Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 августа 2011 г. N 2-2147/2011 г.
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Глава Мэрии г. Элисты обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что решением Элистинского городского Собрания N 5 от 06 апреля 2010 г. внесены изменения в Устав города Элисты, часть 1 статьи 30, определяющей полномочия Главы города Элисты - Мэра города Элисты, дополнена пунктом 4, предусматривающим дачу согласия Главе Мэрии г. Элисты на назначение и освобождение от должности первого заместителя, заместителей Главы Мэрии г. Элисты, руководителей отраслевых (функциональных) территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты, муниципальных предприятий и учреждений. Это же предусмотрено и пунктом 6 части 4 статьи 32, частью 3, 4 статьи 34 Устава города Элисты в редакции от 06 апреля 2010 г. Считает данные нормы противоречащими федеральному законодательству о местном самоуправлении и муниципальной службе; запрещающему одновременное исполнение Главой муниципального образования полномочий председателя представительного органа муниципального образования и полномочий главы местной администрации; руководство местной администрацией на принципах единоначалия; сложение полномочий сотрудниками Мэрии перед вновь назначенным Главой города - Мэром города Элисты. Просит суд признать недействующими пункт 4 части 1 статьи 30, часть 2 статьи 32, пункт 6 части 4 статьи 32, части 3 и 4 статьи 34 Устава города Элисты в редакции от 06 апреля 2010 г.
ххх представитель Главы Мэрии г. Элисты Лиджиев Б.О. дополнил заявленные требования, указав, что оспариваемые положения Устава приняты депутатами Элистинского городского собрания с нарушением процедуры публичности.
В судебном заседании представитель Главы Мэрии г. Элисты Лиджиев Б.О. поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Элистинского городского Собрания Арясова О.Н. не признала заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель Главы города Элисты - Мэра г. Элисты Дорджиева Е.Н. не признала заявленных требований, просила отказать в их удовлетворении.
Выслушав стороны, заключение прокурора Арутюнян А.Д. об отказе в удовлетворении требований, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1. ст. 251 ГК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В силу подпункта "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В Российской Федерации установление общих правовых, территориальных, организационных и экономических принципов организации местного самоуправления, а также определение государственных гарантий его осуществления регулируется Федеральным законом N 131 от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения и далее по тексту допущены опечатки, номер Федерального закона от 6 октября 2003 г. следует читать как N 131-ФЗ
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 131 от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ N 131) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 ФЗ N 131 структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 36 ФЗ N 131 глава муниципального образования не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации.
В силу ч. 2 ст. 36 ФЗ N 131 Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава; в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию; в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя; не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации; в случае формирования представительного органа муниципального района в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 настоящего Федерального закона исполняет полномочия его председателя.
В соответствии со ст. 37 ФЗ N 131 местная администрация обладает правами юридического лица, а местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В силу ст. 43 ФЗ N 131 Устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что Устав, как и его оспариваемые положения, носит нормативно-правовой характер, является обязательным для неопределенного круга лиц и рассчитан на неоднократное применение. На момент рассмотрения данного дела, оспариваемые положения, внесенные в Устав 06 апреля 2010 г., не отменены, не утратили силу, и, следовательно, являются действующими.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона N 131 структура и порядок формирования органов местного самоуправления должны определяться уставом муниципального образования (пункт 4 части 1). Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений (часть 8).
В судебном заседании установлено, что Устав города Элисты принят решением Элистинского городского Собрания N от ххх., опубликован в газете "данные изъяты" и зарегистрирован в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия ххх, регистрационный номер N. В него вносились изменения и дополнения, в газете "данные изъяты" от ххх опубликовано решение Элистинского городского Собрания N от ххх третьего созыва, и с указанной даты изменения и дополнения в Устав города Элисты вступили в силу.
Решением Элистинского городского Собрания N от ххх в Устав внесены изменения и дополнения, зарегистрированные Управлением юстиции Российской Федерации по Республике Калмыкия ххх, и вступившие в силу со дня его официального опубликования ххх в газете "данные изъяты" N; часть из которых оспаривается в данном судебном заседании.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Устава Глава города Элисты - Мэр города Элисты избирается Элистинским городским Собранием из своего состава на срок полномочий Элистинского городского Собрания соответствующего созыва и исполняет полномочия его председателя.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 30 Устава Глава города Элисты - Мэр города Элисты является Председателем Элистинского городского Собрания.
