Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 марта 2011 г.
(извлечение)
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2011 г. N 33-389/2011 настоящее решение оставлено без изменения, кассационные жалобы Элистинского городского Собрания и Мэрии г. Элиста - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Прокурор г. Элисты обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об утверждении тарифов и ставок оплаты за коммунальные услуги. В ходе проверки установлено, что приложением N 4 к Решению Элистинского городского Собрания N 7 от 29.03.2001 года, опубликованному в газете "Элистинские новости" N 24 от 07.04.2001 года, утверждены нормативы потребления коммунальных услуг (тепловая энергия, горячее водоснабжение, водоснабжение, электроэнергия, вывод твердых бытовых отходов, водоотведение). В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г. Согласно п. 4 указанного Постановления нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, т.е. органами государственной власти субъектов РФ. На основании выявленных нарушений в адрес Элистинского городского Собрания прокуратурой города 18.10.2010 года внесен протест на решение Элистинского городского Собрания N 7 от 29.03.2001 года "Об утверждении тарифов и ставок оплаты на содержание и ремонт жилищного фонда, на коммунальные услуги". Элистинским городским Собранием рассмотрен протест прокурора, и решением N 20 от 18.11.2010 года "О внесении изменений в решение Элистинского городского Собрания от 29.03.2011 года N 7 "Об утверждении тарифов и ставок оплаты на содержание и ремонт жилищного фонда, на коммунальные услуги" внесены изменения в Решение Собрания N 7 от 29.03.2001 года в части исключения в таблице приложения N 4 строки, устанавливающей расход электроэнергии на 1 человека 30 кВт/ч в месяц. Отказывая в удовлетворении протеста прокурора в полном объеме, в пояснительной записке к Решению Элистинского городского Собрания от 18.11.2010 года N 20 указано, что в настоящее время приказом Региональной службы по тарифам по РК от 02.04.2007 г. N 27-п/э утверждены нормативы потребления электрической энергии при отсутствии приборов учета и для предоставления льгот по оплате услуг энергоснабжения, на другие коммунальные услуги нормативы потребления не установлены. Соответственно до принятия Региональной службой по тарифом РК нормативов потребления коммунальных услуг действие нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от 29.03.2001 года N 7, необходимо сохранить, так как у организаций коммунального комплекса г. Элиста не будет правовых оснований для начисления оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Между тем, данная позиция не основана на требованиях действующего законодательства, так как ст. 157 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено право устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг. Нормативы потребления коммунальных услуг используются для определения оплачиваемого объема потребленного коммунального ресурса. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами государственной власти соответствующего субъекта РФ. Устанавливаемые в соответствии с Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за потребленные коммунальные услуги. Просят признать недействующим приложение N 4 к Решению Элистинского городского Собрания N 7 от 29.03.2001 года "Об утверждении тарифов и ставок оплаты на содержание и ремонт жилищного фонда, на коммунальные услуги" как не соответствующее действующему федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор А.А.Д. поддержала заявленные требования и дополнительно просила признать недействующим п. 1.6 Решения Элистинского городского Собрания от 29.03.2001 г. N 7 в части утверждения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения.
Представитель Элистинского городского Собрания Г.Г.В. частично признала заявленные требования, указав, что отмена оспариваемого нормативного правового акта приведет к невозможности начисления оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги, так как какого-либо иного акта, регулирующего данные правоотношения, не имеется.
Представитель Мэрии г. Элисты Л.О.Б. возражал против удовлетворения заявления.
Представитель Региональной службы по тарифам РК в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель Службы У.В.Б. возражал против требований прокурора, указав, что максимальный срок действия нормативов потребления законодательством не определен, с вступлением в силу Федерального закона N 237-ФЗ решения органов местного самоуправления об установлении нормативов потребления автоматически не утрачивают своей силы, а продолжают действовать до принятия соответствующего решения уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или частично.
Как установлено в судебном заседании п. 1.6 Решения Элистинского городского Собрания N 7 от 29.03.2001 года, опубликованного в газете "Элистинские новости" N 24 от 07.04.2001 года, утверждены нормативы потребления коммунальных услуг (Приложение N 4) (тепловая энергия, горячее водоснабжение, водоснабжение, электроэнергия, вывод твердых бытовых отходов, водоотведение).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 г. N 237-ФЗ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г. "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
В соответствии с п. 8 названного Постановления установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
В силу п. 2 указанного Постановления норматив потребления коммунальных услуг - это месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета; единица измерения - показатель норматива потребления коммунальных услуг.
Согласно п. 4 указанного Постановления нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, т.е. органами государственной власти субъектов РФ.
18 ноября 2010 года на протест прокурора г. Элисты Элистинским городским Собранием принято решение N 20 "О внесении изменений в решение Элистинского городского Собрания от 29.03.2011 года N 7 "Об утверждении тарифов и ставок оплаты на содержание и ремонт жилищного фонда, на коммунальные услуги" и протесте прокурора г. Элисты", которым (пункт 2) внесены изменения в Решение Собрания N 7 от 29.03.2001 года в части исключения в таблице приложения N 4 строки, устанавливающей расход электроэнергии на 1 человека 30 кВт/ч в месяц.
В пояснительной записке к Решению Элистинского городского Собрания от 18.11.2010 года N 20 указано, что в настоящее время приказом Региональной службы по тарифам по РК от 02.04.2007 г. N 27-п/э утверждены нормативы потребления электрической энергии при отсутствии приборов учета и для предоставления льгот по оплате услуг энергоснабжения, на другие коммунальные услуги нормативы потребления не установлены. Соответственно до принятия Региональной службой по тарифам РК нормативов потребления коммунальных услуг действие нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от 29.03.2001 года N 7, необходимо сохранить, так как у организаций коммунального комплекса г. Элиста не будет правовых оснований для начисления оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги.
Между тем, данная позиция не основана на требованиях действующего законодательства, так как ст. 157 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено право устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг. Нормативы потребления коммунальных услуг используются для определения оплачиваемого объема потребленного коммунального ресурса.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами государственной власти соответствующего субъекта РФ. Устанавливаемые в соответствии с Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за потребленные коммунальные услуги.
Оспариваемый правовой акт в части установления ненадлежащим органом норматива потребления коммунальных услуг противоречит нормам Жилищного кодекса РФ и нарушает права неопределенного круга лиц, как собственников и нанимателей жилых помещений, так как установленный норматив является экономически необоснованным и может увеличивать размер платы за потребленный коммунальный ресурс.
Ссылка представителя Региональной службы по тарифам РК на законность оспариваемого правового акта ввиду отсутствия в Федеральном законе N 237-ФЗ от 27.07.2010 г. прямого указания о признании недействующим актов органов местного самоуправления по установлению нормативов потребления коммунальных услуг основана на неправильном толковании закона.
При указанных обстоятельствах заявление прокурора г. Элисты признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 254, 194-198 ГПК РФ, суд решил:
Заявление прокурора г. Элисты в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону удовлетворить.
Признать недействующим пункт 1.6 и приложение N 4 к Решению Элистинского городского Собрания N 7 от 29.03.2001 года "Об утверждении тарифов и ставок оплаты на содержание и ремонт жилищного фонда, на коммунальные услуги" со дня вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать решение суда в газете "Элистинская панорама" в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме через Элистинский городской суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 марта 2011 г.
Текст решения опубликован в газете "Элистинская панорама" от 27 апреля 2011 г. N 57
Кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2011 г. N 33-389/2011 настоящее решение оставлено без изменения, кассационные жалобы Элистинского городского Собрания и Мэрии г. Элиста - без удовлетворения