Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
от 20 сентября 2005 г. N 82-5-ОЗ
Социально-экономическая целевая программа
Архангельской области
"Культура Русского Севера (2006-2009 годы)"
30 ноября 2005 г.
Паспорт
социально-экономической целевой программы Архангельской области
"Культура Русского Севера (2006-2009 годы)"
Наименование программы - социально-экономическая целевая программа
Архангельской области "Культура Русского
Севера (2006-2009 годы)" (далее - Программа)
Основание для - решение главы администрации области по итогам
разработки Программы встречи с деятелями культуры Архангельской
области от 20 апреля 2005 года
Государственный - комитет по культуре администрации
заказчик Программы Архангельской области
Основные разработчики - комитет по культуре администрации
Программы Архангельской области
Цели и задачи Программы - сохранение и развитие историко-культурного
наследия Русского Севера как феномена
российской культуры и важнейшего ресурса
социального и экономического развития
Архангельской области;
- реализация новых стратегий в сфере сохранения
особо ценных культурных территорий;
- поддержка жизнеспособных форм традиционной
культуры с учетом их функционального
назначения, местного своеобразия и
естественных условий существования;
- обеспечение деятельности базовых объектов
культуры, содействующих популяризации
культурного наследия, сохранению его для
будущих поколений
Сроки и этапы - 2006-2009 годы;
реализации Программы I этап - 2006 год;
II этап - 2007 год;
III этап - 2008 год;
IV этап - 2009 год
Перечень основных - сохранение объектов культурного наследия
мероприятий Программы (недвижимых памятников истории и культуры);
- формирование системы особо охраняемых
территорий;
- развитие культуры как отрасли специализации
исторических городов и территорий Русского
Севера;
- реставрация и обеспечение безопасности
музейных фондов;
- сохранение и развитие народной традиционной
культуры Русского Севера;
- музейная деятельность;
- инфраструктурное обеспечение Программы
Исполнители основных - комитет по культуре администрации
мероприятий Программы Архангельской области, реставрационные
организации, федеральные, областные и
муниципальные музеи, библиотеки, концертные и
другие учреждения
Объемы и источники - Всего: 516346,0 тыс. руб.,
финансирования из них:
Программы - федеральный бюджет - 260200 тыс. руб.,
- областной бюджет - 239220,0 тыс. руб.,
- местные бюджеты - 7826,0 тыс. руб.,
- внебюджетные источники - 9100,0 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - создание условий для сохранения и
результаты реализации использования культурного наследия Русского
Программы Севера во всем его многообразии как феномена
русской культуры и ресурса социального и
экономического развития Архангельской области;
- развитие культурного наследия как отрасли
специализации, оказывающей стимулирующее
воздействие на экономику Архангельской области
и повышение качества жизни
Система организации - контроль за реализацией Программы
контроля за исполнением осуществляется комитетом по культуре
Программы администрации области в порядке, установленном
для контроля за реализацией
социально-экономических целевых программ
Архангельской области
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Русский Север - уникальная по степени сохранности культурных традиций территория. В основе северорусской культуры всегда лежали духовное единство и склад характера, столетиями вырабатывавшийся в процессе адаптации к суровым условиям жизни. Эта духовно-нравственная общность формировала сознание, гарантировала устойчивость социума и преемственность культуры.
Архангельская область имеет репутацию хранителя традиционной культуры Русского Севера. Культурное наследие Архангельской области до сих пор играет ведущую роль в формировании ее образа.
Периферийное существование Русский Север пережил, сумев сохранить как опору традиционные культурные ценности. Феномен культурного наследия Архангельской области в том и состоит, что оно до настоящего времени сохраняет свою продуктивность и способность помогать в создании среды обитания, адаптироваться к вызовам времени.
Особое значение имеет открытость культуры Русского Севера другим культурам и возможность не только предъявлять свое культурное наследие, но и переосмысливать его сквозь призму иных культур.
Поэтому культурное наследие должно быть ориентировано на внешний мир, на предъявление, на систему культурных связей. Хотя исторически культура Русского Севера была автономна и самодостаточна, актуализация наследия в современных условиях возможна через встраивание его в систему культурных связей на базе межрегионального и межнационального сотрудничества, стратегических союзов.
В этой связи огромную роль играют мероприятия Программы, нацеленные на обмен информацией, прежде всего, в области краеведения, содействующей развитию культурного туризма, малого бизнеса, созданию и развитию новых способов документирования данных.
Предполагается включение этих мероприятий в электронные проекты библиотек.
