Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
от 26 сентября 2007 г. N 385-20-ОЗ
Социально-экономическая целевая программа Архангельской области
"Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2008-2011 годы"
19 марта 2008 г.
Законом Архангельской области от 19 марта 2008 г. N 487-25-ОЗ в паспорт настоящей программы внесены изменения
Паспорт
социально-экономической целевой программы Архангельской области
"Развитие агропромышленного комплекса Архангельской области на 2008-2011 годы"
Наименование - социально-экономическая целевая программа
программы Архангельской области "Развитие
агропромышленного комплекса Архангельской
области на 2008-2011 годы" (далее - Программа)
Основания для - распоряжение администрации Архангельской
разработки Программы области от 12 декабря 2006 года N 110-ра "О
разработке проекта социально-экономической
целевой программы "Развитие агропромышленного
комплекса Архангельской области на 2008-2011
годы";
- распоряжение администрации Архангельской
области от 15 марта 2007 года N 16-ра "О
внесении изменений и дополнений в распоряжение
администрации области от 12 декабря 2006 года
N 110-ра"
Государственный - департамент агропромышленного комплекса
заказчик Программы Архангельской области (далее - департамент
Основные разработчики агропромышленного комплекса)
Программы - Департамент агропромышленного комплекса;
- комитет по рыбному хозяйству Архангельской
области (далее - комитет по рыбному хозяйству);
- департамент экономического развития
Архангельской области
Цели Программы - формирование эффективного и
конкурентоспособного агропромышленного
комплекса Архангельской области (далее - АПК
области);
- улучшение продовольственного обеспечения
населения и повышение на этой основе качества
жизни населения Архангельской области
Задачи Программы - Модернизация и техническое перевооружение
агропромышленного производства;
- обеспечение населения области доступными,
безопасными и качественными продуктами питания
местного производства;
- создание условий для устойчивого развития
сельских территорий;
- развитие заготовительной и
снабженческо-сбытовой деятельности
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение кадрового потенциала
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание системы страхования в сельском
хозяйстве;
- создание новых рабочих мест в АПК области
Сроки и этапы - 2008-2011 годы. Программа реализуется в один
реализации Программы этап
Перечень подпрограмм - "Развитие сельскохозяйственного
производства";
- "Развитие малых форм хозяйствования и
сельскохозяйственных потребительских
кооперативов";
- "Развитие рыбного хозяйства на прибрежных
территориях Архангельской области"
Исполнители Программы - Департамент агропромышленного комплекса;
- Комитет по рыбному хозяйству;
- органы местного самоуправления муниципальных
образований Архангельской области;
- организации, крестьянские (фермерские)
хозяйства, индивидуальные предприниматели,
занимающиеся сельскохозяйственным
производством, а также добычей (выловом) водных
биологических ресурсов и промышленным
рыбоводством, сельскохозяйственные
потребительские кооперативы (далее -
сельскохозяйственные товаропроизводители), в
том числе определяемые на конкурсной основе;
- организации, крестьянские (фермерские)
хозяйства, индивидуальные предприниматели,
занимающиеся переработкой сельскохозяйственной
продукции, в том числе водных биологических
ресурсов, сельскохозяйственные потребительские
кооперативы (далее - перерабатывающие
организации);
- организации и индивидуальные предприниматели,
осуществляющие закупку сельскохозяйственной
продукции;
- научные учреждения, в том числе определяемые
на конкурсной основе;
- областные государственные учреждения
ветеринарии;
- организации потребительской кооперации;
- организации, определяемые на конкурсной
основе;
- граждане, ведущие личное подсобное хозяйство
Объемы и источники общий объем финансирования Программы составляет
финансирования 23404,6 млн. рублей, в том числе:
Программы - средства областного бюджета - 1854,5 млн.
рублей;
- средства местных бюджетов - 31,3 млн. рублей;
- средства федерального бюджета - 996,2 млн.
рублей;
- внебюджетные средства - 20522,6 млн. рублей
Ожидаемые конечные - индекс производства продукции сельского
результаты реализации хозяйства в сопоставимых ценах (к предыдущему
Программы году): 2008 год - 108,7%, 2009 год - 105,4%,
2010 год - 104%, 2011 год - 102,8%;
- отношение среднемесячной заработной платы в
См. справку о величине прожиточного минимума в Архангельской области
сельском хозяйстве к величине прожиточного
минимума в Архангельской области - 1,44;
- создание 1171 нового рабочего места;
- создание 11 сельскохозяйственных
потребительских кооперативов и 76
заготовительных пунктов
Система организации контроль за реализацией Программы осуществляют
контроля за департамент агропромышленного комплекса и
исполнением Программы Архангельское областное Собрание депутатов
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
АПК области - это совокупность отраслей, включающая сельское хозяйство и отрасли промышленности, тесно связанные с сельскохозяйственным производством, в том числе осуществляющие переработку сельскохозяйственной продукции и реализацию ее потребителям.
Необходимость разработки Программы обусловлена тем, что в АПК области имеется целый ряд проблем, связанных с серьезными изменениями, произошедшими в аграрном секторе экономики за период рыночных реформ. Преобразования (прежде всего смена форм собственности и изменение организационно-производственной структуры в сельском хозяйстве) сопровождались спадом объемов производства сельскохозяйственной продукции.
Основными производителями товарной животноводческой продукции являются организации и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - коллективный сектор). В 2005 году доля коллективного сектора в объеме производства молока составила 57%, мяса - 64%, яиц - 96%. В 2006 году она увеличилась и составила соответственно 62%, 72% и 97%.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, производят большую часть картофеля (92%) и овощей (95%), выращиваемых в Архангельской области.
В 2006 году впервые за последние годы производство продукции животноводства во всех категориях хозяйств Архангельской области увеличилось по сравнению с уровнем 2005 года: производство молока - на 0,1%, мяса - на 8,4%. Это произошло за счет прироста производства животноводческой продукции в коллективном секторе, где отмечаются прирост поголовья коров на 2% и рост продуктивности коров (с 2219 кг в 2001 году до 3625 кг в 2006 году).
При наблюдающейся положительной тенденции развития сельскохозяйственного производства в коллективном секторе продолжается значительное сокращение производства в личных подсобных хозяйствах.
Так, объемы производства молока в коллективном секторе в 2006 году по сравнению с показателями 2001 года возросли на 15,2%. В то же время в личных подсобных хозяйствах сокращение производства молока составило 44%. Объем производства мяса в личных подсобных хозяйствах в 2006 году по сравнению с показателями 2001 года сократился на 56% (в коллективном секторе прирост составил 15,5%), объемы производства картофеля сократились на 23% (в коллективном секторе - на 3%).
Сокращение производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах связано в первую очередь с демографическими изменениями сельского населения, в частности его старением, и недостаточно развитой системой сбыта продукции, производимой в этих хозяйствах.
В целом по Архангельской области наблюдается снижение доли производства продукции малыми формами хозяйствования в общем объеме производимой продукции по всем ее видам.
Уровень потребления молока, яиц, картофеля и овощей в значительной степени определяется объемами производства местных товаропроизводителей. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, доля собственного производства во всем поступлении продуктов животноводства на рынок Архангельской области в 2005 году составила: мяса и мясопродуктов - 25,4%, молока и молочных продуктов - 51,5%, яиц и яйцепродуктов - 53,9%, картофеля - 100% и овощей - 81,8%.
