Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2011 г. N 33-389/2011
(извлечение)
Прокурор г. Элисты обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования следующим. Прокуратурой города проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об утверждении тарифов и ставок оплаты за коммунальные услуги. В ходе проверки установлено, что приложением N 4 к Решению Элистинского городского собрания N 7 от 29.03.2001 г., опубликованному в газете "Элистинские новости" N 24 от 07.04.2001 г., утверждены нормативы потребления коммунальных услуг (тепловая энергия, горячее водоснабжение, водоснабжение, электроэнергия, вывод твердых бытовых отходов, водоотведение). В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006 г. Согласно п. 4 указанного Постановления нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, т.е. органами государственной власти субъектов РФ. На основании выявленных нарушений прокуратурой города 18.10.2010 г. в адрес Элистинского городского Собрания внесен протест на решение Элистинского городского Собрания N 7 от 29.03.2001 г. "Об утверждении тарифов и ставок оплаты на содержание и ремонт жилищного фонда, на коммунальные услуги". Решением Элистинского городского Собрания от 18.11.2010 г. N 20 внесены изменения в решение Элистинского городского Собрания от 29.03.2001 г. N 7 "Об утверждении тарифов и ставок оплаты на содержание и ремонт жилищного фонда, на коммунальные услуги". Так, в таблице приложения N 4 исключена строка, устанавливающая расход электроэнергии на 1 человека 30 кВт/ч в месяц. Отказывая в удовлетворении протеста прокурора в полном объеме, в пояснительной записке к Решению Элистинского городского Собрания от 18.11.2010 г. N 20 указано, что в настоящее время приказом Региональной службы по тарифам РК от 02.04.2007 г. N 27-п/э утверждены нормативы потребления электрической энергии при отсутствии приборов учета и для предоставления льгот по оплате услуг энергоснабжения. Нормативы потребления на другие коммунальные услуги не установлены. Соответственно до принятия Региональной службой по тарифам РК нормативов потребления коммунальных услуг действие нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от 29.03.2001 г. N 7, необходимо сохранить, так как у организаций коммунального комплекса г. Элисты не будет правовых оснований для начисления оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги. Между тем, данная позиция не основана на требованиях действующего законодательства, так как ст. 157 ЖК РФ право устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено. Нормативы потребления коммунальных услуг используются для определения оплачиваемого объема потребленного коммунального ресурса. Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306. Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами государственной власти соответствующего субъекта РФ. Устанавливаемые в соответствии с Правилами нормативы потребления коммунальных услуг применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за потребленные коммунальные услуги. Просил признать недействующим приложение N 4 к Решению Элистинского городского Собрания N 7 от 29.03.2001 г. "Об утверждении тарифов и ставок оплаты на содержание и ремонт жилищного фонда, на коммунальные услуги" как не соответствующее действующему федеральному законодательству.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего определения допущены опечатки:
имеется в виду пункт 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных названным постановлением;
номер приказа Региональной службы по тарифам Республики Калмыкия от 2 апреля 2007 г. следует читать как N 21-п/э
В судебном заседании прокурор Арутюнян А.Д. поддержала заявленные требования и дополнительно просила признать недействующим п. 1.6 Решения Элистинского городского Собрания от 29.03.2001 г. N 7 в части утверждения нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг для населения.
Представитель Элистинского городского Собрания Годжурова Г.В. частично признала заявленные требования. Пояснила, что отмена оспариваемого нормативного правового акта приведет к невозможности начисления оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги, так как какого-либо иного акта, регулирующего данные правоотношения, не имеется.
Представитель Мэрии г. Элиста Лиджиев О.Б. возражал против удовлетворения заявления.
Представитель Региональной службы по тарифам РК в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании представитель Службы Умкеев В.Б. возражал против удовлетворения требований прокурора. Пояснил, что максимальный срок действия нормативов потребления законодательством не определен. С вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения органов местного самоуправления об установлении нормативов потребления автоматически не утрачивают своей силы, а продолжают действовать до принятия соответствующего решения уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ.
Решением Элистинского городского суда РК от 10 марта 2011 г. заявление прокурора г. Элисты в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц о признании нормативного правового акта противоречащим закону удовлетворено. Признан недействующим пункт 1.6 и приложение N 4 к Решению Элистинского городского Собрания N 7 от 29 марта 2001 г. "Об утверждении тарифов и ставок оплаты на содержание и ремонт жилищного фонда, на коммунальные услуги" со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда подлежит опубликованию в газете "Элистинская панорама" в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе представитель Элистинского городского Собрания Годжурова Г.В. ставит вопрос об отмене решения Элистинского городского суда РК от 10 марта 2011 г. и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в том же составе судей, мотивируя следующим. Учитывая отсутствие прямого указания в законодательстве о признании недействующими актов органов местного самоуправления по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в связи с принятием Федерального закона N 237-ФЗ п. 1.6 и Приложение N 4 к Решению Элистинского городского Собрания N 7 от 29 марта 2001 г. (с изменениями от 18 ноября 2010 г.) не противоречат действующему законодательству до принятия соответствующего решения уполномоченным органом власти Республики Калмыкия об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории г. Элиста. Отмена указанного решения Элистинского городского Собрания и отсутствие решения уполномоченного органа власти Республики Калмыкия об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг могут повлечь нарушение порядка расчетов за потребленные энергоресурсы, а также к нарушению прав потребителей и льготополучателей. Указанное решение Элистинского городского Собрания продолжает действовать до принятия соответствующего решения уполномоченного органа субъекта РФ во избежание правового "вакуума". Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права путем неправильного толкования закона.
