Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению областного Собрания депутатов
от 17 октября 2012 г. N 1596
Стратегия Архангельской области по защите населения
от последствий потребления табака на 2012-2020 годы
1. Введение
Курение является одним из наиболее серьезных предотвратимых факторов риска для здоровья, которому подвергаются не только курящие граждане, но и те, кто вынужден вдыхать табачный дым из окружающего воздуха.
По данным исследования "Глобальный опрос взрослого населения о потреблении табака" (GATS) 2009 года, в России курит почти 40% населения, из них практически половина граждан России в самой экономически и демографически активной возрастной группе - от 19 до 44 лет. Курят около 43,9 миллиона взрослых жителей страны, т.е. 60,2% мужчин и 21,7% женщин.
Тем же опросом выявлено, что ежедневно курят 33,8% взрослых, причем их число среди мужчин (55,0%) значительно отличается от числа курящих среди женщин (16,3%). В среднем постоянный взрослый курильщик табака выкуривает 17 сигарет в день; мужчины - 18 сигарет в день, женщины - 13 сигарет в день.
Исследование, проведенное в Архангельске в 2011 году, показало, что доля курящих составляет 35%.
Серьезную обеспокоенность вызывают данные о курении среди подростков и беременных женщин. В Архангельске доля подростков, хотя бы раз в жизни попробовавших курить, составляет около 60%. При этом разница в опыте курения между мальчиками и девочками незначительна, а 18,7% подростков пробовали выкурить первую сигарету до достижения 10-летнего возраста.
Распространенность табакокурения среди беременных женщин в городе Архангельске превышает 20%. По данным исследований, пассивному курению во время беременности подвергается 23,5% женщин (в большинстве случаев со стороны мужа и других родственников). Активное и пассивное курение беременных женщин приводит к тому, что у детей, родившихся у них, чаще наблюдаются депрессивные состояния, тревожность, дефицит внимания, гиперактивность, нарушения поведения.
Добровольное желание курящих граждан подвергнуть свое здоровье риску и формируемая в результате этого никотиновая зависимость составляют только часть проблемы табакокурения. Не менее серьезной является проблема вынужденного пассивного курения. Окружающий воздух загрязняется табачным дымом не только на улицах, в барах и ресторанах, но и на рабочих местах, на транспорте, в подъездах жилых домов и в жилых помещениях. Наличие некоторых запретов и ограничений в этой сфере улучшает ситуацию лишь частично.
Для того чтобы остановить "табачную эпидемию", необходимо взаимодействие всех институтов гражданского общества, а также законодательной, исполнительной и судебной власти в вопросах разработки и реализации действенных мер по ограничению курения табака.
Стратегия основана на рекомендациях Всемирной организации здравоохранения, положениях Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, положениях Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 1563-р.
С учетом необходимости определения долгосрочных приоритетов в сфере защиты населения от последствий потребления табака стратегия принимается на период до 2020 года.
Реализация стратегии на территории Архангельской области полностью соответствует национальным интересам Российской Федерации и является необходимым условием повышения уровня здоровья населения, стабилизации демографической ситуации, успешного социально-экономического развития региона.
2. Основные принципы реализации стратегии
Основными принципами реализации стратегии являются:
1) приоритет права граждан на здоровье и чистый воздух по сравнению с правом на потребление табачной продукции и интересами табачной промышленности;
2) создание условий для ведения здорового образа жизни и всестороннее содействие гражданам в выполнении их обязанности заботиться о сохранении своего здоровья и не допускать причинения вреда окружающим;
3) принятие решений на основе анализа всех доступных данных, результатов научных исследований, использования передового российского и международного опыта;
4) взаимодействие органов государственной власти, институтов гражданского общества, граждан в осуществлении мер, направленных на снижение потребления табака и минимизацию ущерба, наносимого им здоровью граждан;
5) использование результатов научных исследований при разработке и реализации мер по борьбе с табакокурением;
6) информационная открытость и независимость оценки результатов реализации стратегии.
