Приказ Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия от 3 декабря 2012 г. N 388-л
"Об утверждении Памятки государственным гражданским служащим"
В целях предотвращения и урегулирования конфликтов интересов приказываю:
Утвердить разработанную памятку государственным гражданским служащим Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия о ситуациях конфликта интересов на государственной службе и порядке их урегулирования согласно приложению N 1.
И.о. Руководителя |
Э. Нахатинова |
Памятка
государственным гражданским служащим Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия о ситуациях конфликта интересов на государственной службе и порядке их урегулирования
(утв. приказом Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия от 3 декабря 2012 г. N 388-л)
Типовые ситуации конфликта интересов на государственной службе и порядок их урегулирования | ||
Описание ситуации |
Меры предотвращения и урегулирования |
Комментарий |
1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего. | ||
1.1. Участие государственного гражданского служащего (далее - служащий) в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего. |
1.1. Служащему следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности руководителя, непосредственного начальника. Руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность. |
1.1. Осуществление служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например: - служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности государственного органа. При этом одним из кандидатов на данную должность является его родственником; - служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки и другие), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении его родственника. Состав комиссий формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые комиссией решения. |
2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы | ||
2.1. Выполнение служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, оплачиваемой работы на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. |
2.1. Служащий вправе с предварительным уведомлением руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. Уведомительный порядок направления служащим руководителю информации о намерении осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия руководителя. Кроме того, этот порядок не конкретизирует каким должно быть уведомление: устным или письменным. Руководитель не вправе запретить служащему выполнять иную оплачиваемую работу. В случае возникновения у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, ему следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности руководителя, непосредственного начальника. При наличии конфликта интересов или возможности его возникновения служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении иной оплачиваемой работы в организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления. В случае если служащий самостоятельно не принял мер по урегулированию конфликта интересов, руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с организацией, в которой служащий или его родственники выполняют иную оплачиваемую работу. |
При выполнении иной оплачиваемой работы служащим следует соблюдать запреты, установленные Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Так, служащему запрещается: - участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом; - замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; - осуществлять предпринимательскую деятельность; - быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. |
2.2. Выполнение служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, оплачиваемой работы в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления. |
2.2. Уведомительный порядок направления руководителю информации о намерении служащего осуществлять иную оплачиваемую работу не требует получения согласия руководителя, вместе с тем, в случаях возникновения его личной заинтересованности, которая приведет или может привести к конфликту интересов, он обязан проинформировать об этом руководителя в письменной форме и изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, его родственники уже выполняли оплачиваемую работу, служащему следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности руководителя, непосредственного начальника Руководителю рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения служащим иной оплачиваемой работы, обратив внимание на возможное использование служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например: услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с его должностными обязанностями; непосредственно участие служащего в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги; осуществление отдельных функций государственного управления в организации, оказывающей платные услуги и т.д. При обнаружении подобных фактов руководителю рекомендуется принять решение о том, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с организацией, получающей платные услуги. |
2.2. При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями служащего. Например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае он не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы. |
2.3. Выполнение служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, оплачиваемой работы в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления. |
2.3. При направлении руководителю предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях. В случае если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации его родственники уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации служащему следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности руководителя, непосредственного начальника. Руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с организацией, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой он выполняет иную оплачиваемую работу. |
|
2.4. Участие на платной основе в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором служащий замещает должность. |
2.4. Руководителю рекомендуется указать служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. |
|
2.5. Участие в принятии решения о закупке государственным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность служащего. |
2.5. Служащему следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности руководителя, непосредственного начальника. При этом рекомендуется отказаться от участия в соответствующем конкурсе. Руководителю рекомендуется вывести служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у него возникла личная заинтересованность. |
|
3. Конфликт интересов, связанный с владением ценными бумагами, банковскими вкладами | ||
3.1. Владение ценными бумагами организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. |
3.1. В данном случае, а также если родственники служащего владеют ценными бумагами необходимо в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности руководителя, непосредственного начальника и передать ценные бумаги в доверительное управление. До принятия мер по урегулированию конфликта интересов руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с организацией, ценными бумагами которой владеет служащий или его родственники. |
3.1. Данная ситуация аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что в случае, если владение служащим ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций), приносящими доход может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги в доверительное управление. Для родственников государственного гражданского служащего ограничений на владение ценными бумагами законодательством не установлено. |
3.2. Участие в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, имеют вклады либо взаимные обязательства, связанные с оказанием финансовых услуг (кредитные обязательства, оказание брокерских услуг по участию в организованных торгах на рынке ценных бумаг и др.). |
3.2. Руководителю рекомендуется до принятия мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей в данной ситуации. |
|
4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг | ||
4.1. Получение подарков или иных благ, денежных вознаграждений, ссуд, услуг, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иных вознаграждений от физических лиц и/или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления. |
4.1. Служащие не вправе получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно собственностью Республики Калмыкия и передаются по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ. Статья 575 ГК РФ определяет, что не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 т.р. Служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых он осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления. |