Глобальный мир востребует культурное наследие как способ сохранения преемственности поколений, народов, эпох. Идея устойчивости - одна из основных в урбанизированном мире.
Значение культурного наследия для все большего количества людей возрастает.
Культурное своеобразие становится конкурентным преимуществом.
Важно, чтобы население владело знаниями о русской культуре и имело возможность демонстрировать русские традиции миру.
Архангельская область решает задачу успешного выхода на внешний рынок, привлечения инвестиций.
Рыночные условия вынуждают предпринимателей, не имеющих достаточных знаний о культуре Русского Севера, осваивать ее.
Однако существует риск, что инвесторы не получат реального представления об Архангельской области.
Туризму также недостает современного полного материала о регионе.
Решение подобных проблем возможно только в рамках целевой программы по сохранению историко-культурного наследия Русского Севера.
Уязвимость неповторимого наследия Русского Севера, а также реальная угроза его существованию - все это требует принятия неотложных и неординарных мер по его сохранению.
Программа вызвана также необходимостью актуализации культурного наследия как ресурса развития Русского Севера и как фактора сохранения его культурной идентичности, способного вернуть мировую славу Русского Севера, содействовать развитию на Русском Севере региона в качестве модели вывода России на передовые позиции на основе "экспорта" уникальности.
Реализация Программы позволит объединить культурный потенциал Русского Севера и направить его на развитие Архангельской области как территории, привлекательной для жизни и инвестиций, на создание фактора силы, улучшение имиджа области, расширение местной экономической базы с целью компенсации потери рабочих мест в других секторах экономики.
II. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
- сохранение и развитие историко-культурного наследия Русского Севера как феномена российской культуры и важнейшего ресурса социального и экономического развития Архангельской области;
- реализация новых стратегий в сфере сохранения особо ценных культурных территорий;
- поддержка жизнеспособных форм традиционной культуры с учетом их функционального назначения, местного своеобразия и естественных условий существования;
- обеспечение деятельности базовых объектов культуры, содействующих популяризации культурного наследия, сохранению его для будущих поколений.
Задачами Программы являются:
- содействие развитию уникальных культурных территорий (ландшафтов): национального парка "Кенозерский", города Каргополя и Каргопольского района, города Сольвычегодска, Пинежского района;
- реставрация и приспособление недвижимых памятников на территории Архангельской области, имеющих особую историческую и культурную ценность (Гостиный двор в городе Архангельске и историко-культурная заповедная территория "Старый Архангельск", памятники городов Каргополя, Северодвинска, Сольвычегодска, Каргопольского, Красноборского, Мезенского, Плесецкого, Приморского, Холмогорского районов);
- оптимизация музейной сферы; формирование провинциальных музеев Архангельской области как средства поддержки этнической, культурной идентичности;
- сохранение и развитие самобытной поморской словесности;
- поддержка профессионального искусства, интерпретирующего северную фольклорную традицию; проведение традиционных для Архангельской области фестивальных акций;
- выявление и сохранение уникальных краеведческих документов Архангельской области;
- создание мультимедийной энциклопедии, посвященной культуре Русского Севера.
Программа связана с разработанной Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации федеральной целевой программой "Культура России (2006-2010 годы)".
Для достижения целей Программы должны быть выполнены следующие основные мероприятия:
- реставрация движимых и недвижимых памятников истории и культуры, расположенных на территории Архангельской области;
- мероприятия по обеспечению безопасности музейных фондов;
- создание музейных экспозиций;
- проведение фольклорных экспедиций;
- создание мультимедийных баз данных по культурному наследию;
- создание электронного краеведческого каталога;
- проведение фестивалей и праздников.
Программа предусматривает комплексный подход к решению проблемы сохранения и развития культуры Русского Севера. Участие в ее реализации Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, комитета по культуре администрации Архангельской области, органов местного самоуправления, всех заинтересованных учреждений, организаций различных форм собственности позволит аккумулировать ресурсы, направленные на поддержание и развитие объектов, отражающих особенности Русского Севера, являющихся национальным достоянием и требующих бережного отношения со стороны общества.
III. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы в 2006-2009 годах составляет 516346,0 тыс. руб., из них:
- федеральный бюджет - 260200,0 тыс. руб.,
- областной бюджет - 239220,0 тыс. руб.,
- местные бюджеты - 7826,0 тыс. руб.,
- внебюджетные источники - 9100,0 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы на 2006-2009 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании областного бюджета на очередной финансовый год.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам,
направлениям расходования средств по годам
(тыс. руб.)
