Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Мэрии г. Элисты
от 28 февраля 2011 г. N 403
Концепция программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Элисты на 2011-2015 гг."
I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития города Элисты
Концепция комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты определяет цели и задачи развития жилищно-коммунального хозяйства, решение которых позволит повысить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и уровень комфортности жизни населения города.
Концепция ориентирована на реализацию программ, связанных с повышением уровня обеспеченности современными объектами жилищно-коммунального хозяйства, и направлена на создание обновленного потенциала мощностей и материально-технической инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства на основе инновационных технологий.
Концепция комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты разработана на период с 2011 по 2015 годы и является базисом для формирования программы Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты.
В целях выявления проблем, препятствующих развитию жилищно-коммунального хозяйства, проведен анализ преобразований в жилищно-коммунальном комплексе города Элисты, на основании которого определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли города.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках программы "Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты на 2011-2015 гг." (далее - Программа) с использованием программно-целевого метода.
Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии и модернизации жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.
III. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве города Элисты
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения.
Состояние и развитие инженерной инфраструктуры городского хозяйства являются одним из основных факторов экономического благополучия и стабильного развития муниципального образования. Жилищно-коммунальное хозяйство - это одна из наиболее затратных и проблемных отраслей города. В отрасли по состоянию на 1 января 2011 года фактически функционировало 6 предприятий, на которых трудится 2956 человек.
Физический износ инженерных коммуникаций составляет:
- котельные - 75%;
- коммунальные сети водопровода - 74%, канализации - 82%;
- тепловые сети - 80%;
- водопроводные насосные станции - 76%;
- канализационные станции перекачки - 78%;
- очистные сооружения водопровода и канализации - 75%;
- воздушные линии электропередач и трансформаторные подстанции - 60%.
Основная причина высокой степени износа инженерных коммуникаций дефицит бюджетных средств, необходимых на строительство, реконструкцию и восстановление инженерных систем.
Планово-предупредительные ремонты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства практически полностью уступили место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в несколько раз превышают затраты на плановый ремонт тех же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накоплению недоремонтов и снижению надежности работы оборудования.
Водоснабжение и водоотведение
На территории г. Элисты услуги водоснабжения и водоотведения оказываются муниципальным унитарным предприятием "Горводоканал".
Водоснабжение города Элисты осуществляется из двух источников: Верхне-Яшкульского и Баяртинского месторождений подземных вод.
Баяртинский водозабор находится в 55 км севернее города Элисты, сдан в эксплуатацию в декабре 1987 года и состоит из 18 скважин. Верхне-Яшкульский водозабор, расположенный в 18 км севернее города Элисты, состоит из 31 скважины.
Общая протяженность водопроводной сети города Элисты вместе с подводящими водоводами составляет 350,2 км. Выполнены они в основном из труб диаметром 100-150 мм для разводящих сетей, диаметром 200-600 мм - для магистральных линий и водоводов.
Для сбора, транспортировки и очистки канализационных вод используется 112 км канализационных сетей, 4 канализационных насосных станций и городские очистные сооружения, расположенные в 2-х км от юго-восточной окраины города.
Обеспечением бесперебойного водоснабжения, отводом сточных вод, проведением планово-предупредительных ремонтов водопроводно-канализационных сетей и своевременное устранение аварий на территории города Элисты занимается муниципальное унитарное предприятие "Горводоканал".
МУП "Горводоканал" обслуживает 350,2 км водопроводных сетей. Износ водопроводных сетей и водопроводов составляет 74%.
Канализационная сеть города Элисты составляет 112 км. Строительство канализационных сетей и коллекторов было начато в 1957 году и продолжается до настоящего времени. В настоящее время требуется замена 91,8 км канализационных сетей.
Изначально канализационные очистные сооружения были предназначены для очистки промышленно-бытовых стоков, но на сегодняшний день сточные воды по своему составу являются хозяйственно-бытовыми.
