В целях создания условий для эффективной и доступной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей и на основании Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Комплексной программы защиты прав потребителей в Республике Калмыкия на 2008-2009 гг., утвержденной решением Межведомственной комиссии по защите прав потребителей при Правительстве Республики Калмыкия от 3 июля 2008 года, письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 января 2005 года N 0100/588-05-32 "О взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в деле защиты прав потребителей", руководствуясь статьями 9, 20 Устава города Элисты, Элистинское городское Собрание решило:
1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу защиты прав потребителей в городе Элисте на 2009 год (далее - Программа).
2. Мэрии города Элисты обеспечить выполнение мероприятий Программы.
3. Контроль за реализацией Программы возложить на заместителя Мэра города Элисты Дорджиева А.Т.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования в газете "Элистинская панорама".
Первый заместитель Мэра |
А. Ермошенко |
Председатель Элистинского |
С. Тадонов |
Комплексная программа
защиты прав потребителей в городе Элисте на 2009 год
(утв. решением Элистинского городского Собрания от 25 декабря 2008 г. N 7)
Элиста, 2008
Паспорт
Комплексной программы защиты прав потребителей в городе Элисте на 2009 год
Наименование программы |
Комплексная программа защиты прав потребителей в городе Элисте на 2009 год. |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей"; Комплексная программа защиты прав потребителей в Республике Калмыкия на 2008-2009 гг., утвержденная решением Межведомственной комиссией по защите прав потребителей при Правительстве Республики Калмыкия от 3 июля 2008 года; Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28 января 2005 года N 0100/588-05-32 "О взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей в деле защиты прав потребителей" |
Заказчик программы |
Мэрия города Элисты |
Разработчик программы |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
Цель и задачи программы |
Целью Программы является создание условий для эффективной и доступной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей. Основные задачи Программы: - формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей на территории города Элисты; - выработка и реализация мер по предотвращению поступления на потребительский рынок опасных и некачественных товаров (работ, услуг); - организация правовой защиты потребителей; - просветительская деятельность в области защиты прав потребителей; - оперативное информирование населения об опасных и недоброкачественных товарах (работ, услугах), а также фактах нанесения вреда жизни, здоровью имуществу потребителя. |
Исполнители |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, отраслевые (функциональные) органы и структурные подразделения Мэрии города Элисты, Межведомственная комиссия по усилению контроля, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей в городе Элисте (далее - MBК), созданная Постановлением Мэра города Элисты от 26.02.06 г. N 324, по согласованию: УБППРИАЗ МВД РК, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по РК, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Калмыкия (Россельхознадзор), Торгово-промышленная палата Республики Калмыкия. |
Сроки реализации программы |
2009 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
Программа имеет организационный характер и не требует финансовых вложений |
Основные мероприятия Программы |
Программа содержит мероприятия, которые сформированы по 3 разделам (направлениям деятельности): 1. Деятельность по защите прав и законных интересов потребителей на основе взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, надзорных структур, правоохранительных органов, общественных организаций. 2. Комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями, продавцами товаров, исполнителями работ, услуг в сфере защиты прав потребителей, правовая защита потребителей; 3. Комплекс мер по информационно-просветительской работе населения в сфере защиты прав потребителей. |
Ожидаемые конечные результаты |
Предотвращение попадания на потребительский рынок города некачественных и опасных товаров (работ, услуг), повышение социальной защищенности населения. |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляется в установленном порядке заказчиком Программы. Отчеты о ходе реализации Программы ежегодно представляются в Элистинское городское Собрание. |
1. Обоснование Программы
Комплексная программа защиты прав потребителей в городе Элисте на 2009 год (далее по тексту - Программа) разработана с целью создания условий для обеспечения и защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, являющихся неотъемлемой частью социальной политики государства.
Рынок товаров и услуг не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление все новых методов продаж, быстрое развитие средств связи, развитие потребительского кредита и других видов услуг сказывается на изменении потребительских отношений, что в конечном счете отражается на социально-экономическом положении потребителей. В этих условиях для поддержки потребителей необходимы постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики; постоянная подготовка новых членов общества к реализации своих потребительских прав цивилизованным путем; своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций хозяйствующих субъектов (например, в таких сферах, как строительство жилья, туристские услуги, медицина, страхование и т.д.). Для обеспечения действенной государственной потребительской политики требуется поддержание существующих и разработка новых организационных подходов, объединение усилий территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других заинтересованных структур.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Программой будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социального напряжения в обществе и в определенной степени развитию экономики города Элисты.
