Постановление Правительства Республики Калмыкия от 16 февраля 2009 г. N 35
"О республиканской целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы"
16 июля, 2 октября, 4 декабря 2009 г., 22 ноября, 8 декабря 2010 г.
В целях устойчивого развития специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины в Республике Калмыкия:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы" (далее - Программа).
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 октября 2009 г. N 367 в пункт 2 настоящего постановления внесены изменения
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия.
3. Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
4. Установить, что основные параметры Программы подлежат уточнению при рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
5. Утратил силу.
См. текст пункта 5
Председатель Правительства |
В. Сенглеев |
Республиканская целевая программа
"Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы"
(утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16 февраля 2009 г. N 35)
16 июля, 2 октября, 4 декабря 2009 г., 22 ноября, 8 декабря 2010 г.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 4 декабря 2009 г. N 449 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Республиканской целевой программы
Наименование программы |
Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 26 января 2009 г. N 11-р |
Государственный заказчик |
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия |
Основные разработчики программы |
Министерство сельского хозяйства Республики Калмыкия |
Цель и задачи программы |
Целью программы является устойчивое развитие специализированного мясного скотоводства и увеличение производства высококачественной говядины. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - совершенствование племенной базы мясного скотоводства; - улучшение естественных пастбищных угодий и создание полноценной кормовой базы; - увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса) в рамках Программы. |
Сроки и этапы реализации программы |
Срок реализации Программы четыре года (2009-2012 годы) в один этап |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
- Рост численности племенного маточного поголовья КРС с 18,5 тыс. голов в 2007 году до 34,6 тыс. голов - в 2012 году. - Рост реализации племенного молодняка с 4,3 тыс. голов в 2007 году до 10,2 тыс. голов - в 2012 году. - Увеличение объема производства высококачественной говядины с 26,1 тыс. т в живой массе в 2007 году до 53,5 тыс. т - в 2012 году. - Увеличение поголовья специализированного мясного скота от 151,9 тыс. голов в 2007 году до 233,1 тыс. голов - в 2012 году. |
Создание рабочих мест |
Создание 15213 дополнительных рабочих мест |
Объем и источники финансирования по направлениям и годам |
Объем финансирования республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы" за счет всех источников финансирования составляет 16936,23 млн. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета (субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемых на конкурсной основе) - 4945,05 млн. рублей; - средства республиканского бюджета - 1030,05 млн. рублей (в т.ч. на субсидии - 805,13 млн. рублей); - внебюджетные источники - 10961,13 млн. рублей. |
Ожидаемый результат реализации программы |
Увеличение племенной базы мясного скота с 45,4 тыс. голов в 2007 году до 69,9 тыс. голов - в 2012 году. Увеличение реализации племенного молодняка с 4,3 тыс. голов в 2007 году до 10,2 тыс. голов - в 2012 году. Увеличение производства высококачественной говядины от мясного помесного скота в живом весе 26,1 тыс. т в 2007 году до 53,5 тыс. т - в 2012 году. |
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 22 ноября 2010 г. N 356 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Проблемы, на решение которой направлена Программа
В настоящей Программе предусматриваются меры по реализации основных мероприятий Программы социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25 августа 2005 г. N 263 "О Программе социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2005-2012 годы", которые направлены на повышение эффективности и устойчивости аграрного производства, поддержки сложившейся системы расселения и традиционного этноэкономического и этнокультурного уклада, повышение уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку мяса при условии, что в доходе указанной организации доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за календарный год, сохранение и воспроизводство агроэкосистем, охраны окружающей среды в целом. В качестве отраслевых приоритетов определены:
- развитие традиционных для Калмыкии сфер и отраслей сельского хозяйства (разведение КРС мясного направления, производство зерна и кормов), модернизацию сельскохозяйственного производства на современной технико-технологической основе, повышение устойчивости животноводства и земледелия в сложных природно-климатических условиях;
- создание кластера пищевой и перерабатывающей промышленности.
В рамках Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 2 ноября 2007 г. N 395 определено приоритетное направление отрасли скотоводства - разведение калмыцкой породы крупного рогатого скота мясного направления продуктивности - единственной отечественной и самой распространенной в России мясной породы.
С 2001 года по 2007 год в Республике Калмыкия в рамках федеральной целевой программы "Юг России" была реализована президентская целевая программа "Возрождение традиционного пастбищного животноводства (2001-2010 гг.)". За период реализации программы наметилась тенденция роста производства продукции животноводства за счет увеличения численности сельскохозяйственных животных и улучшения показателей воспроизводства и сохранности скота. Благодаря этой программе приостановлено сокращение поголовья и наметились сдвиги в лучшую сторону по всем категориям хозяйств.
Так по сравнению с началом 2001 года поголовье крупного рогатого скота увеличилось в 2,3 раза и насчитывает 342,4 тыс. голов в 2007 году. Значительно повысились и качественные показатели: выход телят на 100 коров и нетелей составил 85 голов (при 79 голов - в 2000 году), улучшилась сохранность стада. Об эффективности данной программы можно сделать вывод по финансовым результатам, на один рубль государственных средств было привлечено 4,5 рубля внебюджетных средств (таблица 1).
Таблица 1
Анализ состояния мясного скотоводства Республики Калмыкия за период 2000-2008 гг.
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. оценка |
2008 г. к 2000 г. % |
Поголовье КРС в сельскохозяйственных предприятиях, тыс. гол. на 1 января |
59,5 |
61,8 |
68,0 |
73,0 |
77,8 |
77,2 |
78,8 |
77,6 |
80,0 |
134,5 |
Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях, тыс. гол. |
53,6 |
55,6 |
61,2 |
65,7 |
70,0 |
69,5 |
70,9 |
73,6 |
78,0 |
145,5 |
Валовое производство говядины в живом весе, тыс. т |
6,3 |
8,7 |
9,2 |
13,0 |
14,6 |
18,5 |
21,5 |
26,1 |
33,2 |
В 5,3 раза |
Производство на душу населения в убойном весе, кг |
11,1 |
15,5 |
16,4 |
23,7 |
26,6 |
25,6 |
35,8 |
46,7 |
58,1 |
В 5,2 раза |
Реализация племенного молодняка, голов |
563 |
553 |
1230 |
828 |
1046 |
1443 |
3138 |
4316 |
4610 |
В 8,2 раза |
Рентабельность производства мяса с учетом господдержки, % |
15,4 |
33,1 |
52,5 |
14,5 |
24,3 |
32,1 |
36,5 |
28,1 |
50,3 |
В 3,3 раза |
Рентабельность производства мяса без учета господдержки, % |
-14,6 |
-14,3 |
-0,7 |
-21,7 |
-16,8 |
11,7 |
20,7 |
5,9 |
6,2 |
- |
В целях сохранения и повышения плодородия почв, повышения эффективности сельскохозяйственного производства Правительством Республики Калмыкия утверждена республиканская целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Калмыкия на 2006-2010 годы". В ходе реализации программы проводятся мероприятия по сохранению и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, созданы условия для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных и других мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Реализация вышеуказанных программ способствует развитию новых методов и технологий, предусматривающих сочетание различных систем выращивания мясного скота, что позволит повысить эффективность отрасли.
Решать проблему обеспечения страны конкурентоспособной продовольственной продукцией и сельскохозяйственным сырьем возможно только путем развития производительных сил агропромышленного комплекса. При этом необходимо обеспечить эффективное использование потенциала, организацию интенсивного доращивания и откорма молодняка до высоких весовых кондиций.
Актуальность разработки и принятия республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы" вызвана необходимостью удовлетворить платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства, усилить роль мясного скотоводства республики в обеспечении продовольственной безопасности страны.
В Республике Калмыкия практически достигнут максимум численности поголовья крупного рогатого скота. В связи с этим увеличение поголовья возможно при оптимальном сочетании ресурсосберегающей, малозатратной технологии круглогодового пастбищного содержания мясного скота с интенсивными промышленными технологиями ведения мясного скотоводства. Разумное сочетание "ресурсосбережения" и "высокого качества" должно предусматривать содержание маточного поголовья и поголовья ремонтного молодняка на пастбищах, с использованием системы "корова-теленок". Остальной молодняк после доращивания и интенсивного откорма до живой массы 450 кг и выше в возрасте 18-24 месяца должен реализовываться на мясо.
