Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2012 г. 42-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Калмыкия на 2012-2016 годы" (далее - Концепция).
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Калмыкия на 2012-2016 годы" (далее - Программа) Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия.
3. Установить предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы из средств республиканского бюджета в размере 749000 (семьсот сорок девять тысяч) рублей.
4. Агентству занятости населения и труда Республики Калмыкия совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Калмыкия разработать проект Программы и в установленном порядке представить его в Правительство Республики Калмыкия.
См. постановление Правительства Республики Калмыкия от 28 апреля 2012 г. N 118 "О республиканской целевой программе "Улучшение условий и охраны труда в Республике Калмыкия на 2012-2016 годы"
Председатель Правительства |
Л. Иванова |
Концепция
республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Калмыкия на 2012-2016 годы"
(утв. распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2012 г. N 42-р)
I. Обоснование соответствия проблемы приоритетным задачам социально-экономического развития Республики Калмыкия и необходимости решения проблемы программно-целевым методом
Ситуация в сфере условий и охраны труда в Республике Калмыкия, несмотря на положительную динамику снижения производственного травматизма, остается сложной, серьезной социально-экономической проблемой.
Сохранение здоровья работающего населения является одним из важнейших элементов, определяющих экономическое развитие Республики Калмыкия. Потеря трудоспособности работающего населения вследствие травм на производстве и профессиональных заболеваний приводит к существенному дефициту трудовых ресурсов, увеличению выплат по временной нетрудоспособности пострадавшим или их родственникам в связи с потерей кормильца и увеличению расходов связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
А при наличии прямых последствий страхового случая ведет к увеличению расходов на лечение застрахованного, приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода, посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение приспособлениями для трудовой деятельности и быта, обеспечение транспортными средствами, а также приводит к увеличению государственных затрат на выплату компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, что в свою очередь, негативно влияет на финансово-экономическую и ресурсную стабильность в Республике Калмыкия.
Реализация республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Калмыкия на 2006-2009 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Калмыкия от 25.10.2006 г. N 426, позволила осуществить системный подход к решению проблем охраны труда и совершенствования системы государственного управления охраной труда на республиканском уровне. Заметно активизировалась работа по созданию нормативной правовой базы охраны труда, формированию служб охраны труда, обучению охране труда руководителей и специалистов организаций, результатом чего явилось значительное снижение производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшение ситуации в сфере условий и охраны труда в общем.
Причины и обстоятельства, предопределившие применение программного подхода в качестве средства комплексного решения проблем улучшения условий и охраны труда в предшествующий период, сохраняются и в настоящее время.
По данным выборочного обследования Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия условий труда, работающих в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи, количество работников, занятых в условиях, не отвечающих требованиям санитарно-гигиенических норм, на конец 2010 года составило 441 человек (в 2009 году - 352 человека или 5,3%) или 6,2% от общего количества:
в промышленности - 281 человек;
на транспорте и связи - 121 человек;
в строительстве - 39 человек.
Число занятых тяжелым физическим трудом увеличилось с 93 человек в 2009 году до 108 человек - в 2010 году. Одной из причин увеличения показателя явилось проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
В связи с неблагоприятными условиями труда велика доля работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций по условиям труда. Среди лиц, пользующихся компенсациями за неблагоприятные условия труда, 1770 работников пользуются правом на дополнительный отпуск (2009 год - 865 чел.), 549 работников - на бесплатное получение молока (2009 год - 493 чел.), 534 работника - на государственную пенсию на льготных условиях по Спискам N 1 и N 2 (2009 год - 146 чел.).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия в 2010 году численность пострадавших с утратой трудоспособности на один рабочий день и более составила 72 человека (2009 год - 28 человек), в том числе 21 женщина, из них погибло 16 человек (2009 год - 9). Увеличение абсолютного количества пострадавших на фоне сокращения численности работающих особо указывает на рост производственного травматизма (увеличение относительных показателей производственного травматизма). Число пострадавших на производстве, в расчете на 1000 работающих в 2010 году составило 2,5 случая, (в 2009 году - 0,9), в том числе женщин - 1,5, из них число погибших в расчете на 1000 работающих - 0,455 случаев.
