Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Элистинского
городского Собрания
от 24 марта 2011 года N 17
Информация
"Об итогах реализации городской целевой программы развития муниципальной системы образования города Элисты "Столичное образование" на 2006-2010 годы"
Функционирование и развитие системы образования города Элисты в период с 2006 по 2010 годы осуществлялось на основе городской целевой программы развития муниципальной системы образования города Элисты "Столичное образование", утвержденной решением Элистинского городского Собрания от 22 декабря 2005 года N 12 (далее - Программа), которая определила стратегические приоритеты и основные направления образовательной политики в городе Элисте на 2006-2010 годы.
Цель Программы - реализация государственной политики в области образования в условиях его модернизации с учетом национально-региональных особенностей.
В ходе выполнения Программы особое внимание уделялось:
- развитию правовых, организационных и экономических условий для сохранения и устойчивого развития городской образовательной системы;
- созданию условий для формирования социально активной, нравственной, физически развитой личности учащегося;
- повышению качества образовательного процесса, обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами.
Муниципальная сеть дошкольных образовательных учреждений города Элисты состоит из 26 учреждений. В них функционируют 211 групп, которые посещают 5582 ребенка, что составляет 49,7% охвата детей общественным дошкольным воспитанием от общего количества детей от 0 до 7 лет.
Управлением образования Мэрии города Элисты ежегодно проводится мониторинг обеспечения доступности и повышения качества услуг дошкольного образования, который показывает стабильный рост количества детей, посещающих муниципальные дошкольные учреждения, при этом уровень охвата детей дошкольным образованием незначительно повышается (от общего количества детей дошкольного возраста от 0 до 7 лет - 11212 детей):
2009 г. - 5316 воспитанников (50,5%)
2010 г. - 5722 ребенка (51,0%)
Списочный состав детей в детских садах значительно превышает нормы предельной наполняемости групп. Принято по состоянию на 1 декабря 2010 года в дошкольные образовательные учреждения города Элисты в среднем 150,0 детей на 100 мест (1,5 чел. на 1 место). В отдельных детских садах соотношение составляет 2, 3 ребенка на 1 место (муниципальные дошкольные образовательные учреждения "Детский сад N 1", "Детский сад N 5", "Детский сад N 9", "Детский сад N 8", "Детский сад N 10", "Детский сад N 14", "Детский сад N 16", "Детский сад N 22", "Детский сад N 27").
В связи с увеличением рождаемости очередь по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения возросла за последние четыре года в 2,5 раза. Если в 2007 году очередь составляла 2069 детей, то по состоянию на 1 января 2011 года в очереди 5069 детей.
Система воспитания и обучения детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет охватывает 46,5% детей от общей численности детей города Элисты. Воспитание детей с 1,5 лет предоставляется в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях "Детский сад N 9", "Детский сад N 12", "Детский сад N 16", "Детский сад N 19", "Детский сад N 22", "Детский сад N 24", "Детский сад N 26", "Детский сад N 28", "Детский сад N 31". Для воспитания детей до 1 года необходимо создание специальных условий в дошкольных учреждениях (кровати, столики для пеленания, введение в штаты дополнительных единиц медицинских сестер и пр.).
Анализ образовательных программ, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях города показывает, что 15,3% от общего количества дошкольных учреждений работает по программе "Развитие" ("Детский сад N 14", "Детский сад N 22", "Детский сад N 26", "Детский сад N 27"), по программе "Детство" - 19,2% ("Детский сад N 10", "Детский сад N 11", "Детский сад N 24", "Детский сад N 25", "Детский сад N 28"), по программе "Радуга" - 15,3% ("Детский сад N 1", "Детский сад N 12", "Детский сад N 18"), по программе воспитания и обучения в детском саду - 46,2% (13 дошкольных учреждений). В "Начальной школе - детский сад N 1" реализуется программа "Детский сад 2100".
