Собрания депутатов |
В.С. Фортыгин |
Краткосрочная целевая социально-экономическая программа
"Здоровое поколение на 2007 год"
(утв. постановлением областного Собрания депутатов от 29 сентября 2006 г. N 846)
Паспорт
краткосрочной целевой социально-экономической программы
"Здоровое поколение на 2007 год"
Наименование - краткосрочная целевая социально-экономическая
программы программа "Здоровое поколение на 2007 год"
(далее - Программа)
Основание - распоряжение администрации Архангельской
для разработки области от 12 мая 2006 года N 11-ра "О
Программы разработке проекта краткосрочной целевой
социально-экономической программы "Здоровое
поколение" на 2007 год"
Государственный заказчик - департамент здравоохранения администрации
Программы Архангельской области (далее - департамент
здравоохранения)
Разработчик - департамент здравоохранения
Программы
Цели Программы - создание условий в Архангельской области для
рождения здоровых детей;
- снижение уровня материнской и детской
смертности;
- сохранение и укрепление здоровья детей на
всех этапах развития
Задачи Программы - укрепление материально-технической базы
лечебно-профилактических учреждений
родовспоможения и детства;
- внедрение в практику учреждений
здравоохранения и образования современных
медицинских технологий, обеспечивающих
сохранение здоровья детей;
- профилактика заболеваемости и инвалидности в
детском возрасте;
- обеспечение полноценным питанием беременных
женщин, кормящих матерей и детей из
малоимущих семей по медицинским показаниям
Перечень основных - оснащение лечебно-профилактических учреждений
мероприятий родовспоможения и детства современным
Программы медицинским оборудованием;
- обеспечение высокоэффективными лекарственными
препаратами акушерских стационаров и
отделений реанимации новорожденных;
- обеспечение дополнительным питанием детей до
трех лет, беременных и кормящих женщин из
малоимущих семей по медицинским показаниям;
- внедрение йодопрофилактики у беременных и
кормящих женщин из малоимущих семей по
медицинским показаниям в йододефицитных
районах Архангельской области
Исполнители - департамент здравоохранения;
Программы - органы местного самоуправления муниципальных
образований Архангельской области
Объем и источники объем финансирования Программы составляет
финансирования 31639,4 тыс.руб., в том числе:
Программы - средства областного бюджета - 26496,7
тыс.руб.;
- средства местных бюджетов - 5142,7 тыс.руб.
Ожидаемые - снижение уровня материнской смертности;
конечные - снижение уровня младенческой смертности до
результаты 10,5 на 1000 родившихся живыми, детской
реализации смертности на 15%;
Программы - уменьшение количества осложнений беременности
и родов на 10%;
- снижение числа преждевременных родов до 4,5%;
- снижение перинатальной смертности до 10 на
1000 детей, родившихся живыми и мертвыми
Система организации контроль за реализацией Программы
контроля осуществляется департаментом здравоохранения
за исполнением и Архангельским областным Собранием депутатов
Программы
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В условиях снижения темпов рождаемости важное значение приобретают создание оптимальных условий для материнства, сохранение здоровья женщины-матери и обеспечение рождения и развития здорового ребенка.
Создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, предупреждение и снижение материнской и перинатальной заболеваемости и смертности являются важнейшими медико-социальными проблемами, на которые оказывают влияние экономические и социальные факторы, качество жизни и питание, уровень организации и оказания медицинской помощи женщинам и детям.
Как показала практика, приоритетные задачи охраны здоровья матери и ребенка наиболее целесообразно осуществлять в рамках региональных целевых программ, что позволяет сосредоточить ограниченные материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем материнства и детства.
В соответствии с подпрограммой "Здоровый ребенок" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732, в Архангельской области была частично реализована областная целевая программа "Здоровый ребенок" на 2004-2006 годы, утвержденная постановлением главы администрации Архангельской области от 27 августа 2003 года N 138.
Благодаря целенаправленным мероприятиям, предусмотренным в данных программах, удалось улучшить основные показатели, характеризующие здоровье женщин и детей.
В результате реализации указанных программ в Архангельской области удалось снизить материнскую смертность до 7,2 на 100 тысяч родившихся живыми. В структуре смертности матерей основными причинами остаются осложнения беременности и экстрагенитальная патология у женщин. Была достигнута устойчивая тенденция к снижению показателей младенческой смертности с 15,9 на 1000 родившихся живыми в 2001 году до 10,1 на 1000 родившихся живыми в 2004 году.
