21 ноября 2007 г., 13 февраля, 17 сентября 2008 г.
В целях создания системы адресной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и для улучшения демографической ситуации в городе Архангельский городской Совет депутатов решил:
Утвердить прилагаемую городскую целевую Программу "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы)".
Мэр города |
А.В. Донской |
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 17 сентября 2008 г. N 749 в настоящую Программу внесены изменения
Городская целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы)"
(утв. решением Архангельского городского Совета депутатов от 25 октября 2006 г. N 258)
21 ноября 2007 г., 13 февраля, 17 сентября 2008 г.
Паспорт программы
/--------------------------------------------------------------------------------------------\
|Наименование |Городская целевая Программа "Обеспечение жильем молодых семей города|
|Программы |Архангельска (2007-2009 годы)" |
|--------------------+-----------------------------------------------------------------------|
|Заказчик Программы |Управление строительства и капитального ремонта мэрии города|
| |Архангельска |
|--------------------+-----------------------------------------------------------------------|
|Основной разработчик|Управление культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска |
|Программы | |
|--------------------+-----------------------------------------------------------------------|
|Цель |Оказание адресной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы|
|Программы |для улучшения демографической ситуации в Архангельске |
|--------------------+-----------------------------------------------------------------------|
|Задачи Программы |Разработка и внедрение на территории города правовых и финансовых|
| |механизмов поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы; |
| |предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья,|
| |в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного|
| |жилищного кредита или займа на приобретение жилья, или строительство|
| |индивидуального жилья; |
| |привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения |
| |молодых семей благоустроенным жильем |
|--------------------+-----------------------------------------------------------------------|
|Сроки реализации |2007-2009 годы в два этапа: |
|Программы |1-й этап - 2007 год |
| |2-й этап - 2008-2009 годы |
|--------------------+-----------------------------------------------------------------------|
|Основные исполнители|Управление строительства и капитального ремонта мэрии города|
|Программы |Архангельска; |
| |управление культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска; |
| |департамент здравоохранения и социальной политики мэрии города|
| |Архангельска; |
| |служба заместителя мэра города по городскому хозяйству мэрии города |
| |Архангельска; |
| |департамент информации и общественных связей мэрии города Архангельска |
|--------------------+-----------------------------------------------------------------------|
|Объемы и источники |Общий объем финансирования составляет 62,62 млн.руб., в том числе: |
|финансирования | городской бюджет - 12,81 млн. рублей: |
| | 2007 год - 3,81 млн.руб.; |
| | 2008 год - 4,00 млн.руб.; |
| | 2009 год - 5,00 млн.руб. |
| | областной бюджет - 6,04 млн. рублей: |
| | 2007 год - 1,54 млн.руб.; |
| | 2008 год - 2,00 млн.руб.; |
| | 2009 год - 2,50 млн.руб. |
| | федеральный бюджет - 6,20 млн. рублей: |
| | 2007 год - 1,70 млн.руб.; |
| | 2008 год - 2,00 млн.руб.; |
| | 2009 год - 2,50 млн.руб. |
| |привлеченные средства - 37,57 млн. рублей |
| |(средства молодых семей): |
| | 2007 год - 10,57 млн.руб.; |
| | 2008 год - 12,00 млн.руб.; |
| | 2009 год - 15,00 млн.руб. |
|--------------------+-----------------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые конечные|Обеспечение жильем 56 молодых семей, нуждающихся в улучшении |
|результаты |жилищных условий, в том числе: |
|реализации Программы|в 2007 году - 12 молодых семей, в 2008 году - 14 молодых семей, |
| |в 2009 году - 30 молодых семей; |
| |привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств |
| |из федерального и областного бюджетов, внебюджетных источников, |
| |банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные |
| |кредиты и займы; |
| |развитие и закрепление положительных демографических тенденций; |
| |укрепление семейных отношений в молодых семьях - участниках |
| |Программы, снижение уровня социальной напряженности в обществе. |
|--------------------+-----------------------------------------------------------------------|
|Контроль |Контроль за реализацией Программы осуществляет управление культуры и|
|за исполнением|молодежной политики мэрии города Архангельска. |
|Программы |Контроль за целевым и эффективным использованием средств городского|
| |бюджета в ходе реализации Программы осуществляется Архангельским|
| |городским Советом депутатов |
\--------------------------------------------------------------------------------------------/
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Одной из наиболее острых проблем города Архангельска, региона и России в целом является сокращение численности населения. Одна из составляющих этой проблемы - снижение уровня рождаемости. Молодые семьи в Архангельске составляют 20,4% всех семей, при этом на них приходится 77,7% всех ежегодно рождающихся детей. Как показывает мировой опыт, для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка на каждую семью. В Архангельске за последнее десятилетие, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области, он уменьшился до 1,15.