Активно используются в ряде учреждений современные образовательные технологии: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), методика развития детской экспериментальной деятельности, проектная деятельность.
В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 продолжают функционировать:
- экспериментальные группы по апробации программы предшкольного образования "12 месяцев" на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений "Детский сад N 18", "Детский сад N 24", "Детский сад N 26";
- студия по подготовке к школе "Буратино" на базе МОУ ДОД "Дворец детского творчества";
- студия эстетического воспитания детей дошкольников на базе МОУ ДОД "Детская школа искусств N 1";
- группы по подготовке детей к обучению в школе в 10 муниципальных общеобразовательных учреждениях ("Средняя общеобразовательная школа N 3 им. Н. Сергиенко", "Средняя общеобразовательная школа N 4", "Средняя общеобразовательная школа N 10 им. В. Бембетова", "Средняя общеобразовательная школа N 17", "Средняя общеобразовательная школа N 18", "Средняя общеобразовательная школа N 20", "Средняя общеобразовательная школа N 21", "Калмыцкая национальная гимназия", "Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского", "Элистинская многопрофильная гимназия личностно-ориентированного обучения и воспитания").
Сохраняется высокая потребность муниципальных дошкольных образовательных учреждений в педагогических кадрах. В настоящее время требуется 12,0% педагогов от общего количества педагогов города. Текучесть молодых кадров в системе дошкольного образования составляет 37%. Большинство молодых педагогов уходит из детского сада, проработав от 1 месяца до 1 года. Причиной является низкая заработная плата.
В настоящее время остро стоит проблема материально-технического оснащения дошкольных учреждений: требуется замена детской мебели, мягкого инвентаря, игрового и спортивного оборудования, малых форм на уличных площадках, ремонт плавательных бассейнов, оград, ветхих окон, электропроводок.
Несмотря на организацию системной оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, внедрение здоровьесберегающих технологий, создание здоровьесберегающей инфраструктуры (физиокабинет, физкультурный зал, тренажерный зал, бассейн, физплощадки и пр.) и улучшение питания воспитанников, здоровье детей ухудшается.
В этих условиях особо важно продолжать внедрение инновационных форм физического развития детей, активизировать массовое участие детей средней и старшей групп в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Ежегодно в дошкольных образовательных учреждениях проводится анкетирование на определение уровня удовлетворенности родителей работой детского сада. По результатам анкетирования родительской общественности (май 2010 г.) отделом дошкольного, дополнительного образования и воспитания Управления образования Мэрии города Элисты выявлена удовлетворенность работой дошкольных образовательных учреждений в среднем по городу - 78%. Наиболее высокий уровень удовлетворенности родителей (свыше 80%) в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях: "Детский сад N 10", "Детский сад N 24", "Детский сад N 25", "Детский сад N 27", "Детский сад N 28", "Начальной школе - детский сад N 1", "Калмыцкая национальная гимназия" (дошкольная ступень).
Направления повышения качества дошкольного образования:
- обеспечение соблюдения законодательства в области защиты прав ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;
- обеспечение лицензирования и аккредитации муниципальных дошкольных образовательных учреждений;
- обеспечение доступности дошкольного образования за счет внутренних резервов дошкольных учреждений;
- создание системы мониторинга качества дошкольного образования, развитие форм участия общественности в управлении дошкольным образовательным учреждением;
- внедрение инновационных образовательных технологий, направленных на развитие ключевых познавательно-информационных и социальных компетенций детей на основе личностно-ориентированного обучения и воспитания;
- развитие сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, направленного на повышение качества дошкольного образования;
- активизация педагогических, экспериментальных исследований, направленных на совершенствование воспитательно-образовательного и оздоровительного процессов муниципальных дошкольных образовательных учреждений в целях улучшения здоровья ребенка-дошкольника;
- совершенствование форм обучения кадров дошкольного образования, расширение взаимодействия с ВУЗами и СУЗами;
- обновление материально-технического оснащения дошкольных учреждений.
