Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в Республике Калмыкия
(утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия от 12 января 2009 г. N 2пр)
I. Общие положения
1. Настоящее положение, разработанное в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (в последующих редакциях), Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Федеральным законом от 2 апреля 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Федеральным законом N 2300-1 от 07.02.1992 г. "О защите прав потребителей" и иными нормативными правовыми актами, устанавливает общие организационные и методические принципы ведомственного контроля качества медицинской помощи, предоставляемой населению в учреждениях здравоохранения Республики Калмыкия независимо от их организационно-правовой формы.
2. Качество медицинской помощи - это соответствие оказанной помощи, выполненной технологии ее оказания и результатов ее применения стандартным требованиям с учетом доступности, адекватности, научного и материального потенциала медицинской организации, а также экономических нормативов и способностью удовлетворить потребности пациента.
Качество медицинской помощи является характеристикой, указывающей на степень адекватности медицинских технологий, выбранных для достижения поставленной цели и соблюдения профессиональных стандартов. При оценке качества медицинской помощи приоритет отдается показателям, отражающим ее эффективность, то есть медицинскую результативность, удовлетворенность потребителя и производственные затраты.
Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов здравоохранения и применения совершенных медицинских технологий.
3. Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов.
4. Субъект контроля качества медицинской помощи - Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
5. Объект контроля - медицинская помощь (или лечебно-диагностические процессы), оказываемая в медицинских учреждениях всех видов собственности, расположенных на территории Республики Калмыкия, порядок соблюдения которой проверяется.
6. Предмет контроля - соответствие характеристик фактической медицинской помощи совокупности установленных свойств и признаков медицинской помощи.
7. Контроль качества медицинской помощи (далее - КМП) - определение соответствия качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения или стандартам Республики Калмыкия.
К задачам контроля качества медицинской помощи относятся:
- раннее выявление и предупреждение врачебных ошибок и недостатков при оказании медицинской помощи;
- снижение риска прогрессирования имеющегося заболевания и возникновения нового заболевания;
- рациональное использование имеющихся ресурсов;
- обеспечение безопасности лечебно-диагностического процесса;
- обеспечение удовлетворенности пациента.
Контроль работы медицинского персонала включает:
- анализ медицинской документации;
- оценку использования лекарственных средств;
- анализ использования препаратов крови;
- разбор случаев хирургического вмешательства;
- анализ хода терапевтического лечения;
- анализ использования лечебного питания;
- анализ проведенных параклинических исследований.
При анализе КМП исследуют три компонента:
- профессиональные качества медицинского персонала, обеспеченность медицинским оборудованием, условия пребывания пациента в организации и финансирование (качество, структуру);
- анализ медицинских технологий (качество процесса);
- анализ результатов (качество результатов).
8. Система контроля КМП - это совокупность взаимосвязанных структурных элементов и функциональных механизмов контроля, обеспечивающая получение необходимой информации в целях принятия управленческих решений, направленных на улучшение качества медицинской помощи.
Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:
- оценку состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно-профилактического учреждения;
- экспертизу процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
- изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;
- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
- подготовку рекомендаций для руководителей организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
- выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных корректирующих воздействий;
- контроль за реализацией управленческих решений.
II. Организация и порядок проведения ведомственного контроля качества медицинской помощи
1. Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, должностными лицами организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением, врачебными комиссиями, клинико-экспертными комиссиями, главными штатными и внештатными специалистами государственной и муниципальной систем здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники высших учебных заведений, научных и других организаций на договорной основе.
2. На уровне организаций здравоохранения экспертиза качества медицинской помощи является функцией руководителей структурных подразделений (первый уровень экспертизы), заместителей руководителя организации по экспертизе временной нетрудоспособности, медицинской части, амбулаторно-поликлинической помощи, хирургии, терапии, акушерству-гинекологии (второй уровень экспертизы), Врачебной комиссией (третий уровень экспертизы).
Заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части проводит экспертизу при осуществлении контроля качества и эффективности профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий и оценке обоснованности назначения лекарственных средств.
