2. Департаменту экономического развития Архангельской области в установленном порядке включить Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей областного бюджета.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации области по социальным вопросам Т.Д. Румянцеву.
И.о. главы администрации |
А.Е. Поликарпов |
Областная целевая программа
"Здоровый ребенок" на 2004-2006 годы
(утв. постановлением Главы администрации области от 27 августа 2003 г. N 138)
Паспорт областной целевой программы "Здоровый ребенок" на 2004-2006 годы
Наименование - областная целевая программа "Здоровый ребенок" на
Программы 2004-2006 годы
Основание - распоряжение Главы администрации области от 25 июня
для разработки 2003 г. N 539р "О разработке областной целевой программы
Программы "Здоровый ребенок" на 2004-2006 годы"; "Здоровый
подпрограмма ребенок" федеральной целевой программы "Дети России" на
2003-2006 годы, утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г.
N 732
Государственный - департамент здравоохранения администрации области
Программы
Основные - департамент здравоохранения администрации области;
разработчики департамент образования администрации области;
Программы Северный государственный медицинский университет;
Архангельский областной фонд обязательного медицинского
страхования (АОФОМС)
Цели Программы - создание условий для рождения здоровых детей, снижение
показателей материнской и детской, в том числе
младенческой, смертности, сохранение и укрепление
здоровья детей и подростков на всех этапах развития
Задачи Программы - совершенствование организации акушерской и
педиатрической помощи;
- укрепление материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и
детства;
- внедрение в практику учреждений здравоохранения,
образования современных медицинских, образовательных и
психологических технологий, обеспечивающих сохранение
здоровья;
- профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и
подростковом возрасте;
- развитие информационных технологий в сфере охраны
материнства и детства;
- обеспечение оптимизации питания беременных женщин и
детей из семей социального риска
Сроки - 2004-2006 годы
реализации
Программы
Перечень - совершенствование системы охраны здоровья матери и
основных ребенка;
мероприятий - обеспечение родовспомогательных и детских учреждений
Программы медицинским оборудованием и высокоэффективными
лекарственными препаратами;
- обеспечение беременных женщин и детей из семей
социального риска достаточным количеством
микронутриентов (оптимизация питания);
- внедрение современных лечебно-диагностических технологий
Исполнители - организации, выполняющие государственный заказ на
Программы конкурсной основе
Объемы и - общий объем финансирования 279,3 млн. рублей,
источники в том числе:
финансирования средства областного бюджета - 107,0 млн. рублей;
Программы средства федерального бюджета - 21,7 млн. рублей;
средства муниципальных бюджетов - 48,6 млн. рублей;
средства бюджета АОФОМС - 102,0 млн. рублей
Ожидаемые - улучшение положения детей в Архангельской области, в том
конечные числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся
результаты без попечения родителей;
реализации - снижение показателей материнской смертности до 30 на
Программы 100000 родившихся живыми, младенческой смертности до 11
на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15-20
процентов;
- уменьшение осложнений беременности и родов на 10%;
- уменьшение детской инвалидности на 8%;
- снижение количества абортов до 50 на 1000 женщин
фертильного возраста;
- снижение преждевременных родов до 4,5%;
- снижение перинатальной смертности до 10 на 1000 детей,
родившихся живыми и мертвыми
Система - контроль за реализацией Программы осуществляется
организации департаментом здравоохранения администрации области в
контроля порядке, установленном для контроля за реализацией
за исполнением областных целевых программ
Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В соответствии с федеральной целевой программой по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы в Архангельской области была утверждена и реализована областная целевая программа "Безопасное материнство", но, учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, в Программу были включены в основном мероприятия, направленные на охрану здоровья беременных женщин, рожениц и новорожденных детей.
В результате реализации Программы "Безопасное материнство" в области создана служба планирования семьи, в учреждения родовспоможения и детства направлена современная диагностическая аппаратура и высокоэффективные лекарственные препараты, что способствовало внедрению современных технологий в лечебно-профилактических учреждениях. Освоены медико-технологические стандарты оказания акушерско-гинекологической и педиатрической помощи. Широкое распространение получили принципы, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, в том числе бережное родоразрешение, совместное пребывание матери и ребенка, поддержка и поощрение грудного вскармливания, неонатальный уход, и другие.
В течение последних пяти лет в области удалось сохранить ниже российских показатели младенческой и материнской смертности, снизить на 27% абсолютное число абортов, значительно сократить число осложнений и заболеваний, временной утраты трудоспособности, связанных с проведением абортов, уменьшить рост детской инвалидности.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы позитивные результаты, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения полноценной жизнедеятельности детей, которые требуют решения, в том числе улучшение репродуктивного здоровья населения, поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Не удалось решить в полном объеме задачи создания системы пренатальной диагностики в области и организации отделения неонатальной реанимации с обеспечением безопасной транспортировки новорожденных детей. Не обеспечены адекватным питанием дети до 3-х лет жизни и беременные женщины из социально неблагополучных семей.
