5 июля, 19 сентября 2001 г., 28 мая, 1 октября 2002 г.
Областное Собрание депутатов решает:
1. Принять регламент Архангельского областного Собрания депутатов.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "от 19.12.996 г." следует читать: "от 19.12.96 г."
2. Признать утратившим силу решения областного Собрания депутатов от 25.10.96 г. N 70, от 19.12.996 г. N 95, от 09.07.98 г. N 440, от 24.11.98 г. N 487, от 06.07.99 г. N 632.
Председатель областного
Собрания депутатов |
В.С.Фортыгин |
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 28 мая 2002 г. N 283 в настоящий регламент внесены изменения
Регламент Архангельского областного Собрания депутатов
(принят решением Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва от 6 июня 2001 г. N 121)
5 июля, 19 сентября 2001 г., 28 мая, 1 октября 2002 г., 15 июля 2003 г.
Раздел I Внутреннее устройство и органы Архангельского областного Собрания депутатов
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Архангельское областное Собрание депутатов (далее - областное Собрание) является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области.
Областное Собрание самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению. Порядок деятельности областного Собрания определяется Конституцией Российской Федерации, Уставом Архангельской области, федеральным и областным законодательством и настоящим регламентом Архангельского областного Собрания депутатов (далее - Регламентом).
Статья 2. Областное Собрание депутатов состоит из депутатов, число которых установливается Уставом Архангельской области.
Статья 3. Деятельность областного Собрания основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов, гласности, законности, постоянном учете интересов избирателей, ответственности и подотчетности перед областным Собранием создаваемых им органов, избираемых должностных лиц. Заседания областного Собрания проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, областное Собрание вправе проводить закрытые заседания.
Статья 4. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым областным Собранием, депутаты областного Собрания могут образовать депутатские объединения по территориальному, производственному, политическому, профессиональному признакам в количестве не менее 5 человек. Руководитель депутатского объединения письменно уведомляет областное Собрание о создании, составе, названии и депутатах областного Собрания, входящих в данное объединение. После оглашения председательствующим письменного уведомления на ближайшей сессии областного Собрания депутатское объединение считается зарегистрированным.
Статья 5. Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата областного Собрания устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Уставом области, федеральным и областным законодательствами, областным законом "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" и настоящим Регламентом.
Статья 6. Основными формами работы областного Собрания являются сессии областного Собрания, депутатские (парламентские) слушания, заседания постоянных комиссий областного Собрания.
Статья 7. Областное Собрание принимает нормативные правовые акты и акты, не имеющие нормативного характера.
1. К нормативным правовым актам областного Собрания относятся:
- Устав Архангельской области, принимаемый большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов;
- областные законы, принимаемые большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не установлено федеральным законодательством;
- постановления областного Собрания, принимаемые большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не установлено федеральным законодательством.
2. К актам областного Собрания, не имеющим нормативного характера, относятся:
- решения областного Собрания, принимаемые большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не установлено областными законами и настоящим Регламентом;
- процедурные (протокольные) решения сессии областного Собрания, принимаемые большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов областного Собрания.
3. Обращения и заявления, принимаемые областным Собранием, принимаются и оформляются процедурными (протокольными) решениями сессии областного Собрания.
Статья 8. Областное Собрание и создаваемые им органы постоянно информируют население области о своей работе и о принятых ими областных законах, постановлениях, решениях, обращениях, заявлениях через средства массовой информации.
Глава 2. Председатель областного Собрания, заместители председателя областного Собрания
Статья 9. Председатель областного Собрания, заместители председателя областного Собрания избираются на альтернативной основе из числа депутатов областного Собрания тайным голосованием на первой сессии вновь избранного состава областного Собрания.
Председатель областного Собрания, заместители председателя областного Собрания не могут быть представителями одного депутатского объединения.
Кандидатуру на должность председателя областного Собрания вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты, допускается самовыдвижение.
В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам на должность председателя областного Собрания, давшим согласие баллотироваться, эти депутаты выступают на сессии областного Собрания с программами предстоящей деятельности и отвечают на вопросы депутатов. Каждое депутатское объединение и депутаты областного Собрания имеют право высказаться "за" или "против" кандидата, после чего обсуждение прекращается.
Статья 10. В список для голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры на должность председателя областного Собрания, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
В случае, если на должность председателя областного Собрания было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов или первые по числу поданных за них голосов кандидаты набрали равное количество голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат областного Собрания может голосовать только за одну кандидатуру.
Избранным на должность председателя областного Собрания по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил большинство голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал большинства голосов от установленного числа депутатов областного Собрания, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов, при этом ранее баллотировавшиеся кандидаты могут быть выдвинуты вновь.
Избрание председателя областного Собрания оформляется решением областного Собрания.
Статья 11. Областное Собрание по предложению председателя принимает решение о том, какое число заместителей председателя областного Собрания необходимо избрать. Заместители председателя областного Собрания избираются на сессии областного Собрания по представлению председателя областного Собрания на срок полномочий областного Собрания в соответствии с процедурой избрания председателя областного Собрания.
Кандидатуры на должности заместителей председателя областного Собрания могут быть предложены председателю для представления областному Собранию депутатскими объединениями и депутатами.
Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в бюллетень для тайного голосования.
Кандидатам, включенным в список для голосования, предоставляется слово на сессии для выступления и ответов на вопросы.
Избранными на должность заместителей председателя областного Собрания являются кандидаты, получившие большинство голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
Избрание заместителей председателя областного Собрания оформляется решениями областного Собрания.
Статья 12. Председатель областного Собрания и заместители председателя подотчетны областному Собранию и могут быть отозваны путем тайного голосования на сессии.
Вопрос об отзыве председателя и заместителей председателя областного Собрания включается в повестку дня сессии по требованию не менее 3 постоянных комиссий или группы депутатов не менее одной трети от установленного числа депутатов областного Собрания.
Предложение об отзыве заместителей председателя может быть внесено председателем Собрания.
Предложения об отзыве должны быть мотивированными.
Председатель или заместители председателя областного Собрания при обсуждении вопроса об его отзыве имеют право на выступление.
Председатель областного Собрания или его заместители считаются отозванными, если решение об отзыве принято большинством голосов от установленного числа депутатов Собрания.
Председатель областного Собрания и его заместители могут сложить свои полномочия досрочно путем подачи письменного заявления об отставке. Заявление об отставке оглашается на очередной сессии областного Собрания. На основании заявления областное Собрание принимает решение об отставке большинством голосов от установленного числа депутатов.
В случае непринятия областным Собранием отставки председатель областного Собрания или его заместители вправе сложить свои полномочия в соответствии с законодательством о труде.