В последние годы по мере роста доходов населения увеличивается потребление сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.
Фактическое потребление сельскохозяйственной продукции населением Архангельской области в 2005 году составило: мяса - 40 кг на человека в год (на уровне объема потребительской корзины); молока и молочных продуктов - 192 кг (83% от объема потребительской корзины); яиц - 194 штуки (97% от объема потребительской корзины); овощей - 74 кг (75% от объема потребительской корзины).
Сохраняющийся в течение длительного времени неэквивалентный межотраслевой обмен производимой продукции не дает возможности закрепить положительные результаты и создает предпосылки для преобладания отрицательных тенденций в развитии сельского хозяйства. Экономическая ситуация, сложившаяся в АПК области, характеризуется низкой рентабельностью производства продукции животноводства, сложным финансовым состоянием сельскохозяйственных организаций, низким производственным потенциалом сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Убыток сельскохозяйственных организаций при продаже товаров, работ и услуг в 2005 году составил 118,4 млн. рублей, в 2006 году - 193,6 млн. рублей.
Вместе с тем за последние пять лет наблюдается тенденция улучшения экономических показателей в сельском хозяйстве за счет роста объемов производства и продуктивности скота в коллективном секторе, а также применения мер государственной поддержки и проведения финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей. Удельный вес прибыльных хозяйств за этот период увеличился с 25% в 2001 году до 69% в 2005 году. В 2006 году данный показатель составил 72%.
Сложное финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей привело к сокращению числа рабочих мест в сельском хозяйстве и низкому уровню заработной платы на селе.
Численность населения, занятого в сельскохозяйственном производстве, в общем количестве населения, занятого в экономике Архангельской области, сократилась с 10% в начале 2002 года до 5% в начале 2006 года. Одновременно сельскохозяйственные организации испытывают дефицит квалифицированных кадров всех профессий и специальностей. Уровень средней заработной платы в сельском хозяйстве ниже уровня средней заработной платы по Архангельской области более чем в два раза, что приводит к низкой конкурентоспособности аграрного сектора на рынке труда Архангельской области. Демографическая ситуация на селе остается неблагополучной. Продолжающееся сокращение численности сельского населения, особенно трудоспособного возраста, ведет к утрате трудовых ресурсов, необходимых для обеспечения экономического роста АПК области.
В настоящее время сохраняется неэквивалентный товарообмен продукции АПК области и продукции других отраслей экономики. В связи с непрерывным повышением цен на горюче-смазочные материалы, электроэнергию и другие материально-технические ресурсы, потребляемые в сельском хозяйстве, растет себестоимость сельскохозяйственной продукции, что приводит к убыточности производства.
По данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, за последние 14 лет рост цен на промышленную продукцию и услуги, приобретаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, опережал рост цен на сельскохозяйственную продукцию в 4,3 раза. В результате сельскохозяйственные товаропроизводители продолжают испытывать острый дефицит оборотных средств, не имеют возможности в достаточном количестве приобретать технику, запасные части к ней, горюче-смазочные материалы, семена, удобрения. В связи с этим за последнее десятилетие резко снизились показатели материально-технической оснащенности агропромышленного комплекса (техника изношена в среднем на 85 %, половина зданий и сооружений АПК области находится в аварийном состоянии).
Существенным фактором, сдерживающим рост агропромышленного производства в Архангельской области, является отсутствие эффективных систем государственного регулирования продовольственного рынка.
Продукты питания, производимые за пределами Архангельской области, не всегда отвечают требованиям стандартов качества продукции, однако пользуются высоким спросом у населения Архангельской области вследствие их низкой стоимости. Реализовать возрастающие объемы произведенной в Архангельской области продукции становится затруднительно даже на областном рынке. Высокие тарифы на электрическую энергию в Архангельской области по сравнению с другими регионами, более выгодные природно-климатические и экономические условия соседних субъектов Российской Федерации - все это ведет к снижению конкурентоспособности региональной продукции, в первую очередь по ценовому фактору. Реализация продукции по ценам, которые определяет рынок, не позволяет окупить затраты сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это приводит, в частности, к использованию амортизационных отчислений в качестве оборотных средств, а не на капитальные вложения в сельском хозяйстве, что крайне негативно влияет на долгосрочную перспективу развития АПК области.
Серьезного внимания требует также состояние земель сельскохозяйственного назначения, поскольку в последние годы мероприятия по восстановлению плодородия данных земель осуществлялись не в полном объеме. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Архангельской области составляет 634,1 тысячи гектаров, из них пашни - 44 %. Пахотные земли в Архангельской области не отличаются высоким естественным плодородием, имеют низкую степень окультуренности, поэтому для получения высоких урожаев сельскохозяйственных культур требуются внесение органических и минеральных удобрений, известкование и фосфоритование почвы, а также проведение других агротехнических мероприятий, направленных на повышение плодородия почв. Сокращение объемов мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв приводит к отрицательному балансу питательных веществ в полевых севооборотах и деградации земель сельскохозяйственного назначения.
С уровнем аграрного производства непосредственно связаны проблемы развития сельских территорий Архангельской области. Во многом именно экономическими проблемами отрасли обусловлена ситуация, которая сложилась в социальной сфере села. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает развитие организации выездных форм социального обслуживания сельского населения.
Сохраняются проблемы в развитии промышленного рыбоводства (аквакультуры), рыболовства, а также в сохранении традиционного для жителей побережья Белого моря промысла морского зверя. Данные проблемы, так же как и в целом по сельскому хозяйству Архангельской области, связаны с необходимостью значительных инвестиций в основные средства и компенсацией диспаритета цен между сельским хозяйством и промышленностью.
Таким образом, сохранение сложившегося уровня конкурентоспособности АПК области не позволит повысить качество жизни сельского населения, удовлетворить растущий спрос на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей Архангельской области, обеспечить устойчивое воспроизводство материально-технического, кадрового и природного потенциала сельского хозяйства и рыболовства.
Аграрный сектор экономики в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных условиях участвовать в межотраслевой конкуренции без государственного вмешательства.
Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в АПК области, необходимость реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Развитие АПК", положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" о государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, требуют решения перечисленных проблем программно-целевым методом.
2. Цели, задачи, срок и этапы реализации Программы
Целями Программы являются:
- формирование эффективного и конкурентоспособного АПК области;
- улучшение продовольственного обеспечения населения и повышение на этой основе качества жизни населения Архангельской области.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
- модернизация и техническое перевооружение агропромышленного производства;
- обеспечение населения области доступными, безопасными и качественными продуктами питания местного производства;
- создание условий для устойчивого развития сельских территорий;
- развитие заготовительной и снабженческо-сбытовой деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение кадрового потенциала сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание системы страхования в сельском хозяйстве;
- создание новых рабочих мест в АПК области.
Реализация Программы предусмотрена на период с 2008 по 2011 год включительно и осуществляется в один этап.
Законом Архангельской области от 19 марта 2008 г. N 487-25-ОЗ в раздел 3 настоящей программы внесены изменения
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, федерального бюджета, местных бюджетов и внебюджетных средств.