Врачебная комиссия медицинской организации проводит экспертизу при осуществлении контроля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств, а также при рассмотрении обращений граждан по вопросам качества лечебно-диагностических мероприятий.
3. Экспертиза качества медицинской помощи - это исследование случая (случаев) оказания медицинской помощи, выполняемое экспертом по качеству медицинской помощи, основными задачами которого являются: выявление врачебных ошибок, описание ошибок, описание их реальных и возможных последствий, выяснение причин их возникновения, обоснование рекомендаций по их предотвращению в будущем.
Экспертиза качества медицинской помощи включает исследование качества выполнения медицинских технологий, адекватности использования ресурсов, степени риска возникновения осложнения, удовлетворенности пациента. Экспертиза, как правило, проводится по медицинской документации (медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного и др.).
Экспертизы КМП подразделяются на:
- первичные;
- повторные;
- выборочные;
- текущие;
- тематические;
- проспективные;
- ретроспективные.
Первичная экспертиза - это первое исследование состояния КМП для заключения об обеспечении гражданина гарантиями медицинской помощи надлежащего качества.
Повторная экспертиза КМП, осуществляемая параллельно или последовательно с первой тем же методом другим специалистом до момента формирования окончательного заключения, выводов и рекомендаций (метаэкспертиза). В процессе метаэкспертизы проводится сопоставление мнения специалистов о принципах лечения и диагностики с целью выработки согласованного между экспертами мнения о врачебных ошибках и их следствиях.
Повторная экспертиза КМП проводится в случаях, когда заключения, выводы и рекомендации эксперта признаны необоснованными или вызывают сомнения. При назначении повторного исследования КМП эксперту вновь задаются вопросы, по которым уже имеются первичное заключение, выводы и рекомендации.
Выборочная экспертиза КМП - это экспертиза, проводимая на основании результатов каких-либо действий пациентов и врачей (жалобы на оказание или результаты помощи, неудовлетворенность использованием ресурсов, претензии к объективности оценки профессиональной деятельности, оплате труда и др.). Выборочный контроль осуществляется соответствующими руководителями или комиссиями на основании статистического метода случайной выборки.
Текущие и тематические экспертизы относятся к превентивным мероприятиям по управлению КМП, соблюдению его гарантий и должны учитываться при оценке эффективности деятельности экспертных групп.
Для достижения репрезентативных результатов текущей экспертизе следует подвергать не менее 10% историй пациентов, получавших и/или получающих медицинскую помощь в данной медицинской организации, ее подразделении или у конкретного врача. Отбор медицинских технологических документов, т.е. документов, отражающих процесс медицинской помощи на определенном этапе, осуществляется случайным образом.
Тематическая экспертиза - это исследование совокупности случаев оказания медицинской помощи, имеющей какой-либо общий признак: нозологическую форму, вид осложнений, особенности течения заболевания, выявленные ранее случаи ненадлежащего КМП, оказанной определенным врачом.
Целевой экспертизой является экспертиза, проводимая в случаях:
- необходимости подтверждения надлежащего объема и качества медицинской помощи в случае сомнений, возникших при первичном экспертном контроле;
- письменной жалобы пациента, его родственников или страхователя;
- летального исхода;
- инвалидизации пациента.
Проспективная экспертиза проводится с целью контроля обеспечения гарантий КМП в процессе оказания медицинской помощи или необходимости активно ограничить влияние врачебных ошибок на КМП до момента ее завершения конкретным больным.
Ретроспективная экспертиза имеет задачей оценить использование организацией ее возможностей для оказания медицинской помощи надлежащего качества и определить условия предотвращения типичных врачебных ошибок в будущем.
По численности и составу исполнителей экспертиза КМП подразделяется на:
- единоличную;
- комиссионную;
- комплексную.
Единоличную экспертизу проводит один эксперт КМП при анализе совокупности технологических медицинских документов, когда каждому члену группы, экспертов КМП предоставляется определенное их количество.
