Временный порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений начального профессионального образования Республики Калмыкия
(утв. приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 23 декабря 2009 г. N 1480)
1. Общие положения
1.1. Порядок разработан в соответствии с требованиями действующих федеральных и региональных нормативно-правовых актов по проведению государственной аккредитации образовательных учреждений.
1.2. Порядок регламентирует процедуру и технологию проведения государственной аккредитации образовательных учреждений начального профессионального образования (далее - аккредитация).
1.3. Процедура проведения аккредитации устанавливает сроки, время, место и организационные условия.
1.4. Технология проведения аккредитации определяет вид измерительных материалов, способы их применения, обработки и интерпретации результатов.
1.5. При аккредитации устанавливается государственный статус учреждения (тип, вид), определяемый на основе оценки соответствия государственным требованиям реализуемых образовательных программ, содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников.
2. Процедура проведения аккредитации
2.1. Аккредитация осуществляется в три этапа:
- подготовительный;
- экспертный;
- заключительный.
2.2. Подготовительный этап
2.2.1. Образовательное учреждение начального профессионального образования (далее ОУ НПО) составляет заявку на проведение аккредитации в очередном учебном году (приложение 1) и направляет ее в Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия (далее - Министерство) к 15 июня.
2.2.2. Отдел лицензирования, государственной аккредитации и надзора за исполнением законодательства в сфере образования (далее - Отдел) составляет региональный план проведения аккредитации ОУ НПО на очередной учебный год, согласует его с Управлением по надзору и контролю в сфере образования (далее - Управление) и утверждает его в Министерстве до 1 июля.
2.2.3. Отдел составляет график проведения аккредитации ОУ НПО на очередной учебный год, согласует его с Управлением и утверждает его в Министерстве до 20 августа.
2.2.4. Отдел доводит до сведения ОУ НПО план и график проведения аккредитации до 1 сентября.
2.2.5. Отдел совместно с ЦОКО организует подготовку инструктивных и измерительных материалов для проведения аккредитации до 1 сентября.
2.2.6. Отдел передает в ОУ НПО распорядительные, нормативные документы и инструктивные материалы для проведения аккредитации до 15 сентября.
2.2.7. ОУ НПО, участвующие в аккредитации, представляют в Отдел документы до 15 сентября:
- заявление учреждения (приложение 2);
- информационную карту учреждения (приложение 3);
- копию устава учреждения;
- копию лицензии учреждения на образовательную деятельность с приложениями;
- учебный план по подготовке обучающихся ОУ НПО по каждой профессии.
2.2.8. Отдел анализирует представленные ОУ НПО документы на предмет соответствия их структуры и содержания установленным требованиям.
2.2.9. Отдел формирует состав Комиссии по государственной аккредитации для каждого учреждения (далее - Комиссия) в соответствии с Положением о комиссии по государственной аккредитации ОУ НПО и план работы Комиссии в учреждении за месяц до начала аккредитации.
Комиссия состоит из экспертной группы по оценке образовательной программы и условий ее реализации и экспертной группы по оценке содержания и качества обучения, состоящей из предметных экспертных групп.
В состав Комиссии входят эксперты - специалисты в области начального профессионального образования и общего образования (в случае реализации в ОУ НПО образовательной программы общего образования), имеющие теоретическую подготовку и практический опыт проведения оценочных процедур, в частности, представители Министерства, ЦОКО, образовательных учреждений, а также социальные партнеры-представители предприятий различных форм собственности.
Для исключения необъективности при принятии решений в состав Комиссии не должны входить лица, находящиеся на оплачиваемой работе в учреждении, проходящем аккредитацию, а также не может входить более трех представителей одного образовательного учреждения.
2.2.10. Министерство издает приказ о проведении аккредитации, в котором утверждает состав Комиссии (приложение 4), сроки и план ее работы в учреждении (приложение 5), за неделю до начала проведения аккредитации.
2.2.11. Отдел передает в ОУ НПО приказ о проведении аккредитации за неделю до начала проведения аккредитации.
2.2.12. Руководитель ОУ НПО знакомит педагогический коллектив учреждения с процедурой аккредитации согласно требованиям настоящего Порядка и организует работу по подготовке учреждения к аккредитации не позднее, чем за неделю до начала проведения аккредитации:
- оформление документов для работы Комиссии;
- оформление аудиторий для работы Комиссии;
- оформление аудиторий для проведения тестовых работ с учетом отсутствия в них информации по предметам;
- назначение и распределение преподавателей и мастеров производственного обучения, обеспечивающих порядок в учреждении в дни работы Комиссии.
2.3. Экспертный этап
2.3.1. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о комиссии по государственной аккредитации учреждений начального профессионального образования Республики Калмыкия и в соответствии с планом работы в учреждении.