Общий объем финансирования Программы составляет 23404,6 млн. рублей, в том числе:
- средства областного бюджета - 1854,5 млн. рублей;
- средства местных бюджетов - 31,3 млн. рублей;
- средства федерального бюджета - 996,2 млн. рублей;
- внебюджетные средства, включающие кредиты и собственные средства исполнителей Программы (далее также - собственные средства организаций),
- 20522,6 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер. Финансирование Программы из средств областного бюджета подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании и утверждении проектов областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год исходя из возможностей областного бюджета.
Участие муниципальных образований Архангельской области в реализации и финансировании мероприятий Программы обеспечивается подписанием соответствующих договоров между государственным заказчиком Программы и соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
Участие организаций, осуществляющих свою деятельность в АПК области, заинтересованных в реализации и финансировании мероприятий Программы, подтверждается соглашениями о государственной поддержке и сотрудничестве, заключаемыми ежегодно между государственным заказчиком Программы, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и исполнителями Программы.
Финансирование мероприятий Программы из средств федерального бюджета производится в пределах средств, определяемых соглашением между администрацией Архангельской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по направлениям финансирования на соответствующий финансовый год.
Объемы капитального строительства, включенные в Программу, финансируются за счет кредитных ресурсов и собственных средств организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Порядок использования средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию Программы, определяется администрацией Архангельской области в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям расходования средств и годам
(млн. рублей)
Источник финансирования | Объем финансирования, всего |
В том числе | |||
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего по Программе | 23404,6 | 5015,6 | 5679,5 | 6192,6 | 6516,9 |
в том числе: | |||||
областной бюджет | 1854,5 | 422,8 | 434,4 | 484,5 | 512,8 |
местные бюджеты | 31,3 | 8,3 | 7,3 | 7,7 | 8,0 |
федеральный бюджет | 996,2 | 196,1 | 232,4 | 273,3 | 294,4 |
внебюджетные средства | 20522,6 | 4388,4 | 5005,4 | 5427,1 | 5701,7 |
в том числе: | |||||
кредиты | 7637,9 | 2088,9 | 1985,7 | 1851,7 | 1711,6 |
собственные средства организаций |
12884,7 | 2299,5 | 3019,7 | 3575,4 | 3990,1 |
в том числе по подпрограммам: | |||||
"Развитие сельскохозяйственного производства" |
22341,7 | 4684,3 | 5414,8 | 5957,3 | 6285,3 |
"Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов" |
471,7 | 194,7 | 129,3 | 81,9 | 65,8 |
"Развитие рыбного хозяйства на прибрежных территориях Архангельской области" |
591,2 | 136,6 | 135,4 | 153,4 | 165,8 |
4. Механизм реализации Программы
4.1. Общие положения реализации Программы
Реализация Программы предусматривает взаимодействие исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и исполнителей Программы.
Реализация Программы осуществляется на основе соглашений, заключаемых ежегодно в установленном порядке государственным заказчиком Программы с исполнителями Программы.
Программой обеспечивается максимально равная доступность субсидий, выделяемых из средств областного бюджета, для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Исполнители ряда мероприятий Программы определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Государственный заказчик Программы координирует деятельность исполнителей Программы, определяет методы и приемы исполнения программных мероприятий, осуществляет информационное и методическое обеспечение их реализации.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год.
Предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета производится в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, постановлениями Правительства Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При изменении объемов финансирования по сравнению с предусмотренными Программой государственный заказчик Программы уточняет объемы финансирования за счет средств областного бюджета, местных бюджетов, федерального бюджета и внебюджетных средств, перечень мероприятий и готовит предложения по внесению в установленном порядке изменений в Программу.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана по реализации мероприятий Программы, перечня работ по подготовке и реализации мероприятий Программы конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования.
4.2. Реализация подпрограммы "Развитие сельскохозяйственного производства"
Для решения основных задач в подпрограмме предусмотрены следующие направления:
- создание условий для ускоренного развития животноводства;
- развитие растениеводства;
- содействие развитию перерабатывающей и пищевой промышленности;
- обеспечение условий функционирования аграрного сектора.
4.2.1. Создание условий для ускоренного развития животноводства
4.2.1.1. Модернизация и техническое переоснащение животноводства
Для модернизации и технического переоснащения отрасли животноводства намечаются:
1. Реконструкция и ввод дополнительных производственных площадей
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Помещения для крупного рогатого скота (скотомест) |
2900 | 1600 | 2000 | 1200 |
Помещения для свиней (скотомест) | 23000 | 37000 | 25000 | 13000 |
Помещения для птицы (тысяч голов) | 298 | 251 | 214 | 187 |
2. Техническое оснащение отрасли животноводства
(единиц)
Устанавливаемое оборудование | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доильное оборудование | 4 | 8 | 9 | 14 |
Холодильное оборудование | 15 | 15 | 14 | 14 |
Новые клеточные батареи для птицы | 18 | 16 | 13 | 11 |
Новые инкубаторы и линии по потрошению птицы |
12 | 11 | 7 | 5 |
Базовые организации по внедрению современных технологий
Наименование организации | Наименование технологии |
1 | 2 |
ОАО "Важское" | Беспривязное содержание крупного рогатого скота на 540 голов коров |
ГУП "Агрофирма Вельская" | Интенсивное выращивание молодняка крупного рогатого скота |
ОАО "Агрофирма Устьянская" | Оптимизация привязного содержания крупного рогатого скота |
ООО "Низовье" | Ведение мясного скотоводства с использованием герефордской породы скота |
Организация научного обслуживания "Холмогорская опытная станция животноводства и растениеводства" государственного научного учреждения "Архангельский научно-исследовательский институт сельского хозяйства" (далее - ГНУ АрхНИИСХ) Россельхозакадемии |
Создание высокопродуктивного стада животных при использовании современных методов селекции крупного рогатого скота |
ООО "АПК "Любовское" | Использование итальянской технологии заготовки кормов |
ООО "Северный бекон" ООО "Урожай" |
Интенсивная технология производства свинины |
ООО "Вельская птицефабрика" | Интенсивная технология напольного выращивания бройлеров на восемь тысяч тонн мяса птицы |
Мероприятия подпрограммы предусматривают предоставление государственной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на закупку сельскохозяйственной техники и реконструкцию животноводческих комплексов.
4.2.1.2. Развитие племенного животноводства
Основой увеличения продуктивности скота, особенно в молочном скотоводстве, и птицы наряду с улучшением условий кормления и содержания является селекционно-племенная работа, позволяющая совершенствовать качественный состав стада, вести его обновление и выращивать высокопродуктивное маточное поголовье.
В настоящее время в Архангельской области функционируют 14 племенных хозяйств, в которых сосредоточено 6,4 тысячи коров. В данных хозяйствах надой молока на корову составляет 5274 килограмма, что на 1519 килограммов больше, чем в среднем по Архангельской области.
В комплексе проводимых мероприятий по качественному улучшению поголовья особое место занимает выполнение мероприятий по совершенствованию генофонда разводимых пород животных.
Племенная работа в сельскохозяйственных организациях будет строиться на основе долгосрочной системы селекционно-племенной работы в хозяйствах Архангельской области.
Племенные хозяйства будут работать в соответствии с планами племенной работы, разработанными для каждого хозяйства, участвующего в реализации соответствующего мероприятия.
