15 сентября 2009 г.
Постановлением Правительства Архангельской области от 15 сентября 2009 г. N 81-пп в преамбулу настоящего постановления внесены изменения
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", со статьей 5 областного закона от 26 ноября 2008 года N 626-31-ОЗ "О противодействии коррупции в Архангельской области",,# администрация Архангельской области постановляет:
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "от 26 декабря 2008 года N 273-ФЗ" следует читать: "от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ"
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области исполнительными органами государственной власти Архангельской области и аппаратом администрации Архангельской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области принять нормативные правовые акты по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов муниципальных образований.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности главы администрации |
С.Г. Молчанский |
Положение
о порядке проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов Архангельской области
и проектов нормативных правовых актов Архангельской области исполнительными органами государственной власти Архангельской области и аппаратом администрации Архангельской области
(утв. постановлением администрации Архангельской области от 26 января 2009 г. N 11-па/3)
15 сентября 2009 г.
I. Общие положения
Постановлением Правительства Архангельской области от 15 сентября 2009 г. N 81-пп в пункт 1 настоящего Положения внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
1. Настоящее Положение в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основе Методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2009 года N 196 (далее - Методика), определяет:
1) формы и порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области исполнительными органами государственной власти Архангельской области (далее - исполнительные органы) и аппаратом администрации Архангельской области (далее - аппарат администрации);
2) условия для проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области, учитываемой исполнительными органами и аппаратом администрации;
3) порядок осуществления контроля за проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области.
2. Под антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области (далее - антикоррупционная экспертиза) понимается экспертиза нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области на предмет предотвращения включения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в целях выявления и устранения таких положений.
3. Антикоррупционная экспертиза проводится в отношении следующих нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области:
1) проекты областных законов, проекты постановлений Архангельского областного Собрания депутатов, разработанные для внесения главой администрации Архангельской области в Архангельское областное Собрание депутатов в порядке законодательной инициативы;
2) проекты областных законов, проекты постановлений Архангельского областного Собрания депутатов, поступившие главе администрации Архангельской области для подготовки заключения;
3) проекты нормативных правовых актов главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области, разработанные исполнительными органами или (и) структурными подразделениями аппарата администрации;
4) проекты нормативных правовых актов исполнительных органов;
5) действующие областные законы, постановления Архангельского областного Собрания депутатов;
6) действующие нормативные правовые акты главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области;
7) действующие нормативные правовые акты исполнительных органов.
4. К формам проведения антикоррупционной экспертизы относятся:
1) антикоррупционная экспертиза, осуществляемая при подготовке проектов нормативных правовых актов Архангельской области;
2) антикоррупционная экспертиза подготовленных проектов нормативных правовых актов Архангельской области;
3) антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Архангельской области;
4) независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области;
5) контрольная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области, при разработке и (или) согласовании которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза.
5. В соответствии с разделами II-IV настоящего Положения антикоррупционной экспертизе обязательно подлежат нормативные правовые акты Архангельской области (и их проекты), направленные на регулирование отношений в следующих сферах:
1) размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Архангельской области;
2) управление и распоряжение государственным имуществом Архангельской области, а также земельными участками, участками недр, лесными, водными и иными природными ресурсами;
3) реализация полномочий Архангельской области по регулированию бюджетных правоотношений;
4) оказание государственной помощи (государственной поддержки), предоставление лицам государственных гарантий, бюджетных инвестиций, субсидий и иных выплат за счет средств областного бюджета;
5) выдача разрешений (лицензий), распределение квот, предоставление исполнительными органами государственной власти Архангельской области прав и преимуществ хозяйствующим субъектам;
6) осуществление государственного контроля и надзора исполнительными органами, а также осуществление полномочий по привлечению к административной ответственности;
7) оказание государственных услуг исполнительными органами и подведомственными им государственными учреждениями Архангельской области.
6. Антикоррупционная экспертиза иных нормативных правовых актов Архангельской области и их проектов в соответствии с разделами II-IV настоящего Положения может быть проведена на основании решения руководителя соответствующего исполнительного органа или структурного подразделения аппарата администрации, осуществляющего антикоррупционную экспертизу.
Постановлением Правительства Архангельской области от 15 сентября 2009 г. N 81-пп пункт 7 настоящего Положения изложен в новой редакции
7. Выявленные в нормативных правовых актах (проектах нормативных правовых актов) коррупциогенные факторы отражаются в экспертном заключении в последовательности, установленной Методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05 марта 2009 года N 196, в части типичных коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности с указанием норм (частей, глав, статей, разделов, пунктов, подпунктов, абзацев), в которых они обнаружены.