В настоящее время канализационные очистные сооружения требуют полной реконструкции.
Канализационная сеть города составляет 112 км. Строительство канализационных сетей и коллекторов было начато в 1957 году и продолжается до настоящего времени. Канализационная сеть города разделена на 14 коллекторов диаметром 300-500 мм, загородный коллектор диаметром 500-1200 мм.
С первого по шестой коллектор сточные воды поступают в приемный резервуар насосной станции, далее стоки насосами перекачиваются на канализационные очистные сооружения (КОС). С седьмого по четырнадцатый коллекторы сточные воды подаются на канализационные очистные сооружения самотеком, минуя насосную станцию.
Канализационные очистные сооружения предназначены для биологической очистки сточных вод города. Проектная пропускная способность КОС - 50 Фактическая пропускная способность КОС - 25
Действующие очистные сооружения построены по экспериментальному проекту Государственного проектного института "Гипрокоммунводоканал" г. Москвы. 1-я очередь КОС построена и сдана в эксплуатацию в 1979 году, 2-я очередь сдана в 1984 году. Канализационные очистные сооружения требуют полной реконструкции.
Теплоснабжение
Обеспечение тепловой энергией и горячим водоснабжением на территории города Элисты осуществляет открытое акционерное общество "Энергосервис", на обслуживании которого находятся 639 зданий, из них 412 жилых дома, 18 школ, 8 медицинских учреждений, 25 детских садов.
По состоянию на 01.01.2011 года для теплоснабжения потребителей использовались 29 котельные (120 котлоагрегатов) с номинальной теплопроизводительностью 293,09 Гкал/час. Фактическая теплопроизводительность составила 246,9 Гкал/час, присоединенная тепловая нагрузка потребителей составила 174,0 Гкал/час.
Теплоснабжение потребителей осуществляется по температурному графику 95-70С°, 115-70С°, 130-70С°. Поддержание температуры в прямой и обратной тепловой магистрали производится в зависимости от температуры наружного воздуха. Среднегодовая температура наружного воздуха в среднем за пять лет составила 9,8°С. Температура грунта на глубине прокладки теплотрасс - 5°С.
Основным топливом для производства тепловой энергии является природный газ, среднегодовая калорийность используемого топлива составила 8135 Гкал/куб.м, коэффициент калорийности - 1,162.
Тепловые сети введены в эксплуатацию в 1959-2010 гг. Суммарная протяженность теплотрассы в двухтрубном исчислении составляет 68,2 км, в том числе сети отопления - 52,9 км, сети горячего водоснабжения - 15,3 км.
Более 66% теплотрассы были введены в строй в период с 1959 по 1990 годы в непроходных каналах. Средняя глубина прокладки водяных тепловых сетей составляет 0,8-1,5 метра. В надземной прокладке выполнено 42,3% водяных тепловых сетей.
Отсутствие средств на проведение ремонтных работ в нормативных объемах, использование морально устаревшего оборудования обусловили следующие проблемы, требующие первоочередного решения:
- изношенность котельного оборудования (75%) и тепловых сетей (80%);
- повышенный расход топлива, тепловой и электрической энергии (использование устаревшего энергоемкого оборудования, отсутствие приборов учета и автоматики).
Основными потребителями тепловой энергии в городе являются жилищно-коммунальный сектор, предприятия производственного комплекса.
В период до 2015 года рост тепловых нагрузок в жилищно-коммунальном секторе будет происходить, главным образом, за счет новой жилой застройки.
Электроснабжение
Собственником электрических сетей города Элисты является ОАО "Калмыцкая энергетическая компания" (ОАО "КалмЭнергоКом"), образованное 14.12.2006 г. Учредителями общества выступили: FALKON CAPITAL а.s. и Правительство Республики Калмыкия.