В силу ст. 32 Устава Мэрия города Элисты (Администрация города Элисты) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Элисты, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Элисты федеральными законами и законами Республики Калмыкия (часть 1). Мэрией города Элисты руководит Глава Мэрии города Элисты, который назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Элистинского городского Собрания, принявшего решение о назначении (до дня начала работы Элистинского городского Собрания нового созыва), но не менее чем на два года.
По смыслу вышеназванных норм принцип единоначалия в деятельности главы администрации города Элисты предполагает, что он непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации, и, соответственно, назначает руководителей данных подразделений, издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации и определяет структуру местной администрации (хотя она и утверждается представительным органом).
Таким образом, ФЗ N 131 предусмотрел обязательный порядок формирования не только в отношении представительного органа местного самоуправления, но и местной администрации, являющейся исполнительным органом местного самоуправления и разграничил представительные и исполнительно-распорядительные функции, введя в ст. 36 ФЗ N 131 запрет на совмещение должности председателя представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.
При этом, правовое положение и взаимоотношения главы муниципального образования с представительным органом императивно связываются с порядком его избрания. Глава муниципального образования избирается либо населением муниципального образования, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
В силу ст. 41 ФЗ N 131 представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям (часть 2).
Между тем, пункт 4 ч. 1 ст. 30 Устава в редакции решения Элистинского городского Собрания N 5 от 06 апреля 2010 г. предусматривает, что Глава города Элисты - Мэр города Элисты (т.е. Глава муниципального образования) дает согласие Главе Мэрии города Элисты (т.е. Главе местной администрации) на назначение на должность и освобождение от должности первого заместителя и заместителей Главы Мэрии города Элисты, руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты, муниципальных предприятий и учреждений.
В абзаце 1 ч. 2 ст. 32 Устава предусмотрено, что Мэрией города Элисты руководит Глава Мэрии города Элисты; решением Элистинского городского Собрания N 5 от 06 апреля 2010 г. исключены слова "на принципах единоначалия".
Согласно пункту 6 ч. 4 ст. 32 Устава в редакции решения Элистинского городского Собрания N от N, Глава Мэрии города Элисты назначает и освобождает от должности с согласия Главы города Элисты - Мэра города Элисты первого заместителя Главы Мэрии города Элисты, заместителей Главы Мэрии города Элисты, руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты, муниципальных предприятий и учреждений.
В части 3 ст. 34 Устава в редакции решения Элистинского городского Собрания N от ххх предусмотрено, что заместители Главы Мэрии города Элисты, руководитель аппарата Мэрии города Элисты, руководители отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты назначаются на должность и освобождаются от должности Главой Мэрии города Элисты с согласия Главы города Элисты - Мэра города Элисты.
Таким образом, пункт 4 ч. 1 ст. 30, абзац 1 ч. 2 ст. 32, пункт 6 ч. 4 ст. 32, часть 3 ст. 34 Устава в редакции решения Элистинского городского Собрания N от ххх не соответствуют федеральному законодательству и свидетельствуют о наделении Главы города - Мэра города Элисты полномочиями главы местной администрации, т.е. свидетельствуют о совмещении Главой города - Мэром города Элисты полномочий руководителя представительного органа местного самоуправления и руководителя местной администрации; что является нарушением закрепленных в ч. 1 ст. 34 и ч. 1 ст. 37 ФЗ N 131 принципа наделения органов местного самоуправления собственной компетенцией, а также принципа единоначалия в руководстве местной администрацией.
Однако, одно лицо не может совмещать должности главы местной администрации и председателя представительного органа; такой запрет, установленный п. 4 ч. 2 ст. 36 Федерального закона N 131 от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", призван обеспечить взаимный контроль органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 25 от 02 марта 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее ФЗ N 25 от 02 марта 2007 г.) муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения и далее по тексту допущены опечатки, номер Федерального закона от 2 марта 2007 г. следует читать как N 25-ФЗ
Основными принципами муниципальной службы являются равный доступ граждан к муниципальной службе и равные условия ее прохождения; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы (статья 4 Федерального закона N 25 от 02 марта 2007 г.).
