Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
1.1. Общая характеристика отрасли "Образование"
Основными документами, определяющими стратегию развития системы образования в Северодвинске, являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, федеральные программы и проекты в области образования, национальные образовательные инициативы.
Приоритетным направлением деятельности системы образования Северодвинска остается обеспечение государственных гарантий, доступности и равных возможностей обучающихся в получении полноценного образования на всех его уровнях.
В Северодвинске более чем 14 тысячам детей услуги дошкольного образования предоставляют 32 дошкольные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также пять структурных подразделений общеобразовательных организаций.
Основными мероприятиями стратегии развития дошкольного образования в Северодвинске являются:
капитальный ремонт зданий дошкольных и иных образовательных организаций;
капитальное строительство новых дошкольных организаций;
развитие вариативных форм организации дошкольного образования;
возвращение в образовательную сеть зданий перепрофилированных ранее дошкольных организаций.
Реализуя вышеуказанные направления, Северодвинск принимает активное участие в проектах федеральной целевой программы "Развитие образования на 2011-2015 годы"; в мероприятиях приоритетного национального проекта "Образование"; в комплексе мер по модернизации системы дошкольного образования (далее - Комплекс мер).
Совершенствуется структура и содержание общего образования.
Структура сети общеобразовательных организаций сформирована для обеспечения диверсификации образовательных услуг (вариативные формы предоставления образовательных услуг) в соответствии с индивидуальными потребностями населения Северодвинска: муниципальные, дневные и вечерние общеобразовательные школы, прогимназия, гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов, (на начало 2012/13 учебного года - 29 организаций с численностью обучающихся более 18 тыс. человек).
В 2010-2013 годах преобразование системы образования в Северодвинске осуществлялось по направлениям:
"Введение федеральных государственных образовательных стандартов" (далее - ФГОС);
"Совершенствование условий предоставления образования". Создаются условия, соответствующие нормативным требованиям, расширяются возможности использования форм дистанционного образования;
"Развитие системы оценки качества образования";
"Внедрение технологий энергосбережения, проведение ремонтных работ в организациях образования Северодвинска, мероприятий комплексной безопасности";
"Формирование здоровьесберегающей среды" с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.
Реализуя вышеуказанные направления, Северодвинск принимает активное участие в проектах федеральной целевой программы "Развитие образования на 2011-2015 годы"; в мероприятиях приоритетного национального проекта "Образование"; в комплексе мер по модернизации системы общего образования.
В соответствии с требованиями к подготовке педагогических работников для работы в условиях федерального государственного образовательного стандарта осуществляется модернизация системы повышения квалификации работников образования.
Управление образованием Северодвинска осуществляется в соответствии с программно-целевым принципом. Реализуются положения Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) организаций".
В 100% муниципальных образовательных организаций введена новая система оплаты труда (далее - НСОТ), направленная на стимулирование достижений качественных результатов профессиональной деятельности.
В последние годы уделяется самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных организаций всех видов и уровней. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных организациях связанных с пожарами, массовыми заболеваниями и отравлениями детей, травматизмом, правонарушениями, актами телефонного и уголовного терроризма. Безопасность образовательных организаций обеспечивается наличием телефонной связи и автоматической пожарной сигнализацией, системой экстренного вызова правоохранительных органов (кнопкой тревожной сигнализации), часть объектов муниципальных образовательных организаций оборудована системами внешнего наблюдения (видеонаблюдения).
За последние годы значительно улучшена материально-техническая база образовательных организаций Северодвинска, приобретено современное учебное оборудование и учебная мебель, проведены ремонты образовательных организаций, начато обучение детей-инвалидов в дистанционной форме. По состоянию на 01 января 2014 года общая численность детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, вовлеченных в образовательный процесс, составляет 957 человек, в том числе: посещают дошкольные образовательные организации 142 человека и обучаются в общеобразовательных организациях 850 человек.
1.2. Основные проблемы в сфере образования
Анализ результатов реализации образовательной политики в Северодвинске за последние годы наряду с позитивными базовыми достижениями позволяет выявить ключевые проблемы:
ограниченное предложение услуг дошкольного образования, неразвитость системы поддержки раннего развития детей. В связи с ростом численности детского населения Северодвинска возрастает потребность в организациях, предоставляющих дошкольные образовательные услуги;
недостаточная доступность качественных образовательных услуг общего образования.
Причины обострения проблемы:
наличие сложной структуры образовательной сети города, обусловленной особенностями географического и демографического характера;
дифференциация школ по уровню развития инфраструктуры, оснащения, укомплектованности профессиональными педагогическими кадрами;
отставание темпов процесса совершенствования условий предоставления образовательных услуг от темпов изменения содержания образования;
увеличение количества детей со сложными дефектами;
несовершенство инфраструктуры интеграции детей в реальную социальную среду в рамках образовательного процесса;
значительная потеря системой дополнительного образования финансовых ресурсов; слабая интеграция основного и дополнительного образования;
продолжительный срок реализации институциональных реформ, комплексность процессов модернизации механизмов финансирования и управления;
образовательные результаты системы профессионального образования по объемам подготовки кадров и их качественным характеристикам слабо соответствуют требованиям рынка труда и основных потребителей образовательных услуг.
