Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
от 19 октября 2006 г. N 244-внеоч.-ОЗ
Социально-экономическая целевая программа Архангельской области
"Создание системы кадастра недвижимости в Архангельской области (2007-2009 годы)"
Паспорт
социально-экономической целевой программы Архангельской области
"Создание системы кадастра недвижимости в Архангельской области (2007-2009 годы)"
Наименование программы - социально-экономическая целевая программа
Архангельской области "Создание системы
кадастра недвижимости в Архангельской области
(2007-2009 годы)" (далее - Программа)
Основания для - постановление Правительства Российской
разработки Программы Федерации от 13 сентября 2005 года N 560 "Об
утверждении подпрограммы "Создание системы
кадастра недвижимости (2006-2011 годы)"
федеральной целевой программы "Создание
автоматизированной системы ведения
государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов недвижимости
(2002-2007 годы)" (далее - федеральная целевая
программа);
- распоряжение главы администрации Архангельской
области от 8 сентября 2005 года N 884р "О
разработке социально-экономической целевой
программы Архангельской области "Создание
единой системы учета объектов недвижимости и
информационного обеспечения государственного и
муниципального управления земельными ресурсами
на 2007-2009 годы";
- соглашение от 18 июля 2006 года N С-12/56,
08-10/15 между Федеральным агентством кадастра
объектов недвижимости и администрацией
Архангельской области о взаимодействии в
рамках реализации утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 13
сентября 2005 года N 560 подпрограммы
"Создание системы кадастра недвижимости
(2006-2011 годы)" федеральной целевой
программы "Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра и
государственного учета объектов недвижимости
(2002-2007 годы)" (далее - соглашение между
Роснедвижимостью и администрацией
Архангельской области)
Государственный - комитет по управлению государственным
заказчик имуществом Архангельской области
Программы
Основные разработчики - управление Федерального агентства кадастра
Программы объектов недвижимости по Архангельской области
(далее - управление Роснедвижимости по
Архангельской области);
- департамент экономического развития
Архангельской области;
- комитет по управлению государственным
имуществом Архангельской области
Цели Программы - создание условий для обеспечения
государственных гарантий прав собственности и
иных вещных прав на недвижимое имущество;
- совершенствование системы налогового
администрирования, создание полного и
достоверного источника информации об объектах
недвижимости;
- совершенствование государственных услуг,
оказываемых физическим и юридическим лицам
Задачи Программы - создание единой системы государственного
кадастрового учета, обеспечивающей
индивидуализацию и идентификацию объектов
недвижимости;
- информационное наполнение государственного
кадастра недвижимости;
- развитие института налоговой оценки объектов
недвижимости, проведение кадастровой оценки
объектов недвижимости;
- сокращение временных издержек при
государственном кадастровом учете объектов
недвижимости и предоставлении сведений из
государственного кадастра недвижимости
Срок и этапы - 2007-2009 годы. Программа реализуется в один
реализации Программы этап
Перечень основных - создание инфраструктуры системы
мероприятий Программы государственного кадастра недвижимости;
- инвентаризация и перенос сведений из ранее
созданных баз данных в государственный кадастр
недвижимости;
- преобразование сведений с бумажных носителей в
электронный вид, создание архивов электронных
образов документов;
- создание цифровой картографической основы
ведения государственного кадастра
недвижимости, включая аэрофотосъемочные
работы;
- создание опорной межевой сети;
- актуализация результатов государственной
кадастровой оценки земель, массовая оценка
объектов недвижимости, введение сведений в
государственный кадастр недвижимости;
- инвентаризация земель населенных пунктов
муниципальных образований Архангельской
области;
- обучение работников управления Роснедвижимости
по Архангельской области и федерального
государственного учреждения "Земельная
кадастровая палата" по Архангельской области
(далее - ФГУ "Земельная кадастровая палата по
Архангельской области")
Исполнители Программы - управление Роснедвижимости по Архангельской
области;
- ФГУ "Земельная кадастровая палата по
Архангельской области";
- федеральное государственное унитарное
предприятие "Российский государственный центр
инвентаризации и учета объектов недвижимости"
(Архангельский филиал) (далее - Архангельский
филиал ФГУП "Ростехинвентаризация");
- государственное учреждение "Бюро технической
инвентаризации Архангельской области" (далее -
БТИ Архангельской области);
- органы местного самоуправления муниципальных
образований Архангельской области;
- организации, определяемые на конкурсной основе
Объемы и источники общий объем финансирования Программы
финансирования составляет 213948,6 тыс.руб., в том числе:
Программы - средства областного бюджета - 53988,6
тыс.руб.;
- средства местных бюджетов - 23193,0 тыс.руб.;
- средства федерального бюджета - 136767,0
тыс.руб.