Согласно части 1 статьи 6 указанного Федерального закона должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 6).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 25 от 02 марта 2007 г. и статьей 2 Закона Республики Калмыкия N 148-IV-З от 18 ноября 2009 г. (в редакции закона от 27 сентября 2010 г.) "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Республике Калмыкия" установлено, что реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: высшие должности муниципальной службы; главные должности муниципальной службы; ведущие должности муниципальной службы; старшие должности муниципальной службы; младшие должности муниципальной службы (статья 8 Федерального закона N 25 от 02 марта 2007 г., часть 3 статьи 3 Закона РК N 148-IV-З от 18 ноября 2009 г.).
Согласно Реестру должностей муниципальной службы в Республике Калмыкия (приложение N 1 к Закону РК N 148-IV-З от 18 ноября 2009 г.), к высшим должностям муниципальной службы относятся глава администрации, первый заместитель главы администрации, заместитель главы администрации, руководитель аппарата администрации.
Из смысла статей 2, 7, 16 Федерального закона N 25 от 02 марта 2007 г. следует, что назначение гражданина на должность муниципальной службы осуществляется на основании трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ N 25 от 02 марта 2007 г.
В соответствии с федеральным законодательством об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, должности муниципальной службы учреждаются для реализации конкретных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Принципы формирования содержания и объема вопросов местного значения, а, соответственно, и функций органов местного самоуправления, реализуемых муниципальными служащими, также сформулированы в федеральном законодательстве (Федеральный закон N 131 от 06 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с соответствующими изменениями и дополнениями) и основаны на классификационных требованиях разделения органов местного самоуправления на: представительные органы муниципального образования (статья 35), высшее должностное лицо муниципального образования (статья 36), исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (статья 37) и контрольный орган муниципального образования (статья 38), в системе учрежденной в Российской Федерации структуры муниципальных образований, виды которых учреждаются на основе комплексных характеристик и зафиксированы в пункте 1.1 статьи 10 названного Федерального закона и включают муниципальные образования со статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Федеральным законом определен круг вопросов местного значения для каждого вида муниципальных образований (статьи 14-18 Закона). Следовательно, из правового содержания законодательства о местном самоуправлении следует, что функции, как основные направления деятельности органов местного самоуправления, устанавливаются в зависимости от вида муниципального образования и реализуются различными органами местного самоуправления, в составе которых для данных целей учреждаются должности муниципальной службы.
В судебном заседании установлено, что пункт 4 ч. 1 ст. 30, абзац 1 ч. 2 ст. 32, пункт 6 ч. 4 ст. 32, часть 3 ст. 34 Устава в редакции решения Элистинского городского Собрания N 5 от 06 апреля 2010 г. приняты в нарушение Федерального закона N 25 от 02 марта 2007 г., которым не предусмотрено согласование главой местной администрации с главой муниципального образования кандидатур на должности муниципальной службы. Оспариваемые пункты Устава свидетельствуют о совмещении Главой города - Мэром города Элисты полномочий главы местной администрации.
Статьей 36 ФЗ N 131 установлен исчерпывающий перечень полномочий главы муниципального образования, которая как норма публичного права не подлежит расширительному толкованию.
Оспариваемые нормы Устава в указанной редакции приводят к нарушению установленных общих принципов организации муниципальной службы в Российской Федерации, к нарушению принципа единства основных требований к муниципальной службе, а также равного доступа граждан к данному виду службы и равных условий ее прохождения независимо от обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего (статья 4 Федерального закона N 25 от 02 марта 2007 г.).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что пункт 4 ч. 1 ст. 30, абзац 1 ч. 2 ст. 32, пункт 6 ч. 4 ст. 32, часть 3 ст. 34 Устава в редакции решения Элистинского городского Собрания N 5 от 06 апреля 2010 г. противоречит федеральному законодательству.
Оспариваемые абзац 2 ч. 2 ст. 32 и часть 4 ст. 34 Устава соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.
Решение Элистинского городского собрания (далее ЭГС) N от ххх третьего созыва опубликовано в газете "данные изъяты" ххх; в статью 32 Устава в редакции от 16 июня 2004 г. вышеуказанным решением внесены изменения и дополнения, а именно, в ч. 2 слово "Мэр" заменено словами "Глава Мэрии"; ч. 2 дополнена 7 (семью) абзацами; статья дополнена частями 3, 4, 5 и 6.