3. Цель и индикаторы стратегии
3.1. Целью стратегии является создание условий для защиты населения Архангельской области от последствий потребления табака, в том числе от воздействия окружающего табачного дыма.
3.2. Основными индикаторами (целевыми ориентирами) стратегии являются:
1) уровень заболеваемости и смертности от причин, связанных с потреблением табака;
2) распространенность потребления табака среди населения Архангельской области в целом и по каждой социальной группе (особенно среди несовершеннолетних граждан и беременных женщин);
3) число граждан, обратившихся за помощью по прекращению потребления табака, и число тех, кто излечился от табачной зависимости;
4) доля некурящих граждан, подвергающихся воздействию окружающего табачного дыма в Архангельской области в целом и в отдельных социальных группах (особенно среди несовершеннолетних граждан и беременных женщин);
5) степень защиты граждан от воздействия окружающего табачного дыма в учреждениях и организациях, на территориях образовательных, медицинских, физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры;
6) количество исследований, предметом которых являются потребление табака и его негативные последствия для здоровья человека;
7) число пациентов, по которым собрана информация о статусе курения, а также пациентов, прошедших спирометрию;
8) количество общественных инициатив и проектов, направленных на защиту от последствий потребления табака (в том числе на защиту от воздействия табачного дыма в жилых домах);
9) количество специалистов по вопросам защиты от последствий потребления табака, а также уровень их квалификации;
10) число организаций и индивидуальных предпринимателей, прекративших или ограничивших продажу табачных изделий (как добровольно, так и на основании требований законодательства).
4. Меры по реализации стратегии
4.1. Основными направлениями реализации стратегии являются:
1) мониторинг всех процессов и явлений, связанных с продажей и потреблением табака, негативными последствиями потребления табака, ходом реализации и оценкой эффективности стратегии (далее - мониторинг);
2) защита от воздействия окружающего табачного дыма;
3) оказание помощи по прекращению потребления табака;
4) информирование о вреде потребления табака для здоровья.
4.2. Меры по мониторингу:
1) создание системы сбора, обработки, анализа и распространения информации о взаимосвязи состояния здоровья населения Архангельской области и потребления табака и об иных вопросах, связанных с потреблением табака;
2) создание областного регистра больных хронической обструктивной болезнью легких;
3) проведение исследования функции внешнего дыхания (спирометрии) для курящих пациентов один раз в два года во время осуществления мероприятий Всемирного дня спирометрии (14 октября) в центрах здоровья или иных специально оборудованных местах;
4) обеспечение внесения данных о курении в медицинские карты амбулаторных больных или иные документы в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством и рекомендациями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения;
5) регулярное проведение опросов (исследований) в сфере защиты населения от последствий потребления табака, в том числе операционных исследований по мониторингу потребления табака и эффективности проводимых мероприятий, с учетом международных стандартов (в частности, Глобальной системы эпидемиологического надзора за потреблением табачных изделий (Global Tobacco Surveillance System);
6) организация и проведение научных исследований в указанной сфере (в первую очередь для определения уровня заболеваемости и смертности по причинам, связанным с потреблением табака; для определения последствий активного и пассивного курения беременных женщин для их здоровья и здоровья их детей и выработки рекомендаций по лечению и профилактике);
7) координация и укрепление сотрудничества экспертов и иных лиц, осуществляющих мониторинг в сфере защиты населения от последствий потребления табака или участвующих в принятии решений в указанной сфере;
8) обеспечение обмена информацией с российскими, международными и региональными организациями для получения (оказания) методической и иной поддержки в проведении мониторинга;
9) оценка эффективности и согласованности реализуемых мер в сфере защиты населения от последствий потребления табака, в том числе с мерами, реализуемыми на международном, федеральном и региональном уровнях;