Программой определяются следующие направления улучшения племенной работы:
- увеличение сети племенных хозяйств, что позволит ежегодно реализовывать в товарные стада более трех тысяч голов ремонтного молодняка всех видов животных, в том числе 900 голов молодняка крупного рогатого скота, и получить качественный состав молочного стада;
- ежегодная реализация до 90 тысяч доз биопродукции, что обеспечит функционирование системы воспроизводства стада крупного рогатого скота при использовании метода искусственного осеменения;
- организация группового и индивидуального раздоя коров, что позволит получать племенные стада с продуктивностью коров в объеме 6 тысяч килограммов молока и более;
- выращивание племенного молодняка крупного рогатого скота по интенсивной технологии для получения молочных коров живой массой не менее 600 килограммов, способных эффективно использовать объемистые корма;
- отбор маточного поголовья по основным селекционным признакам (жирномолочность, белковомолочность, технологические характеристики вымени, экстерьер).
Развитие племенного животноводства
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Количество племенных хозяйств (единиц) | 20 | 20 | 21 | 23 |
в том числе по крупному рогатому скоту | 17 | 17 | 18 | 18 |
Продажа племенного молодняка всех видов животных (голов) |
2897 | 2918 | 3059 | 3147 |
в том числе: | ||||
крупного рогатого скота | 862 | 873 | 969 | 977 |
свиней | 2000 | 2010 | 2050 | 2100 |
Мероприятия подпрограммы предполагают предоставление финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств федерального и областного бюджетов в виде субсидий на:
- возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку племенных животных, племенного молодняка птицы, племенного яйца;
- содержание племенных животных и комплектование элевера, организацию воспроизводства стада крупного рогатого скота, приобретение племенных животных и пчелосемей среднерусской породы пчел;
- создание базовых хозяйств по разведению крупного рогатого скота герефордской и голштинской пород; мелкого рогатого скота, включая овец романовской породы; среднерусской породы пчел.
4.2.1.3. Обеспечение производства продукции животноводства
Производством молока в Архангельской области занимаются более 200 сельскохозяйственных товаропроизводителей. На протяжении последних лет отмечается наращивание продуктивности коров. Рост производства молока будет обеспечен в основном за счет повышения продуктивности животных. Удой молока на корову в 2011 году в коллективном секторе планируется довести до 4420 килограммов.
Для создания условий повышения эффективности молочного животноводства необходимо:
- создать устойчивую кормовую базу за счет увеличения объемов заготовки траншейных кормов;
- увеличить объемы заготовки кормов с использованием прогрессивных технологий, обеспечивающих повышение качества кормов, на основе технического перевооружения отрасли кормопроизводства;
- заготавливать на зимне-стойловый период не менее 18 центнеров кормовых единиц на условную голову с содержанием в одной кормовой единице 100-110 граммов перевариваемого протеина. Общая потребность кормов для производства всей животноводческой продукции в 2011 году составит 141,7 тысячи тонн кормовых единиц, в том числе концентрированных - 44,0 тысячи тонн;
- вести целенаправленную работу по выращиванию ремонтного молодняка крупного рогатого скота с учетом, что к возрасту первой случки живая масса одной головы в товарных стадах должна быть не менее 345 килограммов, в племенных хозяйствах - 380-400 килограммов. Это позволит увеличить продуктивность первотелок на 15-20%;
- оптимизировать сроки отела коров за счет более широкого использования метода искусственного осеменения, что позволит увеличить производство молока в зимний период, повысив тем самым его рентабельность.
Производством мяса в Архангельской области занимаются 178 сельскохозяйственных организаций, в том числе два комплекса по производству свинины на восемь тысяч голов и шесть птицефабрик.
В 2010 году планируется ввести в эксплуатацию Коношский комплекс по производству мяса свиней с проектной мощностью 96 тысяч голов годового оборота стада. Первая очередь данного комплекса с поголовьем 18 тысяч голов начнет функционировать в 2008 году.
С 2007 года начнется строительство свиноводческого комплекса на базе ООО "Урожай" на 50 тысяч голов.
В 2007 году будет введена в эксплуатацию Вельская бройлерная птицефабрика с проектной мощностью откорма пять миллионов бройлеров в год. С 2008 года птицефабрика ежегодно будет производить восемь тысяч тонн диетического мяса.
Производство мяса крупного рогатого скота будет обеспечено за счет реализации сверхремонтного и откормочного поголовья. Объем производства данной продукции к 2012 году составит 5446 тонн, в том числе 160 тонн мяса животных герефордской породы.
Для этих целей Программой предусмотрена организация четырех базовых хозяйств, специализирующихся на мясном скотоводстве.
В целях увеличения производства мяса планируются:
- увеличение откормочного поголовья за счет ввода в эксплуатацию новых и реконструированных скотомест, сокращения яловости маточного стада и повышения качества нарождающегося молодняка;
- интенсификация выращивания животных, расширение масштабов заключительного откорма животных, повышение средней живой массы реализуемого крупного рогатого скота на 15-18%;
- увеличение производства говядины на основе внедрения промышленного скрещивания молочных коров с быками мясных пород;
- дальнейшее развитие коневодства, овцеводства, северного оленеводства;
- более интенсивное использование свиноматок основного стада за счет сбалансированного кормления и использования системы гибридизации, что обеспечит получение на откормочном поголовье среднесуточного привеса не менее 600 граммов;
- увеличение производства мяса птицы до 27,4 тысячи тонн за счет строительства новой бройлерной птицефабрики, комплексной реконструкции и восстановления производственных мощностей действующих птицефабрик, полнорационного сбалансированного кормления высокопродуктивных импортных кроссов птицы (обеспечивающих среднесуточный привес в размере 50 граммов), повышение сохранности птицы до 97%, увеличение объемов глубокой переработки мяса птицы до 60%.
Производством яиц в области занимаются четыре птицефабрики.
Для полного обеспечения населения Архангельской области яйцом необходимо производить 265 миллионов штук яиц ежегодно.
В целях создания условий для развития птицеводства планируются:
- реконструкция имеющихся производственных и перерабатывающих мощностей на основе современных ресурсосберегающих технологий;
- совершенствование методов диагностики и профилактики инфекционных и массовых незаразных болезней птиц;
- создание современных участков по производству полуфабрикатов и готовых изделий из продукции птицеводства. Мероприятия раздела "Создание условий для ускоренного развития животноводства" предусматривают предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств областного бюджета в виде субсидий:
- за молоко (сырье), реализованное перерабатывающим организациям, расположенным на территории Архангельской области, в том числе индивидуальным предпринимателям, осуществляющим его промышленную переработку; за молоко, произведенное сельскохозяйственными товаропроизводителями и реализованное для обеспечения населения Архангельской области; за молоко, реализованное потребителям, финансируемым из федерального, областного и местных бюджетов;
- за молодняк крупного рогатого скота живым весом 300 килограммов и более;
- за свинину в живом весе, товарное яйцо, реализованные для обеспечения населения Архангельской области;
- за инкубационное бройлерное яйцо и цыплят, приобретенных для комплектования птицефабрик Архангельской области;
- на компенсацию части затрат на содержание крупного рогатого скота специализированной мясной породы;
- на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства. За счет средств федерального бюджета производится выплата субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в российских кредитных организациях на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, на покупку молодняка скота и птицы.