Решением ЭГС N от ххх. в статью 32 внесены изменения и дополнения, а именно: в абзаце 1 ч. 2 ст. 32 - исключены слова "на принципах единоначалия". В абзаце 2 ч. 2 после слов "Элистинского городского собрания," слова "назначившего его на эту должность" заменены словами "принявшего решение о назначении (до дня начала работы Элистинского городского Собрания нового созыва), но не менее чем на два года". Абзац 4 ч. 2 дополнен следующими словами "- Мэром голова Элисты". В абзаце 8 ч. 2 слово "Президентом" заменено словом "Глава".
Согласно ч. 4 ст. 34 Устава в редакции решения Элистинского городского Собрания N от ххх заместители Главы Мэрии города Элисты, руководитель аппарата Мэрии города Элисты, руководители отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты слагают свои полномочия перед Главой города Элисты - Мэром города Элисты и вновь назначенным Главой Мэрии города Элисты, исполняя обязанности по занимаемой должности до осуществления новых назначений на указанные должности.
В силу подпункта "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 184 от 06 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, что согласуется с положением, установленным п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, номер Федерального закона от 6 октября 1999 г. следует читать как N 184-ФЗ
Статьей 42 Федерального закона N 131 от 06 октября 2003 г. предусмотрено: - правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Статьей 3 ФЗ N 25 от 02 марта 2007 г. предусмотрено, что правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Часть 2 ст. 6 этого же Закона предусматривает, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, а часть 2 ст. 7 предусматривает, что в реестре должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации могут быть предусмотрены должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность. Такие должности муниципальной службы замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица. Приведенные положения указанной нормы согласуются со ст.ст. 58, 59 Трудового кодекса РФ, регулирующими вопросы заключения трудового договора в части срока последнего.
Законодательный орган Республики Калмыкия - Народный Хурал РК в Законе РК N 148-IV-З от 18 ноября 2009 г. установил должности муниципальной службы.
Приведенные выше нормы федерального законодательства предусматривают возможность заключения с муниципальными служащими трудового договора на определенный срок.
Согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 25 от 02 марта 2007 г. при составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, а, следовательно, создание должностей для обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, является полномочием субъекта Российской Федерации и этот вопрос не может зависеть от перечня функций, которые муниципальный служащий, занимающий указанную должность, в каждом конкретном случае должен выполнять.
Помимо этого, суд считает, что оспариваемые положения Устава приняты депутатами Элистинского городского собрания с нарушением процедуры публичности.
В соответствии со статьей 47 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Исходя из п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Одним из таких основания является введение нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Согласно пункту 21 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Как видно из материалов дела, решение ЭГС N от ххх внеочередное заседание N "О публичных слушаниях по проекту решения Элистинского городского Собрания "Об устранении внутренних противоречий положений Устава города Элисты" опубликовано в газете "данные изъяты" от ххх (страница 8), где указана дата проведения публичных слушаний по вопросу внесения изменений и дополнений в Устав города Элисты ххх; в этой же газете опубликован проект решения Элистинского городского собрания "Об устранении внутренних положений Устава города Элисты", согласно которому вносились изменения и дополнения в ч. 2 ст. 8.1; ч. 1 ст. 9 дополнена пунктом 11, пункт 11 стал пунктом 12; в частях 10 и 11 ст. 11, в частях 1 и 2 ст. 13, в ч. 1 ст. 17, в наименовании ст. 29 исключены слова; абзац 2 ч. 2 ст. 29 исключен; в ч. 3 ст. 29 исключены слова; абзац 1 ч. 6 ст. 29 исключен; в наименовании ст. 30 исключены слова; ч. 2 ст. 31 исключена, считать ч. 2.1 частью 2; ст. 31.1 дополнена ч. 14; в статье 32: в абзаце 4 ч. 2 слово "Главой" заменить словом "Мэром", в пунктах 6 и 7 части 3 заменить словами "Главы Мэрии", в пункте 2 части 6 слово "Президент" заменить словами "Глава"; в ст. 44 слова "1. Мэр" заменить словами "Глава Мэрии".
ххх в газете "данные изъяты" объявлено о месте проведения публичных слушаний.
В судебном заседании установлено, что заместитель председателя Элистинского городского собрания, член рабочей группы К.А.В., озвучивавший на публичных слушаниях предложенные рабочей группой изменения и дополнения в Устав города Элисты, не озвучивал предложение по изменению пункта 4 части 1 ст. 30, частей 3 и 4 ст. 34 Устава; зачитал ч. 2 ст. 32 Устава со словами "на принципах единоначалия"; п. 6 ч. 4 ст. 32 Устава о назначении и освобождении от должности первого заместителя, заместителей Главы Мэрии города Элисты, руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии г. Элисты зачитал со словами "с согласия Элистинского городского собрания" и т.д.
