Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление главы администрации Архангельской области от 27 августа 2003 г. N 140 "Об областной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы"

2. Департаменту экономического развития Архангельской области в установленном порядке включить Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.

Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей областного бюджета.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы.

4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации области по социальным вопросам Т.Д. Румянцеву.

И.о. главы администрации

А.Е. Поликарпов

 

Областная целевая программа
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии
в Архангельской области" на 2004-2007 годы
(утв. постановлением Главы администрации области от 27 августа 2003 г. N 140)

 

Паспорт областной целевой программы
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы

 

Наименование       - областная целевая программа  "Профилактика  и  лечение
Программы            артериальной гипертонии в  Архангельской  области"  на
                     2004-2007 годы

 

Основания для      - постановление Правительства Российской Федерации от 17
разработки           июля 2001 г. N 540 "О  федеральной  целевой  программе
Программы            "Профилактика и артериальной гипертонии  в  Российской
лечение              Федерации";
                   - распоряжение Главы администрации Архангельской области
                     от 25 июня 2003 года N 541р  "О  разработке  областной
                     целевой программы "Профилактика и лечение артериальной
                     гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы"

 

Государственный    - департамент       здравоохранения        администрации
заказчик Программы   Архангельской области

 

Разработчик        - департамент       здравоохранения        администрации
Программы            Архангельской области

 

Исполнители        - департамент здравоохранения администрации области;
основных           - департамент образования администрации области;
мероприятий        - департамент   информации   и    общественных    связей
Программы            администрации области;
                   - комитет   по   делам   женщин,   семьи   и    молодежи
                     администрации области;
                   - Северный государственный медицинский университет;
                   - органы   управления   здравоохранением   муниципальных
                     образований

 

Цели Программы     - комплексное решение проблем профилактики, диагностики,
                     лечения   артериальной   гипертонии   и   реабилитации
                     больных;
                   - формирование активного отношения населения к здоровому
                     образу жизни

 

Задачи Программы   - стабилизация  и  формирование  тенденции  к  улучшению
                     показателей здоровья населения Архангельской  области,
                     связанных с артериальной гипертонией

 

Сроки и этапы      - 2004-2007 годы
реализации           I  этап - 2004-2005 годы,
Программы            II этап - 2006-2007 годы

 

Объемы и           - общий   объем   финансирования    составляет    4237,4
источники            тыс. рублей, реализации
финансирования       из них:
Программы            средства областного бюджета - 1760,0 тыс. руб;
                     средства местных бюджетов - 2477,4 тыс. руб

 

Ожидаемые          - повышение  эффективности   профилактики   артериальной
конечные             гипертонии;
результаты         - формирование активного отношения населения к здоровому
                     образу жизни;
                   - улучшение организации кардиологической помощи;
                   - повышение качества подготовки медицинских и  повышение
                     качества   профессиональной   работников   в   области
                     профилактики и кардиологии;
                   - формирование межсекторального сотрудничества

 

Система            - контроль   за   реализацией   Программы   осуществляет
организации          департамент здравоохранения  администрации  области  в
контроля за          установленном порядке
ходом исполнения
Программы

 

1. Содержащие проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

 

В настоящее время в Российской Федерации сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация, связанная с резким ростом заболеваемости артериальной гипертонией, являющейся не только одним из основных факторов риска развития болезней системы кровообращения и смертности населения от них, но и самым распространенным заболеванием.

Общее количество больных артериальной гипертонией в возрасте 15 лет к старше достигает в стране более 56,5 млн. человек.

В структуре причин общей смертности населения России смертность от болезней системы кровообращения составляет 55,6%.

Эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом заболеваний этой группы, представляет собой прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.

В целях комплексного решения проблем по снижению заболеваемости и смертности населения Российской Федерации от болезней системы кровообращения постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 г. N 540 утверждена федеральная целевая программа "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации".

В общей смертности населения области смертность от болезней системы кровообращения составляет 56%, а в трудоспособном возрасте - 34%. Показатель смертности определяется главным образом двумя заболеваниями: ишемической болезнью сердца и цереброваскулярными болезнями, которые составляют соответственно 45,6% и 40,3%.

Болезни системы кровообращения занимают I место в структуре причин общей смертности и инвалидности населения.

В области у 15,8% населения выявлена патология системы кровообращения.

За последние 5 лет заболеваемость болезнями системы кровообращения возросла на 37,6% и в 2002 году составила 154,9 на 1000 населения.