Ожидаемые конечные - обеспечение информационного наполнения
результаты реализации государственного кадастра недвижимости
Программы сведениями об объектах недвижимости на уровне
72% от имеющегося количества, выявление и учет
дополнительно около 24 тысяч земельных
участков, перенос сведений в базы данных
кадастра недвижимости примерно о 120 тысячах
жилых зданий, 30 тысячах нежилых зданий и
сооружений, 175 тысячах квартир;
- массовая оценка 164 тысяч объектов
недвижимости (жилых зданий);
- актуализация кадастровой стоимости земельных
участков земель сельскохозяйственного
назначения площадью 2236,9 тыс.га, земель
промышленности и иного специального назначения
площадью 288,1 тыс.га, земель поселений
площадью 170,2 тыс.га, земель садоводческих
объединений граждан площадью 11,4 тыс.га,
земель особо охраняемых территорий и объектов
площадью 279,0 тыс.га;
- сокращение временных издержек при
государственном кадастровом учете объектов
недвижимости до 20 дней и получении сведений
из государственного кадастра недвижимости до 4
дней;
- формирование налоговой базы, которая обеспечит
к концу 2009 года ежегодный сбор земельного,
имущественного налогов и арендной платы за
землю на уровне 1,9 млрд. рублей, в том числе
земельных платежей в размере 1 млрд. рублей
Система организации контроль за ходом реализации Программы
контроля за осуществляется комитетом по управлению
исполнением Программы государственным имуществом Архангельской
области и Архангельским областным Собранием
депутатов
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Программа направлена на создание системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления экономики Архангельской области, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам.
Достижению указанных целей препятствует ряд нерешенных проблем в области реформирования земельных и имущественных отношений. В ходе реформ 90-х годов не уделялось должного внимания созданию условий для активизации гражданского оборота земельных ресурсов и иной недвижимости, правовых и экономических механизмов перехода прав собственности на землю и иную недвижимость к эффективно хозяйствующим субъектам. По причине неудовлетворительного финансирования работы по инвентаризации земель поселений выполнены всего на 60-70%, только на территории 20% населенных пунктов Архангельской области имеются крупномасштабные планово-картографические материалы.
До настоящего времени учет, оценка, налогообложение, управление, распоряжение землей и иными объектами недвижимого имущества осуществляются раздельно. В связи с разделением систем учета земли и иной недвижимости существенно увеличиваются временные затраты правообладателей при учете недвижимости и регистрации прав на нее, а сами учетные системы характеризуются дублированием функций и наличием погрешностей в сведениях об объектах вследствие многократного ручного ввода, различий в идентификации объектов и субъектов права, а также сложности проверки взаимного расположения объектов и противоречивости информации, содержащейся в разрозненных информационных системах.
В соответствии с главой 31 части второй Налогового кодекса Российской Федерации исчисление земельного налога осуществляется на основе кадастровой стоимости земельного участка. Однако без актуализации кадастровой стоимости земель экономический эффект от введения налога будет существенно снижен.
Отсутствие современной цифровой картографической основы при проведении учета земельных участков и иных объектов недвижимости создает проблемы с определением и согласованием границ между земельными участками различных правообладателей, что является негативным фактором при регистрации права собственности или иных вещных прав.
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 мая 2006 года "О бюджетной политике в 2007 году" необходимо завершить разработку и принятие нормативных правовых актов, устанавливающих основы и процедуры массовой оценки объектов недвижимости в целях обеспечения введения единого местного налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного и имущественного налогов с 2009 года.
Решение этих проблем даст возможность реализовать конституционные нормы и гарантии права собственности на землю и иную недвижимость, активизировать вовлечение земли и иной недвижимости в гражданский оборот, создать основу для сохранения природных свойств и качеств земель в процессе их использования, сформировать базу экономически обоснованного налогообложения недвижимого имущества, а также усовершенствовать систему управления недвижимостью, находящейся в государственной и муниципальной собственности.
Масштабность и ресурсоемкость решаемых в рамках Программы задач, особенно связанных с инвентаризацией земель, объединением баз данных по земле, зданиям (строениям) и сооружениям, их кадастровой оценкой, требуют четкого межведомственного взаимодействия, координации и управления, согласованных по времени и объемам привлечения средств федерального, областного и местных бюджетов.
Необходимость решения указанных проблем программно-целевым методом обусловлена их комплексностью и взаимосвязанностью, что требует скоординированного выполнения разнородных мероприятий правового, организационного, производственного, опытно-конструкторского, технического, технологического и образовательного характера.