В области совершенствования качества и эффективности общего образования необходимо выделить следующие приоритеты.
К числу важнейших задач современного школьного образования относятся обновление содержания общего образования с учетом современных потребностей страны и общемировых тенденций, его существенная разгрузка и приведение в соответствие с возрастными особенностями, склонностями и интересами детей; формирование у учащихся способности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач; повышение личностного смысла, индивидуализация и дифференциация образования. Поэтому остро стоит вопрос о повышении качества образования как основы осуществления преобразований.
Управлением образования Мэрии города Элисты ведется планомерная работа по обеспечению прав учащихся на получение обязательного начального общего и основного общего образования, выбора форм получения образования. Анализ выбора форм обучения за три года свидетельствует об использовании учащимися школ города альтернативных форм обучения, таких как семейное обучение, экстернат, обучение на дому.
В муниципальных общеобразовательных учреждениях города на начало 2010-2011 учебного года обучалось 12165 учащихся. В течение учебного года обучалось 287 детей-инвалидов, 146 детей-сирот, из которых 74 человека - круглые сироты.
В муниципальных общеобразовательных учреждениях начата подготовка к внедрению стандартов нового поколения в начальной школе, работа по изучению технологии составления образовательных программ. Вариативность образования, обеспечивающая дифференцированный подход к процессу обучения, реализуется через организацию профильного обучения, введение элективных курсов.
В 2010-2011 учебном году профильным обучением охвачено 73 класса и групп (10-11 классы) - 1261 учащийся - 85,1% (2009-2010 учебный год - 85,1%). В общеобразовательных учреждениях города в школе третьей ступени реализуются программы профильного обучения по 14 направлениям.
Одной из ведущих тенденций развития образования в настоящее время является создание независимых систем оценки качества образования, включающих мониторинг состояния предметного образования, систему независимых национальных экзаменов. В Республике Калмыкия также сформирован орган, обеспечивающий контроль и анализ учебных результатов учащихся - Центр оценки качества образования (ЦОКО). Данным центром апробируется не только современная модель итоговой оценки знаний - Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и Единый муниципальный экзамен (ЕМЭ), но и итоговая аттестация учащихся начальной школы, а также единый мониторинг учебных достижений.
Создание сектора оценки качества образования в Управлении образования Мэрии города Элисты - требование времени, т.к. с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения возрастает роль системного мониторинга учебных результатов учащихся, их внешняя оценка.
Формирующаяся система внешней оценки уровня учебных достижений предусматривает непрерывный контроль степени овладения учащимися обязательного минимума образовательного стандарта на всех ступенях обучения.
Итоги 2009-2010 учебного года показали, что по результатам республиканского входного мониторинга учебных достижений учащихся 4-8 классов муниципальных общеобразовательных учреждений города Элисты и государственной (итоговой) аттестации в формате Единого государственного экзамена уровень обученности выпускников средней (полной) общей школы достаточно стабилен: в рейтинге муниципалитетов Республики Калмыкия город Элиста уверенно лидирует.
Работа по развитию национально-региональной системы образования строится по следующим основным направлениям:
- активизация работы муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных дошкольных образовательных учреждений по открытию и функционированию национальных групп и классов;
- контроль реализации национального регионального компонента в содержании предметов федеральной компетенции;
- контроль качества знаний учащихся по калмыцкому языку;
- реализация программы развития образовательных учреждений в части развития национальной системы образования;
- развитие шахматного всеобуча, проведение мероприятий, способствующих популяризации шахмат;
- участие в федеральном эксперименте по апробации нового учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРК и СЭ);
- информационно-разъяснительная работа, координация и контроль за ходом эксперимента.
Национальная система образования в городе Элисте реализуется через организацию национальных классов и групп, в которых работают: в муниципальных общеобразовательных учреждениях - 41 учитель национального класса, 125 учителей калмыцкого языка и литературы, 28 ээджи, в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - 25 учителей калмыцкого языка, 87 воспитателей национальных групп.
