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов на селе является создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Система сельскохозяйственных потребительских кооперативов должна представлять собой совокупность кооперативов различных видов и уровней, в организационно-правовом и функциональном отношениях объединенных на национальном уровне, с одной стороны, в единый союз, а с другой - в хозяйственную организацию, способную взаимодействовать с зарубежными кооперативными организациями и их объединениями (союзами) и успешно конкурировать с холдингами и другими объединениями крупного бизнеса.
Стратегия развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов предусматривает поэтапное формирование многоуровневой системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, действующих во взаимосвязи с государственными и иными учреждениями и организациями.
В настоящее время в Республике Калмыкия функционирует один кооператив второго уровня - Республиканский сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Ниицян", пайщиками которого являются преимущественно сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы.
В этой связи становится целесообразным создание Республиканского сельскохозяйственного потребительского кооператива второго уровня (многофункционального). Учредителями вышеназванного кооператива будут сельскохозяйственные потребительские (не кредитные) кооперативы первого уровня с участием Союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов Республики Калмыкия.
Предусматривается выполнение следующих работ:
- формирование механизмов создания кооперативов последующих уровней, ассоциаций, союзов и других объединений сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- отработка механизмов взаимодействия между кооперативами, объединенными в ассоциации, союзы, кооперативы последующих уровней.
Кроме этого, предусматривается проведение организационно-технических мероприятий по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов, как формирование инициативных групп и подбор кадров, организация проведения собраний, оказание содействия в подготовке учредительных документов и регистрации кооператива, распространение информации о деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, подготовка рекламных материалов об их деятельности для средств массовой информации.
3.5. Совершенствование механизмов предоставления государственного и муниципального имущества, в т.ч. земель, для развития малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая формирование региональных и муниципальных гарантийных и залоговых фондов
В целях обеспечения доступа к кредитным ресурсам малых форм хозяйствования не# селе, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в настоящее время уже в 4 из 13 районных муниципальных образований Республики Калмыкия созданы муниципальные залоговые фонды. Общая стоимость данных залоговых фондов составляет 38,78 млн. рублей.
Кроме того, разработан проект закона Республики Калмыкия "О залоговом фонде Республики Калмыкия", который находится на рассмотрении Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия (принят в первом чтении).
См. Закон Республики Калмыкия от 12 мая 2009 г. N 92-IV-З "О залоговом фонде Республики Калмыкия"
Также в целях упрощения доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей, членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов к землям сельскохозяйственного назначения предполагается осуществлять субсидирование части затрат на получение в аренду или покупку земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
В целях создания условий для развития государственно-частного партнерства в Республике Калмыкия, привлечения частных инвестиций, обеспечения эффективности использования имущества, находящегося в собственности Республики Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия N 59-IV-З от 18 декабря 2008 года "О государственно-частном партнерстве в Республике Калмыкия".
Преимущество закона для республики заключается в том, что частные инвестиции направляются для создания, улучшения и эффективного использования республиканского имущества, не включенного в свободный хозяйственный оборот, но важного для экономики республики и повседневной жизни граждан. Механизм государственно-частного партнерства позволит ослабить нагрузку на бюджеты всех уровней и при сохранении объемов финансирования осуществлять реализацию более значительного числа инвестиционных проектов.
3.6. Укрепление и развитие системы подготовки и переподготовки кадров для сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Цель мероприятия - содействие подготовке кадров и повышения квалификации для обеспечения устойчивой и эффективной работы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
В рамках мероприятия предусматривается:
- поддержка учебно-методических центров, создаваемых при кооперативах второго уровня,
- повышение квалификации специалистов: обучение руководителей, специалистов и обслуживающего персонала кооперативов, организация стажировок,
- проведение семинаров, конференций, "круглых столов" изучение и распространение положительного опыта деятельности малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, ед.
Отбор программ обучения будет осуществлен на конкурсной основе.
