Решение Архангельского областного суда
от 14 октября 2014 г. N 3-60
Именем Российской Федерации
Архангельский областной суд в составе:
судьи Гудушина Н.Б.,
при секретаре Терентьевой А.А.,
с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Подчередниченко О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по заявлению открытого акционерного общества "Сети" о признании недействующим постановления агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 21 августа 2014 г. N 35-т/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемую ОАО "Сети" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Новодвинск" и муниципального образования "Лисестровское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" в части пункта 1, приложения N 1,
установил:
постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее по тексту - Агентство) от 21 августа 2014 г. N 35-т/2 установлены тарифы на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемую ОАО "Сети" (ИНН <данные изъяты>) потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Новодвинск" и муниципального образования "Лисестровское" муниципального образования "Приморский муниципальный район".
В соответствии с пунктом 1 названного постановления тарифы, указанные в приложении N 1, действуют с 12 сентября 2014 г. по 31 декабря 2014 г.
Согласно приложению N 1 для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, одноставочный тариф на тепловую энергию составляет 1049,35 руб./Гкал, а для населения (с учетом НДС) - 1238,23 руб./Гкал.
Текст постановления с приложениями официально опубликован в печатном издании <данные изъяты> N <данные изъяты>, 2 сентября 2014 г.
ОАО "Сети" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими со дня принятия указанных положений, ссылаясь на их противоречие Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлению Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", поскольку при установлении тарифов не были учтены (снижены) расходы заявителя на сырье и материалы, на ремонт основных средств, на амортизацию основных средств, на оплату услуг и работ, выполняемых другими организациями.
В судебном заседании представители заявителя Билева Ю.Л., Волкова Т.Н. заявление поддержали.
Представители Агентства Главацкая А.Н., Кузнецов А.А., Мищук Е.С., Петухов А.В. возражали против удовлетворения заявления.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оспариваемые положения подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 246 ГПК РФ).
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Правовое регулирование отношений в сфере теплоснабжения, включая регулирование тарифов, осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения".
Общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в частности, являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (статья 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации.
Аналогичные положения о продолжительности срока действия установленных тарифов содержатся в пункте 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075).
В целях обеспечения стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями пунктом 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предусмотрено, что в отношении источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей теплоснабжающей (теплосетевой) организации, которая в порядке правопреемства в текущий период регулирования в полном объеме приобрела права и обязанности организации, осуществлявшей регулируемые виды деятельности, применяются тарифы, установленные для реорганизованной организации, без открытия дела об установлении цен (тарифов) до утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) в установленном порядке.
Под установленным порядком утверждения для организации-правопреемника цен (тарифов) следует понимать порядок, регламентированный Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075.
Согласно пункту 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения они устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
Пунктом 7 Правил (в редакции, действовавшей до 24 августа 2014 г.) предусматривалось, что цены (тарифы) и (или) предельные уровни тарифов вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. Действие названного пункта не распространялось:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать как "в редакции, действовавшей до 24 августа 2013 г."
а) на решения органов регулирования о приведении ранее принятых решений об установлении цен (тарифов) или предельных уровней тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации;
б) на решения органов регулирования об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения, устанавливаемой в соответствии с Основами ценообразования в индивидуальном порядке;
в) на решения органов регулирования об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов);
г) на решения органов регулирования об установлении тарифов на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов).
Как установлено по делу, в Архангельской области органом, устанавливающим цены (тарифы) в сфере теплоснабжения, является агентство по тарифам и ценам Архангельской области, действующее на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Следует читать как "от 18 декабря 2009 г. N 214-пп"
ОАО "Сети" осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, по передаче, распределению пара и горячей воды (тепловой энергии). Данное общество создано путем реорганизации в форме преобразования муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> муниципального образования "Город Новодвинск", поставлено на налоговый учет 1 апреля 2014 года.
Следовательно, в соответствии с пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ) к вновь возникшему лицу - ОАО "Сети" перешли права и обязанности реорганизованного юридического лица (МУП <данные изъяты>) в соответствии с передаточным актом.
Состав подлежащего приватизации имущества МУП <данные изъяты> (имущественный комплекс), передаваемого ОАО "Сети" в соответствии с актом, указан в приложении N 1 к постановлению администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 26 ноября 2013 г. N 1289-па.
В состав данного имущества вошли тепловые сети и другие объекты теплоснабжения, что подтверждается материалами дела, никем не оспаривается.
По делу также установлено, что для правопредшественника заявителя постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2013 г. N 82-т/20 были установлены тарифы на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые МУП <данные изъяты> потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Новодвинск" и муниципального образования "Лисестровское" муниципального образования "Приморский муниципальный район".
На период с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. одноставочный тариф на тепловую энергию составлял для прочих потребителей 1045,00 руб./Гкал, для населения (с учетом НДС) 1233,10 руб./Гкал.
Указанные тарифы подлежали применению заявителем до 12 сентября 2014 г., что лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
16 июня 2014 г. ОАО "Сети" обратилось с заявлением в Агентство об установлении тарифов на тепловую энергию, указав период регулирования 2014 год, метод - экономически обоснованные расходы (затраты).
По инициативе Агентства в связи с непредоставлением регулируемой организацией необходимых материалов (документов) распоряжением от 27 июня 2014 г. N 245-о/т открыто дело об установлении на 2014 год тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Сети", выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Проанализировав указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что у Агентства отсутствовал повод для установления на 2014 год тарифов на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Сети", поскольку в указанный период регулирования в силу пункта 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения для заявителя подлежали применению тарифы на тепловую энергию, ранее установленные постановлением Агентства от 18 декабря 2013 г. N 82-т/20.
Суд не может согласиться с доводами заявителя и заинтересованного лица о том, что ОАО "Сети" является организацией, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, что, по мнению указанных лиц, допускает их установление до истечения 2014 года.
К ОАО "Сети" в полном объеме перешли права и обязанности МУП <данные изъяты>, осуществлявшего рассматриваемый регулируемый вид деятельности с использованием тех же тепловых сетей и объектов теплоснабжения, поэтому для заявителя тарифы должны утверждаться в общем порядке с учетом минимальной продолжительности срока действия ранее установленных тарифов.
Суд также отмечает, что в соответствии с оспариваемыми нормами величина тарифов на тепловую энергию возросла в сравнении с установленной ранее, что очевидно не соответствует интересам потребителей, которые в силу требований закона были вправе рассчитывать на неизменность величины тарифов до конца 2014 года.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Суд полагает признать недействующими оспариваемые положения со дня их принятия, поскольку применение повышенных тарифов нарушает права потребителей тепловой энергии, а оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта в названной части недействующим с иного времени судом не установлено.
В силу требований части 3 статьи 253 ГПК РФ, пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", статьи 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" после вступления решения суда в законную силу сообщение о нем должно быть опубликовано в печатном издании - газете <данные изъяты>.
На основании части 1 статьи 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей в виде уплаченной государственной пошлины при подаче заявления в суд (платежное поручение от 17 сентября 2014 г. N 940) подлежат возмещению.
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление открытого акционерного общества "Сети" удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия постановление агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 21 августа 2014 г. N 35-т/2 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемую ОАО "Сети" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Новодвинск" и муниципального образования "Лисестровское" муниципального образования "Приморский муниципальный район" в части пункта 1, приложения N 1.
Взыскать с агентства по тарифам и ценам Архангельской области в пользу открытого акционерного общества "Сети" судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче заявления в суд <данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.
Судья |
Н.Б. Гудушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Архангельского областного суда от 14 октября 2014 г. N 3-60
Текст решения официально опубликован не был