Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
от 21 июня 2006 г. N 179-11-ОЗ
Социально-экономическая целевая программа Архангельской области
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Архангельской области на 2006-2008 годы"
22 ноября 2006 г., 28 сентября 2007 г.
Законом Архангельской области от 28 сентября 2007 г. N 410-20-ОЗ в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
социально-экономической целевой программы Архангельской области
"Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности
Архангельской области на 2006-2008 годы"
Наименование - социально-экономическая целевая программа
программы Архангельской области "Охрана окружающей среды и
обеспечение экологической безопасности Архангельской
области на 2006-2008 годы" (далее - Программа)
Основания для - областной закон от 8 декабря 2005 года N 130-8-ОЗ "Об
разработки областном бюджете на 2006 год";
Программы - распоряжение главы администрации Архангельской
области от 12 декабря 2005 года N 1204р "О рабочей
группе для разработки проекта областной целевой
программы в сфере охраны окружающей среды и
природоохранных мероприятий на 2006-2008 годы"
Государственный - комитет по экологии администрации области (далее -
заказчик комитет по экологии)
Программы
Разработчик - комитет по экологии
Программы
Цели Программы - обеспечение экологической безопасности на территории
Архангельской области;
- стабилизация и улучшение экологической обстановки
путем снижения уровня антропогенного воздействия на
окружающую среду;
- сохранение биологического разнообразия и природных
ресурсов, экологическое воспитание населения
Архангельской области
Задачи - разработка и внедрение региональной комплексной
Программы системы наблюдений и контроля за состоянием
окружающей среды в Архангельской области;
- сокращение выбросов в атмосферу за счет модификации
оборудования, совершенствования технологических
процессов, а также систем регулирования выбросов
вредных веществ;
- снижение объемов сброса загрязненных сточных вод в
результате строительства и реконструкции
канализационных очистных сооружений и сетей
канализации в городах и районах Архангельской
области;
- разработка комплекса мероприятий по обеспечению
населения Архангельской области качественной питьевой
водой;
- совершенствование системы обращения с отходами
производства и потребления, включая обеспечение их
безопасного хранения, внедрение современных
технологий по обезвреживанию и утилизации токсичных и
иных опасных отходов;
- сохранение и восстановление биологического
разнообразия за счет разнообразия за счет развития и
совершенствования сети особо охраняемых природных
территорий, издания Красной книги Архангельской
области;
- обеспечение радиационной безопасности населения
Архангельской области;
- повышение уровня экологического образования и
воспитания населения Архангельской области;
- реструктуризация задолженности;
- привлечение внебюджетных средств, включая инвестиции,
для обеспечения внедрения передовых технологий в
организациях, находящихся на территории Архангельской
области
Сроки и этапы - 2006-2008 годы. Программа реализуется в один этап
реализации
Программы
Перечень - обеспечение экологической безопасности окружающей
основных среды и населения Архангельской области;
мероприятий - предотвращение комплексного загрязнения окружающей
Программы среды;
- обеспечение населения Архангельской области
качественной питьевой водой;
- совершенствование системы обращения с отходами
производства и потребления;
- развитие системы особо охраняемых природных
территорий и сохранение биоразнообразия;
- экологическое образование и воспитание
Основные - комитет по экологии;
исполнители - департамент лесопромышленного комплекса администрации
Программы Архангельской области (далее - департамент
лесопромышленного комплекса);
- муниципальное образование "Мезенский муниципальный
район";
- областное государственное учреждение "Архангельская
областная служба спасения" (далее - Архангельская
областная служба спасения);
- государственное учреждение "Архангельский центр по
гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с
региональными функциями" (далее - Архангельский центр
по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с
региональными функциями);
- областное государственное учреждение "Дирекция особо
охраняемых природных территорий регионального
значения" (далее - дирекция особо охраняемых
природных территорий регионального значения);
- институт экологических проблем Севера Уральского
отделения Российской академии наук;
- федеральное государственное учреждение "Национальный
парк "Кенозерский" (далее - национальный парк
"Кенозерский");
- Северный филиал государственного научного учреждения
"Всероссийский научно-исследовательский институт
охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора
Б.М. Житкова";
- федеральное государственное учреждение
"Государственный природный заповедник "Пинежский"
(далее - природный заповедник "Пинежский");
- Онежский филиал федерального государственного