4.2.2. Развитие растениеводства
4.2.2.1. Техническое переоснащение растениеводства и освоение новых технологий
Для повышения конкурентоспособности растениеводческой продукции за счет снижения трудозатрат и увеличения энергоемкости сельскохозяйственных машин осуществляется комплекс мероприятий по внедрению новых ресурсосберегающих технологий обработки почвы при возделывании сельскохозяйственных культур.
Вся посевная площадь в коллективном секторе Архангельской области составляет 110 тысяч гектаров. В период с 2008 по 2011 год предполагается освоить на 35 тысячах гектаров посевных площадей (более 30% от всей посевной площади) ресурсосберегающие технологии обработки почвы с применением почвообрабатывающих и посевных комбинированных агрегатов, в том числе сельскохозяйственной техники ведущих европейских производителей (Lemken, Amazone, Kuhn, Rabe и других).
Внедрение ресурсосберегающих технологий земледелия позволит обеспечить экономию горюче-смазочных материалов до 30% и повысить урожайность сельскохозяйственных культур более чем на 20%.
Основными условиями обеспечения отрасли животноводства высококачественными кормами являются уборка кормовых культур в оптимальные агротехнические сроки, а также увеличение до 30% доли заготовки кормов по современным технологиям, включая заготовку корма в упаковке с применением консервантов (плющеное зерно и сенаж).
С учетом планового роста поголовья крупного рогатого скота в коллективном секторе области, а также перехода на силосно-сенажный тип кормления животных к 2012 году объемы заготовки кормов составят: силоса - 269 тысяч тонн (152% к 2006 году), сенажа - 42 тысячи тонн (152% к 2006 году), сена - 86 тысяч тонн (112% к 2006 году). Для этого в целом по Архангельской области необходимо иметь около 150 высокопроизводительных кормоуборочных комбайнов и более 50 современных комплексов по заготовке кормов в упаковке.
Новые технологии заготовки кормов обеспечат снижение себестоимости одной кормовой единицы на 15-20% и повышение рентабельности производства продукции животноводства.
Распространение новых технологий в хозяйствах Архангельской области осуществляется посредством демонстрации их применения в передовых (базовых) организациях по внедрению современных машинных технологий.
Базовые организации по внедрению современных машинных технологий
Наименование организации | Наименование технологии |
1 | 2 |
ОАО "Важское" | Ресурсосберегающие технологии обработки почвы, кормозаготовка, плющение зерна |
ГУП "Агрофирма Вельская" | Ресурсосберегающие технологии обработки почвы, кормозаготовка, плющение зерна |
ООО "Агрофирма Судромская" | Ресурсосберегающие технологии обработки почвы |
ОАО "Родина" | Ресурсосберегающие технологии обработки почвы, кормозаготовка, плющение зерна |
ОАО "Агрофирма Устьянская" | Ресурсосберегающие технологии обработки почвы, кормозаготовка, плющение зерна |
ООО "АПК Любовское" | Ресурсосберегающие технологии обработки почвы, кормозаготовка |
Организация научного обслуживания "Холмогорская опытная станция животноводства и растениеводства" ГНУ АрхНИИСХ Россельхозакадемии |
Ресурсосберегающие технологии обработки почвы, кормозаготовка, европейская технология возделывания картофеля |
Организация научного обслуживания "Котласская семеноводческая опытная станция" ГНУ АрхНИИСХ Россельхозакадемии |
Ресурсосберегающие технологии обработки почвы, кормозаготовка, европейская технология возделывания картофеля |
ООО "Онежский картофель" | Ресурсосберегающие технологии обработки почвы, европейская технология возделывания картофеля |
Приобретение техники для сельскохозяйственных товаропроизводителей
(единиц)
Наименование сельскохозяйственной техники |
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тракторы | 31 | 32 | 36 | 29 |
Кормозаготовительная техника | 62 | 60 | 40 | 63 |
Мероприятия подпрограммы предусматривают предоставление государственной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями АПК области в российских кредитных организациях на срок 3-5 лет на приобретение сельскохозяйственной техники.
4.2.2.2. Обеспечение воспроизводства плодородия почв сельскохозяйственного назначения
Сельскохозяйственные угодья в Архангельской области характеризуются низким уровнем естественного плодородия, имеют слабую степень окультуренности и для получения высоких устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур требуют ежегодного внесения органических и минеральных удобрений, а также проведения известкования кислых почв.
Мероприятия по сохранению и повышению плодородия почв
Наименование мероприятия | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Внесение минеральных удобрений (тонн) | 4500 | 4700 | 5000 | 5500 |
на площади (гектаров) | 22000 | 23400 | 25000 | 27400 |
Внесение органических удобрений (тысяч тонн) |
410 | 480 | 560 | 560 |
на площади (гектаров) | 6800 | 8000 | 9300 | 9300 |
Известкование (тонн) | 600 | 900 | 1200 | 1500 |
на площади (гектаров) | 100 | 150 | 200 | 250 |
Мероприятие предусматривает предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств федерального и областного бюджетов в виде компенсации части затрат на приобретение минеральных удобрений.
За счет средств федерального бюджета производится выплата субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на приобретение минеральных удобрений.
4.2.2.3. Развитие семеноводства сельскохозяйственных культур
Своевременное проведение сортосмены и сортообновления, использование на посев высококачественного посевного материала - наиболее эффективное направление, обеспечивающее наращивание производства сельскохозяйственной продукции.
Совершенствование системы семеноводства сельскохозяйственных культур как одного из решающих условий экономического развития отрасли растениеводства позволит к 2011 году обеспечить 100% посевов сортовыми семенами не ниже 4-репродукции.
Для своевременного проведения сортосмены и сортообновления каждая сельскохозяйственная организация ежегодно должна отводить под семенные участки зерновых культур не менее 5% посевных площадей, приобретать не менее десяти тонн элитного картофеля на каждые 100 гектаров посадок, проводить ежегодный подсев многолетних трав на 30% имеющихся площадей.
Производство семян высоких репродукций осуществляется в системе специализированных семеноводческих хозяйств: в организации научного обслуживания "Котласская семеноводческая опытная станция" ГНУ АрхНИИСХ Россельхозакадемии и организации научного обслуживания "Холмогорская опытная станция животноводства и растениеводства" ГНУ АрхНИИСХ Россельхозакадемии.
Если учесть, что к 2012 году посевные площади зерновых увеличатся до 4,7 тысячи гектаров (в два раза к уровню 2006 года), однолетних кормовых культур - до 13,7 тысячи гектаров (в 1,6 раза к уровню 2006 года), картофеля - до 2,2 тысячи гектаров (в 1,5 раза к уровню 2006 года), а площади многолетних трав останутся на уровне 2006 года (более 90 тысяч гектаров), объемы производства и реализации семян высших репродукций достигнут следующих показателей:
Планируемые объемы производства и реализации семян высших репродукций
(включая 1-репродукцию)
(тонн)
Наименование культуры | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Зерновые культуры | 170 | 270 | 320 | 420 |
Картофель | 2000 | 2500 | 3000 | 3500 |
в том числе за пределы области | 1800 | 2300 | 2800 | 3280 |
Многолетние травы | 15 | 15 | 15 | 15 |
Мероприятие предусматривает предоставление государственной поддержки за счет средств областного бюджета в виде субсидий на семеноводство сельскохозяйственных культур в части размножения оригинального семенного материала семеноводческими хозяйствами и приобретения элитных и репродукционных семян сельскохозяйственными товаропроизводителями для ведения внутрихозяйственного семеноводства.
