В связи с вводом в действие "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", зарегистрированных в Минюсте РФ 24.03.93 г. N 190 (в дальнейшем ИМУ), и "Порядка направления предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными лицами и гражданами средств в государственный внебюджетный экологический фонд", зарегистрированного в Минюсте РФ 25.02.93 г. N 162:
1. Утвердить откорректированный в соответствии с названными документами "Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на территории Архангельской области" и ввести в действие с 01.07.94 г.
2. Считать утратившим силу "Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на территории Архангельской области", утверждённый распоряжением администрации области от 24.02.93 г. N 150р, кроме приложений NN 1-7.
Первый зам. главы администрации
председатель правительства |
В.С. Власов |
Порядок
определения платы за загрязнение окружающей природной среды,
размещение отходов, другие виды вредного воздействия
на территории Архангельской области
(утв. распоряжением администрации области от 29 июня 1994 г. N 500р)
1. Общие положения
Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" признан утратившим силу, за исключением статьи 84, которая утрачивает силу одновременно с введением в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях
1.1. Настоящий Порядок разработан на основании статьи 20 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" и постановления Правительства РФ от 28.08.92 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", с учётом "Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды" Минприроды РФ, согласованных с Минэкономики и Минфином РФ.
1.2. Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, а также на граждан России, иностранных юридических и физических лиц, а также лиц без гражданства (далее - природопользователи) независимо от их ведомственной подчинённости, видов и форм собственности, расположенных и осуществляющих на территории Архангельской области любые виды деятельности, связанные с природопользованием.
1.3. Порядок вводится в действие с 01.07.94 года.
1.4. За подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не являющихся юридическими лицами и не имеющих расчётных счетов, плату за загрязнение природной среды и другие виды воздействия на природную среду вносят головные предприятия.
1.5. Предусматривается взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, сброс на рельеф местности, в том числе за сброс через системы коммунальной канализации, а также за любое подземное размещение загрязняющих веществ;
- размещение отходов и неиспользованные вторичные ресурсы;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные, воздействия и т.д.).
Плата взимается за все ингредиенты, сбрасываемые (выбрасываемые, размещаемые) природопользователем в окружающую природную среду.
1.6. Плата взимается в пределах допустимых нормативов загрязнения окружающей среды и воздействия на неё, в пределах установленных лимитов, а также за сверхлимитное загрязнение и воздействие на окружающую природную среду.
1.7. Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах допустимых нормативов (Н) и установленных лимитов (Л) определяется на основании разрешений, выданных природопользователю уполномоченным на то государственным органом - комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.
1.8. Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов.
Базовые нормативы платы приведены в приложениях NN 1, 2, 3 к "Порядку...".
Базовые нормативы платы приведены для наиболее распространённых вредных веществ. Базовые нормативы платы разрабатываются Минприродой России, согласовываются с Минэкономикой и Минфином России.
1.9. На территории области платежи дифференцируются коэффициентами, учитывающими экологические факторы, природно-климатические особенности районов и бассейнов рек, значимость природных и социально-культурных объектов. Экологические коэффициенты (К_эк) приведены в приложении N 4.
1.10. К базовым нормативам платы за загрязнение окружающей природной среды применяется коэффициент индексации платы.
1.11. Комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов Архангельской области по согласованию с комитетом по экономике и прогнозированию и областным финансовым управлением могут вноситься уточнения в указанные нормативы платы и коэффициенты, учитывающие экологические факторы и коэффициент инфляции. Уточнения утверждаются распоряжением администрации области.
Уточнения вносятся в случаях:
- изменения в установленном порядке предельно допустимых концентраций (ВДК) загрязняющих веществ или предельно допустимых уровней вредного воздействия;
- установления новых видов загрязняющих веществ и вредных воздействий на окружающую природную среду;
- изменения экологической ситуации;
- роста уровня цен.
1.12. В случае отсутствия у природопользователя в оформленном разрешении показателей предельно допустимых нормативов на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ, указанная в разрешении, учитывается в пределах лимитов. Плата за загрязнение окружающей природной среды определяется в таких случаях по базовым нормативам платы в пределах установленных лимитов.
1.13. С природопользователей, сбрасывающих сточные воды на рельеф местности или в водные объекты и не ведущими контроль за качеством сточных вод, плата взимается на основании концентраций, указанных в СНиПе "Канализация, наружные сети и сооружения" 2-04.03-85 или в "Справочнике проектировщика канализации населённых мест и промышленных предприятий". Данный пункт применяется, если у природопользователя отсутствует разрешение на спецводопользование и им не представлена отчётность 2-ТП (водхоз), а также в случае отсутствия в вышеуказанных документах показателей по данному выпуску.