В настоящее время сложилась напряженная эпидемиологическая ситуация по артериальной гипертонии, являющейся одним из основных факторов риска развития заболеваний системы кровообращения. Так, в 2002 году зарегистрировано 69158 больных артериальной гипертонией, в том числе впервые - 5870 человек (8,4%). На основании исследований, проведенных на территории области, установлено, что развитие заболеваний начинается в период полового созревания. В 2002 году зарегистрировано 148 детей с артериальной гипертонией, в т.ч. впервые обратившихся - 125.

Отмечается рост цереброваскулярных болезней. Ежегодно в стационары области по поводу острого нарушения мозгового кровообращения, развившегося на фоке повышенного артериального давления, поступает 1600-1800 больных и более 2,0 тысяч с острым инфарктом миокарда.

Сложившаяся за последние годы эпидемиологическая ситуация, связанная с ростом болезней системы кровообращения, представляет прямую угрозу здоровью населения, а наносимые ею потери приводят к значительному экономическому ущербу.

 

2. Цели и задачи Программы

 

Основными целями Программы являются комплексное решение проблем профилактики, ранней диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями.

Задачами Программы являются:

1. Повышение информированности населения об артериальной гипертонии и факторах риска ее развития, формирование активного отношения населения к здоровому образу жизни;

создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы для населения по первичной профилактике артериальной гипертонии для изменения отношения населения к здоровью, повышения мотивации к здоровому образу жизни;

проведение массовых оздоровительных мероприятий среди населения.

2. Повышение квалификации медработников по вопросам профилактики, диагностики, лечения, реабилитации больных с артериальной гипертонией:

совершенствование последипломной подготовки медицинских кадров по вопросам профилактики и кардиологии (курсы тематического усовершенствования, создание системы постоянно действующих семинаров по профилактике неинфекционных заболеваний для специалистов разных секторов).

3. Совершенствование имеющихся и внедрение новых организационных технологий по раннему выявлению, профилактике, лечению и реабилитации больных с артериальной гипертонией и ее осложнений:

организация скрининговых исследований у детей с 15 до 18 лет при выявлении артериальной гипертонии и факторов риска, в т.ч. дислипидемии, с последующим диспансерным наблюдением и проведением профилактических и лечебных мероприятий;

открытие школ для пациентов с артериальной гипертонией и включение их в территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению;

организация дневных стационаров для лиц с артериальной гипертонией (обследование, подбор терапии);

совершенствование организационных подходов медико-социальной реабилитации больных, перенесших мозговой инсульт и острый инфаркт миокарда, организация неврологических реабилитационных отделений (палат) для больных, перенесших мозговой инсульт;

усовершенствование системы раннего выявления и регистрации лиц с разной степенью артериальной гипертонии, введение соответствующей маркировки в картах амбулаторного пациента;

восстановление кабинетов медицинской профилактики и их технической оснащенности.

4. Формирование межсекторального сотрудничества по профилактике артериальной гипертонии:

привлечение руководителей крупных промышленных предприятий области к созданию на предприятиях системы оздоровительных мероприятий для работников с артериальной гипертонией и факторами риска ее развития;

интеграция системы здравоохранения и образования по профилактике неинфекционных заболеваний (школы укрепления здоровья);

пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации.

5. Создание условий для реализации мер профилактики артериальной гипертонии:

обеспечение амбулаторно-поликлинических учреждений средствами выявления и контроля артериальной гипертонии, определения риска ее осложнений (тонометры, фонендоскопы, весы, ростомеры, оборудование и расходные материалы для определения сахара и холестерина крови и белка в моче);

повышение доступности приобретения лекарственных средств для лиц с артериальной гипертонией путем снижения коммерческих надбавок на гипотензивные препараты в аптечной сети области;

обеспечение всех участковых врачей и врачей общей практики национальным руководством по профилактике и лечению артериальной гипертонии;

обеспечение постоянного наличия в торговой сети продуктов питания для лиц с артериальной гипертонией (продукты с пониженным содержанием калорий, холестерина, солей натрия), введение соответствующей маркировки;

организация здорового школьного питания;

организация досуга детей вне учебного процесса.

6. Контроль за ходом реализации Программы:

создание системы динамического контроля за показателями здоровья, обусловленными артериальной гипертонией;

создание системы мониторинга за ходом реализации Программы;

проведение научно-практических работ по оценке процесса реализации программных мероприятий.

Программа предусматривает комплексный подход к решению проблемы, участие в ее реализации департаментов администрации области, органов местного самоуправления, всех заинтересованных ведомств, учреждений, организаций, в том числе и негосударственных.