В современном обществе молодая семья имеет ряд социально-экономических и психологических особенностей:
- объективно недостаточный уровень материальной и финансовой обеспеченности;
- возрастной период членов семьи, в котором большинство молодых супругов вынуждено проходить определенные ступени социализации, получать образование, профессию, искать рабочее место;
- необходимость эффективной адаптации к семейной жизни, так как именно от данного адаптационного периода во многом зависит сохранение и прочность семейного союза.
Социологические исследования относят жилищные условия и доходы к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросе рождения детей. Очевидно, что для увеличения численности населения города необходимо оказывать содействие именно этой целевой группе.
В СССР в 80-х годах десятки тысяч молодых семей смогли решить жилищную проблему благодаря молодежным жилищным кооперативам (МЖК), которые выступали в качестве сбалансированного экономического организма. Строительный комплекс получал дешевую рабочую силу, а молодые семьи своими руками строили для себя жилье.
В современных условиях ситуация изменилась диаметральным образом: улучшение жилищных условий молодых семей связано, в первую очередь, с оказанием им финансовой помощи в целях приобретения (строительства) жилья со стороны органов власти, так как приобрести отдельную жилую площадь для многих молодых семей, только начинающих трудовую деятельность, является непосильной задачей.
Своевременность и актуальность решения жилищного вопроса связана с тем, что в первом десятилетии XXI века в репродуктивный возраст вступает относительно многочисленное поколение женщин, рожденных в 1982-1988 годах. Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей.
Продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки для данной целевой группы, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут стать наиболее действенным механизмом увеличения рождаемости в городе.
По данным отдела по учету и распределению жилой площади службы заместителя мэра города по городскому хозяйству (на 01.03.2006 г.) на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоит 353 молодых семьи (без учета стоящих на очереди в составе семей родителей). Фактическое число молодых семей, которые нуждаются в отдельном благоустроенном жилье, по крайней мере, в 2-3 раза выше.
Поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых горожан позволит сформировать экономически активный слой населения.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью городской целевой программы (далее - Программа) является оказание адресной поддержки молодым семьям в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Архангельске.
Для достижения основной цели Программы требуется решить первоочередные задачи:
- разработка и внедрение на территории города правовых и финансовых механизмов поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
- предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья, или строительство индивидуального жилья;
- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем.
3. Срок и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет проходить в два этапа:
1 этап (2007 год):
- нормативно-правовое обеспечение Программы, формирование и отработка механизмов поддержки молодых семей в приобретении жилья;
- создание системы мониторинга реализации Программы;
- определение участников Программы из числа молодых семей, способных принять участие согласно требованиям Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья;
- выдача социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам Программы;
- приобретение (строительство) жилья молодыми семьями.
2 этап (2008-2009 годы):
- выдача социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям - участникам Программы;
- приобретение (строительство) жилья молодыми семьями.
4. Объемы и источники финансирования Программы
Источниками финансирования Программы являются:
а) средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья;
б) средства областного бюджета, передаваемые в городской бюджет в порядке межбюджетных отношений при реализации Программы; предоставление молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка дополнительных социальных выплат на компенсацию части затрат, произведенных ими на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа);
в) средства городского бюджета, направляемые на предоставление молодым семьям безвозмездных социальных выплат на компенсацию части стоимости приобретения или строительства жилья.
Объем внебюджетных средств определен расчетным путем.
Средняя расчетная рыночная цена 1 кв.м площади жилого помещения на 2006 год утверждена постановлением мэра города от 13 апреля 2006 г. N 154 и составляет 16,26 тыс.руб. Оценка объемов средств из городского бюджета на 2007-2009 годы произведена из расчета прогнозной средней стоимости 1 кв. м общей площади жилья.
