19 мая 2003 г., 30 апреля 2009 г., 18 июня 2010 г.
Постановлением главы администрации Архангельской области от 30 апреля 2009 г. N 62 в преамбулу настоящего постановления внесены изменения
В целях реализации Постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", защиты населения и окружающей среды от негативного влияния производственной деятельности предприятий нефтяной отрасли топливно-энергетического комплекса постановляю:
1. Возложить обязанности общего руководства и координации деятельности по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области на Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области.
2. Утвердить прилагаемые Основные требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области.
Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области с привлечением необходимых специалистов оказывать методическую помощь в разработке планов организациям и предприятиям всех форм собственности.
Постановлением главы администрации Архангельской области от 19 мая 2003 г. N 82 пункт 3 настоящего постановления изложен в новой редакции
3. Организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов:
- при разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - планы) руководствоваться основными требованиями к разработке планов на территории Архангельской области, согласовывать разработанные планы с департаментом природных ресурсов администрации области, ГУПР по Архангельской области, Архангельским отделом Управления Северного округа Госгортехнадзора России и представлять на утверждение в Главное управление ГО и ЧС по Архангельской области;
- при организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области руководствоваться Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240.
4. Главному управлению по делам по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям области систематически комиссионно проверять готовность сил и средств к локализации и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на опасных объектах с привлечением представителей территориальных и федеральных органов государственного надзора.
5. Департаменту природных ресурсов администрации области организовать проведение геоэкологического обследования территорий потенциальных источников загрязнения природной среды нефтью и нефтепродуктами за счет средств на восстановление минерально-сырьевой базы, аккумулируемых в бюджете области, и других источников финансирования.
6. Рекомендовать руководству внебюджетного государственного экологического фонда области предусмотреть в плане финансирования природоохранных мероприятий на 2001 год средства для выполнения работ по организации централизованного сбора и утилизации отработанных масел.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области утвердить соответствующие требования к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей территорий.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя областной комиссии по чрезвычайным ситуациям Орлова П.П.
Глава администрации области |
А.А. Ефремов |
Постановлением главы администрации Архангельской области от 19 мая 2003 г. N 82 в настоящие Основные требования внесены изменения
Основные требования
к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных
разливов нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области
(утв. постановлением главы администрации Архангельской области от 29 марта 2001 г. N 126)
19 мая 2003 г., 30 апреля 2009 г.
1. Основные требования разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, а также организации взаимодействия сил и средств, привлекаемых для их ликвидации на территории Архангельской области.
2. Планы разрабатываются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и учетом максимально возможного объема разлившихся нефти и нефтепродуктов, который определяется для следующих объектов:
нефтеналивное судно - 2 танка;
нефтеналивная баржа - 50 процентов ее общей грузоподъемности;
стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы - 1500 тонн;
автоцистерна - 100 процентов объема;
железнодорожный состав - 50 процентов общего объема цистерн в железнодорожном составе;
трубопровод при прорыве - 25 процентов максимального объема прокачки в течение 6 часов и объем нефти между запорными задвижками на прорванном участке трубопровода;
трубопровод при проколе - 2 процента максимального объема прокачки в течение 14 дней.
стационарные объекты хранения нефти и нефтепродуктов - 100 процентов объема максимальной емкости одного объекта хранения.
3. Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий: локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы РФ, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.