2. Цели, задачи, срок и этапы реализации Программы
Программа направлена на достижение следующих целей:
- создание условий для обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество;
- совершенствование системы налогового администрирования, создание полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости;
- совершенствование государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам.
Задачами Программы являются:
- создание единой системы государственного кадастрового учета, обеспечивающей индивидуализацию и идентификацию объектов недвижимости;
- информационное наполнение государственного кадастра недвижимости;
- развитие института налоговой оценки объектов недвижимости, проведение кадастровой оценки объектов недвижимости;
- сокращение временных издержек при государственном кадастровом учете объектов недвижимости и предоставлении сведений из государственного кадастра недвижимости.
Реализация Программы предусмотрена на период с 2007 по 2009 год и осуществляется в один этап.
Продолжение работ по подпрограмме "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)" федеральной целевой программы потребует в дальнейшем разработки социально-экономической целевой программы Архангельской области создания системы кадастра недвижимости на 2010-2011 годы.
3. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета и местных бюджетов.
Общий объем финансирования Программы составляет 213948,6 тыс.руб., в том числе:
- средства областного бюджета - 53988,6 тыс.руб.;
- средства федерального бюджета - 136767,0 тыс.руб.;
- средства местных бюджетов - 23193,0 тыс.руб.
Участие Архангельской области в реализации и финансировании мероприятий федеральной целевой программы определяется соглашением между Роснедвижимостью и администрацией Архангельской области.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объемы финансирования из федерального бюджета могут корректироваться в установленном порядке в зависимости от установленного федеральным бюджетом на очередной финансовый год объема финансирования федеральной целевой программы и планов Роснедвижимости в части поэтапного внедрения федеральной целевой программы в субъектах Российской Федерации.
Участие муниципальных образований Архангельской области в реализации мероприятий Программы за счет средств местных бюджетов подтверждается соглашениями между государственным заказчиком Программы и органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Архангельской области о намерениях по долевому участию в финансировании Программы.
Распределение объемов финансирования Программы
по источникам, направлениям расходования средств и годам
Источники и направления финансирования | Объем финансирования, тыс.руб. | |||
всего | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Всего по Программе | 213948,6 | 65858,6 | 77086,9 | 71003,1 |
в том числе: | ||||
областной бюджет | 53988,6 | 6395,4 | 21697,2 | 25896,0 |
федеральный бюджет | 136767,0 | 51297,7 | 47667,3 | 37802,0 |
местные бюджеты | 23193,0 | 8165,5 | 7722,4 | 7305,1 |
Прочие нужды, всего | 213948,6 | 65858,6 | 77086,9 | 71003,1 |
в том числе: | ||||
областной бюджет | 53988,6 | 6395,4 | 21697,2 | 25896,0 |
федеральный бюджет | 136767,0 | 51297,7 | 47667,3 | 37802,0 |
местные бюджеты | 23193,0 | 8165,5 | 7722,4 | 7305,1 |
4. Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (соглашений, договоров), заключаемых на конкурсной основе государственным заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий.
Финансирование работ по Программе за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика Программы в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год. Документированная информация, полученная в результате реализации Программы за счет средств областного бюджета, является областной собственностью в соответствии с действующим законодательством.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Мероприятия Программы, финансируемые за счет местных бюджетов, реализуются через органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области путем заключения контрактов (соглашений, договоров) с исполнителями работ.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: организационного плана действий по реализации мероприятий Программы, плана проведения конкурсов (при необходимости) на исполнение конкретных программных мероприятий, проектов контрактов (соглашений, договоров), заключаемых государственным заказчиком Программы с исполнителями программных мероприятий по итогам конкурсов, перечня работ по подготовке и реализации программных мероприятий конкретными исполнителями с определением объемов и источников финансирования, а также представление сводного отчета программных мероприятий по согласованным формам и установленным показателям.
5. Организация управления и контроль за ходом реализации Программы
Государственный заказчик Программы обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из федерального и областного бюджетов для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам за год.
Государственный заказчик Программы осуществляет свои функции по реализации Программы во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Архангельской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области.
Корректировка Программы, в том числе включение в нее новых мероприятий, осуществляется в установленном порядке по предложению государственного заказчика Программы.
Исполнители мероприятий Программы в установленном порядке отчитываются перед государственным заказчиком Программы о целевом использовании выделенных им финансовых средств.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют государственный заказчик Программы и Архангельское областное Собрание депутатов.
Контроль за ходом реализации Программы включает ежеквартальную и ежегодную отчетность о реализации мероприятий Программы и рациональном использовании исполнителями выделяемых им финансовых средств, качестве реализуемых мероприятий Программы, сроках выполнения контрактов (соглашений, договоров).