Недостаточное финансирование службы охраны материнства и детства и здравоохранения в целом, особенно профилактических мероприятий, привело к снижению доли здоровых женщин и детей.
Так, процент здоровых детей в области составляет менее 10. В связи с тем, что продолжает ухудшаться состояние здоровья беременных женщин, девушек-подростков, отмечается рост патологических изменений у детей с периода новорожденности. В целом заболеваемость в области детей до 14 лет на 20-30% выше показателей Российской Федерации.
Сохраняется острота проблемы невынашивания беременности: частота самопроизвольных выкидышей составляет более 10%, преждевременных родов - 10-15%. Рождение недоношенных детей с тяжелыми заболеваниями требует внедрения в практическое здравоохранение высоких технологий, подготовки квалифицированных специалистов, владеющих этими технологиями, и наличия в учреждениях родовспоможения и детства соответствующей аппаратуры и оснащения.
Вследствие низкого уровня здоровья женщин детородного возраста увеличивается количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями. Частота нормальных родов в области составляет всего 21%. В результате показатели материнской и младенческой смертности превышают аналогичные среднеевропейские.
Продолжает расти число алиментарно зависимых заболеваний у детей, напрямую связанных с нарушением рационального питания. Сохраняются серьезные трудности в организации школьного питания. Менее 10% учащихся старших классов получают горячее питание в школах. Охват горячим питанием в образовательных учреждениях составляет менее 55%.
Ежегодно увеличивается количество социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1997 года их количество в области увеличилось на 30%. Следует отметить усложняющийся с каждым годом контингент этой категории детей, среди которых увеличивается число детей со сложными комплексными видами отклонений в развитии и поведении.
В то же время существующая сеть домов ребенка, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не отвечает современным техническим требованиям.
В области наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, является отсутствие возможности бесперебойно обеспечивать эффективными лекарственными препаратами детей, страдающих психоневрологическими расстройствами, судорожным синдромом и эпилепсией, а также фенилкетонурией.
Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в области, обусловливает необходимость их решения программными методами на основе реализации мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732 утверждена федеральная целевая программа "Дети России" на 2003-2006 годы, включающая подпрограмму "Здоровый ребенок", на основе которой разработана настоящая областная целевая программа "Здоровый ребенок" на 2004-2006 годы.
2. Цели и задачи Программы
Целями областной программы "Здоровый ребенок" являются социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, улучшение питания матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование организации акушерской и педиатрической помощи;
укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;
внедрение в практику учреждений здравоохранения, образования современных медицинских, образовательных и психологических технологий, обеспечивающих сохранение здоровья;
профилактика заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте;
развитие информационных технологий в сфере охраны материнства и детства;
создание отделения реанимации новорожденных и условий для их безопасной транспортировки;
бесперебойное обеспечение нуждающихся детей необходимыми эффективными лекарствами (противоэпилептическими, белковыми гидрализатами и др.) для предотвращения инвалидности.
Программа взаимосвязана с федеральной целевой программой "Дети России", в состав которой входит подпрограмма "Здоровый ребенок", что позволяет претендовать на софинансирование программных мероприятий из федерального бюджета.
3. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2004 до 2006 года.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований области и областного фонда обязательного медицинского страхования.
Общий объем финансирования Программы составляет 279,3 млн. руб., в том числе за счет средств областного бюджета - 107,0 млн. руб., муниципальных бюджетов - 48,6 млн. руб., федерального бюджета 21,7 млн. руб. и бюджет АОФОМС - 102,0 млн. руб.
Объемы финансирования Программы на 2004-2006 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовый год исходя из возможностей областного бюджета.
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований определено соглашениями о намерениях между государственным заказчиком и соответствующими органами местного самоуправления при условии 50% софинансирования программных мероприятий.
Объемы финансирования из федерального бюджета носят прогнозный характер и подлежат уточнению после получения лимитов на соответствующий год по подпрограмме "Здоровый ребенок" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы.