В экспертном заключении также указывается, что иных типичных коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, а также иных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, не обнаружено.
В экспертном заключении в обязательном порядке предусматриваются рекомендации по доработке проекта нормативного правового акта (внесению изменений в правовой акт), в котором выявлены положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с учетом высказанных замечаний.
Экспертное заключение может быть включено в иное заключение соответствующего исполнительного органа и структурного подразделения аппарата администрации, одновременно подготавливаемое на нормативный правовой акт Архангельской области и проект нормативного правового акта Архангельской области, либо в пояснительную записку к проекту нормативного правового акта.
8. Проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется на основе принципов системности и публичности.
II. Антикоррупционная экспертиза при подготовке проектов
нормативных правовых актов Архангельской области
9. Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Архангельской области осуществляется государственными гражданскими служащими исполнительных органов и структурных подразделений аппарата администрации, разрабатывающих указанные проекты.
10. Исполнительные органы и структурные подразделения аппарата администрации, разрабатывающие проекты нормативных правовых актов Архангельской области, учитывают результаты проводимой ими антикоррупционной экспертизы, предотвращая появление в проекте нормативного правового акта положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции.
Результаты антикоррупционной экспертизы разрабатываемого проекта нормативного правового акта Архангельской области в соответствии с Методикой отражаются исполнительными органами и структурными подразделениями аппарата администрации в пояснительной записке к проекту нормативного правового акта Архангельской области.
11. Антикоррупционная экспертиза при разработке проектов нормативных правовых актов Архангельской области проводится в срок, устанавливаемый руководителем исполнительного органа, структурного подразделения аппарата администрации, проводящего антикоррупционную экспертизу.
III. Антикоррупционная экспертиза подготовленных проектов
нормативных правовых актов Архангельской области
12. Антикоррупционную экспертизу проектов областных законов и проектов постановлений Архангельского областного Собрания депутатов осуществляют:
1) управление по работе с областным Собранием депутатов администрации области (далее - управление по работе с областным Собранием депутатов) - при доработке совместно с разработчиками проектов областных законов, проектов постановлений Архангельского областного Собрания депутатов, подготавливаемых для внесения главой администрации Архангельской области в порядке законодательной инициативы в Архангельское областное Собрание депутатов, при подготовке заключений на указанные проекты, а также при подготовке заключений главы администрации Архангельской области на проекты областных законов и поправок к ним, на проекты постановлений Архангельского областного Собрания депутатов, внесенные в Архангельское областное Собрание депутатов иными субъектами права законодательной инициативы;
2) государственно-правовое управление администрации Архангельской области (далее - государственно-правовое управление) - при проведении правовой экспертизы проектов областных законов, проектов постановлений Архангельского областного Собрания депутатов.
13. Иные заинтересованные исполнительные органы и структурные подразделения аппарата администрации при подготовке заключений на проекты областных законов, проекты постановлений Архангельского областного Собрания депутатов вправе провести антикоррупционную экспертизу проектов областных законов и проектов постановлений Архангельского областного Собрания депутатов.
14. Управление по работе с областным Собранием депутатов учитывает результаты антикоррупционной экспертизы, указанные в заключениях заинтересованных исполнительных органов и структурных подразделений аппарата администрации.
15. Антикоррупционная экспертиза проектов областных законов и проектов постановлений Архангельского областного Собрания депутатов, проводимая управлением по работе с областным Собранием депутатов, осуществляется в сроки, установленные Порядком организации законопроектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и структурных подразделениях аппарата администрации Архангельской области, утвержденным постановлением главы администрации Архангельской области от 18 июля 2005 года N 128, для доработки проектов областных законов и проектов постановлений Архангельского областного Собрания депутатов и подготовки заключений на них.
Государственно-правовое управление осуществляет антикоррупционную экспертизу проектов областных законов и проектов постановлений Архангельского областного Собрания депутатов в 10-дневный срок со дня их поступления в государственно-правовое управление в соответствии с Порядком организации законопроектной деятельности в исполнительных органах государственной власти Архангельской области и структурных подразделениях аппарата администрации Архангельской области.
16. Государственно-правовое управление осуществляет антикоррупционную экспертизу при проведении правовой экспертизы разработанных исполнительными органами и структурными подразделениями аппарата администрации проектов нормативных правовых актов главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области.
17. Государственно-правовое управление по результатам антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области в 10-дневный срок подготавливает экспертное заключение в соответствии с Методикой и направляет его разработчику проекта для устранения выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции.
18. Разработчик проектов нормативных правовых актов главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области осуществляет их доработку, обеспечивающую устранение указанных в правовом заключении по результатам антикоррупционной экспертизы положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции. Доработанные проекты нормативного правового акта главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области направляются разработчиками в государственно-правовое управление для согласования в установленном порядке.
