Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Мананниковой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Беляевской О.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области об оспаривании решения Архангельского городского Совета депутатов от 29 ноября 2006 года N 286 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению",
установил:
Заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании пункта 1 решения Архангельского городского Совета депутатов от 29 ноября 2006 года N 286 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению" противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование требования указал, в нарушении норм, изложенных в Правилах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, пунктом 1 решения установлены нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для жилых домов без учета их конструктивных и технических параметров.
В судебном заседании представитель прокуратуры Пугачева С.В. поддержала заявленное требование.
Представители заинтересованных лиц - Архангельского городского Совета депутатов - Ковтунюк Д.Л., Мэрии города Архангельска Марков А.В. с заявлением не согласны. Пояснили, что установление дифференцированных нормативов для отдельных многоквартирных домов потребует значительных средств, а также вызовет негативное отношение жителей.
В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Решением Архангельского городского Совета депутатов от 29 ноября 2006 года N 286 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению" введены в действие с 01 января 2007 года нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Размеры нормативов установлены в пункте 1 вышеуказанного решения.
Оспариваемое решение принято Архангельским городским Советом депутатов в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 157 Жилищного кодекса РФ, пунктом 4.1 Положения о порядке регулирования цен, тарифов и надбавок органами местного самоуправления города Архангельска, утвержденного решением Архангельского городского Совета депутатов от 31 августа 2006 года N 210.
Учитывая, что решение издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, в нем содержатся правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, следует признать, что оно является нормативным правовым актом.
Решение было опубликовано 08 декабря 2006 года в газете "Архангельск" N 226 в соответствии с требованиями п. 1 и 2 Решения Архангельского городского Совета депутатов от 27 октября 2005 года N 56 "Об официальном опубликовании нормативных правовых актов Архангельского городского Совета депутатов". Действует в первоначальной редакции.
02 ноября 2007 года за N 22/1-07-07 заместителем прокурора Архангельской области принесен протест на оспариваемое решение.
21 ноября 2007 года депутаты Архангельского городского Совета депутатов согласились с протестом заместителя прокурора Архангельской области о допущенных нарушениях действующего законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
Согласно пункту 1 ст. 153, пункту 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, включающие в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Статьей 157 Жилищного кодекса РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданами устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с подпунктами "а" и "д" пункта 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении горячего водоснабжения учитываются этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникации и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая), в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникации и оборудования.
Пунктом 10 Правил определено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно пунктам 12, 14 и 23 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. Изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления. При этом если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода, то применяется расчетный метод.
Формулы расчета нормативов отопления и горячего водоснабжения с применение расчетного метода приведены в разделе II приложения к Правилам.
Из содержания раздела II приложения следует, что нормативы отопления и горячего водоснабжения зависят от ряда показателей, в том числе и от этажности домов.
Оспариваемым решением установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для всех многоквартирных и жилых домов, без учета конструктивных и технических параметров, степени благоустройства и без применения методов, перечисленных в пункте 20 Правил, то есть с отступлением от предусмотренных Правилами положений.
Таким образом, действующие нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, определенные пунктом 1 оспариваемого решения, установлены с нарушением федерального законодательства.
В силу положений части 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом изложенного, суд признает пункт 1 Решения Архангельского городского Совета депутатов от 29 ноября 2006 года N 286 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.
Руководствуясь ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
заявление заместителя прокурора Архангельской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 Решения Архангельского городского Совета депутатов от 29 ноября 2006 года N 286 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению".
По вступлению решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит публикации в газете "Архангельск".
На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (11.02.2008 г.) через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Председательствующий |
Т.А. Мананникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 4 февраля 2008 г. N 2-278/08 О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 1 решения Архангельского городского Совета депутатов от 29 ноября 2006 г. N 286
Текст решения официально опубликован не был