Сокращение организациями объемов финансирования, снижение производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства, мероприятий по охране труда являются основными обстоятельствами, создающими неблагоприятные условия труда и увеличивающими риск производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В организациях отдельных видов деятельности на работах в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, занято 6,2% всей численности работающих, из них 4,5% работают под воздействием повышенного уровня шума, 2,0% - под воздействием повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны. Наиболее неблагоприятные условия труда наблюдаются в добыче полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, транспорте, а так же в связи.
Неудовлетворительное состояние условий труда продолжает оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Анализ профессиональной заболеваемости в Республике Калмыкия, предоставленный Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия, показал, что в 2007 году установлено 28 случаев профзаболеваний или 3,6 случая на 10 тысяч работающих, в 2008 году - 18 случаев или 2,56 случая на 10 тыс. работающих, в 2009 году - 12 случаев или 1,85 случая на 10 тысяч работающих, в 2010 году - 10 случаев или 1,51 случая на 10 тыс. работающих.
Главными причинами, определяющими высокие показатели производственного травматизма:
старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает более 50 процентов, заметное сокращение капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования;
ухудшение контроля за технической безопасностью производств в результате разрушения отраслевой системы управления охраны труда, сокращения служб охраны труда на предприятиях;
снижение ответственности работодателей и руководителей производств за состояние условий и охраны труда;
снижение трудовой, производственной и технологической дисциплины.
Обстоятельства возникновения профзаболевания:
профессиональный контакт с инфекционным агентом - 70%;
отсутствие или использование средств индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям профессии - 20%;
нарушение установленного режима труда и отдыха - 10%;
работа в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
отсутствие или низкое качество периодических медицинских осмотров;
несоблюдение санитарно-гигиенических правил и норм.
Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается неудовлетворительной организацией производства работ, нарушением трудовой дисциплины, необученностью персонала безопасным приемам и правилам выполнения работ, несовершенством государственного и общественного контроля и надзора за соблюдением требований законодательных и нормативных правовых актов Республики Калмыкия.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что проблема совершенствования работы по улучшению условий и охраны труда существует и решать ее необходимо комплексно, что вызывает необходимость принятия республиканской целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Республике Калмыкия на 2012-2016 годы". Необходимость принятия программы очевидна и предопределяется высокой социальной и экономической значимостью улучшения условий труда и снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Республике Калмыкия.
II. Возможные пути (способы) решения проблемы на вариантной основе, оценка соответствующих вариантов, преимуществ и рисков
Вариантом решения проблем в области улучшения условий и охраны труда является их решение заинтересованными органами самостоятельно, однако такой путь представляется нецелесообразным, так как не позволит:
в полном объеме осуществлять координацию деятельности заинтересованных органов;
проводить совместные мероприятия по решению задач в области охраны труда;
осуществлять комплексный контроль за состоянием охраны труда в целом и мерами по обеспечению безопасности трудящихся, их социальной защиты;
привлекать к реализации проблем в области охраны труда органы местного самоуправления, территориальные отраслевые органы, работодателей Республики Калмыкия.
Наличие Программы будет способствовать активизации деятельности работодателей в части улучшения условий и охраны труда.
Следовательно, вариантов комплексного решения взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, медико-биологического, технического и организационного характера, направленных на реализацию государственной политики в области охраны труда, сокращение производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышение безопасности труда и социальной защиты работников от профессиональных рисков, сохранение их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, кроме как программно-целевым методом, не имеется.
III. Ориентировочные сроки и этапы решения проблем программно-целевым методом
Программа рассчитана на 2012-2016 годы с учетом ежегодной реализации всех заложенных в ней программных мероприятий.
IV. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Реализация предусматриваемых Программой мероприятий позволит:
усовершенствовать систему государственного управления охраной на республиканском уровне;
усовершенствовать законодательную и нормативную базу обеспечения охраны труда;
повысить эффективность информационного обеспечения и пропаганды охраны труда в средствах массовой информации;
снизить производственный травматизм и профессиональную заболеваемость;
существенно сократить государственные расходы на компенсации за неблагоприятные условия труда и возмещение вреда, причиненного здоровью работников.
Особое внимание при разработке Программы будет уделено минимизации затрат на проведение каждого мероприятия и, как следствие, уменьшению суммы затрат по Программе в целом при одновременном сохранении эффекта решения совокупности поставленных задач и полноты достижения исходной цели.
Социальный эффект реализации Программы выразится в:
снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;
обеспечении благоприятных условий труда для работников организаций, расположенных на территории Республики Калмыкия;
улучшении демографической ситуации в регионе.