6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Социально-экономическая эффективность реализации Программы достигается за счет создания развитой информационной инфраструктуры, позволяющей обеспечить рациональное использование земель и иной недвижимости как важнейших составляющих национального богатства Архангельской области.
Программа предусматривает создание государственного кадастра недвижимости в целях обеспечения гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, их социальной и экономической защищенности.
Эффективность реализации мероприятий Программы состоит в создании условий для регулярного роста налоговой базы по земельному налогу и налогам на имущество, арендных платежей за землю, платежей от осуществления государственного земельного контроля, а также сборов, получаемых за предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости.
Существенный вклад в увеличение доходной части бюджетов всех уровней будет достигнут за счет более полного кадастрового учета недвижимости и ее государственной кадастровой оценки, в том числе дополнительно выявленных объектов налогообложения.
В результате реализации мероприятий Программы к 2009 году будет сформирована налоговая база, которая обеспечит ежегодный сбор земельного, имущественного налогов и арендной платы за землю на уровне 1,9 млрд. рублей, в том числе земельных платежей - 1 млрд. рублей.
В 2005 году соответствующие налоговые поступления составили 1,619 млрд. рублей, в том числе от сбора земельного налога и арендной платы за землю - 710 млн. рублей, налога на имущество организаций - 886,9 млн. рублей, налога на имущество физических лиц - 21,9 млн. рублей.
За время реализации Программы предполагается собрать более 5,2 млрд. рублей за счет налогов на недвижимое имущество и арендной платы, в том числе за счет реализации мероприятий Программы - 383,7 млн. рублей, из них:
- от инвентаризации земель населенных пунктов - 129,2 млн.руб.;
- от актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов - 246,9 млн.руб.;
- от инвентаризации и кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения - 7,6 млн.руб.
Актуализация кадастровой оценки земель садоводческих объединений граждан и земель особо охраняемых территорий и объектов будет выполнена в 2009 году. Экономический эффект от реализации данного мероприятия ожидается с 2010 года.
Проведение работ по массовой оценке объектов недвижимости позволит перейти к введению единого местного налога на недвижимость взамен существующих ныне земельного и имущественного налогов. Создание единого объекта недвижимости обеспечит активизацию сделок на рынке недвижимости, рост объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость.
Точность описания объектов недвижимости, их однозначная идентификация, привязка к местности, доступность сведений государственного кадастра недвижимости для организаций и граждан создадут условия для усиления гарантий прав на недвижимое имущество со стороны государства, позволят сократить срок проведения государственного кадастрового учета недвижимости до 20 календарных дней, а срок предоставления выписок из государственного земельного кадастра - до 4 рабочих дней.
Государственный кадастр недвижимости создается как интегрированный источник, содержащий в электронном виде полные и актуальные сведения об объектах недвижимости, позволяющие получать на его основе каталоги, справочные и аналитические материалы, с целью предоставления их органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также организациям и гражданам. Комплексность предоставляемых сведений, возможность проведения анализа и прогнозирования сделают информацию об объектах недвижимости более востребованной, что окажет существенное влияние на повышение эффективности принимаемых решений органов власти и субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Эффективность реализации Программы будет заключаться в активизации сделок на рынке земли и иной недвижимости, создании благоприятного делового климата и росте объемов инвестиций в реальный сектор экономики под гарантии прав на недвижимость, принятии эффективных решений по территориальному планированию и распоряжению земельными участками и прочно связанными с ними объектами недвижимости.
В результате реализации мероприятий Программы будут развиты рыночные институты, в том числе институт налоговой оценки объектов недвижимости, институт формирования объектов государственного кадастрового учета недвижимости, и созданы новые рабочие места.
7. Перечень основных мероприятий Программы
Программой планируется реализация следующих основных мероприятий:
- создание инфраструктуры системы государственного кадастра недвижимости;
- инвентаризация и перенос сведений из ранее созданных баз данных в государственный кадастр недвижимости;
- преобразование сведений с бумажных носителей в электронный вид, создание архивов электронных образов документов;
- создание цифровой картографической основы ведения государственного кадастра недвижимости, включая аэрофотосъемочные работы;
- создание опорной межевой сети;
- актуализация результатов государственной кадастровой оценки земель, массовая оценка объектов недвижимости, введение сведений в государственный кадастр недвижимости;
- инвентаризация земель населенных пунктов муниципальных образований Архангельской области;
- обучение работников управления Роснедвижимости по Архангельской области и ФГУ "Земельная кадастровая палата по Архангельской области".
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.