Статья 13. Председатель областного Собрания:
а) созывает очередные и внеочередные сессии областного Собрания, доводит до сведения депутатов областного Собрания и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
б) осуществляет руководство подготовкой сессии областного Собрания и вопросов, вносимых на рассмотрение областного Собрания;
в) ведет сессии областного Собрания, ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом областного Собрания и иными нормативными правовыми актами областного Собрания;
г) подписывает постановления, решения областного Собрания и решения по процедурным (протокольным) вопросам сессии, а также протоколы сессий областного Собрания и другие документы;
д) является представителем работодателя, отвечает за соблюдение трудовой и производственной дисциплины в областном Собрании, назначает и освобождает от должности государственных служащих категории "Б" и "В", работающих в областном Собраниии, принимает на работу и освобождает от должности в порядке, установленном областным законом государственных служащих категории "А" и депутатов областного Собрания;
представляет для утверждения областного Собрания кандидатуру руководителя аппарата областного Собрания;
е) оказывает содействие депутатам областного Собрания в осуществлении своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в областном Собрании, его органах и в избирательных округах;
ж) дает поручения постоянным комиссиям областного Собрания по контролю исполнения областных законов, постановлений и решений областного Собрания;
з) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе областного Собрания;
и) обеспечивает в соответствии с областными законами, постановлениями и решениями областного Собрания организацию областных референдумов, обсуждение гражданами проектов важнейших решений областного Собрания, а также вопросов областного и государственного значения. Организует в областном Собрании прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
к) рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации и областными законами вопросы организации выборов и досрочного прекращения полномочий депутатов областного Собрания;
л) открывает и закрывает расчетные и текущие счета областного Собрания в банках и является распорядителем по этим счетам;
м) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом на подготовку и проведение сессий, работу постоянных комиссий и депутатов областного Собрания, содержание аппарата областного Собрания, и по другим расходам, связанным с деятельностью областного Собрания;
н) от имени областного Собрания подписывает исковые заявления, направляемые в суд или Арбитражный суд;
о) по вопросам своей компетенции издает распоряжения;
п) исполняет прочие обязанности, установленные областными нормативными правовыми актами и иными актами, принятыми областным Собранием.
Статья 14. Заместители председателя областного Собрания по поручению председателя областного Собрания ведут заседания сессии, замещают председателя в его отсутствие, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности областного Собрания согласно распределению обязанностей между ними, утверждаемых председателем областного Собрания.
Глава 3. Комиссии и рабочие группы областного Собрания
Статья 15. В соответствии с Уставом Архангельской области и областными законами областное Собрание образует из числа депутатов постоянные и временные комиссии, а также рабочие группы.
Постоянные комиссии областного Собрания по вопросам, отнесенным к их ведению:
осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;
организуют проводимые областным Собранием депутатские (парламентские) слушания;
осуществляют контроль за исполнением законодательства Архангельской области;
дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта областного бюджета;
решают вопросы организации своей деятельности.
Областное Собрание может образовывать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Комиссии областного Собрания образуются постановлением областного Собрания.
Рабочие группы образуются областным Собранием для подготовки или доработки документов и актов областного Собрания. Рабочие группы образуются решением областного Собрания.
Статья 16. Перечень постоянных комиссий областного Собрания предлагается председателем областного Собрания и утверждается решением сессии большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
В случае необходимости по предложению депутатов могут образовываться и другие постоянные комиссии, упраздняться и реорганизовываться ранее созданные.
Решение об образовании постоянных комиссий принимается на сессии областного Собрания.
Постоянные комиссии образуются на срок полномочий областного Собрания данного созыва. Работа комиссий строится в соответствии с положением о постоянных комиссиях областного Собрания, утвержденным решением сессии большинством голосов от установленного числа депутатов.
Статья 17. Численный состав каждой постоянной комиссии по представлению соответствующей постоянной комиссии утверждается областным Собранием. Состав комиссии не может быть менее 3 депутатов. Постоянные комиссии формируются по принципу самозаписи или письменного заявления депутата.
Статья 18. Председатели постоянных комиссий утверждаются сессией большинством голосов от числа избранных депутатов областного Собрания по представлению постоянной комиссии. Утверждение оформляется решением сессии. Кандидатура на должность председателя постоянной комиссии может быть предложена членам постоянной комиссии председателем областного Собрания, депутатскими объединениями, депутатами областного Собрания.
Председатель постоянной комиссии избирается членами комиссии открытым голосованием большинством голосов от численного состава комиссии.
Постоянные комиссии большинством голосов от численного состава комиссии избирают заместителей председателей и секретарей постоянных комиссий.
Избрание председателя постоянной комиссии, избрание заместителя председателя и секретаря оформляется протоколом заседания постоянной комиссии.
Председатель, заместитель председателя и секретарь постоянных комиссий могут быть освобождены от выполнения соответствующих обязанностей голосованием в постоянной комиссии большинством голосов от числа членов постоянной комиссии. Решение постоянной комиссии об освобождении председателя постоянной комиссии от своих обязанностей вступает в силу только после отмены областным Собранием своего решения об утверждении председателя постоянной комиссии.
Состав постоянных комиссий утверждается областным Собранием большинством голосов от числа избранных депутатов областного Собрания в соответствии со списками, представленными сформировавшимися постоянными комиссиями. Утверждение состава постоянных комиссий оформляется решением сессии областного Собрания. Изменения в составе постоянных комиссий производятся решением сессии областного Собрания с предварительного согласия соответствующих постоянных комиссий и вносятся председателями (заместителями председателей) постоянных комиссий.
В состав постоянных комиссий не могут входить председатель областного Собрания и его заместители.
Статья 19. Депутат областного Собрания может быть членом только одной постоянной комиссии.
Статья 20. Основной формой работы постоянной комиссии является заседание.
Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов постоянной комиссии.
Заседание постоянной комиссии проводит ее председатель или его заместитель.
Заседания постоянной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в два месяца.
Внеочередное заседание постоянной комиссии созывает председатель постоянной комиссии по своей инициативе, либо по поручению председателя областного Собрания, либо по требованию депутатского объединения, либо по требованию не менее двух депутатов областного Собрания - членов комиссии.
Об очередном заседании постоянной комиссии ее председатель уведомляет через аппарат областного Собрания членов постоянной комиссии не позднее чем за двое суток.
Депутат областного Собрания обязан присутствовать на заседании постоянной комиссии, членом которой он является.
О невозможности присутствовать на заседании постоянной комиссии по уважительной причине депутат областного Собрания заблаговременно информирует председателя постоянной комиссии.
Решение постоянной комиссии в форме заключений, рекомендаций или предложений принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов постоянной комиссии. Протоколы заседаний подписывают председательствующий и секретарь.
Статья 21. Постоянные комиссии имеют право вносить предложения по повестке дня сессии областного Собрания.
Представитель постоянной комиссии имеет право выступать на заседаниях других постоянных комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемой им постоянной комиссии.
Статья 22. В заседании постоянной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты областного Собрания, не входящие в ее состав.
На заседании постоянной комиссии вправе присутствовать представитель субъекта законодательной инициативы, законопроект которого рассматривается на комиссии.
На заседание постоянной комиссии могут быть приглашены эксперты, представители заинтересованных государственных и негосударственных органов, общественных объединений.
Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания.
Статья 23. Для подготовки отдельных вопросов, депутатских слушаний постоянная комиссия может создавать рабочие группы из числа членов этой комиссии, других депутатов областного Собрания, представителей государственных органов и общественных объединений, научных и учебных учреждений, а также специалистов.
Постоянная комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов.
Статья 24. Деятельность постоянных комиссий основана на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и гласности. На заседаниях постоянных комиссий вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Статья 25. Постоянные комиссии вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, а также приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций.