Комиссионная экспертиза КМП проводится группой специалистов, которые анализируют один случай оказания медицинской помощи. Членами этой группы могут быть врачи-эксперты разных или одной специальности.
Комплексная экспертиза КМП - экспертиза с привлечением в комиссию к врачам-экспертам специалистов немедицинских специальностей (юристов, экономистов, инженеров по медицинскому оборудованию и т.п.) с целью подготовки обоснованного заключения, выводов и рекомендаций.
Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия ведомственный контроль может осуществляться в виде:
- предупредительного контроля;
- контроля результата;
- целевого контроля;
- планового контроля.
Предупредительный контроль осуществляется отделом по контролю за КМП и лицензирования медицинской деятельности перед проведением лицензирования медицинского учреждения или физического лица.
Целью предупредительного контроля является определение возможностей медицинского учреждения или физического лица оказывать заявленные виды медицинской помощи, а также соответствия их деятельности установленным стандартам.
Предупредительный контроль призван оценить качество и уровень безопасности работы медицинского учреждения для пациента до получения им разрешения на оказание медицинских услуг населению.
В ходе предупредительного контроля оцениваются:
1. Структура медицинского учреждения, включая оценку:
- организации работы структурных подразделений медицинского учреждения и организации работы персонала;
- квалификации медицинского персонала;
- материально-технического и ресурсного обеспечения;
- финансирования.
2. Качество лечебно-диагностического процесса, включая оценку:
- организации обследования, лечения и ухода за больными, объема деятельности и взаимодействия лечебных и параклинических подразделений;
- научно-технологического уровня лечебно-диагностического процесса;
- качества ведения медицинской документации;
- исходов и результатов лечения.
Предупредительный контроль осуществляется на основе стандартов, для чего в качестве инструмента оценки применяют:
- государственные образовательные стандарты;
- технологические стандарты;
- стандарты оснащения;
- стандарты объемов лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий и сроков лечения при различных нозологических формах заболеваний.
В случаях отсутствия федеральных стандартов используются стандарты Республики Калмыкия, утвержденные приказом Министерства здравоохранением и социального развития Республики Калмыкия.
График планового контроля составляется с расчетом, чтобы в течение года каждое медицинское учреждение подвергалось плановому контролю не реже 1 раза в 2 года. С целью снижения количества плановых проверок, проводимых в медицинском учреждении, желательно, чтобы субъекты контроля координировали свою работу и, по возможности, осуществляли объединенные проверки. Плановой экспертизе должно быть подвергнуто не менее 5% всех случаев оказания медицинской помощи за проверяемый период.
Внеплановая экспертиза проводится в случае обращения пациента или лица, представляющего его интересы (целевая экспертиза), а также в случаях выявления грубых и частых нарушений в медицинском учреждении.
Основанием для внеплановых проверок являются:
нарушение прав граждан в части объема и качества медицинской помощи:
- необоснованный отказ в оказании медицинской помощи;
- дефекты в оказании медицинской помощи;
- несоответствие представленного финансового отчета объемам оказанной медицинской помощи;
- причинение вреда жизни и здоровью пациентов при оказании медицинской помощи;
- расхождения в диагнозах при поступлении и при выписке, расхождения в диагнозах клиническом и патологоанатомическом;
- применение нещадящих методов лечения при возможности их исключения;
- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;
- случаи с удлиненными или укороченными сроками лечения по сравнению с нормативами;
- повторная госпитализация по поводу одного и того же заболевания;
злоупотребления со стороны медицинских работников, в том числе: необоснованное взимание или требование платы с пациентов, нарушения режима и условий лечения, нарушения прав пациентов в части информирования о диагнозе, возможных рисках, последствиях и результатах лечения;
отсутствие, дефекты оформления, предоставление недостоверной медицинской, статистической, финансовой информации.
Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным в конкретном подразделении случаям.