IV. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Архангельской области
19. Антикоррупционная экспертиза действующих нормативных правовых актов Архангельской области проводится:
1) управлением по работе с областным Собранием депутатов - в отношении действующих областных законов, постановлений Архангельского областного Собрания депутатов;
2) государственно-правовым управлением - в отношении действующих нормативных правовых актов главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области;
3) исполнительными органами - в отношении действующих нормативных правовых актов соответствующих исполнительных органов.
20. Антикоррупционная экспертиза действующих областных законов, постановлений Архангельского областного Собрания депутатов, нормативных правовых актов главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области проводится в соответствии с перечнем нормативных правовых актов Архангельской области, подлежащих антикоррупционной экспертизе, утверждаемым главой администрации Архангельской области.
21. В перечень нормативных правовых актов Архангельской области, подлежащих антикоррупционной экспертизе, включаются действующие областные законы, постановления Архангельского областного Собрания депутатов, нормативные правовые акты главы администрации Архангельской области, администрации Архангельской области и иных исполнительных органов с учетом информации об их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их применения, обращений граждан и организаций.
22. Не проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Архангельской области, отмененных или признанных утратившими силу.
23. По результатам антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Архангельской области орган, уполномоченный на ее проведение, готовит в установленном порядке предложения о внесении в прошедший антикоррупционную экспертизу нормативный правовой акт Архангельской области изменений, обеспечивающих устранение выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции.
24. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов исполнительных органов принимается руководителями исполнительных органов.
V. Условия проведения независимой антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов
Архангельской области
25. Независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области проводится самостоятельно в инициативном порядке за счет собственных средств гражданами и организациями, принявшими решение о целесообразности проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области и не принимавшими непосредственного участия в их подготовке.
26. Для обеспечения проведения независимой экспертизы подготовленного проекта нормативного правового акта Архангельской области исполнительный орган или структурное подразделение аппарата администрации размещает его электронную версию на официальном интернет-сайте администрации Архангельской области до направления проекта нормативного правового акта Архангельской области в установленном порядке представителю главы администрации Архангельской области в Архангельском областном Собрании депутатов или на правовую экспертизу в государственно-правовое управление.
27. Для обеспечения проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области, перечень нормативных правовых актов Архангельской области, подлежащих антикоррупционной экспертизе, размещается на официальном интернет-сайте администрации Архангельской области.
28. Независимая антикоррупционная экспертиза может проводиться заинтересованными гражданами или организациями в отношении действующих нормативных правовых актов Архангельской области, не включенных в перечень нормативных правовых актов Архангельской области, подлежащих антикоррупционной экспертизе.
29. По результатам независимой антикоррупционной экспертизы проводившие ее граждане или организация оформляют экспертное заключение в соответствии с Методикой.
30. Экспертное заключение по результатам независимой экспертизы проекта нормативного правового акта Архангельской области направляется в адрес его разработчика в течение 10 дней с момента размещения проекта нормативного правового акта Архангельской области на официальном интернет-сайте администрации Архангельской области.
31. Экспертное заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы действующих нормативных правовых актов Архангельской области, включенных в перечень нормативных правовых актов Архангельской области, подлежащих антикоррупционной экспертизе, направляется:
1) в управление по работе с областным Собранием депутатов - в отношении действующих областных законов, постановлений Архангельского областного Собрания депутатов;
2) в государственно-правовое управление - в отношении действующих нормативных правовых актов главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области;
3) исполнительным органам - в отношении нормативных правовых актов соответствующих исполнительных органов.
32. Электронная копия экспертного заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы может быть направлена посредством электронной почты.
33. Исполнительный орган, структурное подразделение аппарата администрации рассматривают представленные по результатам независимой антикоррупционной экспертизы заключения по проектам нормативных правовых актов Архангельской области и анализируют целесообразность полного или частичного учета поступивших замечаний.
34. В случае несогласия исполнительного органа, структурного подразделения аппарата администрации с выводом независимой экспертизы о наличии в проекте нормативного правового акта Архангельской области положения, способствующего созданию условий для проявления коррупции, к проекту прилагается также обоснование выраженного несогласия.
35. В случае обнаружения в действующих нормативных правовых актах Архангельской области, прошедших независимую антикоррупционную экспертизу, положений, способствующих проявлениям коррупции, управление по работе с областным Собранием депутатов и государственно-правовое управление готовят в установленном порядке предложения о внесении в правовой акт изменений, обеспечивающих устранение указанных положений.