Особое внимание необходимо уделить улучшению качественных и количественных показателей продуктивности скота на основе повышения уровня воспроизводства коров, увеличения живой массы и среднесуточных приростов молодняка, снижения себестоимости и повышения рентабельности скотоводства.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 декабря 2010 г. N 381 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целью Программы является устойчивое развитие специализированного мясного скотоводства и увеличение производства высококачественной говядины.
Главный ресурс Республики Калмыкия - земля. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет почти 6,3 млн. га, в том числе пастбища - 5,2 млн. га. На одного жителя республики приходится по 18,4 га пастбищ (по России - 0,47 га). Природно-климатические условия республики, ее обширные пастбищные территории предопределили животноводство как ведущую отрасль. Животноводство является основным источником благосостояния республики и отраслью, которая составляет основу ее экономики.
Одним из основных направлений развития животноводства является мясное скотоводство. В республике разводится крупный рогатый скот калмыцкой породы, отличающийся повышенной резистентностью организма, неприхотливостью, прекрасными адаптационными качествами, скороспелостью, мраморностью и отличными вкусовыми качествами мяса.
В создавшихся непростых экономических условиях переходного периода, в республике сохранена племенная база. Разведением и совершенствованием крупного рогатого скота калмыцкой породы занимаются 7 племенных заводов и 19 репродукторов, в которых сосредоточено 54,7 тысяч голов племенного крупного рогатого скота, из них коров - 19,6 тысяч голов.
Племенные заводы и репродукторы Республики Калмыкия ежегодно выращивают и реализуют племенной молодняк в хозяйства республики и за ее пределы. В 2006 году племенными организациями реализовано 3138 голов племенных телок и бычков, из них - 1100 голов в другие регионы России, а за 2007 год было реализовано уже 4316 голов племенного молодняка. Наблюдается рост спроса на калмыцкий скот из других регионов.
В республике осуществляет деятельность ОАО "Калмыцкое" по племенной работе", которое занимается производством и использованием племенной продукции (семенного материала), имеет лабораторию по иммуногенетической экспертизе сельскохозяйственных животных.
Дальнейшее развитие животноводства в Республике Калмыкия требует создание прочной кормовой базы. Основным источником производства говядины остаются природные кормовые угодья, площадь которых превышает 5 млн. га.
Значительный объем сена хозяйства получают с естественных угодий, первым условием заготовки качественного сена является своевременное скашивание. В целях предупреждения ухудшения угодий применяют сенокосооборот. Продуктивность пастбищ 1,5-2,0 ц/га кормовых единиц. Преимущественно травостой пастбищ составляет злаково-полынная растительность, в составе которой злаки занимают 60-70%, полынь - 20-30%, разнотравье - 15-20%, бобовые - 2-3%. Удельный вес пастбищных кормов в годовом рационе животных достигает 45-55%.
В республике существует высокий потенциал для увеличения объемов производства говядины, основу которого составляют:
- наличие 7,5 млн. га земельных ресурсов, 89,9% из которых являются землями сельскохозяйственного назначения, из них 71,4% составляют пастбища;
- ресурсосберегающая пастбищная технология содержания крупного рогатого скота, которая используется в скотоводстве;
- адаптированная калмыцкая мясная порода скота;
- собственная племенная база, созданная на базе ведущих племенных организаций по разведению калмыцкой породы крупного рогатого скота;
- опытные кадры животноводов, умело использующих круглогодовую пастбищную систему содержания скота.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- совершенствование племенной базы мясного скотоводства;
- улучшение естественных пастбищных угодий и создание полноценной кормовой базы;
- увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса) в рамках Программы.
Сроки реализации Программы
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение четырех лет (2009-2012 гг.) в один этап.
Основным элементом механизма реализации программы является ее мониторинг, осуществляемый с помощью проведения ежегодного анализа результатов реализации программных мероприятий, а также рационального и эффективного использования средств.
График реализации программных мероприятий разработан в соответствии поставленных задач (таблица 2).
Таблица 2
График реализации программных мероприятий
N п/п |
Разделы Программы, мероприятия |
Объем работ |
Ед. изм. |
Ответственные за исполнение |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1. Совершенствование племенной базы мясного скотоводства |
||||
1 |
Покупка племенного молодняка |
2400 |
голов |
Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия (далее - МСХ и РЗО РК), ОАО "Калмыцкое" по племенной работе, сельхозпредприятия и другие хозяйствующие субъекты |
2009-2012 гг. |
2 |
Покупка племенных быков-производителей |
31 |
голов |
Министерство сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия, ОАО "Калмыцкое" по племенной работе, сельхозпредприятия |
2009-2012 гг. |
3 |
Организация иммунно-генетической# лаборатории |
1 |
штук |
МСХ и РЗО РК, ОАО "Калмыцкое" по племенной работе |
2009 г. |
4 |
Создание информационного банка данных на каждое животное |
1 |
штук |
ОАО "Калмыцкое" по племенной работе |
2009 г. |
5 |
Создание лаборатории для получения и криоконсервации семени быков-производителей |
1 |
штук |
ОАО "Калмыцкое" по племенной работе |
2009 г. |
6 |
Подготовка кадров |
5 |
чел. |
ОАО "Калмыцкое" по племенной работе, сельхозпредприятия |
2009-2010 гг. |
|
2. Создание полноценной кормовой базы |
||||
1 |
Реконструкция и восстановление земель лиманного орошения |
53,9 |
Тыс. га |
МСХ и РЗО РК, сельхозпредприятия |
2009-2012 гг. |
2 |
Восстановление деградированных пастбищ |
110,8 |
Тыс. га |
МСХ и РЗО РК, сельхозпредприятия |
2009-2012 гг. |
3 |
Обводнение восстановленных пастбищ |
120, |
Тыс. га |
Сельхозпредприятия |
2009-2012 гг. |
4 |
Ввод орошаемых земель |
12,9 |
Тыс. га |
Сельхозпредприятия |
2009-2012 гг. |
|
3. Увеличение производства конкурентоспособной говядины (мраморного мяса) |
||||
1 |
Строительство откормочных комплексов |
22 |
единиц |
МСХ и РЗО РК, сельхозпредприятия |
2009-2012 гг. |
2 |
Строительство племенных репродукторных ферм |
136 |
единиц |
МСХ и РЗО РК, ОАО "Калмыцкое" по племенной работе, сельхозпредприятия |
2009-2012 гг. |
3 |
Модернизация и реконструкция мясных товарных репродукторных ферм |
232 |
единиц |
МСХ и РЗО РК, сельхозпредприятия |
2009-2012 гг. |
4 |
Строительство мясоперерабатывающих комбинатов |
3 |
единиц |
МСХ и РЗО РК, инвесторы |
2009-2011 гг. |
|
НИОКР |
|
|
МСХ и РЗО РК |
2009-2012 гг. |
|
Закрепление кадров |
15 |
чел. |
МСХ и РЗО РК, сельхозпредприятия |
2009-2011 гг. |
По-видимому, в графе "Объем работ" пункта 3 раздела 2 настоящей таблицы пропущена часть текста
Целевые индикаторы и показатели
Целевые индикаторы Программы представлены в таблице 3.
Таблица 3
Целевые индикаторы Программы
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 22 ноября 2010 г. N 356 в раздел 3 настоящей Программы внесены изменения
3. Система программных мероприятий
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: создать условия для ускоренного развития отрасли специализированного мясного скотоводства в период реализации и последействия программы путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, технологической модернизации мясных ферм и откормочных предприятий, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и, в конечном счете, повышения конкурентности отрасли.
Реализация Программы окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов стратегической цели, на достижение которой направлена Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2008-2012 гг. - индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий.