1.14. При отсутствии контроля за качеством сточных вод после очистных сооружений плата взимается по проектным входным показателям на очистные сооружения, в случае отсутствия их - по показателям на входе в очистные сооружения согласно СНиПу "Канализация, наружные сети и сооружения" 2-04,03-85 или "Справочнику проектировщика канализации населённых мест и промышленных предприятий".
1.15. Плата за сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязнённых сточных вод вносится первичными водопользователями, которые устанавливают порядок и условия приёма сточных вод для своих абонентов, а также порядок внесения ими платы за сброс загрязнений на основе договорных отношений.
1.16. Взимаемая с предприятий-владельцев передвижных источников плата за загрязнение атмосферного воздуха не освобождает их от административной ответственности за нарушение установленных норм содержания вредных веществ в выхлопных газах в соответствии с действующим законодательством.
1.17. Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объёме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.
1.18. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1992 года N 662 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" устанавливаются следующие источники платежей за загрязнение окружающей природной среды:
- платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, платежи за допустимые выбросы от автотранспорта, за размещение отходов в пределах допустимых нормативов осуществляются за счёт себестоимости продукции;
- платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов (лимиты или временно согласованные нормативы выбросов, сбросов, размещение отходов, а также превышение лимитов или временно согласованных нормативов выбросов, сбросов, размещение отходов) осуществляются за счёт прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.
В себестоимость продукции (работ и услуг) включаются также текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения, очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов, оплате услуг сторонних организаций за приём, хранение и уничтожение экологически опасных отходов, сточных вод, другие виды текущих природоохранных затрат.
1.19. Природопользователь имеет право оспаривать правильность действий при взимании платы должностных лиц комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов в установленном порядке.
2. Расчёты платы за загрязнение окружающей природной среды
2.1. Расчёт платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.
2.1.1. Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, определяется путём умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
n
Пн атм = сумма Cнi атм х Мi атм при Mi атм =< Мнi атм (1),
i=1
где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3...n);
Пн атм - плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не
превышающих предельно допустимые нормативы выбросов (руб.);
Снi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества
в пределах допустимых нормативов выбросов (руб.);
Mi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества (т);
Mнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества
(т).
Снi атм = Нбнi атм х Кэ атм (2),
где:
Нбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го
загрязняющего вещества в размерах, не превышающих
предельно допустимые нормативы выбросов (руб);
Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической
значимости атмосферы в данном регионе.
2.1.2. Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путём умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
n
Пл атм = сумма Слi атм х (Mi атм - Мнi атм) при
i=1
Мнi атм < Mi атм =< Млi атм (3)
где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1....n);
Пл атм - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах
установленных лимитов (руб.);
Слi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего
вещества в пределах установленного лимита (руб);
Mi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества (т);
Mнi атм - предельно допустимый выброс i-го загрязняющего вещества
(т);
Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах
установленного лимита (т).
Слi атм = Нблi атм х Кэ атм (4),
где:
Hблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го
загрязняющего вещества в пределах установленного лимита
(руб);
Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической
значимости атмосферы в данном регионе.
2.1.3. Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путём умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
n
Пcл атм = 5 х сумма Cлi атм х (Mi атм - Млi атм) (5)
i=1
при Mi атм > Mлi атм.
где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2...n);
Псл атм - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ (руб);
Слi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего
вещества в пределах установленного лимита (руб);
Mi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества;
Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах
установленного лимита (т).
Слi атм = Нблi атм х Кэ атм (4), где;
Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го
загрязняющего вещества в пределах установленного лимита
(руб);
Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической
значимости атмосферы в данном регионе.
2.1.4. Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле:
П атм = (Пн атм + Пл атм + Псл атм) х К_инд (6) где:
К_инд - коэффициент индексации платы.
2.2. Расчёт платежей за выбросы от передвижных источников.
2.2.1. Нормативы платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников установлены для всех видов передвижных источников.
2.2.2. Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на:
- плату за допустимые выбросы;
- плату за выбросы, превьшающие допустимые.
2.2.3. Удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, образующихся при использовании 1 тонны различных видов топлива, определяется по формуле:
n
Уе = сумма Нбнi атм х Mi транс (7), где:
i=1
Уе - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ,
образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива
(руб);
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2....n);
е - вид топлива;
Нбнi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го
загрязняющего вещества в размерах, не превышающих
предельно допустимые нормативы выбросов (руб);
Mi транс - масса i-го загрязняющего вещества, содержащегося в
отработавших газах технически исправного транспортного
средства, отвечающего действующим стандартам и техническим
условиям завода изготовителя, при использовании 1 тонны
е-го вида топлива (по данным НИАТа Минтранса России).
