Временный порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования Республики Калмыкия
(утв. приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 23 декабря 2009 г. N 1481)
1. Общие положения
1.1. Порядок разработан в соответствии с требованиями действующих федеральных и региональных нормативно-правовых актов по проведению государственной аккредитации образовательных учреждений.
1.2. Порядок регламентирует процедуру и технологию проведения государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее - аккредитация).
1.3. Процедура проведения аккредитации устанавливает сроки, время, место и организационные условия.
1.4. Технология проведения аккредитации определяет вид измерительных материалов, способы их применения, обработки и интерпретации результатов.
1.5. При аккредитации устанавливается государственный статус учреждения (тип, вид), определяемый на основе оценки соответствия государственным требованиям реализуемых образовательных программ, содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников.
2. Процедура проведения аккредитации
2.1. Аккредитация осуществляется в три этапа:
- подготовительный;
- экспертный;
- заключительный.
2.2. Подготовительный этап
2.2.1. Образовательное учреждение среднего профессионального образования (далее - учреждение) составляет заявку на проведение аккредитации в очередном учебном году (приложение 1) и направляет ее в Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия (далее - Министерство) 15 июня.
2.2.2. Отдел лицензирования, государственной аккредитации и надзора за исполнением законодательства в сфере образования (далее - Отдел) готовит план проведения аккредитации учреждений на очередной учебный год, согласует его с Управлением по контролю и надзору в сфере образования (далее - Управление) и утверждает его в Министерстве до 20 августа.
2.2.3. Отдел совместно с ГУ "Центр оценки качества образования Республики Калмыкия" (далее - ЦОКО) организует подготовку инструктивных и измерительных материалов для проведения аккредитации до 20 сентября.
2.2.4. Отдел передает в учреждение распорядительные, нормативные документы и инструктивные материалы для проведения аккредитации до 15 октября.
2.2.5. Учреждения, участвующие в аккредитации, представляют в Отдел - документы до 20 сентября:
- заявление учреждения, подписанное директором, заверенное печатью, согласованное учредителем (приложение 1);
По-видимому, в предыдущем абзаце подпункта 2.2.5 пункта 2.2 раздела 2 настоящего Временного порядка имеется в виду приложение 2
- информационную карту учреждения (приложение 2);
По-видимому, в предыдущем абзаце подпункта 2.2.5 пункта 2.2 раздела 2 настоящего Временного порядка имеется в виду приложение 3
- копию устава учреждения;
- копию лицензии учреждения на образовательную деятельность с приложениями;
- свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц;
- самоанализ деятельности образовательного учреждения.
2.2.6. Отдел анализирует представленные учреждениями документы на предмет соответствия их структуры и содержания установленным требованиям.
2.2.7. Отдел формирует состав Комиссии по аккредитации для каждого учреждения (далее - Комиссия) в соответствии с Положением о комиссии по государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования Республики Калмыкия и план работы Комиссии в учреждении за месяц до начала аккредитации.
Комиссия состоит из экспертных групп по специальностям и направлениям подготовки для оценки образовательных программ и условий их реализации, а также содержания и качества подготовки выпускников.
В состав Комиссии входят эксперты - специалисты в области среднего профессионального образования и общего образования (в случае реализации в учреждении образовательной программы общего образования), имеющие теоретическую подготовку и практический опыт проведения оценочных процедур, в частности, представители Министерства, ЦОКО, образовательных учреждений, а также социальные партнеры - представители предприятий различных форм собственности.
Для исключения необъективности при принятии решений в состав Комиссии не должны входить лица, находящиеся на оплачиваемой работе в учреждении, проходящем аккредитацию, а также не может входить более трех представителей одного учреждения.
2.2.8. Министерство издает приказ о проведении аккредитации, в котором утверждает состав Комиссии (приложение 3), сроки и план ее работы в учреждении (приложение 4), за неделю до начала проведения аккредитации.
По-видимому, в подпункте 2.2.8 пункта 2.2 раздела 2 настоящего Временного порядка имеются в виду приложения 4 и 5 соответственно
2.2.9. Отдел передает в учреждение приказ о проведении аккредитации за неделю до начала проведения аккредитации.