4. В течение месяца заведующий стационарным подразделением (первый уровень экспертизы) проводит экспертизу качества медицинской помощи всех законченных случаев, заведующий амбулаторно-поликлиническим подразделением (первый уровень экспертизы) проводит экспертизу в объеме не менее 50 экспертиз в течение месяца. Заместители руководителя учреждения по экспертизе временной нетрудоспособности, медицинской части, амбулаторно-поликлинической помощи, хирургии, терапии, акушерству-гинекологии (второй уровень экспертизы) - не менее 30-50 экспертиз в течение квартала с разбором итогов в отделениях или на врачебных конференциях. Оценивается работа заведующего отделением. В случае завышения уровня качества лечения на 1 уровне экспертизы, ранее выставленная оценка аннулируется. Заместители главного врача по амбулаторно-поликлинической помощи при осуществлении контроля медицинской помощи оценивают качество проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, организацию и проведение "стационаров на дому", дневных стационаров, диспансерного наблюдения, а также другие направления по курируемому разделу работы. Заместители главного врача по медицинской части оценивают обоснованность и рациональность назначения лекарственных препаратов льготным категориям граждан, качество медицинской помощи пациентам, срок пребывания которых в стационаре превышает срок лечения согласно стандартам или укорочен, все случаи досуточной летальности, случаи с расхождением диагнозов, осложнениями, повторной госпитализацией и др. Заместители главного врача по экспертизе временной нетрудоспособности оценивают качество медицинской помощи в поликлинике, в стационаре, в женской консультации, преимущественно оказанной пациентам с выдачей листков нетрудоспособности, рассматривают случаи первичного выхода больных на инвалидность, разрабатывают и реализуют мероприятия по их снижению. Заместители главного врача по хирургии, терапии, акушерству-гинекологии оценивают качество медицинской помощи в стационаре и поликлинике по курируемому разделу работы. Объем работы врачебных комиссий медицинской организации (третий уровень экспертизы) определяется задачами в области обеспечения качества и эффективности медицинской помощи, поставленными как данным лечебно-профилактическим учреждением, так и вышестоящими органами управления здравоохранением.
5. Внутриведомственному экспертному контролю, проводимому в медицинских учреждениях, обязательно подлежат:
- случаи летальных исходов (в амбулаторно-поликлинической службе анализируются случаи летальных исходов на дому лиц трудоспособного возраста);
- случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;
- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста и детей;
- случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;
- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);
- случаи с расхождением диагнозов поликлиники и стационара, клинического и патологоанатомического диагнозов;
- случаи поздней диагностики онкологических заболеваний, туберкулеза;
- случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников. Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом "случайной" выборки.
6. Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами, которые должны содержать унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней.
Целью контроля результата является оценка качества выполненной медицинской услуги конкретному пациенту. В ходе экспертизы качества медицинской услуги оцениваются:
- медицинская эффективность услуги;
- соответствие выбранной медицинской технологии патологическому процессу, его тяжести и течению.
Под медицинской эффективностью понимается степень достижения поставленной цели. Медицинская эффективность тем выше, чем ближе медицинский работник по результатам лечения приближается к критериям и параметрам результативности лечения, заложенной в стандарте для данной патологии.
Качество лечебно-диагностического процесса оценивается по стандарту, включающему в себя основные элементы:
- качественный сбор информации о больном (диагностические мероприятия для данной нозологии);
- правильную постановку и обоснование диагноза;
- качественно выполненные лечебные мероприятия.
Кроме этого эксперт, осуществляющий ведомственный контроль, вправе изучать мнение пациентов о качестве предоставляемых медицинских услуг, поскольку мнение пациента является одной из составляющих понятия "качественная медицинская услуга".
Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит заключению эксперта, который, кроме выполнения стандартов, учитывает все особенности данного индивидуального случая.
7. Эксперт - лицо, обладающее специальными знаниями, которое привлекается для проведения экспертизы в целях получения квалифицированного заключения.
Экспертиза качества медицинской помощи проводится в медицинских организациях штатными и внештатными экспертами, имеющими соответствующую квалификацию.