В целях обеспечения единого образовательного пространства, учета национальных, региональных, социокультурных особенностей и традиций, дальнейшего совершенствования изучения калмыцкого языка ежегодно проводится государственная итоговая аттестация учащихся 9, 11 классов муниципальных общеобразовательных учреждений города Элисты по калмыцкому языку и литературе.
По итогам 2009-2010 учебного года обучались на "4" и "5" из 645 выпускников 9 классов - 73% учащихся, из 615 выпускников 11 классов - 88%.
С 1 апреля 2010 года Республика Калмыкия в составе 19 регионов России вошла в федеральный эксперимент по апробации нового учебного курса "Основы мировых религиозных культур и светской этики". Учебным курсом ОРК и СЭ были охвачены 1000 учащихся 4-х классов 19 муниципальных общеобразовательных учреждений города Элисты.
Введению нового учебного курса предшествовала курсовая подготовка педагогов (54 педагога обучились в Государственном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Калмыцкий республиканский институт повышения квалификации работников образования", 5 - в городе Москва, 4 - в Индии), информационно-разъяснительная работа среди родительской общественности, руководителей и педагогов муниципальных общеобразовательных учреждений города Элисты.
В связи с введением нового учебного курса внесены изменения в учебные планы первой ступени обучения методических объединений, участвующих в апробации. Учащиеся и педагоги в полном объеме обеспечены учебно-методическими комплексами.
Одним из основных направлений реализации приоритетного национального проекта "Образование" является активное внедрение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий, без которого невозможны инновационный путь развития, повышение качества образования. В 18 муниципальных общеобразовательных учреждениях города Элисты (из 21) организованы опытные зоны (компьютеры, на которых установлено только свободно распространяемое программное обеспечение).
Все муниципальные общеобразовательные учреждения имеют доступ к информационным ресурсам сети Интернет.
В 2010 году предоставлен доступ к сети Интернет всем дошкольным общеобразовательным учреждениям города за счет внебюджетных средств этих организаций. В связи с этим заключен договор с ОАО "Мегафон" по закупке usb-модемов, а также по предоставлению доступа к сети Интернет посредством технологий 3G.
В Управлении образования Мэрии города Элисты организована единая локально-вычислительная сеть. Создан сайт Управления. Разрабатывается технология функционирования "Электронной очереди в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Элисты" на сайте.
В 2010 году муниципальные общеобразовательные учреждения города Элисты работали в экспериментальном режиме на городском уровне:
- "Средняя общеобразовательная школа N 3" по теме "Формирование диалогической компетентности как средство становления целостной личности участников образовательного процесса";
- "Средняя общеобразовательная школа N 4" - "Внедрение учебно-методического комплекса Н.И. Сонина, издательство "Дрофа";
- "Этнокультурная гимназия N 8" - "Организация системы учебно-воспитательной работы гимназии на основе этнокультурной коннотации как центра формирования современной личности, ориентированной на общечеловеческие ценности";
- "Средняя общеобразовательная школа N 12" - "Апробация актуальных проблем развития начального общего образования";
- "Средняя общеобразовательная школа N 17" - "Адаптивная модель как условие самореализации личности ребенка".
С целью совершенствования образовательной системы города Элисты за счет поиска направлений наиболее эффективной реализации стратегии модернизации школьного образования и Концепции профильного обучения, распространения позитивного опыта организации профильного обучения и предпрофильной подготовки, использования информационных технологий в обучении три образовательных учреждения города Элисты работают как ресурсные центры ("Элистинская классическая гимназия" "Элистинский технический лицей", "Элистинская многопрофильная гимназия личностно-ориентированного обучения и воспитания"). 13 муниципальных общеобразовательных учреждений города Элисты являются республиканскими опорными школами по различным направлениям деятельности.
В целях выявления позитивной динамики развития образовательных учреждений города Элисты с 2005 года Мэрией города ежегодно проводится городской конкурс "Лучшее образовательное учреждение" в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" (ПНПО) по направлению "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования".