Целью программы является устойчивое развитие специализированного мясного скотоводства и увеличение производства высококачественной говядины.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Совершенствование племенной базы мясного скотоводства;
- Улучшение естественных пастбищных угодий и создание полноценной кормовой базы;
- Увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса) в рамках Программы.
Задача 1. Совершенствование племенной базы мясного скотоводства
Решение задач по совершенствованию племенной базы в республике предусматривает следующий механизм:
1. Предоставление субсидий на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова-теленок" в племенных заводах и репродукторах хозяйств.
2. Предоставление субсидий на закупку племенного молодняка специализированных мясных пород в качестве компенсации затрат. Фактические выплаты субсидий из республиканского бюджета определяются Министерством сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия с учетом конкретных условий и качеств животных.
3. Предоставление субсидий на покупку и содержание быков-производителей организациям по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных.
Целевые показатели мероприятий по совершенствованию племенной базы:
- Рост численности племенного маточного поголовья с 18,5 тыс. голов в 2007 году до 34,6 тыс. голов в 2012 году.
- Рост реализации племенного молодняка с 4,3 тыс. голов в 2007 году до 10,2 тыс. голов в 2012 году.
- Покупка племенного молодняка до 2,4 тыс. голов.
Размеры субсидии на содержание маточного поголовья мясного скота по системе "корова-теленок" рассчитывается# по ставке на одну корову при условии получения к отъему в возрасте 6-7 месяцев здорового теленка, с учетом качества скота и уровня племенной работы. Субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям на конкурсной основе, ставки на одну корову в племенных заводах составит# 5000 рублей, в репродукторах - 4500 рублей (таблица 4).
Таблица 4
Потребность в субсидировании маточного поголовья по системе "корова-теленок" в племенных хозяйствах, млн. руб.
Годы |
Тыс. голов |
Субсидии, млн. руб. |
||||
Племзаводы |
Племрепродукторы |
Итого |
Племзаводы |
Племрепродукторы |
Итого |
|
2009 |
5,0 |
4,4 |
9,4 |
25,00 |
19,80 |
44,80 |
2010 |
5,2 |
5,6 |
10,8 |
26,00 |
25,20 |
51,20 |
2011 |
5,5 |
7,4 |
12,9 |
27,50 |
33,30 |
60,80 |
2012 |
5,9 |
10,1 |
16,0 |
29,50 |
45,45 |
74,95 |
2009-2012 |
21,6 |
27,5 |
49,1 |
108,00 |
123,75 |
231,75 |
Субсидии рассчитаны на 85% коров (ожидаемый выход телят).
Субсидии на приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями, племенного молодняка высокого качества и стимулирование повышения генетического потенциала продуктивности мясного скота по импорту, что способствует обновлению и увеличению численности маточного поголовья.
Согласно утвержденному Реестру интенсивных пород и типов мясного скота, рекомендованных для импорта и использования в России Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Республика Калмыкия намерена закупить 2400 голов герефордской породы молодняка.
Ставка субсидии принята в расчете на одну голову 12000 рублей и составляет по планируемым обязательствам 28,8 млн. рублей (Таблица 5).
Таблица 5
Субсидии из республиканского бюджета на покупку племенного молодняка, млн. рублей
Годы |
Покупка племенного молодняка, голов |
Тонн |
Итого субсидии |
2009 |
100 |
40 |
1,20 |
2010 |
500 |
200 |
6,00 |
2011 |
800 |
320 |
9,60 |
2012 |
1000 |
400 |
12,00 |
2009-2012 |
2400 |
960 |
28,80 |
За 2009-2012 годы прогнозируется купить 31 племенных быков-производителей наиболее перспективных пород. Субсидии на эти цели из республиканского бюджета составят за 2009-2012 годы 1,24 млн. рублей (таблица 6).
Таблица 6
Потребность в субсидиях из республиканского бюджета на покупку племенных быков-производителей, млн. руб.
Годы |
Покупка племенных быков-производителей, голов |
Итого |
2009 |
2 |
0,08 |
2010 |
7 |
0,28 |
2011 |
10 |
0,40 |
2012 |
12 |
0,48 |
2009-2012 |
31 |
1,24 |
В целях совершенствования генетического потенциала калмыцкого скота, возможности повышения продуктивности и использования новых технологий в организации воспроизводства поголовья необходимо укрепление материально-технической базы ОАО "Калмыцкое" по племенной работе":
- организация иммунно-генетической# лаборатории;
- создание информационного банка данных на каждое животное, со всеми исходными показателями;
- создание лаборатории для получения и криоконсервации семени быков-производителей калмыцкой породы.
Таблица 7
Объемы финансирования мероприятий по совершенствованию племенной базы мясного скотоводства Республики Калмыкия в 2009-2012 гг., млн. руб.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2009 г. - 2012 |
Расходы на содержание маточного поголовья по системе "корова-теленок" (внебюджетные источники) |
98,90 |
123,70 |
151,90 |
192,50 |
567,00 |
Покупка племенного молодняка (внебюджетные источники) |
9,00 |
45,00 |
72,00 |
90,00 |
216,00 |
Покупка быков-производителей (внебюджетные источники) |
1,30 |
4,40 |
6,30 |
7,60 |
19,60 |
Организация иммунно-генетической# лаборатории |
7,60 |
- |
- |
- |
7,60 |
федеральный бюджет |
6,30 |
|
|
|
6,30 |
республиканский бюджет |
1,30 |
|
|
|
1,30 |
Создание информационного банка данных на каждое животное |
1,50 |
- |
- |
- |
1,50 |
федеральный бюджет |
1,30 |
|
|
|
1,30 |
республиканский бюджет |
0,20 |
|
|
|
0,20 |
Создание лаборатории для получения и криоконсервации семени быков-производителей |
9,30 |
- |
- |
- |
9,30 |
федеральный бюджет |
7,70 |
|
|
|
7,70 |
республиканский бюджет |
1,60 |
|
|
|
1,60 |
Покупка семени высокоценных быков (внебюджетные источники) |
1,20 |
1,50 |
1,80 |
2,30 |
6,80 |
Подготовка кадров |
2,50 |
1,80 |
2,00 |
|
6,30 |
федеральный бюджет |
2,10 |
1,50 |
1,70 |
|
5,30 |
республиканский бюджет |
0,40 |
0,30 |
0,30 |
|
1,00 |
Итого |
131,30 |
176,40 |
234,00 |
292,40 |
834,10 |
в т.ч. федеральный бюджет |
17,40 |
1,50 |
1,70 |
0,00 |
20,60 |
республиканский бюджет |
3,50 |
0,30 |
0,30 |
0,00 |
4,10 |
внебюджетные источники финансирования |
110,40 |
174,60 |
232,00 |
292,40 |
809,40 |
Финансирование без субсидий на мероприятия по совершенствованию племенной базы мясного скотоводства за период реализации программы составит 809,4 млн. рублей, в том числе республиканский бюджет - 4,1 млн. рублей (таблица 7).
Задача 2. Улучшение естественных пастбищных угодий и создание полноценной кормовой базы
Реализация мероприятий по поддержанию почвенного плодородия осуществляется в рамках ФЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года" и РЦП "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния Республики Калмыкия на 2006-2010 годы".
Общая сумма финансирования по улучшению естественных пастбищных угодий составляет 2865,13 млн. рублей (таблица 8).
Таблица 8
Объемы финансирования из внебюджетных источников, на мероприятия по улучшению естественных пастбищных угодий и созданию полноценной кормовой базы Республики Калмыкия, млн. руб.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Итого |
Фитомелиорация деградированных пастбищ, в т.ч. закрепление песков |
89,32 |
35,65 |
67,30 |
78,12 |
270,39 |
Обводнение восстановленных пастбищ |
76,25 |
38,00 |
76,00 |
133,00 |
323,25 |
Коренное улучшение малопродуктивной пашни и кормовых угодий |
57,38 |
50,40 |
63,00 |
75,60 |
246,38 |
Ввод орошаемых земель |
5,00 |
10,00 |
55,00 |
100,00 |
170,00 |
Приобретение техники для полива, производства и заготовки кормов |
309,07 |
200,87 |
323,60 |
281,83 |
1115,37 |
Расширение площадей под кормовыми культурами |
34,66 |
21,66 |
21,66 |
21,66 |
99,64 |
Создание семенников многолетних трав |
7,75 |
1,00 |
1,00 |
1,50 |
11,25 |
Развитие лиманного орошения |
20,00 |
10,00 |
15,00 |
13,00 |
58,00 |
Транспортировка кормов |
116,50 |
139,80 |
151,45 |
163,10 |
570,85 |
Итого |
715,93 |
507,38 |
774,01 |
867,81 |
2865,13 |
Объем субсидий на коренное улучшение естественных пастбищ рассчитан, исходя из компенсации затрат по ставке 2142 рублей на 1 га пастбищ (таблица 12).
