Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению главы администрации
Архангельской области
от 16 января 2002 г. N 8
Целевая программа
"Развитие и поддержка малого предпринимательства
в Архангельской области на 2002 год"
Паспорт Программы
"Развитие и поддержка малого предпринимательства
в Архангельской области на 2002 год"
/----------------------------------------------------------------\
|Наименование | Программа "Развитие и поддержка малого|
|программы |предпринимательства в Архангельской области на|
| |2002 год". |
|---------------+------------------------------------------------|
|Основание для|Закон Архангельской области "О государственной |
|разработки |поддержке малого предпринимательства |
|Программы |в Архангельской области" от 7 июля 1999 года |
| |N 137-23-ОЗ. |
| | Концепция развития и поддержки малого|
| |предпринимательства Архангельской области до|
| |2005 года, приложение к постановлению|
| |администрации области от 14 сентября 2001 года|
| |N 402. |
| | Распоряжение главы администрации области от 29|
| |декабря 2000 года N 970р. |
|---------------+------------------------------------------------|
|Государственный|Департамент экономического развития|
|заказчик |Архангельской области. |
|Программы | |
|---------------+------------------------------------------------|
|Основные | Департамент экономического развития|
|разработчики |Архангельской области (отдел инвестиций и|
|программы |поддержки предпринимательства). |
| | Постоянная комиссия по инвестициям,|
| |собственности и предпринимательству областного|
| |Собрания депутатов. |
| | Фонд развития и поддержки малого|
| |предпринимательства Архангельской области|
| |"Форпост МП" (далее-Фонд "Форпост МП"). |
| | Архангельское территориальное управление|
| |Министерства РФ по антимонопольной политике и|
| |поддержке предпринимательства. |
| | Инициативная группа. |
|---------------+------------------------------------------------|
|Цель программы |Стимулирование роста социально-экономического|
| |потенциала области через развитие малого|
| |бизнеса, насыщение внутреннего рынка товарами,|
| |услугами местного производства. |
|---------------+------------------------------------------------|
|Задачи | Адекватное нормативно-правовое обеспечение|
|программы |деятельности малого предпринимательства,|
| |направленное на стимулирование его развития. |
| | Развитие схем ресурсной поддержки малого|
| |предпринимательства. |
| | Совершенствование существующей|
| |инфраструктуры поддержки предпринимательства,|
| |содействие общественным объединениям и |
| |ассоциациям предпринимателей. |
|---------------+------------------------------------------------|
|Сроки |2002 г. |
|реализации | |
|программы | |
|---------------+------------------------------------------------|
|Перечень |1. Совершенствование внешней среды для развития |
|основных | малого предпринимательства. |
|направлений |2. Инфраструктурная поддержка развития малого |
|Программы | предпринимательства. |
| |3. Финансово-инвестиционная поддержка малого |
| | предпринимательства. |
| |4. Консультационная поддержка |
| | предпринимательской деятельности. |
|---------------+------------------------------------------------|
|Исполнители | Департамент экономического развития|
| |Архангельской области (отдел инвестиций и|
| |поддержки предпринимательства). |
| | Фонд "Форпост МП". |
| | Администрации муниципальных образований|
| |Архангельской области (далее-администрации МО). |
| | Организации инфраструктуры поддержки малого|
| |предпринимательства. |
| | Общественные объединения и некоммерческие|
| |организации малого бизнеса. |
| | Научные и учебные учреждения. |
|---------------+------------------------------------------------|
|Объемы и|Ежегодное финансирование | |
|источники |тыс. руб. | 3000,0|
|финансирования |в том числе: | |
|Программы |областной бюджет | 3000,0|
| |в том числе: | |
| |за счет дополнительных доходов | 2000,0|
|---------------+------------------------------------------------|
|Ожидаемые | Создание новых рабочих мест. |
|конечные | Увеличение производства товаров и услуг,|
|результаты |повышение уровня конкуренции. |
| | Увеличение вклада малого бизнеса в доходную|
| |часть бюджетов всех уровней. |
|---------------+------------------------------------------------|
|Система | Контроль за реализацией Программы|
|организации |осуществляется департаментом экономического|
|контроля за|развития Архангельской области в порядке,|
|исполнением |установленном для контроля за реализацией|
|Программы |областных целевых программ. |
\----------------------------------------------------------------/
I. Состояние и проблемы малого предпринимательства в Архангельской области
В настоящее время в сфере малого бизнеса (учитывая предпринимателей без образования юридического лица) работает 87 тыс. человек, что составляет 14,5% от числа занятых в экономике области. Это соответствует уровню среднего показателя в целом по России.
Согласно статистическим данным, на территории области насчитывается около 5 тыс. малых предприятий.
На 4,8 тыс. малых предприятий в области трудится 34,7 тыс. человек, что на 3,1% больше соответствующего периода прошлого года. Доля работающих на постоянной основе составляет 86,3%, или 29,9 тыс. человек.
Более трети постоянно работающих на малых предприятиях заняты в торговле и общественном питании - 40,8%. В промышленности - 21,1%, в строительстве - 18,3%.