Принятие Программы будет способствовать реализации политики в сфере борьбы с артериальной гипертонией и ее осложнениями, позволит внедрить в практику эффективные методы профилактики, ранней диагностики, лечения и реабилитации больных, сократить число осложнений и неблагоприятных исходов, вызванных этими заболеваниями.

Программа призвана стать ориентиром для органов местного самоуправления городов и районов области при разработке соответствующих программ по профилактике, лечению артериальной гипертонии и при решении конкретных задач в деле повышения качества оказания кардиологической помощи населению.

Борьба с артериальной гипертонией является одним из важнейших направлений деятельности по снижению числа болезней системы кровообращения, а реализация мероприятий Программы создаст реальные предпосылки для успешного решения всей проблемы в целом.

 

3. Сроки и этапы реализации Программы

 

Программа рассчитана на период с 2004 года по 2007 год.

Первый этап (2004-2005 годы) предусматривает:

создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы по первичной профилактике артериальной гипертонии;

формирование межсекторального сотрудничества;

проведение мероприятий среди населения по профилактике, ранней диагностике и лечению артериальной гипертонии;

создание систем динамического контроля за эпидемиологической ситуацией по заболеваемости артериальной гипертонией и учету больных артериальной гипертонией (по обращаемости);

организация неврологических реабилитационных отделений для больных, перенесших инсульт вследствие артериальной гипертонии;

укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений (первичное звено системы здравоохранения);

повышение квалификации медицинских работников в области профилактики в кардиологии.

Второй этап (2006-2007 годы) предусматривает:

проведение мероприятий по профилактике, диагностике и лечению больных артериальной гипертонией с использованием новых методов лечения;

обеспечение функционирования системы учета больных артериальной гипертонией с разной степенью риска;

дальнейшее укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений;

дальнейшее повышение квалификации медицинских работников в области профилактики и кардиологии.

 

4. Ресурсное обеспечение Программы

 

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств бюджетов муниципальных образований области.

Общий объем финансирования Программы составляет - 4237,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 1760,0 тыс. рублей, местных бюджетов - 2477,4 тыс. рублей.

Объемы финансирования Программы на 2004-2007 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовый год.

Объемы финансирования программных мероприятий за счет средств муниципальных бюджетов согласовываются государственным заказчиком Программы с муниципальными органами исполнительной власти и подлежат ежегодному уточнению.

Финансирование мероприятий за счет средств внебюджетных источников (предприятий, организаций, фондов, частных инвесторов) подтверждается соглашениями о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими инвесторами.

 

Распределение объемов
финансирования Программы по источникам и годам

 

                                (тыс. рублей, в ценах 2003 года)
Источники
финансирования
Объем
финансиро-
вания
в том числе
2004 год 2005 год 2006 год 2007 год
Всего по
Программе
4237,4 1005,6 1160,6 1050,6 1020,6
в том числе          
областной
бюджет
1760,0 260,0 490,0 520,0 490,0
местные бюджеты 2477,4 745,6 670,6 530,6 530,6

 

5. Механизм реализации Программы

 

Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке департаментом здравоохранения Архангельской области с исполнителями программных мероприятий.

Отбор мероприятий (проектов) в Программу осуществляется на конкурсной основе.

Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с федеральным и областным законодательствами.

Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.

При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, федерального бюджета и внебюджетных источников, а также перечень мероприятий для реализации Программы в установленные сроки.

Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов организационного плана действий по реализации мероприятий, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов соглашений (договоров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.

 

6. Управление Программой и контроль за ходом ее реализации

 

Государственный заказчик осуществляет контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий по целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.

Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (программ), а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика.

Контроль за ходом реализации Программы включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).

Исполнители программных мероприятий в установленном порядке отчитываются перед государственным заказчиком о целевом использовании выделенных им финансовых средств.

 

7. Оценка эффективности реализации Программы

 

Проведение мероприятий по профилактике артериальной гипертонии, повышение качества ее диагностики и лечения позволят:

повысить полноту выявления лиц с артериальной гипертонией и степеней риска осложнений;

усилить профилактическую деятельность лечебно-профилактических учреждений;

сократить расходы на стационарное лечение путем оптимизации лечебно-профилактической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, дневных кардиологических стационарах;

снизить заболеваемость населения мозговыми инсультами на 15% и острыми инфарктами миокарда на - 10-12%;

снизить смертность от инсультов на 12-15%, от инфарктов миокарда - на 10-12%;

снизить первичный выход на инвалидность больных с артериальной гипертонией;

повысить уровень квалификации медицинских кадров.

 

8. Система программных мероприятий

 

Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:

организационные мероприятия,

инвестиционные мероприятия.