Учреждены 3 ежегодные премии Мэрии города Элисты в области образования в размере 50 (пятьдесят) тысяч рублей в каждой номинации на сумму 150 (сто пятьдесят) тысяч рублей: "Лучшему дошкольному учреждению"; "Лучшему общеобразовательному учреждению"; "Лучшей воспитательной системе общеобразовательного учреждения".
Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, ежегодно осуществляется через проведение конкурсов на получение Гранта на российском, республиканском и муниципальном уровне. За годы реализации ПНПО в Республике Калмыкия лауреатами Премии Президента Российской Федерации, Главы Республики Калмыкия и Мэрии города Элисты стали:
Премия Президента Российской Федерации |
Премия Главы Республики Калмыкия |
Премия Мэрии города Элисты |
- ЦООД "Элистинский лицей" - Средняя общеобразовательная школа N 21 - Элистинская классическая гимназия - Элистинский технический лицей - Элистинская многопрофильная гимназия личностно-ориентированного обучения и воспитания - Средняя общеобразовательная школа N 3 - Средняя общеобразовательная школа N 12 - Средняя общеобразовательная школа N 17 - Калмыцкая национальная гимназия |
- Средняя общеобразовательная школа N 12 - Этнокультурная гимназия N 8 имени Номто Очирова - Калмыцкая национальная гимназия - ЦООД "Элистинский лицей" - Средняя общеобразовательная школа N 3 |
- Элистинская классическая гимназия - Средняя общеобразовательная школа N 21 (дважды) - Средняя общеобразовательная школа N 17 - Начальная школа - детский сад N 1 - Калмыцкая национальная гимназия - Средняя общеобразовательная школа N 20 |
9 |
5 |
6 |
Управлением образования Мэрии города Элисты проводилась последовательная работа по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, их успешной социализации в обществе.
В школах города отмечена положительная тенденция развития воспитательных систем. Разработаны программы и концепции воспитания учащихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях: ЦООД "Элистинский лицей", "Средняя общеобразовательная школа N 12", "Средняя образовательная школа N 21", "Этнокультурная гимназия N 8 имени Н. Очирова", "Калмыцкая национальная гимназия", "Средняя образовательная школа N 18", "Средняя образовательная школа N 20", "Средняя образовательная школа N 17", "Средняя образовательная школа N 23".
Совместно с Комитетом по делам молодежи, туризма и спорта Мэрии города Элисты, Отделением по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав города Элисты, Территориальным центром "Семья", ВИЧ-Центром и другими учреждениями проводится планомерная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По итогам I полугодия 2010-2011 учебного года на учете Отделения по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел города Элисты состоят 32 учащихся, на внутришкольном учете - 43, из них за уклонение от учебы - 13 учащихся, за нарушение правил поведения - 30 учащихся.
В целях предупреждения правонарушений и преступлений среди учащихся в период летней оздоровительной кампании организована летняя занятость детей: из 61 учащихся, состоящих на внутришкольном учете, охвачено 39 учащихся (64%); из 43 учащихся, состоящих на учете Отделения по делам несовершеннолетних Управления внутренних дел города Элиста - 30 учащихся (70%); из 100 учащихся, состоящих на учете комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города Элисты - 78 учащихся (78%).
Основными причинами совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними являются низкий жизненный уровень, неблагоприятный морально-психологический климат в семье, отсутствие контроля, а также миграция родителей в поисках работы за пределы республики.
Необходимо принять меры по усилению контроля занятости детей во внеурочное время, активизировать воспитательную работу с трудными подростками, деятельность психологической службы по работе с детьми девиантного поведения, с неблагополучными семьями.
В Концепции модернизации российского образования одним из факторов развития интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи является развитие дополнительного образования детей.
В муниципальных образовательных учреждениях города Элисты действуют 337 детских объединений с охватом 8999 учащихся (74%), увеличилось количество детских объединений и охват учащихся на 7% по сравнению с прошлым 2009-2010 учебным годом.