Электроснабжение потребителей города Элисты и пригородных поселков Аршан и Лола осуществляется за счет покупки электроэнергии на оптовом рынке с основных центров питания: ПС 220/110//10 кВ "Элиста-Северная", ПС 110/35/10 кВ "Элиста-Восточная", "Элиста-Западная", ПС 35/10 кВ "Зверосовхозная", ПС 35/10 кВ "Лола".
Распределительными сетями являются воздушные и кабельные сети 10 кВ.
В центральной, восточной и северной частях города Элисты имеется 5 распределительных пунктов 10 кВ (ЦРП-1, РП-1, РП-2, РП-3 и РП-4). Наибольшая нагрузка сосредоточена на ЦРП-1 (около 17 МВт с учетом присоединенных к нему РП-1 и РП-4). Питание ЦРП-1 осуществляется с ПС 110/35/10 кВ "Элиста-Восточная".
РП-2 и РП-3 запитаны от подстанции 220/110/10 кВ "Элиста-Северная". Одна из питающих линий находится в аварийном состоянии.
Схема распределительных сетей 10 кВ кольцевая, позволяющая оперативно управлять нагрузками, сети 0,4 кВ - радиальные и лучевые.
Энергосистема города Элисты включает в себя:
- 235,75 километра воздушных линий электропередачи 10 кВ;
- 190,8 километра кабельных линий электропередачи 10 кВ;
- 844,45 километра воздушных линий электропередачи 0,38 кВ;
- 120,3 километра кабельных линий электропередачи 0,38 кВ.
- 257 трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, с общей установленной мощностью 105,0 МВт.
В целом основные электрические сети были введены в эксплуатацию в 60-70 годах XX века и на текущий момент не соответствуют существующим нагрузкам.
Особенностью текущего состояния сетей является неравномерность загруженности трансформаторных подстанций по линиям и непосредственно распределительных линий.
По данным режимных замеров (зима 2007 года), максимальная пиковая нагрузка составила более 50 МВт., среднегодовая нагрузка потребителей составляет 25 МВт.
ОАО "КалмЭнергоКом" обеспечивает энергоснабжение более 34 тысяч бытовых абонентов и более 2 тысяч юридических лиц.
В 2009 году общие потери электроэнергии составили 51,3 млн. кВтч, при плановых (нормативных) - 21,1 млн. кВтч. Отклонение от нормативных потерь электроэнергии составило 30,2 млн. кВтч.
Данные потери (16,7% - 18,3%) можно разбить на три основные группы:
- потери из-за ветхого состояния сетей - 70%;
- потери из-за погрешностей системы учета электроэнергии - 20%;
- задолженность по приборам учета - 10%.
Следует отметить существующие технические проблемы городских электрических сетей:
1. около 50% городских подстанций 10 кВ сооружены по упрощенным схемам с применением разъединителей и короткозамыкателей, что снижает надежность работы электрических сетей, и схемы присоединения подстанций к сетям не соответствуют нормативным требованиям;
2. увеличение износа эксплуатируемого оборудования. При нормативном сроке эксплуатации 30 лет около 50% от общего количества находящихся в эксплуатации подстанций выработали этот ресурс. Требуется проведение обследования технического состояния таких подстанций с последующим выполнением работ по модернизации и техническому перевооружению;
3. загрузка существующих подстанций и питающих кабельных линий в центральной части города, построенных в основном в 1950-1960 гг. и имеющих значительный износ, достигла предельной величины;
4. недостаточная пропускная способность электрических сетей 10 кВ;
5. строительство распределительных сетей в районах индивидуального жилищного строительства непосредственно гражданами, проживающими в указанных районах без соблюдения действующих строительных норм и правил.
Газоснабжение
Основным предприятием, обслуживающее газовое оборудование, включая внутридомовые и газовые сети, в г. Элиста является ОАО "Калмгаз", в частности, его структурное подразделение - филиал "Элистагоргаз", который не является самостоятельным юридическим лицом.