Однако в 2005 году уровень младенческой смертности в Архангельской области увеличился до 12,6 на 1000 родившихся живыми.
Основными причинами младенческой смертности остаются состояния, связанные с осложнениями беременности и родов, а также врожденные аномалии развития, составившие в 2005 году в Архангельской области 69,9% причин смертности детей до одного года. Эти же причины занимают ведущее место в детской инвалидности.
Программа является одним из эффективных методов снижения младенческой смертности.
Низкий уровень жизни населения и недостаточное финансирование мероприятий, связанных с охраной материнства и детства (особенно профилактических), привели к снижению количества здоровых женщин и детей.
Число здоровых детей в области составляет менее 10%. В связи с тем что продолжает ухудшаться состояние здоровья беременных женщин, девушек-подростков, отмечается рост патологических изменений у детей с периода новорожденности. В целом заболеваемость детей до 14 лет в Архангельской области на 20-30% выше показателей по Российской Федерации в целом. При этом за последние 10 лет заболеваемость детей первого года жизни выросла на 34,8%.
Количество нормальных родов в области составляет всего около 20%.
Сохраняется острота проблемы невынашивания беременности. Частота самопроизвольных выкидышей составляет более 10%, преждевременных родов - до 5%.
Необходимо совершенствование системы выхаживания новорожденных (особенно недоношенных и маловесных), оснащение родильных и педиатрических отделений лечебно-профилактических учреждений современным медицинским оборудованием и аппаратурой, обеспечение высокоэффективными лекарственными препаратами, повышение профессиональной подготовки медицинских кадров.
Для решения этой проблемы особое внимание необходимо обратить на новые технологии перинатальной диагностики, позволяющие уменьшить младенческую смертность и инвалидность с детства. Проблемы, связанные с врожденными и наследственными болезнями, демонстрируют важность профилактики заболеваний с медицинской, социальной и экономической точек зрения.
За последние 10 лет увеличилась интенсивность воздействия на женщин, детей и подростков факторов экологического и медико-социального риска, ухудшилась структура питания.
Недостаточность питания беременных женщин - это запрограммированность на внутриутробную задержку развития плода, в том числе и задержку развития головного мозга плода, что в последующем ведет к нарушению интеллектуального развития, отставанию в росте и развитии на любом этапе жизни, повышению риска возникновения заболеваний и смерти в 4 - 10 раз, а в будущем материнстве - риска выкидышей, мертворождений и недонашивания.
Каждый двенадцатый новорожденный в Архангельской области имеет низкую массу тела. На диспансерном наблюдении по анемии состоит до 20% детей, по гипотрофии - до 5%, по рахиту - от 1,9% до 12,3%, по пищевой аллергии - до 14% детей. Более половины детей первого года жизни нуждаются в искусственном вскармливании.
Показаниями к назначению специализированных продуктов питания для беременных женщин и кормящих матерей являются недостаточное по объему и несбалансированное питание, экстрагенитальная патология (прежде всего анемия), многоплодная беременность, внутриутробная гипотрофия плода.
Для детей раннего возраста такими показаниями являются железодефицитная анемия, гипотрофия, рахит, пищевая аллергия.
В 2005 году завершено многолетнее комплексное обследование жителей Архангельской области для оценки состояния йодообеспеченности и зобной эндемии. Полученные данные свидетельствуют о том, что система защиты населения Архангельской области от последствий йодного дефицита и зобной эндемии требует серьезной поддержки. Йододефицитными районами Архангельской области является вся территория области, за исключением территорий городов Архангельска, Новодвинска и Северодвинска. Распространенность зоба у детей в Архангельской области за последние 30 лет выросла в 4 раза. Частота случаев заболеваний щитовидной железы в йододефицитных районах Архангельской области соответствует тяжелой степени йодной эндемии.
Показатели мертворождаемости и младенческой смертности в 1,5-2 раза превышают аналогичные показатели в йодообеспеченных районах Архангельской области, в 1,2 раза выше частота рождения детей с пороками развития, в 1,5 раза больше количество детей с внутриутробной задержкой развития. Дефицит йода приводит к отставанию в росте, физическом развитии и снижению умственных способностей детей.
Учитывая изложенное, представляется необходимым решать существующий комплекс проблем программно-целевым способом.
