В целях совершенствования системы управления государственным долгом Республики Калмыкия и реализации республиканской целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Республики Калмыкия на 2011-2012 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 марта 2011 года N 79 "О республиканской целевой программе "Повышение эффективности бюджетных расходов Республики Калмыкия на 2011-2012 годы", Правительство Республики Калмыкия постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Методологию расчета долговой нагрузки на республиканский бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период;
Методику расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку республиканского бюджета.
Председатель Правительства |
Л. Иванова |
г. Элиста,
14 июля 2011 г.
N 218.
Методология
расчета долговой нагрузки на республиканский бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период
(утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 14 июля 2011 г. N 218)
I. Общие положения
1.1. Методология расчета долговой нагрузки на республиканский бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств на среднесрочный период (далее - Методология) разработана в целях создания механизма оценки и регулирования долговой нагрузки на республиканский бюджет, а также оценки способности республиканского бюджета полностью и в срок исполнять свои долговые обязательства за счет доходов республиканского бюджета.
1.2. Долговые обязательства Республики Калмыкия могут существовать исключительно в виде обязательств, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
1.3. В целях настоящей Методологии применяются следующие понятия:
планируемые долговые обязательства республики - обязательства, которые будут приняты или изменены в соответствии с ограничениями, установленными Бюджетным Кодексом Российской Федерации, вступления в силу документов, являющихся основанием для возникновения обязательств, набором ограничений, накладываемых доступной долговой емкостью бюджета для новых заимствований, рассчитываемой при разработке проекта программы заимствований, утверждаемой законом Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
действующие долговые обязательства республики - обязательства, состав и (или) объем которых обусловлены законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями и которые не предлагаются (не планируются) в текущем финансовом году, в отчетном финансовом году или в плановом периоде к изменению, признанию утратившими силу либо изменению с увеличением объема;
прямые обязательства - обязательства, которые требуют выплат процентов и (или) суммы основного долга в объемах, сроках и на условиях, предусмотренных обязательством. К прямым обязательствам относятся обязательства по:
1) государственным ценным бумагам Республики Калмыкия;
2) бюджетным кредитам, привлеченным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
3) кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
условные обязательства - обязательства, выплаты по которым могут возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных обстоятельств. К условным обязательствам относятся обязательства Республики Калмыкия по предоставленным государственным гарантиям;
долговая нагрузка республиканского бюджета - объем обязательств, связанных с обслуживанием и погашением прямых обязательств, и объем резервирования средств под возможные платежи по условным обязательствам;
долговая емкость республиканского бюджета (далее - долговая емкость) - превышение доходов республиканского бюджета, поступлений от продажи акций и иных форм участия в уставном капитале, находящихся в собственности Республики Калмыкия, над расходами бюджета без учета бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности, расходов на обслуживание существующих прямых и условных обязательств в каждом периоде интервала расчета;
доступная долговая емкость республиканского бюджета (далее - доступная долговая емкость) - разница между долговой емкостью и долговой нагрузкой в каждом периоде выбранного временного интервала.
1.4. Целями применения методологии являются:
планирование объемов долговых обязательств на принципах, обеспечивающих финансовую устойчивость республиканского бюджета;
контролирование рисков неисполнения долговых обязательств республиканского бюджета в зависимости от факторов, влияющих на их изменение;
оценка эффективности государственных заимствований Республики Калмыкия;
повышение качества прогнозирования параметров государственного долга Республики Калмыкия и расходов на его обслуживание;
определение экономически безопасного уровня государственного долга Республики Калмыкия и платежей по долгу на весь период прогнозирования.
II. Расчет долговой нагрузки на республиканский бюджет с учетом действующих и планируемых к принятию долговых обязательств
2.1. Расчет долговой нагрузки на республиканский бюджет (далее - долговая нагрузка) проводится:
а) на стадии формирования закона Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также на стадии внесения изменений в закон Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
б) по состоянию на текущую дату при привлечении государственных заимствований республики, предоставлении государственных гарантий Республики Калмыкия, проведении мониторинга долговой нагрузки в течение текущего финансового года.