Согласно протоколу публичных слушаний по проекту решения ЭГС "Об устранении внутренних противоречий положений Устава города Элисты" от ххх К.А.В. внес изменения и дополнения, в том числе, изложить статьи 30 и 32 Устава в новой редакции. Предложения по изменению частей 3 и 4 ст. 34 Устава не вносились.
Таким образом, протокол публичных слушаний по проекту решения ЭГС "Об устранении внутренних противоречий положений Устава города Элисты" от ххх в части выступления заместителя председателя Элистинского городского собрания, члена рабочей группы К.А.В., озвучивавшего на публичных слушаниях предложенные рабочей группой изменения и дополнения в Устав города Элисты, не соответствуют действительности, поскольку выступление К.А.В. изложено неверно.
Далее, из протокола публичных слушаний от ххх следует, что в слушаниях приняло участие ххх человек.
При этом, регистрация участников проведена с нарушением требований статьи 28 "Положения о публичных слушаниях в городе Элисте" (далее Положение), утвержденного решением ЭГС (заседание N) третьего созыва N от ххх, предусматривающей, что "регистрация участников слушаний осуществляется с указанием фамилий, имени, отчества, серии и номера паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, места жительства в соответствии с указанным документом"; поскольку участниками слушаний согласно Положению могут быть только жители Элисты.
В судебном заседании установлено, что регистрация некоторых участников слушаний производилась в отсутствие паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, в частности, Б.Э.Н., К.А. (отчество не указано), Ш.В.А., Э.Х.Б.-Горяевича; Ч.Н.Ю., С.Н.В., О.Т.В., О.Н.В., Н.С.Н., Д.О.В., В.Ю.В., А.Ж.Д. - без расшифровки имени, отчества.
Личность Ч.Э.С., подавшего извещение на участие в публичных слушаниях, установлена по водительскому удостоверению, не являющемуся документом, заменяющим паспорт гражданина, потому что в нем отсутствуют данные о месте регистрации; т.е. не понятно каким образом установлено, что он являлся жителем "адрес".
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что регистрация участников публичных слушаний и регистрация извещений об участии в них проводилась в отсутствие документов, удостоверяющих личности.
По итогам публичных слушаний принято решение: одобрить предлагаемый Комиссией по городскому самоуправлению, законности и собственности проект решения ЭГС "Об устранении внутренних противоречий положений Устава города Элисты" и рекомендовать ЭГС принять указанный проект решения с учетом представленного в соответствии с пунктом 24 Положения о публичных слушаниях в городе Элисте предложения.
В силу ст. 39 Положения протокол публичных слушаний по проекту решения ЭГС "Об устранении внутренних противоречий положений Устава города Элисты", решение публичных слушаний по проекту решения ЭГС "Об устранении внутренних противоречий положений Устава города Элисты" опубликованы в газете "данные изъяты" от ххх
Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат обязательной государственной регистрации в органах юстиции.
Процедура регистрации уставов муниципальных образований приведена в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и предусмотрена Федеральным законом N 97 от 21 июля 2005 г. "О государственной регистрации уставов муниципальных образований". В соответствии с этим Законом государственную регистрацию уставов муниципальных образований организует уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, номер Федерального закона от 21 июля 2005 г. следует читать как N 97-ФЗ
Государственную регистрацию уставов муниципальных образований осуществляют территориальные органы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований. Регистрирующий орган: проверяет соответствие устава муниципального образования Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации; проверяет соблюдение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования; присваивает уставу муниципального образования государственный регистрационный номер; выдает свидетельство о государственной регистрации устава муниципального образования; включает сведения об уставе муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ххх Элистинское городское собрание направило в Управление юстиции РФ по РК проект решения ЭГС "О внесении изменений и дополнений в Устав города Элисты", подготовленного с учетом решения публичных слушаний от ххх. Между тем, в данном проекте пункт 4 части 1 статьи 30 Устава, предусматривающей полномочия Главы города Элисты - Мэра города Элисты, изложен в следующей редакции: "4) является председателем Элистинского городского Собрания;"; пункты 6, 7 и 8 ч. 4 ст. 32, касающиеся полномочий Главы Мэрии города Элисты, изложены в следующей редакции: "6) назначает и освобождает от должности с согласия Элистинского городского Собрания первого заместителя Главы Мэрии города Элисты"; 7) назначает на должность и освобождает от должности заместителей Главы Мэрии города Элисты, руководителей отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты; 8) дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности заместителей руководителей и главных бухгалтеров отраслевых (функциональных), территориальных органов и структурных подразделений Мэрии города Элисты;". Из абзаца 2 ч. 2 ст. 32 в части полномочий Главы Мэрии города Элисты исключен принцип единоначалия. Проект Устава не предусматривал изменения в частях 3 и 4 ст. 34 Устава. Управление Министерства юстиции РФ по РК в ответе N от ххх указало, что "имеются замечания и предложения", но не касающиеся оспариваемых положений.