Источники и направления финансирования |
Объем финансирова- ния |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Всего по Программе | 516346,0 | 119290,0 | 131027,0 | 136831,0 | 129198,0 |
в том числе: | |||||
областной бюджет | 239220,0 | 56805,0 | 61711,0 | 60761,0 | 59943,0 |
местные бюджеты | 7826,0 | 2200,0 | 1706,0 | 2380,0 | 1540,0 |
федеральный бюджет | 260200,0 | 57985,0 | 65410,0 | 71340,0 | 65465,0 |
внебюджетные источники | 9100,0 | 2300,0 | 2200,0 | 2350,0 | 2250,0 |
из них: | |||||
капитальные вложения, всего |
390550,0 | 92801,0 | 101420,0 | 103191,0 | 93138,0 |
в том числе: | |||||
областной бюджет | 166750,0 | 42681,0 | 43770,0 | 42361,0 | 37938,0 |
местные бюджеты | 3200,0 | 800,0 | 800,0 | 800,0 | 800,0 |
федеральный бюджет | 211900,0 | 47170,0 | 54700,0 | 57830,0 | 52200,0 |
внебюджетные источники | 8700,0 | 2150,0 | 2150,0 | 2200,0 | 2200,0 |
Прочие нужды, всего | 125796,0 | 26489,0 | 29607,0 | 33640,0 | 36060,0 |
в том числе: | |||||
областной бюджет | 72470,0 | 14124,0 | 17941,0 | 18400,0 | 22005,0 |
местные бюджеты | 4626,0 | 1400,0 | 906,0 | 1580,0 | 740,0 |
федеральный бюджет | 48300,0 | 10815,0 | 10710,0 | 13510,0 | 13265,0 |
внебюджетные источники | 400,0 | 150,0 | 50,0 | 150,0 | 50,0 |
IV. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется, как правило, на основе соглашений (договоров), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий.
Отбор исполнителей программных мероприятий осуществляется на конкурсной основе в соответствии с областным законом от 6 ноября 2001 года N 69-9-ОЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных областных нужд".
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется через государственного заказчика в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.
При изменении объемов бюджетного финансирования, предусмотренных Программой, государственный заказчик уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников, готовит предложения по внесению изменений в перечень основных мероприятий Программы и срокам их исполнения.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов соглашений (договоров), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
Долевое финансирование мероприятий Программы по оплате услуг муниципальных организаций, оплате мероприятий, проводимых в муниципальных образованиях, а также по объектам социального назначения, являющимся собственностью муниципальных образований, может осуществляться через фонд софинансирования социальных расходов, формируемый в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год, в форме межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.
V. Осуществление контроля за реализацией Программы
Государственный заказчик осуществляет контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал по итогам года.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации осуществляются в установленном порядке по предложению государственного заказчика.
Контроль за реализацией Программы включает периодическую отчетность о реализации программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых программных мероприятий, сроках выполнения соглашений (договоров).
Исполнители программных мероприятий в установленном порядке отчитываются перед государственным заказчиком о целевом использовании выделенных им средств.
VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социально-экономический эффект от реализации Программы выражается в:
- расширении доступа к культурным ценностям, обеспечении государственных обязательств по сохранению культурного наследия;
- сохранении и использовании историко-культурного наследия Архангельской области в качестве ресурса социального и экономического развития; развитии инфраструктурного комплекса исторических городов и поселений; развитии культурного туризма;
- поддержании исторического образа Архангельска;
- расширении доступа пользователей различной удаленности к краеведческим ресурсам Архангельской области; представлении культурного наследия региона в интернет-пространстве;
- улучшении доступа населения к информации в интересах социального и экономического развития Архангельской области;
- совершенствовании системы учета и введении в научный оборот музейных фондов области, способствующих более качественному обслуживанию посетителей;
- сохранении материальных ценностей, повышении уровня безопасности посетителей учреждений культуры.
VII. Перечень основных мероприятий Программы
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении к Программе с разбивкой по следующим направлениям:
- сохранение объектов культурного наследия (недвижимых памятников истории и культуры);
- формирование системы особо охраняемых территорий;
- развитие культуры как отрасли специализации исторических городов и территорий Русского Севера;
- реставрация и обеспечение безопасности музейных фондов;
- сохранение и развитие народной традиционной культуры Русского Севера;
- музейная деятельность;
- инфраструктурное обеспечение Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.