Самое емкое направление по количеству детских объединений и охвату учащихся дополнительным образованием - это художественно-эстетическое (вокальное и хоровое пение, изобразительное искусство, хореография, театральное, декоративно-прикладное творчество). Так, в образовательных учреждениях работают 25 вокальных групп, хоровых и фольклорных студий, 11 театральных студий, 20 танцевальных детских коллективов, 10 детских объединений эколого-биологического направления, успешно работают детские объединения декоративно-прикладного творчества по жанрам: ковроткачество, шитье, вышивка, соломка, макраме, мягкая игрушка, очумелые ручки, лоскутная мозаика, бисероплетение, вязание, изготовление изделий из кожи и войлока, 78 спортивных секций: футбол, волейбол, баскетбол, шахматы, самбо ("Средняя образовательная школа N 17"), дзюдо ("Средняя образовательная школа N 17"), легкая атлетика ("Средняя образовательная школа N 17", "Средняя образовательная школа N 18", "Элистинский сельский лицей"), настольный теннис ("Средняя образовательная школа N 18").
Развивается техническое творчество учащихся: компьютерное моделирование в муниципальных образовательных учреждениях: "Калмыцкая национальная гимназия", ЦООД "Элистинский лицей", "Средняя образовательная школа N 17", "Средняя образовательная школа N 21", фотомоделирование в Элистинском техническом лицее, ЦООД "Элистинский лицей", конструирование и моделирование физических приборов в ЦООД "Элистинский лицей", производственно-техническое моделирование в "Средняя образовательная школа N 4", "Средняя образовательная школа N 20", "Средняя образовательная школа N 10", "Этнокультурная гимназия N 8 имени Н. Очирова", "Средняя образовательная школа N 18", "Средняя образовательная школа N 21" (художественная обработка изделий), физико-, электро-, радиотехническое направление в Средней общеобразовательной школе N 21, ЦООД "Элистинский лицей".
Школьный туризм активизирован в муниципальных образовательных учреждениях: "Средняя образовательная школа N 18", "Калмыцкая национальная гимназия", "Средняя образовательная школа N 10" через систему дополнительного образования, а также внеклассную и внешкольную работу. Тем не менее, в муниципальных образовательных учреждениях города Элисты недостаточно используется потенциал активных форм туризма для решения проблем эффективной адаптации подростков к жизни, укрепления их физического и психологического здоровья. Причины: отсутствие заинтересованных квалифицированных специалистов, туристского снаряжения, и ограничения, связанные с риском инфицирования конго-крымской геморрагической лихорадкой.
Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей вносят особый вклад в развитие детской одаренности и в формирование культурного пространства города. В них обучается свыше 24% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет (2988 учащихся).
Важным условием создания воспитательной среды является решение проблемы интеграции основного и дополнительного образования, создание разнообразных форм и видов жизнедеятельности учащихся. Так, на базе общеобразовательных учреждений города открыты учебные классы МОУ ДОД "Детская музыкальная школа N 1 имени С-Г. Доржина" ("Средняя образовательная школа N 3", "Средняя образовательная школа N 18", "Элистинская многопрофильная гимназия личностно ориентированного обучения и воспитания"), МОУ ДОД "Детская школа искусств N 1" ("Средняя образовательная школа N 17", "Средняя образовательная школа N 18", "Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского", "Калмыцкая национальная гимназия", "Элистинский сельский лицей"), МОУ ДОД "Детская школа искусств N 2" ("Русская национальная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского", "Средняя образовательная школа N 10", "Средняя образовательная школа N 23").
Ведется работа по обновлению программно-методического обеспечения образовательного процесса: начата разработка и апробирование программ, основанных на межпрофильной интеграции (МОУ ДОД "Дворец детского творчества").