Задача 3. Увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса) в рамках Программы
В племенных хозяйствах республики уже сегодня используется система ведения животноводства, позволяющая содержать животных длительное время на пастбище с наименьшими затратами, за счет максимального использования пастбищных угодий.
Основные мероприятия по развитию мясного скотоводства:
- увеличение численности крупного рогатого скота калмыцкой породы;
- улучшение количественных и качественных показателей продуктивности;
- повышение производства мяса с учетом полного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания;
- организация мероприятий по ветеринарному обслуживанию мясного скота.
Интенсивная технология будет применяться при выращивании молодняка на племя, при этом живая масса племенных бычков в возрасте 18 месяцев составит 400-500 кг, при выращивании на мясо, с использованием нагула и откорма, до живой массы 400-450 кг.
В товарных хозяйствах планируется доращивание молодняка, с учетом природно-климатических и хозяйственных условий, до 15-18 месячного возраста на площадках или на пастбищах, с последующим интенсивным откормом в течение 100-120 дней и реализацией поголовья в 18-24-месячном возрасте с живой массой 400-450 кг.
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку мяса при условии, что в доходе указанной организации доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за календарный год, республики из республиканского бюджета основана на отборе товарных хозяйств на конкурсной основе в формах:
- субсидии на создание откормочных комплексов из расчета на голову реализованного мясного молодняка (в возрасте до 2 лет) с живой массой не менее 400 кг по ставке 21 рублей# за 1 кг живой массы;
- субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок" при условии получении здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев по ставке 3000 рублей в год;
- субсидии на укрепление кормовой базы, улучшение естественных пастбищ;
- субсидии на строительство, технологическую модернизацию репродукторных мясных ферм;
- субсидии на повышение квалификации кадров.
Целевые показатели мероприятий по решению задачи - "Увеличение производства конкурентоспособной говядины ("мраморного" мяса)":
- Увеличение объема производства высококачественной говядины с 26,1 тыс. тонн в живой массе в 2007 году до 53,5 тыс. тонн в 2012 году.
- Увеличение поголовья специализированного мясного скота в сельхозпредприятиях и КФХ от 151,9 тыс. голов в 2007 году до 233,1 тыс. голов в 2012 году.
В целях увеличения производства высококачественной говядины, интенсивности откорма молодняка и увеличение средней реализационной массы планируется государственная поддержка из республиканского бюджета в виде субсидии.
Субсидии на создание откормочных комплексов и откорм мясного молодняка до живой массы свыше 400 кг при реализации в возрасте до 2 лет определен# по ставке 21 рублей# за 1 кг живой массы (таблица 9).
Таблица 9
Потребность в финансировании субсидий из республиканского бюджета для откорма молодняка до высоких весовых кондиций (свыше 450 кг), млн. руб.
Субсидии на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок" при условии получения здорового теленка к отъему в возрасте 6-7 месяцев, ставка субсидии составляет 3000 рублей (таблица 10).
Таблица 10
Потребность в субсидировании маточного поголовья в товарных хозяйствах по системе "корова - теленок", млн. руб.
Годы |
Количество маточного поголовья, тыс. гол. |
Субсидии |
2009 |
72,4 |
217,20 |
2010 |
75,2 |
225,60 |
2011 |
78,5 |
235,50 |
2012 |
80,5 |
241,50 |
2009-2012 |
306,6 |
919,80 |
Расходы на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах составят за 2009-2012 годы 2866,0 млн. рублей.
При ресурсосберегающей, круглогодовой пастбищной технологии ведения мясного скотоводства, для содержания коров используются репродукторные фермы на 120-180 голов. В настоящее время в республике используется 1382 мясных репродукторных ферм, количество которых планируется увеличить до 1518. В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и республиканской целевой программы "Развития мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы" предусматривается строительство 136 новых репродукторных ферм на 20000 постановочных мест, а также планируется проведение реконструкции и модернизации 232 ферм. Общая сумма затрат составит 1788,4 млн. рублей (таблица 11).
Таблица 11
Объемы финансирования на мероприятия по увеличению производства говядины, млн. руб.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Итого 2009 - 2012 гг. |
Расходы на содержание маточного поголовья в товарных хозяйствах (внебюджетные источники) |
674,00 |
702,00 |
735,00 |
755,00 |
2866,00 |
Строительство, модернизация и реконструкция мясных репродукторных ферм, млн. рублей (внебюджетные источники) |
315,00 |
380,00 |
473,00 |
620,40 |
1788,40 |
- количество ферм |
68 |
80 |
95 |
125 |
368 |
постановочных мест, голов |
9800 |
11000 |
14680 |
18700 |
54180 |
Субсидии на строительство, модернизацию и реконструкцию мясных репродукторных ферм, млн. рублей |
98,00 |
110,00 |
146,80 |
187,00 |
541,80 |
Укрепление материально-технической базы ветеринарной службы |
54,00 |
12,00 |
12,00 |
12,00 |
90,00 |
федеральный бюджет |
45,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
75,00 |
республиканский бюджет |
9,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
15,00 |
Итого без субсидий: |
1043,00 |
1094,00 |
1220,00 |
1387,40 |
4744,40 |
в т.ч. за счет федерального бюджета |
45,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
75,00 |
республиканского бюджета |
9,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
15,00 |
внебюджетных источников |
989,00 |
1082,00 |
1208,00 |
1375,40 |
4654,40 |
Программой предусматривается переоборудование и оснащение республиканских государственных учреждений ветеринарии, улучшение кадрового обеспечения, системы ветеринарного обслуживания поголовья скота республики.
Объем субсидий на укрепление кормовой базы за период реализации программы составляет 967,17 млн. рублей (таблица 12).
Таблица 12
Субсидии на мероприятия по укреплению кормовой базы
Мероприятия |
2009 - 2012 гг. |
Годы |
|||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
Фитомелиорация деградированных пастбищ, в т.ч. закрепление песков |
203,69 |
26,80 |
51,31 |
60,06 |
65,52 |
Обводнение восстановленных пастбищ |
77,49 |
7,87 |
10,71 |
21,42 |
37,49 |
Коренное улучшение малопродуктивной пашни и кормовых угодий |
69,41 |
12,71 |
15,12 |
18,90 |
22,68 |
Ввод орошаемых земель |
51,00 |
1,50 |
3,00 |
16,50 |
30,00 |
Приобретение техники для полива, производства и заготовки кормов |
334,61 |
92,72 |
60,26 |
97,08 |
84,55 |
Расширение площадей под кормовыми культурами |
29,90 |
10,40 |
6,50 |
6,50 |
6,50 |
Создание семенников многолетних трав |
3,42 |
2,32 |
0,30 |
0,30 |
0,50 |
Развитие лиманного орошения |
17,40 |
6,00 |
3,00 |
4,50 |
3,90 |
Транспортировка кормов |
180,25 |
34,95 |
41,94 |
54,43 |
48,93 |
Всего субсидии на укрепление кормовой базы, млн. руб. |
967,17 |
195,27 |
192,14 |
279,69 |
300,07 |
Абзац пятьдесят седьмой утратил силу.