Экономический эффект от реализации Программы обуславливается снижением материальных затрат, связанных с производственным травматизмом, общей и профессиональной заболеваемостью; повышением производительности труда, сокращением потерь рабочего времени; снижением затрат на компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда; предотвращением материального ущерба от аварий, производственного травматизма и профзаболеваемости; уменьшением страховых взносов, сокращением штрафов за нарушение требований законодательства об охране труда.
Общеэкономический эффект от улучшения условий и охраны труда проявляется в увеличении доходов организаций, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам, в связи с потерей кормильца, в уменьшении расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский уход, санаторно-курортное лечение и обеспечении инвалидов труда приспособлениями для трудовой деятельности и транспортными средствами.
V. Предложения по основным направлениям, объемам, источникам и срокам финансирования реализации целевой программы
По предварительным данным объем финансирования Программы составит 829,0 тыс. руб., в том числе из республиканского бюджета - 749,0 тыс. рублей и внебюджетных источников - 80,0 тыс. рублей.
Программой предусмотрена реализация основных программных мероприятий ежегодно с целью решения задач Программы по всем ее направлениям.
Средства, предусмотренные на реализацию Программы, будут направлены на:
организацию и проведение ежегодного республиканского конкурса "Лучшее состояние условий и охраны труда среди организаций республики, осуществляющих производственную деятельность, независимо от форм собственности";
организацию и проведение ежегодного Дня охраны труда в Республики Калмыкия в рамках Всемирного Дня охраны труда;
проведение республиканских семинаров-совещаний по вопросам охраны труда с председателями комитетов (комиссий), ответственными лицами по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных организаций, трудовых коллективов;
проведение республиканского конкурса "Лучший специалист по охране труда";
обучение специалистов, уполномоченного органа по труду, занимающегося вопросами государственной экспертизы условий труда в Республике Калмыкия;
обучение и проверку знаний по охране труда специалистов, уполномоченного органа по труду, в обучающих организациях Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
VI. Предложения по целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации программы по годам.
Предлагаются следующие целевые индикаторы и показатели реализуемых мероприятий:
Реализация мероприятий Программы позволит:
сократить уровень производственного травматизма, понизив долю пострадавших от несчастных случаев на производстве, от общей численности работающих с 0,25 до 0,10%;
повысить выявление заболеваний в ходе периодических медицинских осмотров, увеличив долю охвата периодическими медосмотрами лиц, работающих во вредных условиях с 85,6 до 90,0%.
повысить уровень безопасности труда, социальной и правовой защищенности работников, профессиональной подготовленности в сфере охраны труда работников посредством обучения по охране труда, увеличив долю охваченных с 1,75 до 2,10%.
VII. Предложения по механизмам формирования мероприятий целевой программы
Перечень программных мероприятий формируется разработчиком программы.
Разработчик Программы в пределах своих полномочий разрабатывает нормативные правовые акты, необходимые для выполнения целевой Программы, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы.
VIII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией целевой Программы
Управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации осуществляется заказчиком Программы.
В целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти Республики Калмыкия и органами местного самоуправления Республики Калмыкия рассматриваются вопросы, связанные с реализацией Программы, и ход ее выполнения.
Организация управления и контроль за исполнением Программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки, утверждения, реализации и оценки эффективности республиканских целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 30.12.2008 г. N 468.
IX. Предложения по государственным заказчикам, государственным заказчикам-координаторам и разработчикам целевой программы, ответственным за формирование и реализацию Программы
В качестве государственного заказчика и разработчика Программы предлагается Агентство занятости населения и труда Республики Калмыкия.
В число исполнителей мероприятий Программы предполагается включить органы исполнительной власти Республики Калмыкия, территориальные органы исполнительной власти Российской Федерации (по согласованию), Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Калмыкия (по согласованию), Федерацию профсоюзов Калмыкии (по согласованию), Региональное объединение работодателей Республики Калмыкия (по согласованию), государственные органы надзора и контроля Республики Калмыкия, органы местного самоуправления Республики Калмыкия, предприятия и организации.
Конкретный перечень программных мероприятия# будет сформирован в ходе обсуждения проблем в области охраны труда с заинтересованными органами, проведения совместных консультаций путем отбора наиболее актуальных мероприятий, решение которых возможно программно-целевым методом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Республики Калмыкия от 19 марта 2012 г. N 42-р
Текст распоряжения официально опубликован не был