2.2.4. В качестве основных нормируемых загрязняющих веществ для передвижных источников рассматриваются: оксиды углерода и азота, углеводороды, сажа, соединения свинца, диоксид серы.
2.2.5. Удельная плата для различных видов топлива составляет (руб/т или руб/тыс. куб. м.):
Бензин этилированный АИ 93 38,0
А 76, 72 25.0
Бензин неэтилированный АИ 93 10.0
А 76, 72 11.О
Дизельное топливо 21.0
Сжатый природный газ 9.0
Сжиженный газ 11.О
2.2.6. Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по формуле:
n
Пн транс = сумма Уе х Те (8), где:
i=1
Пн транс - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в
атмосферу от передвижных источников (руб);
е - вид топлива (е = 1, 2....n);
Уе - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ,
образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива
(руб);
Те - количество е-го вида топлива, израсходованного передвижным
источником за отчётный период (т).
2.2.7. При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по типам транспортных средств, из расчёта ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или количество моточасов работы на уровне 85%-ой обеспеченности, топливо с наиболее экологически неблагоприятными характеристиками и т.д.).
Годовая плата за транспортное средство и другие передвижные источники составляет (в тыс. руб/год за 1 транспортное средство):
1. Легковой автомобиль 2.7
2. Грузовой автомобиль и автобус с бензиновым ДВС 4.0
3. Автомобили, работающие на газовом топливе 1.4
4. Грузовой автомобиль и автобус с дизельным ДВС 2.5
5. Строительно-дорожные машины и с/х техника 0,5
6. Пассажирский тепловоз 16.2
7. Грузовой тепловоз 21.4
8. Маневровый тепловоз 2,5
9. Пассажирское судно 15.0
10. Грузовое судно 20.0
11. Вспомогательный флот 6,0
2.2.8. Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:
р
Пcн транс = 5 х сумма Пнi х di (9) где:
i=1
Псп транс - плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих
веществ от передвижных источников (руб);
j - тип транспортного средства (i = 1, 2....p);
Пнi - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-го
типа транспортного средства (руб);
di - доля транспортных средств j-го типа, не соответствующих
стандартам. Определяется как соотношение количества
транспортных средств, не соответствующих требованиям
стандартов, к общему количеству проверенных транспортных
средств.
Плата за превышение допустимых выбросов начисляется по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям, стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации.
Количество транспортных средств (ТС), подвергаемых контролю в выборке (раздельно по видам топлива), должно составлять не менее:
100% - для предприятий с числом ТС до 20 единиц
50% - для предприятий с числом ТС до 50 единиц
30% - для предприятий с числом ТС до 100 единиц
20% - для предприятий с числом ТС до 500 единиц
10% - для предприятий с числом ТС свыше 500 единиц
При соблюдении указанных размеров выборки доля выявленных ТС, не соответствующих нормативным требованиям, распространяется на всю численность ТС предприятия, находящихся в эксплуатации.
Для определения доли ТС, не соответствующих нормативам, не могут приниматься результаты проверок, проведённых в предыдущие годы.
При наличии достоверных сведений о массе выбросов загрязняющих веществ от конкретных видов передвижных источников определяют плату за допустимое загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками с учётом этих данных.
2.2.9. Общая плата за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле:
П транс = (Тн транс + ПСН транс) х Кэ атм х К_инд (10),
где: Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической
значимости атмосферы в данном регионе.
2.2.10. При использовании для обезвреживания отработавших газов двигателя передвижного источника устройств нейтрализации к платежам применяются понижающие коэффициенты:
для автотранспорта, использующего неэтилированный бензин и газовое топливо - 0,05;
для остальных транспортных средств - 0,1.
При проведении других мероприятий (комплексов мероприятий) по снижению токсичности отработавших газов величина платы за выброс уменьшается в количество раз, соответствующее подтверждённой эффективности данного мероприятия.
2.2.11. Расчёт валовых выбросов загрязняющих веществ двигателями воздушных судов для платежей и лимиты выброса загрязняющих веществ определяются в соответствии с приложением к Методике контроля загрязнения атмосферного воздуха в окрестности аэропорта.
Плата за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ авиапредприятиями взимается:
- за допустимые (в пределах установленных лимитов) объёмы выбросов загрязняющих веществ по базовым нормативам платы в пределах допустимых нормативов;
- за превышение допустимых (относительно установленных лимитов) объёмов выбросов загрязняющих веществ в пятикратном размере к базовым нормативам платы в пределах допустимых нормативов.
