Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Республики Калмыкия
от 7 июля 2014 г. N 266
Паспорт
подпрограммы "Обращение с отходами производства и потребления на 2014-2017 годы"
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия |
Программно-целевые инструменты подпрограммы |
нет |
Цель подпрограммы |
Создание комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия. |
Задачи подпрограммы |
1. Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия. 2. Строительство и модернизация систем коммунальной инфраструктуры и объектов переработки, использования и утилизации (захоронения) отходов. |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Количество межмуниципальных комплексов, введенных в эксплуатацию (ед.); 2. Количество заключенных межмуниципальных соглашений о порядке реализации Схемы межмуниципального зонирования (ед.) |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
Реализация Программы рассчитана на 2014-2017 годы. Реализация Программы осуществляется в один этап. |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы |
Общий объем финансирования целевой программы на 2014-2017 годы составит 471,0 млн. рублей, в том числе за счет средств: республиканского бюджета - 6,0 млн. рублей; внебюджетных источников (привлеченных средств) 465,0 млн. рублей. |
Ожидаемый результат реализации программы |
Создание комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия позволит: привлечь инвестиции в область обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами в объеме 465,0 млн. руб.; обеспечить возврат в экономику до 4 тыс. т вторичными материальными ресурсами. |
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Одной из наиболее актуальных экологических проблем Республики Калмыкия является проблема отходов производства и потребления (далее - отходы).
Общий объем образования отходов на территории республики превышает 320 тысяч тонн/год. Наблюдается постоянный рост годовых объемов образования отходов: твердых бытовых отходов на 1-3%, промышленных - на 5-10%. По состоянию на 1 января 2013 года на территории Республики Калмыкия размещено более 17,3 млн. отходов.
Охват населения планово-регулярной санитарной очисткой составляет 36,3% от общей численности населения республики. На территории Сарпинского районного муниципального образования (далее - РМО) санитарная очистка не осуществляется, здесь отходы сжигаются или захораниваются на несанкционированных свалках.
При организации санитарной очистки на территориях муниципальных образований Республики Калмыкия применяются две системы удаления отходов:
контейнерная, предусматривающая накопление отходов в местах временного хранения, оснащенных контейнерами (сборниками);
бесконтейнерная, предусматривающая накопление отходов в таре потребителей и погрузку отходов в мусоровозы, в том числе самими потребителями услуг по удалению отходов.
За последние годы наметилась положительная тенденция по улучшению системы сбора ТБО на территориях городов и районных центров Республики Калмыкия. Проводится большая работа по внедрению контейнерного метода сбора ТБО в городах.
Всего на балансах администраций муниципальных образований, специализированных организаций по санитарной очистке и организаций числится 3563 контейнера. Контейнеры установлены на 1284 контейнерных площадках. Повсеместно отсутствуют площадки для сбора крупногабаритных отходов (далее - КГО). Удаление КГО осуществляется методом ручной погрузки в самосвальные транспортные средства.
В настоящее время муниципальными образованиями Республики Калмыкия не разработаны нормы накопления ТБО в соответствии с реальными объемами образования отходов. Ранее утвержденные нормы накопления утратили силу.
Тарифы на сбор и вывоз ТБО для населения Республики Калмыкия колеблются от 32,23 руб./ до 198,87 руб./.
Тариф на услуги по утилизации (захоронению) ТБО в размере 36,40 руб./ утвержден только для ООО "Специализированное автомобильное хозяйство" г. Элиста.
Существующая практика формирования тарифов на базе фактических затрат за предшествующий период и использование устаревших, не отвечающих современным требованиям норм и нормативов не обеспечивает финансовой устойчивости специализированных организаций и делает невозможным привлечение инвестиционных ресурсов для их развития.
Из 16 специализированных организаций, выполняющих работы по санитарной очистке только 2 имеют лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (ООО "Аметист" г. Лагань и ООО "Специализированное автомобильное хозяйство" г. Элиста). На балансах специализированных организаций числится 116 единиц специальной техники, в том числе 24 мусоровоза и 16 вакуумных машин. Специализированные организации, имеют в среднем не более 2 мусоровозов и 1 вакуумной машины (кроме ООО "Специализированное автомобильное хозяйство" г. Элиста, которое обеспечено современной специальной техникой для санитарной очистки). На территории населенных пунктов Малодербетовского РМО специализированные организации осуществляют вывоз ТБО с помощью тракторов. Большая часть специальной техники физически и морально устарела, не соответствует современным экономическим и экологическим требованиям, не обеспечивает всего комплекса работ по санитарной очистке территорий населенных пунктов.