Вместе с тем, учреждениям дополнительного образования необходимо сохранить и увеличить контингент воспитанников, повысить качество концертных программ, активизировать методическую работу по обобщению опыта работы преподавателей. Необходима поддержка городского бюджета в обновлении материально-технической базы учреждений, в обеспечении выезда на региональные, всероссийские курсы повышения квалификации педагогов, социальная поддержка молодых кадров.
Для повышения эффективности воспитательной работы необходимо:
- продолжить работу по развитию воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях;
- создавать условия для максимальной самореализации учащихся через разнообразные формы ученического самоуправления;
- активизировать работу классных руководителей по освоению диагностического инструментария с целью изучения личностного роста учащихся и уровня развития классных коллективов, создания условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в развитии детской индивидуальности;
- обеспечить психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и оказание помощи неблагополучным семьям, трудным подросткам;
- укрепить материально-техническую базу учреждений дополнительного образования.
В муниципальных образовательных учреждениях и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Элисты проводится целенаправленная работа по защите прав и интересов несовершеннолетних указанной категории по следующим направлениям:
- выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
- организация педагогической, социально-психологической направленности в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
- осуществление взаимодействия с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения и другими учреждениями и органами по вопросам, связанным с организацией деятельности по опеке и попечительству;
- обеспечение контроля за условиями воспитания, содержания опекаемых несовершеннолетних в семьях опекунов.
Для успешной и своевременной социализации детей создан городской банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в поддержке и в помощи государства.
На 1 января 2011 года на учете состоят 216 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 0 до 18 лет; 158 лиц из числа указанной категории до 23 лет.
Выявлены и поставлены на учет 66 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (14 детей-сирот, 16 детей, оставленных в родильных домах, медучреждениях (отказные), 36 детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в поддержке и помощи государства) которые определены:
- 19 детей устроены в семьи на усыновление (удочерение);
- 38 детей переданы под опеку (попечительство);
- 9 детей направлены в детские госучреждения (приют, дом ребенка, детский дом).
Охрана личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является важной задачей органа опеки и попечительства.
При учреждении опекунства (попечительства) над несовершеннолетними особое внимание уделяется сохранению за ними жилплощади, которую имели родители на момент смерти, ограничения, лишения их родительских прав, нахождения в местах лишения свободы. В случае отсутствия жилплощади у детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители направляются в Службу по учету и распределению жилья Мэрии города Элисты для постановки на учет.
Из 175 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Элисты:
- имеют закрепленное жилье в городе Элисте - 42;
- имеют закрепленное жилье в районах (прибывшие) - 10;
- состоят на учете в службе по учету и распределению жилья Мэрии города Элисты - 117;
- состоят на учете в службе по учету и распределению жилья в районах - 6.
Основные проблемы в работе органа опеки и попечительства по обеспечению своевременного выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предотвращения социального сиротства, обеспечения оперативной помощи и поддержки дезадаптированной семье с целью сохранения ее для ребенка заключаются в следующем:
- в отсутствии служб и центров психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей, лишенных родительского попечения, "группы риска";
- в недостаточном техническом обеспечении, вследствие чего затрудняется технология работы по оказанию правовой, социальной, психологической помощи детям, подросткам и семье, сохранению тайны усыновления (удочерения), постановке в Региональный банк данных Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия детей, оставшихся без попечения родителей (отказных).
В целом реализация городской целевой программы позволила приступить к созданию условий модернизации муниципального образования: накоплен кадровый инновационный потенциал, создана определенная материальная база, приобретен опыт распределения финансовых средств на конкурсной основе, управление образованием приобретает государственно-общественный характер.
С целью эффективной реализации Программы было предусмотрено финансовое обеспечение на сумму 572091,3 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета - 487650,0 тыс. руб., республиканского бюджета - 1732,3 тыс. руб., бюджета города Элисты 82194,0 тыс. руб., внебюджетных источников - 515,0 тыс. руб.