2.2.12. Размер платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу для морского транспорта определяется с учётом времени нахождения источника загрязнения на территории области, для остальных передвижных источников - с учётом места приписки.
2.2.13. Предварительная оплата за выбросы в атмосферу от передвижных источников выполняется природопользователем на основании расчётов, выполненных природопользователем, исходя из планируемого пробега транспорта, расхода сжигаемого топлива, количества транспортных средств.
2.3. Расчёт платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
2.3.1. Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы сбросов, определяется путём умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
n
Пн вод = сумма Снi вод х Mi вод при Mi вод =< Мнi вод (11),
i=1
где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2...n);
Пн вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не
превышающих предельно допустимые нормативы сбросов (руб);
Снi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества
в пределах допустимых нормативов сбросов (руб);
Mi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);
Мнi вод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества
(т).
Cнi вод = Нбнi вод х Кэ вод (12), где:
Нбнi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го
загрязняющего вещества в размерах, не превышающих
предельно допустимые нормативы сбросов (руб);
Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической
значимости поверхностного водного объекта.
2.3.2. Плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путём умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми сбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ.
n
Пл вод = сумма Слi вод х (Мi вод - Мн вод) (13)
i=1
при Мнi вод < Mi вод =< Млi вод где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2.....n);
Пл вод - плата за сбросы загрязняющих веществ в пределах
установленных лимитов (руб);
Слi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества
в пределах установленного лимита (руб);
Mi вод - фактический сброс i-го загрязняющего вещества (т);
Мнi вод - предельно допустимый сброс i-го загрязняющего вещества
(т);
Млi вод - сброс i-го загрязняющего вещества в пределах
установленного лимита (т).
Слi вод = Нблi вод х Кэ вод (14), где:
Нблi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го
загрязняющего вещества в пределах установленного лимита
(руб);
Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической
значимости поверхностного водного объекта.
2.3.3. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путём умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
n
Пcл вод = 5 х сумма Сл вод (Мi вод - Млi вод) (15)
i=1
при Мi вод > Млi вод, где:
i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2....n);
Пcл вод - плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ (руб);
Cлi вод - ставка платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества
в пределах установленного лимита (руб);
Mi вод - фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества (т);
Млi вод - масса сброса i-го загрязняющего вещества в пределах
установленного лимита (т).
Слi вод = Нблi вод х Кэ вод (14), где:
Нблi вод - базовый норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего
вещества в пределах установленного лимита (руб);
Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической
значимости поверхностного водного объекта.
2.3.4. Общая плата за загрязнение поверхностных и подземных объектов определяется по формуле:
П вод = (Пн вод + Пл вод + Пcл вод) х К_инд (16)
2.4. Расчёт платежей за сброс сточных вод на рельеф местности.
2.4.1. Плата за сброс загрязняющих веществ со сточными водами на рельеф местности, поля фильтрации, накопители, подземные горизонты взимается по нормативам платы за сброс сточных вод в водные объекты с учётом коэффициента (Кр): Кр
Сброс загрязняющих веществ на рельеф местности - 0,8
Сброс загрязняющих веществ на поля фильтрации - 0,5
Сброс загрязняющих веществ в накопители - 0,8
Сброс загрязняющих веществ в подземные горизонты - 0,8
2.4.2. Плата за сброс сточных вод на поля фильтрации не взимается при соблюдении установленных природопользователю норм нагрузки сточных вод и загрязняющих веществ и правил эксплуатации сооружений.
При несоблюдении этих условий плата определяется как за сброс в водный объект в пределах установленных лимитов.
Если нарушение правил эксплуатации сооружений и не соблюдение норм нагрузки сточных вод и веществ приводит к загрязнению подземных вод, платежи взимаются как за сверхлимитное загразнение.
2.4.3. В случае поступления со сточными водами на поля фильтрации загрязняющих веществ, не предусмотренных при согласовании проекта, плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.
2.4.4. При сбросе загрязняющих веществ в специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), балки и т.д., через которые сточные воды попадают в водный объект, плата определяется как за сброс в пределах допустимых нормативов.
В случае сброса загрязняющих веществ на рельеф местности без соответствующего разрешения платежи взимаются как за сверхлимитное загрязнение.
2.4.5. За сброс хозбытовых сточных вод в накопители с последующим вывозом их на свалки в виде жидких бытовых отходов плата взимается за 1 куб. м. в размере 30 рублей. Стоимость выведена на основании концентраций, указанных в СНИПе "Канализация, наружные сети и сооружения" 2.04.03.85; объектов, указанных в справочнике "Санитарная очистка и уборка населённых мест" М., 1990 г. и в базовых нормативах за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты.
2.5. Расчёт платы за размещение отходов.