учреждения "Национальный парк "Водлозерский" (далее -
Онежский филиал национального парка "Водлозерский");
- федеральное государственное учреждение "Северный
научно-исследовательский институт лесного хозяйства"
(далее - Северный научно-исследовательский институт
лесного хозяйства);
- межрегиональный общественный Ломоносовский фонд;
- автономная некоммерческая организация "Центр
экологических инвестиций";
- иные организации, участвующие в реализации
мероприятий Программы, определяются на конкурсной
основе
Объемы и общий объем финансирования Программы составляет
источники 518495 тыс. руб., из них:
финансирования - в 2006 году - 143057 тыс.руб., в том числе:
Программы из областного бюджета - 85900 тыс.руб.;
из местных бюджетов - 23034 тыс.руб.;
из федерального бюджета - 10264 тыс.руб.;
из внебюджетных средств - 23859 тыс.руб.;
- в 2007 году - 184871 тыс.руб., в том числе:
из областного бюджета - 127288 тыс.руб.;
из местных бюджетов - 17078 тыс.руб.;
из федерального бюджета - 1944 тыс.руб.;
из внебюджетных средств - 38561 тыс.руб.;
- в 2008 году - 190567 тыс.руб., в том числе:
из областного бюджета - 145442 тыс.руб.;
из местных бюджетов - 12423 тыс.руб.;
из федерального бюджета - 1944 тыс.руб.;
из внебюджетных средств - 30758 тыс.руб.
Ожидаемые - снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный
конечные воздух на 18-22%;
результаты - снижение сбросов загрязняющих веществ в водные
реализации объекты на 25%;
Программы - снижение уровня заболеваемости населения
Архангельской области;
- повышение уровня экологического просвещения и
образования;
- снижение на 33% негативного воздействия отходов на
окружающую среду на территориях мест размещения
отходов (полигоны, свалки твердых бытовых отходов
(далее - ТБО))# путем их обустройства;
- снижение на 30% объемов отходов, размещаемых на
полигонах (свалках), путем развития технологий,
обеспечивающих переработку ТБО;
- предотвращение попадания в окружающую среду около 250
тонн особо опасных веществ с 2006 по 2008 год;
- создание региональной системы экологического
мониторинга
Система контроль за реализацией Программы осуществляется
организации комитетом по экологии и Архангельским областным
контроля Собранием депутатов
за исполнением
Программы
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
В условиях реформирования экономики и наметившегося подъема производства вопросы охраны окружающей среды приобретают особое значение. Экологическая ситуация в Архангельской области остается напряженной, а уровень загрязнения окружающей среды - высоким.
В связи с этим возрастает актуальность проведения мониторинга состояния окружающей среды, изучения динамики его изменения, определения причин и источников негативного воздействия на окружающую среду, разработки и реализации мер по улучшению экологической ситуации, проведения воспитательной и образовательной работы с населением Архангельской области.
Программа содержит комплекс мероприятий по решению приоритетных задач в сфере охраны окружающей среды на территории Архангельской области, осуществление которых направлено на обеспечение благоприятной окружающей среды, устойчивое функционирование естественных экологических систем, улучшение состояния здоровья населения Архангельской области.
Определение мероприятий Программы основано на анализе экологической ситуации в Архангельской области, выявившем наиболее острые проблемы.
В последние годы одной из наиболее серьезных экологических проблем Архангельской области (особенно в ее крупных городах), от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха.
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха - предприятия лесопромышленного комплекса, машиностроения, теплоэнергетики, а также автомобильный транспорт, удельные нормативы выбросов которых существенно превышают европейские нормы. В настоящее время вклад автомобильных дорог составляет до 30-40% общего загрязнения атмосферного воздуха на территории области, а в городах - до 50-60%.
В то время как на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности происходит сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, на предприятиях электроэнергетики, промышленности строительных материалов, объектах трубопроводного транспорта выбросы в атмосферный воздух увеличиваются.
Несмотря на положительную тенденцию уменьшения (примерно на 5-6% в год) объема сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, уровень загрязнения воды в устьях рек Северной Двины и Вычегды остается значительным. Объем сточных вод городов Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, Коряжмы и Котласа многократно превышает способность Северной Двины к самоочищению. Наиболее распространенными загрязняющими веществами на всем протяжении Северной Двины являются соединения железа, меди, цинка, трудноокисляемые органические вещества, определяемые по показателю химического потребления кислорода, лигносульфонаты, на отдельных участках к ним присоединяются фенолы и метанол. Нормативную очистку сточных вод в области обеспечивают только 19 из 334 предприятий-водопользователей.