Наиболее развито малое предпринимательство в крупных городах, где шире потребительский рынок, сконцентрированы трудовые и сырьевые ресурсы. Каждое второе малое предприятие функционирует в г. Архангельске, каждое пятое - в г. Северодвинске.
В первом полугодии 2001 года малыми предприятиями было произведено продукции, работ и оказано услуг на 2,4 млрд. рублей. Произошло увеличение к аналогичному периоду прошлого года в сопоставимых ценах на 8%.
Выпуск промышленной продукции составил 0,5 млрд. рублей, или 2,1% общего объема промышленного производства в области.
Малыми предприятиями производится около 30 основных видов промышленной продукции: отдельные виды продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, легкой промышленности, товаров культурно-бытового назначения и продуктов питания.
Объем розничной продажи товаров малыми предприятиями составил 1074,0 млн. рублей - 9,5% всего оборота розничной торговли области.
По результатам деятельности, сальдированный финансовый результат малых предприятий составил 963,1 млн. рублей, что в 1,9 раза выше уровня соответствующего периода прошлого года.
Основной вклад в формирование положительного финансового результата внесли предприятия торговли и общественного питания (44,5% от финансового результата малых предприятий всех отраслей).
С отрицательным финансовым результатом завершили истекший период предприятия и организации полиграфической промышленности, сельского хозяйства, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка.
Из 52503 предпринимателей, состоящих на учете, по официальным данным на 01.07.2001 г., предпринимательскую деятельность осуществляли 21940 человек, или 41,7%.
В I полугодии наблюдается рост налоговых поступлений в областной бюджет на 37% от малых предприятий и предпринимателей, использующих систему уплаты налогов на совокупный доход. Платежи составили 56,7 млн. рублей, или 5% в общем объеме налоговых поступлений в областной бюджет.
Рассматривая динамику поступлений по совокупному доходу, можно сделать вывод, что рост поступлений произошел за счет:
а) перехода значительной части малых предприятий и предпринимателей на данную систему налогообложения, в том числе увеличение по юридическим лицам составило 34%, по физическим лицам - 7%;
б) увеличения корректирующего коэффициента К4, учитывающего размер инфляции по единому налогу на вмененный доход для определенных видов деятельности;
в) расширения бизнеса предпринимателями, за счет создания новых рабочих мест и использования труда наемных работников.
Сложившаяся отраслевая структура, данные по занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствуют о развитии малого бизнеса преимущественно в сфере торговли и общественного питания.
Распределение количества МП и числа занятых по основным отраслям. Таблица 1.
/-----------------------------------------------------------------\
| |Кол-во МП|Удельный|Кол-во заня-|Удельный|
| |(ед.) |вес (%) | тых |вес (%) |
| | | |(тыс.чел.) | |
|-----------------------+----------+--------+------------+--------|
|Всего по области | 4783 | 100,0| 31,4| 100,0|
|-----------------------+-----------------------------------------|
|в том числе: | |
|-----------------------+-----------------------------------------|
|Торговля и общественное| 2157| 45,1| 11,5| 35,0|
|питание | | | | |
|-----------------------+----------+--------+------------+--------|
|Промышленность | 702| 14,7| 6,8| 21,7|
|-----------------------+----------+--------+------------+--------|
|Строительство | 824| 17,2| 6,2| 19,7|
|-----------------------+----------+--------+------------+--------|
|Транспорт и связь | 205| 4,3| 0,9| 2,8|
|-----------------------+----------+--------+------------+--------|
|Сельское хозяйство | 92| 1,9| 0,3| 0,9|
|-----------------------+----------+--------+------------+--------|
|Другие | 942| 16,8| 6,2| 19,3|
\-----------------------------------------------------------------/
Касаясь степени равномерности распределения малых предприятий на территории региона, необходимо отметить, что имеются существенные различия как в уровне развития, так и в снижении концентрации малых предприятий по степени удаленности их от экономических центров - городов области.
Поэтому целесообразно перенести управленческую активность части программ и мер поддержки малого предпринимательства в направлении периферийных районов области.
II. Инфраструктура поддержки малого бизнеса Архангельской области
К настоящему времени на территории Архангельской области усилиями областной администрации и других организаций сформирована основная инфраструктура поддержки предпринимательства:
- фонд развития и поддержки малого предпринимательства в Архангельской области "Форпост МП", который образован для содействия создания специализированных субъектов инфраструктуры с использованием государственных и привлекаемых средств;
- Архангельское агентство поддержки малого предпринимательства "Бинар";
- некоммерческое партнерство "Архангельский деловой центр-инкубатор малого предпринимательства".
В осуществлении государственной поддержки малого предпринимательства предусматривается, кроме вышеперечисленных, задействовать и другие организации, учреждения и органы власти.
III. Цели и задачи Программы
Цель Программы:
- стимулирование роста социально-экономического потенциала области через развитие малого бизнеса, насыщение внутреннего рынка товарами, услугами местного производства.
