Во исполнение Перечня Поручений Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, в целях развития республиканской системы дошкольного образования и повышения его качества приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Развитие системы дошкольного образования Республики Калмыкия на 2012-2014 годы" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на Кавкишеву И.Д., заместителя министра.
Заместитель Председателя Правительства |
Л.Б. Васильева |
Ведомственная целевая программа
"Развитие системы дошкольного образования Республики Калмыкия на 2012-2014 гг."
(утв. приказом Министерства образования, культуры и науки РК от 14 мая 2012 г. N 491)
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие системы дошкольного образования Республики Калмыкия на 2012-2014 гг."
Наименование органа исполнительной власти (распорядителя средств республиканского бюджета) |
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия |
Наименование программы |
Ведомственная целевая программа "Развитие системы дошкольного образования Республики Калмыкия на 2012-2014 гг." |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) и наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Васильева Л.Б., Заместитель Председателя Правительства Республики Калмыкия - Министр образования, культуры и науки Республики Калмыкия, приказ Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 14.05.2012 года N 491 |
Должностное лицо, ответственное за реализацию программы (администратор программы) |
Кавкишева И.Д., заместитель министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия |
Цель и задачи программы |
Цель: Обеспечение устойчивого качественного развития системы и содержания дошкольного образования. Задачи: обеспечить доступность получения качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста; - совершенствовать систему дошкольного образования за счет развития дошкольных учреждений различных типов и видов, инновационных и вариативных форм дошкольного образования; - обеспечить обновление содержания и повышение качества дошкольного образования посредством повышения уровня профессионального образования и квалификации педагогов; - обеспечить укрепление материально-технической базы учреждений системы дошкольного образования. |
Сроки и этапы реализации программы |
2012-2014 г.г. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
- охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием (отношение численности детей, посещающих ДОУ, к численности детей в возрасте от 1 до 6 лет); - доля педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием (отношение численности педагогов с высшим образованием от общего числа педагогических работников системы дошкольного образования); - количество вновь построенных дошкольных образовательных учреждений. |
Объемы и источники финансирования по направлениям и годам |
Общий объем - 1507373,5 тыс. руб. В том числе по годам: 2012 год - 24653,5 тыс. рублей 2013 год - 751368,2 тыс. руб. 2014 год - 731351,8 тыс. руб. В том числе: федеральный бюджет - 7552,1 тыс. руб. республиканский бюджет - 91915,5 тыс. руб. местные бюджеты - 1407905,9 тыс. руб. |
Код и наименование расходного обязательства, на основании которого планируется финансирование программы |
Осуществление региональных и муниципальных программ и мероприятий по дошкольному образованию |
Перечень функций органа исполнительной власти, исполняемых в процессе реализации программы |
осуществление ведомственного контроля за организацией дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях; обеспечение условий для развития дошкольного образования. |
Перечень предоставляемых государственных услуг в процессе реализации программы |
организация и осуществление мероприятий, направленных на совершенствование системы дошкольного образования в контексте развития образования Калмыкии |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Снижение очередности детей в дошкольные образовательные учреждения. Охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием в 2014 году достигнет 52%. 2. Обеспечение дальнейшего развития пространства дошкольного образования и качественное обновление содержания педагогического процесса. 3. Доля педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием от общего числа педагогических работников системы дошкольного образования в 2014 году достигнет 47,5%. 4. Обновление и поддержка материально-технической базы учреждений дошкольного образования. Количество построенных дошкольных образовательных учреждений к 2014 году составит 4 единицы. |
I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена ведомственная целевая программа
В современных условиях система дошкольного образования Калмыкии имеет потенциал обновления правовой и нормативной базы функционирования за счет введения новых форм дошкольного образования; обладает возможностью создания новых экономических механизмов хозяйствования и финансирования; отличается тенденцией к позитивным изменениям в содержании образовательной работы с детьми. Эти характеристики сложились благодаря деятельности региона по сохранению сети дошкольных учреждений, созданию условий для качественного преобразования и развития системы дошкольного образования.
Однако социально-экономические факторы внешнего и внутреннего характера оказывают не всегда положительное воздействие на состояние системы дошкольного образования. В настоящее время проблема обеспечения населения услугами по предоставлению дошкольного образования и содержанию детей в дошкольных учреждениях стоит достаточно остро. Несмотря на принимаемые меры по увеличению количества мест в ДОУ обеспечить всех детей, состоящих в очереди в детские сады, местами в дошкольных учреждениях не удается.