Внештатным врачом-экспертом может быть специалист с высшим медицинским образованием, получивший подготовку по определенной врачебной специальности и имеющий стаж работы по данной врачебной специальности не менее 5 лет, высшую квалификационную категорию или ученую степень.
Штатным врачом-экспертом может быть специалист с высшим медицинским образованием, имеющий стаж работы по врачебной специальности не менее 5 лет, специализацию по общественному здоровью и организации здравоохранения.
На время проведения экспертизы медицинская организация обязана предоставить эксперту необходимую документацию, в том числе из архива, на срок до 10 дней. Эксперт имеет право по согласованию с руководством организации осуществить обход подразделений с целью осмотра пациентов и анализа условий их пребывания в организации.
Эксперт не имеет права:
- создавать препятствия основной деятельности организации;
- принимать участие в экспертизе лечения пациента, если он сам принимал участие в его лечении.
Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса:
- оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдение лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза;
- выявляет дефекты и устанавливает их причины;
- готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
8. На каждый случай экспертной оценки заполняется "Карта оценки качества медицинской помощи" (приложение 1). В результате их статистической обработки рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи.
Для оценки качества стационарной помощи используются:
- больничная летальность;
- процент осложнений;
- внутрибольничная инфекционная заболеваемость;
- процент выздоровления;
- оперативная активность;
- частота совпадения клинического и патологоанатомического диагноза;
- длительность госпитализации;
- число повторных госпитализаций и др.
Для оценки амбулаторной помощи используются:
- частота совпадения поликлинического и больничных диагнозов;
- выход на первичную инвалидность в году;
- динамика групп инвалидности в течение года;
- восстановление трудоспособности;
- уровень госпитализации;
- смертность на дому;
- выявляемость заболеваний на ранних стадиях;
- число вызовов скорой медицинской помощи;
- уровень диспансерного охвата;
- частота выявления заболеваний в поздних стадиях;
- время ожидания госпитализации;
- время ожидания приема врача в поликлинике;
- способность врачей обеспечить медицинские услуги в соответствии с установленным временем;
- количество случаев отмены приема у врача;
- удовлетворенность пациента результатом лечения;
- отношение медицинского персонала к пациенту (внимание, дружелюбие);
- условия пребывания в ЛПУ и др.
9. Методики экспертной оценки качества медицинской помощи и набор показателей, ее характеризующих утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
10. При оценке работы структурного подразделения, организации здравоохранения, а также здравоохранения муниципального образования показатели качества и эффективности медицинской помощи дополняются показателями деятельности организации здравоохранения и состояния здоровья населения, такими как распространенность и поздняя выявляемость социально значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, охват новорожденных скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, детей раннего возраста - аудиологическим скринингом, показатели абортов, младенческой и детской смертности и другими.
11. Информация, полученная в результате оценки качества и эффективности медицинской помощи, доводится до сведения руководителей организации здравоохранения и органов управления здравоохранением и является предметом обсуждения среди сотрудников.
12. Алгоритм экспертизы качества представляет собой последовательность действий с описанием результатов анализа каждого этапа ее проведения. Основные процедуры анализа качества медицинской помощи:
- оценка анамнеза и диагностических процедур;
- оценка диагноза;
- оценка консультаций специалистов;
- оценка набора лечебных мероприятий;
- оценка достигнутого результата; оценка удовлетворенности пациента.
Независимо от видов и предназначения экспертиз КМП, метода их проведения они должны завершаться экспертным заключением.
Заключение подписывается экспертом и лицом, уполномоченным руководством организации. При несогласии организации с результатами экспертизы оформляется протокол разногласий в течение 10 дней. При несогласии медицинской организации с окончательными результатами экспертизы они могут быть обжалованы в третейском суде, в том числе с помощью повторной экспертизы.
Структура экспертного заключения имеет три части: вводную, основную и завершающую.