Представитель Мэрии г. Элиста Манжеев Э.Н. в кассационной жалобе просит решение Элистинского городского суда РК от 10 марта 2011 г. отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал, что до вступления в силу Федерального закона N 237-ФЗ от 27 июля 2010 г., внесшего изменения в ст. 157 Жилищного кодекса РФ, нормативы потребления коммунальных услуг утверждались органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в частности, Региональной службой по тарифам РК). Органы местного самоуправления утверждали соответствующие нормативы потребления коммунальных услуг в пределах территорий муниципальных образований. Порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Согласно п. 16 Правил срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат. Следовательно, максимальный срок действия нормативов потребления законодательством не определен. С вступлением в силу Федерального закона N 237-ФЗ решения органов местного самоуправления об установлении нормативов потребления не утрачивают своей силы, а продолжают действовать до принятия соответствующего решения уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с этим, учитывая отсутствие прямого указания в законодательстве о признании недействующими актов органов местного самоуправления по установлению нормативов потребления коммунальных услуг, в связи с принятием Федерального закона N 237-ФЗ, п. 1.6. и Приложение N 4 к решению Элистинского городского Собрания N 7 от 29.03.2001 г. (с изменениями от 18 ноября 2010 г.) не противоречат действующему законодательству до принятия соответствующего решения уполномоченным органом власти Республики Калмыкия об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории г. Элиста.
Фактически органу исполнительной власти субъекта переданы только полномочия по принятию новых нормативов, однако, Элистинское городское Собрание новых нормативов не принимало, а оспариваемый правовой акт принят в соответствии с действующим на то время законом. Правительством РК Министерство территориального развития РК определено как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия по утверждению нормативов потребления по коммунальным услугам в сфере водоснабжения (холодного и горячего), водоотведения и теплоснабжения. Отмена указанного решения Элистинского городского Собрания в отсутствие решения уполномоченного органа власти Республики Калмыкия об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг, может повлечь за собой нарушение порядка расчетов за потребленные энергоресурсы, а также к нарушениям прав потребителей и льготополучателей, а также самого органа местного самоуправления, в интересах которого обращается прокурор.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что судебное решение является законным и обоснованным.
Разрешая требования прокурора, суд и исходил из того, что ст. 157 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления не отнесено право устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг. Оспариваемый правовой акт - п. 1.6. и Приложение N 4 к решению Элистинского городского Собрания N 7 от 29 марта 2001 г. в части установления ненадлежащим органом норматива потребления коммунальных услуг нарушает права неопределенного круга лиц собственников и нанимателей жилых помещений, так как установленный норматив является экономически необоснованным и может увеличивать размер платы за потребленный коммунальный ресурс.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на фактических материалах дела, мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами, приведенными в решении.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (с изменениями от 31 декабря 2005 г., 18, 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 24 апреля, 13 мая, 23 июля 2008 г., 3 июня, 27 сентября, 23 ноября, 17 декабря 2009 г., 4 мая 2010 г.) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, (далее - Правила) нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
В силу п. 2 Правил "уполномоченные органы" - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что п. 1.6 Решения Элистинского городского Собрания N 7 от 29 марта 2001 г., опубликованного в газете "Элистинские новости", N 24 от 07 апреля 2001 г., утверждены нормативы потребления коммунальных услуг (Приложение N 4) (тепловая энергия, горячее водоснабжение, водоснабжение, электроэнергия, вывоз твердых бытовых отходов, водоотведение).
Таким образом, содержание Решения Элистинского городского Собрания N 7 от 29 марта 2001 г., в частности, п. 1.6 и Приложение N 4, не соответствует правовым актам - Жилищному кодексу РФ и Постановлению Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306, имеющим большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о признании недействующими п. 1.6 и Приложения N 4 Решения Элистинского городского Собрания N 7 от 29 марта 2001 г. Решение суда постановлено в соответствии с нормами материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 10 марта 2011 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Элистинского городского Собрания и Мэрии г. Элиста - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2011 г. N 33-389/2011
Текст определения официально опубликован не был