2.2.12. Руководитель учреждения знакомит педагогический коллектив с процедурой аккредитации согласно требованиям настоящего Порядка и организует работу по подготовке учреждения к аккредитации не позднее, чем за неделю до начала проведения аккредитации:
- оформление документов для работы Комиссии;
- оформление аудиторий для работы Комиссии;
- назначение и распределение преподавателей, обеспечивающих порядок в учреждении в дни работы Комиссии.
2.3. Экспертный этап
2.3.1. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Комиссии по государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования Республики Калмыкия и в соответствии с планом работы в учреждении.
2.3.2. Председатель (зам. председателя) Комиссии организует работу Комиссии в соответствии с планом работы в учреждении:
- проверяет готовность учреждения к проведению аккредитации;
- проводит инструктаж с руководителями экспертных групп;
- контролирует правильность оформления документов учреждением и экспертными группами;
- определяет обязанности членов Комиссии при выполнении конкретных видов работ (проверка документов, заполнение форм и прочее);
- составляет заключение Комиссии на основании экспертных заключений (приложение 4).
По-видимому, в предыдущем абзаце подпункта 2.3.2 пункта 2.3 раздела 2 настоящего Временного порядка имеется в виду приложение 6
2.3.3. Руководитель экспертной группы в соответствии с планом работы в учреждении:
- проводит инструктаж с членами экспертной группы по методике оценивания показателей;
- контролирует правильность оформления документов членами экспертной группы;
- оформляет экспертное заключение;
- представляет экспертное заключение председателю (зам. председателя) Комиссии.
2.3.4. Члены экспертной группы в соответствии с планом работы в учреждении:
- оценивают показатели образовательной программы и условий ее реализации;
- оценивают показатели содержания и качества обучения;
- оформляют документы по экспертной оценке;
- представляют документы по экспертной оценке руководителю экспертной группы.
2.4. Заключительный этап
2.4.1. Председатель (зам. председателя) Комиссии представляет в Отдел документы, подготовленные Комиссией, в течение недели после окончания работы Комиссии в учреждении.
2.4.2. Отдел проверяет документы, представленные Комиссией, на предмет соответствия их структуры и содержания установленным требованиям, анализирует результаты работы Комиссии в течение двух недель после получения документов.
Министерство вправе продлить (изменить) срок проведения процедуры аккредитации в случае представления Комиссией неправильно оформленных документов, нарушения сроков их представления, необходимости перепроверки документов.
2.4.3. Отдел формирует пакет документов по результатам работы Комиссии и представляет его на Аккредитационную коллегию.
2.4.4. Министерство после принятия решения Аккредитационной коллегией издает приказ о признании (непризнании) учреждения аккредитованным и оформляет свидетельство о государственной аккредитации.
2.4.5. Отдел передает в учреждение приказ о признании учреждения аккредитованным и свидетельство о государственной аккредитации.
2.4.6. Все материалы и документы, на основании которых сделаны выводы Комиссии, документы, подготовленные Комиссией, решение Аккредитационной коллегии, приказ Министерства, копию свидетельства о государственной аккредитации включают в аккредитационное дело, которое хранится в Отделе до следующего срока прохождения аккредитации.
3. Технология проведения аккредитации
3.1. Принцип измерения аккредитационных показателей
3.1.1. Соответствие значений аккредитационных показателей государственным требованиям устанавливают при сравнении их фактических и эталонных значений.
Результаты сравнения значений аккредитационных показателей оценивают по дихотомической шкале (соответствует-не соответствует, зачет-незачет).
3.1.2. Эталонные значения аккредитационных показателей устанавливают государственные (федеральные и региональные) нормативные и инструктивные документы.
3.1.3. Фактические значения аккредитационных показателей устанавливают на основе анализа документов учреждения, а также на основе результатов итоговой государственной аттестации за 3 последних года.
3.1.4. Для установления фактических значений аккредитационных показателей, а также для сравнения их с эталонными значениями используют экспертный метод.
Для проведения работ, связанных с экспертными оценками, создают экспертные группы.
При организации работы экспертных групп соблюдают следующие условия:
- факторы, субъективно влияющие на независимость ответов экспертов, должны быть исключены;
- ответы экспертов должны быть однозначными;
- ответы экспертов должны позволять обрабатывать результаты измерения.