2.3.2. Председатель (зам. председателя) Комиссии организует работу Комиссии в соответствии с планом работы в учреждении:
- проверяет готовность учреждения к проведению аккредитации;
- проводит инструктаж с руководителями экспертных групп;
- контролирует правильность оформления документов учреждением и экспертными группами;
- определяет обязанности членов Комиссии при выполнении конкретных видов работ (проверка документов, заполнение форм, проведение тестовых работ, оценка тестовых работ и прочее).
- составляет заключение Комиссии на основании экспертных заключений (приложение 6).
2.3.3. Руководитель экспертной группы по оценке образовательной программы и условий ее реализации в соответствии с планом работы в учреждении:
- проводит инструктаж с членами экспертной группы по методике оценивания показателей образовательной программы и условий ее реализации;
- контролирует правильность оформления документов членами экспертной группы;
- оформляет экспертное заключение;
- представляет экспертное заключение председателю (зам. председателя) Комиссии.
2.3.4. Руководители предметных экспертных групп по оценке содержания и качества обучения в соответствии с планом работы в учреждении:
- проводят инструктаж с членами экспертной группы по методике оценивания показателей образовательной программы и условий ее реализации;
- проводят инструктаж с членами Комиссии, направляемыми в группы для проведения тестовых работ, распределяют их по группам и выдают им пакеты с тестами (члены Комиссии, присутствующие на тестировании, не могут быть специалистами по данному или родственному предмету);
- проводят инструктаж с членами экспертной группы по методике оценивания показателей содержания и качества обучения;
- контролируют правильность оформления документов членами экспертной группы;
- оформляют экспертное заключение;
- представляют экспертное заключение председателю (зам. председателя) Комиссии;
- знакомят преподавателя, преподающего данный предмет в учреждении, с результатами выполнения и анализа тестов.
2.3.5. Члены экспертных групп в соответствии с планом работы в учреждении:
- оценивают показатели образовательной программы и условий ее реализации;
- оценивают показатели содержания и качества обучения;
- оформляют документы по экспертной оценке;
- представляют документы по экспертной оценке руководителю экспертной группы.
2.4. Заключительный этап
2.4.1. Председатель (зам. председателя) Комиссии представляет в Отдел документы, подготовленные Комиссией, в течение недели после окончания работы Комиссии в учреждении.
2.4.2. Отдел проверяет документы, представленные Комиссией, на предмет соответствия их структуры и содержания установленным требованиям, анализирует результаты работы Комиссии в течение двух недель после получения документов.
Министерство вправе продлить (изменить) срок проведения процедуры аккредитации в случае представления Комиссией неправильно оформленных документов, нарушения сроков их представления, необходимости перепроверки документов.
2.4.3. Отдел формирует пакет документов по результатам работы Комиссии и представляет его на Аккредитационную коллегию.
2.4.4. Министерство после принятия решения Аккредитационной коллегией по государственной аккредитации издает приказ о признании (непризнании) учреждения аккредитованным и оформляет свидетельство о государственной аккредитации.
2.4.5. Отдел передает ОУ НПО приказ о признании учреждения аккредитованным и свидетельство о государственной аккредитации.
2.4.6. Все материалы и документы, на основании которых сделаны выводы Комиссии, документы, подготовленные Комиссией, решение Аккредитационной коллегии по государственной аккредитации, приказ Министерства, копию свидетельства о государственной аккредитации включают в аккредитационное дело, которое хранится в Отделе до следующего срока прохождения аккредитации.
3. Технология проведения аккредитации
3.1. Принцип измерения аккредитационных показателей
3.1.1. Соответствие значений аккредитационных показателей государственным требованиям устанавливают при сравнении их фактических и эталонных значений.
Результаты сравнения значений аккредитационных показателей оценивают по дихотомической шкале (соответствует - не соответствует, зачет-незачет).
3.1.2. Эталонные значения аккредитационных показателей устанавливают государственные (федеральные и региональные) нормативные и инструктивные документы.
3.1.3. Фактические значения аккредитационных показателей устанавливают на основе анализа документов учреждения, а также на основе результатов выполнения обучающимися и выпускниками контрольных работ.
3.1.4. Для установления фактических значений аккредитационных показателей, а также для сравнения их с эталонными значениями используют экспертный метод.
Для проведения работ, связанных с экспертными оценками, создают экспертные группы.
При организации работы экспертных групп соблюдают следующие условия:
- факторы, субъективно влияющие на независимость ответов экспертов, должны быть исключены;
- ответы экспертов должны быть однозначными;
- ответы экспертов должны позволять обрабатывать результаты измерения.
3.1.5. В качестве измерительного материала экспертные группы используют таблицы соответствия, в которых указана номенклатура аккредитационных показателей и их эталонные значения. Фактические значения аккредитационных показателей в таблицах проставляют работники учреждения. Экспертную оценку в таблицах выставляют члены экспертных групп.
3.2. Экспертная оценка образовательной программы и условий ее реализации
3.2.1. Для установления соответствия государственным требованиям образовательной программы и условий ее реализации оценивается соответствие государственным требованиям: документов, регламентирующих образовательную деятельность учреждения, структуры учреждения, организации образовательной деятельности учреждения, уровня и направленности образовательной программы, условий реализации образовательной программы.