Службой реализации газа ОАО "Калмгаз" по г. Элиста было передано в 2009 г. 122828,56 тыс. куб. м. природного газа. Динамика за трехлетний период показывает, что потребление ежегодно увеличивается, темп роста составил 3% относительно 2007 г.
В настоящее время предприятие несет убытки в связи с потерями газа по распределительным сетям и сложившейся дебиторской задолженностью.
Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов
Вывоз твердых бытовых отходов и жидких нечистот от организаций и населения города Элисты, размещение и утилизация твердых бытовых отходов на полигоне городской свалки, отлов бездомных животных является основной деятельностью МУП "Спецавтохозяйство".
В 2008 год объем вывоза твердых бытовых отходов и жидких нечистот составил 213,9697 , в 2009 году - 233,7389
, в 2010 году - 247,316
. Таким образом, наблюдается динамика изменений объема оказываемых услуг.
На балансе предприятия имеется 38 единиц спецавтотранспорта, которые осуществляют вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Изношенность автопарка составляет 88%, что создает определенные трудности в оказании услуг.
Действующий полигон городской свалки находится в эксплуатации более 40 лет, его площадь составляет 3 га, территория практически полностью заполнена отходами и непригодна к дальнейшей эксплуатации. В результате назрела необходимость создания нового полигона, где будет производиться утилизация и захоронение твердых бытовых отходов.
IV. Возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В коммунальной инфраструктуре необходимо решение проблемы повышения эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. С этой целью предусматривается создать условия для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежности при обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей. Ключевым инструментом создания перечисленных условий является программа Комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Элисты.
Разработка программы позволит существенно повысить эффективность расходования средств на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры за счет определения оптимальных масштабов строительства и координации развития различных систем инфраструктуры.
Значительной проблемой при обеспечении прозрачной и взаимопонятной системы расчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками многоквартирных домов является недостаточное обеспечение потребления коммунальных ресурсов приборами учета, отсутствие систем сбора и анализа этой информации и сведений текущих балансов коммунальных ресурсов, а также отсутствие единой базы данных о проживающих гражданах. Для решения указанной проблемы необходимо реализовать жесткие нормативные требования к наличию приборов учета, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и создавать единые муниципальные базы информационных ресурсов, включающие в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу "одного окна", контроль за несанкционированным потреблением ресурсов, обмен данными с отраслевыми государственными автоматизированными системами и другие мероприятия.
Основное финансирование проектов в коммунальном комплексе будет связано с реализацией инвестиционных программ, разработанных на основе Программы. Главной задачей в этой сфере является привлечение в коммунальное хозяйство недорогих долгосрочных заемных ресурсов. Реализация этой задачи должна осуществляться с привлечением широкого круга кредитных организаций.
При такой комплексной реализации модернизации коммунальной инфраструктуры ускорится процесс предоставления качественных коммунальных услуг в жилищном фонде.
V. Сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом
Ввиду длительности сроков реализации и необходимости решения проблем повышения уровня благоустройства жилищного фонда, эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры выполнение Программы осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе (2011 год) предусматривается разработка нормативной базы для реализации Программы.
На основе накопленного на первом этапе опыта уточняются механизмы Программы, в том числе возможность привлечения кредитных ресурсов в развитие коммунальной инфраструктуры.
На втором этапе (2012-2015 годы) предусматривается широкомасштабное применение механизмов Программы.
VI. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы
Основной целью является разработка единого комплекса мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных решений системных проблем в области функционирования и развития коммунальной инфраструктуры города Элисты посредством:
- повышения уровня надежности, качества и эффективности работы коммунального комплекса,
- снижения себестоимости коммунальных услуг за счет уменьшения затрат на их производство и внедрения ресурсосберегающих технологий,
- обновления и модернизации основных фондов коммунального комплекса в соответствии с современными требованиями к технологии и качеству услуг и улучшения экологической ситуации в городе.