См. текст абзаца пятьдесят седьмого раздела 3
Строительство откормочных комплексов
Технология мясного скотоводства, используемая в Республике Калмыкия, базируется на круглогодовом пастбищном содержании скота, с подкормкой грубыми кормами в неблагоприятные по погодным условиям дни. Такая технология значительно снижает себестоимость производимой продукции, но наряду с этим возникает необходимость передержки поголовья для достижения высоких кондиций, так как наблюдаются значительные колебания прироста живой массы по сезонам года. Передержка молодняка также не способствует повышению удельного веса маточного поголовья в структуре стада. Поэтому, для повышения живой массы молодняка КРС, реализуемого на мясо, увеличения производства высококачественной говядины, необходимо сочетание экстенсивного содержания поголовья и интенсивного откорма молодняка, т.е. организация откорма молодняка крупного рогатого скота мясного направления на откормочных площадках. Размеры откормочных площадок зависят от размеров хозяйств и количества поголовья, которое будет откармливаться. Большое количество мясного скота содержится в КФХ и ЛПХ, которое также должно откармливаться до высоких кондиций. При этом охват поголовья КФХ и ЛПХ подразумевает сочетание разных форм взаимодействия. Это организация откорма небольших групп животных непосредственно в самих хозяйствах, кооперация малых форм, поставка поголовья на взаимовыгодных условиях на крупные откормплощадки. Таким образом, откорм поголовья должен быть организован:
- в малых формах хозяйствования (30-100 гол.);
- в средних и крупных сельхозпредприятиях (100-500 гол.);
- на территории СМО путем кооперации хозяйств разных форм собственности (500-2000 гол.);
- на межхозяйственных откормочных площадках (2000-5000 гол.).
Общая численность поголовья откормленного до высоких кондиций за период с 2009 по 2012 годы составит 123 тыс. голов, что позволит получить в живой массе 53715 тонн высококачественной продукции.
В 2009 году необходимо откормить до высоких кондиций 3000 голов. За счет собственных средств построена откормочная площадка на 600 голов в ЗАО "Джалыково" Лаганского района, реконструированы откормплощадки по 1000 голов каждая в СПК "Степной" и ГУП "50 лет Октября", 400 голов будет откормлено в КФХ.
Для откорма 60 тыс. голов в 2012 году необходимо довести производственные мощности по откорму молодняка до 20 тыс. голов дневного содержания, которые позволят провести заключительный откорм всего поголовья в три этапа. При этом продолжительность заключительного откорма составит 90 дней:
90 x 3 = 270 дней;
90 дней - профилактический перерыв для очистки и дезинфекции помещений.
Необходимо строительство 3 крупных межхозяйственных комплексов по откорму 3000 голов молодняка единовременно:
3000 х 3 = 9000 гол.
9000 х 3 цикла = 27000 гол.
33000 голов планируется поставить на откорм в хозяйствах, на площадках единовременной постановки от 500 до 1000 голов:
500 х 8 = 4000 гол.
1000 х 6 = 6000 гол.
200 х 5 = 1000 гол.
Итого: 60000 голов.
Общая стоимость строительства откормочных комплексов и площадок с единовременной постановкой на откорм 20000 голов молодняка крупного рогатого скота составит 2591,5 млн. рублей (таблица 13).
Таблица 13
Объемы финансирования по строительству откормочных комплексов и площадок, млн. руб.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Итого 2009 - 2012 гг. |
Строительство откормочного комплекса, млн. руб. |
234,00 |
234,00 |
234,00 |
0,00 |
702,00 |
Количество - ед. |
1 |
1 |
1 |
- |
3 |
Постановочных мест |
3000 |
3000 |
3000 |
|
9000 |
Строительство откормочной площадки, млн. руб. |
148,20 |
397,80 |
312,00 |
0,00 |
858,00 |
Количество - ед., 500 голов |
3 |
5 |
- |
- |
8 |
1,0 тыс. гол. |
- |
2 |
4 |
- |
6 |
200 гол. |
2 |
3 |
- |
- |
5 |
Постановочных мест |
1900 |
5100 |
4000 |
- |
11000 |
Строительство дорог, млн. руб. |
116,80 |
148,60 |
148,40 |
0,00 |
413,80 |
Подключение к электросетям, млн. руб. |
19,00 |
21,70 |
24,70 |
0,00 |
65,40 |
Водоснабжение, млн. руб. |
25,00 |
29,50 |
34,50 |
0,00 |
89,00 |
Итого из внебюджетных источников |
543,00 |
831,60 |
753,60 |
0,00 |
2128,20 |
Субсидии на строительство откормочных комплексов и площадок, млн. рублей |
162,90 |
249,48 |
226,08 |
0,00 |
638,46 |
Совершенствование мясного скота не может быть успешной# без научного обеспечения, так как необходимы лабораторные исследования, квалифицированный генетический анализ и обоснование правильности методов селекции.
НИОКР
Оценка генетического ресурса крупного рогатого скота калмыцкой породы и разработка предложений по его рациональному использованию.
В результате выполнения этой НИОКР будут получены исследовательские материалы о состоянии генетических ресурсов калмыцкого скота, целях и направлениях селекции, достигнутых результатах и прогрессе в породе. На основе полученной информации будут разработаны предложения по улучшению племенной работы и рациональному использованию отечественных ресурсов отечественной породы для развития отрасли специализированного мясного скотоводства в период и после окончания действия Программы.
Потребность финансирования на этот проект за счет средств республиканского бюджета составляет: 2009 год - 0,12 млн. руб., 2010 год - 0,08 млн. руб., 2011 год - 0,11 млн. руб., всего 0,31 млн. руб. (таблица 14).
Разработка зональной технологии мясного скотоводства на основе системного подхода.
В результате выполнения НИОКР по этой тематике будут предложены зональные адаптивные технологии мясных репродуктивных ферм, которые будут включать применительно к природно-климатическим условиям, а) основные элементы технологии на ферме, в том числе необходимое технологическое оборудование рабочей площадки; б) наиболее урожайные культуры и сорта многолетних трав для выпасов и заготовки кормов.
Потребность в финансировании этой тематики за счет средств республиканского бюджета составит 1,9 млн., в том числе в 2009 году - 0,7 млн. руб., в 2010 - 0,5 млн. руб. и в 2011 году - 0,7 млн. рублей.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего подраздела пропущена часть текста, вместо "1,9 млн." следует читать "1,9 млн. руб."
Разработка зональной технологии и типовых проектно-планировочных решений открытых откормочных площадок круглогодового действия для молодняка крупного рогатого скота.
Результаты НИОКР по этой тематике будут использованы для существенного снижения затрат на создание откормочных предприятий по откорму молодняка из мясных стад и полукровных помесей.
Потребность в финансировании этой тематики за счет республиканского бюджета составляет 1,72 млн. рублей, в том числе в 2009 году - 0,62 млн. руб., в 2010 году - 0,48 млн. руб. и в 2011 году - 0,62 млн. рублей.
Создание информационной системы племенного мясного скотоводства Республики Калмыкия в двух уровнях баз данных: республиканском и хозяйственном (стадном).
В результате выполненных исследований будет разработана и создана современная база данных по племенному поголовью калмыцкой породы, что позволит оперативно управлять селекционно-генетической работой в отрасли.
Потребность в финансировании этой тематики за счет республиканского бюджета составляет 1,89 млн. руб., в том числе в 2009 г. - 0,50 млн. руб., 2010 г. - 0,36 млн. руб., 2011 г. - 0,51 млн. руб. и в 2012 г. - 0,52 млн. руб.
Таблица 14
Объемы финансирования из республиканского бюджета мероприятий по НИОКР, млн. руб.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Итого 2009 - 2012 гг. |
Оценка генетического ресурса крупного рогатого скота калмыцкой породы и разработка предложений по его рациональному использованию |
0,12 |
0,08 |
0,11 |
|
0,31 |
Разработка зональной технологии мясного скотоводства на основе системного подхода |
0,7 |
0,5 |
0,7 |
|
1,9 |
Разработка зональной технологии и типовых проектно-планировочных решений открытых откормочных площадок круглогодового действия для молодняка крупного рогатого скота |
0,62 |
0,48 |
0,62 |
|
1,72 |
Создание информационной системы племенного мясного скотоводства Республики Калмыкия в двух уровнях баз данных: республиканском и хозяйственном (стадном) |
0,5 |
0,36 |
0,51 |
0,52 |
1,89 |
Итого: |
1,94 |
1,42 |
1,94 |
0,52 |
5,82 |
Строительство мясоперерабатывающих комбинатов
В целях увеличения перерабатывающих мощностей предусматривается строительство предприятий по производству мясных продуктов. Из экологически чистого, высококачественного сырья на базе откормочной площадки будет производиться парное мясо и деликатесные мясные продукции. Технологические линии, устанавливаемые на предприятии, будут соответствовать современным высокопроизводительным оборудованиям.
