Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел 3. Споры, вытекающие из жилищных отношений
3.1. Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Г. обратилась с иском к МО о предоставлении по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения, указав, что является собственником комнаты, находящейся в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания. Просила обязать МО предоставить отдельное жилое помещение по норме предоставления, поскольку с 16.05.2011 является малоимущей одиноко проживающей гражданкой, принятой на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что Г., являясь собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, и признанной нуждающейся в жилом помещении в установленном законом порядке, имеет право на обеспечение ее иным жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился и указал следующее.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Г. с 16.05.2011 имеет статус малоимущего гражданина, приказом главы администрации территориального округа от 27.05.2011 принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Дом, в котором проживает истец, включен в программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах". Расселение жильцов и снос дома в рамках данной программы запланирован на 4 квартал 2015 года.
Распоряжением администрации МО от 25.06.2014 принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно со ссылкой на статью 57 Жилищного кодекса РФ, предусматривающую признание жилых помещений непригодными для проживания как самостоятельное основание для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, удовлетворил исковые требования истца.
Указание в апелляционной жалобе на то, что жилое помещение, в котором проживала Г., принадлежит ей на праве собственности, правильность выводов суда первой инстанции не опровергает, поскольку законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу статьи 57 Жилищного кодекса РФ может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Вместе с тем судебная коллегия пришла к выводу о том, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение в собственность, а не по договору социального найма, как это указано в решении суда первой инстанции.
Разъясняя порядок применения статьи 32 Жилищного кодекса РФ, Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 20, 22 Постановления от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указал, что данное положение закона, принятое в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения, в связи с чем собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп по своему выбору.
Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, предусматривающем, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Принимая во внимание, что жилое помещение, признанное непригодным, принадлежало истцу на праве собственности, то и предоставляемое взамен жилое помещение должно быть предоставлено в том же правовом режиме, а не по договору социального найма.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам от 30.10.2014 по делу N 33-5604/2014.
3.2. Отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Т. обратилась с иском к МО о понуждении к предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения, указав, что относилась к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Полагала, что по вине ответчика она не встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до 23 лет, в связи с чем не воспользовалась льготой по предоставлению жилого помещения.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что, поскольку истец Т. до достижения 23 лет не состояла на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, обратилась за получением жилья только после достижения возраста 29 лет, она утратила право на предоставление данной меры социальной поддержки от государства.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда не согласился и указал следующее.
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пункту 3 статьи 11 Областного закона от 17.12.2012 N 159-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области" право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. "от 17.12.2012 N 159-36-ОЗ" следует читать как "от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ"
Статьей 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что, если дети сироты не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу названного закона, то действие положений статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ и Жилищного кодекса РФ в редакциях ФЗ N 15 распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу названного Федерального закона, то есть до 01.01.2013, и им в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ в порядке, установленном областным законом N 159-36-ОЗ, может быть предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. "от 17.12.2012 N 159-36-ОЗ" следует читать как "от 17.12.2012 N 591-36-ОЗ"
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке их права на обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.
Такие обстоятельства установлены по данному делу, а именно: до достижения истцом возраста 18 лет органами опеки и попечительства, компетентным органом местного самоуправления, осуществляющим надзор за соблюдением прав детей-сирот на жилое помещение, не было предпринято мер по сохранению за ней ранее занимаемого жилого помещения в пригодном для проживания состоянии, закреплению жилого помещения пригодного для проживания, либо постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Сведений о том, что опекун, либо истец были поставлены в известность соответствующими органами местного самоуправления о том, что за истцом закреплено жилое помещение, а также о том, что оно пришло в непригодное для проживания состояние, не представлено.
Таким образом, у Т. возникло право на обеспечение ее жилым помещением специализированного жилищного фонда, поскольку отсутствие истца на учете нуждающихся в жилых помещениях связано с ненадлежащим выполнением обязанностей по защите прав этого лица органами опеки и попечительства. Неисполнение органом местного самоуправления надлежащим образом своих обязанностей не может являться основанием для лишения в последующем лица, нуждающегося в предоставлении жилья, права на его получение.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам от 01.12.2014 по делу N 33-6179/2014.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.