2.5.1. Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путём умножения соответствующих ставок платы с учётом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов.
n
Пл отх = сумма Слi отх х Мi отх (17),
i=1
при М отх Мл отх, - где:
Пл отх - размер платы за размещение i-го отхода в пределах
установленных лимитов (руб);
Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах
установленных лимитов (руб);
Мi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб. м);
i - вид отхода (i = 1, 2, 3...n);
Млi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т, куб. м);
Слi отх = Нблi отх х Кэ отх (18), где:
Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в
пределах установленных лимитов (руб);
Кэ отх - коэффициент экологической ситуации и экологической
значимости почв в данном регионе.
2.5.2. Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путём умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов.
n
Пcл отх = 5 х сумма Слi отх х (Мi отх - Млi отх) (19)
i=1
при Mi отх > Млi отх, где:
Пcл отх - размер платы за сверхлимитное размещение отходов (руб)
Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах
установленных лимитов (руб);
Mi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб. м);
Mлi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т, куб. м);
Слi отх = Нблi отх х Кэ отх (18), где:
Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах
установленных лимитов (руб);
Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в
пределах установленных лимитов (руб);
Кэ отх - коэффициент экологической ситуации и экологической
значимости почв в данном регионе.
2.5.3. В связи с отсутствием действующих нормативов предельно-допустимых объёмов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объёмы размещения в пределах установленных лимитов.
2.5.4. Отходы подразделяются на промышленные, бытовые и сельскохозяйственные, токсичные и нетоксичные.
Класс токсичности отходов определяется в соответствии с "Временным классификатором токсичных промышленных отходов" и "Методическими рекомендациями по определению класса токсичности промышленных отходов", утвержденными Минздравом СССР и ГКНТ СССР в 1987 г.
2.5.5. Плата взимается за размещение отходов производства и потребления на:
- полигонах для захоронения твёрдых бытовых отходов;
- полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов;
- полигонах, принадлежащих отдельному или группе предприятий для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов;
- отвалах, шламохранилищах, накопителях, площадках для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов;
- свалках (санкционированных, несанкционированных).
Полигон является природоохранным сооружением для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений, захоронения твёрдых бытовых отходов, обеспечивающим защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод, препятствующим распространению болезнетворных микроорганизмов и др.
Санкционированные свалки - разрешённые органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных, сельскохозяйственными бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНИП 2.01.28-85 и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Нумерация подпунктов пункта 2.5. настоящего Порядка приводится в соответствии с источником
2.5.3. При размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах плата с природопользователей за размещение не взимается, а природопользователи в установленном порядке осуществляют страхование размещаемых отходов в связи с экологическим риском.
2.5.4. При размещении отходов на территориях, принадлежащих природопользователям, базовый норматив платы умножается на коэффициент 0,3.
2.5.5. Нарушение правил хранения удобрений, ядохимикатов, перенасыщение ими полей следует рассматривать как размещение отходов с нарушением правил хранения и размер платы определяется как размещение отходов на несанкционированных свалках.
Объём размещения отходов в этих случаях определяется расчётно или инструментальным замером с момента возникновения нарушения до его ликвидации.
2.5.6. Размер платы за размещение отходов на неотведённой для этой цели территории (несанкционированная свалка) определяется путём умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину размещаемых отходов и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и коэффициент, учитывающий место размещения отходов.
При размещении отходов в границах городов, населённых пунктов, водоёмов, рекреационных зон и водоохранных территорий применяется коэффициент 5, менее 3 км от границ вышеперечисленных объектов - коэффициент 3.
2.5.7. Плата за размещение твёрдых бытовых отходов определяется по базовым нормативам платы нетоксичных отходов перерабатывающей промышленности по 115 руб за 1 куб. м.
За нарушение правил захоронения твёрдых бытовых отходов плата определяется как размещение отходов на несанкционированных свалках.
2.5.8. Плата за размещение отходов взимается с природопользователей независимо от места размещения природопользователем отходов.
2.5.9. Плата взимается за весь объём отходов, размещаемых природопользователем. В случае отсутствия данных по фактическим объёмам отходов в текущем году плата взимается на основании имеющихся в комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов последних данных по отходам.
2.5.10. При размещении отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, на полигонах, свалках и пр. плата взимается с учётом класса опасности в пятикратном размере к нормативам платы за установленный лимит на год.
2.5.11. При размещении на свалках жидких бытовых отходов плата взимается по стоимости 30 руб за 1 куб. м.
2.6. Определение размеров платежей за сброс загрязняющих веществ с выпусков ВКХ.
2.6.1. Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) взаимодействуют с абонентами на основании договоров.