Промышленные методы использования, утилизации и обезвреживания отходов практически не применяются. Сложившаяся на территории Республики Калмыкия система обращения с отходами основана на их захоронении (без предварительной сортировки) на свалках. На сегодняшний день на территории муниципальных образований Республики Калмыкия эксплуатируются 88 санкционированных свалок (общей площадью - 204,4 га) и 62 несанкционированные свалки ТБО (общей площадью - 144,7 га). Основной объем ТБО, образующихся на территории Республики Калмыкия, вывозится на санкционированную свалку ТБО, расположенную в г. Элиста. Свалка эксплуатируется с 1964 года. Общая площадь свалки составляет 3 га. Объем накопленных отходов - 785 тыс. . Свалка находится в эксплуатации более 50 лет, практически полностью заполнена отходами и непригодна к дальнейшей эксплуатации.
Существующие свалки характеризуются длительным и интенсивным негативным воздействием на природную среду. Нормативные требования и стандарты по техническому обустройству, содержанию и эксплуатации санкционированных свалок не выдерживаются. Постоянно растет количество несанкционированных свалок и мест захламления, расположенных на границах населенных пунктов и вдоль автомобильных дорог. Вместе с ТБО на свалки поступает большое количество опасных отходов: отработанные люминесцентные и энергосберегающие лампы, отработанные аккумуляторы, сложная бытовая и офисная техника, нефтесодержащие отходы, биологические и медицинские отходы и т.п.
Организованная система учета, сбора, использования и переработки ВМР на территории Республики Калмыкия отсутствует. Практически все ВМР (макулатура, отходы полимерных материалов, текстильные отходы, стекло, резинотехнические изделия) захораниваются на свалках.
Существующие предприятия по приему ВМР осуществляют прием только высокорентабельного и высоколиквидного вторичного сырья - черных и цветных металлов.
На территории республики отсутствуют специализированные организации, выполняющие на основании лицензий работы по обезвреживанию и переработке (использованию) опасных отходов I-III класса опасности (ртутьсодержащие отходы, отходы, содержащие тяжелые металлы, нефтесодержащие отходы и т.д.).
В целом существующая система обращения с отходами и ВМР на территории Республики Калмыкия характеризуется:
отсутствием эффективной системы управления;
несовершенством систем учета и контроля в сфере обращения с отходами и ВМР;
отсутствием современных полигонов для размещения ТБО, обустроенных с соблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований;
отсутствием организованной системы сбора ВМР;
отсутствием промышленных организаций по сортировке ТБО и переработке ВМР в товарную продукцию;
отсутствием рынка вторичного сырья и продукции, произведенной на его основе.
Таким образом, ситуация в сфере обращения с отходами на территории Республики Калмыкия характеризуется продолжающимся загрязнением окружающей среды, усилением вреда здоровью и благополучию населения, а также нерациональным использованием природных и вторичных материальных ресурсов.
Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения невозможно без улучшения экологической ситуации на территории Республики Калмыкия, в том числе за счет снижения негативного воздействия отходов на окружающую среду. Качество жизни населения напрямую зависит от качества предоставляемых услуг по санитарной очистке территорий населенных пунктов. Устойчивое развитие экономики Республики Калмыкия возможно лишь при внедрении инновационных, энерго- и ресурсосберегающих технологий и оборудования, позволяющих снизить количество образующихся отходов и обеспечить их повторное использование в качестве вторичного сырья.
Проблема отходов является комплексной, охватывает все области экономики Республики Калмыкия и сферы деятельности населения. Проблема усугубляется не только ростом объемов образования отходов, но и большим количеством отходов, накопленных за предыдущие годы. Для решения данной проблемы необходимы единый подход, координация действий республиканских и муниципальных органов власти, бизнеса, общественных организаций и населения.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов подпрограммы, сроков и этапов реализации подпрограммы
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, определяет в качестве одного из основных направлений государственной политики в области экологии снижение загрязнения окружающей среды и ресурсосбережение, основной задачей которой является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами.