VI. Контроль за проведением антикоррупционной экспертизы
36. Контроль за проведением антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области осуществляется межведомственным координационным советом по противодействию коррупции при главе администрации Архангельской области (далее - межведомственный совет).
37. С целью контроля за проведением антикоррупционной экспертизы по представлению межведомственного совета проводится контрольная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области, в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза.
38. Межведомственный совет определяет перечень нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области, направляемых на контрольную антикоррупционную экспертизу.
39. Контрольная антикоррупционная экспертиза проводится рабочей группой, созданной межведомственным советом из числа государственных гражданских служащих государственно-правового управления, управления по работе с областным Собранием депутатов, исполнительных органов, а также внешних экспертов, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
40. Руководители исполнительных органов и структурных подразделений аппарата администрации ежегодно, до 20 января, направляют в отдел административных органов администрации Архангельской области информацию по итогам прошедшего года:
1) о количестве и составе (перечне) проведенных антикоррупционных экспертиз проектов нормативных правовых актов Архангельской области;
2) доле проектов нормативных правовых актов Архангельской области, из числа принятых (утвержденных), прошедших антикоррупционную экспертизу;
3) о выполнении (невыполнении) графика проведения антикоррупционных экспертиз ранее принятых (утвержденных) нормативных правовых актов Архангельской области;
4) о количестве случаев и динамике случаев (по полугодиям) выявления в результате антикоррупционных экспертиз каждого типичного и иного коррупционного фактора и проявления коррупциогенности (в табличной форме в соответствии с Методикой);
5) о количестве случаев и динамике случаев (по полугодиям и к предыдущим годам) выявления в результате антикоррупционных экспертиз каждого типичного и иного коррупционного фактора и проявления коррупциогенности (в табличной форме в соответствии с Методикой);
6) о количестве и составе (перечне) поступивших заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы с указанием представивших их граждан и организаций;
7) о количестве случаев и динамике случаев (по полугодиям и к предыдущим годам) непризнания исполнительным органом государственной власти указанных в заключениях по результатам независимой антикоррупционной экспертизы типичного и иного коррупционного фактора и проявления коррупциогенности (в табличной форме в соответствии Методикой);
8) об устранении (случаях неустранения) выявленных типичного и иного коррупционного фактора и проявления коррупциогенности (в табличной форме в соответствии с Методикой);
9) о нарушениях (отсутствии нарушения) требований настоящего Положения.
41. Отдел административных органов ежегодно, до 20 февраля, готовит и представляет в межведомственный совет проект сводного доклада по итогам работы по снижению коррупционных рисков, создаваемых нормативными правовыми актами Архангельской области (по предотвращению, выявлению и устранению выявленных типичного и иного коррупционного фактора и проявления коррупциогенности), с оценкой результатов проделанной работы и приложением указанной информации в обобщенном виде с дифференциацией по исполнительным органам и структурным подразделениям.
42. Межведомственный совет размещает указанный проект сводного доклада в установленном порядке на официальном интернет-сайте администрации Архангельской области в течение пяти рабочих дней со дня поступления и информирует о его размещении средства массовой информации с приглашением к заинтересованным лицам направлять свои замечания и предложения по проекту доклада в электронном или (и) письменном виде в адрес межведомственного совета.
43. В течение месяца со дня размещения проекта доклада на официальном интернет-сайте администрации Архангельской области межведомственный совет проводит заседание, на котором проводится публичное его обсуждение.
На обсуждение приглашаются заинтересованные участники (их представители) проведения независимой антикоррупционной экспертизы, члены рабочей группы (при ее наличии), авторы поступивших замечаний и предложений по проекту доклада.
44. Доработанный по итогам состоявшегося обсуждения проект сводного доклада не позднее чем через три рабочих дня после состоявшегося заседания направляется межведомственным советом на утверждение главы администрации Архангельской области.
45. Глава администрации Архангельской области при необходимости принимает решение по результатам рассмотрения сводного доклада.
46. Утвержденный сводный доклад по итогам работы по снижению коррупционных рисков, создаваемых нормативными правовыми актами Архангельской области (по предотвращению, выявлению и устранению выявленных типичного и иного коррупционного фактора и проявления коррупциогенности), размещается в сети Интернет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление администрации Архангельской области от 26 января 2009 г. N 11-па/3 "Об утверждении Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Архангельской области и проектов нормативных правовых актов Архангельской области исполнительными органами государственной власти Архангельской области и администрацией Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волна" от 3 февраля 2008 г. N 4(1168)
Постановлением Правительства Архангельской области от 5 апреля 2011 г. N 97-пп настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Архангельской области от 13 апреля 2010 г. N 106-пп
Постановление Правительства Архангельской области от 15 сентября 2009 г. N 81-пп