Строительство предприятий по переработке мяса предусматривается производственной мощностью по 5,0 тыс. тонн в количестве 2 единицы и мощностью 10,0 тыс. тонн - 1 единица (таблица 15).
Строительство мясоперерабатывающих комбинатов планируется за счет внебюджетных источников на основе привлечения инвесторов.
Таблица 15
Объем финансирования строительства мясоперерабатывающих комбинатов, млн. руб.
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Итого 2009 - 2012 гг. |
Строительство мясоперерабатывающего комбината |
|
|
|
|
|
Мощностью - 5,0 тыс. тонн - 2 ед. |
147,00 |
147,00 |
|
0,00 |
294,00 |
Мощностью 10,0 тыс. тонн - 1 ед. |
|
|
210,00 |
0,00 |
210,00 |
Итого из внебюджетных источников |
147,00 |
147,00 |
210,00 |
0,00 |
504,00 |
Субсидии на строительство мясоперерабатывающих комбинатов |
44,10 |
44,10 |
63,00 |
0,00 |
151,20 |
Развитие системы финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей (Республиканский гарантийный фонд)
Направление включает в себя функционирование системы финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих первичную и последующую (промышленную) переработку мяса при условии, что в доходе указанной организации доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за календарный год, на территории Республики Калмыкия путем получения в кредитных организациях инвестиционных кредитов, направленных на развитие мясного скотоводства, обеспечением возврата которых будут гарантии, предоставленные Республиканским гарантийным фондом.
В рамках Программы предусматривается ежегодное выделение бюджетных средств на создание Республиканского гарантийного фонда (далее - Гарантийный фонд) в размере 300 млн. рублей.
Поручительство Гарантийного фонда по обязательствам сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющим первичную и последующую (промышленную) переработку мяса при условии, что в доходе указанной организации доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее, чем семьдесят процентов за календарный год, перед кредитными организациями позволит обеспечить привлечение кредитных средств для реализации инвестиционных проектов по развитию мясного скотоводства.
Критерии отбора сельхозтоваропроизводителей по развитию мясного скотоводства в Республике Калмыкия
- Достижение производственных показателей:
1. Увеличение поголовья коров специализированных мясных пород:
- не менее 5% ежегодно для хозяйств, разводящих мясной скот (при наличии не менее 25 голов);
2. Рост производства на убой скота мясных пород и их помесей:
- не менее 5% ежегодно для хозяйств, разводящих мясной скот;
3. Выход телят на 100 коров специализированного мясного скота - не менее 85 голов.
- Обеспечение мер по стимулированию инвестиционной привлекательности:
1. Объемы вложения собственных и привлеченных средств по направлениям:
- на увеличение численности маточного поголовья по системе "корова-теленок" в племенных и товарных стадах;
- на создание откормочных предприятий - реализация молодняка с живой массой не менее 450 кг в возрасте не старше 2 лет;
- на приобретение племенного молодняка мясного скота;
- на приобретение техники для заготовки и приготовления кормов;
- на создание культурных пастбищ;
- на иные меры.
2. Объемы производства кормов на орошаемых землях.
3. Организация подготовки и повышения квалификации специалистов по современной технологии ведения мясного скотоводства.
4. Организация мероприятий по ветеринарному обслуживанию скота.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 4 декабря 2009 г. N 449 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
4. Ресурсное обеспечение Программы
Объем финансирования республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства Калмыкии на 2009-2012 годы" за счет всех источников финансирования составит 16936,23 млн. рублей (таблица 16), в том числе:
Средства федерального бюджета (субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, выделяемых на конкурсной основе) - 4945,05 млн. рублей (таблица 17).
Средства республиканского бюджета - 1030,05 млн. рублей,
в т.ч. на субсидии - 805,13 млн. рублей (таблица 18).
Внебюджетные источники - 10961,13 млн. рублей.
Таблица 16
Общая потребность в финансировании мероприятий Программы и его источники, млн. руб.
Мероприятия |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего за 2009 - 2012 гг. |
Совершенствование племенной базы мясного скотоводства, млн. руб. |
131,30 |
176,40 |
234,00 |
292,40 |
834,10 |
в т.ч. федеральный бюджет |
17,40 |
1,50 |
1,70 |
0,00 |
20,60 |
республиканский бюджет |
3,50 |
0,30 |
0,30 |
0,00 |
4,10 |
внебюджетные источники |
110,40 |
174,60 |
232,00 |
292,40 |
809,40 |
Увеличение производства говядины |
1043,00 |
1094,00 |
1220,00 |
1387,40 |
4744,40 |
в т.ч. федеральный бюджет |
45,00 |
10,00 |
10,00 |
10,00 |
75,00 |
республиканский бюджет |
9,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
15,00 |
внебюджетные источники |
989,00 |
1082,00 |
1208,00 |
1375,40 |
4654,40 |
Строительство откормочных комплексов |
543,00 |
831,60 |
753,60 |
0,00 |
2128,20 |
внебюджетные источники |
543,00 |
831,60 |
753,60 |
0,00 |
2128,20 |
Строительство мясоперерабатывающих комбинатов |
147,00 |
147,00 |
210,00 |
0,00 |
504,00 |
внебюджетные источники |
147,00 |
147,00 |
210,00 |
0,00 |
504,00 |
Укрепление кормовой базы |
715,93 |
507,38 |
774,01 |
867,81 |
2865,13 |
внебюджетные источники |
715,93 |
507,38 |
774,01 |
867,81 |
2865,13 |
НИОКР |
1,94 |
1,42 |
1,94 |
0,52 |
5,82 |
в т.ч. республиканский бюджет |
1,94 |
1,42 |
1,94 |
0,52 |
5,82 |
Создание республиканского гарантийного фонда |
300,00 |
300,00 |
300,00 |
300,00 |
1200,00 |
в т.ч. федеральный бюджет |
250,00 |
250,00 |
250,00 |
250,00 |
1000,00 |
республиканский бюджет |
50,00 |
50,00 |
50,00 |
50,00 |
200,00 |
Субсидии из федерального бюджета |
630,60 |
851,75 |
1208,30 |
1158,80 |
3849,45 |
Субсидии из республиканского бюджета |
161,36 |
170,35 |
241,66 |
231,76 |
805,13 |
Итого: |
3674,13 |
4079,90 |
4943,51 |
4238,69 |
16936,23 |
Федеральный бюджет |
943,00 |
1113,25 |
1470,00 |
1418,80 |
4945,05 |
Республиканский бюджет |
225,80 |
224,07 |
295,90 |
284,28 |
1030,05 |
Внебюджетные источники |
2505,33 |
2742,58 |
3177,61 |
2535,61 |
10961,13 |
Таблица 17
Общая потребность в субсидиях из федерального бюджета на мероприятия Программы, млн. руб.