Статья 26. Постоянные комиссии по решению большинства членов постоянной комиссии вправе проводить закрытые заседания, на которых могут присутствовать только депутаты областного Собрания, глава администрации области, Главный федеральный инспектор полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе в Архангельской области
Раздел II Порядок работы областного Собрания
Глава 4. Начало работы областного Собрания. Порядок проведения его сессий
Статья 27. Областное Собрание собирается на первую сессию не позднее чем на двадцатый день после дня выборов, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Первую сессию областного Собрания открывает старейший по возрасту депутат. Он ведет пленарное заседание сессии до избрания председательствующего на сессии из числа депутатов открытым голосованием большинством от числа избранных депутатов областного Собрания.
Статья 28. На первой сессии областного Собрания председательствующий сообщает областному Собранию данные об избранных депутатах областного Собрания согласно списку депутатов, официально переданному областному Собранию избирательной комиссией Архангельской области и составленному на день открытия первого заседания областного Собрания.
Статья 29. Областное Собрание открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов областного Собрания избирает:
счетную комиссию областного Собрания;
временную комиссию по регламенту;
временный секретариат областного Собрания.
Численный состав и избрание указанных органов оформляются решением областного Собрания.
Статья 30. Временный секретариат областного Собрания ведет запись на выступления, регистрирует вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов областного Собрания; информирует председательствующего о списке записавшихся на выступления и об указанных материалах; выполняет иные функции по обеспечению пленарного заседания сессии областного Собрания.
Статья 31. На первой сессии областного Собрания депутаты проводят выборы председателя областного Собрания, его заместителей в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
Продолжительность и порядок проведения пленарных заседаний сессий областного Собрания определяется настоящим Регламентом и решениями областного Собрания.
Статья 32. Сессии областного Собрания проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации.
Решением областного Собрания могут быть приглашены представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым областным Собранием законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут свободно присутствовать на сессиях и иных заседаниях областного Собрания и его комиссий, постоянных комиссий (за исключением закрытых заседаний) при условии уведомления о своем присутствии пресс-службы областного Собрания или руководителя аппарата областного Собрания.
Областное Собрание может принять решение о проведении закрытого пленарного заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на пленарном заседании областного Собрания, постоянными комиссиями или депутатскими объединениями, главой администрации области, группой депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Сведения о содержании закрытых пленарных заседаний сессии областного Собрания не подлежат разглашению и могут быть использованы депутатами только для их деятельности в областном Собрании. На закрытых заседаниях сессии областного Собрания не могут быть приняты нормативные правовые акты Архангельской области. Протокол закрытого заседания сессии ведет секретариат, назначенный (избранный) из числа присутствующих депутатов Собрания.
Статья 33. Глава администрации области, Главный федеральный инспектор полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе в Архангельской области, председатель областного суда и Арбитражного суда области, прокурор области вправе присутствовать на любом открытом и закрытом пленарном заседании сессии областного Собрания.
Другие лица могут присутствовать на закрытых пленарных заседаниях сессий областного Собрания только по специальному приглашению председателя областного Собрания или по его поручению - одного из заместителей.
Каждому депутату областного Собрания отводится в зале заседания постоянное место. Специальные места, оформленные табличкой с указанием фамилии, инициалов, должности, отводятся главе администрации области, Главному федеральному инспектору полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе в Архангельской области, представителю главы администрации области в областном Собрании, прокурору области, председателям областного и Арбитражного судов, председателю избирательной комиссии Архангельской области.
Статья 34. На сессиях областного Собрания ведутся протоколы и фонограммы. Протокол подписывается председательствующим на сессии.
Статья 35. Областное Собрание собирается на очередные сессии, как правило, не реже одного раза в два месяца, в соответствии с планом работы областного Собрания, утверждаемым областным Собранием на текущий год.
Информация о дате, времени, месте проведения и повестке дня сессии доводится до сведения депутатов областного Собрания и населения не позднее чем за 10 дней до открытия сессии. Проекты областных законов и иных актов, документы и материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение, направляются депутатам не позднее чем за 7 дней до открытия сессии.
Очередная сессия созывается распоряжением председателя областного Собрания (его заместителя).
Проект повестки дня сессии формируется председателем областного Собрания по согласованию с его заместителями и председателями постоянных комиссий областного Собрания в соответствии с планом законодательной работы областного Собрания и на основе поступивших в установленном порядке предложений депутатов, постоянных комиссий, депутатских объединений, председателя (заместителя председателя) областного Собрания. Подлежат обязательному включению в проект повестки дня сессии предложения главы администрации области, поданные в установленном порядке. Предложения по повестке дня сессии могут представляться областными органами общественных организаций, органами местного самоуправления в Архангельской области.
Не вносятся в повестку дня сессии проекты законов, не отвечающие требованиям областного закона "О порядке разработки, внесения и принятия законодательных актов Архангельской области".
Повестка сессии утверждается областным Собранием открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов областного Собрания.
Во время сессии областного Собрания проводятся пленарные заседания областного Собрания, постоянных комиссий, депутатские (парламентские) слушания, работа депутата во фракциях, депутатских группах и объединениях.
Время и порядок проведения пленарных заседаний, заседаний постоянных комиссий и слушаний устанавливается настоящим Регламентом и решениями областного Собрания.
Статья 36. Во время сессии областного Собрания может проводится "правительственный час" для ответов руководителей органов государственной власти на вопросы депутатов областного Собрания. Вопросы представляются в письменном виде в начале сессии через секретариат.
Для ответа на вопрос депутата областного Собрания отводится не более 15 минут. Прения по ответам не проводятся.
Статья 37. Решение о созыве внеочередной сессии областного Собрания принимается по инициативе председателя (заместителя председателя) областного Собрания, главы администрации области, трех постоянных комиссий, не менее одной трети депутатов от установленного числа депутатов областного Собрания. Извещения о внеочередной сессии могут доводиться до сведения депутатов через средства массовой информации, телефонную и телеграфную связь.
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 1 октября 2002 г. N 365 в статью 38 настоящего закона внесены изменения
Статья 38. Каждое пленарное заседание сессии областного Собрания начинается с регистрации присутствующих депутатов областного Собрания, которую проводит председательствующий.
Пленарное заседание областного Собрания является полномочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов областного Собрания.
Депутат областного Собрания обязан присутствовать на сессии областного Собрания.
В случае уменьшения числа депутатов областного Собрания, присутствующих на пленарном заседании до числа менее двух третей от установленного числа депутатов областного Собрания, сессия не вправе принимать нормативные правовые акты областного Собрания. Каждый из депутатов вправе в любое время в течение пленарного заседания (сессии) областного Собрания потребовать проведения регистрации присутствующих депутатов областного Собрания.
О невозможности присутствовать на сессии областного Собрания по уважительной причине депутат заблаговременно информирует председателя областного Собрания.
Регистрация присутствующих депутатов осуществляется после каждого перерыва.
В случае невозможности присутствовать по уважительной причине во время пленарного заседания зарегистрировавшийся депутат областного Собрания обязан поставить в известность председательствующего о времени и причине своего отсутствия. Список депутатов областного Собрания, отсутствовавших на сессии без уважительной причины, публикуется председателем Собрания в средствах массовой информации.
Депутаты областного Собрания, работающие на постоянной профессиональной основе в областном Собрании депутатов, при отсутствии на сессии без уважительной причины, несут дисциплинарную ответственность в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, вплоть до увольнения с постоянной профессиональной основы и перехода на исполнение депутатских обязанностей на общественных началах.