ххх ЭГС направило прокурору г. Элисты проект решения ЭГС "О публичных слушаниях по проекту решения Элистинского городского Собрания "Об устранении внутренних противоречий положений Устава города Элисты", который по своему содержанию отличался от проекта, опубликованного ххх в газете "данные изъяты"; в нем, например, отсутствовали изменения в ч. 2 ст. 11, в ч. 1 ст. 9 (в газете часть статьи дополнена пунктом 11), отсутствовали изменения в ст.ст. 31.1, 32, ч. 1 ст. 44. На следующий день прокуратура г. Элисты в своем ответе N от ххх указала, что замечаний не имеется.
ххх комиссия по городскому самоуправлению, законности и собственности приняла решение N, заседание N, рекомендовать проект решения ЭГС "О внесении изменений и дополнений в Устав города Элисты" на рассмотрение заседания ЭГС с учетом поправок, указанных в заключении комиссии к настоящему решению, в том числе, указаны изменения в п. 4 ч. 1 ст. 30; предлагалось пункты 6, 7 и 17 части 4 ст. 32 объединить, ст. 34 привести в соответствие со ст. 34, при этом изменения в ст. 34 не были указаны.
ххх ЭГС приняло решение N "О внесении изменений и дополнений в Устав города Элисты".
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что Элистинское городское собрание нарушило и процедуру публичности при обсуждении проекта о внесении изменений и дополнений в Устав города Элисты, и приходит к выводу о том, что заявленные Главой Мэрии г. Элисты требования о признании недействующими пункт 4 части 1 статьи 30, часть 2 статьи 32, пункт 6 части 4 статьи 32, части 3 и 4 статьи 34 Устава города Элисты, принятые решением Элистинского городского Собрания четвертого созыва N от ххх, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По смыслу данной нормы, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что Устав города Элисты в редакции решения Элистинского городского собрания N от ххх вступил в силу ххх, на основании него принимались правовые акты, следовательно, оспариваемые положения Устава признаются недействующими со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Что касается довода представителя Элистинского городского собрания Арясовой о том, что Глава Мэрии г. Элисты А. на день предъявления данного заявления в суд находился в отпуске и не правомочен был его подавать, подлежит отклонению, поскольку нахождение А. в отпуске не свидетельствует о лишении его полномочий Главы Мэрии г. Элисты; кроме того, исполнение обязанностей Главы Мэрии г. Элисты было возложено на исполняющего обязанности первого заместителя Главы Мэрии г. Элисты, который и не вправе подавать рассматриваемое заявление в суд, поскольку является лишь исполняющим обязанность первого заместителя Главы Мэрии г. Элисты, назначение которого по действующей редакции Устава города Элисты должно согласовываться с Главой города - Мэром г. Элисты.
Довод представителя Элистинского городского собрания Арясовой о том, что Устав зарегистрирован Управлением юстиции, прошел правовую экспертизу, поэтому соответствует требованиям закона, подлежит отклонению, поскольку регистрация Устава в органах юстиции не свидетельствует о том, что он принят без нарушения требований законодательства и соответствует федеральному законодательству.
Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Главы Мэрии г. Элисты - удовлетворить.
Признать недействующими пункт 4 части 1 статьи 30, часть 2 статьи 32, пункт 6 части 4 статьи 32, части 3 и 4 статьи 34 Устава города Элисты, принятого решением Элистинского городского Собрания N от ххх, со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда по вступлению в законную силу подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации, в газете "данные изъяты".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 12 августа 2011 г. N 2-2147/2011 г.
Текст решения официально опубликован не был