В целях реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и на основании статьи 37 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395 "О недрах" Правительство Республики Калмыкия постановляет:
Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре).
Председатель Правительства |
Ю. Зайцев |
Положение
о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)
(утв. постановлением Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2021 г. N 373)
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) (далее - геологический надзор).
2. Предметом геологического надзора в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Калмыкия, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Республики Калмыкия, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
Геологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами обязательных требований, в том числе по следующим вопросам:
наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах";
соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;
ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах", обеспечение ее сохранности;
соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;
достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;
соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности;
своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;
выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;
сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;
сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;
предотвращение самовольного пользования недрами;
предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;
достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;
приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;
ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами;
соблюдение порядка использования водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых, а также требований по охране подземных водных объектов, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ;
соблюдение требований федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, законов и иных нормативно-правовых актов Республики Калмыкия, принятых в пределах полномочий по регулированию отношений недропользования;
геологическое изучение участков недр местного значения;
достоверность геологической информации и материалов, положенных в основу подсчета запасов полезных ископаемых и учета участков недр местного значения, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых полезных сооружений;
выполнение условий лицензий на пользование участками недр местного значения.
3. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках геологического надзора, относятся:
технический проект и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с использованием недрами, предусмотренные статьей 23.2 Закона "О недрах";
лицензия на право пользования недрами;
документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";
план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";
решение о согласовании нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленной в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации;
разрешение на застройку земельных участков, которые расположены на за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренные статьей 25 Закона "О недрах".
4. Организация и осуществление геологического надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
5. Геологический надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия (далее - Министерство).
Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает Министр (лицо, исполняющее его обязанности), его заместители.
6. Объектами геологического надзора являются деятельность организаций и граждан в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному геологическому надзору.
7. В рамках осуществления геологического надзора объект геологического надзора может быть отнесен к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) категория чрезвычайно высокого риска;
б) категория высокого риска;
в) категория значительного риска;
г) категория среднего риска;
д) категория умеренного риска;
е) категория низкого риска.
8. При осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий объекты геологического надзора, отнесенные в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", к объектам I, II, III и IV категории, относятся к следующим категориям риска:
а) к категории значительного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения наилучших доступных технологий, к объектам I категории;
б) к категории среднего риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих умеренное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам II категории;
в) к категории умеренного риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории;
г) к категории низкого риска - объекты, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории.
9. Объекты геологического надзора, которые относятся в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно в случае, если объект размещается:
а) в границах особо охраняемой природной территории регионального и местного значения;
б) в водоохранных зонах водных объектов или их частей.
10. Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска:
постановление о назначении административного наказания контролируемому лицу и. (или) его должностному лицу за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями 7.3, 7.4, частью 1 статьи 8.7, статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов).
приговор суда, вынесенный за совершение преступлений, предусмотренных статьей 255 Уголовного кодекса Российской Федерации;
решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятого в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами при осуществлении деятельности с использованием объекта надзора;
постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам или индивидуальному предпринимателю при осуществлении деятельности с использованием объекта надзора за совершение административного правонарушения, предусмотренного законами субъектов Российской Федерации, которое повлекло за собой возникновение угрозы причинения вреда окружающей среде или причинение такого вреда;
Объекты геологического надзора, подлежащие отнесению в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.
Объекты геологического надзора, которые отнесены в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящего Положения к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного, среднего, умеренного, низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта геологического надзора к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных настоящим пунктом, и одновременном соблюдении требований законодательства Российской Федерации о недрах.
11. Учет объектов геологического надзора осуществляется путем внесения сведений о таких объектах в информационные системы контрольных (надзорных) органов, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не позднее 10-го дня со дня поступления таких сведений.
При сборе, обработке, анализе к учете сведений об объектах геологического надзора для целей их учета Министерство использует информацию, предоставляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию, в том числе сведения, содержащиеся в государственном реестре работ по геологическому изучению недр, государственном реестре участков недр местного значения, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами.
Отнесение объектов геологического надзора к определенной категории риска осуществляется решением Министра (заместителем Министра) на основании сопоставления их характеристик с критериями, указанными в пунктах 8-10 настоящего Положения.
12. От имени Министерства геологический надзор вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия - главный государственный инспектор в области охраны окружающей среды;
б) заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, ведающий вопросами организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения - заместитель главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды;
в) начальник, заместитель начальника структурного подразделения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, ведающие вопросами организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения - старшие государственные инспекторы Республики Калмыкия в области охраны окружающей среды;
г) главный специалист, ведущий специалист структурного подразделения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия, ведающие вопросами организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр местного значения - государственные инспекторы Республики Калмыкия в области охраны окружающей среды.
13. В рамках осуществления геологического надзора проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование:
д) профилактический визит.
14. В рамках осуществления геологического надзора при взаимодействий с контролируемым лицом проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
15. В рамках осуществления надзора без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
16. В составе инспекционного визита проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта геологического надзора.
17. В составе рейдового осмотра проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
18. В составе документарной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
19. В составе выездной проверки проводятся следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и)экспертиза.
20. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектах геологического надзора могут осуществляться:
а) осмотр;
б) отбор проб (образцов);
в) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
г) испытание;
д)экспертиза.