3.2.2. Оценивание проводит экспертная группа по оценке образовательной программы и условий ее реализации, а также экспертная группа по оценке содержания и качества обучения.
3.2.3. Члены экспертных групп сравнивают фактические значения показателей с их эталонными значениями, проводя анализ: устава, лицензии, учебного плана, расписания учебных и факультативных занятий, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин, программ учебной практики (производственного обучения) и производственной практики, годового календарного учебного графика, перспективно-тематического планирования, журналов теоретического и производственного обучения, а также документов, подтверждающих реализацию образовательных программ.
3.2.4. Члены экспертных групп выставляют оценку по каждому единичному показателю ("+" или "-") и заносят их в таблицы соответствия.
Члены экспертных групп в случае несоответствия отдельных единичных показателей государственным требованиям могут допустить положительное оценивание этих показателей с последующим обоснованием принятого решения, которое указывается в таблицах соответствия и экспертных заключениях.
3.2.5. Члены экспертных групп на основании результатов оценки единичных показателей принимают решение о соответствии (несоответствии) государственным требованиям:
- документов, регламентирующих образовательную деятельность учреждения (приложение 7);
- структуры учреждения (приложение 8);
- уровня и направленности образовательной программы (приложение 9);
- организации образовательной деятельности учреждения (приложение 10), в том числе учебного плана учреждения (приложение 11), расписания учебных занятий учреждения (приложение 12), планирования учебного материала и полноты его выполнения в учреждении (приложение 13);
- условий реализации образовательной программы (приложение 14).
Члены экспертных групп проверяют правильность заполнения таблиц соответствия и заносят в них оценки.
Показатели оцениваются экспертами как соответствующие государственным требованиям при положительных значениях всех единичных показателей, поименованных в таблицах соответствия.
3.2.6. Экспертная группа принимает решение путем голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов экспертной группы. Особое мнение члены экспертной группы излагают в письменной форме и прилагают к экспертному заключению.
3.2.7. Руководитель экспертной группы оформляет экспертное заключение (приложение 15).
3.3. Экспертная оценка содержания и качества обучения
3.3.1. Экспертная группа по оценке содержания и качества обучения устанавливает соответствие предметной обученности выпускников и обучающихся учреждения государственным требованиям:
- на основе анализа результатов выполнения тестовых работ по учебным предметам инвариантной части учебного плана;
- по результатам государственной итоговой аттестации выпускников.
3.3.2. Тестовые работы проводят во всех группах:
- 2-го курса по двум предметам общеобразовательной подготовки (русский язык и математика) и предмету "Спецтехнология";
- 3-го курса со сроком обучения 3 года и 4-го курса со сроком обучения 4 года по предмету "Спецтехнология".
3.3.3. При отсутствии на тестовых работах по уважительной причине менее 10% выпускников соответствующей ступени квалификации процент предметной обученности исчисляют от количества обучающихся, выполнивших контрольную работу. При отсутствии на тестовой работе по уважительной причине более 10% выпускников соответствующей ступени квалификации процент предметной обученности исчисляют от списочного количества обучающихся.
Тестирование не проводят, если отсутствует более 30% выпускников соответствующей ступени квалификации. В этом случае сроки проведения аккредитации продлеваются.
3.3.4. Тестовые работы проводят на бланках или в форме компьютерного тестирования. Структура и содержание тестовых работ, а также нормы их оценивания соответствуют установленным требованиям (приложение 16).
3.3.5. Тестирование проводят члены Комиссии, не являющиеся специалистами по данному или родственному предмету, в соответствии с инструкцией (приложение 17).
3.3.6. Тестовые работы оценивают и анализируют члены экспертной группы по оценке содержания и качества обучения, которые:
- знакомятся с содержанием заданий, нормами и методикой их оценивания;
- проверяют выполнение заданий выпускниками, оценивают их в соответствии с установленными нормами и заносят оценки в таблицу результатов выполнения тестовых работ (приложение 18);
- проводят анализ выполнения заданий и заполняют таблицу (приложение 19);
- проводят оценку соответствия содержания и качества обучения государственным требованиям и заполняют таблицу (приложения 19, 20).
3.3.7. Критерии обученности выпускников по каждому предмету устанавливает Министерство на основании средних для ОУ НПО республики показателей предметной обученности.
3.3.8. Содержание и качество обучения оценивается экспертами как соответствующее государственным требованиям при достижении выпускниками или превышении ими установленного Министерством показателя обученности по всем предметам.
3.3.9. Экспертная группа принимает решение об экспертной оценке путем голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины экспертов. Особое мнение эксперты излагают в письменной форме и прилагают к экспертному заключению.
3.3.10. Руководитель экспертной группы по оценке содержания и качества обучения оформляет экспертное заключение (приложение 21).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временный порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений начального профессионального образования Республики Калмыкия (утв. приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 23 декабря 2009 г. N 1480)
Текст Временного порядка официально опубликован не был