2.2. При расчете долговой нагрузки временной интервал, по которому оценивается долговая нагрузка, разбивается на периоды расчета. В зависимости от целей планирования (оперативное, краткосрочное или долгосрочное) периодом расчета может быть месяц, квартал или год.
2.3. В каждом периоде расчета i на основе прогнозных данных рассчитывается долговая емкость республиканского бюджета по следующей формуле:
ДЕ(i) = Доходы(i) - Расходы(i), где:
ДЕ(i) - долговая емкость;
Доходы(i) - доходы республиканского бюджета в i-м периоде и средства от продажи акций и иных форм участия в капитале;
Расходы (i) - расходы республиканского бюджета в i-м периоде без учета бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций, расходов на обслуживание существующих долговых обязательств и расходы на исполнение обязательств по гарантиям, отражаемые в составе расходов республиканского бюджета (без возникновения права регрессного требования гаранта к принципалу) за счет республиканского бюджета в i-периоде.
Сумма ДЕi всех периодов представляет собой расчетную долговую емкость на выбранном временном интервале:
ДЕ = {ДЕ(i)}, где:
i = 1,_., N
N - число периодов расчета во временном интервале.
2.4. Для расчета долговой нагрузки используются данные об объеме и условиях привлечения прямых обязательств, объемов резервирования средств под возможные платежи по условным обязательствам и долговая емкость республиканского бюджета.
2.5. На основе данных об объеме и условиях прямых и условных обязательств составляется сводный график обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемого исполнения гарантий по возможным гарантийным случаям.
Весь интервал времени разбивается на периоды расчета. Для каждого периода расчета i определяется суммарный объем платежей по обслуживанию и погашению существующих прямых обязательств и резервирования финансовых средств под возможную ответственность по принятым условным обязательствам в данном периоде, СГi. Расчет сводного графика осуществляется по следующей формуле.
,
Где
СГi - сводный график;
- расходы на погашение прямого обязательства j в i-ом периоде,
- расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-ом периоде,
- объем резерва по ожидаемому исполнению по k-ому условному обязательству в i-ом периоде.
Если погашение или обслуживание долгового обязательства не произведено в срок, то при построении сводного графика обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемого исполнения гарантий по возможным гарантийным случаям, исполнение всех просроченных обязательств относится на ближайший следующий период.
Набор для всех периодов представляет собой сводный график обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемого исполнения гарантий по возможным гарантийным случаям, i = 1,...,N, где N - число периодов в интервале расчета.
2.6. Сводный график обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемого исполнения гарантий по возможным гарантийным случаям сравнивается с долговой емкостью республиканского бюджета. Для этого рассчитывается разность долговой емкости и сводного графика - доступная долговая емкость :
,
Где
- доступная долговая емкость;
- долговая емкость в i-ом периоде;
- сводный график обслуживания и погашения существующих прямых обязательств и ожидаемого исполнения гарантий по возможным гарантийным случаям в i-ом периоде.
Набор для всех периодов представляет собой доступную долговую емкость республиканского бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования , i = 1,..., N.
При среднесрочном планировании ДДЕ строится с периодом, равным году, а при краткосрочном и оперативном планировании - с более кратким временным периодом.
Доступная долговая емкость для первого финансового года в интервале планирования показывает величину средств республиканского бюджета, которые могут быть направлены на осуществление бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности или досрочное погашение обязательств с целью снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет. Доступная долговая емкость в последующие годы является ограничением по объему при планировании новых прямых и условных обязательств.
2.7. Если доступная долговая емкость для новых заимствований положительна на всем интервале планирования, то допускается привлечение новых заимствований.