4.2.2.4. Обеспечение завоза семян сельскохозяйственных культур
Для обеспечения потребности отрасли животноводства Архангельской области в траншейных кормах предусматривается ежегодное (начиная с 2008 года) увеличение площади посева однолетних силосных культур на 10%. В 2011 году площадь посева однолетних силосных культур в коллективном секторе составит 13,7 тысячи гектаров.
Климатические условия области не позволяют в полном объеме обеспечить сельскохозяйственные предприятия семенами однолетних кормовых культур местного производства, поэтому ежегодно предусматривается завоз семян кормовых культур из-за пределов Архангельской области.
Объемы завоза семян кормовых культур из-за пределов Архангельской области
(тонн)
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общая потребность в семенах | 2533 | 2806 | 3117 | 3405 |
в том числе обеспечиваемая за счет завоза из-за пределов Архангельской области |
1551 | 1706 | 1877 | 2064 |
Мероприятие предусматривает государственную поддержку завоза семян в виде компенсации за счет средств федерального и областного бюджетов части затрат на приобретение и доставку семян.
За счет средств федерального бюджета производится выплата субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на приобретение семян.
4.2.2.5. Обеспечение потребности в дизельном топливе, используемом для проведения сезонных сельскохозяйственных работ
За период реализации Программы площадь ярового сева увеличится с 14,3 до 20,8 тысячи гектаров. При этом общая посевная площадь (площадь ярового сева и посева многолетних трав прошлых лет) у сельскохозяйственных товаропроизводителей составит около 112 тысяч гектаров.
Ежегодные объемы дизельного топлива, необходимые для своевременного проведения сезонных сельскохозяйственных работ в запланированном объеме при структуре посевных площадей, в которой около 80% составляют многолетние травы посева прошлых лет (используемые на заготовку кормов) и 20% - сельскохозяйственные культуры с интенсивными технологиями возделывания (с расходом дизельного топлива 0,6-1,2 центнера на один гектар), составят около восьми тысяч тонн.
Объемы дизельного топлива, используемого
на проведение сезонных сельскохозяйственных работ
(тысяч тонн)
2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
1 | 2 | 3 | 4 |
7,5 | 7,6 | 7,7 | 7,8 |
В условиях постоянного роста цен на энергоносители, особенно на горюче-смазочные материалы, который опережает рост цен на сельскохозяйственную продукцию, Программой предусматривается компенсация части затрат из федерального и областного бюджетов на приобретение дизельного топлива, использованного на проведение сезонных сельскохозяйственных работ.
За счет средств федерального бюджета производится выплата субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на закупку горюче-смазочных материалов.
4.2.2.6. Развитие овощеводства защищенного грунта
Производство овощей защищенного грунта - энергоемкое производство, доля расходов на тепловую энергию в себестоимости производимой продукции составляет более 50%. В целях снижения себестоимости и повышения рентабельности производства продукции предусматривается предоставление государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям за счет средств областного бюджета в виде компенсации части затрат на производство овощей защищенного грунта.
4.2.3. Содействие развитию перерабатывающей и пищевой промышленности
Главной задачей перерабатывающей и пищевой промышленности АПК области является обеспечение закупки всех объемов молока и мяса, предложенных сельскохозяйственными товаропроизводителями, по ценам, обеспечивающим покрытие затрат на их производство.
4.2.3.1. Техническое перевооружение организаций перерабатывающей и пищевой промышленности
Техническое перевооружение позволит обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции перерабатывающей и пищевой промышленности, что является главным фактором их успешной работы и гарантией сохранения спроса на сельскохозяйственную продукцию и сырье в области.
Мероприятие предусматривает предоставление государственной поддержки за счет средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным перерабатывающими организациями и сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на приобретение технологического оборудования.
4.2.3.2. Обеспечение закупки сельскохозяйственной продукции и сырья
Сельскохозяйственное производство в Архангельской области носит сезонный характер (увеличение объемов производства молока летом, массовый забой откормочного скота осенью, уборочная кампания зерновых, картофеля и овощей), в связи с чем у организаций пищевой и перерабатывающей промышленности периодически возникает потребность в привлечении финансовых средств для закупки сырья с целью первичной промышленной переработки.
Мероприятие предусматривает предоставление:
- средств областного бюджета на возвратной основе на закупку зерна, продуктов его переработки и картофеля в соответствии с порядком, установленным областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год. При рассмотрении заявок преимущественное право предоставляется заемщикам, подавшим заявки на закупку картофеля;
- субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным перерабатывающими организациями, сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также организациями потребительской кооперации на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки.
4.2.3.3. Поддержка формирования агропродовольственных рынков
Выполнение данного мероприятия осуществляется по следующим основным направлениям:
- организация коллективных экспозиций "Архангельская область" с привлечением перерабатывающих организаций и сельскохозяйственных товаропроизводителей на выставках и ярмарках в Москве и других городах Российской Федерации;
- организация в городах и районах Архангельской области выставок и ярмарок продукции и услуг перерабатывающих организаций и сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая выставки по обеспечению товарами (услугами) потребностей перерабатывающих организаций и сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- проведение мониторинга и маркетинговых исследований рынка продукции по видам товаров (услуг), производимых в области;
- участие в строительстве сельскохозяйственных рынков и торговых площадок в соответствии с планом их размещения. Мероприятие предусматривает предоставление государственной поддержки за счет средств областного бюджета на:
- организацию выставок и ярмарок на территории области, а также организацию коллективных экспозиций "Архангельская область" в других субъектах Российской Федерации;
- проведение мониторинга и маркетинговых исследований рынка продукции по видам товаров.
4.2.4. Обеспечение условий функционирования аграрного сектора
4.2.4.1. Поддержка развития кадрового потенциала
Важным фактором роста эффективности аграрного производства Архангельской области становится качество кадрового потенциала в сельском хозяйстве. Недостаток специалистов не позволяет эффективно использовать имеющийся производственный потенциал, внедрять и использовать новые технологии.
Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства подпрограммой предусматривается предоставление социальных гарантий молодым специалистам, окончившим высшие или средние специальные учебные заведения и заключившим трудовой договор на срок не менее трех лет с сельскохозяйственным товаропроизводителем, входящим в перечень, ежегодно утверждаемый администрацией Архангельской области, а именно:
- за счет средств областного бюджета производится единовременная денежная выплата в размере 30 минимальных размеров оплаты труда, если молодой специалист имеет высшее образование, или в размере 15 минимальных размеров оплаты труда, если молодой специалист имеет среднее специальное образование;
- обеспечивается гарантированная оплата труда в размере не ниже размера заработной платы в среднем по Архангельской области. Субсидии за счет средств областного бюджета на компенсацию части затрат по выплате заработной платы молодому специалисту выплачиваются в размере до 50% стоимости затрат.