Общий объем финансирования Программы из всех источников финансирования на 2007-2009 годы составляет 62,62 млн. рублей, в том числе: средства городского бюджета - 12,81 млн. рублей, областного бюджета - 6,04 млн. рублей, федерального бюджета - 6,20 млн. рублей, привлеченные средства (средства молодых семей) - 37,57 млн. рублей. Выполнение мероприятий Программы позволит ввести в эксплуатацию более 3 тыс. кв.м общей площади жилья.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам и годам
(в миллионах рублей)
Источники финансирования |
Объем финансирования |
В том числе | ||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||
Всего по Программе | 62,62 | 17,62 | 20,00 | 25,00 |
в том числе: | ||||
городской бюджет | 12,81 | 3,81 | 4,00 | 5,00 |
областной бюджет | 6,04 | 1,54 | 2,00 | 2,50 |
федеральный бюджет | 6,20 | 1,70 | 2,00 | 2,50 |
привлеченные средства | 37,57 | 10,57 | 12,00 | 15,00 |
Примечание: Объемы финансирования программы на 2007-2009 годы за счет средств городского бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта городского бюджета на очередной финансовый год, исходя из возможностей городского бюджета.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает создание системы муниципальной поддержки молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В 2007 году размер безвозмездной социальной выплаты, предоставляемой за счет средств городского бюджета, составляет:
- 15 процентов средней стоимости жилья - для молодых семей, не имеющих детей;
- 20 процентов средней стоимости жилья - для молодых семей, имеющих одного и более ребенка.
В 2008 году размер безвозмездной социальной выплаты, предоставляемой за счет средств городского бюджета, составляет 5 процентов средней стоимости жилья.
В случае, если средства федерального бюджета не выделены или выделены в недостаточном объёме, социальная выплата предоставляется в размере 40% расчётной (средней) стоимости жилья для семей, имеющих детей, и 35% расчётной (средней) стоимости жилья для семей, не имеющих детей, в пределах средств, выделяемых из областного и городского бюджетов. При этом доля средств областного и городского бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, определяется постановлением администрации Архангельской области.
Размер социальной выплаты, предоставляемых молодым семьям, определяется исходя из:
- социальной нормы общей площади жилья в расчете на одного члена семьи;
- норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по муниципальному образованию "Город Архангельск" для предоставления социальных выплат участникам Программы.
Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение или строительство жилья определяется постановлением мэра города Архангельска.
В целях реализации Программы при мэрии города Архангельска создается координационный совет, действующий на основании Положения о координационном совете, утверждаемого мэром города Архангельска.
6. Система организации контроля за исполнением Программы
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей - участников Программы, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов);
доля молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов), в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
доля оплаченных свидетельств о предоставлении социальной выплаты в общем количестве свидетельств, выданных молодым семьям.
Управление культуры и молодежной политики мэрии города осуществляет контроль за ходом реализации Программы, осуществляет подготовку и представление аналитической информации. Контроль за целевым и эффективным использованием средств городского бюджета, выделенных на Программу, осуществляется Архангельским городским Советом депутатов.
7. Ожидаемые результаты реализации Программы
Выполнение мероприятий Программы в период 2007-2009 годы позволит:
- обеспечить жильем 56 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе в 2007 году - 15 молодых семей, в 2008 году - 19 молодых семей, в 2009 году - 22 молодые семьи;
- привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства внебюджетных источников, банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы;
- развить и закрепить положительные демографические тенденции;
- укрепить семейные отношения в молодых семьях-участниках Программы, снизить уровень социальной напряженности в обществе.