Если доступная долговая емкость для новых заимствований отрицательна в каком-либо периоде, то в зависимости от длительности периода возможны два варианта:
а) если доступная долговая емкость отрицательна по итогам какого-либо года внутри интервала планирования, то необходимо провести рефинансирование или частичное досрочное погашение имеющихся обязательств с целью приведения их в пределы долговой емкости республиканского бюджета.
Привлечение новых заимствований, увеличивающих расходы на погашение и обслуживание обязательств в выбранном финансовом году, до проведения рефинансирования или досрочного погашения не допускается;
б) если доступная долговая емкость положительна для каждого планируемого года в целом, но отрицательна для какого-либо более короткого периода внутри какого-то года, возможно осуществление рефинансирования или привлечение краткосрочного заимствования.
Методика
расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку республиканского бюджета
(утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 14 июля 2011 г. N 218)
I. Общие положения
1.1. Методика расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку республиканского бюджета (далее - методика) разработана в целях повышения эффективности расходования средств республиканского бюджета, укрепления финансовой дисциплины и основывается на системе оценок необходимых и достаточных условий (критериев) принятия решений о возможности привлечения новых долговых обязательств Республики Калмыкия (далее - обязательства).
1.2. Методика устанавливает порядок расчета объема возможного привлечения новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку республиканского бюджета без превышения планируемого уровня долговой нагрузки.
1.3. Основные понятия, используемые в настоящей методике, применяются в том же значении, что и в Методологии расчета долговой нагрузки на республиканский бюджет.
1.4. Расчет объема планируемых долговых обязательств республики производится на основе определения уровня долговой нагрузки с использованием Методологии расчета долговой нагрузки на республиканский бюджет.
1.5. Расчет объема планируемых долговых обязательств республики производится на стадии формирования закона Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также на стадии подготовки проекта о внесении изменений в Закон Республики Калмыкия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Обновление указанного расчета производится по мере необходимости в течение текущего финансового года.
II. Планирование новых долговых обязательств с учетом их влияния на долговую нагрузку республиканского бюджета
2.1. Планирование прямых и условных обязательств производится раздельно. При этом доступная долговая емкость для новых заимствований делится на три части (данное соотношение выполняется для каждого периода i интервала планирования):
ДДЕ = ДДЕу + ДДЕп + ДДЕо, где:
ДДЕу - часть доступной долговой емкости, предназначенная для покрытия ожидаемого исполнения гарантий по возможным гарантийным случаям по вновь принимаемым условным обязательствам;
ДДЕп - часть доступной долговой емкости, отводимая на операции по погашению и обслуживанию вновь привлекаемых прямых обязательств;
ДДЕо - неиспользуемая ("страховочная") часть доступной долговой емкости, компенсирующая риск ликвидности республиканского бюджета, возникающий вследствие ошибок прогнозирования. Величина ДДЕо устанавливается в объеме 20% ДДЕ.
2.2. Прямые обязательства по целям заимствования подразделяются на три вида:
заимствования на покрытие дефицита республиканского бюджета;
заимствования на рефинансирование, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств;
заимствования на покрытие временных кассовых разрывов, погашаемые в пределах финансового года, в котором они привлекаются.
2.3. Планирование вновь привлекаемых долговых обязательств осуществляется на основе потребностей в заимствованиях на указанные цели.
2.3.1. Потребность в заимствованиях на покрытие дефицита определяется в рамках планирования республиканского бюджета.
2.3.2. Потребность в заимствованиях на рефинансирование определяется в рамках управления долгом и условными обязательствами на этапе планирования погашения и обслуживания уже имеющихся прямых и условных обязательств.
2.3.3. Потребность в заимствованиях на финансирование временных кассовых разрывов определяется на этапе формирования и корректировки кассового плана исполнения республиканского бюджета.
2.4. В первую очередь удовлетворяются потребности в заимствованиях на покрытие дефицита республиканского бюджета, затем на рефинансирование и финансирование временных кассовых разрывов.