Основное загрязнение устьевого участка Северной Двины вносят сточные воды предприятий целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, судов речного и морского флота.
Крайне неблагополучна ситуация с обеспечением населения Архангельской области качественной питьевой водой. Малые мощности, несовершенство очистных сооружений, размещение водозаборов в зоне промышленных и хозяйственно-бытовых стоков стали причиной низкого качества питьевой воды.
Для принятия экологически правильных управленческих решений, направленных на реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, необходимо развивать систему государственного мониторинга состояния окружающей среды.
Одной из серьезных экологических проблем области остается проблема хранения, переработки, утилизации и обезвреживания твердых производственных и бытовых отходов. Большинство полигонов и свалок, куда вывозятся твердые отходы, не отвечают современным экологическим требованиям. Нерешенность вопросов размещения, переработки и утилизации твердых отходов приводит к увеличению их объемов, размеров занимаемой ими территории, росту числа несанкционированных свалок, интенсивному загрязнению почв, поверхностных водоемов и подземных вод, атмосферного воздуха.
Особую обеспокоенность вызывает проблема размещения и утилизации отходов автомобильного транспорта, ртутьсодержащих и резинотехнических отходов, иловых осадков очистных сооружений, отработанных нефтепродуктов.
С развитием системы оказания медицинской помощи населению Архангельской области и внедрением новых методов лечения растут объем и количество одноразовых изделий медицинского назначения. При этом становится все больше опасных и чрезвычайно опасных медицинских отходов, образующихся в лечебно-профилактических учреждениях, а также усложняется структура этих отходов. В силу своей реакционной способности и уровня инфицированности они представляют как непосредственную, так и потенциальную опасность для здоровья человека и состояния окружающей среды.
На протяжении нескольких лет в области остаются нерешенными такие специфические проблемы, как недостаточная изученность радиационной обстановки в отдельных районах, отсутствие могильников для захоронения радиоактивных отходов, специализированных организаций для хранения радиоактивных отходов и обращения с ними, что приводит к их накоплению и хранению в условиях, не в полной мере отвечающих требованиям экологической безопасности. Кроме того, сложно решаются проблемы, связанные с экологической реабилитацией загрязненных компонентами ракетного топлива и обломками ракет районов падения отделяющихся частей ракетоносителей.
На территории Архангельской области находится 109 особо охраняемых природных территорий, из них 104 регионального значения (33 заказника и 71 памятник природы).
Особо охраняемые природные территории, поддерживая ландшафтное и биологическое разнообразие, одновременно препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы, и способствуют экологическому воспитанию населения. В то же время недостаток финансовых средств не позволяет оснастить их современными техническими средствами, что негативно отражается на результатах их работы.
В целях сохранения биологического разнообразия и уникальных природных объектов требуется создание Красной книги Архангельской области, а также постоянное развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий.
Формирование экологической культуры жителей Архангельской области, повышение уровня экологического воспитания и образования населения, особенно детей и подростков, являются залогом ответственного отношения граждан к окружающей среде.
Учитывая необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в связи с затратностью большинства планируемых природоохранных мероприятий и продолжительностью сроков их реализации, необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.
Законом Архангельской области от 28 сентября 2007 г. N 410-20-ОЗ в пункт 2 настоящей программы внесены изменения
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Целями Программы являются:
- обеспечение экологической безопасности на территории Архангельской области;
- стабилизация и улучшение экологической обстановки путем снижения уровня антропогенного воздействия на окружающую среду;
- сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов, экологическое воспитание населения Архангельской области.