2. Цели, задачи и срок реализации Программы
Целями Программы являются:
- создание условий в Архангельской области для рождения здоровых детей;
- снижение показателей материнской и детской смертности, в том числе младенческой;
- сохранение и укрепление здоровья детей на всех этапах развития.
Достижение указанных целей Программы обеспечивается решением следующих задач:
- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства;
- внедрение в практику учреждений здравоохранения и образования современных медицинских технологий, обеспечивающих сохранение здоровья детей;
- профилактика заболеваемости и инвалидности в детском возрасте;
- оптимизация питания беременных женщин, кормящих матерей и детей из малоимущих семей по медицинским показаниям.
Реализация Программы осуществляется в 2007 году.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и местных бюджетов.
Общий объем финансирования Программы составляет 31639,4 тыс.руб., в том числе:
- средства областного бюджета - 26496,7 тыс.руб.;
- средства местных бюджетов - 5142,7 тыс.руб.
Объем финансирования Программы носит прогнозный характер и может уточняться в ходе реализации Программы.
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований Архангельской области определяется соглашениями о намерениях между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области при условии 50-процентного софинансирования программных мероприятий из местных бюджетов.
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (контрактов, соглашений), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий.
Отбор мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Порядок проведения йодопрофилактики и обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей утверждается администрацией Архангельской области.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик Программы в установленном порядке уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, а также перечень мероприятий для ее реализации в установленном порядке.
5. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют государственный заказчик Программы и Архангельское областное Собрание депутатов.
Государственный заказчик Программы обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам за год.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий (подпрограмм), осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
Контроль за ходом реализации Программы включает ежеквартальную отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения договоров (контрактов, соглашений). Исполнители программных мероприятий в установленном порядке отчитываются перед государственным заказчиком Программы о целевом использовании выделенных им финансовых средств.
6. Оценка эффективности реализации Программы
В результате выполнения мероприятий Программы будет обеспечено:
- снижение уровня материнской смертности;
- снижение уровня младенческой смертности до 10,5 на 1000 родившихся живыми, детской смертности на 15%;
- уменьшение количества осложнений беременности и родов на 10%;
- снижение числа преждевременных родов до 4,5%;
- снижение перинатальной смертности до 10 на 1000 детей, родившихся живыми и мертвыми.
7. Система мероприятий Программы
Программой предусматривается реализация комплекса мероприятий по следующим направлениям:
- оснащение учреждений родовспоможения и детства современным медицинским оборудованием;
- обеспечение высокоэффективными лекарственными препаратами акушерских стационаров и отделений реанимации новорожденных;
- обеспечение дополнительным питанием детей до трех лет, беременных и кормящих женщин из малоимущих семей по медицинским показаниям;
- внедрение йодопрофилактики у беременных и кормящих женщин из малоимущих семей по медицинским показаниям в йододефицитных районах Архангельской области.
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 1 к Программе.
Распределение средств областного и местных бюджетов на приобретение лечебно-диагностического (в том числе реанимационного) оборудования для лечебно-профилактических учреждений родовспоможения и детства в разрезе муниципальных образований приведено в приложении N 2 к Программе.
Приложение N 1
к краткосрочной целевой
социально-экономической программе
"Здоровое поколение на 2007 год"
Перечень мероприятий
краткосрочной целевой социально-экономической программы
"Здоровое поколение на 2007 год"
/-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Мероприятие | Исполнители |Источники финансирования| Объем | Ожидаемый результат |
| п/п| | | | финансирования, | |
| | | | | тыс.руб. | |
|----+---------------------------------+---------------------------+------------------------+------------------+--------------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
|----+---------------------------------+---------------------------+------------------------+------------------+--------------------------------|
| 1 |Обеспечение питанием беременных|Департамент | Общий объем средств | 3916,1 | Снижение числа преждевременных |
| |женщин, кормящих матерей из|здравоохранения, органы|------------------------+------------------| родов, уменьшение уровня |
| |малоимущих семей по медицинским|местного самоуправления| в том числе: | | младенческой смертности |
| |показаниям |муниципальных образований|------------------------+------------------| |
| | |Архангельской области | областной бюджет | 3916,1 | |
|----+---------------------------------+---------------------------+------------------------+------------------+--------------------------------|