2.6.2. Расчёт платы за сброс загрязняющих веществ, осуществляемый с выпусков предприятий ВКХ, производится на основании утверждённых нормативов платы и массы сброшенных веществ.
2.6.3. Масса загрязняющих веществ, принимаемая для расчёта платы, корректируется за счёт исключения массы веществ, поступающих из водного объекта и не удаляемых в процессе производства питьевой воды.
2.6.4. Плата за сброс загрязняющих веществ взимается со всех абонентов коммунальной канализации, за исключением льготных абонентов.
Нумерация подпунктов пункта 2.6. настоящего Порядка приводится в соответствии с источником
2.6.6. Порядок определения платы абонентами разрабатывается предприятиями ВКХ.
2.6.7. При уклонении абонентов коммунальной канализации от платы суммы взыскиваются с абонентов учреждениями банка в безакцептном порядке на основании распоряжений ВКХ на бланке платёжного требования.
2.6.8. При передаче сточных вод, отводимых от абонентов коммунальной канализации на очистные сооружения промышленных предприятий, предприятия ВКХ в соответствии с договором, заключённым с владельцем очистных сооружений, взимают со своих абонентов плату за сброс в водные объекты загрязняющих веществ через системы коммунальной канализации и перечисляют средства в доход предприятия-владельца очистных сооружений.
3. Льготы по платежам, предоставляемые природопольэователям
3.1. Платежи не взимаются:
3.1.1. При правильном хранении удобрений, ядохимикатов и внесении их на поля в пределах установленных норм, при условии соблюдения агротехнических и санитарно-гигиенических правил.
3.1.2. За размещение вскрышных пород, образующихся при горных разработках, санкционированных Минприродой.
3.1.3. При размещении токсичных отходов на специализированных по их обезвреживанию, захоронению и хранению полигонах, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод и т.д., при наличии разрешений на размещение отходов и регистрации их.
3.1.4. За размещение твёрдых бытовых отходов от населения на полигонах твёрдых бытовых отходов при условии обеспечения их обустройства и эксплуатации на основе действующих правил, при наличии разрешения на размещение отходов.
При нарушении правил размещения бытовых отходов на полигонах и при размещении их на свалках плата взимается на общих основаниях.
3.2. Освобождаются от платежей, за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов и предельно допустимых нормативов, а также за выбросы от передвижных источников:
3.2.1. Учреждения и организации, осуществляющие деятельность в социальной и культурной сферах и финансируемые из бюджетов: детские дошкольные учреждения, школы, профессионально-технические училища, техникумы, вузы, больницы, поликлиники, аптеки, учреждения культуры, территориальные центры по социальному обеспечению и др.
3.2.2. Органы административной и исполнительной власти, милиции, организации, осуществляющие функции контроля в области охраны окружающей среды, финансируемые из бюджетов.
3.2.3. Воинские части, предприятия, организации и учреждения (кроме хозрасчётных) Министерства обороны РФ, ФСК РФ, Министерства внутренних дел РФ, Погранвойск РФ, финансируемые из госбюджета.
3.2.4. Природопользователи, получающие дотации на погашение плановых убытков из бюджета области, при условии соблюдения ими установленных допустимых нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов, выполнения природоохранных мероприятий.
Примечание: Корректировка платежей или освобождение от них осуществляется
комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов
Архангельской области по предложениям природопользователей
(распоряжение Главы администрации Архангельской области от
28.06.93 г. N 502р).
3.2.5. Природопользователи, осуществляющие сброс в водные объекты загрязняющих веществ хозяйственно-бытового происхождения через систему канализации от населения и объектов социально-культурной сферы.
3.3. Понижаются размеры платежей.
3.3.1. Природопользователям, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, связанным с производством тепла и электрической энергии для нужд населения, на размер платы за объёмы выбросов, вызванных выработкой тепла и электрической энергии для нужд населения.
3.3.2. Природопользователям, участвующим в долевом финансировании мероприятий по охране природы, проводимых в рамках областных и местных программ.
К платежам не применяется коэффициент индексации платы.
4. Платежи за нарушение природоохранного законодательства.
4.1. При отсутствии у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов - вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная и плата в таких случаях взимается в пятикратном размере к нормативам платы за установленный лимит.
В случае отсутствия в разрешениях на выброс (сброс, размещение отходов) какого-либо ингредиента, обнаруженного в фактических выбросах, сбросах природопользователя, вся масса загрязняющих веществ по этим ингредиентам рассматривается как сверхлимитная и плата взимается за эти ингредиенты в пятикратном размере к нормативам за установленный лимит.