Существующее видовое разнообразие учреждений в республике все еще не в полной мере отвечает запросам населения. Отсутствует конкурентная среда для развития негосударственного сектора в дошкольном образовании. В то же время отмечается увеличение численности населения в столице региона, ввиду чего неуклонно возрастает спрос на места в детские сады г. Элисты. В последнее время в регионе ежегодно увеличивается число детей, посещающих детские сады, примерно на 500 человек. Обнаруживается недостаточное соответствие содержания и технологий дошкольного образования современным запросам родителей дошкольников. Этот недостаток взаимосвязан с образовательным уровнем и профессиональной квалификацией педагогов дошкольного образования, так, на текущий момент высшее педагогическое образование имеют лишь 46% из числа работников детских садов региона. Педагогическая деятельность дошкольных учреждений недостаточно оснащена необходимым игровым, мультимедийным, компьютерным, спортивным, медицинским, технологическим оборудованием, современной детской мебелью, автотранспортом.
В системе дошкольного образования на начало 2011 года функционировали 104 дошкольных учреждения, общая проектная мощность которых составляла 9768 мест. Списочный состав дошкольников в них был представлен 11247 детьми. В 2012 году действуют 105 дошкольных учреждений с проектной мощностью 10233 места, в которых списочный состав детей - 12064 ребенка. Сравнение короткого периода показывает положительную динамику возврата детских садов в систему дошкольного образования, увеличение числа детей, охваченных дошкольным образованием.
С каждым годом увеличивается число детей дошкольного возраста в республике: в 2010 году - 22106 детей, в 2011 году - 23187, в 2012 - 24387. Одновременно с этим растет количество детей в очереди на места в дошкольных учреждениях - в 2010 году численность дошкольников, нуждающихся в устройстве в детские сады, составила 4625 детей, в 2011 - 6438, а в 2012 году - 7938 детей. Охват детей дошкольным образованием составил в 2010 году 49%, в 2011 году - 47,8%, в 2012 году - 49%.
Педагогический процесс в дошкольных учреждениях на текущий момент осуществляют 1129 педагогов, в их числе высшее образование имеют 520 человек, что составляет 46% от общего числа работников системы дошкольного образования. В их числе педагогов с средним специальным дошкольным образованием 460 человек, что составляет 41% от общего количества работников дошкольного образования. В то же время современная ситуация в системе дошкольного образования - недостаток кадровой обеспеченности и текучесть кадров, отток молодых педагогов, специалистов с высшим образованием из детских садов, - заставляет изучать возможности для улучшения социальной защищенности, в частности, повышения заработной платы педагогам дошкольных учреждений, поскольку средний уровень заработной платы педагога дошкольного учреждения в 2012 году составил 7200 рублей в регионе при том, что прожиточный минимум в Калмыкии составил в этот же период 6827 рублей.
В современных социально-экономических условиях перспективной моделью дошкольного образования, позволяющей обеспечить доступность образовательных услуг детских садов для семей с разным уровнем доходов, становятся группы кратковременного пребывания детей. В республике складывается некоторый позитивный опыт открытия и функционирования групп кратковременного пребывания при общеобразовательных учреждениях. Однако до сих пор не сформирован эффективный и открытый механизм финансирования деятельности подобных организаций.
Также ввиду недостаточной подготовленности кадров и условий в регионе не получила свое развитие система коррекционного образования для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не приобрело значения и развития инклюзивное образование в системе дошкольного образования.
Материально-техническая база дошкольных образовательных учреждений в недостаточной степени соответствует новым санитарно-эпидемиологическим правилам и требованиям, так, сегодня требуют капитального ремонта 35 детских садов, что составляет 33,3% от общего количества действующих дошкольных учреждений.
Координация укрепления материально-технической базы, строительства и реконструкции дошкольных учреждений определена в настоящей программе, Комплексном плане по развитию республиканской системы дошкольного образования на 2011-2015 годы, в котором предусмотрены мероприятия по строительству, реконструкции и возобновлению деятельности типовых зданий детских садов по целевому назначению, Поэтапной программе ("дорожной карте") ликвидации очередности в дошкольные учреждения Республики Калмыкия для детей от 3 до 7 лет на 2012-2015 годы.