Проблема усугубляется:
отсутствием сетевой организации образовательных ресурсов, в том числе других подсистем образования;
неразвитой системой оценки качества профессионального образования;
отсутствием эффективных механизмов взаимодействия муниципального профессионального образования с рынком труда Архангельской области, с высшими образовательными и научными организациями, иными организациями;
несформированностью условий для развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования;
отсутствие сформированной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, что вызвано:
- "старением" педагогического корпуса;
- недостаточной мотивацией притока и закрепления молодых специалистов в системе образования;
- низкими темпами обновления системы повышения квалификации управленческих, инженерно-педагогических кадров системы образования;
- невысоким спросом потребителей на педагогические специальности;
- отсутствием конкуренции на вакантные места в системе образования;
- отставанием развития отрасли от инновационных процессов в экономике.
Нельзя не отметить существование объективных проблем, снижающих уровень безопасности образовательных организаций, требующих неотложного решения.
Бюджетное финансирование организаций образования осуществляется в объеме, недостаточном для поддержания в рабочем состоянии и восстановления технических средств пожарной и антитеррористической защиты объектов, устанавливаются более высокие нормы и требования к условиям безопасности образовательных организаций.
В последние годы уделяется большое внимание развитию инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях Северодвинска. Вместе с тем в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Северодвинска остается ряд проблем, требующих дальнейшего целенаправленного решения и дополнительного ресурсного обеспечения:
здания образовательных организаций ограниченно доступны для посещения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
педагогические кадры, осуществляющие инклюзивное образование, не прошли специальной курсовой подготовки;
ослаблено информационно-методическое сопровождение инклюзивного образования.
1.3. Основные направления решения проблем в сфере образования Северодвинска
Основные направления муниципальной образовательной политики, нацеленные на решение вышеуказанных проблем, связаны с общенациональными приоритетами, обозначенными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах, обращении Президента Российской Федерации к Федеральному собранию Российской Федерации, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегией социально-экономического развития Архангельской области до 2030 года, а также направлены на выполнение Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" N 124-ФЗ от 24.07.1998; постановления Правительства Российской Федерации "О противопожарном режиме" от 25.04.2012 N 390; Приказа МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 315; Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности"; Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (в ред. от 23.06.2014) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях"; СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"; Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; Трудового кодекса Российской Федерации; Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 342н; постановления администрации Архангельской области от 13 февраля 2007 года N 22-па "О Концепции государственной поддержки и реабилитации инвалидов в Архангельской области", постановления Правительства Архангельской области от 24.08.2010 N 237-пп "Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области "Доступная среда на 2011-2015 годы", соответствуют целям и задачами Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года:
обеспечение доступности дошкольных образовательных услуг детям от трех до семи лет за счет обеспеченности и своевременности финансирования мероприятий по строительству и капитальному ремонту; эффективности использования свободных площадей, возможных для ввода дополнительных мест для детей дошкольной ступени образования; развития вариативных форм организации дошкольного образования, поддержки семей; развитие конкуренции в сфере предоставления социальных услуг, в том числе за счет привлечения к их оказанию негосударственных организаций, поддержка их образовательной деятельности;
повышение качества и доступности услуг общего образования посредством содействия созданию рациональной структуры образовательной сети города, учитывающей особенности географического и демографического характера; выравнивания дифференциации школ по развитию инфраструктуры, оснащению, укомплектованности профессиональными педагогическими кадрами; обеспечения государственных гарантий предоставления общедоступного бесплатного образования детям со специальными образовательными потребностями; ускорения темпов процесса совершенствования условий предоставления образовательных услуг по отношению к темпам изменения содержания образования; перехода к компетентностно-ориентированной модели образования в средней и старшей школе, формирования гибкой системы поиска и поддержки юных талантов; совершенствования инфраструктуры интеграции детей со сложными дефектами в реальную социальную среду в рамках учебного процесса; пополнения системы дополнительного образования кадровыми и финансовыми ресурсами; интеграции основного и дополнительного образования; сокращения сроков реализации институциональных реформ, комплексности процессов модернизации механизмов финансирования и управления;
преобразование системы профессионального образования Северодвинска, в том числе создание сетевой организации образовательных ресурсов; развитие системы оценки качества профессионального образования; создание эффективных механизмов взаимодействия муниципального профессионального образования с рынком труда Архангельской области, с высшими образовательными и научными организациями, иными организациями; формирование условий для развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования;
создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров за счет ускорения темпов обновления системы повышения квалификации управленческих, инженерно-педагогических кадров системы образования; улучшения условий для осуществления профессиональной деятельности учителей; повышения мотивации притока и закрепления молодых специалистов в системе образования; формирования нового поколения учителей, готовых к творческому решению новых задач; обеспечения условий для осуществления профессиональной деятельности учителей, повышения уровня профессионального мастерства;
стимулирование инновационного развития системы образования, в том числе внедрение новых механизмов управления отраслью "Образование" и финансового обеспечения муниципальных услуг; расширение самостоятельности организаций и усиление ответственности руководителей образовательных организаций; обеспечение открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров образования, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений; расширение самостоятельности организаций; совершенствование системы оплаты труда; поэтапное совершенствование системы оплаты труда, которая обусловит ее дальнейший рост с оптимизацией структуры занятости и усилением стимулирующего характера как на уровне организаций, так и конкретных работников, введение эффективных контрактов;
развитие инклюзивного образования в муниципальных образовательных организациях Северодвинска, создание условий доступности зданий образовательных организаций для посещения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов; подготовка и повышение квалификации кадров для работы в условиях инклюзивного образования; информационно-методическое сопровождение инклюзивного образования; создание в Северодвинске базовых муниципальных образовательных организаций (ресурсных центров), осуществляющих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.