4.2. В случаях аварийных (залповых) сбросов (выбросов) загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности или в атмосферу, а также в случаях размещения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов на неотведённой для этих целей территории, предъявляются иски по возмещению ущерба по стоимости в десятикратном размере к ставкам платы за установленные лимиты.
Масса загрязняющих веществ определяется расчётно или инструментальным замером с момента возникновения нарушения до его ликвидации, а размер ущерба определяется по существующим методикам или базовым нормативам платы.
При ликвидации аварийного сброса, размещения отходов на неотведённой для этих целей территории в установленные сроки, сумма ущерба может корректироваться природоохранным комитетом с учётом коэффициентов снижения платы.
Аварийным (залповым) загрязнением окружающей природной среды считается:
1. Поступление загрязняющих веществ в окружающую среду в результате нарушения технологического процесса или аварии.
2. Сброс загрязняющих веществ в количествах 100 и более раз превышающих установленное допустимое к сбросу количество загрязняющих веществ (допустимый лимит по расходу сточных вод и по концентрации содержащих в них примесей).
3. Любой, не разрешённый соответствующим образом, сброс загрязняющих веществ (выброс, размещение отходов).
4. Любой сброс загрязняющих веществ с судов, в т.ч. и при его затоплении.
5. Экстремально высокие уровни загрязнения природной среды.
Положения "Методики подсчёта убытков, причинённых государству нарушением водного законодательства" (РД 33-5,3.01-83) при документировании фактов по аварийным загрязнениям применяются только в части определения объёмов сброса и применения коэффициентов снижения суммы ущерба при уборке загрязняющих веществ.
4.3. При несоблюдении требований к обустройству и эксплуатации свалок, полигонов, шламонакопителей, золоотвалов и т.д. весь годовой объём, подлежащий размещению на этих сооружениях, рассматривается как сверхлимитный и плата взимается за размещение отходов с владельцев свалки по нормативам за установленный лимит в пятикратном размере.
4.4. При нарушении требований к сбросу сточных вод в подземные горизонты, при несоблюдении правил эксплуатации или переполнении выгребов весь объём сточных вод рассматривается как сверхлимитный и плата взимается как сверхлимитная.
4.5. При выявлении фактов вторичного загрязнения технологическими объектами системы очистки плата взимается на основании данных анализов (разового анализа), подтверждающих данный факт.
Плата определяется как сверхлимитная.
4.6. В случае несоблюдения требований действующих стандартов, нормативных документов по содержанию вредных веществ в выхлопных газах и наложения мер административных взысканий, предприятия могут быть лишены льгот по плате и плата взимается в установленном порядке.
4.7. Предприятиям, на которых обнаружено превышение предельно допустимого уровня сброса (выброса), плата начисляется по нормативу за установленный лимит в пятикратном размере, до момента устранения нарушения.
При расчёте размера платы по результатам года, плата корректируется за счёт исключения массы загрязняющих веществ, превышающей предельно допустимый уровень, на которую начислена повышенная плата. Плата корректируется также в случае выявления превышения массы сбросов (выбросов) в целом по результатам года, и если масса превышения зафиксирована при разовом обследовании предприятия.
5. Зачисление природоохранных мероприятий в счёт платежей.
5.1. Настоящий Порядок предусматривает корректировку размеров платежей природопользователей в сторону снижения с учётом освоения ими средств по выполнению природоохранных мероприятий.
5.2. Корректировка платежей осуществляется на основании ежегодных договоров, заключённых природопользователем с районными, городскими комитетами охраны окружающей среды и природных ресурсов.
5.2.1. Договоры заключаются в I квартале текущего года без налога на добавленную стоимость.
5.2.2. В договоры включаются природоохранные мероприятия, строительство природоохранных объектов, выполнение которых обеспечит поэтапное достижение предельно установленных нормативов загрязнения, устранение причин загрязнения, сохранение качества окружающей среды.
5.2.3. Перечень мероприятий, включаемый в договоры, составляется в соответствии с Временным перечнем видов природоохранной деятельности, утверждённым постановлением администрации Архангельской области от 02.01.92 года (до выхода перечня, утверждённого вышестоящими органами).
В перечень включаются природоохранные мероприятия, согласованные комитетами.
5.2.4. Мероприятия, связанные с основной деятельностью предприятия, зачислению в счёт платежей не подлежат и в договоры не включаются.
5.2.5. Природоохранные мероприятия, не включённые в договоры, но выполненные и давшие положительный эффект снижения загрязнения, рассматриваются с целью корректировки платежей по итогам года.
5.3. Корректировка платежей с целью зачисления природоохранных мероприятий в счёт платежей осуществляется по итогам работы за квартал (год) с учётом освоенных природопользователем средств и объёмов выполненных работ.