4.1. Законодательством установлен запрет в получении в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит служащего в ситуацию конфликта интересов. То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации его родственниками. Действующее законодательство не устанавливает ограничения на получение подарков и иных благ родственниками, несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения служащего. |
4.2. Осуществление служащим отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют ему услуги, в том числе платные (его родственникам или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность). |
4.2. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить его от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, ему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана его личная заинтересованность. |
|
4.3. Получение подарков от своего непосредственного подчиненного. |
4.3. Не рекомендуется принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя. Руководителю следует указать на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей и рекомендовать вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов. |
|
5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами | ||
5.1. Участие служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой он сам и/или его родственники имеют имущественные обязательства. |
5.1. В этом случае рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это служащему следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности руководителя, непосредственного начальника Руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с организацией, перед которой он, его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность, имеют имущественные обязательства. |
|
5.2. Участие служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются его родственники. |
5.2. Руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с кредиторами организации, владельцами или сотрудниками которых являются его родственники или иные лица, с которыми связана его личная заинтересованность. |
|
5.3. Участие служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед ним, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность. |
5.3. Руководителю рекомендуется до урегулирования конфликта интересов отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с организацией, которая имеет имущественные обязательства перед ним, его родственниками, или иными лицами, с которыми связана его личная заинтересованность. |
|
5.4. Участие в судебном разбирательстве с физическими лицами и организациями, в отношении которых служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. |
5.3. Руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с физическими лицами и организациями, которые являются участниками судебного разбирательства. |
|
6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной гражданской службы | ||
6.1. Участие служащего в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до поступления на государственную гражданскую службу. |
6.1. Служащему следует в письменной форме уведомить руководителя, непосредственного начальника о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации. Руководителю рекомендуется оценить, могут ли его взаимоотношения с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае возникновения конфликта интересов, рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с бывшим работодателем. |
6.1. Служащий, поступивший на государственную гражданскую службу в государственный орган из организации частного сектора, может сохранить дружеские отношения со своими бывшими коллегами и симпатию к этой организации. Возможна и обратная ситуация, при которой он испытывает неприязнь к бывшему работодателю. И дружеское, и враждебное отношение к проверяемой организации могут воспрепятствовать объективному исполнению должностных обязанностей. При этом наличие симпатии или антипатии к бывшему работодателю в соответствии с действующим законодательством не может считаться личной заинтересованностью, т.к. не влечет возможности получения его доходов, членов его семьи или организаций, с которыми он связан финансовыми или иными обязательствами. Тем не менее, служащий обязан не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей. |
6.2. Ведение переговоров о трудоустройстве после увольнения с государственной службы на работу в организацию, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления. |
6.2. Служащему рекомендуется воздерживаться от ведения переговоров о последующем трудоустройстве с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При поступлении соответствующих предложений от проверяемой организации ему рекомендуется отказаться от их обсуждения до момента увольнения с государственной гражданской службы. В случае если указанные переговоры о последующем трудоустройстве начались, служащему следует в письменной форме уведомить о наличии личной заинтересованности руководителя, непосредственного начальника. Руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с организацией, с которой он ведет переговоры о трудоустройстве после его увольнения с государственной гражданской службы. С трудоустройством бывших государственных гражданских служащих также связан целый ряд ситуаций, которые могут повлечь конфликт интересов и нанести ущерб репутации государственного органа, но при этом не могут быть в необходимой степени урегулированы в рамках действующего законодательства, например: - бывший служащий поступает на работу в частную организацию, регулярно взаимодействующую с государственным органом, в котором он ранее замещал должность; - бывший служащий создает собственную организацию, существенной частью деятельности которой является взаимодействие с государственным органом, в котором ранее замещал должность; - служащий продвигает определенные проекты с тем, чтобы после увольнения с государственной гражданской службы заниматься их реализацией. |
|
7. Ситуации, связанные с явным нарушением государственным гражданским служащим установленных запретов | ||
7.1. Получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. |
7.1. Служащему запрещается принимать без письменного разрешения награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Руководителю при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности. |
|
7.2. Выявление в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства. |
7.2. Служащему при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства рекомендуется воздержаться от дачи советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений. |
7.2. Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом "советы", предоставляемые служащим проверяемым организациям, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего государственного органа и т.д. В любом случае, если служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение является нарушением и подлежит рассмотрению на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликтов интересов. Несмотря на то, что рекомендации служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов родственниками служащего или иными связанными с ним лицами и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности. |
7.3. Использование информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций. |
7.4. Служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется, в том числе, и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности. Руководителю, которому стало известно о факте использования служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к служащему установленных законом мер ответственности за нарушение запретов, связанных с государственной службой, учитывая характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение им других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения им должностных обязанностей. В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения им деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности. |
|
Нумерация пунктов графы "Меры предотвращения и урегулирования" раздела 5 настоящей Памятки приводится в соответствии с источником
Непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов влечет за собой увольнение с гражданской службы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Агентства занятости населения и труда Республики Калмыкия от 3 декабря 2012 г. N 388-л "Об утверждении Памятки государственным гражданским служащим"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 16 февраля 2024 г. N 36-пр настоящий документ признан утратившим силу с 16 февраля 2024 г.