Порядок осуществления указанных выплат молодым специалистам устанавливается администрацией Архангельской области. Государственный заказчик Программы:
- ежегодно определяет потребность в специалистах с высшим и средним профессиональным образованием с учетом фактической потребности хозяйств;
- совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области организует отбор молодежи, проживающей в сельской местности, для обучения в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля по целевому приему, заключает контракты на ее обучение;
- организует целевую подготовку специалистов в сфере агропромышленного комплекса в образовательных учреждениях сельскохозяйственного профиля в соответствии с потребностью муниципальных образований Архангельской области;
- организует переподготовку руководителей и специалистов АПК области в соответствии с потребностью муниципальных образований Архангельской области, а также повышение квалификации руководителей и специалистов в сфере АПК области на базе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования сельскохозяйственного профиля;
- организует и проводит региональные конкурсы, а также организует участие во всероссийских конкурсах профессионального мастерства "Лучший по профессии";
- оказывает содействие в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования в аграрном секторе.
Специалисты органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области организуют работу по профессиональной ориентации учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений.
4.2.4.2. Информационно-консультационная поддержка
Для эффективного функционирования АПК области и успешной реализации направлений приоритетного национального проекта "Развитие АПК" необходима эффективная система информационно-консультационной поддержки.
Государственный заказчик Программы:
- предоставляет информацию субъектам АПК области о положении дел в отрасли, конъюнктуре рынков сельскохозяйственной продукции, поставщиках ресурсов, техники, оборудования и услуг в сфере АПК области, в том числе путем организации и проведения форумов, выставок;
- предоставляет информацию о реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", по вопросам кредитования и выплаты субсидий, приобретения племенного скота, техники и оборудования, в том числе по телефонам "горячих линий";
- информирует население Архангельской области о состоянии дел в отрасли, наиболее актуальных вопросах и новостях аграрного сектора путем выпуска областного специализированного журнала "Агромир", через официальный сайт администрации Архангельской области в сети "Интернет", а также через информационно-консультационные опорные пункты, осуществляющие деятельность в рамках реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области "Развитие малого предпринимательства на 2006-2008 годы", утвержденной областным законом от 20 сентября 2005 года N 81-5-ОЗ "О социально-экономической целевой программе Архангельской области "Развитие малого предпринимательства на 2006-2008 годы";
- осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в области информирования о состоянии дел в отрасли, пропаганды организации деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- ежегодно готовит доклад о реализации государственной аграрной политики в Архангельской области, который публикуется в газете "Волна" и на официальном сайте администрации Архангельской области в сети "Интернет".
Реализация мероприятий предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета публикации информационных материалов в средствах массовой информации.
4.2.4.3. Поддержка научного потенциала и развитие научно-практической деятельности
Современное развитие АПК области невозможно без проведения инновационных исследований и применения их результатов. Конкурентоспособность аграрного сектора Архангельской области зависит от качества и направления прикладных исследований, открывающих новые пути повышения эффективности сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции в разрезе существующей специализации (растениеводство, животноводство, механизация).
Выполнение мероприятия предусматривает финансирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сельском хозяйстве за счет средств областного бюджета. Тематика данных работ утверждается государственным заказчиком Программы.
4.2.4.4. Проведение противоэпизоотических мероприятий
Для повышения экономической эффективности производства животноводческой продукции и улучшения ее качества необходимо осуществлять комплекс противоэпизоотических и других мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию инфекционных и массовых незаразных заболеваний, в том числе осуществление мониторинга наличия и состояния скотомогильников.
Финансирование противоэпизоотических мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета.
Приобретение ветеринарных препаратов для проведения противоэпизоотических мероприятий против особо опасных болезней животных финансируется за счет средств федерального бюджета.
4.2.4.5. Развитие системы страхования в сельском хозяйстве
В природно-климатических условиях Архангельской области производство растениеводческой продукции сопряжено с высокими рисками, что сокращает возможность использования будущего урожая в качестве залогового обеспечения сезонного кредита, а также затрудняет прогнозирование финансового результата деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур позволит использовать потенциал сельскохозяйственных товаропроизводителей и снизить риски их хозяйственной деятельности.
Финансирование мероприятия осуществляется за счет средств областного бюджета. Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются субсидии в размере до 25% от уплаченного страхового взноса по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются субсидии также за счет средств федерального бюджета в размере до 40% от уплаченного страхового взноса по договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур.
4.2.4.6. Содействие оформлению прав собственности сельскохозяйственных товаропроизводителей на земельные участки сельскохозяйственного назначения
В рамках приоритетного национального проекта "Развитие АПК" предусмотрено формирование инфраструктуры системы ипотечного кредитования, что позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Для становления и развития системы ипотечного кредитования будут реализованы следующие меры:
- формирование земельных участков (в том числе межевание и установление границ) сельскохозяйственных товаропроизводителей с последующим проведением кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки;
- обеспечение равных условий доступа (наравне с собственниками и арендаторами земельных участков) к ипотечным кредитам. Мероприятие предусматривает выплату сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидии за счет средств областного бюджета на компенсацию части затрат на формирование земельных участков, проведение кадастрового учета и регистрацию прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения в размере 25% стоимости затрат при условии компенсации 25% стоимости затрат за счет средств муниципальных образований Архангельской области.
4.3. Реализация подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов"
Разработка подпрограммы вызвана необходимостью государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и развития малых форм хозяйствования. Частное подворье является одним из главных источников дохода для сельского населения, самообеспечения продуктами питания и одной из сфер приложения труда.
4.3.1. Обеспечение условий для развития мелкотоварного производства на селе
Мероприятие подпрограммы предполагает:
- предоставление субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным на территориях сельских поселений Архангельской области, где отсутствуют сельскохозяйственные товаропроизводители, на приобретение тракторов и другой сельскохозяйственной техники для организации агросервисного обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств. Субсидии предоставляются в размере 50% стоимости затрат, но не более 500 тысяч рублей на один кооператив при условии компенсации 25% стоимости затрат за счет средств муниципальных образований Архангельской области;
- предоставление субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на частичное возмещение расходов по содержанию в течение календарного года: дойной коровы - в размере 1200 рублей за каждую голову; свиноматки - в размере 2400 рублей за каждую голову. Государственная поддержка оказывается один раз в год. Основанием для выплаты субсидии являются данные учета похозяйственных книг;
- предоставление субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, определяемые Правительством Российской Федерации;
- организацию взаимодействия с сельскохозяйственными товаропроизводителями по обеспечению зоотехнического, ветеринарного и агросервисного обслуживания крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств;
- организацию ежегодного областного смотра-конкурса "Личное подсобное хозяйство".
4.3.2. Создание условий для реализации излишков сельскохозяйственной продукции, производимой в крестьянских (фермерских) хозяйствах и личных подсобных хозяйствах
Реализация данного мероприятия предусматривает:
- содействие созданию с участием малых форм хозяйствования заготовительных, снабженческо-сбытовых кооперативов и кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами;
- компенсацию части затрат на строительство и реконструкцию помещений и на приобретение оборудования для организации заготовительных пунктов по заготовке молока, мяса, картофеля, по первичной переработке грибов, ягод и других ресурсов леса, закупаемых у населения, на условиях софинансирования с муниципальными образованиями Архангельской области.