2.5. Определение возможных объемов привлечения новых заимствований и их структуры по срокам погашения:
2.5.1. Объем и структура по срокам погашения заимствований на покрытие дефицита республиканского бюджета определяются исходя из:
- размера дефицита республиканского бюджета;
- величины долговой емкости республиканского бюджета;
- ограничений на объемы долга, его обслуживания и погашения, установленных федеральным законодательством.
2.5.2. Объем и структура по срокам погашения заимствований на рефинансирование определяются исходя из:
- условий приведения сводного графика обслуживания и погашения прямых и условных обязательств в соответствии с пределами долговой емкости и выравнивания этого графика;
- ограничений на объемы долга, его обслуживания и погашения, установленных действующим законодательством.
2.5.3. Объем и структура по срокам погашения заимствований на финансирование кассовых разрывов определяется исходя из:
- временной структуры кассовых разрывов;
- ограничений на объемы долга, его обслуживания и погашения, установленных действующим законодательством.
2.6. Заемные обязательства выбираются на основе следующих критериев, приведенных в порядке снижения их приоритетности:
- величина рисков. Основным риском является риск увеличения процентной ставки, который оценивается на этапе выбора заимствования;
- поэтапные сроки погашения. Главное требования# к срочности - реализация графика погашения и обслуживания, определенного на предыдущем этапе;
- стоимость заимствований. При доступности на рынке заимствований с приемлемыми уровнем риска и сроками погашения, определяющим критерием становится стоимость заимствования. Сравнение стоимости заимствований производится на основе приведенной стоимости.
2.7. Строится график обслуживания и погашения предполагаемого заимствования, j: . Объемы соответствующих платежей вычитаются из , и образуются новые значения доступной долговой емкости для новых прямых обязательств:
, где
- часть доступной долговой емкости бюджета по новым прямым обязательствам;
- часть доступной долговой емкости бюджета по прямым обязательствам до предполагаемого заимствования;
- объемы предполагаемых платежей.
Если после выбора очередного заимствования j, из списка оказывается положительной на всем интервале планирования, то заимствование считается возможным в планируемом интервале.
Процедура повторяется для следующего заимствования, пока в одном из периодов интервала планирования не окажется отрицательным, и не нарушатся законодательные ограничения на объемы долга и его обслуживания.
III. Порядок планирования новых условных обязательств
3.1. Планирование новых условных обязательств распространяется на вновь выдаваемые гарантии. Исходной информацией для расчетов являются:
перечень планируемых гарантий, упорядоченный по приоритетности их предоставления в порядке снижения приоритетности;
сведения об ожидаемой финансовой ответственности по планируемым гарантиям.
3.2. Из упорядоченного перечня планируемых гарантий поочередно выбираются гарантии к предоставлению. Для выбранной гарантии k определяется объем резерва по ожидаемой финансовой ответственности, . Этот объем вычитается из ДДЕу, образуя, таким образом, новые значения доступной долговой емкости, отводимой на покрытие ответственности по новым гарантиям:
, где
- новое значение части доступной долговой емкости бюджета по условным обязательствам, планируемое на покрытие ответственности по гарантиям;
- значение части доступной долговой емкости бюджета по существующим условным обязательствам.
- ожидаемый объем платежа по гарантии.
Если после выбора очередной гарантии, k, из списка оказывается положительной на всем интервале планирования, то гарантия считается отобранной для выдачи в планируемом интервале.
Процедура повторяется для следующей по перечню гарантии пока:
- перечень гарантий не будет исчерпан, или
- для очередной гарантии, k, значение хотя бы в одном из периодов интервала планирования не окажется отрицательным.
Результатом планирования является перечень возможных к планированию в целях принятия в будущем периоде условных обязательств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 июля 2011 г. N 218 "О мерах по совершенствованию системы управления государственным долгом Республики Калмыкия"
Текст постановления опубликован в газете "Хальмг Унн" от 16 июля 2011 г. N 122