Решение Верховного суда Республики Калмыкия от 7 июня 2012 г. N 3-04/2012
(извлечение)
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2012 г. N 42-АПГ12-3 настоящее решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения
Именем Российской Федерации
Прокурор Республики Калмыкия обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что положения раздела 5 Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, утвержденного Указом Главы Республики Калмыкия в части отнесения должностей заместителя начальника управления и заместителя начальника отдела к ведущей группе должностей, должности советника министра к главной группе должностей, должности помощника министра к ведущей группе должностей, а должности начальника отдела в управлении к ведущей группе должностей категории "специалисты" не соответствуют федеральному законодательству. В связи с этим просил суд признать раздел 5 Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия недействующими со дня вступления решения суда в законную силу и обязать официальное печатное издание республики - газету "Хальмг Унн" опубликовать сообщение о принятом решении суда.
В судебном заседании прокурор Унгарлинова И.Н. уточнила заявленные требования и просила признать недействующими положения раздела 5 Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия в части отнесения должностей заместителя начальника управления и заместителя начальника отдела к ведущей группе должностей, должности советника министра к главной группе должностей, должности помощника министра к ведущей группе должностей, а должности начальника отдела в управлении к ведущей группе должностей категории "специалисты".
Представитель Администрации Главы Республики Калмыкия Шамаков В.А. высказал возражения против заявленных требований, пояснив, что в силу пункта "н" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, а также в соответствии с федеральными законами "О системе государственной службы Российской Федерации", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации обладают правом самостоятельного правового регулирования в сфере организации государственных должностей субъектов РФ. В связи с этим полагает, что оспариваемые положения Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия не противоречат нормам федерального законодательства и приняты в пределах полномочий Главы Республики Калмыкия.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд признает заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы" правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 8 этого же Федерального закона должности государственной службы учреждаются федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и законами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации с учетом положений названного Федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2012 г. N 26-П положение части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, предусматривающее обязанность субъекта РФ учитывать при утверждении реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ структуру государственных органов, наименования, категории и группы должностей государственной гражданской службы РФ, установленные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, признано не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой названное нормативное положение как выражение принципа единства правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов РФ направлено на реализацию конституционных принципов единства системы государственной власти и единства системы исполнительной власти, обеспечение удобства граждан при их обращении в органы государственной власти за защитой своих прав, свобод и законных интересов и создание условий для равного доступа граждан РФ к государственной гражданской службе
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2012 г. N 26-П положение части 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой установленное им требование учитывать при утверждении реестра должностей государственной гражданской службы субъекта РФ структуру государственных органов, наименования, категории и группы должностей государственной гражданской службы РФ, установленные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, - при отсутствии в действующем правовом регулировании нормативных положений, конкретизирующих порядок использования Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы для целей определения содержания реестров должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, - рассматривается в судебной практике как подразумевающее необходимость обеспечения тождества системы государственной гражданской службы субъекта РФ системе федеральной государственной гражданской службы
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574 "О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (с последующими изменениями) реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации утверждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и данного Реестра.
Таким образом, согласно приведенным нормам федерального законодательства при утверждении реестров должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации должны быть соблюдены требования о соответствии наименований, групп и категорий должностей государственной службы субъекта наименованиям, группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, содержащихся в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы.
Между тем, анализ оспариваемых Прокурором Республики Калмыкия положений раздела V "Перечень должностей в министерствах" Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия (опубликован в газете "Хальмг Унн" 110 от 06 июня 2006 года), утвержденного Указом Главы Республики Калмыкия N 93 от 02 июня 2006 года, (в редакции Указа Главы Республики Калмыкия N 393 от 03 декабря 2010 года) свидетельствует о том, что указанные требования федерального законодательства о соответствии наименований, групп и категорий должностей государственной службы субъекта наименованиям, группам и категориям должностей федеральной государственной гражданской службы, содержащимся в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы не соблюдены.
Так,
- включенные в подраздел 1 "Должности категории "руководители" раздела V должности "заместитель начальника управления" (код 05-1-3-06) и "заместитель начальника отдела" (код 05-1-3-07) отнесены к ведущей группе должностей, в то время как в соответствующих разделах Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы эти должности отнесены к главной группе должностей;
- включенные в подраздел 2 "Должности категории "помощники (советники)" раздела V должности "советник министра" (код 05-2-2-08) и "помощник министра" (код 05-2-3-09) отнесены соответственно к главной и ведущей группам должностей, в то время как в соответствующих разделах Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы эти должности отнесены к высшей группе должностей;
- включенная в подраздел 3 "Должности категории "специалисты" раздела V должность "начальник отдела в управлении" (код 05-3-3-10) отнесена к ведущей группе должностей, в то время как в соответствующих разделах Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы эта должность отнесена к главной группе должностей;
- включенные в подраздел 3 "Должности категории "специалисты" раздела V должности "главный специалист" (код 05-3-4-12) и "ведущий специалист" (код 05-3-4-13) отнесены к старшей группе должностей, в то время как в соответствующих разделах Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы эти должности отнесены к ведущей группе должностей.
Установленные судом противоречия оспариваемой части раздела V Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия федеральному законодательству являются основанием для удовлетворения заявления Прокурора Республики Калмыкия о признании указанных положений Реестра недействующими с момента вступления в силу решения суда.
В силу части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ и части 1 статьи 35 Федерального закона "О средствах массовой информации" сообщение о настоящем решении суда после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, в котором официально был опубликован соответствующий нормативный правовой акт.
Из материалов дела следует, что Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, утвержденный Указом Главы Республики Калмыкия N 93 от 02 июня 2006 года, был опубликован в газете "Хальмг Унн" N 110 от 06 июня 2006 года.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил:
Заявление Прокурора Республики Калмыкия о признании недействующими отдельных положений раздела 5 Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия удовлетворить.
В Разделе V Реестра должностей государственной гражданской службы Республики Калмыкия, утвержденного Указом Главы Республики Калмыкия от 02 июня 2006 года N 93, признать недействующими со дня вступления в законную силу настоящего решения суда:
- подраздел 1 "Должности категории "руководители" в части отнесения должностей заместителя начальника управления и заместителя начальника отдела к ведущей группе должностей;
подраздел 2 "Должности категории "помощники (советники)";
подраздел 3 "Должности категории "специалисты" в части отнесения должности "начальник отдела в управлении" к ведущей группе должностей и должностей "главный специалист" и "ведущий специалист" к старшей группе должностей.
Обязать редакцию газеты "Хальмг Унн" после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о данном решении.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Калмыкия от 7 июня 2012 г. N 3-04/2012
Текст решения официально опубликован не был
Определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 октября 2012 г. N 42-АПГ12-3 настоящее решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения