19 декабря 1996 г.
Областное Собрание депутатов решает:
Принять регламент Архангельского областного Собрания депутатов без статьи 12 (прилагается).
Председатель областного Собрания депутатов |
В.И. Калямин |
Приложение
к решению Архангельского
областного Собрания депутатов
от 25 октября 1996 г. N 70
Регламент
Архангельского областного Собрания депутатов
г. Архангельск
Раздел I
Внутреннее устройство и органы
Архангельского областного Собрания депутатов
Глава 1.
Общие положения
Статья 1. Архангельское областное Собрание депутатов (далее - областное Собрание) является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Архангельской области.
Областное Собрание самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению. Порядок деятельности областного Собрания определяется Конституцией Российской Федерации, Уставом области, федеральным и областным законодательством и настоящим Регламентом.
Статья 2. Областное Собрание депутатов состоит из 39 депутатов (установленное число депутатов).
Статья 3. Деятельность областного Собрания основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного, коллективного обсуждения и решения вопросов, гласности, законности, постоянном учете интересов избирателей, ответственности и подотчетности перед областным Собранием создаваемых им органов, избираемых должностных лиц. Заседания областного Собрания проводятся открыто. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, областное Собрание вправе проводить закрытые заседания.
Статья 4. Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым областным Собранием, депутаты областного Собрания могут образовать депутатские объединения по территориальному, производственному, политическому, профессиональному признакам в количестве не менее 5 человек. Руководитель депутатского объединения письменно уведомляет областное Собрание о создании, составе, названии и депутатах, входящих в данное объединение. После этого депутатское объединение объявляется зарегистрированным.
Статья 5. Гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления прав и обязанностей депутата областного Собрания устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Уставом области, федеральным и областным законодательствами, областным законом "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов" и настоящим Регламентом.
Статья 6. Основными формами работы областного Собрания являются пленарные заседания, заседания комиссий, депутатские (парламентские) слушания.
Статья 7. Областное Собрание принимает следующие документы: законы, решения, обращения, заявления.
Статья 8. Собрание и создаваемые им органы постоянно информируют население области о своей работе, принятых законах, решениях, обращениях, заявлениях через средства массовой информации.
Глава 2.
Председатель областного Собрания,
заместители председателя областного Собрания
Статья 9. Председатель областного Собрания, заместители председателя областного Собрания избираются на альтернативной основе из числа депутатов областного Собрания тайным голосованием на первой сессии вновь избранного состава.
Председатель областного Собрания, заместители председателя областного Собрания не могут быть представителями одного депутатского объединения.
Кандидатуру на должность председателя областного Собрания вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты, допускается самовыдвижение.
В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам на должность председателя областного Собрания, давшим согласие баллотироваться, эти депутаты выступают на сессии областного Собрания с программами предстоящей деятельности и отвечают на вопросы депутатов. Каждое депутатское объединение и депутаты областного Собрания имеют право высказаться "за" или "против" кандидата, после чего обсуждение прекращается.
Статья 10. В список для голосования вносятся все выдвинутые кандидатуры на должность председателя областного Собрания, за исключением лиц, взявших самоотвод. Самоотвод принимается без голосования.
Кандидат является избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
В случае, если на должность председателя областного Собрания было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не набрала требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат областного Собрания может голосовать только за одну кандидатуру.
Избранным на должность председателя областного Собрания по итогам второго тура голосования считается тот кандидат, который получил большинство голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал большинства голосов от установленного числа депутатов областного Собрания, проводятся повторные выборы с новым выдвижением кандидатов, при этом ранее баллотировавшиеся кандидаты могут быть выдвинуты вновь.
Избрание председателя областного Собрания оформляется решением областного Собрания.
Статья 11. Областное Собрание по предложению председателя принимает решение о том, какое число заместителей председателя областного Собрания необходимо избрать. Заместители председателя областного Собрания избираются на сессии областного Собрания по представлению председателя областного Собрания на срок полномочий областного Собрания в соответствии с процедурой избрания председателя областного Собрания.
Кандидатуры на должности заместителей председателя областного Собрания могут быть предложены председателю для представления областному Собранию депутатскими объединениями и депутатами.
Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в бюллетень для тайного голосования.
Кандидатам, включенным в список для голосования, предоставляется слово на сессии для выступления и ответов на вопросы.
Избранными на должность заместителей председателя областного Собрания являются кандидаты, получившие большинство голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
Избрание заместителей председателя областного Собрания оформляется решениями Собрания.
Решением Архангельского областного Собрания депутатов от 19 декабря 1996 г. N 95 настоящий регламент дополнен статьей 12
Статья 12. Председатель областного Собрания и заместители председателя подотчетны областному Собранию и могут быть отозваны путем тайного голосования на сессии.
Вопрос об отзыве председателя и заместителей председателя областного Собрания включается в повестку дня сессии по требованию не менее 3 постоянных комиссий или группы депутатов не менее одной трети от установленного числа депутатов областного Собрания.
Предложение об отзыве заместителей председателя может быть внесено председателем Собрания.
Предложения об отзыве должны быть мотивированными.
Председатель или заместители председателя областного Собрания при обсуждении вопроса об его отзыве имеют право на выступление.
Председатель или его заместители считаются отозванными, если решение об отзыве принято двум третями голосов от установленного числа депутатов Собрания.
Председатель и его заместители могут сложить свои полномочия досрочно путем подачи письменного заявления об отставке. Заявление об отставке оглашается на очередной сессии областного Собрания. На основании заявления областное Собрание принимает решение об отставке большинством голосов от установленного числа депутатов.
В случае непринятия областным Собранием отставки председатель или его заместители вправе сложить свои полномочия в соответствии с законодательством о труде.
Статья 13. Председатель областного Собрания:
а) созывает сессии областного Собрания, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
б) осуществляет руководство подготовкой сессии областного Собрания и вопросов, вносимых на рассмотрение областного Собрания;
в) ведет заседания областного Собрания, ведает внутренним распорядком в соответствии с Регламентом областного Собрания;
г) подписывает решения областного Собрания, протоколы сессий областного Собрания и другие документы;
д) назначает и освобождает от должности работников аппарата областного Собрания.
Представляет для утверждения областного Собрания кандидатуру руководителя аппарата областного Собрания.
е) оказывает содействие депутатам областного Собрания в осуществлении своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения ими служебных или производственных обязанностей для работы в областном Собрании, его органах и в избирательных округах;
ж) дает поручения постоянным комиссиям областного Собрания по исполнению решений областного Собрания;
з) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе областного Собрания;
и) обеспечивает в соответствии с решениями областного Собрания организацию областных референдумов, обсуждение гражданами проектов важнейших решений областного Собрания, а также вопросов областного и государственного значения. Организует в областном Собрании прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;
к) рассматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы организации выборов и досрочного прекращения полномочий депутатов;
л) открывает и закрывает расчетные и текущие счета областного Собрания в банках и является распорядителем по этим счетам;
м) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом на подготовку и проведение сессий, работу постоянных комиссий и депутатов областного Собрания, содержание аппарата областного Собрания, и по другим расходам, связанным с деятельностью областного Собрания;
н) от имени областного Собрания подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
о) по вопросам своей компетенции издает распоряжения.
Статья 14. Заместители председателя областного Собрания по поручению председателя областного Собрания ведут заседания сессии, замещают председателя в его отсутствие, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности областного Собрания согласно распределению обязанностей между ними, утверждаемых председателем областного Собрания.
Глава 3.
Комиссии и рабочие группы областного Собрания
Статья 15. В соответствии со статьей 25 Устава Архангельской области областное Собрание образует из числа депутатов постоянные и временные комиссии, а также рабочие группы.
Постоянные комиссии областного Собрания по вопросам, отнесенным к их ведению:
осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов;
организуют проводимые областным Собранием депутатские (парламентские) слушания;
осуществляют функции контроля за реализацией законодательства;
дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта областного бюджета;
решают вопросы организации своей деятельности.
Областное Собрание может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.
Статья 16. Перечень постоянных комиссий областного Собрания предлагается председателем Собрания и утверждается решением сессии большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
В случае необходимости могут образовываться и другие постоянные комиссии, упраздняться и реорганизовываться ранее созданные.
Решение об образовании постоянных комиссий принимается, как правило, на первой сессии.
Постоянные комиссии образуются на срок полномочий областного Собрания данного созыва. Работа комиссий строится в соответствии с Положением о постоянных комиссиях областного Собрания, утвержденным решением сессии большинством голосов от установленного числа депутатов.
Статья 17. Численный состав каждой постоянной комиссии утверждается областным Собранием, но не менее 3 депутатов. Комиссии формируются по принципу самозаписи или письменного заявления депутата.
Статья 18. Председатели постоянных комиссий избираются сессией большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания по представлению постоянной комиссии. Избрание оформляется решением сессии. Кандидатура на должность председателя постоянной комиссии может быть предложена членам постоянной комиссии председателем областного Собрания, депутатскими объединениями, депутатами областного Собрания.
Кандидатура на должность председателя постоянной комиссии выдвигается членами комиссии открытым голосованием, большинством голосов от численного состава комиссии.
Комиссии избирают заместителей председателя и секретарей.
Выдвижение кандидатуры председателя постоянной комиссии, избрание заместителя председателя и секретаря оформляется протоколом заседания постоянной комиссии.
Председатель, заместитель председателя и секретари постоянных комиссий могут быть освобождены от выполнения соответствующих обязанностей по процедуре голосования, аналогичной избранию.
Состав постоянных комиссий утверждается областным Собранием большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания в соответствии со списком, предварительно согласованным в депутатских объединениях. Утверждение состава постоянных комиссий оформляется решением областного Собрания. Изменения в составе постоянных комиссий производятся решением сессии областного Собрания с предварительного согласия соответствующих депутатских объединений и вносятся председателями (заместителями председателей) комиссий.
В состав постоянных комиссий не могут входить председатель областного Собрания и его заместители.
Статья 19. Депутат областного Собрания может быть членом только одной постоянной комиссии, за исключением членов мандатной комиссии.
Статья 20. Основной формой работы постоянной комиссии является заседание.
Заседание постоянной комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов постоянной комиссии.
Заседание постоянной комиссии проводит ее председатель или его заместитель.
Заседания постоянной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Внеочередное заседание постоянной комиссии созывает председатель постоянной комиссии по своей инициативе, либо по поручению председателя областного Собрания, либо по требованию депутатского объединения, либо по требованию депутатов - членов комиссии.
О заседании постоянной комиссии ее председатель уведомляет через аппарат областного Собрания членов этой комиссии не позднее чем за двое суток.
Депутат областного Собрания обязан присутствовать на заседании постоянной комиссии, членом которой он является.
О невозможности присутствовать на заседании постоянной комиссии по уважительной причине депутат областного Собрания заблаговременно информирует председателя постоянной комиссии.
Решение постоянной комиссии в форме заключений, рекомендаций или предложений принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа членов постоянной комиссии, присутствующих на заседании. Протоколы заседаний подписывают председательствующий и секретарь.
Статья 21. Постоянные комиссии имеют право вносить предложения по повестке дня сессии областного Собрания.
Представитель постоянной комиссии имеет право выступать на заседаниях других постоянных комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемой им постоянной комиссии.
Статья 22. В заседании постоянной комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты областного Собрания, не входящие в ее состав.
На заседании постоянной комиссии вправе присутствовать представитель субъекта законодательной инициативы, законопроект которого рассматривается на комиссии.
На заседание постоянной комиссии могут быть приглашены эксперты, представители заинтересованных государственных и негосударственных органов, общественных объединений.
Постоянные комиссии вправе проводить совместные заседания.
Статья 23. Для подготовки отдельных вопросов, депутатских слушаний постоянная комиссия может создавать рабочие группы из числа членов этой комиссии, других депутатов областного Собрания, представителей государственных органов и общественных объединений, научных и учебных учреждений, а также специалистов.
Постоянная комиссия вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать независимую экспертизу законопроектов.
Статья 24. Деятельность постоянных комиссий основана на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и гласности. На заседаниях постоянных комиссий вправе присутствовать представители средств массовой информации.
Статья 25. Постоянные комиссии вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, а также приглашать на свои заседания должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций.
Органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации и их должностные лица обязаны в десятидневный срок представлять постоянным комиссиям областного Собрания запрашиваемые ими документы и материалы.
Указом Президента РФ 13 мая 2000 г. N 849 институт полномочных представителей Президента РФ в регионах Российской Федерации преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, утверждено Положение о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе и перечень федеральных округов
Статья 26. Комиссии по решению большинства присутствующих членов комиссии вправе проводить закрытые заседания, на которых присутствуют только депутаты областного Собрания, глава администрации области, полномочный представитель Президента РФ.
Раздел II
Порядок работы областного Собрания
Глава 4.
Начало работы областного Собрания.
Порядок проведения его заседаний
Статья 27. Областное Собрание собирается на первое заседание не позднее чем на двадцатый день после дня выборов, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Первое заседание областного Собрания открывает старейший по возрасту депутат. Он ведет заседание до избрания председательствующего на сессии из числа депутатов открытым голосованием большинством от числа присутствующих депутатов.
Статья 28. На первой сессии областного Собрания председательствующий сообщает областному Собранию данные об избранных депутатах областного Собрания согласно списку депутатов, официально переданному областному Собранию избирательной комиссией Архангельской области и составленному на день открытия первого заседания областного Собрания.
Статья 29. Областное Собрание открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания избирает:
счетную комиссию областного Собрания;
временную комиссию по Регламенту;
временный секретариат;
мандатную комиссию.
Численный состав и избрание указанных органов оформляются решением областного Собрания.
Статья 30. Временный секретариат областного Собрания ведет запись на выступления, регистрирует вопросы, справки, сообщения, заявления, предложения и другие материалы, поступающие от депутатов; информирует председательствующего о списке записавшихся на выступления и об указанных материалах; выполняет иные функции по обеспечению заседаний областного Собрания.
Статья 31. На первом заседании областного Собрания депутаты проводят выборы председателя областного Собрания, его заместителей в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
Продолжительность и порядок проведения заседаний областного Собрания определяется настоящим Регламентом и решениями областного Собрания.
Статья 32. Заседания областного Собрания проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации.
Решением областного Собрания могут быть приглашены представители государственных и негосударственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым областным Собранием законопроектам и иным вопросам. Представители средств массовой информации могут присутствовать на заседании областного Собрания при условии аккредитации в областном Собрании.
Областное Собрание может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании областного Собрания, постоянными комиссиями или депутатскими объединениями, главой администрации области, группой депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Сведения о содержании закрытых заседаний областного Собрания не подлежат разглашению и могут быть использованы депутатами только для их деятельности в областном Собрании.
Статья 33. Глава администрации области, полномочный представитель Президента РФ, председатель областного суда и арбитражного суда области, прокурор области вправе присутствовать на любом открытом и закрытом заседании областного Собрания.
Другие лица могут присутствовать на закрытых заседаниях областного Собрания только по специальному приглашению председателя областного Собрания или по его поручению - одного из заместителей.
Каждому депутату областного Собрания отводится в зале заседания постоянное место. Специальные места, оформленные табличкой с указанием фамилии, инициалов, должности, отводятся главе администрации области, полномочному представителю Президента РФ, представителю главы администрации области в областном Собрании, прокурору области, председателям областного и арбитражного судов, председателю избирательной комиссии Архангельской области.
Статья 34. На заседаниях областного Собрания ведутся протоколы и фонограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании.
Статья 35. Областное Собрание собирается на сессии, как правило, не реже одного раза в два месяца.
Информация о дате, времени, месте проведения и повестке дня сессии доводится до сведения депутатов областного Собрания и населения не позднее чем за 10 дней до открытия сессии. Проекты решений, документы и материалы по вопросам, вносимым на рассмотрение, направляются депутатам не позднее чем за 7 дней до открытия сессии.
Очередная сессия созывается по инициативе председателя областного Собрания (его заместителя).
Повестка дня сессии формируется на основе поступивших предложений депутатов, постоянных комиссий, депутатских объединений, председателя (заместителя председателя) областного Собрания. Подлежат обязательному включению в повестку дня сессии предложения главы администрации области. Предложения по повестке дня сессии могут представляться областными органами общественных организаций, городскими и районными органами местного самоуправления.
Повестка сессии утверждается областным Собранием открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания.
Во время сессии областного Собрания проводятся пленарные заседания областного Собрания, постоянных комиссий, депутатские (парламентские) слушания, работа депутата во фракциях и депутатских группах.
Время и порядок проведения заседаний устанавливается настоящим Регламентом.
Статья 36. Во время сессии областного Собрания может проводится "правительственный час" для ответов руководителей органов государственной власти на вопросы депутатов областного Собрания. Вопросы представляются в письменном виде в начале сессии через секретариат.
Для ответа на вопрос депутата областного Собрания отводится не более 15 минут. Прения по ответам не проводятся.
Статья 37. Решение о созыве внеочередной сессии принимается по инициативе председателя (заместителя председателя) областного Собрания, главы администрации области, трех постоянных комиссий, не менее одной трети депутатов от установленного числа депутатов областного Собрания. Извещения о внеочередной сессии могут доводиться до сведения депутатов через средства массовой информации, телефонную и телеграфную связь.
Статья 38. Заседание областного Собрания начинается с регистрации присутствующих депутатов областного Собрания, которую проводит председательствующий.
Заседание областного Собрания является полномочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности состава областного Собрания.
Депутат областного Собрания обязан присутствовать на заседании областного Собрания.
О невозможности присутствовать на заседании областного Собрания по уважительной причине депутат заблаговременно информирует председателя областного Собрания.
Регистрация присутствующих депутатов осуществляется после каждого перерыва.
О невозможности присутствовать на сессии во время заседания депутат обязан поставить в известность председательствующего о времени и причине своего отсутствия.
Статья 39. В случае присутствия на сессии менее двух третей от установленного числа депутатов областного Собрания сессия объявляется председателем областного Собрания несостоявшейся и подлежит повторному созыву.
Статья 40. Выступающий на заседании областного Собрания депутат не вправе нарушать правила депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов областного Собрания и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего заседания.
В случае продолжающихся нарушений правил депутатской этики мандатная комиссия вправе по собственной инициативе или инициативе депутата внести предложение на рассмотрение областного Собрания и принятие решения о признании нарушения депутатской этики и о возможном опубликовании решения в средствах массовой информации. Решение областного Собрания принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Предложение комиссии включается в повестку дня большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
Председательствующий обеспечивает поддержание порядка в зале заседания и соблюдение настоящего Регламента.
Депутаты областного Собрания, участники сессии, не являющиеся депутатами, и иные присутствующие подчиняются распоряжениям (предупреждениям, требованиям, замечаниям, предложениям) председательствующего, касающимся поддержания порядка и соблюдения Регламента.
Присутствующий, не являющийся депутатом, может быть удален по решению областного Собрания, принятому открытым голосованием большинством от числа присутствующих депутатов, из зала заседания в случае повторного предупреждения о нарушении им Регламента либо несоблюдения порядка в зале до окончания рассмотрения данного вопроса.
Удаленный обязан немедленно покинуть зал заседания.
Депутат областного Собрания, в отношении которого председательствующим было сделано предупреждение о нарушении им Регламента или несоблюдения порядка в зале заседания, вправе до начала следующего заседания областного Собрания подать протест в мандатную комиссию, которая рассматривает протест и выносит заключение о принятии или отклонении протеста открытым голосованием большинством присутствующих членов комиссии.
Протест и заключение мандатной, по этике и Регламенту комиссии по требованию комиссии рассматривается вне очереди на ближайшем заседании областного Собрания. Областное Собрание выносит решение по данному вопросу без обсуждения открытым голосованием большинством от числа присутствующих депутатов.
Статья 41. Работа областного Собрания проводится в соответствии с разработанным комиссиями областного Собрания и утвержденным областным Собранием планом законодательных работ областного Собрания.
Статья 42. Председательствующий на заседании областного Собрания:
руководит общим ходом заседания, следит за соблюдением настоящего Регламента; контролирует ведение протоколов и фонограммы заседаний областного Собрания, удостоверяет указанные протоколы своей подписью;
предоставляет слово для выступления в порядке поступления зарегистрированных заявок в соответствии с повесткой заседания, требованиями настоящего Регламента либо в ином порядке, определенном решением областного Собрания;
обеспечивает выполнение организационных решений областного Собрания;
ставит на голосование каждое предложение депутатов в порядке поступления;
проводит голосование и оглашает его результаты;
оглашает запросы, вопросы, справки, заявления и предложения, поступившие в президиум или секретариат сессии;
организует проведение консультаций с депутатскими объединениями, комиссиями и депутатами в целях преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в ходе работы сессии, по их просьбе.
Председательствующий на заседании областного Собрания вправе:
в случае нарушения настоящего Регламента предупреждать депутата областного Собрания, а при повторном нарушении - лишать его слова. Депутат областного Собрания, допустивший грубые, оскорбительные выражения в адрес председательствующего, других депутатов, официальных лиц и присутствующих, лишается слова без предупреждения;
указывать на допущенные в ходе заседания нарушения положений Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава области, областных законов, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях.
Председательствующий на заседании областного Собрания не вправе:
комментировать выступления депутатов;
давать характеристику выступающим.
При нарушении председательствующим требований настоящего Регламента областное Собрание вправе назначать другого председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу.
Статья 43. Заседания областного Собрания проводятся в рабочие дни: с 9 часов тридцати минут до 18 часов с перерывом на обед с 13 до 14 часов.
Через каждые полтора часа работы объявляется перерыв на 15 минут.
Областное Собрание может принять решение об ином времени заседания.
Статья 44. На заседаниях областного Собрания предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад, содоклад, заключительное слово, выступление кандидата на выборную должность, выступления в прениях, выступления по обсуждаемой кандидатуре, по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, а также предложение, справка, информация, заявление, обращение. Продолжительность докладов, содокладов и заключительного слова устанавливается председательствующим на заседании областного Собрания депутатов по согласованию с докладчиками и содокладчиками, но не должна превышать 30 минут - для доклада, 15 минут - для содоклада и 10 минут - для заключительного слова.
Выступающим в прениях предоставляется до 10 минут, по кандидатурам, для заявлений, вопросов, предложений, сообщений, справок - до 3 минут, для внесения депутатского запроса - до 5 минут.
По истечении установленного времени председательствующий предупреждает об этом выступающего, а затем вправе прервать его выступление.
С согласия большинства присутствующих на заседании депутатов областного Собрания председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса, включенного в повестку заседания, время, отводимое на вопросы и ответы, продлить время выступления. Решение принимается простым голосованием большинством от числа присутствующих.
Статья 45. На заседании областного Собрания депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз. Уступка права на выступление в пользу другого лица не допускается.
Статья 46. Никто не вправе выступать на заседании областного Собрания без разрешения председательствующего, нарушивший это правило лишается слова без предупреждения.
Если выступающий отклоняется от обсуждаемой темы, председательствующий призывает его придерживаться обсуждаемого вопроса, после первого предупреждения лишает слова.
Депутаты областного Собрания, которые не смогли выступить в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные тексты своих выступлений к стенограмме заседания областного Собрания.
Статья 47. Выступления на заседании областного Собрания производятся перед установленным в зале микрофоном или с трибуны. Выступающий после предоставления ему слова представляется, назвав при этом: депутат Собрания - фамилию и номер избирательного округа, иное лицо - фамилию и должность.
Председатель областного Собрания, глава администрации области, представитель Президента РФ имеют право взять слово для выступления в любое время вне очереди.
Выступления от постоянных комиссий областного Собрания предоставляется председателю комиссии или уполномоченному комиссией депутату в порядке очереди для выступлений депутатов.
Статья 48. Прения по обсуждаемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, установленного областным Собранием.
Председательствующий, получив предложение о прекращении прений, информирует депутатов областного Собрания о числе записавшихся и выступивших, выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших, настаивает на выступлении, и с одобрения депутатов предоставляет им слово.
После принятия решения о прекращении прений докладчик и содокладчик имеют право на заключительное слово.
Глава 5.
Депутатские (парламентские) слушания
Статья 49. Областное Собрание по вопросам своего ведения проводит депутатские (парламентские) слушания.
Статья 50. На депутатских слушаниях могут обсуждаться:
- законопроекты, требующие публичного обсуждения;
- проект областного бюджета и отчет о его исполнении;
- международные региональные соглашения, представленные на ратификацию;
- договоры о хозяйственном и ином сотрудничестве с субъектами Российской Федерации;
- соглашения об участии области в межпарламентских ассоциациях;
- другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики области.
Статья 51. Информация о теме депутатских слушаний, времени и месте их проведения передается средствам массовой информации не позднее чем за 10 дней до начала парламентских слушаний.
Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, определяется постоянными комиссиями областного Собрания, которыми организуются эти слушания.
Статья 52. Депутатские слушания проводятся областным Собранием по инициативе постоянных комиссий областного Собрания.
Организация и проведение депутатских слушаний возлагаются на соответствующие постоянные комиссии. Постоянные комиссии областного Собрания могут организовать совместные депутатские слушания.
Статья 53. Депутатские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности.
Постоянные комиссии областного Собрания, организующие проведение депутатских слушаний, могут принять решение о проведении закрытых депутатских слушаний. На закрытых депутатских слушаниях обсуждаются вопросы конфиденциального характера, а также затрагивающие сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну.
Представитель Президента Российской Федерации в Архангельской области, глава администрации области, председатели областного и арбитражного суда, прокурор области вправе участвовать как в открытых, так и закрытых депутатских слушаниях.
Представители средств массовой информации и общественности на закрытые депутатские слушания не допускаются.
Статья 54. Депутатские слушания ведет председатель (заместитель) областного Собрания, председатель или заместитель председателя соответствующей постоянной комиссии областного Собрания.
Председательствующий предоставляет слово для выступления депутатам областного Собрания и приглашенным лицам, следит за порядком обсуждения, выступает с сообщениями.
Статья 55. Продолжительность депутатских слушаний определяет постоянная комиссия областного Собрания, исходя из характера обсуждаемых вопросов.
Статья 56. Депутатские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц. Затем предоставляется слово, до 20 минут, представителю постоянной комиссии областного Собрания для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в слушаниях депутаты областного Собрания и приглашенные лица.
Все приглашенные лица выступают на депутатских слушаниях только с разрешения председательствующего.
Статья 57. После выступления на депутатских слушаниях приглашенных лиц следуют вопросы депутатов областного Собрания и других присутствующих и ответы на них. Вопросы могут быть заданы как в устной, так и в письменной форме.
Приглашенные лица не вправе вмешиваться в ход депутатских слушаний, прерывать их выкриками, аплодисментами. Председательствующий может удалить нарушителей из зала заседания.
Статья 58. Депутатские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу. Рекомендации депутатских слушаний принимаются путем одобрения большинством принявших участие в слушаниях депутатов областного Собрания.
Статья 59. Депутатские слушания протоколируются и стенографируются. Протокол депутатских слушаний подписывается председательствующим.
Рекомендации открытых депутатских слушаний могут публиковаться в печати.
Материалы закрытых депутатских слушаний предназначаются только для депутатов областного Собрания, представителя Президента Российской Федерации по Архангельской области, а также государственных органов, представители которых принимали участие в депутатских слушаниях.
Глава 6.
Порядок голосования и принятия решений
Статья 60. Законы, решения и другие документы областного Собрания принимаются на его заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.
Голосование на заседании областного Собрания осуществляется путем поднятия рук, опроса депутатов по подписному листу, бюллетеней.
Законы, решения и другие документы областного Собрания считаются принятыми, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов областного Собрания. По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов. К процедурным относятся следующие вопросы:
- о перерыве в заседании, переносе или закрытии заседания;
- о предоставлении дополнительного времени для выступления;
- о предоставлении слова приглашенным на заседание;
- о переносе или прекращении прений по вопросу повестки заседания;
- о переходе (возвращении) к вопросам повестки заседания;
- о передаче вопроса на рассмотрение соответствующей постоянной комиссии;
- о голосовании без обсуждения;
- о проведении тайного и поименного голосования;
- о проведении закрытого заседания;
- о приглашении на заседание представителей государственных органов, общественных объединений, экспертов и других специалистов для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам;
- об изменении способа проведения голосования;
- об изменении очередности выступлений;
- о проведении дополнительной регистрации;
- о пересчете голосов;
- о направлении депутатского запроса и об установлении срока получения ответа на него;
- об утверждении протокола счетной комиссии при тайном голосовании.
Результаты голосования по всем вопросам объявляются председательствующим и вносятся в протокол заседания областного Собрания.
Статья 61. При голосовании по каждому вопросу депутат областного Собрания имеет один голос, подавая его "за" или "против" принятия решения либо "воздерживаясь" от принятия решения.
Депутат лично осуществляет свое право на голосование. Переуступка права голоса не допускается.
Депутат, отсутствовавший во время голосования, не вправе подать свой голос по истечении времени, отведенного для голосования.
Статья 62. При проведении тайного и поименного голосования подсчет голосов поручается счетной комиссии, которая избирается областным Собранием открытым голосованием большинством от числа присутствующих.
Счетная комиссия областного Собрания:
- организует проведение поименного и тайного голосования;
- осуществляет подсчет голосов при проведении тайного голосования.
Счетная комиссия областного Собрания избирает председателя и секретаря. Решения счетной комиссии принимаются числом голосов более половины от установленного состава счетной комиссии открытым голосованием. Член счетной комиссии может выразить особое мнение, которое отражается в протоколе счетной комиссии и доводится до сведения областного Собрания председателем счетной комиссии. Протоколы счетной комиссии подписываются ее председателем и секретарем и подлежат утверждению на сессии открытым голосованием числом голосов более половины от числа присутствующих депутатов.
Статья 63. Перед началом открытого голосования председательствующий сообщает о количестве предложений, которые ставятся на голосование, уточняет их формулировки и последовательность, в которой они ставятся на голосование, напоминает, каким большинством голосов может быть принято решение.
При открытом голосовании подсчет голосов производится счетчиками, избираемыми на заседании областного Собрания. Счетчики устно сообщают результаты подсчетов председательствующему и в секретариат.
После объявления председательствующим о начале голосования никто не вправе прервать голосование, кроме как для заявления по порядку ведения заседания.
По окончании подсчета голосов председательствующий объявляет какое решение принято ("за" - положительное или "против" - отрицательное).
При отсутствии кворума, необходимого для проведения голосования, председательствующий переносит голосование на следующее заседание областного Собрания.
При выявлении ошибки или нарушений в порядке и процедуре голосования, высказанных счетной комиссией или депутатом от микрофона или оформленных в письменном виде, по требованию счетной комиссии или не менее одной трети от числа депутатов, присутствующих на заседании, областное Собрание принимает решение о повторном голосовании. В противном случае голосование считается недействительным.
Статья 64. Тайное голосование проводится по решению областного Собрания. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней.
Депутаты областного Собрания, выдвинутые в состав избираемых органов, на период голосования по их кандидатурам приостанавливают свою деятельность в счетной комиссии.
Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по предложенной ею и утвержденной решением областного Собрания форме в количестве, соответствующем числу избранных депутатов областного Собрания, и содержат необходимую информацию. Оставшиеся у счетной комиссии бюллетени после завершения их выдачи уничтожаются председателем счетной комиссии в присутствии ее членов. Время и место голосования, порядок его проведения устанавливаются счетной комиссией в соответствии с настоящим Регламентом и объявляются председателем счетной комиссии.
Статья 65. Каждому депутату областного Собрания выдается один бюллетень.
Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам областного Собрания счетной комиссией областного Собрания в соответствии со списком депутатов областного Собрания по предъявлении ими удостоверения депутата областного Собрания. При получении бюллетеня депутат областного Собрания расписывается против своей фамилии в указанном списке.
Бюллетень для тайного голосования опускается в специальный ящик, опечатанный счетной комиссией.
Счетная комиссия обязана создать условия депутатам для тайной подачи голосов. Заполнение бюллетеней проводится депутатом в кабине для тайного голосования.
Недействительными при подсчете голосов депутатов считаются бюллетени неустановленной формы, а также бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление депутатов. Дополнения, внесенные в бюллетень, при подсчете голосов не учитываются.
О результатах тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который подписывается всеми ее членами.
Протокол счетной комиссии о результатах тайного голосования утверждается решением областного Собрания.
Статья 66. Поименное голосование проводится по решению областного Собрания, принимаемому в порядке процедурного голосования, и осуществляется с использованием именных бюллетеней или с росписью в подписном листе.
Результаты поименного голосования оформляются по процедуре тайного голосования и могут быть опубликованы в средствах массовой информации.
Статья 67. В случае, если на заседании областного Собрания приняты как решение о проведении поименного, так и решение о проведении тайного голосования, то проводится тайное голосование.
Статья 68. Принятие законов и иных нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с законом Архангельской области "О порядке разработки, внесения и принятия законодательных актов Архангельской области".
Статья 69. Областное Собрание принимает заявления и обращения, которые оформляются решением областного Собрания.
Статья 70. Все проекты решений, законов, предложения и поправки по проектам решений областного Собрания и областных законов ставятся на голосование депутатов. Голосование проводится по одному из следующих вариантов:
- проект без обсуждения ставится на голосование "в целом";
- проект ставится на голосование "принять за основу"; если он принимается, то далее каждый пункт, статья или раздел проекта ставится на голосование с каждой поправкой, каждым изменением или дополнением. Если пункт, статья или раздел проекта с внесенными поправками, изменениями и дополнениями не набирает необходимого числа голосов, то сохраняется редакция, принятая при голосовании "принять за основу". После голосования по каждой статье, пункту, разделу в вышеозначенном порядке проект считается принятым "в целом" в установившейся при голосовании редакции и дополнительно "в целом" не голосуется. Если голосование прошло не по каждой статье, пункту, разделу проекта, то проводится голосование "в целом";
- проект, не принятый "за основу" при первом голосовании, может либо сниматься с голосования для доработки и внесения на следующую сессию, либо ставиться на раздельное голосование "по статьям". Каждый пункт, статья, раздел проекта проходит отдельное утверждение голосованием в первоначальной редакции, и далее каждая поправка, изменение, дополнение вносится в первоначально принятый текст голосованием депутатов. Принятая голосованием первоначальная или измененная редакция статьи, пункта, раздела проекта вносится в окончательный текст решения или закона, и дополнительного голосования "в целом" по данному проекту не проводится. Не принятые при голосовании "по статьям" в первоначальной или измененной редакции пункты статьи, разделы проекта в окончательный текст решения или закона не входят;
- голосование по повестке дня сессии, как правило, проводится в порядке принятия "за основу" проекта повестки дня и голосованием "за" по вносимым дополнительным вопросам в повестку дня;
- при наличии альтернативных проектов по обсуждаемому вопросу они ставятся на голосование "принять за основу". Если при этом голосованием приняты за основу два или более проектов, то по процедуре "принять за основу" проводится голосование по проекту, набравшему наибольшее количество голосов; при этом каждый проект, раздел или статья остальных проектов, принятых при голосовании "принять за основу", голосуется как поправка, изменение или дополнение к соответствующим пунктам, статьям и разделам основного проекта;
- по процедурным вопросам, по вопросам, не требующим оформления в виде решений или закона, может проводиться "голосование консенсусом", при котором вопрос считается решенным в поставленной председательствующим формулировке, если никто из депутатов, присутствующих на голосовании, не возражает против;
- в случае необходимости выбор одного или нескольких проектов решений или кандидатур для последующего голосования из многих вариантов проектов решений может проводиться "мягкое (или рейтинговое) голосование", при котором голосованием "за" устанавливается число поданных голосов по каждому из вариантов проектов решений или каждой из кандидатур. Голосование "против" и "воздержался" не проводится. Каждый из депутатов вправе дать свой голос "за" или не голосовать по всем предлагаемым вариантам проектов решений или кандидатурам. По итогам голосования производится отбор одного или нескольких проектов решений или кандидатур, получивших наибольшее по отношению к остальным число голосов, поданных "за".
Раздел III
Заключительные и переходные положения
Статья 71. Регламент областного Собрания, изменения и дополнения к нему принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов областного Собрания и оформляются решением областного Собрания.
Регламент вступает в силу со дня его принятия.
Статья 72. Предложения об изменении и дополнении Регламента областного Собрания вносятся постоянными комиссиями или не менее чем одной третью голосов от установленного от общего числа депутатов областного Собрания, включаются без голосования в повестку дня вопросов областного Собрания и рассматриваются в первоочередном порядке.
Статья 73. Разъяснения положений Регламента и контроль за его соблюдением осуществляет постоянная комиссия - мандатная, этики и Регламента. Разъяснения Регламента, данные постоянной комиссией, даются на заседании областного Собрания и при необходимости могут быть утверждены решением областного Собрания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 25 октября 1996 г. N 70 "О регламенте областного Собрания депутатов"
Текст решения опубликован в издании "Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов второго созыва", N 4, 22-25 октября 1996 г.
Решением Архангельского областного Собрания депутатов от 6 июня 2001 г. N 121 настоящее решение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 6 июля 1999 г. N 632
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 24 ноября 1998 г. N 487
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 9 июля 1998 г. N 440
Решение Архангельского областного Собрания депутатов от 19 декабря 1996 г. N 95