3.1.5. В качестве измерительного материала экспертные группы используют таблицы соответствия, в которых указана номенклатура аккредитационных показателей и их эталонные значения. Фактические значения аккредитационных показателей в таблицах проставляют работники учреждения. Экспертную оценку в таблицах выставляют члены экспертных групп.
3.2. Экспертная оценка образовательной программы и условий ее реализации, а также содержания и качества подготовки выпускников
3.2.1. Для установления соответствия государственным требованиям образовательной программы и условий ее реализации оценивается соответствие государственным требованиям: документов, регламентирующих образовательную деятельность учреждения, структуры учреждения, организации образовательной деятельности учреждения, уровня и направленности образовательной программы, условий реализации образовательной программы.
3.2.2. Члены экспертных групп сравнивают фактические значения показателей с их эталонными значениями, проводя анализ: устава, лицензии, рабочих учебных планов, расписания учебных и факультативных занятий, рабочих программ дисциплин, программ производственной (профессиональной), годового календарного учебного графика, календарно-тематических планов, журналов теоретического и производственного обучения, а также документов, подтверждающих реализацию образовательных программ.
3.2.3. Члены экспертных групп выставляют оценку по каждому единичному показателю ("+" или "-") и заносят их в таблицы соответствия.
Члены экспертных групп в случае несоответствия отдельных единичных показателей государственным требованиям могут допустить положительное оценивание этих показателей с последующим обоснованием принятого решения, которое указывается в таблицах соответствия и экспертных заключениях.
3.2.4. Члены экспертных групп на основании результатов оценки единичных показателей принимают решение о соответствии (несоответствии) государственным требованиям:
- документов, регламентирующих образовательную деятельность учреждения (приложение 5);
По-видимому, в предыдущем абзаце подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Временного порядка имеется в виду приложение 7
- структуры учреждения (приложение 6);
По-видимому, в предыдущем абзаце подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Временного порядка имеется в виду приложение 8
- уровня и направленности образовательной программы (приложение 7);
По-видимому, в предыдущем абзаце подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Временного порядка имеется в виду приложение 9
- организации образовательной деятельности учреждения (приложение 8), в том числе учебного плана учреждения (приложение 9), расписания учебных занятий учреждения (приложение 10), планирования учебного материала и полноты его выполнения в учреждении (приложение 11);
По-видимому, в предыдущем абзаце подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Временного порядка имеются в виду приложения 10, 11, 12 и 13 соответственно
- условий реализации образовательной программы (приложение 12).
По-видимому, в предыдущем абзаце подпункта 3.2.4 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Временного порядка имеется в виду приложение 14
Члены экспертных групп проверяют правильность заполнения таблиц соответствия и заносят в них оценки.
Показатели оцениваются экспертами как соответствующие государственным требованиям при положительных значениях всех единичных показателей, поименованных в таблицах соответствия.
3.2.5. Для установления соответствия государственным требованиям содержания и качества подготовки оценивается соответствие государственным требованиям результатов итоговой государственной аттестации выпускников.
Критерии содержания и качества подготовки выпускников устанавливает министерство.
3.2.6. Члены экспертных групп на основании анализа программ итоговой государственной аттестации по соответствующим специальностям (приложение 13) и результатов итоговой государственной аттестации выпускников за три последних года (приложение 14) принимают решение о соответствии содержания и качества подготовки выпускников государственным требованиям (приложение 15).
По-видимому, в подпункте 3.2.6 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Временного порядка имеются в виду приложения 15, 16 и 6 соответственно
3.2.7. Содержание и качество подготовки выпускников оценивается экспертами как соответствующее государственным требованиям при достижении выпускниками или превышении ими установленных министерством показателей.
3.2.8. Экспертная группа принимает решение путем голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов экспертной группы. Особое мнение члены экспертной группы излагают в письменной форме и прилагают к экспертному заключению.
3.2.9. Руководитель экспертной группы оформляет экспертное заключение (приложения 16 и 17).
По-видимому, в предыдущем абзаце подпункта 3.2.9 пункта 3.2 раздела 3 настоящего Временного порядка имеются в виду приложения 17 и 18
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Временный порядок проведения государственной аккредитации образовательных учреждений среднего профессионального образования Республики Калмыкия (утв. приказом Министерства образования, культуры и науки Республики Калмыкия от 23 декабря 2009 г. N 1481)
Текст Временного порядка официально опубликован не был