Мероприятия |
Субсидии по годам, млн. руб. |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Поддержка племенного скотоводства | ||||
По системе "корова-теленок" в племзаводах |
19,91 |
21,67 |
22,92 |
24,58 |
По системе "корова-теленок" в племрепродукторах |
15,77 |
21,00 |
27,75 |
37,88 |
Покупка племенного молодняка |
0,95 |
5,00 |
8,00 |
10,00 |
Покупка быков-производителей |
0,06 |
0,23 |
0,33 |
0,40 |
Итого по разделу |
36,69 |
47,90 |
59,00 |
72,86 |
Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей | ||||
Откорм молодняка до живой массы 400 кг и выше |
22,62 |
119,41 |
356,74 |
478,80 |
По системе "корова-теленок" в товарных хозяйствах |
172,95 |
188,00 |
196,25 |
201,25 |
Расходы на укрепление кормовой базы |
155,49 |
160,12 |
233,08 |
250,06 |
Строительство, модернизация и реконструкция мясных репродукторных ферм |
78,03 |
91,67 |
122,33 |
155,83 |
Строительство откормочных площадок |
129,71 |
207,90 |
188,40 |
0,00 |
Строительство мясоперерабатывающих предприятий |
35,11 |
36,75 |
52,50 |
0,00 |
Итого по разделу: |
593,91 |
803,85 |
1149,30 |
1085,94 |
Всего субсидий |
630,60 |
851,75 |
1208,30 |
1158,80 |
Таблица 18
Общая потребность субсидии из республиканского бюджета на мероприятия Программы, млн. руб.
Мероприятия |
Субсидии по годам, млн. руб. |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
Поддержка племенного скотоводства | ||||
По системе "корова-теленок" в племзаводах |
5,09 |
4,33 |
4,58 |
4,92 |
По системе "корова-теленок" в племрепродукторах |
4,03 |
4,20 |
5,55 |
7,57 |
Покупка племенного молодняка |
0,25 |
1,00 |
1,60 |
2,00 |
Покупка быков-производителей |
0,02 |
0,05 |
0,07 |
0,08 |
Итого по разделу |
9,39 |
9,58 |
11,80 |
14,57 |
Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей | ||||
Откорм молодняка до живой массы 400 кг и выше |
5,79 |
23,89 |
71,35 |
95,76 |
По системе "корова-теленок" в товарных хозяйствах |
44,25 |
37,60 |
39,25 |
40,25 |
Расходы на укрепление кормовой базы |
39,78 |
32,02 |
46,61 |
50,01 |
Строительство, модернизация и реконструкция мясных репродукторных ферм |
19,97 |
18,33 |
24,47 |
31,17 |
Строительство откормочных площадок |
33,19 |
41,58 |
37,68 |
0,00 |
Строительство мясоперерабатывающих предприятий |
8,99 |
7,35 |
10,50 |
0,00 |
Итого по разделу: |
151,97 |
160,77 |
229,86 |
217,19 |
Всего субсидий |
161,36 |
170,35 |
241,66 |
231,76 |
5. Механизм реализации Программы, включая механизмы управления и взаимодействие государственных заказчиков
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит ускорить развитие отрасли специализированного мясного скотоводства путем увеличения численности и повышения генетического потенциала племенного поголовья, организации откормочных предприятий, улучшения естественных кормовых угодий для выпаса животных и, в конечном счете, повышения конкурентности отрасли.
Реализация Программы окажет положительное влияние на динамику целевых индикаторов стратегической цели Министерства сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия в рамках Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2008-2012 годы - 5% ежегодный рост индекса производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий. При этом возрастет вклад Программы:
а) в увеличение производства говядины с 33,24 тыс. тонн в 2007 году и до 53,5 тыс. тонн в 2012 году;
б) в увеличение удельного веса племенных коров мясных пород с 26,1% в 2007 году до 29,2% в 2012 году (таблица 19).
Таблица 19
Расчет индикаторов экономической эффективности программы
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2009 - 2012 гг. |
Объем производства говядины от мясного и помесного скота, тыс. т в живом весе |
43,67 |
46,74 |
50,05 |
53,5 |
193,96 |
Поголовье скота, тыс. гол. |
271,7 |
287,2 |
303,7 |
321,1 |
1183,7 |
А) мясного |
195,7 |
207,4 |
219,9 |
233,1 |
856,1 |
Б) помесного |
76,0 |
79,8 |
83,8 |
88,0 |
327,6 |
Валовой продукт отрасли, млн. руб. |
2095,5 |
2399,9 |
2752,3 |
3147,9 |
10395,6 |
Валовой доход отрасли, млн. руб. |
1676,6 |
1920,3 |
2201,8 |
2518,3 |
8317,0 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
250,0 |
320,0 |
453,0 |
536,0 |
1559,0 |
Начислено налогов, млн. руб. |
288,9 |
353,0 |
410,3 |
470,0 |
1522,2 |
Рабочие места, чел. |
2310 |
3036 |
5709 |
4158 |
15213 |
Расчеты-прогнозы развития отрасли - в приложениях 1 и 2 (рост поголовья мясного скота) и приложении 3 (рост производства говядины).
Кроме увеличения племенной базы, производства высококачественной говядины и наполнения внутреннего рынка этим видом мяса, реализация программы обеспечит создание 15213 новых рабочих мест в сельских территориях (приложение 4).
В результате реализации программных мероприятий валовая продукция отрасли в 2012 году достигнет 3147,9 млн. рублей.
Оценка рисков реализации Программы
К основным рискам, которые могут повлиять на достижение запланированных результатов, относятся:
а) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны инвесторов по линии частно-государственного партнерства, а также сельскохозяйственных производителей из собственных и заемных средств;
неблагоприятная рыночная конъюнктура с товарами и услугами для села, а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию мяса и трудностям с его реализацией.
б) внутренние риски:
организационные риски, запаздывание с подготовкой кадров;
производственные и технологические риски (обеспечение кормами, ветеринарная защита и т.д.).
Управление рисками в рамках реализации Программы должно проводиться в форме ее точного и своевременного финансирования из всех источников и четкого выполнения технологических регламентов. Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков учитывается возможное недополучение запланированных объемов говядины из-за невыхода на прогнозируемые показатели средней живой массы молодняка, реализованного на мясо, производства говядины на голову скота и поголовья скота специализированных мясных пород. В результате ежегодные потери составят более 40,0 млн. рублей (таблица 20).
Таблица 20
Расчеты возможных рисков, млн. рублей
Виды рисков |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
От невыхода на плановую интенсивность использования мясного скота для получения говядины (кг мяса на голову скота) |
32,0 |
40,8 |
58,7 |
22,7 |
От невыхода на плановое поголовье мясного скота |
11,9 |
15,8 |
21,4 |
25,4 |
Общая оценка рисков |
43,9 |
56,6 |
80,1 |
48,1 |
Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Анализ реализации Программы показывает значительный прирост производства высококачественной говядины и выручка от ее реализации. Степень возмещения затрат из республиканского бюджета по программе составит в среднем 5 лет и 6 месяцев.
Таблица 21
Расчет эффективности расходования бюджетных средств
Показатели |
Ед. изм. |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2009 - 2012 |
|
Ежегодный прирост товарного производства говядины |
тыс. тонн |
2,83 |
3,07 |
3,31 |
3,45 |
12,66 |
|
Ежегодный прирост выручки от реализации говядины |
млн. руб. |
135,80 |
157,60 |
182,00 |
203,00 |
678,40 |
|
Финансирование программы |
Всего |
млн. руб. |
2132,41 |
3375,60 |
3853,60 |
3754,00 |
13115,61 |
в т.ч. республиканский бюджет |
млн. руб. |
164,45 |
224,07 |
295,90 |
345,63 |
1030,05 |
|
из них субсидии |
108,61 |
189,15 |
258,76 |
309,61 |
866,13 |
||
Показатели эффективности |
коэффициент общей эффективности расходования финансовых средств |
% |
6,4 |
4,7 |
4,7 |
5,4 |
5,2 |
эффективность расходования средств республиканского бюджета по программе |
% |
82,6 |
70,3 |
61,5 |
58,7 |
65,9 |
Методика оценки эффективности Программы
Оценка проводится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма 8-АПК "Отчет о затратах на основное производство".
Форма 10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования".
Форма 13-АПК "Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции животноводства".
Форма 15-АПК "Отчет о наличии животных".
Форма 16-АПК "Баланс продукции" по годам.
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего подраздела допущена опечатка, название формы 0503166 следует читать как "Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ"
Форма П-1-СХ "Сведения о производстве и отгрузке сельскохозяйственной продукции" (ежемесячная).
Приложение к форме П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности" (квартальная, годовая).