На текущий момент нерешенными проблемами в области дошкольного образования Республики Калмыкия являются:
- доступность получения качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста - на сегодня более 50% дошкольников не охвачены дошкольным образованием по разным причинам, в республиканской системе дошкольного образования отмечается износ и обветшание материально-технической базы;
- развитие дошкольных учреждений различных типов и видов, инновационных и вариативных форм дошкольного образования - отсутствует конкурентоспособная среда предоставления услуг дошкольного образования, не развит частный сектор предоставления образовательных услуг для дошкольников;
- недостаточное финансирование всей отрасли дошкольного образования - отсутствие полного финансирования не позволяет покрывать расходы на капитальный ремонт, приобретение оборудования, на переподготовку и повышение профессиональной квалификации педагогов, внедрение инноваций и вариативных программ дошкольного образования, на создание безбарьерной среды в учреждениях для образования детей-инвалидов и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, на открытие инклюзивных групп в системе дошкольного образования, на открытие специализированных дошкольных учреждений лечебно-профилактической направленности;
- укрепление и обновление материально-технической базы учреждений системы дошкольного образования - не решаются вопросы строительства новых современных дошкольных учреждений, капитального ремонта нефункционирующих и действующих детских садов, возврата ранее принадлежавших системе дошкольного образования зданий детских садов, реконструкции износившегося фонда дошкольных учреждений.
Реализация программы позволит обеспечить снижение очередности детей в дошкольные образовательные учреждения за счет функционирования дошкольных образовательных учреждений различных типов и видов; будет способствовать дальнейшему развитию пространства дошкольного образования и качественному обновлению содержания педагогического процесса на основе его вариативных и инновационных форм; мотивирует педагогов дошкольного образования к повышению образовательного уровня, прохождению профессиональной переподготовки и повышению квалификации в различных формах.
II. Основные цели и задачи ведомственной целевой программы
Целью программы является обеспечение устойчивого качественного развития системы и содержания дошкольного образования Республики Калмыкия. Для достижения цели государственной политики в области развития дошкольного образования установлены задачи:
- обеспечить доступность получения качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста;
- совершенствовать систему дошкольного образования за счет развития дошкольных учреждений различных типов и видов, инновационных и вариативных форм дошкольного образования;
- обеспечить обновление содержания и повышение качества дошкольного образования посредством повышения уровня профессионального образования и квалификации педагогов;
- обеспечить укрепление материально-технической базы учреждений системы дошкольного образования.
Выбор целей и задач обусловлен потребностью населения Республики Калмыкия в услугах по предоставлению дошкольного образования и содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях; повышенным спросом населения Республики Калмыкия на услуги по предоставлению дошкольного образования и содержанию детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях; необходимостью сохранения доступности дошкольного образования; необходимостью повышения качества дошкольного образования.
Обеспечению доступности получения качественных образовательных услуг для детей дошкольного возраста послужит увеличение числа мест посредством открытия групп в дошкольных образовательных учреждениях за счет целевого использования площадей по проектной мощности, групп кратковременного пребывания на базе общеобразовательных учреждений за счет свободных площадей ввиду неполной комплектации учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и муниципальных строений за счет свободных площадей и при условии сохраненных коммуникаций. Охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием (отношение численности детей, посещающих ДОУ, к численности детей в возрасте от 1 до 6 лет) - в 2014 году % достигнет 52%.
Совершенствованию системы дошкольного образования за счет развития дошкольных учреждений различных типов и видов, инновационных и вариативных форм дошкольного образования послужит развитие негосударственных образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, осуществлена подготовка к деятельности частных детских садов. Обновление содержания и повышение качества дошкольного образования будет достигаться посредством развития кадрового ресурса, повышения уровня профессионального образования и квалификации педагогов, осуществления профессиональной переподготовки.