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 г., определяют, что при решении задачи обеспечения экологически безопасного обращения с отходами используются следующие механизмы:
1) предупреждение и сокращение образования отходов, их вовлечение в повторный хозяйственный оборот посредством максимально полного использования исходного сырья и материалов, предотвращения образования отходов в источнике их образования, сокращения объемов образования и снижения уровня опасности отходов, использования образовавшихся отходов путем переработки, регенерации, рекуперации, рециклинга;
2) создание и развитие инфраструктуры экологически безопасного удаления отходов, их обезвреживания и размещения;
3) обеспечение экологической безопасности при хранении и захоронении отходов и проведение работ по экологическому восстановлению территорий объектов размещения отходов после завершения эксплуатации указанных объектов.
Целью подпрограммы является создание комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия.
Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие задачи подпрограммы:
1. Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами Республики Калмыкия.
2. Строительство и модернизация систем коммунальной инфраструктуры и объектов переработки, использования и утилизации (захоронения) отходов.
Целевыми индикаторами и показателями подпрограммы являются:
1. Количество заключенных межмуниципальных соглашений о порядке реализации Схемы межмуниципального зонирования (ед.);
2. Количество межмуниципальных комплексов, введенных в эксплуатацию (ед.);
3. Количество утвержденных муниципальных программ в области обращения с отходами (ед.);
Сведения о показателях (индикаторах) подпрограммы представлены в таблице 1 Приложения к Государственной программе.
Республиканская система управления отходами и ВМР должна состоять из соответствующих муниципальных систем. Развитие муниципальных систем сбора, транспортировки и переработки отходов и ВМР должно строиться с учетом местных условий (площадь территории, численность населения, структура расселения, состояние дорожной сети, национальные особенности населения, существующие объекты санитарной очистки) посредством реализации муниципальных программ.
Исходя из реальной экономической ситуации в республике, необходимо поэтапное создание комплексной системы управления отходами и ВМР. Первоочередной задачей является оптимизация сбора ТБО и ВМР, их транспортировки, переработки и захоронения, при неизменной долгосрочной стратегии перехода от полигонного захоронения ТБО к их промышленной переработке на основе применения современных технологий.
На основе выполненных для 14 муниципальных образований Республики Калмыкия генеральных схем очистки территорией населенных пунктов, разработан комплекс мероприятий, направленных на формирование современной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами, основанной на зонировании территории Республики Калмыкия по принципу отнесения нескольких территорий РМО республики или групп населенных пунктов к одному отходоперерабатывающему комплексу.
Подобное решение позволит объединить ресурсы республики, муниципалитетов и специализированных организаций, привлечь инвестиции в создание комплексной системы управления отходами и ВМР.
Предлагаются создание 6-ти межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов (далее - МОЭК), в том числе:
1. Городовиковский МЭОК;
2. Лаганский МЭОК;
3. Сарпинский МЭОК;
4. Юстинский МЭОК;
5. Яшкульский МЭОК;
6. Элистинский МЭОК.
В состав каждого из МЭОК должны входить следующие объекты:
участок механической сортировки ТБО;
участок термического обезвреживания биологических отходов и контрафактной продукции;
участок компостирования органической части ТБО;
участок захоронения брикетов неутильной части ТБО.
Элистинский комплекс должен иметь статус республиканского "Технопарка" и обеспечивать логистику движения потоков и переработку ВМР, собираемых на всей территории Республики Калмыкия. В состав республиканского "Технопарка", кроме перечисленных объектов, входящих в состав МЭОК, должны входить производственные участки по переработке ВМР, учебно-сертификационный центр, площадки для практической демонстрации современных технологий и оборудования по переработке отходов, информационно-аналитический центр.
