Решение Архангельского областного суда
от 19 августа 2014 г. N 3-51/2014
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Архангельского областного суда Лобановой Н.В.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Стрекина С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. N 473-пп,
установил:
постановлением правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. N 473-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Абзацами 18 и 20 раздела V указанной территориальной программы установлены следующие территориальные нормативы финансовых затрат за счет средств областного бюджета на единицу объема медицинской помощи на 2015 и 2016 годы:
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, - 61 727,9 рубля на 2015 г. и 66 359,2 рубля на 2016 г.;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), - 1 732,9 рубля на 2015 г., 1 734,0 рубля на 2016 г.
Текст постановления с приложениями официально опубликован в печатном издании "Волна" N 43, 29 октября 2013 г.
Оспариваемый нормативный правовой акт вступил в силу с 1 января 2014 г., на дату рассмотрения дела действует в редакции постановления правительства Архангельской области от 27 мая 2014 г. N 214-пп.
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просил признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положения абзацев 18 и 20 раздела V Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. N 473-пп, в части установления территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи за счет средств областного бюджета на 2015 и 2016 годы.
В обоснование заявления указано, что в нарушение требований п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", абзацев 18, 20 и 25 раздела VI Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 г. N 932, оспариваемыми положениями нормативного правового акта снижены нормативы финансовых затрат на оказание соответствующих видов медицинской помощи за счет средств областного бюджета, чем нарушено право граждан на получение бесплатно медицинских услуг в определенном федеральным законодательством объеме государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Стрекин С.Н. уточненные требования поддержал по изложенным основаниям.
Представитель правительства Архангельской области Чуркина К.С. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт принят компетентным органом государственной власти Архангельской области в пределах его полномочий; установленные им нормативы затрат бюджета Архангельской области на финансирование оказания отдельных видов медицинской помощи на 2015 и 2016 годы носят прогнозный характер и соответствуют размеру бюджетных ассигнований на финансирование указанной программы, определенных исходя из требуемого объема медицинской помощи с учетом особенностей половозрастного состава населения области, уровня и структуры заболеваемости, основанных на данных медицинской статистики, а также климатических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, принявших нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав установлены Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Указанное право реализуется путем разработки, утверждения и реализации федеральной и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В силу пункта 3 части 1 статьи 16, части 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункта 1 статьи 37 закона Архангельской области от 18 марта 2013 г. N 629-38-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере охраны здоровья граждан" разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относится к полномочиям правительства Архангельской области.
Форма и порядок принятия правительством Архангельской области оспариваемого нормативного правового акта соблюдены, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, участвующими в деле лицами не оспаривается.
Вместе с тем, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, федеральный законодатель одновременно установил объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.
Часть 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации право утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В силу части 1 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, эти территориальные программы могут содержать как дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, и дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, так и дополнительные объемы страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных названным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования; базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющая права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо. Указанные в названной части значения нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо устанавливаются также по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения (пункт 2 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (пункт 3 статьи 36 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Таким образом, территориальные программы государственных гарантий предоставления гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи могут определять только дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи, но не исключать или снижать их.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 N 932 (далее по тексту - Программа), включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В частности, разделом VI Программы утверждены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.
Так, абзацами восемнадцатым и двадцатым указанного раздела Программы установлено, что средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2015 и 2016 годы за счет средств соответствующих бюджетов составляют:
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, 79 668,6 рубля на 2015 год и 83 094 рубля на 2016 год;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), 2 137 рублей на 2015 год и 2 228,9 рубля на 2016 год.
Поскольку установленные оспариваемыми в данном деле положениями Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. N 473-пп, нормативы финансовых затрат за счет средств областного бюджета на единицу объема медицинской помощи на 2015 и 2016 годы определены в меньшем размере в сравнении с приведенными федеральными нормативами, эти положения подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству, снижающими уровень правовых гарантий, установленных федеральным законодательством в области охраны здоровья граждан.
Приведенные правительством Архангельской области доводы о том, что оспариваемые положения указанной Территориальной программы являются плановыми, фактически не применяются в текущем году, в силу чего не подлежат признанию недействующими, судом отклоняются.
В связи с внесением Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ изменений в Бюджетный кодекс РФ осуществлен переход на перспективное финансовое планирование. Основной целью указанных изменений являлось, в числе прочего, повышение обоснованности планирования бюджетных расходов, в том числе, предоставление государственным учреждениям права заключать государственные контракты на три года или на весь срок реализации долгосрочных целевых программ (инвестиционных проектов) в целях эффективного использования бюджетных средств.
Помимо изложенного, как следует из отзыва правительства Архангельской области, установленные оспариваемым нормативным правовым актом нормативы финансовых затрат на случаи оказания медицинской помощи будут использованы в текущем году при составлении проекта областного бюджета на 2015 г. и плановый период 2016-2017 годов.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что установленные оспариваемым нормативным правовым актом нормативы финансовых затрат за счет средств областного бюджета на единицу объема медицинской помощи, в том числе на плановый период 2015-2016 годов, в рассматриваемом случае могут быть предметом проверки в порядке нормоконтроля.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27 января 2004 г. N 1-П, о моменте, с которого признанный судом общей юрисдикции противоречащим федеральному законодательству нормативный правовой акт не подлежит применению, оспариваемые положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. N 473-пп, подлежат признанию недействующими с даты вступления данного судебного постановления в законную силу.
В силу требований части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете "Волна".
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу следующие положения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г. N 473-пп:
положения абзаца 18 раздела V - в части установления территориальных нормативов финансовых затрат на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 61 727,9 рубля на 2015 год, 66 359,2 рубля на 2016 год;
положения абзаца 20 раздела V - в части установления территориальных нормативов финансовых затрат на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств областного бюджета - 1 732,9 рубля на 2015 год, 1 734,0 рубля на 2016 год.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.В. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 19 августа 2014 г. N 3-51/2014
Текст решения официально опубликован не был