Анализ ситуации в городе Элисте показывает, что количество обращений граждан в Мэрию города Элисты по вопросам нарушения их прав как потребителей не снижается. Так, в 2007 году было рассмотрено 436 обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, за 11 месяцев 2008 года обращений граждан зарегистрировано 515. Наибольшее количество жалоб связано с нарушением прав потребителей в сфере торговли (60%), бытового обслуживания (10%). Остальные жалобы приходятся на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства, связи, транспорта, туристических фирм, медицинских учреждений и т.д.
Рост обращений граждан указывает на низкое качество товаров (работ, услуг) на потребительском рынке города, предоставление потребителям ненадлежащей информации и нежелание хозяйствующих субъектов рассматривать жалобы граждан в соответствии с действующим законодательством. Поэтому изменение положения потребителей на рынке товаров (работ, услуг) возможно при условии эффективного взаимодействия органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти, надзорных структур, правоохранительных органов, общественных организаций.
Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика. Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с предпринимателями, работающими на потребительском рынке.
Результат программных мероприятий будет выражаться в снижении социальной напряженности населения, усилении его защищенности (возмещении убытков), предотвращении попадания на потребительский рынок опасных и недоброкачественных товаров (работ, услуг), кроме того, позволит в перспективе повысить правосознание субъектов потребительского рынка, что в свою очередь будет способствовать установлению цивилизованных рыночных отношений.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для эффективной и доступной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, посредством объединения усилий органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти, надзорных структур, правоохранительных органов, общественных организаций.
Основными задачами, направленными на достижение целей Программы, являются:
- формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей на территории города Элисты;
- выработка и реализация мер по предотвращению поступления опасных и некачественных товаров (работ, услуг) на потребительский рынок;
- организация правовой защиты потребителей;
- просветительская деятельность в области защиты прав потребителей;
- оперативное информирование населения об опасных и недоброкачественных товарах (работ, услугах), а также фактах нанесения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителя.
3. Основные программные мероприятия
Программа содержит мероприятия, которые сформированы по 3 разделам (направлениям деятельности), где каждый раздел решает задачи определенного направления в сфере защиты прав потребителей посредством объединения усилий органов местного самоуправления, надзорных, правоохранительных органов, оказывающих наиболее существенное влияние на уменьшение количества нарушений в сфере защиты прав потребителей.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
1. Деятельность по защите прав и законных интересов потребителей на основе координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, надзорных структур, правоохранительных органов, общественных организаций | |||
1.1. |
Организация работы межведомственной комиссии по усилению контроля, предупреждению и пресечению правонарушений в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей в городе Элисте. |
Члены МВК |
ежеквартально |
1.2. |
Разработка и утверждение планов совместных мероприятий по защите прав потребителей и участие в их реализации. |
Члены МВК |
ежеквартально |
1.3. |
Мониторинг обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
ежемесячно |
1.4. |
Организация мероприятий по контролю за наличием документов, подтверждающих качество и безопасность сельхозпродукции, реализуемой на ярмарочных площадях, рынках города Элисты. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, Управление "Россельхознадзора" по РК |
2 раза в год |
1.5. |
Организация проверок выполнения требований действующего законодательства по защите прав потребителей по факту обращения граждан с направлением полученных материалов в федеральные, правоохранительные, надзорные органы. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
постоянно |
1.6. |
Осуществление комплекса мероприятий по соблюдению требований федерального и республиканского законодательства при розничной продаже алкогольной продукции, исключение из оборота фальсифицированной алкогольной продукции. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, УБППРИАЗ МВД РК, ТО Управления "Роспотребнадзора" по городу Элиста и Ики-Бурульскому району |
в течение года |
1.7. |
Осуществление мер по обеспечению соблюдения законодательства в сфере туристических услуг в период сезона летних отпусков. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
2, 3 квартал |
1.8. |
Осуществление мероприятий по контролю за реализацией животноводческой продукции с ветеринарно-сопроводительными документами на территории города Элисты. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, Управление "Россельхознадзора" по РК |
в течение года |
1.9. |
Организация проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению правил оказания услуг автостоянками на территории города Элисты. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, ТО Управления "Роспотребнадзора" по городу Элиста и Ики-Бурульскому району |
Согласно плана работы ТО Управления "Роспотребнадзора" по городу Элиста и Ики-Бурульскому району |
1.10. |