Финансирование мероприятий за счет средств АОФОМС подтверждено соглашением о намерениях между государственным заказчиком Программы и руководством АОФОМС.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам и годам
(млн, руб., в ценах 2003 года)
Источники финансирования | Объем финансиро- вания |
В том числе | ||
2004 год | 2005 год | 2006 год | ||
Всего по Программе | 279,3 | 85,7 | 91,3 | 102,3 |
в том числе: | ||||
областной бюджет | 107,0 | 31,1 | 35,0 | 40,9 |
муниципальные бюджеты | 48,6 | 14,6 | 15,0 | 19,0 |
федеральный бюджет | 21,7 | 6,0 | 7,3 | 8,4 |
бюджет АОФОМС | 102,0 | 34,0 | 34,0 | 34,0 |
из них: | ||||
капитальные вложения всего | 239,6 | 73,7 | 78,3 | 87,6 |
в том числе: | ||||
областной бюджет | 83,8 | 24,6 | 27,5 | 31,7 |
местные бюджеты | 41,1 | 12,1 | 12,5 | 16,5 |
федеральный бюджет | 18,7 | 5,0 | 6,3 | 7,4 |
бюджет АОФОМС | 96,0 | 32,0 | 32,0 | 32,0 |
5. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется, как правило, на основе контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке департаментом здравоохранения администрации Архангельской области с исполнителями программных мероприятий. Отбор мероприятий (проектов) в Программу осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с областным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (в редакции от 08.04.2003 г. N 167-21-ОЗ). Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год. При изменении объемов бюджетного финансирования, по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, федерального бюджета и внебюджетных источников, а также перечень мероприятий для ее реализации в установленном порядке. Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов соглашений (договоров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
6. Контроль за ходом реализации Программы
Государственный заказчик осуществляет контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам за год.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (подпрограмм), а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика.
Контроль за ходом реализации Программ включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроков выполнения договоров (контрактов, соглашений). Исполнители программных мероприятий в установленном порядке отчитывается перед государственным заказчиком о целевом использовании выделенных им финансовых средств.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в:
улучшении положения детей в Архангельской области, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
снижении показателей материнской смертности до 30 на 100 000 родившихся живыми, младенческой смертности до 11 на 1000 родившихся живыми, смертности детей до 18 лет на 15-20%, уменьшении осложнений беременности и родов на 10%;
уменьшении детской инвалидности на 8%;
снижении количества абортов до 50 на 1000 женщин фертильного возраста;
снижении преждевременных родов до 4,5%;
снижении перинатальной смертности до 10 на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми;
внедрении в практическую деятельность эффективных и экономически выгодных технологий оздоровления детей;
обеспечении ранней диагностики болезней и профилактики детской инвалидности.
8. Система программных мероприятий
Программой предусматривается разработка и реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:
- совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка;
- приобретение для учреждений родовспоможения и детства современного медицинского оборудования;
- закупка высокоэффективных лекарственных препаратов для акушерских стационаров и детей, страдающих инвалидизирующими заболеваниями (эпилепсией и гемофилией).
Перечень мероприятий областной целевой программы "Здоровый ребенок" на 2004-2006 годы прилагается.
Приложение
к областной целевой программе
"Здоровый ребенок" на 2004-2006 годы
Перечень мероприятий областной целевой программы "Здоровый ребенок" на 2004-2006 годы
млн. руб.
Наименование мероприятий |
Ожидаемый результат |
Исполнители | Источники финансирования |
2004- 2006 годы, всего |
в том числе: | ||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. Совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка | |||||||
1.1. Внедрение но- вых форм обследо- вания при проведе- нии профилактичес- ких осмотров де- тей, проживающих в труднодоступных районах области (приобретение пор- тативного медицин- ского оборудования и оборудования для телемедицинских технологий) |
Диагностика заболеваний на ранних стадиях и профилактика их хрониза- ции у детей. проживающих в отдаленных районах, снижение детской ин- валидности и смертности |
департамент здравоохра- нения администрации об- ласти, муниципальные образования |
Общий объем средств в том числе: областной бюджет муниципальные бюдже- ты |
13,7 9,1 4,6 |
4,2 3,1 1,1 |
4,0 2,5 1,5 |
5,5 3,5 2,0 |
1.2. Обеспечение беременных и кор- мящих матерей (одинокие и много- детные матери, ма- лообеспеченные. безработные) вита- минами, минераль- ными комплексами и белковыми препара- тами. Адресное обеспечение детей до 2-х лет из се- мей социального риска адаптирован- ными питательными продуктами |
