Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 июня 2012 г. N 2-1998/2012 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Прокурор города Элисты обратился в суд с указанным заявлением в защиту интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением Элистинского городского Собрания от ххх N "Об утверждении правил содержания собак и кошек в г. Элисте" (далее Правила), опубликованным в газете "ххх" в NN от ххх, регулируются правоотношения по содержанию собак и кошек в г. Элиста. Пункты 4.2.1-4.2.6 Правил определяют положения права владельцев собак, а пунктами 1.2, 4.5, 4.9, 4.11, 7.13 действия Правил распространяются на всех владельцев собак и кошек на территории города, включая предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также возлагают обязанности на федеральные органы власти. Указанные нормы Правил не соответствуют требованиям действующего законодательства по следующим основаниям. Пунктами "б", "н" ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Согласно ч. 2, 5 ст. 7 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 ст. 26.1 ФЗ от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями. В силу ст. 2 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", а также ст.ст. 3, 4 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Пунктом 1 ст. 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 ст. 26.3. ФЗ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенции из федерального бюджета). Подпунктом 49 пункта 2 ст. 26.3 ФЗ к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ. Согласно ст. 3 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ. В соответствии с п. 2 ст. 2 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством РФ. Осуществление мер по предупреждению эпидемии и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ. Сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Таким образом, установление порядка отлова и содержания животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относится к компетенции органов государственной власти субъекта РФ, а не органов местного самоуправления. Пунктом 4.4.9 Правил для владельцев собак установлена обязанность обеспечить для собак, содержание которых требует особой ответственности владельца (перечень пород прилагается к Правилам), прохождение курса дрессировки и послушания. Однако действующими нормативными актами понятие такого курса не раскрывается. Указанное положение муниципального акта не отвечает требованиям определенности, ясности и не обеспечивает его единообразного понимания и толкования всеми правоприменителями. В соответствии со ст. 6 ФЗ от 21 июля 1994 года N 1 ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" решения Конституционного суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ в своих решениях (постановление Конституционного суда РФ от 17 июня 2006 года N 12-П), из конституционного принципа равенства (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ) вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания законодательного регулирования, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Приведенная правовая позиция имеет общее значение для всех сфер законодательного регулирования. Кроме того, в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям относятся к коррупциогенным факторам. Просил суд признать пункты 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 1.2, 4.5., 4.9, 4.11, 7.13, 4.4.9 решения Элистинского городского Собрания от 15 сентября 2011 года N 5 "Об утверждении Правил содержания собак и кошек в городе Элисте" признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда; обязать Элистинское городское собрание в официальном печатном издании города Элисты газете "ххх" опубликовать сведения о признании пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 1.2, 4.5, 4.9, 4.11, 7.13, 4.4.9 Правил содержания собак и кошек в г. Элисте, утвержденных решением Элистинского городского собрания от ххх N, недействующими.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения имеются в виду пункты 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ
В судебном заседании прокурор Арутюнян А.Д. заявленные требования уточнила, просила суд признать пункты 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 1.2, 4.5., 4.9, 4.11, 7.13, 4.4.9 Правил содержания собак и кошек в городе Элисте, утвержденных решением Элистинского городского Собрания от ххх N, недействующими со дня вступления в законную силу решения суда; обязать Элистинское городское собрание в официальном печатном издании города Элисты газете "ххх" опубликовать сведения о признании пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 1.2, 4.5, 4.9, 4.11, 7.13, 4.4.9 Правил содержания собак и кошек в городе Элисте, утвержденных решением Элистинского городского собрания от ххх N, недействующими.
Представитель ответчика Элистинского городского Собрания Яковлев А.В. исковые требования признал.
Выслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Согласно п.п. "б, н" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
Как следует из п. 2 ст. 76 Конституция Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституция Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как следует из ст. 26.1 2. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения имеется в виду пункт 2 статьи 26.1 названного Федерального закона
Согласно п. 49 ст. 26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
Как следует из ст. 2 Закона РФ от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
В соответствии со ст. 3 указанного Закона к полномочиям Российской Федерации относятся: законодательство Российской Федерации в области ветеринарии; формирование и реализация на территории Российской Федерации мероприятий в области ветеринарии; организация и обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти в области ветеринарии; установление и отмена на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных (далее - ограничительные мероприятия (карантин)); разработка технических регламентов в области ветеринарии, в том числе разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм безвредности кормов и кормовых добавок; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами по вопросам ветеринарии; регистрация лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных; обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против заразных и иных болезней животных.
К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся: участие в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации; организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации; регистрация специалистов в области ветеринарии, занимающихся предпринимательской деятельностью; контроль деятельности специалистов в области ветеринарии; решение иных вопросов в области ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Как установлено в судебном заседании, в газете "ххх", в NN от ххх, опубликовано решение Элистинского городского Собрания от ххх N "Об утверждении Правил содержания собак и кошек в городе Элисте", Правила содержания собак и кошек в городе Элисте.
Пункты 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6 Правил содержания собак и кошек в городе Элисте, утвержденные решением Элистинского городского Собрания от ххх N, определяют положения права владельцев собак, а пункты 1.2, 4.5, 4.9, 4.11, 7.13 распространяют действие Правил на всех владельцев собак и кошек на территории города, включая предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также возлагают обязанности на федеральные органы власти. Указанные нормы Правил не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Пунктом 4.4.9 Правил для владельцев собак установлена обязанность обеспечить для собак, содержание которых требует особой ответственности владельца (перечень пород прилагается к Правилам), прохождение курса дрессировки и послушания. Однако действующими нормативными актами понятие такого курса не раскрывается. Указанное положение муниципального акта не отвечает требованиям определенности, ясности и не обеспечивает его единообразного понимания и толкования всеми правоприменителями.
При таких обстоятельствах требования прокурора являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими или сообщение о решении после вступления его в силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
На основании указанной нормы закона требования прокурора об обязании ответчика опубликовать в официальном печатном издании города Элисты - газете "ххх" сведения о признании пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 1.2, 4.5, 4.9, 4.11, 7.13, 4.4.9 Правил содержания собак и кошек в городе Элисте, утвержденных решением Элистинского городского собрания от ххх N, недействующими также подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252-253 ГПК РФ, решил:
Заявление прокурора города Элисты в защиту интересов муниципального образования и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать пункты 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 1.2, 4.5, 4.9, 4.11, 7.13, 4.4.9 Правил содержания собак и кошек в городе Элисте, утвержденных решением Элистинского городского собрания от ххх N, недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Элистинское городское собрание опубликовать в официальном печатном издании города Элисты - газете "ххх" сведения о признании пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 1.2, 4.5, 4.9, 4.11, 7.13, 4.4.9 Правил содержания собак и кошек в городе Элисте, утвержденных решением Элистинского городского собрания от ххх N, недействующими.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение одного месяца через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 7 июня 2012 г. N 2-1998/2012 г.
Текст решения официально опубликован не был
Сведения о признании пунктов 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6, 1.2, 4.5, 4.9, 4.11, 7.13, 4.4.9 Правил содержания собак и кошек в городе Элисте недействующими опубликованы в газете "Элистинская панорама" от 28 июля 2012 г. N 107