Организация комплексных проверок аптек города на предмет качества и сроков реализации медицинских препаратов и лекарственных средств, законодательства по защите прав потребителей. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, ТО Управления "Роспотребнадзора" по городу Элиста и Ики-Бурульскому району |
Согласно плана работы ТО Управления "Роспотребнадзора" по городу Элиста и Ики-Бурульскому району |
1.11. |
Организация проверок предприятий розничной торговли, общественного питания по соблюдению правил оказания услуг общественного питания населению города, законодательства по защите прав потребителей. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, ТО Управления "Роспотребнадзора" по городу Элиста и Ики-Бурульскому району |
Согласно плана работы ТО Управления "Роспотребнадзора" по городу Элиста и Ики-Бурульскому району |
1.12. |
Осуществление мероприятий по контролю за работой летних площадок на территории города Элисты. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, ТО Управления "Роспотребнадзора" по городу Элиста и Ики-Бурульскому району |
Согласно плана работы МВК |
2. Комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями, продавцами товаров, исполнителями работ, услуг в сфере защиты прав потребителей, правовая защита потребителей | |||
2.1. |
Проведение "круглых столов" и организация семинаров для изготовителей, продавцов товаров и исполнителей работ и услуг с привлечением федеральных органов, общественных организаций по разъяснению законодательства о защите прав потребителей, правил оказания услуг общественного питания. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, Управление "Роспотребнадзора" по РК, Торгово-промышленная палата РК |
в течение года |
2.2. |
Оказание консультативных услуг потребителям, организация работы по соблюдению предпринимателями правил перевозки пассажирским транспортом. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, Сектор по вопросам транспорта, промышленности и связи Мэрии города Элисты |
в течение года |
2.3. |
Оказание консультативных услуг по разъяснению статей Закона РФ "О защите прав потребителей" предпринимателям, исполнителям работ, услуг. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
в течение года |
2.4. |
Организация выставки продукций предприятий города Элисты и ремесленно-сувенирной продукции. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
сентябрь |
2.5. |
Оказание консультативных услуг потребителям при возникновении спорных ситуаций и содействие в проведении независимой экспертизы. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
в течение года |
2.6. |
Обеспечение защиты прав потребителей на досудебном этапе посредством направления предупредительных писем по устранению нарушений. При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительное извещение об этом соответствующих федеральных надзорных органов. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
в течение года |
2.7. |
Организация судебной защиты прав потребителей: предъявление исков в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей), участие в судебных процессах. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
в течение года |
2.8. |
Предоставление федеральными, правоохранительными органами сведений о результатах комплексных проверок, выявленных нарушениях в сфере потребительского рынка. |
Члены МВК |
ежеквартально |
3. Комплекс мер по информационно-просветительской работе населения в сфере защиты прав потребителей | |||
3.1. |
Организация проведения "горячих линий" по консультированию граждан по вопросам защиты прав потребителей. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
1 раз в квартал |
3.2. |
Создание постоянно действующей рубрики "Компас потребителя", информирующей о правах потребителей в газете "Элистинская панорама". |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
январь |
3.3. |
Проведение рубрики "Вопрос-ответ" по защите прав потребителей на республиканском радио. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
2 раза в год |
3.4. |
Организация и проведение совещаний с руководителями организаций сферы услуг и торговли города Элисты по вопросам защиты прав потребителей. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
в течение года |
3.5. |
Информирование населения через СМИ о методах защиты от недоброкачественной и фальсифицированной продукции. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты |
в течение года |
3.6. |
Освещение в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей, последних изменений в сфере предоставления медицинских, жилищно-коммунальных, транспортных, туристических услуг, потребительских и эксплуатационных свойствах товаров и услуг. |
Служба потребительского рынка и предпринимательства Мэрии города Элисты, Управление "Роспотребнадзора" по РК |
в течение года |
4. Ожидаемые конечные результаты Программы
Результатами реализации мероприятий Программы будут являться:
- повышение эффективности городской системы защиты прав потребителей;
- повышение информированности населения города о потребительских правах и способах их защиты;
- повышение уровня защищенности потребителей в различных сферах экономики;
- создание действенного механизма правовой защиты потребителей;
- снижение числа нарушений прав потребителей;
- предотвращение поступления на рынок контрафактной продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Элистинского городского Собрания Республики Калмыкия третьего созыва (заседание N 32) от 25 декабря 2008 г. N 7 "Об утверждении Комплексной программы защиты прав потребителей в городе Элисте на 2009 год"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Элистинская панорама" от 30 декабря 2008 г. N 237-239