Повышение качества пи- тания бере- менных жен- щин из семей социального риска. сни- жение коли- чества преж- девременных родов. рож- дения детей с низкой массой тела. младенческой смертности |
департамент здравоохра- нения администрации об- ласти, муниципальные образования |
Общий объем средств в том числе: областной бюджет муниципальные бюдже- ты |
12,0 6,0 6,0 |
4,0 2,0 2,0 |
4,0 2,0 2,0 |
4,0 2,0 2,0 |
1.3. Совершенство- вание методов про- филактики заболе- ваний у детей в образовательных учреждениях, при- обретение медицин- ского, в том числе стоматологическо- го, оборудования для санации и ока- зания медицинской помощи школьникам |
Повышение качества об- разователь- ного процес- са и нивели- рование его отрицатель- ного влияния па здоровье детей |
департамент здравоохра- нения администрации об- ласти, департамент об- разования администрации области, муниципальные образования |
Общий объем средств в том числе: областной бюджет федеральный бюджет мунинициальные бюд- жеты |
10,5 6,0 1,5 3,0 |
3,5 2,0 0,5 1,0 |
3,5 2,0 0,5 1,0 |
3,5 2,0 0,5 1,0 |
1.4. Внедрение но- вых технологий ре- абилитации детей (оснащение меди- цинских реабилита- ционных центров и домов ребенка ре- абилитационным оборудованием) |
Улучшение здоровья де- тей, сокра- щение стаци- онарных ко- ек, предот- вращение ин- валидности |
департамент здравоохра- нения администрации об- ласти, муниципальные образования |
Общий объем средств в том числе областной бюджет муниципальные бюдже- ты федеральный бюджет |
12,3 5,3 4,0 3,0 |
4,0 2,0 1,0 1,0 |
3,8 1,3 1,5 1,0 |
4,5 2,0 1,5 1,0 |
2. Приобретение медицинского оборудования для акушерских и иеонатальных стационаров | |||||||
2.1. Совершенство- вание пренатальной диагностики врож- денных, наслед- ственных заболева- ний и внутриутроб- ной инфекции (при- обретение диагнос- тического оборудо- вания) |
Уменьшение количества детей, рож- денных с по- роками раз- вития. пре- дотвращение детской ин- валидности и смертности от врожден- ных пороков развития |
департамент здравоохра- нения администрации об- ласти, муниципальные образования |
Общий объем средств в том числе: областной бюджет муниципальные бюдже- ты бюджет АОФОМС |
43,2 13,2 12,0 18,0 |
14,0 4,0 4,0 6,0 |
14,2 4,2 4,0 6,0 |
15,0 5,0 4,0 6,0 |
2.2. Совершенство- вание лечебнодиаг- ностической, в т.ч. реанимацион- ной, помощи женщи- нам и новорожден- ным детям в учреж- дениях родовспомо- жения и детства (приобретение ме- дицинского обору- дования) |
Снижение ма- теринской смертности, увеличение количества детей, рож- денных здо- ровыми |
департамент здравоохра- нения администрации об- ласти, муниципальные образования |
Общий объем средств в том числе: областной бюджет федеральный бюджет муниципальные бюдже- ты бюджет АОФОМС |
161,1 50,9 14,2 18,0 78,0 |
48,0 13,5 3,5 5,0 26,0 |
53,3 17,5 4,8 5,0 26,0 |
59,8 19,9 5,9 8,0 26,0 |
3. Закупки лекарственных препаратов | |||||||
3.1. Приобретение высокоэффективных лекарственных пре- паратов для роже- ниц и недоношенных детей, а также для безопасного меди- цинского аборта (простагландины, низкомолекулярные гепарины, тахо- комб, пентаглобин, сурфоктанты), кон- трацептивов для подростков, мало- обеспеченных семей и женщин из групп риска |
Снижение ос- ложнений ро- дов, опера- тивных вме- шательств, материнской и младенчес- кой смер- тности, ин- валидизации недоношенных детей. Сни- жение коли- чества абор- тов и их ос- ложнений |
областная детская кли- ническая больница им. П.Г. Выжлецова, облас- тная клиническая боль- ница муниципальные об- разования |
Общий объем средств в том числе: областной бюджет федеральный бюджет муниципальные бюдже- ты бюджет АОФОМС |
15,0 4,5 3,0 1,5 6,0 |
4,5 1,0 1,0 0,5 2,0 |
5,0 1,5 1,0 0,5 2,0 |
5,5 2,0 1,0 0,5 2,0 |
3.2. Централизо- ванные закупки ле- карственных препа- ратов для лечения эпилепсии и гемо- филии у детей |
Предотвраще- ние инвалид- ности по эпилепсии, уменьшение смертности от гемофилии |
областная детская кли- ническая больница им П.Г. Выжлецова, депар- тамент здравоохранения администрации области |
Общий объем средств в том числе: областной бюджет |
12,0 12,0 |
3,5 3,5 |
4,0 4,0 |
4,5 4,5 |
Итого | Общий объем средств в том числе: областной бюджет федеральный бюджет муниципальный бюджет бюджет АОФОМС |
279,3 107,0 21,7 48,6 102,0 |
85,7 31,1 6,0 14,6 34,0 |
91,3 35,0 7,3 15,0 34,0 |
102,3 40,9 8,4 19,0 34,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Архангельской области от 27 августа 2003 г. N 138 "Об областной целевой программе "Здоровый ребенок" на 2004-2006 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 12-18 сентября 2003 г. N 37(848)
Постановлением главы администрации Архангельской области от 25 ноября 2005 г. N 206 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление главы администрации Архангельской области от 1 апреля 2004 г. N 61