10) осуществление мониторинга применения законодательства, выработка и направление предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
4.3. Меры по защите от воздействия окружающего табачного дыма:
1) проведение просветительских и информационных кампаний (в том числе в средствах массовой информации), направленных на повышение осведомленности населения о вреде курения табака для окружающих;
2) опубликование результатов опросов, исследований, информирование о положениях законодательства о защите от воздействия окружающего табачного дыма, об их применении и ответственности за их нарушение, в том числе о перечне мест, где полностью или частично запрещено курение;
3) исполнение указанных положений законодательства, осуществление контроля исполнения и содействие исполнению;
4) создание и обеспечение эффективного функционирования территорий и зон, свободных от табачного дыма (в первую очередь в организациях, осуществляющих образовательную и медицинскую деятельность, организациях общественного питания, в местах отдыха и массового пребывания людей; проведение мероприятий, свободных от табачного дыма; оказание методической и организационной поддержки этой деятельности;
5) поддержка инициатив и проектов, мотивирующих выбор "бездымного" поведения в жилых помещениях и транспортных средствах;
6) изучение опыта других субъектов Российской Федерации и других стран по защите от воздействия окружающего табачного дыма и распространение информации об опыте Архангельской области в данной сфере;
7) организация контроля содержания табачного дыма в воздухе закрытых помещений;
8) осуществление медицинской профилактики, оказание психологической помощи для групп риска, склонных к началу потребления табака;
9) определение возможных способов, препятствующих организации и проведению культурных, спортивных, физкультурных и иных массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачного изделия и (или) к потреблению табака, в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов;
10) разработка механизмов, исключающих спонсорство со стороны табачных организаций, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными организациями любых акций и мероприятий в сфере образования, физической культуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также исключающих оказание табачными организациями любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным организациям, организациям здравоохранения и культуры.
4.4. Меры, направленные на оказание помощи по прекращению потребления табака:
1) организация дополнительных центров (подразделений, кабинетов, отдельных рабочих мест) для оказания такой помощи или совершенствование организации и методов работы существующих;
2) подготовка и повышение квалификации (по вопросам оказания помощи в отказе от потребления табака) работников медицинских учреждений, работников иных организаций, отвечающих за это направление деятельности;
3) оказание методической помощи указанным работникам и специалистам;
4) предоставление информации о максимально широком перечне возможных вариантов действий для лиц, желающих отказаться от потребления табака, с учетом доказательств их эффективности и стоимости;
5) формирование мотивации потребителей табака к снижению интенсивности курения и полному отказу от него, а также информирование их о наиболее предпочтительных алгоритмах отказа от потребления табака, о службах и об организациях, которые способны оказать им помощь, об успешном опыте отказа от потребления табака;
6) стимулирование создания органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и местными сообществами механизмов по содействию отказу от потребления табака;
7) поддержка инициатив по созданию групп самопомощи;
8) пропаганда здорового образа жизни, занятий спортом и физической культурой;
9) организация и обеспечение функционирования постоянных средств коммуникации (телефонной линии, социальных сетей, иных механизмов) для консультирования по вопросам прекращения потребления табака;
10) содействие в разработке, установлении или совершенствовании стандартов оказания медицинской помощи при заболеваниях, связанных с потреблением табака (например, никотиновой зависимости, хронической обструктивной болезни легких);
11) применение комплексного подхода к деятельности по содействию отказу от потребления табака, включающего поведенческую терапию, фармакологическое лечение никотиновой зависимости и профилактику обострений заболеваний, вызванных курением табака.