4. Планы должны предусматривать:
а) прогнозирование возможных разливов нефти и нефтепродуктов;
б) место наиболее вероятного разлива, сорт и ориентировочное количество нефти;
в) количество сил и средств, достаточное для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
г) организацию взаимодействия сил и средств;
д) состав и дислокацию сил и средств;
с) организацию управления, связи и оповещения (схема связи и оповещения);
ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в установленной степени готовности;
з) систему взаимного обмена информацией между организациями - участниками ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
и) первоочередные действия при получении сигнала о чрезвычайной ситуации;
к) географические, навигационно-гидрографические, гидрометеорологические и другие особенности региона разлива нефти и нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
л) обеспечение безопасности населения и оказание медицинской помощи;
м) график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
н) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операции по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
о) очистку сооружений, нефтесборных средств и техники после завершения работ по ликвидации разлива нефтепродуктов;
Постановлением главы администрации Архангельской области от 30 апреля 2009 г. N 62 в подпункт "п" пункта 4 настоящих Основных требований внесены изменения
п) способ и место уничтожения загрязненного нефтью мусора, которые исключают повторное загрязнение окружающей среды, место уничтожения определяется КЧС муниципального образования;
р) организацию подготовки и обучения личного состава специализированного подразделения по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
5. При расчете необходимого количества сил и средств учитываются:
а) максимально возможный объем разлившихся нефти и нефтепродуктов;
б) площадь разлива;
в) год ввода в действие и год последнего капитального ремонта объекта;
г) максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
д) физико-химические свойства нефти и нефтепродуктов;
е) влияние места расположения объекта на скорость распространения нефти и нефтепродуктов с учетом возможности их попадания в морские и речные акватории, во внутренние водоемы;
ж) гидрометеорологические, гидрогеологические и другие условия в месте расположения объекта;
з) возможности имеющихся на объекте сил и средств, а также профессиональных аварийно-спасательных формирований, дислоцированных в регионе (при условии их письменного согласия на участие в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов);
и) наличие полигонов по перевалке, хранению и переработке нефтяных отходов;
к) транспортная инфраструктура в районе разлива нефти и нефтепродуктов;
л) время доставки сил и средств к месту чрезвычайной ситуации;
м) время локализации разлива нефти и нефтепродуктов, которое не должно превышать 4 часов при разливе в акватории и 6 часов - при разливе на почве.
6. Предприятие, у которого произошел разлив, службы муниципальных образований, а также при ЧС территориального значения областные службы обязаны в кратчайшие сроки приступить к локализации и ликвидации аварийного разлива.
7. Руководство и планирование работ по ликвидации последствий аварии осуществляют:
- технический руководитель предприятия - виновника аварии или лицо, определенное планом ликвидации аварии, в случае ЧС локального значения и в случае ЧС местного значения, когда проводимые предприятием работы органами надзора признаются достаточными;
- лицо, определенное планом ликвидации аварии, или лицо, назначенное комиссией по чрезвычайным ситуациям Архангельской области, в случае ЧС территориального значения и в случае ЧС местного значения, когда проводимые предприятием работы органами надзора признаются недостаточными.
8. Финансирование работ по ликвидации последствий аварий, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, осуществляет предприятие, у которого произошел разлив.
9. Доклад о разливе нефти или нефтепродуктов в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и департамент природных ресурсов администрации области должен производиться немедленно.
10. Отчет о проведении работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен содержать следующие сведения:
- причина и обстоятельства разливов нефти и нефтепродуктов;
- описание и оценка действий органов управления при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов;
- оценка эффективности сил и специальных технических средств, применяемых в ходе работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- затраты на проведение работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, включая расходы на локализацию, сбор, утилизацию нефти и нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории;
- расходы на возмещение (компенсацию) ущерба, нанесенного водным биологическим ресурсам;
- уровень остаточного загрязнения территорий (акваторий) после выполнения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- состояние технологического оборудования организации, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;
- предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организации и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).
Указанный отчет с приложением к нему необходимых карт (планов), расчетов, графиков, других справочных материалов хранится в соответствующих комиссиях по чрезвычайным ситуациям не менее пяти лет.
11. Страхование организаций, предприятий, осуществляющих производственную деятельность, связанную с добычей, подготовкой, переработкой, хранением, реализацией и транспортировкой нефти и нефтепродуктов, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязательно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление главы администрации Архангельской области от 29 марта 2001 г. N 126 "О мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на территории Архангельской области"
Текст постановления опубликован в газете "Волна", N 15, 18 апреля 2001 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Архангельской области от 18 июня 2010 г. N 120-у
Постановление главы администрации Архангельской области от 30 апреля 2009 г. N 62
Постановление главы администрации Архангельской области от 19 мая 2003 г. N 82