| 2 |Обеспечение дополнительным|Департамент | Общий объем средств | 11652,7 | Уменьшение уровня детской |
| |питанием детей до трех лет из|здравоохранения, органы|------------------------+------------------| заболеваемости, сохранение и |
| |малоимущих семей по медицинским|местного самоуправления| в том числе: | | укрепление здоровья детей на |
| |показаниям |муниципальных образований|------------------------+------------------| всех этапах развития |
| | |Архангельской области | областной бюджет | 11652,7 | |
|----+---------------------------------+---------------------------+------------------------+------------------+--------------------------------|
| 3 |Йодопрофилактика у беременных и|Департамент | Общий объем средств | 785,2 | Снижение уровня младенческой |
| |кормящих женщин в йододефицитных|здравоохранения, органы|------------------------+------------------| смертности, уменьшение уровня |
| |районах Архангельской области |местного самоуправления| в том числе: | | детской инвалидности, снижение |
| | |муниципальных образований|------------------------+------------------| числа преждевременных родов |
| | |Архангельской области | областной бюджет | 785,2 | |
|----+---------------------------------+---------------------------+------------------------+------------------+--------------------------------|
| 4 |Приобретение |Департамент | Общий объем средств | 10285,4 | Снижение уровня младенческой |
| |лечебно-диагностического, в том|здравоохранения, органы|------------------------+------------------| смертности, уменьшение уровня |
| |числе реанимационного|местного самоуправления| в том числе: | | детской инвалидности, снижение |
| |оборудования для|муниципальных образований|------------------------+------------------| уровня материнской смертности |
| |лечебно-профилактических |Архангельской области | областной бюджет | 5142,7 | |
| |учреждений родовспоможения и| |------------------------+------------------| |
| |детства | | местные бюджеты | 5142,7 | |
|----+---------------------------------+---------------------------+------------------------+------------------+--------------------------------|
| 5 |Приобретение высокоэффективных|Департамент | Общий объем средств | 5000,0 | Снижение материнской и |
| |лекарственных препаратов для|здравоохранения, органы|------------------------+------------------| перинатальной смертности, |
| |рожениц и недоношенных детей|местного самоуправления| в том числе: | |уменьшение числа преждевременных|
| |(простагландины, сурфактанты,|муниципальных образований|------------------------+------------------| родов, снижение уровня |
| |низко-молекулярные гепарины) для|Архангельской области | областной бюджет | 5000,0 | травматизма женщин и |
| |лечебных учреждений | | | | новорожденных, уменьшение |
| | | | | |частоты оперативных вмешательств|
|------------------------------------------------------------------+------------------------+------------------+--------------------------------|
|Всего по Программе | Общий объем средств | 31639,4 | |
| |------------------------+------------------| |
| | в том числе: | | |
| |------------------------+------------------| |
| | областной бюджет | 26496,7 | |
| |------------------------+------------------| |
| | местные бюджеты | 5142,7 | |
\-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Приложение N 2
к краткосрочной целевой социально-экономической программе
"Здоровое поколение на 2007 год"
Распределение средств
областного и местных бюджетов на приобретение лечебно-диагностического,
в том числе реанимационного, оборудования для лечебно-профилактических
учреждений родовспоможения и детства в разрезе муниципальных образований
тыс. руб.
/------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование муниципального образования| Всего | Областной бюджет | Местные бюджеты |
| п/п| | | | |
|----+----------------------------------------+------------+------------------+------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|----+----------------------------------------+------------+------------------+------------------|
| 1 |"Котлас" | 5765,0 | 2882,5 | 2882,5 |
|----+----------------------------------------+------------+------------------+------------------|
| 2 |"Вельский муниципальный район" | 1576,0 | 788,0 | 788,0 |
|----+----------------------------------------+------------+------------------+------------------|
| 3 |"Няндомский муниципальный район" | 1500,0 | 750,0 | 750,0 |
|----+----------------------------------------+------------+------------------+------------------|
| 4 |"Северодвинск" | 1444,4 | 722,2 | 722,2 |
|---------------------------------------------+------------+------------------+------------------|
|Итого | 10285,4 | 5142,7 | 5142,7 |
\------------------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 29 сентября 2006 г. N 846 "Об утверждении краткосрочной целевой социально-экономической программы "Здоровое поколение на 2007 год"
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 19 октября 2006 г. Спецвыпуск, от 10 ноября 2006 г. Спецвыпуск, в издании "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов" от 27-29 сентября 2006 г. N 12(часть IV)
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 30 мая 2013 г. N 1936 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 6 декабря 2007 г. N 1532
Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 28 июня 2007 г. N 1295