Описание системы управления реализацией Программы
Организация, управление, контроль и межведомственная координация выполнение целевой программы обеспечивается заказчиком программы - Министерством сельского хозяйства и развития земельных отношений Республики Калмыкия.
Исполнители основных мероприятий программы осуществляют организацию и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных в программе мероприятий, в установленные сроки представляет заказчику программы ежеквартально отчетность о ходе реализации программных мероприятий и ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, доклад о ходе работ по программе и эффективности использования финансовых средств.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий программы осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в реализации этих работ.
Правовые основания расходных обязательств федерального бюджета в финансировании обеспечения мероприятий программы возникают в результате подписания соглашений между Минсельхозом России и Республикой Калмыкия о включении последних в число участников отраслевой программы.
6. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация программы способствует сохранению и развитию генофонда калмыцкой породы.
Одним из основных условий увеличения производства говядины является целенаправленная селекционно-племенная работа по созданию высокопродуктивных стад калмыцкого скота.
Одним из резервов пополнения запасов грубых кормов является вовлечение в оборот путем улучшения неиспользуемой малопродуктивной пашни и лиманных сенокосов.
Программой предусматривается коренное улучшение на площади 25 тыс. га, реконструкция 10 тыс. га и строительство 3,54 тыс. га площадей регулярного орошения и 12,9 тыс. га земель лиманного орошения.
Для преодоления разрушительных процессов деградации пастбищ, сохранения и восстановления плодородия почв, намечено восстановление природных кормовых угодий и закрепление песчаных массивов на площади 30 тыс. га, что в конечном итоге позволит перейти к адаптивным технологиям использования восстановленных угодий Черных земель и наращиванию производства сельскохозяйственной продукции.
Исходя из минимально необходимых потребностей в восстановлении пастбищных угодий и закреплении песков в Республике Калмыкия, будет проведена фитомелиорация деградированных пастбищ и закрепление песков на площади 110,8 тыс. га. При проведении фитомелиоративных работ по восстановлению необходимым условием является обводнение пастбищ. Обводнение предусматривается на площади 120 тыс. га. Обводнение пастбищ рассчитывается проводить за счет строительства 158 шахтных колодцев, 24 артезианских скважин и строительства пастбищного водопроводов#.
Осуществление программы позволит дополнительно получить 52,8 тыс. тонн кормов на регулярно орошаемых землях и 28,6 тыс. тонн кормов с лиманных сенокосов.
К 2012 году рост численности специализированного мясного скота в сельхозпредприятиях республики увеличится до 103,2 тыс. голов с 73,6 тыс. голов в 2007 г., в том числе племенных коров до 34,6 тыс. голов с 18,5 тыс. голов, производство говядины от мясного скота до 53,5 тыс. тонн с 26,1 тыс. т соответственно.
Предусматривается реализация ценного племенного молодняка калмыцкой породы, для чистопородного разведения, а также покрытие молочных коров с целью получения помесных телят и увеличения численности мясного скота.
Ожидаемые результаты:
- устойчивое развитие и увеличение объемов продукции сельского хозяйства на основе интенсификации производства, сохранения, умножения и рационального использования имеющегося потенциала;
- удовлетворение потребностей населения республики высококачественной говядиной и пищевой промышленности сырьем за счет собственного производства;
- повышение уровня и качества жизни сельского населения, сокращение безработицы и преодоление бедности;
- переход к инновационной модели сельскохозяйственного производства, обеспечение привлекательности работы в аграрной сфере за счет повышения уровня механизации и сокращения ручного труда, внедрения современных высоких агротехнологий, адекватных результатов оценки и оплаты труда;
- превращение сельского хозяйства в важный сегмент налоговой базы бюджетов, увеличение налоговых поступлений от производителей сельскохозяйственной продукции.
Приложения
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 16 июля 2009 г. N 245 настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение 1
Расчет-прогноз
увеличения численности поголовья специализированного мясного скота
16 июля 2009 г.
Показатели |
Годы |
2012 к 2007 |
||||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
+- |
в % |
|||
Поголовье мясного скота |
всего, тыс. голов |
151,9 |
173,5 |
189,6 |
203 |
218,2 |
233,1 |
+81,2 |
153,5 |
|
в т.ч. коровы |
тыс. голов |
70,9 |
88,8 |
92,9 |
101,5 |
109,1 |
118,5 |
+47,6 |
167,1 |
|
% |
47 |
51 |
49 |
50 |
50 |
51 |
+4 |
- |
||
Племенное поголовье мясного скота |
всего, тыс. голов |
45,4 |
54,7 |
60 |
62,5 |
65,5 |
69,9 |
+24,5 |
154 |
|
в т.ч. коров |
тыс. голов |
18,5 |
19,7 |
21,8 |
25,5 |
29 |
34,6 |
+16,1 |
187 |
|
% |
41 |
36 |
36 |
41 |
44 |
49 |
+8 |
- |
||
Товарное (коммерческое) поголовье мясного скота |
всего, тыс. голов |
106,5 |
118,8 |
129,6 |
140,5 |
152,7 |
163,2 |
+56,7 |
153,2 |
|
в т.ч. коров, тыс. голов |
52,4 |
69,1 |
71,1 |
76 |
80,1 |
83,9 |
+31,5 |
160 |
||
коров, % |
49 |
58 |
55 |
54 |
52 |
51 |
+2 |
- |
||
Выход телят на 100 коров, голов |
85 |
85 |
85 |
86 |
88 |
90 |
- |
- |
||
Продажа молодняка на племя, тыс. голов |
4,32 |
4,97 |
5,91 |
7,03 |
8,44 |
10,21 |
+5,89 |
236,3 |
Приложение 2
Динамика численности скота мясного направления на 2007 и 2012 годы в хозяйствах всех категорий (расчет-прогноз) Республики Калмыкия, тыс. голов
Регион |
мясной специализированный скот, всего |
в т.ч. коровы |
||
2007 г. |
2012 г. |
2007 г. |
2012 г. |
|
Поголовье мясного скота |
151,9 |
233,1 |
70,9 |
118,5 |
Племенное поголовье мясного скота |
45,4 |
69,9 |
18,5 |
34,6 |
Товарное (коммерческое) поголовье мясного скота |
106,5 |
163,2 |
52,4 |
83,9 |
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 декабря 2010 г. N 381 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 3
Расчет-прогноз
увеличения производства говядины от специализированного мясного скота
16 июля 2009 г., 8 декабря 2010 г.
Приложение 4
Расчет социальной эффективности реализации Программы
Наименование эффекта и единицы измерения |
Результаты по годам |
|||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
|
1. Эффект от создания дополнительных рабочих мест - всего человек |
2310 |
3036 |
5709 |
4158 |
Расчет: 1.1. Прирост производства говядины, тонн |
1047 |
3070 |
3310 |
3450 |
1.2. Прямые затраты труда на производство говядины, среднегодовых работников (172,4 ч.-ч. : 8 : 365 дней = 0,060 на 1 тонну мяса) |
167 |
184,2 |
198,6 |
207,0 |
1.3. Генерация в среднем 4,5 рабочих места на 1 прямого работника в скотоводстве в других сферах (переработка, сервис, другие отрасли сельского хозяйства), всего рабочих |
283 |
829 |
894 |
931 |
2. Уменьшение выплат из бюджета пособий по безработице, млн. руб. (24 тыс. руб. х число рабочих) |
55,4 |
72,9 |
137,0 |
99,8 |
3. Дополнительные налоговые поступления в бюджет всех уровней, млн. руб.: а) прирост за год б) прирост к уровню 2007 г. |
145,9 145,9 |
64,1 210,0 |
57,3 267,3 |
59,7 327,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 16 февраля 2009 г. N 35 "О республиканской целевой программе "Развитие мясного скотоводства в Республике Калмыкия на 2009-2012 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Правительственная газета" от 11 марта 2009 г. N 17, от 13 марта 2009 г. N 18, от 17 марта 2009 г. N 19
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 8 декабря 2010 г. N 381
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 22 ноября 2010 г. N 356
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 4 декабря 2009 г. N 449
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 2 октября 2009 г. N 367
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 16 июля 2009 г. N 245