Мероприятия областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы приведены в приложении к Программе.

 

Приложение

к областной целевой программе

"Профилактика и лечение

артериальной гипертонии в

Архангельский области"

на 2004-2007 годы

 

Перечень
мероприятий областной целевой программы
"Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы

 

                                                                                         (тыс. рублей)
  Наименование
мероприятий
Ожидаемый
результат
Исполнители Объем ин-
вестиций и
источники
финансирова
ния
2004-
2007
годы,
всего
в том числе:
2004
год
2005
год
2006
год
2007
год
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Организационные мероприятия
1. Создать постоянно
действующую инфор-
мационно-пропаган-
дистскую систему
для населения по
первичной профи-
лактике артериаль-
ной гипертонии
(АГ)
Повышение
уровня ин-
формирован-
ности насе-
ления о
первичной
профилакти-
ке артери-
альной ги-
пертонии
(АГ)
Департамент
здравоохранения
администрации
области, депар-
тамент информа-
ции и обществен-
ных связей адми-
нистрации облас-
ти, комитет по
делам женщин,
семьи и молодежи
администрации
области, органы
управления здра-
воохранением му-
ниципальных об-
разований
Всего
в том
числе:

Областной
бюджет


Местные
бюджеты
1800,0




1400,0



400,0
300,0




200,0



100,0
500,0




400,0



100,0
500,0




400,0



100,0
500,0




400,0



100,0
2. Открыть школы ук-
репления здоровья
Формирова-
ние здоро-
вого образа
жизни, сни-
жение забо-
леваемости
Органы управле-
нием образования
муниципальных
образований, ор-
ганы управления
здравоохранением
муниципальных
образований
Местные
бюджеты
240,0 60,0 60,0 60,0 60,0
3. Внедрить новые ор-
ганизационные и
лечебные техноло-
гии, формировать у
населения здоровый
образ жизни, обес-
печить информаци-
онное сопровожде-
ние Программы
Формирова-
ние
здорового
образа
жизни,
снижение
заболевае-
мости и
смертности
Департамент
здравоохранения
администрации
области, органы
управления здра-
воохранением му-
ниципальных об-
разований
Областной
бюджет
360,0 60,0 90,0 120,0 90,0
2. Инвестиционные мероприятия
1. Оснастить медицин-
ские кабинеты
школ, средних спе-
циальных учебных
заведений аппара-
тами для изменения
артериального дав-
ления
Повышение
полноты вы-
явления лиц
с АГ и фак-
торов риска
ее развития
Органы управле-
ния здравоохра-
нением муници-
пальных образо-
ваний, органы
управления обра-
зованием муници-
пальных образо-
ваний
Местные
бюджеты
210,0 70,0 140,0    
2. Открыть и оснас-
тить школы для па-
циентов с АГ
Снижение
числа гос-
питализа-
ций, сниже-
ние частоты
случаев,
дней вре-
менной нет-
рудоспособ-
ности
Департамент
здравоохранения
администрации
области, органы
управления здра-
воохранением му-
ниципальных об-
разований
Местные
бюджеты
484,8 121,2 121,2 121,2 121,2
3. Открыть и оснас-
тить кабинеты ме-
дицинской профи-
лактики в лечеб-
но-профилактичес-
ких учреждениях
Усиление
профилакти-
ческой де-
ятельности
лечебно-
профилакти-
ческих
учреждений
Департамент
здравоохранения
администрации
области, органы
управления здра-
воохранением му-
ниципальных об-
разований
Местные
бюджеты
1142,6 394,4 249,4 249,4 249,4
                                    /----------------------------------------------------------------\
                                    |                            | 2004- | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
                                    |                            | 2007  |      |      |      |      |
                                    |----------------------------+-------+------+------+------+------|
                                    |Всего по Программе          | 4237,4|1005,6|1160,6|1050,6|1020,6|
                                    |----------------------------+-------+------+------+------+------|
                                    |средства областного бюджета | 1760,0| 260,0| 490,0| 520,0| 490,0|
                                    |----------------------------+-------+------+------+------+------|
                                    |средства местных бюджетов   | 2477,4| 745,6| 670,6| 530,6| 530,6|
                                    \----------------------------------------------------------------/

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Постановление главы администрации Архангельской области от 27 августа 2003 г. N 140 "Об областной целевой программе "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Архангельской области" на 2004-2007 годы"


Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 12-18 сентября 2003 г. N 37(848)


Постановлением главы администрации Архангельской области от 24 декабря 2004 г. N 206 настоящее постановление признано утратившим силу


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление главы администрации Архангельской области от 5 декабря 2003 г. N 183