В вводную часть заключения переносятся процессуальные основания ее проведения, а также:
- краткие обстоятельства дела, по которому назначена экспертиза;
- описание обстоятельств дела, имеющих отношение к исследованию;
- сведения о лице, назначившем экспертизу, правовых основаниях для назначения экспертизы, исходные данные о лице (или лицах), производящем экспертизу (фамилия, имя, отчество, экспертная квалификация, вид экспертизы и др.);
- описание материалов экспертизы;
- вопросы, вынесенные на разрешение эксперта (без каких-либо изменений их формулировок);
- указание на вид экспертизы (основная, дополнительная, повторная, комплексная, комиссионная и др.);
- дата экспертизы;
наименование организации и подразделения, где оказана помощь;
Ф.И.О. пациента, NN медицинской документации;
Ф.И.О. лечащего врача;
клинический диагноз;
- анализируемые документы и их номера;
время и место лечения;
- исход медицинской помощи;
Ф.И.О. эксперта.
В основной части заключения описывается состояние представленных на экспертизу материалов, излагается процесс исследования с описанием его методики, дается научное, логически обоснованное объяснение выявленных диагностических и идентификационных признаков. Если экспертиза была комплексная, то она завершается синтезирующей частью, где эксперты (специалисты в разных родах или методах экспертизы) обобщают раздельно полученную информацию для формулировки общих ответов на поставленные вопросы. При невозможности ответа на вопрос эксперт в основной части заключения должен указать причины отказа.
В заключении отражается:
- своевременность и полнота диагностических мероприятий (качество сбора жалоб пациента, анамнеза заболевания, описания объективного статуса, лабораторных исследований, функциональных и инструментальных исследований и т.п.);
- оценка лечащим врачом и заведующим отделением полученных данных;
- своевременность и обоснованность проведения консультаций и консилиумов;
- правильность и точность установленного диагноза, соответствие его МКБ-10;
- полнота и своевременность оказания медицинской помощи (время начала лечения с момента обращения пациента, назначение и смена режима активности пациента, диеты и режима питания, адекватность лечения, интенсивность лечения, документальное подтверждение получения пациентом всех назначений врача, обоснованность госпитализации, возможность использования других лечебно-диагностических технологий, в том числе малоинвазивных, стационарозамещающих, степень достижения результатов при выписке пациента и т.п.);
- оценка качества ведения медицинской документации;
- оценка деятельности врача по экспертизе временной нетрудоспособности;
- предполагаемые причины имеющихся недостатков и предложения по их устранению.
В основной части заключения выделяются наиболее значимые врачебные ошибки и перечисляются их следствия, указываются необеспеченные гарантии надлежащего КМП и их причины.
Завершающую часть заключения составляют экспертные выводы и рекомендации. Экспертные выводы оформляются в виде ответов экспертов на поставленные вопросы, базирующиеся на данных в основной части заключения и не допускающие неоднозначного толкования. Экспертные рекомендации - предложения экспертов по устранению врачебных ошибок, их причин и следствий, т.е. мотивированные предложения по обеспечению гарантий надлежащего КМП. Если при исследовании КМП эксперт установит обстоятельства, имеющее отношение к обеспечению медицинской помощью надлежащего качества, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе указать на них в своем заключении.
Выводы, которые эксперт приводит по своей инициативе, излагаются в конце заключения.
Экспертное заключение может быть иллюстрировано таблицами, диаграммами и другими наглядными материалами, которые должны рассматриваться составными частями заключения. Текст заключения, выводы и рекомендации подписываются экспертом, выполнившим экспертизу, а также организатором экспертизы КМП. При производстве комиссионных и комплексных экспертиз КМП, если члены экспертной группы пришли к общему выводу, то они подписывают его все. При разногласиях между экспертами каждый эксперт дает свое заключение.
Выводы могут быть сгруппированы в четыре вида:
- категорический;
- вероятный;
- условный (несколько возможных выводов в зависимости от того, какие фактические данные использованы);
- отказ от вывода.