3.7. Мониторинг хода выполнения и достижения результатов выполнения программы
Мониторинг за ходом выполнения Программы будет осуществляться заказчиком Программы - Министерством сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия, с привлечением сельскохозяйственных отделов, и отделов экономики и прогнозирования районных муниципальных образований. Также для осуществления мониторинга за системой форм отчетности и системой показателей будут привлекаться учебно-методическими центры, при кооперативах второго уровня, ревизионные союзы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Мониторинг позволит выявить недостатки в реализации программы, своевременно их исправить и тем самым обеспечить достижение конечной цели программы. В рамках данного мероприятия программы предусматривается:
1. Ежеквартальный сбор данных о реализации программы.
2. Анализ информации, предоставляемой кооперативами.
3. Организация социологического опроса.
4. Обобщение результатов мониторинга и разработка предложений по совершенствованию механизмов реализации программы.
Независимый мониторинг предполагается поручить государственным научным и (или) высшим учебным заведениям на конкурсной основе.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Суммарный объем ассигнований на реализацию Программы в 2009-2011 годах за счет всех источников финансирования составит 466,0 млн. рублей, в том числе:
средства республиканского бюджета - 16,0 млн. рублей;
внебюджетные источники (кредиты банков, средства сельскохозяйственных потребительских кооперативов) - 450 млн. рублей.
Подробное распределение средств по годам и источникам финансирования отражено в таблице 2.
Таблица 2
Общая потребность в финансировании мероприятий программы и его источники, млн. руб.
Объем финансирования |
2009-2011 гг. |
в том числе: |
||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
Всего: в том числе |
466,0 |
124,0 |
156,0 |
186,0 |
республиканский бюджет |
16,0 |
4,0 |
6,0 |
6,0 |
внебюджетные источники |
450,0 |
120,0 |
150,0 |
180,0 |
Объемы финансирования Программы подлежат ежегодной корректировке с учетом сумм, утвержденных законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
5. Механизм реализации целевой программы, включая механизмы управления целевой программой и взаимодействие государственных заказчиков
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе взаимовыгодных соглашений и хозяйственных договоров, интеграции интересов сельскохозяйственных потребительских кооперативов с интересами предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и розничной торговли.
Координацию деятельности исполнителей Программы по выполнению мероприятий Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия, которое определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия финансовых средств, выделяемых на эти цели.
Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия контролирует ход выполнения Программы.
Контроль за эффективным использованием выделяемых финансовых и кредитных ресурсов на реализацию Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия и Министерством финансов Республики Калмыкия.
Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия ежеквартально представляет Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия информацию о ходе выполнения Программы.
В ходе реализации программы, поставленные цели могут быть не достигнуты в результате того, что часть программных мероприятий или их отдельные направления могут быть выполнены не качественно, или вообще не выполнены или выполнены без учета действующего законодательства, особенностей различных районов и других факторов развития малых форм хозяйствования в республике (Таблица 3).
Таблица 3
Риски реализации программы
Возможные риски |
Механизмы снижения рисков |
Несвоевременность подготовки и несовершенство нормативно-правового обеспечения. |
Проведение экспертизы и привлечение квалифицированных кадров. |
Недостаточный уровень финансово-кредитной поддержки и неполный охват направлений развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. |
Увеличение размеров и расширение направлений финансово-кредитной поддержки. |
Несоответствие инфраструктуры. |
Комплексное развитие элементов инфраструктуры, включая сбыт, информационно-консультационного, научного обслуживания и т.д. |
Организационные риски. |
Формирование инициативных групп, помощь в подготовке учредительных документов, предоставление помещений, земельных участков иного муниципального имущества, для создания и развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. |
Недостаток квалифицированных специалистов и опыта ведения сельскохозяйственной кооперативной деятельности. |
Организация подготовки и переподготовки кадров и изучение положительного опыта. |
Расчет эффективности расходования финансовых средств по Программе представлен в Таблице 4.