8. Перечень основных мероприятий городской целевой программы
"Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы)"
/--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | Наименование | Сроки исполнения | Исполнители |
| п/п | основных мероприятий |основных мероприятий| |
|-----+----------------------------------------------------+--------------------+------------------------------------------------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1. Нормативно-правовое обеспечение |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 1.1 |Разработка порядка предоставления социальных выплат| 4 квартал 2006 г. |Управление культуры и молодежной политики мэрии|
| |молодым семьям на приобретение или строительство | |города, управление строительства и капитального|
| |жилья | |ремонта мэрии города, служба заместителя мэра города|
| | | |по городскому хозяйству |
|-----+----------------------------------------------------+--------------------+------------------------------------------------------|
| 1.2 |Разработка Положения и утверждение состава| 4 квартал 2006 г. |Управление культуры и молодежной политики мэрии города|
| |городского координационного совета по реализации| | |
| |Программы | | |
|-----+----------------------------------------------------+--------------------+------------------------------------------------------|
| |Организация работ по подготовке предложений о| Ежегодно |Управление культуры и молодежной политики мэрии города|
| 1.3 |выделении средств из областного бюджета по| | |
| |подпрограмме "Дом для молодой семьи"| | |
| |социально-экономической целевой программы| | |
| |Архангельской области "Развитие жилищного| | |
| |строительства в Архангельской области на 2005-2008| | |
| |годы" | | |
|-----+----------------------------------------------------+--------------------+------------------------------------------------------|
| 1.4 |Заключение договора между мэрией города и| Ежегодно, |Служба заместителя мэра города по городскому хозяйству|
| |распорядителем средств областного бюджета о| 3 квартал | |
| |реализации и финансировании подпрограммы| | |
| |"Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на| | |
| |2002-2010 годы за счет средств федерального бюджета| | |
| |и подпрограммы "Дом для молодой семьи" СЭЦП| | |
| |"Развитие жилищного строительства в Архангельской| | |
| |области" на 2005-2008 годы" за счет средств| | |
| |областного бюджета | | |
|-----+----------------------------------------------------+--------------------+------------------------------------------------------|
| 1.5 |Заключение муниципального контракта на оказание| Ежегодно, |Служба заместителя мэра города по городскому хозяйству|
| |услуг по обслуживанию средств социальных выплат, | 3 квартал | |
| |выделяемых молодым семьям на приобретение | | |
| |(строительство) жилья или оплату первоначального | | |
| |взноса при получении ипотечного кредита или займа, с| | |
| |кредитной организацией, отобранной для обслуживания| | |
| |средств социальных выплат | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2. Финансовое и организационное обеспечение |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2.1 |Формирование списков молодых семей-участников| 1 квартал |Служба заместителя мэра города по городскому|
| |Программы | 2007 г., по мере |хозяйству, управление культуры и молодежной политики|
| | | необходимости |мэрии города, департамент здравоохранения и социальной|
| | | |политики мэрии города |
|-----+----------------------------------------------------+--------------------+------------------------------------------------------|
| 2.2 |Мониторинг реализации Программы | Ежеквартально |Управление культуры и молодежной политики мэрии города|
|-----+----------------------------------------------------+--------------------+------------------------------------------------------|
| 2.3 |Представление сведений и отчета о реализации| Ежемесячно |Служба заместителя мэра города по городскому хозяйству|
| |Программы распорядителю средств подпрограммы "Дом| до 10-го числа, | |
| |для молодой семьи" СЭЦП "Развитие жилищного| ежеквартально | |
| |строительства в Архангельской области" на 2005-2008| до 10-го числа | |
| |годы". | | |
|-----+----------------------------------------------------+--------------------+------------------------------------------------------|
| 2.4 |Представление годовой, квартальной и месячной| Ежемесячно |Служба заместителя мэра города по городскому хозяйству|
| |отчетности о реализации Программы в соответствии с| до 10-го числа | |
| |Инструкцией о порядке составления и представления| | |
| |годовой, квартальной и месячной бюджетной| | |
| |отчетности, утвержденной приказом Минфина России от| | |
| |21.01.2005 N 5н (п. 9), распорядителю средств| | |
| |подпрограммы "Дом для молодой семьи" СЭЦП "Развитие| | |
| |жилищного строительства в Архангельской области" на| | |
| |2005-2008 годы" | | |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3. Информационное обеспечение |
|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3.1 |Подготовка информационных материалов в средствах| Ежеквартально |Управление культуры и молодежной политики мэрии|
| |массовой информации об условиях участия молодых| |города, департамент информации и общественных связей|
| |семей в Программе, о ходе ее реализации | |мэрии города, средства массовой информации |
|-----+----------------------------------------------------+--------------------+------------------------------------------------------|
| 3.2 |Информационно-правовая и консультативная поддержка| Постоянно |Управление культуры и молодежной политики мэрии города|
| |молодой семьи | | |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 25 октября 2006 г. N 258 "Об утверждении городской целевой Программы "Обеспечение жильем молодых семей города Архангельска (2007-2009 годы)"
Текст решения опубликован в газета "Архангельск" от 10 ноября 2006 г. N 206(3467)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 2 декабря 2009 г. N 8
Изменения распространяют действие на правоотношения, возникшие с 1 ноября 2009 г.
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 19 ноября 2008 г. N 783
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 17 сентября 2008 г. N 749
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 13 февраля 2008 г. N 618
Решение Архангельского городского Совета депутатов от 21 ноября 2007 г. N 547