В целях реализации Постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", защиты населения и окружающей природной среды от негативного влияния производственной деятельности предприятий нефтяной отрасли топливно-энергетического комплекса постановляю:
1. Возложить обязанности общего руководства и координации деятельности по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
2. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области.
Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области с привлечением необходимых специалистов оказывать методическую помощь в разработке планов организациям и предприятиям всех форм собственности.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "от 11 июля 1997 года" следует читать: "от 21 июля 1997 года"
3. Организациям, в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 1997 года N 116-ФЗ (в редакции от 07.08.2000 г.) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", осуществляющим на территории Архангельской области деятельность, связанную с добычей, транспортировкой, переработкой, хранением и реализацией нефти и нефтепродуктов, в срок до 1 июня 2001 года:
- разработать планы по предупреждению, локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов и представить их на согласование в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- создать специализированные или нештатные аварийно-спасательные формирования, которые в состоянии самостоятельно ликвидировать чрезвычайные ситуации локального значения при разливе нефти и нефтепродуктов, согласовать их состав и укомплектованность с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области;
- в срок до 1 мая 2001 года заключить договоры (по согласованию с Главным управлением по делам ГО и ЧС и территориальным органом Госгортехнадзора РФ) с организациями, имеющими право и технические возможности ликвидации последствий аварий, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов.
4. Главному управлению по делам по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области систематически комиссионно проверять готовность сил и средств к локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на опасных объектах с привлечением представителей территориальных и федеральных органов государственного надзора.
5. Департаменту природных ресурсов администрации области организовать проведение геоэкологического обследования территорий потенциальных источников загрязнения природной среды нефтью и нефтепродуктами за счет средств на восстановление минерально-сырьевой базы, аккумулируемых в бюджете области, и других источников финансирования.
6. Рекомендовать руководству внебюджетного государственного экологического фонда области предусмотреть в плане финансирования природоохранных мероприятий на 2001 год средства для выполнения работ по организации централизованного сбора и утилизации отработанных масел.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя областной комиссии по чрезвычайным ситуациям Орлова П.П.
Глава администрации области |
А.А. Ефремов |
Основные требования
к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области
(утв. постановлением главы администрации Архангельской области от 29 марта 2001 г. N 126)
1. Основные требования разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации на территории Архангельской области.
2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при прорыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на прорванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней.
3. В зависимости от количества разлившихся в результате аварии нефти или нефтепродуктов и от влияния аварийного разлива на окружающую природную среду вводится следующая классификация чрезвычайных ситуации (далее - ЧС):
ЧС локального значения - разлив нефтесодержащей жидкости или нефтепродуктов массой 100 тонн (светлых нефтепродуктов - 50 тонн) на суше.
Реагирование на нефтяной разлив осуществляет предприятие, у которого произошел этот разлив.
ЧС местного значения - разлив нефтесодержащей жидкости или нефтепродуктов массой 500 тонн (светлых нефтепродуктов - 250 тонн) на суше или 5 тонн при непосредственном попадании в водный объект (ручей, реку, озеро).
Реагирование на нефтяной разлив осуществляет предприятие, у которого произошел этот разлив, при нехватке оборудования и персонала подключаются службы муниципальных образований.
ЧС территориального значения - разлив нефтесодержащей жидкости или нефтепродуктов массой 1000 тонн (светлых нефтепродуктов - свыше 250 тонн) на суше или свыше 5 тонн при непосредственном попадании в водный объект (ручей, реку, озеро).
Реагирование на нефтяной разлив осуществляют областные службы совместно с силами и средствами муниципального образования и предприятия, на территории которых произошел разлив.
ЧС регионального значения - разлив нефтесодержащей жидкости или нефтепродуктов массой 5000 тонн, площадь разлива охватывает территории двух субъектов Российской Федерации.
Реагирование на нефтяной разлив осуществляют областные службы совместно с силами и средствами муниципального образования и предприятия, на территории которых произошел разлив.
ЧС федерального значения - разлив нефтесодержащей жидкости или нефтепродуктов массой более 5000 тонн, площадь разлива охватывает территории более двух субъектов Российской Федерации.
Реагирование на нефтяной разлив осуществляют областные службы совместно с силами и средствами муниципального образования и предприятия, на территории которых произошел разлив.
4. Планы должны предусматривать:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) место наиболее вероятного разлива, сорт и ориентировочное количество нефти;
в) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
г) организацию взаимодействия сил и средств;
д) состав и дислокацию сил и средств;
с) организацию управления, связи и оповещения (схема связи и оповещения);
ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
з) систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
и) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
к) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности региона разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
л) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
м) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
н) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операции по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
о) очистку сооружений, нефтесборных средств и техники после завершения работ по ликвидации разлива нефтепродуктов;
п) способ и место уничтожения загрязненного нефтью мусора, которые исключают повторное загрязнение окружающей природной среды, место уничтожения определяется КЧС муниципального образования;
р) организацию подготовки и обучения личного состава специализированного подразделения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств учитываются:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
к) транспортная инфраструктура в районе разлива нефти и нефтепродуктов;
л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
6. Предприятие, у которого произошел разлив, службы муниципальных образований, а также при ЧС территориального значения областные службы обязаны в кратчайшие сроки приступить к локализации и ликвидации аварийного разлива.
7. Руководство и планирование работ по ликвидации последствий аварии осуществляют:
- технический руководитель предприятия - виновника аварии или лицо, определенное планом ликвидации аварии, в случае ЧС локального значения и в случае ЧС местного значения, когда проводимые предприятием работы органами надзора признаются достаточными;
- лицо, определенное планом ликвидации аварии, или лицо, назначенное комиссией по чрезвычайным ситуациям Архангельской области, в случае ЧС территориального значения и в случае ЧС местного значения, когда проводимые предприятием работы органами надзора признаются недостаточными.
8. Финансирование работ по ликвидации последствий аварий, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, осуществляет предприятие, у которого произошел разлив.
9. Доклад о разливе нефти или нефтепродуктов в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и департамент природных ресурсов администрации области должен производиться немедленно.
10. Отчет о проведении операции по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов должен содержать:
а) причину и обстоятельства разлива нефти и нефтепродуктов;
б) описание и оценку действий виновника загрязнения;
в) оценку воздействия разлива нефти и нефтепродуктов на окружающую природную среду и здоровье населения;
г) затраты по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
д) уровень остаточного загрязнения.
11. Страхование организаций, предприятий, осуществляющих производственную деятельность, связанную с добычей, подготовкой, переработкой, хранением, реализацией и транспортировкой нефти и нефтепродуктов, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязательно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.