Каждое пленарное заседание сессии областного Собрания начинается и заканчивается исполнением Государственного гимна Российской Федерации.
Статья 39. При отсутствии по данным регистрации на начало сессии или начало пленарного заседания двух третей от установленного числа депутатов председатель областного Собрания переносит начало сессии (не более чем на 4 часа) или начало пленарного заседания (не более чем на 1 час) на более поздний срок.
При отсутствии по данным повторной регистрации на начало сессии или пленарного заседания двух третей от установленного числа депутатов сессия областного Собрания объявляется несостоявшейся (прерванной) и подлежит повторному созыву (продолжению).
Списки депутатов областного Собрания, не прошедших регистрацию, публикуются в средствах массовой информации.
При сокращении численности депутатов областного Собрания, участвующих в пленарном заседании сессии в течение пленарного заседания ниже установленной нормы присутствия, председатель областного Собрания объявляет об этом депутатам, продолжает работу пленарного заседания до планового перерыва и проводит обязательную регистрацию после перерыва.
Статья 40. Выступающий на сессии областного Собрания депутат областного Собрания не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов областного Собрания и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего пленарного заседания.
В случае продолжающихся нарушений правил депутатской этики соответствующая постоянная комиссия вправе по собственной инициативе или инициативе депутатов областного Собрания внести предложение на рассмотрение областного Собрания для принятия решения о признании нарушения депутатской этики и о возможном опубликовании решения в средствах массовой информации. Решение областного Собрания принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Предложение комиссии включается в повестку дня большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
Председательствующий обеспечивает поддержание порядка в зале заседания и соблюдение настоящего Регламента.
Депутаты областного Собрания, участники сессии, не являющиеся депутатами, и иные присутствующие подчиняются распоряжениям (предупреждениям, требованиям, замечаниям, предложениям) председательствующего, касающимся поддержания порядка и соблюдения Регламента.
Присутствующий, не являющийся депутатом областного Собрания, может быть удален по решению областного Собрания, принятому открытым голосованием большинством от числа присутствующих депутатов областного Собрания, из зала заседания в случае повторного предупреждения о нарушении им Регламента либо несоблюдения порядка в зале до окончания рассмотрения данного вопроса.
Удаленный обязан немедленно покинуть зал заседания.
Депутат областного Собрания, в отношении которого председательствующим было сделано предупреждение о нарушении им Регламента или несоблюдения порядка в зале заседания, вправе до начала следующего пленарного заседания сессии областного Собрания подать протест в соответствующую комиссию, которая рассматривает протест и выносит заключение о принятии или отклонении протеста открытым голосованием большинством присутствующих членов комиссии.
Протест и заключение соответствующей постоянной комиссии рассматривается вне очереди на ближайшем пленарном заседании сессии областного Собрания. Областное Собрание выносит решение по данному вопросу без обсуждения открытым голосованием большинством от числа присутствующих депутатов областного Собрания.
Статья 41. Работа областного Собрания проводится в соответствии с разработанными комиссиями областного Собрания и утвержденными областным Собранием планами законодательной работы областного Собрания и годовым планом работы областного Собрания.
Статья 42. Председательствующий на пленарном заседании сессии областного Собрания:
руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением настоящего Регламента;
контролирует ведение протоколов и фонограммы сессии областного Собрания, удостоверяет указанные протоколы своей подписью;
предоставляет слово для выступления в порядке поступления зарегистрированных заявок в соответствии с повесткой сессии, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением областного Собрания;
обеспечивает выполнение организационных решений областного Собрания;
ставит на голосование каждое предложение депутатов областного Собрания в порядке поступления;
проводит голосование и оглашает его результаты;
оглашает запросы, вопросы, справки, заявления и предложения, поступившие в президиум или секретариат сессии;
организует проведение консультаций с депутатскими объединениями, постоянными комиссиями и депутатами областного Собрания в целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе работы сессии, по их просьбе.
Председательствующий на пленарном заседании сессии областного Собрания вправе:
в случае нарушения настоящего регламента предупреждать депутата областного Собрания, а при повторном нарушении - лишать его слова. Депутат областного Собрания, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, других депутатов, официальных лиц и присутствующих, лишается слова без предупреждения;
указывать на допущенные в ходе сессии нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава области, областных законов, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях.
Председательствующий на пленарном заседании сессии областного Собрания не вправе:
комментировать выступления депутатов областного Собрания;
давать характеристику выступающим.
При нарушении председательствующим требований настоящего Регламента областное Собрание вправе назначать другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.
Статья 43. Пленарные заседания областного Собрания проводятся в рабочие дни: с 9 часов тридцати минут до 18 часов с перерывом на обед с 13 до 14 часов.
Через каждые полтора часа работы объявляется перерыв на 15 минут.
Областное Собрание может принять решение об ином времени заседания.
Статья 44. На сессиях областного Собрания предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях, выступления по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на пленарном заседании сессии областного Собрания депутатов по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 30 минут - для доклада, 15 минут - для содоклада и 10 минут - для заключительного слова.
Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, по кандидатурам, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений, справок - до 3 минут, для внесения депутатского запроса - до 5 минут.
По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.
С согласия большинства присутствующих на пленарном заседании депутатов областного Собрания председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку сессии, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления. Решение принимается простым голосованием большинством от числа присутствующих.
Статья 45. На пленарном заседании сессии областного Собрания депутат областного Собрания может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз. Уступка права на выступление в пользу другого лица не допускается.
Статья 46. Никто не вправе выступать на пленарном заседании сессии областного Собрания без разрешения председательствующего, нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий призывает его придерживаться обсуждаемого вопроса, после первого предупреждения лишает слова.
Депутаты областного Собрания, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к протоколу заседания областного Собрания.
Статья 47. Выступления на сессии областного Собрания производятся перед установленным в зале микрофоном или с трибуны. Выступающий после предоставления ему слова представляется, назвав при этом: депутат Собрания - фамилию и номер избирательного округа, иное лицо - фамилию и должность.
Председатель областного Собрания, глава администрации Архангельской области, Главный федеральный инспектор полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе в Архангельской области имеют право взять слово для выступления в любое время вне очереди.
Выступления от постоянных комиссий областного Собрания предоставляется председателю постоянной комиссии или уполномоченному постоянной комиссией депутату в порядке очереди для выступлений депутатов областного Собрания.
Статья 48. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного областным Собранием.
Председательствующий, получив предложение о прекращении прений, информирует депутатов областного Собрания о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших, настаивает на выступлении, и с одобрения депутатов областного Собрания предоставляет им слово.
После принятия решения о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово.
Глава 5. Депутатские (парламентские) слушания
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "Статья 49. О" следует читать: "Статья 49."
Статья 49. О
Областное Собрание по вопросам своего ведения проводит депутатские (парламентские) слушания.
Статья 50. На депутатских слушаниях могут обсуждаться:
- законопроекты, требующие публичного обсуждения;
- проект областного бюджета и отчет о его исполнении;
- международные региональные соглашения, представленные на ратификацию;
- договоры о хозяйственном и ином сотрудничестве с субъектами Российской Федерации;
- соглашения об участии Архангельской области в межпарламентских ассоциациях;
- другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Архангельской области.
Статья 51. Информация о теме депутатских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за 10 дней до начала парламентских слушаний.
Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, определяется постоянными комиссиями областного Собрания, которыми организуются эти слушания.
Статья 52. Депутатские слушания проводятся областным Собранием по инициативе постоянных комиссий областного Собрания.
Организация и проведение депутатских слушаний возлагаются на аппарат областного Собрания депутатов и соответствующие постоянные комиссии. Постоянные комиссии областного Собрания могут организовать совместные депутатские слушания.
Статья 53. Депутатские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности.
Постоянные комиссии областного Собрания, организующие проведение депутатских слушаний, могут принять решение о проведении закрытых депутатских слушаний. На закрытых депутатских слушаниях обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
Главный федеральный инспектор полномочного представителя Президента в Северо-Западном федеральном округе в Архангельской области, глава администрации, председатели областного суда и Арбитражного суда, прокурор области вправе участвовать как в открытых, так и закрытых депутатских слушаниях.
Представители средств массовой информации и общественности на закрытые депутатские слушания не допускаются.
Статья 54. Депутатские слушания ведет председатель (заместитель председателя) областного Собрания, председатель или заместитель председателя соответствующей постоянной комиссии областного Собрания.
Председательствующий предоставляет слово для выступления депутатам областного Собрания и приглашенным лицам, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.
Статья 55. Продолжительность депутатских слушаний определяет постоянная комиссия областного Собрания, исходя из характера обсуждаемых вопросов.
Статья 56. Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово, до 20 минут, представителю постоянной комиссии областного Собрания для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в слушаниях депутаты областного Собрания и приглашенные лица.
Все приглашенные лица выступают на депутатских слушаниях только с разрешения председательствующего.
Статья 57. После выступления на депутатских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов областного Собрания и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.
Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход депутатских слушаний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий может удалить нарушителей из зала заседания.
Статья 58. Депутатские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации депутатских слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в слушаниях депутатов областного Собрания.
Статья 59. Депутатские слушаний протоколируются. Протокол депутатских слушаний подписывается председательствующим.
Рекомендации открытых депутатских слушаний могут публиковаться в печати.
Материалы закрытых депутатских слушаний предназначаются только для депутатов областного Собрания, а также государственных органов, представители которых принимали участие в депутатских слушаниях.
Глава 6. Порядок голосования и принятия решений
Статья 60. Нормативные правовые акты, решения и другие документы областного Собрания принимаются на его сессиях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
Голосование на сессии областного Собрания осуществляется путем поднятия рук, опроса депутатов по подписному листу, бюллетеней, а также через систему электронного голосования.
В областном Собрании может устанавливаться аппаратура для электронного голосования и подсчета голосов. Порядок голосования, подсчета голосов и контроля за работой аппаратуры определяется отдельной главой настоящего Регламента.
Нормативные правовые акты областного Собрания депутатов, решения, другие документы областного Собрания принимаются числом голосов, установленным в статье 7 настоящего Регламента. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов. К процедурным относятся следующие вопросы:
- о перерыве в пленарном заседании, переносе или закрытии пленарного заседания;
- о предоставлении дополнительного времени для выступления;
- о предоставлении слова приглашенным на сессию областного Собрания;
- о переносе или прекращении прений по вопросу повестки дня сессии областного Собрания;
- о переходе (возвращении) к вопросам повестки дня сессии областного Собрания;
- о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии;
- о голосовании без обсуждения;
- о проведении тайного и поименного голосования;
- о проведении закрытого пленарного заседания;
- о приглашении на сессию областного Собрания представителей органов государственной власти, общественных объединений, экспертов и других специалистов для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам;
- об изменении способа проведения голосования;
- об изменении очередности выступлений;
- об избрании счетчиков на сессии областного Собрания;
- о пересчете голосов;
- о направлении депутатского запроса и об установлении срока получения ответа на него;
- об утверждении протокола счетной комиссии при тайном голосовании.
При количественном голосовании результаты голосования оцениваются по вариантам "за", "против", "воздержался".
При рассмотрении социально-экономического положения в Архангельской области, исполнения областного бюджета за отчетный период, отчета главы администрации Архангельской области и других вопросов, связанных с исполнением функциональных обязанностей работников администрации Архангельской области, депутаты областного Собрания вправе давать оценку по одному из вариантов: "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
Результаты голосования по всем вопросам объявляются председательствующим и вносятся в протокол сессии областного Собрания.
Статья 61. При голосовании по каждому вопросу депутат областного Собрания имеет один голос, подавая его "за" или "против" принятия решения либо "воздерживаясь" от принятия решения.
Депутат областного Собрания лично осуществляет свое право на голосование. Переуступка права голоса не допускается.
Депутат областного Собрания, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.
Статья 62. При проведении тайного и поименного голосования подсчет голосов поручается счетной комиссии, которая избирается областным Собранием открытым голосованием большинством от числа присутствующих.
Счетная комиссия областного Собрания:
- организует проведение поименного и тайного голосования;
- осуществляет подсчет голосов при проведении тайного голосования.
Счетная комиссия областного Собрания избирает председателя и секретаря. Решения счетной комиссии принимаются числом голосов более половины от установленного состава счетной комиссии открытым голосованием. Член счетной комиссии может выразить особое мнение, которое отражается в протоколе счетной комиссии и доводится до сведения областного Собрания председателем счетной комиссии. Протоколы счетной комиссии подписываются ее председателем и секретарем и подлежат утверждению на сессии областного Собрания открытым голосованием числом голосов более половины от числа присутствующих депутатов.
Статья 63. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов может быть принято решение.
При открытом голосовании подсчет голосов производится счетчиками, избираемыми областным Собранием из числа депутатов областного Собрания. Счетчики устно сообщают результаты подсчетов председательствующему и в секретариат сессии областного Собрания.
После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование, кроме как для заявления по порядку ведения заседания.
По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет, какое решение принято ("за" - положительное или "против" - отрицательное).
При выявлении ошибки или нарушений в порядке и процедуре голосования, высказанных секретариатом сессии областного Собрания, счетчиками, счетной комиссией или депутатом от микрофона или оформленных в письменном виде, по требованию секретариата счетной комиссии или не менее одной трети от числа депутатов, присутствующих на заседании, областное Собрание принимает решение о повторном голосовании. В противном случае голосование считается недействительным.
Статья 64. Тайное голосование проводится в соответствии с Регламентом или по решению областного Собрания. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней.
Депутаты областного Собрания, выдвинутые в состав избираемых органов, на период голосования по их кандидатурам приостанавливают свою деятельность в счетной комиссии.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением областного Собрания форме в количестве, соответствующем числу избранных депутатов областного Собрания, и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем счетной комиссии в присутствии ее членов. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем счетной комиссии.
Статья 65. Каждому депутату областного Собрания выдается один бюллетень.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам областного Собрания счетной комиссией областного Собрания в соответствии со списком депутатов областного Собрания по предъявлении ими удостоверения депутата областного Собрания. При получении бюллетеня депутат областного Собрания расписывается против своей фамилии в указанном списке.
Бюллетень для тайного голосования опускается депутатом в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией.
Счетная комиссия обязана создать условия депутатам областного Собрания для тайной подачи голосов. Заполнение бюллетеня проводится депутатом областного Собрания в кабине для тайного голосования.
Недействительными при подсчете голосов считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутатов. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.
О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами.
Протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования утверждается решением областного Собрания.
Статья 66. Поименное голосование проводится по решению областного Собрания, принимаемому в порядке процедурного голосования, и осуществляется с использованием именных бюллетеней или с росписью в подписном листе.
Результаты поименного голосования оформляются по процедуре тайного голосования и могут быть опубликованы в средствах массовой информации.
Статья 67. В случае, если на заседании областного Собрания приняты как решение о проведении поименного, так и решение о проведении тайного голосования, то проводится тайное голосование.
Статья 68. Принятие областных законов осуществляется в соответствии с областным законом Архангельской области "О порядке разработки, внесения и принятия законодательных актов Архангельской области".
Статья 69. Областное Собрание принимает заявления и обращения, которые оформляются процедурными решениями сессий областного Собрания.
Статья 70. Все проекты областных законов, постановлений, решений, предложения и поправки по проектам областных законов, постановлений и решений областного Собрания ставятся на голосование депутатов. Голосование проводится по одному из следующих вариантов:
- проект сразу ставится на голосование "в целом";
- проект ставится на голосование "принять за основу"; если он принимается, то далее по каждому пункту, статье или разделу проекта ставятся на голосование все поправки, изменения или дополнения, вносимые при обсуждении проекта. Если внесенные при обсуждении проекта поправки, изменения и дополнения не набирают необходимого числа голосов, то сохраняется редакция пункта, статьи или раздела, принятая при голосовании "принять за основу". После голосования по каждой статье, пункту, разделу проекта в вышеозначенном порядке проект считается принятым "в целом" в установившейся при голосовании редакции и дополнительно "в целом" не голосуется. Если голосование прошло не по каждой статье, пункту, разделу проекта, то проводится голосование "в целом";
- проект, не принятый "за основу" при первом голосовании, может либо сниматься с голосования для доработки и внесения на следующую сессию, либо ставиться на раздельное голосование "по статьям". Каждый пункт, статья, раздел проекта проходит отдельное утверждение "принять за основу" голосованием в первоначальной редакции, и далее каждая поправка, изменение, дополнение вносится в первоначально принятый текст голосованием депутатов. Принятая голосованием первоначальная или измененная редакция статьи, пункта, раздела проекта вносится в окончательный текст решения или закона, и дополнительного голосования "в целом" по данному проекту не проводится. Не принятые "за основу" при голосовании по статьям в первоначальной редакции пункты, статьи, разделы проекта в окончательный текст решения или закона не входят;
- голосование по повестке дня сессии, как правило, проводится в порядке принятия "за основу" проекта повестки дня и голосованием "за" по вносимым дополнительным вопросам в повестку дня и голосованием "против" пункта проекта повестки дня в случае требования депутата Собрания об исключении пункта проекта повестки дня;
- при наличии альтернативных проектов по обсуждаемому вопросу они ставятся на голосование "принять за основу". Если при этом голосованием приняты за основу два или более проектов, то по процедуре "принять за основу" проводится голосование по проекту, набравшему наибольшее количество голосов; при этом каждый проект, раздел или статья остальных проектов, принятых при голосовании "принять за основу", голосуется как поправка, изменение или дополнение к соответствующим пунктам, статьям и разделам основного проекта;
- по процедурным вопросам, по вопросам, не требующим оформления в виде постановления, областного закона или решения, может проводиться "голосование консенсусом", при котором вопрос считается решенным в поставленной председательствующим формулировке, если никто из депутатов, присутствующих на голосовании, не возражает против;
- в случае необходимости выбор одного или нескольких проектов решений или кандидатур для последующего голосования из многих вариантов проектов решений может проводиться "мягкое (или рейтинговое) голосование", при котором голосованием "за" устанавливается число поданных голосов по каждому из вариантов проектов решений или каждой из кандидатур. Голосование "против" и "воздержался" не проводится. Каждый из депутатов вправе дать свой голос "за" или не голосовать по всем предлагаемым вариантам проектов решений или кандидатурам. По итогам голосования производится отбор одного или нескольких проектов решений или кандидатур, получивших наибольшее по отношению к остальным число голосов, поданных "за".
Раздел III Порядок рассмотрения областным Собранием депутатов вопросов, отнесенных к его ведению
Глава 7. Порядок избрания (назначения) и освобождения от должности членов Совета Федерации Федерального Собрания от Архангельской области
Статья 71.
1. Член Совета Федерации - представитель от областного Собрания - избирается на сессии областного Собрания тайным голосованием на срок полномочий областного Собрания.
2. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от областного Собрания вносит на рассмотрение сессии председатель областного Собрания.
3. Группа депутатов областного Собрания, численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов, может внести на рассмотрение сессии областного Собрания альтернативные кандидатуры для избрания представителем в Совет Федерации от областного Собрания.
Статья 72.
1. В список для тайного голосования вносятся все выдвинутые в соответствии со статьей 71 настоящего Регламента кандидатуры, за исключением лиц, взявших самоотвод.
2. Избранным членом Совета Федерации считается кандидат, получивший большинство голосов от числа избранных депутатов областного Собрания.
3. В случае, если кандидатами в члены Совета Федерации были выдвинуты более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов или первые по числу поданных за них голосов кандидаты набрали равное количество голосов, то проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
4. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал большинство голосов от числа избранных депутатов областного Собрания, то проводятся повторные выборы на очередной сессии областного Собрания с новым выдвижением кандидатов, при этом ранее баллотировавшиеся кандидаты могут быть выдвинуты вновь.
5. Постановление об избрании члена Совета Федерации направляется в Совет Федерации не позднее пяти дней после его официального опубликования.
Статья 73.
1. Член Совета Федерации - представитель в Совет Федерации от администрации Архангельской области назначается постановлением главы администрации Архангельской области на срок полномочий главы администрации Архангельской области. Постановление главы администрации Архангельской области в трехдневный срок направляется в областное Собрание депутатов для согласования.
2. Постановление главы администрации Архангельской области вступает в силу, если на очередной или внеочередной сессии областного Собрания депутатов две трети от установленного числа депутатов тайным голосованием не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от администрации Архангельской области.
3. Если две трети от установленного числа депутатов проголосовали против данной кандидатуры, то глава администрации Архангельской области не позднее чем за 21 день до очередной сессии направляет в областное Собрание депутатов новое постановление главы администрации Архангельской области о назначении представителя в Совете Федерации от администрации Архангельской области.
Голосование по данной кандидатуре проходит в соответствии с п. 2 настоящей статьи.
4. Постановление областного Собрания депутатов о согласовании кандидатуры члена Совета Федерации от администрации Архангельской области направляется в Совет Федерации не позднее пяти дней после его официального опубликования.
Статья 74.
1. Вопрос о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации от областного Собрания может быть вынесен на сессию областного Собрания председателем областного Собрания или группой депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов.
2. Решение по данному вопросу принимается тайным голосованием и оформляется постановлением областного Собрания депутатов. Член Совета Федерации считается отозванным, если за отзыв проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
3. Постановление об отзыве члена Совета Федерации от областного Собрания депутатов направляется в Совет Федерации не позднее пяти дней после официального опубликования.
Статья 75.
1. Полномочия члена Совета Федерации от администрации Архангельской области могут быть прекращены досрочно постановлением главы администрации Архангельской области.
2. Данное постановление вступает в силу, если две трети от установленного числа депутатов областного Собрания тайным голосованием не проголосуют против вступления в силу данного постановления.
3. Если две трети от установленного числа депутатов проголосовали против постановления главы администрации Архангельской области, то полномочия члена Совета Федерации не могут быть прекращены досрочно.
4. Постановление областного Собрания депутатов направляется в Совет Федерации Федерального Собрания не позднее пяти дней после официального опубликования.
Глава 8. Порядок согласования для назначения на должности заместителей главы администрации области, руководителя органа управления финансами (бюджетом) Архангельской области
Статья 76.
1. Глава администрации области вносит в областное Собрание депутатов проект постановления о согласовании для назначения на должности заместителей главы администрации области, руководителя органа управления финансами (бюджетом) Архангельской области и официально представляет на сессии кандидатов для назначения на эти должности.
2. Кандидат на должность представляет программу основных направлений деятельности, отвечает на вопросы депутатов.
3. Депутаты после выступления кандидата для назначения на должность высказываются за выдвинутую кандидатуру или против нее.
Статья 77.
1. Постановление областного Собрания депутатов о согласовании для назначения на должность представленной кандидатуры принимается по усмотрению депутатов тайным или открытым голосованием.
2. Согласие для назначения на должность считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от числа избранных депутатов.
3. В случае отклонения областным Собранием депутатов кандидатуры для назначения на должность глава администрации Архангельской области вносит предложение о другой кандидатуре.
Глава 9. Порядок согласования для назначения на должности председателей и заместителей председателей судов, судей областного, городских и районных судов, Арбитражного суда Архангельской области
Статья 78.
1. Архангельский областной суд направляет в областное Собрание депутатов представление и учетно-характеризующие документы, заключение квалификационной коллегии судей Архангельской области для согласования на назначение на должности судей, заместителей, председателей городских, районных, областного судов Архангельской области.
2. Арбитражный суд Архангельской области направляет в областное Собрание депутатов представление, учетно-характеризующие документы, заключение квалификационной коллегии судей Арбитражного суда Архангельской области для согласования на назначение на должности судей.
3. Кандидатуры, представленные на согласование для назначения на должности судей, предварительно обсуждаются в профильной постоянной комиссии областного Собрания депутатов, которая готовит заключения по представленным кандидатурам.
Кандидаты для назначения на должности судей приглашаются на заседание профильной постоянной комиссии.
Статья 79.
1. Рассмотрение вопроса на сессии областного Собрания депутатов начинается с представления кандидатов для согласования на назначение на должности судей председателями Архангельского областного суда и Арбитражного суда Архангельской области.
2. Председатель профильной постоянной комиссии информирует депутатов об итогах обсуждения представленных кандидатур на заседании профильной постоянной комиссии
3. Депутаты областного Собрания могут задавать вопросы и высказывать свое мнение по обсуждаемым кандидатурам.
Статья 80.
1. Председатель областного Собрания депутатов выносит на голосование вопрос о согласовании для назначения на должность судьи отдельно по каждой кандидатуре.
2. Согласованной считается кандидатура, если за нее проголосовало большинство от избранного числа депутатов областного Собрания. Решение оформляется постановлением областного Собрания, которое направляется в Архангельский областной суд или Арбитражный суд Архангельской области.
Глава 10. Порядок назначения на должности мировых судей Архангельской области
Статья 81.
1. Представление для назначения на должность мирового судьи, заключение квалификационной коллегии Архангельской области, учетно- характеризующие документы рассматриваются на заседании профильной постоянной комиссии областного Собрания депутатов с приглашением кандидата.
2. На заседании профильной постоянной комиссии проходит открытое голосование по кандидатурам для назначения на должности мировых судей.
Голосование проводится по каждой кандидатуре отдельно и решение считается принятым, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от членов профильной постоянной комиссии.
3. По итогам голосования профильная постоянная комиссия готовит заключение для рекомендации кандидатур на сессии областного Собрания депутатов.
Статья 82.
1. На сессии областного Собрания депутатов начальник Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Архангельской области представляет кандидатов для назначения на должности мировых судей.
2. Председатель профильной постоянной комиссии информирует депутатов о заключениях комиссии по предложенным кандидатурам на должности мировых судей.
3. Депутаты вправе задавать вопросы начальнику Управления судебного департамента при Верховном Суде РФ в Архангельской области, кандидату для назначения на должность мирового судьи и высказывать свое мнение по обсуждаемым кандидатурам.
4. Каждый мировой судья назначается на должность в индивидуальном порядке. Назначенным на должность мирового судьи считается кандидат, получивший при голосовании большинство голосов от числа избранных депутатов областного Собрания.
Статья 83.
1. Председатель областного Собрания депутатов в торжественной обстановке на сессии областного Собрания депутатов приводит к присяге лиц, впервые назначенных на должность мировых судей.
2. После принесения мировыми судьями присяги звучит Государственный гимн Российской Федерации.
Статья 84.
1. Назначение на должность мировых судей Архангельской области оформляется постановлением областного Собрания.
2. В случае отклонения представленной кандидатуры для назначения на должность мирового судьи квалификационная коллегия судей Архангельской области принимает решение по данной кандидатуре в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Глава 11. Порядок назначения на должность и освобождения от должности уполномоченного по правам человека в Архангельской области
Статья 85.
1. Вопрос о назначении на должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области вносится в проект повестки дня сессии областного Собрания главой администрации Архангельской области, председателем и заместителями председателя областного Собрания депутатов, постоянными комиссиями, депутатами, депутатскими объединениями.
2. Сообщение о включении в повестку дня сессии областного Собрания вопроса о назначении на должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области публикуется в средствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до начала сессии.
3. Общественные организации, объединения, органы местного самоуправления не позднее чем за 10 дней до начала сессии областного Собрания депутатов направляют в постоянные комиссии областного Собрания, главе администрации Архангельской области предложения по кандидатурам на должность уполномоченного с краткими биографическими данными.
4. Глава администрации Архангельской области, постоянные комиссии областного Собрания депутатов после рассмотрения всех поступивших предложений по кандидатурам на должность уполномоченного вносят свои предложения на сессию областного Собрания.
Статья 86.
1. Каждый кандидат, предложенный на должность уполномоченного по правам человека, выступает на сессии областного Собрания с краткой программой предстоящей деятельности.
2. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее.
3. В список для тайного голосования включаются все кандидатуры, предложенные постоянными комиссиями областного Собрания депутатов и главой администрации Архангельской области за исключением лиц, взявших самоотвод.
Статья 87.
1. Назначенным на должность уполномоченнго по правам человека в Архангельской области считается тот кандидат, который получил большинство голосов от числа избранных депутатов.
2. В случае, если ни одна из предложенных кандидатур не набрала большинство от числа избранных депутатов или было набрано одинаковое число голосов, то проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов.
3. Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал большинство от числа избранных депутатов, то проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов на очередной сессии областного Собрания депутатов, при этом ранее баллотировавшиеся кандидаты могут быть выдвинуты вновь.
4. Решение о назначении на должность уполномоченного по правам человека в Архангельской области оформляется постановлением областного Собрания депутатов.
Статья 88.
1. Уполномоченный по правам человека в Архангельской области досрочно освобождается от должности на основании статей 9, 10 областного закона "Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области".
2. Решение о досрочном прекращении полномочий принимается большинством голосов от числа избранных депутатов и оформляется постановлением областного Собрания.
3. Одновременно с принятием постановления о досрочном прекращении полномочий принимается решение о назначении на ближайшей сессии областного Собрания нового уполномоченного по правам человека в Архангельской области в соответствии с порядком, установленным настоящим Регламентом.
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 28 мая 2002 г. N 283 раздел III дополнен главой 12
Глава 12. Порядок назначения и прекращения полномочий общественных
представителей в квалификационной коллегии судей Архангельской области
Статья 89.
1. Вопрос о назначении общественных представителей в квалификационной коллегии судей Архангельской области вносится в проект повестки дня сессии областного Собрания депутатов председателем областного Собрания.
2. Представление о выдвижении кандидатуры, решение выборного коллегиального органа общественного объединения, конференции или общего собрания работников предприятий, учреждений, организаций и другие требуемые документы не позднее чем за 2 недели до начала сессии областного Собрания депутатов направляются на имя председателя областного Собрания, а затем депутатам областного Собрания, в постоянные комиссии и депутатские объединения для рассмотрения.
3. Постоянные комиссии областного Собрания и депутатские объединения могут приглашать кандидатов в представители общественности на свое заседание для предварительного обсуждения.
Статья 90.
1. Представление для назначения общественных представителей в квалификационной коллегии судей Архангельской области на сессию областного Собрания депутатов вносит председатель областного Собрания депутатов.
2. Каждый кандидат в представители общественности назначается в индивидуальном порядке.
3. Депутаты, присутствующие на пленарном заседании сессии областного Собрания, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать "за" или "против" нее.
Статья 91.
1. Голосование по кандидатурам в общественные представители может быть тайным или открытым с использованием электронной системы голосования.
2. Голосование проводится по всем представленным кандидатурам за исключением лиц, взявших самоотвод.
3. Назначенным общественным представителем в квалификационной коллегии судей Архангельской области считается тот кандидат, который получил большинство голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
Статья 92.
Назначение общественных представителей оформляется постановлением областного Собрания.
Статья 93.
1. Материалы о совершении порочащего поступка членом квалификационной коллегии судей Архангельской области - представителем общественности направляются в областное Собрание депутатов от общественных объединений, предприятий и учреждений, выдвинувших его, граждан, органов внутренних дел, прокуратуры, а о систематическом неисполнении обязанностей члена квалификационной коллегии судей - от председателя квалификационной коллегии судей.
2. Материалы, перечисленные в пункте 1 данной статьи, а также сведения о прекращении гражданства Российской Федерации, заявление представителя общественности о сложении своих полномочий направляются председателем областного Собрания депутатов в профильную постоянную комиссию для рассмотрения.
3. На заседание профильной комиссии может приглашаться член квалификационной коллегии судей - представитель общественности.
Решение комиссии с рекомендацией депутатам областного Собрания о досрочном прекращении или сохранении полномочий члена квалификационной коллегии судей - представителя общественности принимается открытым голосованием большинством голосов от числа депутатов - членов профильной постоянной комиссии.
4. Вопрос о досрочном прекращении полномочий члена квалификационной коллегии судей - представителя общественности по предложению профильной комиссии включается председателем областного Собрания депутатов в повестку дня очередной сессии областного Собрания в обязательном порядке.
5. Досрочное прекращение полномочий общественного представителя в квалификационной коллегии судей оформляется постановлением областного Собрания депутатов, принятым большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания открытым голосованием с использованием электронной системы голосования.".
Глава 12 Электронное голосование
Статья 94. Голосование на заседании сессии областного Собрания депутатов может осуществляться с использованием электронной системы. Система электронного голосования обеспечивает количественную и поименную регистрацию депутатов, открытое поименное, рейтинговое и качественное голосование, запись на выступление и отказ от него, формирование протокола заседания сессии на электронном носителе.
Результаты регистрации депутатов, записи на выступление, результаты голосования и другие данные о ходе заседания сессии представляются депутатам на общем мониторе и подлежат включению в протокол заседания сессии.
При проведении голосования с использованием электронной системы каждый депутат в секретариате сессии может ознакомиться с результатами голосования по любому обсуждаемому на сессии вопросу.
Информация хранится в памяти электронной системы до окончания работы сессии областного Собрания. После окончания сессии производится распечатка протокола-хронометража, формируемого электронной системой и включающего результаты голосований, на бумажный носитель. Протокол-хронометраж делается в одном экземпляре, визируется оператором, протокольной частью и председательствующим на сессии областного Собрания. Протокол-хронометраж хранится в протокольной части.
Статья 95. В ходе голосования при использовании электронной системы передача своего голоса, а также голоса отсутствующего депутата другому депутату областного Собрания не допускается.
Электронная система не используется для тайного голосования. Запрещается использование электронной системы, электронных средств приема, передачи и накопления информации (аудио-, видеозаписывающей, теле- и радио- приемно-передающей аппаратуры) на закрытом заседании областного Собрания.
Статья 96. Для контроля за правильностью работы системы электронного голосования областное Собрание из числа депутатов избирает группу по контролю за электронным голосованием.
Члены группы по контролю за электронным голосованием имеют право беспрепятственного доступа ко всей информации, необходимой для осуществления контроля работы системы электронного голосования, привлекать к своей работе экспертов и специалистов.
Группа по контролю за электронным голосованием до начала регистрации депутатов проверяет исправность электронной системы на различных режимах голосования.
В ходе заседаний сессии группа по предложению председательствующего или по заявлению депутата и с согласия областного Собрания проверяет обоснованность заявлений о неточностях в результатах голосования и других ошибках в работе системы электронного голосования.
Для этого депутату предлагается в присутствии группы контроля за электронным голосованием нажать поочередно кнопку в разных режимах работы системы с демонстрацией результатов на электронном табло. Результаты проверки фиксируются в протоколе.
Решение группы контроля за голосованием с использованием электронной системы по вопросам, отнесенным к ее ведению, докладывается председательствующему на сессии для принятия им соответствующего решения.
Раздел IV Заключительные и переходные положения
Статья 97. Регламент областного Собрания, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
Регламент вступает в силу с момента его принятия.
Статья 98. Предложения об изменении и дополнении регламента областного Собрания вносятся постоянными комиссиями или не менее чем одной третью голосов от установленного числа депутатов областного Собрания, включаются без голосования в повестку дня сессии областного Собрания и рассматриваются в первоочередном порядке.
Статья 99. Разъяснения положений регламента и контроль за его соблюдением осуществляет соответствующая постоянная комиссия областного Собрания. Разъяснения регламента, данные соответствующей постоянной комиссией, даются на пленарном заседании сессии областного Собрания и при необходимости могут быть утверждены областным Собранием.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 6 июня 2001 г. N 121 "О регламенте Архангельского областного Собрания депутатов"
Текст решения опубликован в издании "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов третьего созыва" от 2001 г. N 6
Постановлением Архангельского областного Собрания депутатов от 21 июня 2005 г. N 182 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 15 июля 2003 г. N 578
Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 1 октября 2002 г. N 365
Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 28 мая 2002 г. N 283
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 19 сентября 2001 г. N 126
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 5 июля 2001 г. N 122