5.3.1. В случае, если коэффициент инфляции по платежам остался на конец года без изменения, средства, затраченные на выполнение природоохранных мероприятий, зачисляются в счёт платежей в объёмах, оговоренных в договоре.
5.3.2. При невыполнении запланированных мероприятий в установленные сроки, зачислению по итогам года в счёт платежей подлежат 10 процентов от суммы средств, предусмотренной зачислению в договоре. Оставшаяся сумма в размере 90%, предоставленная природопользователю на выполнение мероприятий, снимается со счёта природопользователя в безакцептном порядке.
5.4. Для зачисления в счёт платежей природоохранных мероприятий природопользователь по итогам квартала (года) обязан представить в комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов в срок до 20 числа следующего за отчётным кварталом месяца (годом) информацию о выполнении мероприятий согласно заключённому договору, предварительно согласованную с районным (городским) комитетом.
В случае непредставления информации зачисление средств по природоохранным мероприятиям в счёт платежей не осуществляется.
5.5. Корректируются платежи при зачислении средств, освоенных на выполнение природоохранных мероприятий, в размере не более 80% от общей суммы платежа.
5.6. Зачисление средств, израсходованных на выполнение природоохранных мероприятий, осуществляется в счёт платежей за установленный лимит и предельно допустимые нормативы на выброс (сброс), размещение отходов, а также в счёт платежей за выбросы от передвижных источников.
Средства за сверхлимитное загрязнение окружающей среды и вредные воздействия на неё зачёту в счёт платежей не подлежат и полностью перечисляются во внебюджетные экологические фонды.
6. Порядок перечисления и взыскания платежей.
6.1. Средства, взимаемые за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", перечисляются природопользователями в бесспорном порядке в размере 90% на расчётный счёт внебюджетного государственного экологического фонда Архангельской области и 10% в доход федерального бюджета Российской Федерации.
6.2. Перечисление во внебюджетные государственные экологические фонды платежей за загрязнение осуществляется в соответствии с "Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами средств в государственные внебюджетные экологические фонды", утверждённым Министерством финансов Российской Федерации 22 декабря 1992 г. N 9-5-12 и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 21 декабря 1992 г. N 04-04/72-6344 по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
6.3. По истечении установленных сроков суммы платежей взыскиваются с природопользователей в безакцептном порядке учреждениями банка с учётом пени по требованию комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов на счета дирекции внебюджетного государственного экологического фонда.
6.4. Перечисление 10% в доход федерального бюджета Российской Федерации от суммы платежей за загрязнение окружающей среды осуществляется природопользователем в соответствии с "Порядком направления 10% платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации", зарегистрированным в Минюсте РФ 27 мая 1993 г. N 262.
6.5. Расчёт платежей в пределах допустимых нормативов и установленных лимитов и по результатам работы года (квартала) выполняет природопользователь.
6.6. Сумму платежей, определённую на основании выполненных им расчётов, природопользователь направляет на счёт внебюджетного экологического фонда в установленные сроки. Копию платёжного поручения и 1 экземпляр расчётов направляет в комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов.
6.7. Расчёт платежей по результатам квартала (года) производится с учётом фактических данных за год (квартал).
Уточнение размеров платежей по результатам года выполняется комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов на основании представленных до 20 января природопользователями данных:
- статотчёта по форме 2-TП (воздух) "Отчёт об охране атмосферного воздуха";
- статотчёта по форме 2-ТП (водхоз) "Отчёт об использовании воды";
- статотчёта по форме 14-CH "Отчёт об образовании, использовании и поставке вторичного сырья";
- справки о размерах выбросов от передвижных источников и расхода топлива передвижными источниками (приложение N 5);
- данных о годовом количестве размещённых отходов по форме приложения N 6;
- информации о выполнении в течение квартала (года) природоохранных мероприятий по форме приложения N 7.
Приложения даны к Порядку, утверждённому распоряжением администрации N 150р от 24.02.1993 г.
6.8. Излишне внесённые суммы зачисляются природопользователю в счёт предстоящих платежей, недовнесённые суммы вносятся природопользователями во внебюджетный государственный экологический фонд области в сроки, установленные комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов.
6.9. Платежи за превышение лимитов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов перечисляются природопользователями в месячный срок после установления факта превышения сброса (выброса) природоохранными органами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение администрации Архангельской области от 29 июня 1994 г. N 500р "О Порядке определения платы за загрязнение природной среды на территории Архангельской области"
Настоящий Порядок вводится в действие с 1 июля 1994 г.
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение администрации Архангельской области от 15 октября 1996 г. N 665р