Для реализации целей Программы предполагается решение следующих задач:
- инженерно-техническая оптимизация коммунальных систем;
- строительство и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры с высоким уровнем износа путем привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс;
- повышение надежности систем и качества предоставления коммунальных услуг;
- создание условий для внедрения энерго-, ресурсосберегающих технологий;
- повышение инвестиционной привлекательности коммунальной инфраструктуры города Элисты;
- обеспечение сбалансированности интересов субъектов коммунальной инфраструктуры и потребителей.
- снижение издержек и повышение качества коммунальных услуг.
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации Программы по годам ее реализации, представлены в приложении 1 к настоящей Концепции.
VII. Объемы и источники финансирования Программы
Финансовое обеспечение Программы предусматривает систему инвестирования с привлечением средств бюджета города Элисты и внебюджетных источников.
Объем и источники финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании бюджета города Элисты на очередной финансовый год в соответствии с инвестиционными программами.
VIII. Оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Планируется, что реализация Программы приведет к значительному социально-экономическому эффекту. Обеспечение жилых домов всеми видами благоустройства жилья и предоставление коммунальных услуг нормативного качества позволит повысить качество жизни граждан, проживающих в городе Элиста.
Стабилизация финансового положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства обеспечит повышение надежности и качества предоставляемых услуг, эффективность расходов организаций коммунального комплекса, стабильность занятости и доходов для работников этой сферы.
1. Технические результаты:
- повышение эффективности, обеспечение устойчивости и надежности систем коммунальной инфраструктуры города;
- создание надежной коммунальной инфраструктуры города, имеющей необходимые резервы для перспективного развития;
- внедрение энергосберегающих технологий;
- снижение потерь коммунальных ресурсов;
- снижение абсолютного числа аварий.
2. Социальные результаты:
- снижение абсолютного числа претензий к работе коммунальной инфраструктуры;
- рациональное использование коммунальных ресурсов;
- повышение надежности и качества предоставления коммунальных услуг;
- улучшение экологической обстановки.
3. Экономические результаты:
- плановое развитие коммунальной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования;
- снижение себестоимости коммунальных услуг;
- повышение инвестиционной привлекательности организаций коммунального комплекса города Элисты;
- разработка инвестиционных программ организаций коммунального комплекса с расчетом финансовых потребностей и определением тарифа за подключение к системам инженерно-технического обеспечения.
IX. Предложения по исполнителям Программы
Реализацию намеченной цели и решение поставленных задач Мэрия города Элисты предполагает осуществить с привлечением организаций жилищно-коммунального комплекса города Элисты всех форм собственности.
Исполнители основных мероприятий:
- МУ "Дирекция единого заказчика";
- МУП "Горводоканал";
- МУП "Спецавтохозяйство";
- ОАО "Энергосервис";
- ОАО "КалмЭнергоКом";
- ОАО "Калмгаз".
X. Предложения по разработчику Программы и заказчику-координатору Программы
Ответственным за формирование и реализацию Программы является Мэрия города Элисты.
В формировании и реализации мероприятий Программы помимо Мэрии города Элисты предполагается участие заинтересованных отраслевых (функциональных) органов Мэрии г. Элисты, структурных подразделений Мэрии г.Элисты, а также организаций коммунального комплекса города Элисты.
XI. Предложения по мероприятиям Программы
Успешная реализация мероприятий по комплексному развитию систем коммунальной инфраструктуры позволит:
- улучшить качество коммунального обслуживания потребителей, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания граждан;
- повысить эффективность работы предприятий, предоставляющих коммунальные услуги и снизить затраты на их предоставление;
- ликвидировать критический уровень износа основных фондов;
- снизить экологические риски и социальную напряженность населения города Элисты;
- увеличить мощности объектов тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения для перспективного развития города;
- повысить уровень освещенности улиц города.
<< Назад |
||
Содержание Постановление мэрии города Элисты Республики Калмыкия от 28 февраля 2011 г. N 403 "Об утверждении Концепции программы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.