21. Отбор проб (образцов) осуществляется непосредственно в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом Министерства, его проводящим, или экспертом (специалистом), привлеченным к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, в соответствии со стандартами, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования и метрологии.
Отбор проб (образцов) включает в себя последовательность следующих действий:
определение (выбор) проб (образцов), подлежащих отбору, и точек отбора;
определение метода отбора пробы (образца), подготовка или обработка проб (образцов) вещества, материала или продукции с целью получения требуемой пробы (образца);
отбор пробы (образца) и ее упаковка.
Отбор проб (образцов) осуществляется в количестве, необходимом и достаточном для проведения инструментального обследования, испытания, экспертизы.
Способ упаковки отобранной пробы (образца) должен обеспечивать ее сохранность и пригодность для дальнейшего соответствующего инструментального обследования, испытания, экспертизы.
После отбора проб (образцов) составляется протокол отбора проб (образцов), в котором указываются:
дата и место составления протокола;
фамилия и инициалы инспектора, эксперта или специалиста, составивших протокол;
сведения о контролируемом лице или его представителе, присутствовавших при отборе проб (образцов);
использованные методики отбора проб (образцов);
иные сведения, имеющие значение для идентификации проб (образцов).
Протокол (акт) отбора проб (образцов) прилагается к акту контрольного (надзорного) мероприятия, копия протокола вручается
контролируемому лицу или его представителю.
Отбор проб (образцов) продукции (товаров) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отсутствие контролируемого лица или его представителя проводится с обязательным использованием видеозаписи.
22. Проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов геологического надзора в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
при категории чрезвычайно высокого риска - 1 из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 21 настоящего Положения, 1 раз в год;
при категории высокого риска - 1 из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 14 настоящего Положения, 1 раз в 2 года;
при категории значительного риска - 1 из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 14 настоящего Положения, 1 раз в 3 года;
при категории среднего риска - 1 из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 14 настоящего Положения, 1 раз в 4 года;
при категории умеренного риска - 1 из плановых контрольных (надзорных) мероприятий, указанных в пункте 14 настоящего Положения. 1 раз в 5 лет.
В отношении объектов надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
23. При наличии оснований для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных пунктами 1, 3 - 5 части 1 и частью 3 статьи 57 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", проводятся внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, предусмотренные пунктами 14 и 15 настоящего Положения, а также контрольные (надзорные) действия в их составе, предусмотренные пунктами 16-20 настоящего Положения.
24. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, назначения административного наказания индивидуальному
предпринимателю, гражданину в виде административного ареста, избрания в отношении подозреваемого в совершении преступления индивидуального предпринимателя, гражданина меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, запрете определенных действий, заключения под стражу, домашнего ареста, наличия обстоятельств, требующих безотлагательного присутствия индивидуального предпринимателя, гражданина в ином месте во время проведения контрольного (надзорного) мероприятия, заболевания, связанного с утратой трудоспособности, отпуска (при предоставлении подтверждающих документов).
Проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в надзорный орган.
25. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, предусмотренные частью первой статьи 64 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
26. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи.
В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
27. Срок проведения выездной проверки - 10 рабочих дней.
В отношении одного контролируемого лица общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
28. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя и (или) с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя может осуществляться только в случае наличия у Министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, окружающей среде с обязательным применением видеозаписи.
29. Взаимодействием должностных лиц Министерства, уполномоченных на осуществление геологического надзора, с контролируемыми лицами при осуществлении геологического надзора являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между указанными должностными лицами и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие должностного лица Министерства в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случая присутствия должностного лица Министерства, уполномоченного на осуществление геологического надзора, на общедоступных производственных объектах).
30. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются должностными лицами Министерства в соответствии с главой 16 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
31. Решения Министерства, действия (бездействие) должностных лиц Министерства, уполномоченных на осуществление геологического надзора, результатов контрольного (надзорного) мероприятия могут быть обжалованы контролируемым лицом, его представителем в установленном Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" порядке.
32. Жалоба подлежит рассмотрению в срок не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации, В исключительных случаях, связанных с необходимостью исследования значительных по объему материалов, запроса материалов в других органах государственной власти и организациях указанный срок может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.
33. Ключевые показатели геологического надзора и их целевые значения:
Ключевые показатели |
Целевые значения |
Доля устраненных нарушений из числа выявленных нарушений обязательных требований |
70% |
Доля выполнения плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год |
100% |
Доля отмененных результатов контрольных (надзорных) мероприятий |
0% |
Доля отмененных в судебном порядке постановлений по делам об |
0% |
административных правонарушениях от общего количества вынесенных постановлений, за исключением постановлений, отмененных на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 29 сентября 2021 г. N 373 "Об утверждении Положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре)"
Вступает в силу с 29 сентября 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 октября 2021 г. N 0800202110060016, в сетевом издании "Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия" от 9 октября 2021 г. N 36
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 22 декабря 2023 г. N 415
Изменения вступают в силу с 3 января 2024 г.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 10 июля 2023 г. N 239
Изменения вступают в силу с 25 июля 2023 г.
Постановление Правительства Республики Калмыкия от 14 марта 2022 г. N 71
Изменения вступают в силу с 14 марта 2022 г.