Достоинствами данного варианта являются:
объединение бюджетов всех уровней республики и возможность привлечения средств федерального бюджета в рамках утвержденной федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013-2015 годы", а также инвестиций на реализацию мероприятий по созданию комплексной системы управления отходами и ВМР на территории Республики Калмыкия;
обеспечение 100% охвата населения планово-регулярной санитарной очисткой;
возможность приобретения полного набора современной техники и возможность маневра при ее эксплуатации;
строительство на территории республики оптимального количества современных полигонов, что позволит вернуть в хозяйственный оборот значительное количество нарушенных земель;
возможность привлечения инвесторов для строительства и эксплуатации МОЭК;
обеспечение реализации государственной политики в области обращения с отходами, направленной на максимальное использование отходов в качестве ВМР;
развитие нового инвестиционного кластера Республики Калмыкия - отходопереработки;
минимальные расходы республиканского и местных бюджетов.
Общий объем финансирования составит за 2014-2017 годы: 741,0 млн. руб.
Реализация предлагаемого подпрограммой варианта потребует заключения межмуниципальных соглашений о порядке строительства и эксплуатации МЭОК, а также совершенствования нормативно-правовой базы, определяющей порядок обращения с отходами и ВМР.
3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы
В рамках подпрограммы ведомственные целевые программы не реализуются. Основные мероприятия, планируемые для решения поставленных задач, представлены в таблице 2 Приложения к Государственной программе.
4. Характеристика мер государственного регулирования
Меры правового регулирования в рамках подпрограммы не применяются.
5. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации подпрограммы
Государственные задания в рамках подпрограммы не доводятся.
6. Характеристика основных мероприятий, реализуемых органами местного самоуправления в случае их участия в разработке и реализации подпрограммы
В соответствии со статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды":
1) к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
2) к вопросам местного значения муниципального района относятся организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
3) к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Формированию комплексной системы обращения с отходами, в том числе вторичными материальными ресурсами способствует реализация органами местного самоуправления следующих мероприятий:
1) мероприятий, направленных на ликвидацию накопленного экологического ущерба, в том числе ликвидацию и рекультивацию свалок;
2) мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, в том числе приведение мест размещения отходов в соответствие с установленными санитарно-эпидемиологическими и природоохранными требованиями; на строительство полигонов твердых бытовых отходов, внедрение раздельного сбора отходов, развитие мощностей по вторичному использованию отходов производства и потребления.
Реализация органами местного самоуправления мероприятий по охране окружающей среды внесет значительный вклад в сокращение объемов размещения отходов в окружающую среду.
Для участия в мероприятиях подпрограммы органам местного самоуправления рекомендуется принять муниципальные программы в области обращения с отходами.
7. Информация об участии акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых внебюджетных фондов в реализации подпрограммы
В рамках достижения цели подпрограммы предусматривается участие любых юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, в том числе государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также любых физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы
Общий объем финансирования Программы на 2014-2017 годы составит 471,0 млн. руб., в том числе за счет средств:
республиканского бюджета - 6,0 млн. руб.;
внебюджетных источников (привлеченных средств) - 465,0 млн. руб.
Предложения по объемам и источникам финансирования основных мероприятий целевой программы представлены в таблице 7 Приложения к Государственной программе.
9. Анализ рисков реализации подпрограммы и описание мер управления рисками реализации подпрограммы
Нормативно-правовые риски - задержка принятия запланированных нормативно-правовых актов может существенно снизить результативность Программы, ужесточение экологических стандартов и требований может привести к необходимости значительного увеличения инвестиций, привлекаемых для реализации отдельных мероприятий подпрограммы;
макроэкономические риски, обусловленные влиянием изменения состояния мировых финансовых рынков и деловой активности, наполняемости бюджетов всех уровней, которые могут отразиться на размерах бюджетного финансирования и сократить объем инвестиций, привлекаемых для реализации мероприятий подпрограммы;
финансовые риски, связанные с задержкой реализации отдельных мероприятий подпрограммы в результате задержки финансирования или недостаточного финансирования со стороны республиканского и местных бюджетов, а также внебюджетных средств инвесторов;
организационные риски - возможна задержка реализации мероприятий подпрограммы в результате некомпетентных действий отдельных исполнителей мероприятий;
социальные риски - возможно снижение эффективности отдельных мероприятий подпрограммы за счет неготовности населения к активному участию в их реализации.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Республики Калмыкия от 7 июля 2014 г. N 266 "О внесении изменений в Государственную программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.