Для достижения этих целей в 2002 году необходимо решение следующих задач:
- адекватное нормативно-правовое обеспечение деятельности малого предпринимательства, направленное на стимулирование его развития;
- развитие схем ресурсной поддержки малого предпринимательства;
- совершенствование существующей инфраструктуры поддержки предпринимательства, содействие общественным объединениям и ассоциациям предпринимателей.
Для решения перечисленных задач в 2002 году Программой предусматривается реализация следующих направлений:
1. "Совершенствование внешней среды для развития малого предпринимательства".
(Финансирование за счет областного бюджета - 250 тыс. рублей)
1. Разработка и внедрение в областные законы норм, благоприятствующих развитию предпринимательской деятельности, созданию новых субъектов малого предпринимательства и развитию конкуренции.
2. Проведение маркетинговых исследований по изучению рынка товаров и услуг малых предприятий Архангельской области, способных заменить продукты и услуги, предоставляемые из-за пределов области.
3. Организация и проведение Дней малого предпринимательства Архангельской области.
4. Подготовка и издание сборников инструктивно-нормативных документов, пособий по правовому обеспечению предпринимательской деятельности (в том числе разъяснений нормативных правовых актов, рекомендаций по практическим вопросам деятельности малых предприятий).
2. "Инфраструктурная поддержка развития малого предпринимательства".
(Финансирование за счет областного бюджета - 480 тыс. рублей)
Предусматривается поддержка деятельности информационного центра.
Целью проекта является создание условий для наиболее полного удовлетворения имеющихся информационных потребностей малого бизнеса, обеспечение информационной основы для реализации Программы, некоммерческих и предпринимательских проектов.
Деятельность информационного центра будет направлена на решение следующих задач:
- Информационное обеспечение деятельности предпринимателей сферы малого бизнеса с предоставлением равных возможностей всем предпринимателям.
- Обеспечение прямой и обратной связи между разработчиками программ поддержки и развития малого бизнеса и объектами этих программ.
- Информационное обеспечение мероприятий по совершенствованию системы государственного контроля и регулирования малого бизнеса.
- Координация деятельности различных фирм и организаций по информационному обслуживанию малого бизнеса.
Проект включает две составляющие: создание сайта портала и образование опорных пунктов в каждом МО.
3. "Финансово-инвестиционная поддержка малого предпринимательства".
(Общая сумма финансирования за счет дополнительных доходов бюджета - 2 млн. рублей на возвратной основе)
Размещение средств областного бюджета планируется осуществлять на конкурсной основе среди кредитных организаций области в соответствии с Положением "О проведении конкурса кредитных организаций на право размещения средств областного бюджета".
В рамках этого направления будут осуществлены мероприятия по развитию кредитно-финансовых механизмов, включающие систему микрокредитования.
4. "Консультационная поддержка предпринимательской деятельности".
(Финансирование за счет областного бюджета - 270 тыс. рублей)
Для эффективного функционирования малого бизнеса необходимы грамотные специалисты. И в этой связи в Программе предусматривается развитие доступной для предпринимателей системы дистанционного консультирования по их предпринимательской деятельности на базе опорных пунктов информационного центра.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Общий объем финансирования Программы - 3 млн. рублей, в том числе 2 млн. рублей - на возвратной основе за счет дополнительных доходов.
V. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке департаментом экономического развития Архангельской области (государственным заказчиком) с исполнителями программных мероприятий.
Отбор проектов в рамках программных мероприятий осуществляется по конкурсу.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с постановлением администрации области от 21 сентября 1999 года N 286 "О порядке формирования и размещения областного заказа".
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников, а также мероприятия Программы для ее реализации в установленные сроки.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы; плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий; проектов соглашений (договоров), заключаемых с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов; перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
Участие коммерческих и иных организаций, заинтересованных в выполнении мероприятий Программы, осуществляется на основе отдельных соглашений, договоров, предусматривающих их долевое участие в финансировании этих работ.
VI. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Департамент экономического развития Архангельской области отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает доклады о ходе реализации Программы за отчетный год.
Руководителем Программы является директор департамента экономического развития Архангельской области.
Департамент экономического развития Архангельской области информирует департамент финансов администрации области о всех заключенных с исполнителями Программы государственных контрактах (договорах), о их финансировании из областного бюджета, внебюджетных источников, бюджетов муниципальных образований.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых подпрограмм, а также продление срока ее реализации осуществляется в установленном порядке по предложению департамента экономического развития Архангельской области.
При необходимости продления срока выполнения отдельных мероприятий Программы более чем на один год, эти мероприятия вносятся в очередную разрабатываемую Программу.
Контроль за выполнением Программы на основе ведомственной отчетности и заключенных договоров (контрактов, соглашений) осуществляет в установленном порядке государственный заказчик.
Контроль включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений).
Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств в установленном порядке.
VII. Оценка эффективности реализации Программы
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в:
- создании новых рабочих мест;
- увеличении вклада малого бизнеса в доходную часть бюджетов всех уровней.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.