III. Ожидаемые результаты реализации ведомственной целевой программы
Ожидаемые результаты реализации мероприятий, предусмотренных программой:
1. Снижение очередности детей в дошкольные образовательные учреждения за счет функционирования дошкольных образовательных учреждений различных типов и видов
2. Обеспечение дальнейшего развития пространства дошкольного образования и качественное обновление содержания педагогического процесса на основе его вариативных и инновационных форм
3. Увеличение числа педагогов дошкольного образования, прошедших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в различных формах
4. Введение дополнительных штатных единиц в учреждениях дошкольного образования, необходимых для реализации приоритетных направлений развития, выполнения программы повышенного уровня
5. Обновление и поддержка материально-технической базы учреждений дошкольного образования
Достижение запланированных результатов характеризуется следующими целевыми индикаторами:
Целевые индикаторы подпрограммы |
Единицы измерения |
Базовый год 2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
Удельный вес |
1. Охват детей услугами системы дошкольного образования (отношение численности детей, посещающих ДОУ, к общей численности детей в возрасте от 1 до 6 лет) |
% |
47,8 |
49 |
50 |
52 |
0,4 |
2. Доля педагогических работников дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием от общего числа педагогических работников системы дошкольного образования |
% |
46 |
46 |
47,1 |
47,5 |
0,3 |
3. Количество построенных дошкольных образовательных учреждений |
Ед. |
0 |
0 |
2 |
2 |
0,3 |
|
|
|
|
|
|
1 |
По-видимому, в настоящей таблице пропущена часть текста
IV. Перечень программных мероприятий
Задачи реализуются через программные мероприятия, заключающиеся в прилагаемой таблице:
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель за реализацию мероприятия (конкретное должностное лицо органа исполнительной власти, реализующего программу) |
Финансирование всего, тыс. руб. |
В том числе по годам |
Ожидаемый результат |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
1. Строительство ДОУ |
Кавкишева И.Д., заместитель министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия |
1137000,0 |
0 |
640000,0 |
497000,0 |
Снижение очередности детей в ДОУ |
2. Капитальный ремонт дошкольных учреждений |
Кавкишева И.Д., заместитель министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия |
41126,9 |
0 |
7456,1 |
33670,8 |
Снижение очередности детей в ДОУ |
3. Возврат, капитальный ремонт и реконструкция бывших зданий детских садов, капитальный ремонт и реконструкция муниципальных нетиповых зданий, пригодных для размещения дошкольных учреждений |
Кавкишева И.Д., заместитель министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия |
209380,0 |
0 |
64350,0 |
145030,0 |
Снижение очередности детей в ДОУ |
4. Обновление технологического оборудования дошкольных образовательных учреждений |
Кавкишева И.Д., заместитель министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия |
4841,0 |
0 |
0 |
4841,0 |
Развитие системы дошкольного образования |
5. Открытие дополнительных мест для дошкольников |
Кавкишева И.Д., заместитель министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия |
23110,1 |
0 |
7552,1 |
15558,0 |
Снижение очередности детей в ДОУ |
6. Выплата компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования |
Кавкишева И.Д., заместитель министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия |
91915,5 |
24653,5 |
32010,0 |
35252,0 |
Обеспечение исполнения законных актов по дошкольному образованию |
Итого |
1507373,5 |
24653,5 |
751368,2 |
731351,8 |
|
V. Описание системы управления реализацией программы
Руководителем программы является заместитель министра образования, культуры и науки Республики Калмыкия, который несет персональную ответственность за ее реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение программы финансовых средств.
Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия как государственный заказчик программы в ходе ее выполнения:
осуществляет организацию и выполнение программных мероприятий в полном объеме;
обеспечивает координацию работы с муниципальными органами управления образованием Республики Калмыкия по исполнению программных мероприятий, в том числе осуществляет функцию контроля за обеспечением программных мероприятий муниципальными органами управления образованием;
ежеквартально до 20 числа месяца следующего за отчетным периодом и не позднее 1 февраля представляет в Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия отчет о ходе выполнения предусмотренных программой мероприятий, на основе форм, разрабатываемых Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные (индивидуальные) правовые акты (локальные акты), необходимые для выполнения программы;
осуществляет подготовку докладов о ходе реализации программы;
осуществляет ведение ежеквартальной отчетности реализации программы;
подготавливает ежегодно при необходимости в установленном порядке предложения об уточнении мероприятий программы на очередной финансовый год, уточняет затраты на реализацию мероприятий программы, а также механизм ее выполнения;
несет ответственность за своевременную и качественную реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий;
организует размещение на официальном сайте Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия информации о ходе и результатах реализации программы, финансировании ее мероприятий, привлечении средств внебюджетных источников, проведении конкурсов в рамках программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 14 мая 2012 г. N 491 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие системы дошкольного образования Республики Калмыкия на 2012-2014 годы"
Текст приказа опубликован в газете "Хальмг Унн" от 7 ноября 2012 г. N 203