Решение Арбитражного суда Архангельской области
от 27 апреля 2009 г. N А05-1895/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2009 г. N А05-1895/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Архангельской области
в составе председательствующего судьи Буньковой Е.В.,
судей Антоновой Н.Ю., Бабичева О.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новик Ю.О.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области
о признании недействующим полностью постановления Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 30.12.2008 N 73-э/13 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТХК-2" потребителям Архангельской области"
лицо, чьи действия (акты) обжалуются, - Департамент по тарифам и ценам Архангельской области
при участии в заседании представителей:
от заявителя - Демянчук А.Б. - по доверенности от 31.12.2008 г., Трубицын К.А. - по доверенности от 25.02.2009 г.;
от ответчика - Власова Е.И. - по доверенности от 05.02.2009 г.
установил:
открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области (далее по тексту - заявитель, ОАО "ТГК") обратилось в арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействующим полностью постановления Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 30.12.2008 N 73-э/13 "О внесении изменений и дополнений в постановление Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 28 ноября 2008 года N 65-э/5". Обращение с заявленным требованием обосновано несоответствием оспариваемого постановления Федеральному закону РФ N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", приказу Федеральной службы по тарифам от 08.08.2008 г. N 135-э/1.
Департамент по тарифам и ценам Архангельской области (далее по тексту - ответчик, Департамент) с заявленным требованием не согласен по основаниям, указанным в отзыве и письменных дополнениях к нему.
Исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, принявших участие в судебном заседании, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению с учетом следующих обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с частью первой статьи 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов.
Статьей 7.1 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусмотрено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Как установлено судом, 30 декабря 2008 года Департаментом по тарифам и ценам Архангельской области принято постановление N 73-э/13 "О внесении изменений и дополнений в постановление Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 28 ноября 2008 года N 65-э/5" (далее по тексту - оспариваемое постановление), которым тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТГК-2" на нужды отопления жилищного фонда и горячего водоснабжения населения, в первом полугодии 2009 года установлены на уровне тарифов, действующих в 2008 году.
Оценив оспариваемое постановление, приняв во внимание, что последним установлены тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТГК" неограниченному кругу лиц, то есть данное постановление принято не в отношении конкретных потребителей, а в отношении неопределенного круга лиц (группы потребителей), пользующихся оказываемыми заявителем услугами по отпуску им тепловой энергии, постановление рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, оспариваемое постановление опубликовано в газете "Волна" N 1 от 13 января 2009 года, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Департамента является нормативным правовым актом, в связи с чем, заявленный спор рассматривается судом с учетом положений главы 23 АПК РФ.
Согласно части четвертой статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, предоставляемую организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 3 указанного Федерального закона государственное регулирование тарифов обусловлено естественной монополией энергоснабжающих организаций и осуществляется, помимо прочего, в целях создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии. Среди принципов государственного регулирования, названных в статье 4 Федерального закона, указаны и такие принципы, как осуществление поставок электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности) всем потребителям по тарифам, утвержденным в установленном порядке, а также определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов.
Таким образом, из смысла названного Федерального закона вытекает, что в данном случае деятельность Департамента при установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию направлена на достижение баланса экономических интересов потребителей и производителей энергии в регионе.
Как установлено судом, 28 ноября 2008 года Департаментом по тарифам и ценам Архангельской области принято постановление N 65-э/5 "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" потребителям Архангельской области", которым установлены размеры тарифов на тепловую энергию, отпускаемую заявителем, с 01 января 2009 года (отличные от размера тарифов, действующих в 2008 году).
29 декабря 2008 года главой администрации Архангельской области подписано распоряжение N 302-ра/50 "О мерах по снижению тарифов на товары (услуги) топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в условиях кризисных явлений в экономике". Согласно тексту указанного распоряжения последнее принято в соответствии с областным законом Архангельской области от 21.06.2006 г. N 176-11-03 "Об Администрации Архангельской области", в связи с изменением цен на энергоносители и в целях соблюдения баланса интересов потребителей и производителей товаров и услуг топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в условиях кризисных явлений в экономике. Данным распоряжением Департаменту по тарифам и ценам Архангельской области указано на необходимость в декабре 2008 года внести изменения в решение об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "ТГК-2" на нужды отопления жилищного фонда и горячего водоснабжения населения, с учетом сохранения в первом полугодии 2009 года тарифов, действующих в 2008 году.
Во исполнение данного распоряжения администрации Архангельской области Департаментом по тарифам и ценам Архангельской области принято оспариваемое постановление.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (статьи 5, 6) и Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (пункты 65, 66). В силу названных нормативных актов государственное тарифное регулирование осуществляется путем утверждения уполномоченными государственными органами системы ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги (в том числе услуги по передаче электроэнергии).
Действующим законодательством установлен следующий порядок утверждения тарифов на тепловую энергию. Согласно Правилам государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2004 г.) установление тарифов производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования, при этом обязательному представлению подлежат следующие материалы: баланс электрической энергии; баланс электрической мощности, в том числе информацию об установленной, максимально доступной и рабочей генерирующей мощности; баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии; баланс тепловой мощности; бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования; расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям; данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки; расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам; расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии; инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала; оценка выпадающих или дополнительно полученных в предшествующий период регулирования доходов, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Регулирующий орган в 2-недельный срок с даты регистрации проводит анализ указанных материалов и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении тарифов.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней. Срок проведения экспертизы устанавливается регулирующим органом, но не может превышать один месяц.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям);
3) анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
Решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и (или) их предельных уровней извещается (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегии), а не позднее чем за один день до заседания должна быть ознакомлена с его материалами, включая проект постановления.