4.5. Меры по информированию о вреде потребления табака для здоровья:
1) совершенствование механизмов сбора, обработки и распространения информации о заболеваемости и смертности, вызванных потреблением табака;
2) создание и постоянное обновление информационной системы (сайта, базы данных) общего пользования, содержащей информацию о результатах мониторинга, законы и правила, регулирующие отношения в данной сфере, и информацию об их применении, а также иную информацию, содействующую защите населения от последствий потребления табака;
3) применение механизмов социальной рекламы об опасности для здоровья всех типов табачной продукции, в том числе рекламы в общественном транспорте, крупных торговых центрах, местах проведения зрелищных мероприятий;
4) распространение с применением средств массовой информации, а также информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о воздействии табака на здоровье и последствиях активного и пассивного курения;
5) вовлечение детей и молодежи в деятельность, стимулирующую выбор ими моделей поведения, сохраняющих их собственное здоровье и здоровье окружающих;
6) стимулирование трудовых коллективов и отдельных социальных групп к признанию того, что в этих коллективах (группах) потребление табака не является нормой поведения;
7) недопущение формирования образа табака и курения как обязательных атрибутов успешности;
8) выработка и применение новых способов демотивации (особенно детей и молодежи) к началу или продолжению потребления табака, в том числе посредством информирования о вреде окружающего табачного дыма;
9) разработка эффективных методик и индикаторов (с использованием маркетинговых технологий), позволяющих эффективно осуществлять информирование населения и оценивать его результаты, а также распространение этих методик и индикаторов на местном и региональном уровнях;
10) подготовка и издание адресных обучающих программ и наглядных пособий, материалов, учитывающих особенности возраста, пола, профессии, образования, материального положения и социального статуса;
11) организация и проведение форумов, "круглых столов", конференций, брифингов по проблемам табакокурения, областных и муниципальных массовых акций.
5. Механизм реализации стратегии
5.1. Функции по общей координации реализации стратегии и контролю за ее ходом осуществляет единый совещательный орган - общественный экспертный совет при Архангельском областном Собрании депутатов по противодействию распространению курения табака.
При этом должно быть обеспечено широкое представительство государственных и негосударственных органов, организаций, общественных организаций и иных институтов гражданского общества.
5.2. Для реализации стратегии целесообразны разработка и принятие Правительством Архангельской области плана действий по ее выполнению.
5.3. На основе принципов сотрудничества и координации основными участниками реализации стратегии могут стать органы государственной власти Архангельской области, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, государственные и муниципальные организации, коммерческие и некоммерческие организации.
5.4. Для эффективного мониторинга хода реализации стратегии необходимо, чтобы участники реализации стратегии и исполнители ее отдельных мероприятий периодически представляли отчеты в совещательный орган, указанный в пункте 5.1 стратегии, а также обменивались информацией в оперативном режиме.
5.5. По итогам каждого календарного года реализации стратегии целесообразно подготавливать доклад о ходе реализации стратегии, осуществлять его опубликование и публичное обсуждение.
При этом на первоначальном этапе реализации стратегии требуется проведение оценки исходной ситуации для определения показателей базового уровня, по сравнению с которыми будет оцениваться степень достижения цели стратегии по различным индикаторам.
5.6. Для достижения целей стратегии и обеспечения эффективности ее реализации, а также эффективного расходования средств областного и местных бюджетов необходимо применять программно-целевой подход посредством принятия долгосрочных и ведомственных целевых программ.
5.7. Обязательными условиями эффективного управления реализацией стратегии являются:
1) подготовка и повышение квалификации специалистов (прежде всего государственных и муниципальных служащих, работников государственных и муниципальных учреждений) посредством обучения их методам работы в сфере защиты населения от последствий потребления табака, в том числе в форме лекций, семинаров, тренингов, конференций и иных мероприятий;
2) вовлечение в реализацию стратегии всех социальных групп населения Архангельской области;
3) формирование общественных инициативных групп и обеспечение их сотрудничества;
4) установление диалога между двумя частями общества - курящими гражданами и некурящими - с целью достижения единого понимания того, что целью стратегии является не посягательство на права и свободы курящих, а охрана здоровья некурящих;
5) обоснованное и последовательное усиление принимаемых мер с учетом конкретных обстоятельств в целях недопущения дискредитации стратегии и отдельных участников ее реализации.
6. Финансовое и материально-техническое обеспечение реализации стратегии
6.1. Меры, принимаемые органами исполнительной власти Архангельской области, финансируются за счет средств областного бюджета в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
6.2. Участникам деятельности по реализации стратегии необходимо принимать меры по привлечению дополнительных ресурсов для обеспечения более эффективного и быстрого достижения целей стратегии.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Архангельского областного Собрания депутатов от 17 октября 2012 г. N 1596 "Об утверждении стратегии Архангельской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.