За весь период реализации Программы профинансировано - 61052,1 тыс. руб., что составляет 10,7% общей суммы финансирования, из них:
- 1,24% - федеральный бюджет,
- 24,23% - республиканский бюджет,
- 65,87% - местный бюджет (Приложение).
В целом, реализация Программы развития системы образования города Элисты "Столичное образование" позволила:
- провести эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования и подготовиться к переходу на новые образовательные стандарты;
- осуществить подготовку и реализацию эксперимента по введению единого государственного экзамена и заложить основы внешней объективной оценки качества образования;
- создать условия для оптимизации сети образовательных учреждений, поставки в школы в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" компьютерной техники, кабинетов калмыцкого языка, химии, физики, биологии, географии, технологии;
- продолжить работу по информатизации образования путем использования новых информационных технологий на всех ступенях обучения, расширению доступа в сеть Интернет, подготовке педагогического персонала.
Вместе с тем остались без финансирования такие важные для системы образования города мероприятия как:
- открытие "Начальной школы - детского сада" по коррекции зрения;
- открытие групп кратковременного пребывания, консультативных пунктов для родителей, воспитывающих детей дома;
- строительство детского комбината на 280 мест в Южном районе и центральной части города;
- строительство общеобразовательной школы на 750 учебных мест в Южном районе;
- организация редакционно-издательского отдела в Управлении образования Мэрии города Элиста;
- создание электронного портала и электронных библиотек;
- создание единого городского ресурсного информационного центра;
- создание муниципального центра оценки качества образования;
- организация деятельности театральных студий, открытие клубных детских объединений, летних творческих школ;
- создание на базе образовательных учреждений комнат медико-психолого-педагогической помощи подросткам;
- комплекс мер по выявлению наркозависимости и склонности к употреблению алкоголя учащихся;
- повышение квалификации кадров за пределами республики;
- создание окружных методических объединений.
В 2010 году завершился срок реализации городской целевой программы развития системы образования города Элисты "Столичное образование" на 2006-2010 годы. Несмотря на положительные изменения в системе образования города, деятельности образовательных учреждений, существует ряд важных проблем, разрешение которых окажет влияние на результативность образования.
Существующая сеть учреждений и перечень предлагаемых ими образовательных услуг не в полной мере удовлетворяют потребности в дошкольном образовании с учетом индивидуальных особенностей детей.
С целью осуществления внешней оценки уровня учебных достижений необходимо создание сектора оценки качества образования в Управлении образования Мэрии города Элисты.
Актуальной остается проблема организации работы с детьми, испытывающими трудности в обучении. Необходимо совершенствовать работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, формированию социальной активности учащихся, устойчивого противодействия употреблению наркотиков и другим асоциальным явлениям.
Функционирование и развитие национальной системы образования в условиях двуязычия через развитие экспериментальной, исследовательской и научно-методической деятельности образовательных учреждений требует также особого внимания.
Нуждается в значительном улучшении материально-техническая база учреждений: обеспечение современным учебным и спортивным оборудованием, информационно-техническими средствами, проведение текущего и капитального ремонта. Так, в 2010 году два муниципальных образовательных учреждения города Элисты ("Средняя общеобразовательная школа N 2", Центр образования одаренных детей "Элистинский лицей") внесены в список образовательных учреждений Республики Калмыкия для получения федеральных субсидий на проведение противоаварийных мероприятий на основании письма Федерального агентства по образованию (от 19 февраля 2010 года N 16-417/05-02).
Решение указанных и иных проблем, сдерживающих процессы развития образования, реализация Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" требуют целевого финансирования расходов, обеспечивающих достижение конкретных результатов образования.
Управлением образования Мэрии города Элисты разработана и находится на стадии согласования ведомственная целевая программа "Развитие муниципальной системы образования города Элисты" на 2011-2013 годы реализация которой позволит в условиях ограниченности бюджетных средств обеспечить достижение поставленных целей путем повышения эффективности использования ресурсов, внедрения новых организационно-экономических механизмов в образовании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.