Исходя из анализа положений Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ N 109 от 26.02.2004 г.), учитывая, что законодатель при определении порядка установления тарифа оперирует единственным термином "установление тарифов", суд приходит к выводу, что установленный действующим законодательством порядок применяется в указанном виде и в указанной последовательности как при утверждении тарифа впервые, при утверждении тарифа на новый расчетный период регулирования, так и в случае изменения тарифа после его утверждения, но до введения его в действие. Нарушение указанного порядка влечет признание постановления соответствующего органа недействующим.
Исключение из данного порядка установления тарифов предусмотрены в статье 2 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Правилах государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109: в случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов Департамент обязан привести решение об установлении тарифов в соответствии с таким актом. Изменение же установленного тарифа по инициативе непосредственно регулирующего органа без указанного основания действующим законодательством не допускается.
С учетом указанного, исходя из анализа оснований для принятия оспариваемого постановления, суд приходит к выводу об отсутствии права у Департамента по тарифам и ценам Архангельской области по изменению тарифов, установленных постановлением N 65-э/5 от 28 ноября 2008 года "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Территориальная генерирующая компания N 2" потребителям Архангельской области".
Учитывая указанное, оспариваемое постановление как принятое в нарушение установленного порядка, признается судом недействующим в связи с несоответствием требованиям Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
При этом в силу указанного для существа рассмотрения настоящего спора не имеет значения тот факт, что оспариваемое постановление принято Департаментом по тарифам и ценам Архангельской области во исполнение определенного распоряжения администрации Архангельской области. Кроме того, при оценке доводов ответчика об обязательности исполнения для него распоряжения главы администрации Архангельской области N 302-ра/50 от 29 декабря 2008 года "О мерах по снижению тарифов на товары (услуги) топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в условиях кризисных явлений в экономике", суд отмечает следующее.
Согласно пункту 3 Положения о Департаменте по тарифам и ценам Архангельской области (утв. Постановлением администрации Архангельской области от 14.05.2007 г. N 95-па) Департамент в своей деятельности руководствуется, в том числе, Уставом Архангельской области и областными законами, договорами и соглашениями Архангельской области, постановлениями Архангельского областного Собрания депутатов, нормативными правовыми актами главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области, а также регламентом взаимодействия исполнительных органов государственной власти Архангельской области. В соответствии со статьей 10 закона Архангельской области от 21.06.2006 г. N 176-11-03 "Об Администрации Архангельской области" администрация в целях осуществления своих полномочий принимает постановления, являющиеся нормативными правовыми актами, и распоряжения, являющиеся индивидуальными правовыми актами. Администрация вправе давать поручения, принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. Вступившие в силу постановления администрации действуют на всей территории Архангельской области и обязательны для всех исполнительных органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Таким образом, нормативными правовыми актами главы администрации Архангельской области и администрации Архангельской области, которые являются обязательными для исполнения Департаментом, являются постановления.
Распоряжение главы администрации Архангельской области N 302-ра/50 от 29 декабря 2008 года "О мерах по снижению тарифов на товары (услуги) топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства в условиях кризисных явлений в экономике" является ненормативным правовым актом и подлежало исполнению Департаментом исключительно с учетом требований федерального законодательства, определяющего порядок установления тарифов на тепловую энергию: Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации и Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Довод Департамента по тарифам и ценам Архангельской области о недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов оспариваемым постановлением отклоняется судом как необоснованный, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов указание в заявлении на нарушение прав заявителя является лишь поводом для проверки судом законности названных актов, основанием судебного нормоконтроля. Оценку нормативному акту на предмет его соответствия или несоответствия нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, в соответствии с частью 2, пунктом 3 части 3 статьи 195 АПК РФ суд должен дать независимо от того, установит ли он нарушение прав заявителя или нет.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по результатам рассмотрения заявленного требования относится на ответчика. В связи с уплатой при подаче заявления государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено положениями подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ, заявителю из федерального бюджета на основании положений подпункта 1 пункта статьи 333.40 НК РФ подлежит возврату 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины как излишне уплаченной по платежным поручениям: N 14596 от 23.09.2008, N 13058 от 22.08.2008, N 14601 от 23.09.2008, N 17963 от 26.11.2008.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. "подпункта 1 пункта статьи 333.40 НК РФ" следует читать: "подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ"
Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
признать постановление Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 30.12.2008 N 73-э/13 "О внесении изменений и дополнений в постановление Департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 28 ноября 2008 года N 65-э/5" не соответствующим Федеральному закону N 41-ФЗ от 14.04.1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и недействующим полностью.
Взыскать с Департамента по тарифам и ценам Архангельской области в пользу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области 2000 руб. 00 коп. расходов по государственной пошлине.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 2" в лице Главного управления по Архангельской области из федерального бюджета 2000 руб. 00 коп. государственной пошлины как излишне уплаченной по платежным поручениям: N 14596 от 23.09.2008, N 13058 от 22.08.2008, N 14601 от 23.09.2008, N 17963 от 26.11.2008.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца.
Председательствующий |
Е.В. Бунькова |
Судьи |
Н.Ю. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Архангельской области от 27 апреля 2009 г. N А05-1895/2009 О признании постановления департамента по тарифам и ценам Архангельской области от 30 декабря 2008 г. N 73-э/13 не соответствующим Федеральному закону N 41-ФЗ от 14 апреля 1995 г. "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", постановлению Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и недействующим полностью
Текст решения официально опубликован не был