13. При осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи в медицинских организациях, в соответствии с переданными полномочиями Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия руководствуется требованиями:
- к организации медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 октября 2005 года N 633 "Об организации медицинской помощи";
- к порядку организации оказания первичной медико-санитарной помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июля 2005 года N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи";
- к порядку оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 года N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг";
- к порядку организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 584 "О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу";
- к порядку организации деятельности врача-терапевта участкового в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового";
- к оценке эффективности деятельности врача-терапевта участкового в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 282 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-терапевта участкового";
- к оценке эффективности деятельности медицинской сестры участковой на терапевтическом участке в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 мая 2007 г. N 324 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности медицинской сестры участковой на терапевтическом участке";
- к порядку организации деятельности врача-педиатра участкового в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2006 г. N 28 "Об организации деятельности врача-педиатра участкового";
- к оценке эффективности деятельности врача-педиатра участкового в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 283 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача-педиатра участкового";
- к оценке эффективности деятельности врача общей практики в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 мая 2007 г. N 325 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности врача общей практики (семейного врача)";
- к оценке эффективности деятельности медицинской сестры врача общей практики в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 мая 2007 г. N 326 "Об утверждении критериев оценки эффективности деятельности медицинской сестры врача общей практики (семейного врача)";
- к порядку организации деятельности врачебной комиссии в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 170 "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации".
- к порядку оказания скорой медицинской помощи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи";
- к организации специализированной медицинской помощи в соответствии с видами и стандартами, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- к организации медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, в соответствии с видами и объемами, устанавливаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- к порядку оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 249 "Об организации внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан";
- к порядку оказания санаторно-курортной помощи в соответствии с Методическими указаниями "Медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения взрослых и подростков", утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации 22 декабря 1999 года N 99/227 и другими нормативными правовыми актами в сфере здравоохранения.
14. При осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи выполняются:
- проведение проверок соблюдения стандартов медицинской помощи;
- получение и анализ сведений о соблюдении стандартов медицинской помощи;
- сбор и сводный анализ обращений граждан и организаций с жалобами на несоблюдение стандартов медицинской помощи.
15. Осуществляется контроль за соответствием качества медицинской помощи следующими структурными подразделениями Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия:
- Отделом по контролю за качеством медицинской помощи и лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ;
- Отделом организации медицинской помощи взрослому населению;
- Отделом организации медицинской помощи матерям и детям.
16. Руководитель структурного подразделения, осуществляющего контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, в течение одного рабочего дня готовит проект распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю (для каждого мероприятия), которое утверждается Министром здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
В распоряжении (приказе) указываются:
- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
- наименование органа государственной власти Республики Калмыкия;
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и дата окончания мероприятия по контролю.
17. Мероприятие по контролю проводится в строгом соответствии со сведениями, указанными в распоряжении (приказе), должностным лицом (лицами) которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. В том случае, если при проведении мероприятий по контролю требуется осуществление исследований (испытаний), экспертиз, привлекаются в установленном порядке научные, иные организации, ученые и специалисты.
Продолжительность плановых и внеплановых мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственной власти или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
18. Медицинская организация или индивидуальный предприниматель обязаны представлять в ходе проведения контрольных мероприятий документов, необходимых для исполнения проверяемыми лицами распоряжения (приказа) руководителя органа государственной власти Республики Калмыкия о проведении мероприятия по контролю.
19. По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) Министерства здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, осуществляющим проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
К акту прилагаются протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле о проведении мероприятий по контролю.
20. Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия ведет базу данных фактов некачественного оказания медицинской помощи, публикует сведения, касающиеся соблюдения медицинскими организациями стандартов медицинской помощи в порядке, определяемом министерством здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия.
21. Учет мероприятий по контролю осуществляет Отдел по контролю за качеством медицинской помощи и лицензирования медицинской, фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических и психотропных веществ.
III. Заключение
1. Ведомственный контроль качества и эффективности медицинской помощи является основным видом контроля, наиболее приближенным к специалистам, оказывающим медицинскую помощь. Его результаты используются и сопоставляются с данными вневедомственной экспертизы.
2. Показатели качества и эффективности медицинской помощи могут быть использованы для дифференцированной оплаты труда медицинских работников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.