Задачами Программы являются:
- разработка и внедрение региональной комплексной системы наблюдений и контроля за состоянием окружающей среды на территории Архангельской области;
- сокращение выбросов в атмосферу за счет модификации оборудования, совершенствования технологических процессов, а также систем регулирования выбросов вредных веществ;
- снижение объемов сброса загрязненных сточных вод в результате строительства и реконструкции канализационных очистных сооружений и сетей канализации в городах и районах Архангельской области;
- разработка комплекса мероприятий по обеспечению населения Архангельской области качественной питьевой водой;
- совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления, включая обеспечение их безопасного хранения, внедрение современных технологий по обезвреживанию и утилизации токсичных и иных опасных отходов;
- сохранение и восстановление биологического разнообразия за счет развития и совершенствования сети особо охраняемых природных территорий, издания Красной книги Архангельской области;
- обеспечение радиационной безопасности населения Архангельской области;
- повышение уровня экологического образования и воспитания населения Архангельской области;
- реструктуризация задолженности;
- привлечение внебюджетных средств, включая инвестиции, для обеспечения внедрения передовых технологий в организациях, находящихся на территории Архангельской области.
Реализация Программы предусмотрена на период с 2006 по 2008 год включительно и осуществляется в один этап.
Законом Архангельской области от 28 сентября 2007 г. N 410-20-ОЗ в пункт 3 настоящей программы внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы в 2006-2008 годах составляет 518495 тыс.руб., в том числе:
- из областного бюджета - 358630 тыс.руб.;
- из местных бюджетов - 52535 тыс.руб.;
- из федерального бюджета - 14152 тыс.руб.;
- из внебюджетных средств - 93178 тыс.руб.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам,
направлениям расходования средств и по годам
(тыс.руб.)
Источники и направления финансирования |
Объем финанси- рования |
В том числе | ||
2006 год | 2007 год | 2008 год | ||
Всего по Программе, в том числе: |
518495 | 143057 | 184871 | 190567 |
областной бюджет | 358630 | 85900 | 127288 | 145442 |
местные бюджеты | 52535 | 23034 | 17078 | 12423 |
федеральный бюджет | 14152 | 10264 | 1944 | 1944 |
внебюджетные средства | 93178 | 23859 | 38561 | 30758 |
Объемы финансирования Программы на 2006-2008 годы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на очередной финансовый год.
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе договоров (соглашений), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком с исполнителями мероприятий Программы, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Отбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на конкурсной основе в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется через государственного заказчика в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.
При изменении объемов финансирования, предусмотренных Программой, государственный заказчик уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, федерального бюджета, местных бюджетов, готовит предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы и срокам их исполнения.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, плана проведения конкурсов на исполнение конкретных мероприятий Программы, проектов договоров (соглашений), заключаемых государственным заказчиком с исполнителями мероприятий Программы, перечня работ по подготовке и реализации мероприятий Программы конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
Долевое финансирование мероприятий Программы по оплате услуг организаций, находящихся в муниципальной собственности, оплате мероприятий, проводимых в муниципальных образованиях Архангельской области, а также по объектам природоохранного назначения, являющимся собственностью муниципальных образований, может осуществляться в форме межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Архангельской области, предусмотренных в составе расходов областного бюджета на очередной финансовый год.
5. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют государственный заказчик и Архангельское областное Собрание депутатов. Государственный заказчик обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также готовит информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал текущего года.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, а также продление срока ее реализации, осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика.
Контроль за реализацией Программы включает ежегодную и ежеквартальную отчетность о реализации мероприятий Программы и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения договоров (соглашений) перед государственным заказчиком Программы.
Исполнители мероприятий Программы в установленном порядке отчитываются перед государственным заказчиком о целевом использовании выделенных им средств.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В результате выполнения мероприятий Программы будет обеспечено:
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на 18-22%;
- снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты на 25%;
- снижение уровня заболеваемости населения Архангельской области;
- повышение уровня экологического просвещения и образования;
- снижение на 33% негативного воздействия отходов на окружающую среду на территориях мест размещения отходов (полигоны, свалки ТБО);
- снижение на 30% объемов отходов, размещаемых на полигонах, свалках ТБО;
- предотвращение попадания в окружающую среду около 250 тонн особо опасных веществ;
- создание региональной системы экологического мониторинга.
7. Перечень мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении к Программе. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться по следующим направлениям:
- "Обеспечение экологической безопасности окружающей среды и населения Архангельской области";
- "Предотвращение комплексного загрязнения окружающей среды";
- "Обеспечение населения Архангельской области качественной питьевой водой";
- "Совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления";
- "Развитие системы особо охраняемых природных территорий и сохранение биоразнообразия";
- "Экологическое образование и воспитание".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.