Таблица 4
Расчет эффективности расходования финансовых средств по программе
Показатели |
Единица измерения |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Всего за 3 года |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг, включая % к получению по кредитным кооперативам) (ТП) |
Млн. руб. |
107,2 |
145,5 |
203,4 |
197,1 |
Ежегодный прирост выручки от реализации продукции (дельта ТП) |
Млн. руб. |
23,0 |
38,3 |
57,9 |
119,2 |
Финансирование программы - всего (Ф) |
Млн. руб. |
124,0 |
156,0 |
186,0 |
466,0 |
Показатели эффективности - Э общ. |
% |
18,5 |
24,6 |
31,1 |
25,6 |
Эффективность расходования средств финансирования определяется с учетом дефляторов по соотношению конечных результатов программы и затрат на ее реализацию по формуле:
Где: Э общ. - коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств;
- ежегодный рост выручки от реализации продукции (работ, услуг, включая проценты к получению по кредитным кооперативам);
Ф - объем финансирования по программе.
6. Ожидаемый результат реализации целевой программы
Успешная реализация Программы позволит создать в Республике Калмыкия систему сельскохозяйственных потребительских кооперативов различной специализации, что будет способствовать росту занятости и уровня доходов сельского населения, увеличению объемов и повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции в результате облегчения доступа малых форм хозяйствования к рынкам сбыта и услуг.
Создание системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов оказывает влияние на развитие малых форм хозяйствования путем облегчения их доступа к рынкам снабжения, сбыта и услуг, оказывает прямое воздействие на сокращение масштабов безработицы, повышение занятости и уровня доходов сельских жителей за счет собственного производства (таблица 5).
К 2011 году в ходе реализации программы число сельскохозяйственных потребительских кооперативов возрастет с 100 в 2008 году до 137 в 2011 году, что даст возможность создать не менее 179 рабочих мест с 287 в 2008 году до 466 в 2011 году, объем выручки от реализации продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных потребительских кооперативах 1 уровня возрастет с 84,2 млн. рублей в 2008 году до 203,4 млн. рублей в 2011 году и 2 уровня с 1,9 млн. рублей в 2008 году до 5,2 млн. рублей в 2011 году.
Таблица 5
Социально-экономическая эффективность программы
Показатели |
2008 г. (база) |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение 2011 г. от 2008 г. |
|
+,- |
% |
|||||
Выручка от реализации продукции, млн. руб. |
84,2 |
107,2 |
145,5 |
203,4 |
119,2 |
241,6 |
Численность среднегодовых работников в сельскохозяйственных потребительских кооперативах, чел. |
287 |
320 |
376 |
466 |
179 |
162,4 |
Выручка от реализации продукции в расчете на 1 среднегодового работника, тыс. руб. |
293,4 |
335,1 |
387,1 |
436,6 |
143,2 |
148,8 |
Среднемесячная оплата труда работника в кооперативе, руб./чел. |
4821,6 |
6995,0 |
8264,4 |
9794,0 |
4972,4 |
203,1 |
Полная себестоимость продукции (работ, услуг) млн. руб. |
71,6 |
91,1 |
123,7 |
172,9 |
101,3 |
241,6 |
Прибыль, млн. руб. |
12,6 |
16,1 |
21,8 |
30,5 |
17,9 |
241,6 |
Приложение 1
Перечень программных мероприятий
По-видимому, в пункте 6 раздела 2 настоящего приложения пропущена часть текста, вместо "сельскохозяйственных потребительских" следует читать "сельскохозяйственных потребительских кооперативов"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 24 февраля 2009 г. N 40 "О республиканской целевой программе "Создание и развитие региональной системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Республике Калмыкия на 2009-2011 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Правительственная газета" от 15 мая 2009 г. N 36, от 19 мая 2009 г. N 37, от 26 мая 2009 г. N 39