Компенсация части затрат на строительство и реконструкцию производственных помещений и на приобретение оборудования для организации заготовительных пунктов производится за счет средств областного бюджета юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории Архангельской области, в размере 50% стоимости затрат, но не более 100 тысяч рублей на один объект при условии софинансирования в размере 25% стоимости затрат по данному заготовительному пункту за счет средств муниципальных образований Архангельской области;
- предоставление субсидий за счет средств областного бюджета заготовительным организациям, осуществляющим закупку молока у населения;
- предоставление субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях, и по займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на цели, определяемые Правительством Российской Федерации, в том числе на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки, на приобретение технологического оборудования и запасных частей к нему для пищевой, мясо-молочной промышленности, холодильного оборудования, на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, складских и производственных помещений, хранилищ картофеля и овощей;
- предоставление субсидий за счет средств областного бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в российских кредитных организациях на приобретение технологического оборудования;
- предоставление сельскохозяйственным заготовительным и снабженческо-сбытовым кооперативам возвратных средств областного бюджета на закупку картофеля у населения.
Выделение средств областного бюджета производится на основании заявок, поданных сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
4.4. Реализация подпрограммы "Развитие рыбного хозяйства на прибрежных территориях Архангельской области"
Необходимость реализации мероприятий подпрограммы вызвана низким уровнем жизни населения прибрежных территорий Архангельской области и потребностью в государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся добычей (выловом), переработкой, а также промышленным выращиванием рыбы и других гидробионтов.
4.4.1. Модернизация и техническое переоснащение производства рыбохозяйственных организаций
Для технического переоснащения рыбной отрасли предполагаются строительство судна проекта 50010 на федеральном государственном унитарном предприятии "Машиностроительное предприятие "Звездочка", модернизация судна "Мичуринск" сельскохозяйственного производственного кооператива "Рыболовецкий колхоз "Прилив" и рыбоперерабатывающего цеха в городе Мезени, приобретение нового оборудования.
Мероприятие предусматривает выплату:
- субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях рыбопромышленными товаропроизводителями и организациями рыбной отрасли для строительства и модернизации рыбопромысловых судов на российских судостроительных предприятиях, - за счет средств федерального бюджета;
- субсидий на возмещение затрат (части затрат) на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях,
- за счет средств областного бюджета: сельскохозяйственными товаропроизводителями рыбной отрасли для строительства и модернизации рыбопромысловых судов на российских судостроительных предприятиях; перерабатывающими организациями рыбной отрасли на приобретение технологического оборудования.
4.4.2. Поддержка научно-практической деятельности
Планируется завершение научно-исследовательских работ по темам "Оценка современного состояния запасов семги рек Онега и Кулой, разработка рекомендаций по их рациональному использованию на 2006-2008 годы" и "Разработка автоматизированной системы учета проходных рыб (АСУПР) на 2006-2008 годы" в рамках заключенных в 2006 году государственных контрактов между государственным заказчиком Программы и научным центром прикладных исследований экосистем Севера (город Архангельск).
В целях предотвращения процессов, негативно влияющих на состояние озера Лача, расположенного в Каргопольском районе и являющегося главным промысловым водоемом в Архангельской области, планируется выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме "Восстановление рыбохозяйственного значения озера Лача".
Проведение работ в сфере товарного и пастбищного выращивания рыб, а также в иных направлениях развития аквакультуры в Архангельской области тормозится из-за отсутствия у потенциальных инвесторов четкого представления о сбытовых возможностях и потенциальных объемах производства продукции в данном секторе хозяйственной деятельности. В связи с этим предусматривается выполнение научно-исследовательских работ по теме "Разработка программы развития аквакультуры в водных объектах Архангельской области (без НАО). Разработка кадастра внутренних рыбохозяйственных водоемов в границах Архангельской области (без НАО) с расчетом возможного вылова водных биоресурсов".
Выполнение мероприятия предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета и проведение государственным заказчиком Программы открытого конкурса в соответствии с законодательством.
4.4.3. Обеспечение проведения зверобойной кампании
Промысел гренландского тюленя и кольчатой нерпы является традиционным для жителей побережья Белого моря и одной из экономических основ их существования. Сложность проведения зверобойной кампании заключается в ограниченном времени ее осуществления, в отсутствии оборотных средств, длительном периоде от отгрузки до получения оплаты продукции.
В целях сохранения зверобойного промысла и развития прибрежных сельских территорий необходимо оказание государственной поддержки за счет средств областного бюджета в виде субсидий за добычу одной головы морского зверя.
4.4.4. Развитие аквакультуры
Состояние мирового рыбного хозяйства свидетельствует о происходящем замещении потребления выловленной рыбы и морепродуктов продукцией аквакультуры. Направление "Развитие аквакультуры" с 2007 года включено в приоритетный национальный проект "Развитие АПК".
Для развития аквакультуры в Архангельской области предусматриваются:
- создание комплекса рыбоводных хозяйств по выращиванию и переработке форелевых рыб на территории Архангельской области;
- организация форелевого хозяйства в районе пятого километра автодороги Северодвинск-Архангельск;
- организация форелевого хозяйства в Кутовой части Унской губы (Приморский район);
- организация форелевого хозяйства на озере Кельдь (Пинежский район).
Мероприятия предусматривают предоставление государственной поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях на приобретение племенного материала рыб, техники и оборудования для промышленного рыбоводства, на строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства.
Кроме того, за счет средств федерального бюджета производится выплата субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями в российских кредитных организациях на закупку горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ.
5. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют государственный заказчик Программы и Архангельское областное Собрание депутатов.
Государственный заказчик Программы обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам года.
Контроль за ходом исполнения Программы включает квартальную и ежегодную отчетность о реализации программных мероприятий, сроках выполнения договоров и соглашений.
Исполнители мероприятий Программы в установленном порядке отчитываются перед государственным заказчиком Программы о целевом использовании выделенных им бюджетных средств.
Форма отчетности исполнителей Программы перед государственным заказчиком Программы определяется в соглашениях, заключаемых ежегодно с исполнителями Программы.
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий Программы в полном объеме позволит добиться стабилизации условий хозяйственной деятельности субъектов АПК области и улучшить их экономическое положение.
Рост эффективности сельскохозяйственного производства создаст условия для роста доходов населения, занятого в аграрном секторе, и повышения уровня жизни сельского населения Архангельской области.
Эффективность реализации Программы будет оцениваться по двум группам показателей (приложение N 4 к Программе):
- показатели эффективности Программы, характеризующие общее развитие АПК области за период с 2008 по 2011 год;
- показатели эффективности реализации подпрограмм и направлений, характеризующие оценку эффективности реализации конкретной подпрограммы и программного мероприятия.
7. Перечень мероприятий Программы
Для решения основных задач в Программе предусмотрены следующие подпрограммы:
- "Развитие сельскохозяйственного производства" (приложение N 1 к Программе);
- "Развитие малых форм хозяйствования и сельскохозяйственных потребительских кооперативов" (приложение N 2 к Программе);
- "Развитие рыбного хозяйства на прибрежных территориях Архангельской области" (приложение N 3 к Программе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.